как развить чертоги разума

Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать

как развить чертоги разума. Смотреть фото как развить чертоги разума. Смотреть картинку как развить чертоги разума. Картинка про как развить чертоги разума. Фото как развить чертоги разума

Содержание

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.

«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.

Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Плюсы и минусы мнемотехники

Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:

«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».

Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.

Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.

Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.

Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.

Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.

как развить чертоги разума. Смотреть фото как развить чертоги разума. Смотреть картинку как развить чертоги разума. Картинка про как развить чертоги разума. Фото как развить чертоги разума

Приемы мнемотехники для начинающих

Основной принцип мнемотехники заключается в том, что мозгу проще запомнить информацию, если вы присвоите ей какой-то определенный яркий или знакомый образ. Существует несколько основных механик, комбинируя которые, легче держать в голове разные данные.

Буквенный код

Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Многие знают другую фразу из школьной программы, которую заучивают для запоминания падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».

Цифро-буквенный код

Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.

Теперь представим, что вам нужно запомнить номер +7 (985) 123-45-67. Уберем «+7» — это вы и так запомните, а остальные цифры разобьем на пары и получим: 98-51-23-45-67. Перекодируем их в буквы: МВ-ПР-ДТ-ЧП-ШС. Теперь нужно составить их них связное предложение с яркими образами. Оно может быть примерно таким: «МаВр ПеРевел ДеТей Через Полное ШоСсе».

Система Шед

Отличное решение для запоминания коротких чисел — дат, автомобильных номеров, ценников. Нужно придумать фразу, в которой слова по количеству букв равны конкретной цифре в числе. Для обозначения нуля можно использовать слова из 10 букв.

Например, вы хотите запомнить год Крещения Руси — 988. Достаточно подобрать и запомнить яркий образ из трех слов: «Визировал (9) Владимир (8) крещение (8)».

Созвучие

Помогает запоминать иностранные слова по созвучиям из родного языка. Например, чтобы запомнить английское tree, подойдет русское «три», а для look, можно использовать «лук». Ассоциации прочнее закрепятся в памяти, если вы наделите их ярким образом: у дерева было три ветки; слезы идут, когда вы смотрите на лук и режете его.

как развить чертоги разума. Смотреть фото как развить чертоги разума. Смотреть картинку как развить чертоги разума. Картинка про как развить чертоги разума. Фото как развить чертоги разума

По этой же методике можно заучивать столицы государств. Просто придумайте и запомните образную фразу, в которой слова созвучны паре «страна — город».

Рифмы

Широко используются в школьном образовании для запоминания правил, законов и чисел. Вот несколько примеров:

«Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.

«Медиана как обезьяна, что прыгает по сторонам и их ломает пополам».

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

С окончанием на «-ить»

И одиннадцать других,

Вы запомните, каких:

Слышать, видеть, гнать, вертеть,

Ненавидеть и терпеть,

И обидеть, и дышать,

И зависеть и держать,

К ним «смотреть» прибавить слово —

Все спряжения второго.

Ассоциации

Этот прием будет полезен, если вам сложно запоминать имена и фамилии. Найдите две знакомых ассоциации: это может быть известная личность или какой-то образ, связанный с однокоренным словом. Предположим, кто-то представился вам как Виктор Петров. Имя может ассоциироваться со словом «победа» (victory), а фамилия — с персоной Петра I. Когда забудете, как зовут этого человека, вспомните связку «победы Петра I».

Дворец памяти

Прием еще называют чертогами разума, римской комнатой, методом локусов. Он подходит для запоминания больших объемов информации, в частности, при подготовке к экзаменам. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. Двигайтесь по часовой стрелке, запоминая расположение объектов, а потом вспоминая их в нужный момент.

Допустим, вам нужно выучить экзаменационный билет по истории, тема — киевские князья IX—X веков. Представьте себе свою комнату и объекты в ней. Пусть полка на стене будет князем Олегом, а предметы на ней — его основными поступками. Например, цветок на полке — это подчинение Киеву племен, а три ветки растения — их названия: древляне, северяне и радимичи. К двум рамкам с фотографиями «привяжите» два похода князя в Византию, а на самих фото мысленно напишите даты — 907 и 911 годы.

Двигайтесь дальше слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Вы можете вообразить себе по одной комнате на каждый билет экзамена, построив своеобразный дворец памяти. «Оказавшись» в нужном помещении, вы легко вспомните необходимую информацию.

как развить чертоги разума. Смотреть фото как развить чертоги разума. Смотреть картинку как развить чертоги разума. Картинка про как развить чертоги разума. Фото как развить чертоги разума

Сторителлинг

Этот прием помогает запоминать длинные последовательности слов, списки покупок или дел. Нужно придумать связную эмоциональную историю, в которой ключевыми точками вы отметите необходимые значения. Представим, что вам нужно запомнить список покупок: молоко, яблоки, стиральный порошок и пену для бритья. Короткий рассказ позволит удержать их в голове без лишних записей.

Девушка на ферме доит корову, которая громко мычит, и получает целое ведро молока. Она несет его к дому, но по пути останавливается, чтобы сорвать с дерева у тропинки сочное яблоко. У здания сидит ее мать — она сыпет стиральный порошок в таз с водой, где замочила белые простыни. Девушка улыбается ей и проходит в дом. Там она видит своего отца и громко смеется, ведь он не смыл с правой щеки пену для бритья.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Источник

Возможно ли в реальности научиться погружаться в свои «чертоги разума», как это делал Шерлок Холмс?

Техника «Чертоги разума», наглядно показанная в популярном телесериале Sherlock является разновидностью известной мнемотехники. Ее еще называют Дворец памяти, Римская комната или Метод Цицерона. По легенде, впервые этот метод использовал еще поэт Симонид Кеосский, живший в 560-х гг. до н.э. Установить авторство сложно, однако можно с уверенностью сказать, что техника эффективна и живет уже более двух тысячелетий.

Мнемотехника (или мнемоника) дословно с греческого переводится как «искусство запоминания», это целый арсенал методик запоминания информации посредством ассоциаций. Они особо эффективны для запоминания большого количества информации, неструктурированного или сложного для понимания материала.

Техника «чертоги разума» заключается в создании некоего пространства, по которому мы мысленно расставляем образы — ту информацию, которую нам надо запомнить. На практике это выглядит, например, так: вам нужно запомнить список покупок перед походом в магазин. Вы берете список покупок и мысленно расставляете эти предметы по своей квартире (пространством должно является хорошо знакомое место). На самые видные места расставляем самые важные предметы/явления/образы, а чтобы лучше запомнить расположение, необходимо создать абсурдную или преувеличенную ситуацию. Именно на абсурде, неожиданности и необычности построено множество мнемотехник.

Итак, практикуя «метод Цицерона», прохаживайтесь по своему пространству и расставляйте предметы. Потом несколько раз пройдитесь, чтобы закрепить результат. Теперь осталось только извлечь информацию из памяти уже находясь в магазине. Кому-то проще этого делать с закрытыми глазами, кому-то достаточно мысленно вернуться в свою «комнату» — пройдитесь по ней и соберите все разложенные предметы.

Мнемотехники являются отличным примером высокой работоспособности мозга, ведь они помогают запоминать гигантские объемы информации. Однако овладеть мнемотехниками при ослабленных когнитивных функциях мозга довольно сложно. Необходимо развивать как саму память, так и внимание, мышление и воображение.

Подготовить мозг к большим нагрузкам, стимулировать его работу и поддерживать ее тонус помогут регулярные занятия на тренажерах для мозга. Онлайн-сервис Викиум разрабатывает тренажеры на внимание, память и мышление на основе научных методик. Адаптивный алгоритм сам выстроит план занятий, будет корректировать программу развития в зависимости от прогресса и определит сильные и слабые стороны.

Кроме того, сервис предлагает специализированные курсы на овладение особыми навыками — среди прочих сейчас разрабатывается курс овладения мнемотехниками, который расскажет о различных методиках быстрого запоминания и поможет отточить их на практике.

Источник

Украинский новостной портал UATiMES

Советы / Чертоги разума или основы мнемотехники

Чертоги разума или основы мнемотехники

как развить чертоги разума. Смотреть фото как развить чертоги разума. Смотреть картинку как развить чертоги разума. Картинка про как развить чертоги разума. Фото как развить чертоги разума

Sherlock, «His Last Vow» ©BBC One

Мы любим и уважаем личный опыт наших читателей. Например, сегодня публикуем свежий пост, присланный Артемом Смирновым, который отлично освоил навык запоминания и спешит поделиться этим занием со всеми нами.

Я начал увлекаться мнемотехникой почти 2 года назад и успел прочесть довольно много книг на эту тему. И ни одна из них не дала мне достаточных сведений об этой науке (кроме одной, о которой чуть позже). А всё по одной причине: авторы хотели заработать как можно больше денег. В основном авторы таких книг проводят специальные курсы, на которых действительно (хотелось бы верить) объясняют людям, что такое мнемотехника и с чем её едят, а не льют воду. В итоге получается так: много слов, мало РЕАЛЬНО полезной информации.

В основном – набор слов о том, какая же мнемотехника полезная вещь, и выкладки из научных энциклопедий, показывающих невероятные возможности человеческого мозга. Это совершенно неприемлемо, на мой взгляд. Всё что я хочу, это попытаться максимально доступно объяснить вам, как же на самом деле научиться навыку запоминания.

В чём состоит данный метод?

Всё, что вам надо знать, это то, что метод основан на создании образов в вашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить и превращайте её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники пользуются этим в полной мере.

Таким образом, чтобы научиться запоминать, вам нужно научиться представлять в своём воображении различные предметы.

Сейчас просто попытайтесь запомнить список продуктов, приведённый в статье, как вы запоминайте любую информацию.

Туалетная бумага, зубная щётка, мыло, плавленый сыр, яблоки, лимон, сливочное масло, майонез, салат, грецкие орехи.

Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, я уверен, забудете весь список спустя 5 минут.

Теперь я попытаюсь объяснить вам, как запомнить список так, чтобы не забыть его как минимум пару дней.

Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в вашем мозге.

Повторяю, во главе всего стоит ОБРАЗ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Просто попытайтесь представить себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представьте себе зубную щётку и совместите с рулоном туалетной бумаги. Т.е. проткните щёткой рулон насквозь или положите щётку на рулон. Суть в том, что чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в вашем мозге. Пусть из рулона идёт кровь, пусть он кричит о помощи. НО главное: соедините 2 образа.

Проделайте тоже самое с мылом и плавленым сыром, с яблоками и лимоном и т.д. Ну, например, мышь бежит к сыру и поскальзывается на куске мыла, а яблоко падает с ветки на лимон. В принципе, можете просто «проткнуть» один образ другим, не придумывая никаких ситуаций.

Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт.

Соединение образов займёт у вас много времени, и это нормально. Но результат поразит вас – вы запомните весь список. Вот и вся мнемотехника.

Очень советую вам посмотреть упражнения из одной книги по мнемотехнике (именно та книга, которую я упомянул в начале статьи) — Гейссельхарт Р, «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания». Там тоже много лишней информации, особенно в конце, но упражнения очень полезны.

Как только вы выполните все упражнения – будете готовы к созданию своего Дворца Памяти (или Чертога Разума – каждому своё).

Что такое Дворец Памяти?

Это ваш склад запомненных образов, «построенный» в голове. Например, тот самый список продуктов. Спустя пару дней вы его забудете, будучи даже супер-мнемоником. Наша цель, сохранить этот список на долгие годы. Именно для этого и создаётся Дворец Памяти.

Метод создания Дворца похож на метод Цицерона: представьте себе своё жилище и к каждому предмету присвойте какой-либо образ, в нашем случае – список покупок. Но существует одно различие: Дворец создаёте вы сами, а значит, это помещение будет в разы удобнее для запоминания, т.к. вы можете использовать совершенно любые предметы.

Архитектура Дворца может быть совершенно любой: от берлоги до небесного замка (в моём случае роль Дворца играет огромный зал со стеклянным куполом вместо крыши). Главное, чтобы вам было максимально комфортно находиться в вашем Дворце. В этом Дворце вы и складывайте любую информацию, которая вам нужна и которую вам нужно сохранить.

В пример возьмём мою любимую физику. Предположим, вам необходимо запомнить одну формулу:

Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть q – кукуруза, CU – сумка. В результате у нас получилась сумка, в которой лежит кукуруза.

Теперь помещаем образ во Дворец. Для этого создаём в нашем Дворце полку и называем её «Физика». Для наглядности, рядом с полкой вешаем на ниточке голову Эйнштейна (игрушечную!) или любой предмет, который вызывает у вас ассоциации со словом «Физика». А дальше кладём сумку с кукурузой на полку.

Всё очень просто!

Вам не нужно знать о том, как устроен мозг и с какой скоростью двигается заряд между нейронами для того, чтобы научится навыку запоминания. Вам нужно знать только саму технику запоминания. Надеюсь, что я сумел достаточно понятно объяснить основы мнемотехники и буду несказанно рад, если кто-нибудь научится этому методу по этой статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *