как разжечь кадило в храме

Что такое каждение?

Что такое каждение? Давайте разберемся простыми словами. Многим из вас знакома картина, когда священник, держа в руке дымящееся кадило, ходит по храму, размахивая кадилом. Давайте разберемся простыми словами, зачем нужно кадить в храме? И что делать, если в храме священник кадит?

Что такое каждение

Каждение (оно же «окуривание», оно же «сжигание благовоний«), это когда батюшка (священник) в церкви берет в руку дымящееся кадило (металлический предмет на цепочке) и обходит с молитвой и поклонами сначала по кругу внутри храма, а потом со стороны иконостаса направляет его в сторону присутствующих в церкви. Каждение – это благоуханная жертва Богу. В металлическую кадильницу (кадило) на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Зачем нужно кадить в храме и что это означает

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов, славу Божию и возношение молитв к Богу. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона (площадка перед иконостасом). Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.

Какая польза при каждении

При глубокой молитве, спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняет наши сердца, как благодать фимиама (дыма от кадила, точнее ладана в нём) наполняет храм. Считается, что дым ладана из кадила отгоняет нечистую силу (все же знаете присказку «как черт от ладана»).

Что делать когда батюшка идёт с кадилом в храме

По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться. Когда священник или диакон совершает каждение икон и росписи вдоль стен храма, молящиеся должны немного отступить от стен, не толпиться и поклониться единожды в ответ на каждение.

Источник

Кадило, каждение

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фими­а­тос), θυμιατήριον (фими­а­ти­рион), λιβανωτός (лива­но­тос)) – метал­ли­че­ский сосуд, исполь­зу­е­мый в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной и Като­ли­че­ской Церк­вей для совер­ше­ния каж­де­ния (куре­ния ладана — важ­ней­шего сим­во­ли­че­ского дей­ствия, совер­ша­е­мого во время бого­слу­же­ния).

С апо­столь­ских времен совер­ша­ется каж­де­ние во время молитвы. В метал­ли­че­скую кадиль­ницу на рас­ка­лен­ные угли пола­га­ется души­стая смола восточ­ных дере­вьев – ладан (фимиам). При сго­ра­нии он обра­зует бла­го­вон­ный (аро­мат­ный) дым.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Сожже­ние жертв пред Богом появи­лось на Земле в древ­ней­шие вре­мена. Доста­точно вспом­нить жертву пра­вед­ного Авеля.

Сам Гос­подь в Ветхом Завете пове­лел Моисею сде­лать в скинии особый жерт­вен­ник для свя­щен­ного куре­ния аро­ма­ти­че­ских веществ ( Исх.30:1-9 ).

Волхвы, при­шед­шие покло­ниться Христу, среди прочих даров пре­под­несли Богом­ла­денцу ладан.

Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов видел в Откро­ве­нии в Небес­ном храме Ангела, при­ем­лю­щего золо­тую кадиль­ницу ( Откр.8:3-5 ).

Хри­сти­ане стали исполь­зо­вать кадила за бого­слу­же­нием начи­ная с VI века. По форме они напо­ми­нали совре­мен­ные: это была неболь­шая чаша или сфера на трех цепоч­ках, кото­рые соеди­ня­лись вместе. Изна­чально крышки не было — все эле­менты несли прак­ти­че­ское зна­че­ние.

На Русь кадиль­ницы с цепоч­ками попали из Визан­тии в XI веке. В XV веке они при­об­рели форму храма: к чаше для угля доба­вили крышку в виде цер­ков­ного купола с отвер­сти­ями для воз­духа и бла­го­во­ний, кото­рая закан­чи­ва­лась кре­стом.

По тол­ко­ва­нию Святых Отцов, огонь как веще­ство сожи­га­ю­щее и согре­ва­ю­щее изоб­ра­жает собою Боже­ство. Поэтому огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует Боже­ствен­ную при­роду Христа, само веще­ство угля – Его чело­ве­че­скую при­роду, а ладан – молитвы людей, при­но­си­мые Богу.

Кадиль­ница есть образ Бого­ма­тери, вме­стив­шей Невме­сти­мого Христа. Во многих молит­вах Пре­чи­стая назы­ва­ется Кади­лом бла­го­вон­ным.

Когда свя­щен­ник кадит пре­стол, иконы или другие свя­щен­ные пред­меты, он воз­даёт честь и хвалу Богу. Каж­де­ние людей сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние и схож­де­ние Свя­того Духа.

Молитва перед нача­лом каж­де­ния

Перед нача­лом каж­де­ния свя­щен­ник про­из­но­сит молитву: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню (запах) бла­го­уха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный мыс­лен­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­свя­таго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что види­мый дым кадила озна­чает неви­ди­мое при­сут­ствие бла­го­дати Гос­под­ней, духовно укреп­ля­ю­щей веру­ю­щих.

Виды каж­де­ния: полное и малое

Бого­слу­жеб­ное каж­де­ние бывает полным, когда охва­ты­вает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих людей с амвона. Когда каж­де­ние совер­ша­ется свя­щен­ным пред­ме­там – иконам, храму, оно отно­сится к Богу, воз­да­вая Ему подо­ба­ю­щую честь и хвалу. Когда же кадило обра­ща­ется к людям, этим сви­де­тель­ству­ется, что Дух Святой нис­хо­дит на всех верных, как нося­щих в себе образ Божий. По тра­ди­ции в ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться.

Каж­де­ние, как слу­же­ние дья­кона

Когда свя­щен­ник служит вместе с дья­ко­ном, послед­ний совер­шает прак­ти­че­ски все каж­де­ния. Это одна из глав­ных его обя­зан­но­стей наряду с воз­гла­ше­нием молит­вен­ных про­ше­ний — екте­ний. Именно поэтому в пра­во­слав­ной тра­ди­ции дья­кона хоро­нят с кади­лом в руках.

Дей­ствия при­хо­жан во время каж­де­ния

В ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться. Во время каж­де­ния всего храма доста­точно лишь слегка раз­вер­нуться в сто­рону свя­щен­ника с кади­лом и покло­ниться, нет необ­хо­ди­мо­сти кру­титься вокруг своей оси.

Могут ли миряне само­сто­я­тельно совер­шать каж­де­ние дома?

Не суще­ствует чина освя­ще­ния кадила, но суще­ствует тра­ди­ция, согласно кото­рой свя­щен­но­слу­жи­тели кадят в храме кади­лом с цепоч­ками, а миряне в своих жили­щах исполь­зуют кацею.

В каче­стве топ­лива для каж­де­ния при­ме­няют уголь, он про­да­ется в виде таб­ле­ток, кото­рые легко раз­жи­га­ются при помощи спичек (быст­ро­раз­жи­га­ю­щи­еся таб­летки) или на плите (обыч­ные таб­летки). Ладан исполь­зуйте только хоро­шего каче­ства, чтобы полу­чить дей­стви­тельно бла­го­вон­ный фимиам.

Обходя ком­наты в доме и совер­шая кади­лом крест­ное зна­ме­ние, можно про­из­но­сить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Чест­ному Кресту.

Кадило и пани­ка­дило – это разные пред­меты!

Ручное кадило в форме ковша име­ну­ется кацией.

Теперь вы не пере­пу­та­ете кадило с пани­ка­ди­лом, как это сделал рус­ский клас­сик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раз­ду­вая ладан в старом медном пани­ка­диле (И.С. Тур­ге­нев).

Изоб­ра­же­ние кадила на иконах

С кади­лом в руках изоб­ра­жают пер­во­свя­щен­ника Аарона и святых архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия (их иконы можно встре­тить на диа­кон­ских вратах ико­но­стаса — они нахо­дятся по обе сто­роны от цен­траль­ных цар­ских врат).

«Каж­де­ние при­го­тов­ляет нас к службе «вонею бла­го­уха­ния». Духов­ному, «умному» бого­слу­же­нию пред­ше­ствует это телес­ное, внеш­нее. Фимиам воз­но­сит ум к пре­столу Божию, куда он направ­ля­ется с нашими молит­вами. Во все века и у всех наро­дов сожже­ние бла­го­во­ний счи­та­лось лучшей, чистей­шей веще­ствен­ной жерт­вой Богу, и из всех видов веще­ствен­ной жертвы, при­ня­тых в есте­ствен­ных рели­гиях, хри­сти­ан­ская Цер­ковь удер­жала только эту и еще немно­гие (елей, вино, хлеб). И внеш­ним видом ничто так не напо­ми­нает бла­го­дат­ного дыха­ния Духа Свя­того, как дым фимиама. Испол­нен­ное такого высо­кого сим­во­лизма, каж­де­ние много спо­соб­ствует молит­вен­ному настро­е­нию веру­ю­щих и своим чисто телес­ным воз­дей­ствием на чело­века. Бла­го­во­ния дей­ствуют повы­ша­юще, воз­бу­ди­тельно на наше настро­е­ние. С этой целью устав, напри­мер, пред пас­халь­ным бде­нием пред­пи­сы­вает уже не просто каж­де­ние, а чрез­вы­чай­ное напол­не­ние храма запа­хом из постав­лен­ных сосу­дов с куре­ни­ями».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон.

Источник

Кадило. Суть вещей

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:19).

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.

Источник

Православная Жизнь

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Каждое христианское богослужение — в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. — всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были — чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Кадило VI века, Византия-Сирия

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Кадило VI века, Византия

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

как разжечь кадило в храме. Смотреть фото как разжечь кадило в храме. Смотреть картинку как разжечь кадило в храме. Картинка про как разжечь кадило в храме. Фото как разжечь кадило в храме

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Источник

Каждение

Каждение в храмах Божиих

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).

Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).

Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?

Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).

Когда совершается каждение?

Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.

После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а за­тем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.

Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догмати­ческое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.

Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).

Что означает каждение?

Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блажен­ный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да при­ятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пре­небрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).

Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни

Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою про­водить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2Кор.2,15 ) (Там же).

Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати

Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом при­общаются благодати Святого Духа (Там же).

Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей

Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молит­венного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).

Смысл каждения во время чтения Апостола

Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христи­анской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).

Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочис­ленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по коли­честву его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.

Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаян­ному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *