как разработать методику обучения английскому языку
Как составить собственную методику обучения английскому языку
Недавно наткнулась на статью, одного опытного репетитора, который поднимал вопрос, на мой взгляд, актуальный для всех учителей английского языка: “Как репетитору составить собственную методику?”. Лично я считаю, что грамотная методика обучения, это ключ к успеху в работе любого учителя.
Я начала обучать детей английскому языку с 18 лет, мне очень повезло в школе с учителем, это была высококлассный педагог, которая могла научить английскому даже “обезьяну”.
Кстати, меня она так и называла, потому что я была совершенно не усидчивым и ленивым ребенком, но свою учительницу я уважала и боялась на столько, что в старших классах сидела ночами переводя дословно каждое слово в текстах, отрабатывала по аудио дискам произношение, писала «по строчке» слова, которые не могла запомнить, а этих строчек было, уж поверьте, предостаточно. Не смотря на то. Что я боялась учителя, она сумела привить мне любовь к языку, а это один из главных моментов, которые помогают детям «желать знать».
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос самостоятельной, разносторонне развитой личностью. В мире, где основополагающий момент играет информация и социальные сети, получать новые знания необходимо из разных источников. Для этого полезно освоить главный международный язык – английский.
Методики изучения английского для детей основаны на 5 принципах:
Естественно, что необходимые азы грамотно усвоенные в детском возрасте, бесспорно дадут свои плоды в изучении языка в старших классах. Опираясь на собственный опыт, могу смело заявить, что имея пробел в знаниях, ребенок в школе с великим трудом сможет его восполнить из-за проблем связанных с психолого-лингвистическим аспектом. Все мы знаем, что подростки склонны к перепадам настроения и в большинстве случаев мы сталкиваемся с протестом, который он направляет в сторону того предмета, которым он не может овладеть.
Большинство детских методик изучения английского основаны игровой активности детей. Как упоминалось выше, игра – это инструмент развития ребенка, с ее помощью он познает мир. Поэтому логично использовать игру для изучения английского.
Лучшие методики изучения английского языка для детей включают в себя игровые ситуации разных типов. С их помощью ребенок разовьет нужные навыки быстро и в веселой форме. Выделяют четыре вида образовательных игр:
Помните, что независимо от способа обучения, главное – практика. Без нее на языке Шекспира не заговорит ни будущий поэт, ни прирожденный лингвист. Поэтому почаще разговаривайте с ребенком на английском, если уровень владения языком это позволяет. Результат не заставит себя ждать.
Для того,чтобы грамотно составить свою методику изучения английского языка необходимо:
Как составить свою собственную методику, будучи начинающим репетитором?
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
Английский язык – самый востребованный язык в мире. Для его изучения придумано множество методов, благодаря которым обучение пройдет намного быстрее и легче. Остается лишь выбрать свой и упорно двигаться к цели.
Метод Пимслера
Это пожалуй самый популярный из методов самостоятельного изучения английского языка.
Данный курс изучения английского, разработанный специально для русскоговорящих доктором Паулем Пимслером, рассчитан на деловых людей, у которых не так уж много свободного времени.
По сути, это единственный запатентованный метод тренировки памяти.
Каждый уровень состоит из 30 занятий длительностью по 30 минут.
Именно в течение этого промежутка времени, по мнению Пимслера, человеческий мозг наиболее активно усваивает новую информацию. Всего в курсе есть 3 уровня. Занятия ведут два диктора — носитель английского языка и русскоговорящий.
Особое внимание уделяется работе над произношением, а также изучению лексики, необходимой для повседневного общения. Задача студента — слушать дикторов и выполнять их задания.
Методика Дмитрия Петрова
Метод изучения иностранных языков известного полиглота Дмитрия Петрова на сегодняшний день считается одним из самых популярных.
Изучения английского по данной методике дает неплохие базовые знания, что подтверждается многочисленными отзывами учащихся.
Однако верить в то, что произойдет чудо и вы выучите язык по этому методу всего за 3 недели, не стоит. Но за этот срок, если действительно работать над собой, можно наработать неплохую базу.
Преимуществом методики является то, что она рассчитана на снятие мешающего изъясняться на иностранном языке психологического барьера, помогает раскрепоститься и ориентирована именно на улучшение разговорного английского. Базовые конструкции и общеупотребляемая лексика доводятся до автоматизма. К тому же, все объяснения довольно доступны и понятны.
Метод Ильи Франка
Эта методика особенно подойдет тем, кто любит читать и находится на начальном уровне изучения английского языка.
Он основан на пополнении словарного запаса за счет чтения книг на иностранном языке.
Может показаться, что данный метод похож на метод параллельного перевода, когда тексты размещены целиком в разных местах.
Однако метод Франка имеет несколько преимуществ:
Метод Франка привлекателен отсутствием зубрежки сложных правил и ненавязчивостью.
Если вы любите читать, то вам нужно лишь улавливать сюжет произведения. Одновременно с этим вы будете привыкать к структуре английского языка. Сам Илья Франк к недостаткам своей методики относит трудоемкость создания книг по его методу.
Коммуникативная методика Галины Китайгородской
Курс, в процессе которого будет выучено около 3,5 тысяч лексических единиц, рассчитан на 120 часов.
Форма реализации данного метода очень увлекательна и оригинальна. Перед началом обучения проводится психологический тест, по результатам которого каждому ученику присваивается роль, соответствующая его психотипу.
Например, бизнесмен, менеджер, генеральный директор. Каждый участник играет свою роль, участвуя в диалогах и обсуждениях проблем на иностранном языке.
Это помогает учащимся раскрепоститься и преодолеть языковой барьер, ведь они общаются от лица персонажей. Конечно, это не просто игра. Внутри нее участникам приходится учить слова, фразы и правила. К тому же пройденное на первом занятии повторяется на втором, второе и первое на третьем и т.д. Таким образом, в игровой форме достигаются хорошие, устойчивые результаты.
Метод Мюллера
Эта методика помогает улучшить навыки разговорной и письменной речи, чтения и говорения.
Она отличается высокой эффективностью вследствие сочетания воздействия на сознательное и бессознательное.
Метод Мюллера основан на достижениях российской и западной науки – сверхобучаемости и голографической памяти.
Сверхобучаемость позволяет ускорить приобретение каких-либо навыков в несколько раз. Она применима и к изучению иностранных языков. Чтобы запустить процессы сверхобучаемости и голографической памяти нужно: расслабиться, выпрямиться; постараться убедить себя в том, что вы свободно разговариваете на английском языке; далее, если вы все сделали правильно, должен активизироваться процесс сверхобучаемости, то есть вы сможете вспомнить и построить фразы на английском языке.
Методика Игоря Шехтера
Разработанный Шехтером курс состоит из 3 циклов. Каждый цикл включает 100 часов занятий. Между циклами предусмотрен отдых в течение 1–3 месяцев.
Во время перерыва обучаемые смотрят фильмы, читают книги на английском и т.п.
Суть методики заключается в построении диалогов без изучения сложной грамматики. Здесь не предусмотрено домашних заданий, тестов и экзаменов, так как Шехтер считает, что нужно не учить языку, а создавать условия для разговорной речи.
К достоинствам этого метода относят то, что обучение эмоционально окрашено и проходит в процессе активной деятельности. Ученики не ограничены рамками грамматических конструкций, а передают смысл того, что хотели бы сказать.
Вывод: каждый человек имеет возможность выбрать методику, наиболее подходящую именно ему. Некоторые методы в большей мере воздействуют на бессознательное мышление с помощью звуковых сигналов, многократного прослушивания и повторения, исполнения ролей и т. д.
Лучшие методики изучения английского
Нет времени? Сохрани в
К концу ХХ века за английским окончательно закрепился статус языка мирового значения. В большинстве школ мира его изучение стало обязательным, а методология преподавания начала развиваться семимильными шагами. Не все могли позволить себе посещение курсов, что спровоцировало появление первой методики самостоятельного изучения английского языка. Впоследствии многие авторы предпринимали попытки создать программу эффективного изучения английского языка самостоятельно, но мы остановимся на 8 наиболее популярных.
Метод Шехтера
В данном способе изучения английского языка за основу берется не классическая модель «от теории к практике», а обратная, более естественная система восприятия. Она крайне схожа с тем, как мы усваиваем родной язык. Автор приводит в пример то, как маленькие дети учатся разговаривать — ведь никто не объясняет им правила построения предложений, падежи и части речи. Точно так же Игорь Юрьевич Шехтер предлагает изучать английский язык.
Суть современной методики изучения английского языка заключается в том, что с первого занятия перед учениками ставится определённая задача, например, узнать о профессии собеседника. Далее все учащиеся разыгрывают так называемые «этюды», где примеряют на себя различные роли и стараются решить поставленную задачу. За счёт того, что общение происходит между людьми с примерно одинаковым уровнем владения языком, пропадает страх использовать иностранную речь, который имеет место при общении между учителем и учеником.
Данная методика английского языка состоит из трёх этапов: на первом даются лексические единицы, слова и выражения, и только потом, на втором и третьем, происходит коррекция использования грамматико-синтаксических структур. Система не раз подтвердила свою действенность и на данный момент является одной из самых успешных с точки зрения педагогов-психологов.
Главные ошибки в английском
Метод Пимслера
Доктор Пауль Пимслер разработал специальную систему тридцатиминутных уроков, рассчитанную не только на восприятие информации, но и на её воспроизведение. Каждое занятие озвучивают два человека: наш соотечественник и native English speaker. Благодаря этому, а также особой технологии запоминания, любой обучающийся за каждое занятие усваивает до сотни английских слов и выражений. Суть занятия заключается в последовательном выполнении заданий, которые проговариваются дикторами.
К безусловным плюсам методики можно отнести её мобильность — выполнять аудио-задания можно где угодно: стоя в пробке, направляясь на работу, в метро по пути на свидание или лёжа в постели перед сном. Минусом же станет отсутствие качественной проверки произношения и усвоения знаний.
Метод Драгункина
Особенностью системы Александра Николаевича Драгункина является ориентация на родной русский язык при изучении любого иностранного. Очень смело называя английский простым, автор утверждает, что его корни уходят в древнерусский язык, особенно система грамматических времён. Слушатели курса Драгункина изучают новые слова, затранскрибированные русскими буквами, а грамматические конструкции разделены не на 12 времён, известные нам со школы, а на прошедшее, настоящее, будущее и их вариации.
У Александра Николаевича работает своя сеть школ, где можно освоить три вида курсов: основной, краткий и разговорный. Для самостоятельного обучения предлагается книга «Малый прыжок в английский», где изложен инновационный подход лингвиста к изучению языка. Пользуясь его системой, можно легко разобраться с употреблением английских глаголов, запомнить правила употребления артиклей и легко освоить базовые принципы построения предложений. Тем не менее, методика Драгункина имеет множество отрицательных отзывов, критикующих постановку произношения и недостаточный объём теоретических знаний.
Метод Петрова
Дмитрий Петров заявляет, что изучить английский можно за 16 часов. Правда, далее автор уточняет, что речь идёт не о мастерском владении языком на уровне коренного жителя Великобритании, а о базовых знаниях. Его уроков достаточно для того, чтобы выжить в условиях попадания в англоязычную среду, объяснить свои нужды и понять ответ.
Методика английского языка «Полиглот» Петрова доказала свою эффективность в прямом эфире телеканала «Культура». Основа методики заключается в искусственном погружении в языковую среду. С первого занятия участники шоу обязаны изъясняться на иностранном. Для этого автор даёт необходимый лексический минимум по заданной теме, а также модели речевых конструкций. Большая часть занятия отводится именно на многократное повторение заданных структур, их «оттачивание» и, таким образом, происходит прочное запоминание.
Метод Франка
Илья Франк является автором оригинальной методики изучения английского языка, основанной на чтении адаптированной особым образом литературы. Небольшие фрагменты текста подаются с последовательным переводом в скобках. Так одно большое предложение делится на отдельные фразы, и как только читатель заканчивает прочтение фразы, тут же в скобках подаётся перевод. Таким образом удаётся сравнить оригинальный текст и перевод и восполнить значение тех слов, которые не были известны ранее. После того, как весь фрагмент прочитан по частям с переводом, следует этот же текст, но уже без «костыля» — русского аналога.
Используя метод Ильи Франка, обучающийся усваивает значения новых лексических единиц подсознательно, равно как и готовые образцы употребления и построения фраз. Главным минусом методики является накопление только пассивных знаний по английскому — упражнений на применение полученных знаний адаптированные тексты в себе не несут. Использовать методы изучения английского по Илье Франку стоит в качестве дополнительного средства наращивания лексического запаса.
Метод Умина
Опубликовав книгу «Иностранный легко и с удовольствием», Евгений Александрович Умин (Умрюхин) на 50 страницах изложил метод моторных и слуховых энграмм проговаривания и восприятия фраз на английском языке на автомате. Энграммами автор называет «следы памяти», которые помогают мозгу легче усваивать информацию. Опираясь, подобно Шехтеру, на пример обучения речи у маленьких детей, а также на свои исследования механизмов работы человеческого мозга во время обучения, Умин разработал систему ежедневных занятий. По его словам, занимаясь всего 15-20 минут в день, за год можно достичь значительного успеха. Если увеличить продолжительность занятий до 1-1,5 часов, то за год можно начать говорить по-английски на одном уровне с носителем.
Метод Замяткина
Книга «Вас невозможно научить иностранному языку» для многих стала откровением. В ней Николай Фёдорович Замяткин раскрывает причины безуспешного обучения английскому в школе, а также описывает способ «матричного тай-чи», помогающего на самом деле выучить чужой язык. Его методы изучения английского языка основаны на постепенном погружении в языковую среду и формировании искусственного «информационного голода» — потребности мозга в новой информации.
Согласно методу, сначала происходит прослушивание диалогов, затем чтение книг, а после просмотр англоязычных фильмов. Каждый этап прорабатывается тщательно, на прослушивание одного диалога уходит по 3-5 дней, чтобы разобрать каждую фонему и понять каждое слово. Подключив при этом техники медитации, получается добиться поразительных результатов. В прочем, автор честно предупреждает, что «there is no miracle» — на освоение языка понадобится много времени и значительный уровень самодисциплины.
Метод Розетты Стоун
Последняя в нашем списке методика придётся по вкусу тем, кто проводит большую часть времени у компьютера. Специально разработанная компьютерная флеш-программа постепенно погружает пользователя в иностранную языковую среду, подобно тому, как дети погружаются в мир взрослых. Этапы разработаны с тенденцией к постепенному усложнению, обучающийся продвигается от простого к сложному. Сначала к запоминанию предлагаются отдельные простые слова, потом даются лексемы посложнее, далее вводятся речевые конструкции, а потом уже синтаксис и грамматика.
Рассказ о себе на собеседовании
Заключение
Описанные выше методики изучения английского действительно могут помочь выучить английский язык самостоятельно, но только до определённого уровня. Не стоит забывать, что для эффективного использования нужно уметь не только понимать текст и речь на слух, но и овладеть разговорными навыками. А самостоятельно определить насколько правильно произносятся те или иные слова практически невозможно. Из этого следует вывод, что эффективное изучение английского требует как минимум собеседника (которого можно найти в нашем разговорном клубе). Но лучше всего, если этот собеседник сможет не только поговорить, но и грамотно объяснить непонятные моменты речи и сможет выступить в качестве наставника, а с этой задачей прекрасно справятся наши преподаватели английского по скайпу.
В любом случае, the rolling stone gathers no moss, так что скорее присоединяйтесь к нам, и вы полюбите English так же как мы.
Методика преподавания английского языка
Содержание
Методика преподавания — это набор методов, приемов, технологий и способов изучения языка. Как правило, это четкий алгоритм действий, который позволит выучить английский с нуля и до продвинутого уровня.
Репетиторы должны в совершенстве владеть методической базой преподавания, потому что от этого зависит конечный результат их труда. К тому же знание теории — это залог трудоустройства в престижные ВУЗы, частные школы и детские сады.
Современная методика преподавания
Современная методика преподавания английского языка построена на базе классической методики изучения иностранных языков. Однако, психологический аспект, зарубежный кинематограф, информационные технологии оказали на неё своё влияние. Методы преподавания английского языка, используемые 20 лет назад, носили скорее репродуктивный характер. Выучи слова, прочитай текст, послушай аудиозапись, напиши письмо — так выглядели задания, которые давал репетитор. Возможно по этой причине, большинство взрослых, изучавших язык долгие годы, могут читать и писать на английском, но имеют трудности в разговорной речи.
Современные методы обучения английскому языку сменили репродуктивные способы на интерактивные. Сегодня получение знаний – это взаимодействие студента и преподавателя. Учебная программа строится, прежде всего, с учётом возрастных особенностей обучающихся. Для дошкольников и младших школьников больше подходит такой тип урока, как игра, путешествие, видео, соревнование и другие. Взрослый студент предпочитает классический урок. Для этого возраста подойдут и традиционные задания: составить рассказ, сделать упражнение, прочитать текст, выполнить аудирование и так далее. Составление рассказа позволяет научиться использовать активную и пассивную лексику, расширять словарный запас, улучшить разговорную речь. Выполнение упражнений помогают усвоить грамматический материал. Чтение текста формирует не только читательские навыки, но и погружает в культуру и традиции изучаемого языка. Аудирование – улучшает понимание устной речи.
Эффективные методики изучения английского
Но не стоит забывать, что наиболее эффективные методики изучения английского языка — интерактивные. Поэтому метод погружения в языковую среду сейчас пользуется большой популярностью. Данная методика учит «думать» на английском языке. Изучение иностранного языка полностью происходит на английском. Это реально не только в семье билингва, но и в обычном классе. Преподавателю достаточно полностью проводить занятие на английском языке, использовать наглядность. Строить занятие так, чтобы, несмотря на иностранный язык, студенты понимали преподавателя. Высокий уровень подготовки педагога позволит провести такое занятие даже для самых маленьких. Если раньше родителей дошкольников и младших школьников пугал такой метод, то сейчас, видя восторженные глаза детей и их прогресс, они признали результативность данной методики. Ведь лучшая методика изучения английского языка та, которая вызывает интерес к обучению.
Сочетание методов обучения
Многие преподаватели сочетают различные методы, используют в работе, как погружение в языковую среду, так и классический урок. Знание методики преподавания английского языка, психологии и педагогики позволяют им выявить особенность восприятия и мышления, подобрать нужные методы и формы работы. Ведь наряду с уроком английского языка пользуются популярностью и другие формы организации занятия: круглый стол, концерт, языковой клуб, конференция, олимпиады и многие другие. Это позволяет включить в языковую среду большое количество студентов.
С повышением мотивации улучшаются навыки. Если ранее вопрос о том, как преподавать разговорный английский, был открыт, то теперь научить говорить на иностранном языке можно человека любого возраста. Конечно, чем старше человек, тем большая предстоит работа. И тут многое зависит даже не от возраста студента, а от начального уровня знаний, мотивации и трудолюбия. Однако метод погружения позволит не только изучать язык, но и организовать досуг с пользой. Его особенность в том, что преподаватель не просто ведёт урок, но и контролирует закрепление изученной темы. Классическое домашнее задание сменилось на рекомендации: посмотреть фильм на английском языке, поговорить с носителем, послушать песню и выполнить задания. Просмотр фильмов на английском – это задание, которое не только учит понимать иностранную речь, но и может стать интересным развлечением. Оно улучшает произношение, помогает лучше выражать свои мысли на английском. Общение с носителем помогает развить навык понимания устной речи. После такой практики любой иностранец не страшен! Прослушивание песен на английском – уже не новая, но всегда интересная форма аудирования. В последнее время также стали популярны компьютерные игры на английском языке. Они используются не только для обучения детей, но и взрослых. И речь идёт не только об обучающих играх, но и сюжетных, аркадах, симуляторах, ролевых и прочих.
Конечно, некоторым обучающимся больше подходит традиционный вариант обучения. Его основа – изучение лексико-грамматического материала с последующим выполнением заданий. Знание психологии поможет преподавателю улучшить владение иностранным языком любому студенту, используя любой метод.
Иногда сложно сделать выбор между методом погружения и традиционным способом. Чтобы выбрать, по какой методике лучше учить английский, лучше всего попробовать изучение языка разными способами. Но не всегда есть время посещать множество различных курсов и выбирать лучший. В таком случае следует опираться на цель изучения иностранного языка. Для тех, кто хочет научиться говорить на английском языке, больше подойдёт коммуникативный метод. Он улучшает речь, мышление, творческие способности. Отлично сочетается с различными формами организации занятия. Данная методика строится на принципе группового взаимодействия. Основные формы работы: деловые игры, проектная деятельность, работа в группах, конференции. Благодаря коммуникации со студентами с разным уровнем владения языком, улучшается разговорная речь, уходит так называемый «языковой барьер».
Необходимость изучать английский язык никому не оставляют шансов. Некоторые не хотят изучать язык с преподавателем и выбирают метод самообучения. Этот способ появился давно. Когда в продаже появились самоучители и разговорники. Люди начали предпринимать попытки учить языки сами. Но самостоятельная работа – это не просто чтение учебника или слушание диска. Если компьютерная программа ещё может исправить ошибки, развить навыки, то направить, подобрать задания на закрепление, поддержать – это под силу только человеку. Поэтому те, кто пытается изучать язык самостоятельно, не часто добиваются успеха. Такой метод лучше использовать лишь на начальном этапе, для получения базы. Либо для дополнения занятий с преподавателем.
Помимо методики обучения среди преподавателей возникает много споров относительно подбора частных методов. Например, обучение чтению может начинаться с изучения букв и звуков, которые затем составляют слова. А может быть и методом целого слова. Последний – особенно хорошо применим для создания языковой среды. Он помогает лучше запоминать слова, предложения, улучшает разговорную речь. Также от методики обучения зависит выбор учебного пособия. В современном мире это не только учебник, но и рабочая тетрадь, CD и DVD, обучающие программы. Правильно подобранное средство обучения – это помощь не только студенту, но и преподавателю. В идеале, учебная программа, учебник, методика обучения подбирается индивидуально для каждого студента.
Существует несколько уровней английского языка, которые описаны в статье «Уровни английского языка».
Как лучше изучать иностранный язык?
Также многих волнует и другой вопрос «Как лучше изучать иностранный язык: в паре, в группе или индивидуально?». Тут тоже многое зависит от индивидуальных особенностей, целей и задач студента. Чтобы улучшить навык говорения лучше подбирать групповые занятия. Они могут быть организованы при использовании коммуникативного метода или погружения. Для подготовки к экзамену хорошо подходит индивидуальная работа с преподавателем. Она обычно строится при помощи традиционной методики или в сочетании с методом погружения.
Выбор методики изучения английского языка может казаться трудным, но для правильного выбора нужно лишь опираться на изложенные выше критерии:
Методика преподавания для дошкольников
Многие родители начинают интересоваться обучением языку с самого раннего возраста. Однако, ребенок в возрасте до 5 лет заучивает слова автоматически и еще не понимает правил. Поэтому малышам рекомендуется в игровой форме знакомиться с алфавитом, цветами, названиями игрушек, фруктов и т. д. Более доскональное обучение лучше оставить до школьного возраста.
Методика для дошколят включает в себя такие правила:
Классическими методиками для преподавания в детском саду являются:
Обучение детей по Монтессори
Главной целью является поощрение ребенка учить язык самостоятельно. Как правило, для этого оформляется отдельное помещение, где размещают картинки, книги, кубики, музыкальные игрушки и т. д., которые могут вызвать интерес у ребенка.
Роль репетитора — второстепенная. Он не может предлагать ребенку определенный материал, наказывать и хвалить — он только наблюдает за процессом и помогает в случае крайней необходимости.
Целью Монтессори считается развитие интеллектуальных способностей ребенка. Из минусов можно выделить:
Метод Монтессори может использоваться для факультативных или домашних занятий, для репетитора он не подходит, потому что невозможно предсказать результат такого обучения и простимулировать интерес ребенка.
Методика Домана
Суть заключается в быстром запоминании слов на английском с помощью карточек с изображениями. Ребенку показывают картинки с животными, предметами обихода, едой, а он произносит названия. Основная цель — сформировать ассоциацию между предметом и его названием на английском.
У этого способа есть как плюсы, так и минусы. На наш взгляд, использование одной методики — неинтересно для ребенка и непродуктивно для репетитора. К тому же работает один вид памяти — визуальный. Такое обучение является скорее дополнительным или начальным. Таким образом, карточки Домана — один из вариантов обучения малышей, которое в дальнейшем стоит дополнять другими видами знакомства с языком.
Методика Зайцева
Английский язык учат с помощью кубиков, на которых написаны слоги и слова. В основном этот метод используется, чтобы научить детей читать. Красивые яркие кубики и специальные контрольные таблицы помогают ребенку правильно произносить слова. Методика подойдет и для маленьких, и для учеников начальной школы как дополнительный способ изучения языка.
Методика преподавания в начальной школе
В начальных классах школы ребенок мало отличается от дошкольника, поэтому не стоит ограничиваться учебниками и работой в тетради. Существует много методик, которые помогут детям и учить язык, и играть.
Более того, современные зарубежные исследования показывают, что изучать английский можно с помощью других предметов — так ребенок получает больше актуальных знаний и учится сразу использовать язык в реальной жизни.
Рассмотрим несколько методик, которые активно используются для работы с учащимися начальных классов:
Преподавание с помощью игр
В процессе изучения английского игровым способом преподаватель может использовать любые возможности: рисование, игры с куклами и солдатиками, лепку из пластилина, активные игры на свежем воздухе.
Такой подход лучше, чем заучивание языка по учебникам, однако стоит обратить внимание на то, как он воспринимается детьми. Если уровень самодисциплины позволяет не только играть, но и учить предмет, то такой метод может успешно использоваться.
Проектное изучение
Дети или учитель выбирают темы для каждого урока, делают проекты, а затем закрепляют знания с помощью тестов. Интересный и перспективный вариант, благодаря которому можно учить не только язык, но и географию, биологию, историю, искусство и т. д. Подходит как для детей, так и для подростков.
В ходе проектного изучения школьники могут смотреть фильмы на английском, читать литературу в оригинале, а также самостоятельно собирать необходимую для проекта информацию. Этот подход, помимо прочего, тренирует навыки самообразования, что остается актуальным на всю дальнейшую жизнь.
Обучение по Мещерякой
Официально название звучит как «I love English». Она направлена на простое изучение языка, которое будет вызывать радость и удовольствие. Программа насчитывает несколько блоков, которые зависят от возраста ребенка.
Маленькие дети учат язык с помощью веселых песенок в исполнении native спикера.
Дети постарше полностью погружаются в языковую среду — преподаватель говорит только на английском. Даже те действия, которые не относятся к уроку, тоже описываются на изучаемом языке. На следующем этапе ребята учатся читать, потом писать, а затем анализировать материал в устной и письменной формах.
Эффективность методики в последовательном изучении языка, что одновременно представляет сложность — при таких условиях, вести уроки должен один и тот же педагог, чтобы не пропускать этапы.
Методика преподавания в школе
Важным фактором обучения подростков является развитие не только языковых навыков, но и умения общаться со сверстниками, выстраивать собственную систему ценностей, придерживаться выбранных целей.
Таким образом, преподаватель должен подавать материал, который бы параллельно воспитывал цельную, счастливую и образованную личность. К таким методам можно отнести:
CLIL (Content and Language Integrated Learning — это предметно-языковое интегрированное обучение) — изучение других предметов на английском — это может быть математика, литература, физкультура и многое другое. Преимущества этого метода:
Активно используется в частных англоязычных школах, колледжах и детских садах, где все предметы ведутся на иностранных языках. Этот подход очень эффективен, особенно если ребенок знакомится с ним с самого раннего возраста.
В рамках CLIL допускается проводить уроки психологии, социологии, этики и культурологии, чтобы охватить не только английскую грамматику, но и фундаментальные азы воспитания человека.
Билингвальный метод
Особенность в параллельном переводе всего, что говорит педагог. Метод предполагает просмотр видео с субтитрами, чтение книг-билингв, синхронном переводе прямой речи. Эффективность усиливается, если подросток имеет возможность и дома разговаривать с родными на английском языке.
Как правило, репетитор ориентируется на социокультурные материалы, чтобы человек понимал разницу употребления слов и параллельно знакомился с культурой страны.
Данный метод особенно полезен тем подросткам, которые планируют получать образование за рубежом.
Целевое обучение
Популярный подход, используемый на курсах или в классе. Педагог дает тему, которую ученики должны самостоятельно проработать и представить — после выступления учитель дает рекомендации, которые надо внедрить для улучшения усвоения темы.
Общие рекомендации по обучению детей
Методы преподавания языка для репетиторов
Билингвальный и мультилингвальный методы
Часто родители хотят, чтобы педагог мог не только сделать с ребенком уроки, но и познакомить его с английской литературой, кинематографом, историей или научить понимать современные новости.
Репетитору пригодятся специальные аутентичные книги, где текст разделен на две колонки — на иностранном и на русском. С помощью таких книг ребенок может сопоставлять и сравнивать выражения, фразы, слова.
Новости с субтитрами также помогут выучить современную английскую речь, произношение и, в целом, менталитет нации.
Мультилингвальный метод предполагает тоже самое только на нескольких иностранных языках. В последнее время пользуются спросом азиатские, испанский и португальский языки.
Изучение языка с помощью переводов
В основе этого метода лежит перевод текстов, в ходе которого человек пополняет словарный запас и изучает грамматические правила, встречающиеся в фразах. Виды работ:
Этот вид изучения должен контролироваться репетитором, потому что есть риск неправильно выучить произношение слов и не понять грамматические правила.
Прямой разговорный метод
Целью этого способа является усвоение разговорной речи и активное использование языка в повседневной жизни. Такое изучение используется зачастую на курсах и для экспресс-английского. Особенности речи, произношение и лексика усваиваются быстро, однако в грамматике могут быть пробелы.
Отличным вариантом считается комбинирование прямого метода и переводного.
«Говорящий класс»
Преподаватель выступает в роли наблюдателя, в то время как студенты общаются между собой на заданную или свободную тему, используя свои знания. Этот способ поощряет самостоятельное изучение языка и закрепление пройденного материала с другими в таком формате.
Больше подходит для студентов или в качестве дополнительного способа совершенствования разговорной речи, если речь идет о взрослых.
Эмоционально-смысловой подход
Относительно новый метод, в основе которого лежит свободное общение преподавателя с учениками с первого занятия. Идея в том, что ученик выбирает себе личную историю, роль, имя, которые подходят для носителя языка и рассказывают о себе, как о жителе Англии. Успех таких уроков будет зависеть от мастерства педагога, который должен научить человека не только рассказывать вымышленные истории, но и ориентироваться в грамматике.
Курсы подготовки
Подготовительные курсы сертификации также набирают популярность как методика обучения английскому. Значительным преимуществом выступает возможность получения сертификата после окончания. Курсы бывают индивидуальными и групповыми, нацеленными на сдачу IELTS, TOEFL, TESOL или просто обучающими. В случае с этим вариантом, стоит внимательно читать отзывы, проверять аккредитацию и сопоставлять траты и перспективы.
Коммуникативная методика преподавания
В названии заложен смысл — научиться общаться. Репетитор проходит с учеником все возможные ситуации из реальной жизни: лексика, общепринятые фразы, поведение. Человек учится коммуницировать на английском языке в повседневной жизни, грамматику проходят для правильной разговорной речи — детально она не изучается.
Популярность связана с достаточно быстрыми результатами — человек заучивает разговорные клише, базовые схемы предложения, стандартную лексику и, по идее, должен уметь общаться с носителями на элементарные темы.
Эта методика также скорее является хорошим дополнением к базовому изучению грамматики и правил.
Онлайн-преподавание
Последние события показали, что образование может принимать разные формы. Онлайн-лекции, вебинары, даже индивидуальные Zoom-занятия — все это становится все более и более актуальной формой обучения.
Изучение языка в удаленном формате предполагает смену методики. Так, основными характеристиками дистанционного образования являются:
Применение методов обучения для взрослых
Учить взрослых, с одной стороны, легче, потому что взрослый человек осознанно начинает заниматься языком, поэтому усидчив, внимателен и дисциплинирован. Но, с другой стороны, чем старше человек, тем сложнее ему даются некоторые вещи, например, запоминания списка неправильных глаголов или восприятие беглой разговорной речи на слух. Вот несколько советов, которые помогут вам качественно обучать взрослых учеников: