как создать платформу для дистанционного обучения бесплатно
Как самому сделать обучающий онлайн-курс: девять доступных инструментов
В интернет-пространстве, где сегодня дистанционно учат вязать шарфы, выращивать виноград и делать массаж грудничкам, без сомнения, найдется место и для обучающих курсов по предметам образовательной программы школы, колледжа или вуза.
Если еще 3-4 года назад занятия в формате онлайн-курсов были скорее исключением, то сейчас они — показатель открытости и современности учебного заведения или практикующего специалиста.
По результатам последнего исследования EdMarket.Digital, рынок онлайн-образования ежегодно прирастает на 7–10%, и это соотношение сохранится еще в ближайшие 3–5 лет. Поэтому если и запускать свой курс, то именно сейчас: спрос на онлайн-образование есть, сервисы для самостоятельного проектирования курса тоже есть, а конкуренция еще позволяет новичку не затеряться среди сотен подобных проектов.
ЛаЛаЛань расскажет, как создать и запустить собственный онлайн-курс. Статья пригодится тем, кто хочет получить дополнительный источник прибыли, монетизировать свои знания или просто предложить студентам альтернативу в виде дистанционного обучения.
Этапы создания онлайн-курса
Создание обучающего курса в онлайн-пространстве напоминает процесс подготовки материала для традиционных занятий в классно-урочной форме. Ключевое отличие кроется во взаимодействии студента и преподавателя: оно происходит удаленно. Этот формат ожидаемо обладает преимуществами и недостатками, например:
+ в большинстве онлайн-курсов студент может возвращаться к материалу вновь и
вновь;
— он лишен возможности задавать вопросы и уточнения.
Или еще:
+ разноплановая деятельность по созданию онлайн-курса позволяет полностью
раскрыть творческий потенциал и на практике применить технические навыки;
— для создания и запуска онлайн-курса необходимо быть не только специалистом в
своей области, но и немного оратором, дизайнером, бухгалтером, видеооператором и
т. д.
Таким образом, любой плюс и для студента, и для преподавателя оборачивается минусом, а минус — плюсом. Однако если вы сейчас читаете эту статью, то решение скорее всего принято в пользу создания собственного курса.
Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.
Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.
1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.
2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?
3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.
К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.
Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.
Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.
Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:
Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.
Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.
Пожалуйста, помните о том, что ваш студент нуждается не только в обучающем материале, но и в его грамотной подаче. Если вы используете видео, то продумайте свет, однотонный фон, качество изображения, ракурс, четкий звук. Если вы проводите вебинары или видеотрансляции в режиме реального времени, а не в записи, то проверьте скорость интернет-соединения: рекомендуемая — от 10 Мбит/с.
Если вы слегка потерялись в многообразии функций, программ и сервисов, то можете пройти дополнительные обучающие курсы. Например, пройти бесплатный онлайн-курс по современному курсостроению можно здесь.
Вы подготовили обучающие материалы, разместили их на платформе, и уже близится анонсированный запуск курса. Что дальше?
Разработка онлайн-курса — трудоемкий процесс, который потребует от преподавателя стать ненадолго предпринимателем, сценаристом, дизайнером, IT-специалистом, видеооператором, монтажером, бухгалтером и не только. Несмотря на все сопутствующие сложности, курс для дистанционного обучения — прекрасная возможность масштабировать свой проект и увеличить прибыль.
Для успешного запуска стоит серьезно отнестись к планированию и проектированию курса. В этом случае можно обойтись минимальными денежными затратами — на рекламу и оплату комиссионного взноса платформе-агрегатору или содержание собственной интернет-площадки. Все остальные процессы — начиная от видеосъемки и заканчивая разработкой интерактивных домашних заданий — вы можете выполнить самостоятельно с помощью бесплатных сервисов в свободном доступе.
Сам себе преподаватель: как выбрать платформу для создания онлайн-курсов
Педагогический дизайнер, методист онлайн-курсов и тренер АРТы Инесса Абрамян провела вебинар на Лаборатории АРТы «Делаем онлайн-обучение интересным». Материал основан на вебинаре. В Лаборатории тренеры и фасилитаторы бесплатно проводят вебинары два раза в неделю. Присоединиться к Лаборатории можно в телеграм-канале.
Где можно собрать онлайн-курс
Образовательный онлайн-курс можно сделать на платформе-конструкторе или LMS — Learning Management System (Системе управления обучением).
Платформы. Помогают быстро собрать курс без знания веб-дизайна, проектирования сайтов и других специальных навыков. Например, Udemy, Stepik и Learme. На платформе вы собираете курс из готовых блоков как в конструкторе сайтов Tilda. Здесь все просто и понятно, но меньше возможностей для создания брендированного контента. Платформы хранят материалы курсов на своих серверах, поэтому забрать их оттуда сложнее.
LMS. Помогает создавать организованную базу онлайн-курсов и учебных материалов, например, iSpring. LMS — открытая система, как WordPress. В нее можно встраивать курсы c платформ-конструкторов, видео, pdf-материалы и другие форматы контента. Система автоматически собирает статистику, помогает отслеживать прогресс учащихся и хранит учебные курсы. В ней можно создать свой онлайн-университет с вашими курсами, дизайном и блоками.
Как выбрать платформу для онлайн-курсов
Нужно выбирать платформы по коммерческим и дидактическим критериям. Если вы планируете продавать курсы, коммерческие критерии помогут просчитать экономику, подобрать подходящую площадку и не уйти в минус:
Дидактические критерии помогут выбрать платформу, на которой вы спроектируете удобный образовательный опыт для себя и своих студентов:
Обзор популярных платформ
Если вы не делали курсы на онлайн-платформах, начните с конструкторов. Они простые и бесплатные. Мы разберем платформы Udemy, Learme и Stepik. На каждой есть мобильная версия, общий каталог курсов и возможности монетизации.
Udemy — это международная платформа, где каждый может создать свой онлайн-курс. Аудитория Udemy — опытные взрослые, которые приходят развивать профессиональные навыки. В январе 2020 года на платформе работали более 50 млн учащихся и 57 тыс. преподавателей с 150 тыс. курсами.
Учебные материалы в Udemy находятся на основной странице. Рядом расположена структура курса, в которой студенты могут отмечать пройденные занятия и выполненные задания. Это помогает учащимся видеть свой прогресс и мотивирует учиться.
Основной формат образовательного контента Udemy — видео или текст. При этом видео нужно загружать на платформу, чтобы добавить в материалы курса. Например, вы не сможете вставить ссылку на видео с YouTube или другого видеохостинга. Придется сначала его скачать, а потом загрузить в Udemy.
Один из главных дидактических плюсов площадки — личный кабинет преподавателя. Здесь вы видите созданные курсы и статистику, можете выгружать результаты учащихся, общаться со студентами и преподавателями — все в одном месте. Несмотря на это, преподавателю доступно только два типа домашних заданий: выбор правильного ответа или открытый ответ — загрузить файл или написать эссе. Возможностей для геймификации здесь нет, а блоков для проектирования занятий мало.
Вы можете бесплатно создать курс на Udemy, но тогда материалы будут доступны всем пользователям платформы. Сделать доступ к своему курсу по ссылке не получится. Если планируете продавать курсы, платформа возьмет 3% от стоимости с продажи по прямой ссылке и 50% с продажи курса в общем каталоге.
Learme — платформа для онлайн-обучения, построенная на пересечении трех концепций образования: каждый обучает каждого, микро-обучение и life long learning. На Learme можно сделать сайт или лендинг курса и подключить оплату.
Учебные материалы курса состоят из лонгридов с текстом, видео, иллюстрациями и виджетами. Виджеты — это небольшие приложения с отдельными функциями. С помощью виджетов вы можете расширить формат курса и сделать его интереснее. Например, добавить гугл-анкету для сбора обратной связи или ссылку на прямую трансляцию YouTube. Через виджеты можно добавлять гугл-документы, группу или пост «Вконтакте», отдельные приложения или части других сайтов.
Здесь нет личного кабинета преподавателя. Платформа выгружает статистику учащихся в эксель-файлах. Домашние задания бывают двух типов: текст или открытый ответ, но к ним тоже можно подключить виджеты. Это пространство платформы для геймификации. Например, вы можете сделать рейтинг учащихся и привязать к нему домашние задания.
На бесплатном тарифе Learme можно создать до трех курсов с общей аудиторией — 20 активных учеников. Бесплатные курсы можно продавать. На тарифе «Онлайн-школа» за 2,5 тыс. руб. в месяц можно сделать 30 курсов с аудиторией 500 человек. Для некоммерческих организаций есть специальные условия и тарифы. Чтобы их получить, нужно написать команде Learme на почту.
Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, ориентированный на открытое и удобное образование. На платформе проводят олимпиады и конкурсы, программы переподготовки кадров. В Stepik доступно более 700 бесплатных онлайн-курсов.
Теоретический контент Stepik тоже состоит из лонгридов с текстом и видео, но здесь намного больше типов домашних заданий. Вы сможете придумать домашку в оптимальном формате, а студенты лучше усвоят материал. Например, кроме стандартных тестов с выбором правильного ответа и открытого ответа, студенты могут проверять задания и давать друг другу обратную связь. Здесь есть есть практические и математические задачи, числовые задания с формулами.
На платформе есть возможности для геймификации — можно сделать курс интереснее и мотивировать студента закончить обучение до конца. Например, за правильно выполненные задания начислять студентам баллы и награждать лучших. Баллы можно заменить на кристаллы или другие игровые предметы.
На Stepik удобно создавать курсы: преподаватель и студент видят интерфейс образовательных блоков примерно одинаково. Вы сразу понимаете, как учащиеся будут работать с учебными материалами на платформе.
К домашним заданиям и лекциям можно оставлять комментарии. Здесь нет личного кабинета преподавателя, поэтому чтобы проверить комментарии, придется заходить на страницу каждого учебного материала отдельно. При этом статистику с общими результатами обучения студентов можно выгрузить одной таблицей.
На Stepik можно делать бесплатные онлайн-курсы, но они будут открыты всем. Вы получите домашние задания от людей, которые захотят пройти ваш курс и можете потерять статистику своих студентов. Создать закрытый курс сможете за 2,9 тыс. руб. в месяц. На платном тарифе дают больше типов домашних заданий и сертификаты для участников.
Таблица с обзором других платформ
Инесса собрала таблицу с обзором 25 образовательных платформ для создания онлайн-курсов по десяти критериям. Она обновляет таблицу каждый год.
Статьи, которые помогут создать сильный онлайн-курс
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
9 сервисов, которые помогут создать интерактивный и вовлекающий онлайн-курс
Подборка для методистов, репетиторов, тренеров и вообще всех, кто создаёт образовательный контент.
Сложно представить современный образовательный продукт без элементов геймификации. В онлайн-курсе они решают несколько важных задач. Главная из них — мотивировать студента учиться по собственному желанию, а не потому, что «купил онлайн-курс, и надо его пройти». Также с помощью интерактивных заданий и мини-игр можно провести контрольные тесты, инфографика и видеоролики позволят наглядно представить учебный материал, а онлайн-доски пригодятся для групповой работы.
1. LearningApps
Это конструктор интерактивных заданий, которые помогут закрепить знания в игровой форме. Сервис позволяет создавать разные типы упражнений: «Хронологическая линейка», «Классификация», «Кроссворд», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа» и другие.
Можно создать упражнение самостоятельно по шаблону или выбрать подходящее из каталога и добавить его в свой курс. Все задания разделены по дисциплинам.
Чем полезен: можно создавать и добавлять интерактивные упражнения в урок. Есть возможность интегрировать образовательную платформу с LearningApps, чтобы задания вставлялись автоматически.
Продакт-менеджер платформы для онлайн-обучения CORE.
2. Wordwall
Пользователю доступны до 33 интерактивных шаблонов и до 21 шаблона для печати — их количество зависит от выбранного тарифного плана. Чтобы сделать свою игру, требуется выбрать формат, заполнить шаблон учебным контентом и добавить в онлайн-урок. Или распечатать материалы, если занятие проходит офлайн.
Сервис предлагает создавать не только простые интерактивные задания по типу «Найди пару», но и викторины со множественным выбором и ограниченным временем, несколькими «жизнями» и бонусным раундом.
Чем полезен: позволяет создавать мини-игры и упражнения. Если образовательная платформа подключена к сервису, игра загрузится по ссылке автоматически.
Стоимость: есть бесплатная версия с ограничениями; платные тарифы — от 180 рублей в месяц.
3. Kahoot!
Kahoot! даёт возможность создавать мини-игры, квесты и опросы, доступные как на десктопных компьютерах, так и на iOS- и Android-устройствах. Кроме того, вы сможете создать страницу бренда с вашими играми, что станет дополнительной точкой взаимодействия с аудиторией.
Сервис предлагает разные режимы взаимодействия с упражнениями, каждый из которых решает собственные задачи. Например, с помощью Practice удобно проектировать итоговые тесты с неограниченным временем на выполнение заданий. В финале даётся возможность проработать ошибки. Есть похожий режим тестирования, но уже на скорость — Test Yourself. А в режиме Flashcards учащийся отвечает на вопрос, не имея перед глазами вариантов ответа.
Для групповых занятий есть возможность создать «комнату», в которую учащийся входит по специальному коду и выполняет задание, соревнуясь с однокурсниками.
Чем полезен: можно проверять знания учащихся в разных интерактивных форматах, проектируя тесты, квизы и онлайн-игры.
Стоимость: от 10 долларов в месяц; есть бесплатный пробный период.
4. ThingLink
Инфографика, презентации, виртуальные экскурсии, видео и изображения — в ThingLink доступно более 70 форматов контента, которые можно использовать при проектировании онлайн-курса. Сервис поддерживает 360-градусные видеоролики и VR/AR.
Простой интерфейс даёт возможность в несколько шагов создать интерактивный контент и поделиться ссылкой с учащимися.
Чем полезен: позволяет создавать и комбинировать интерактивный медиаконтент.
Стоимость: от 35 долларов в год; есть бесплатный пробный период.
5. Padlet
Это удобное хранилище контента. Подбирайте материалы по теме курса (текст, гифки, иллюстрации, видео), создавайте доски или веб-страницы с совместным доступом, чтобы учащиеся могли сами добавлять полезную информацию. Кроме того, можно встраивать такую доску в блог или делиться ей в соцсетях и по QR-коду.
Есть возможность настроить доступ к созданной доске для определённой группы учащихся.
Чем полезен: можно собирать дополнительные материалы к занятиям, удобно проводить коллективный мозговой штурм.
Стоимость: от 500 рублей в месяц; есть пробный период.
6. Simpleshow
Чтобы объяснить сложную тему, просто лекции или презентации бывает недостаточно. Проиллюстрировать и нагляднее представить учебный материал помогут визуальные элементы.
Видео создаётся за несколько шагов. Сначала необходимо выбрать шаблон, который лучше всего подходит для вашей истории. Затем — заполнить анкету и, отвечая на вопросы-подсказки, создать сценарий ролика. После вы сможете выбрать подходящие для оформления визуальные элементы и посмотреть получившийся результат. Кроме того, можно добавить музыку и выбрать голос, который будет произносить закадровый текст.
Чем полезен: создаёт интерактивные видеоролики по заданному сценарию.
Стоимость: от 129 долларов; один ролик можно сделать бесплатно.
7. Explain Everything
Сервис позволяет добавлять на доски не только записи, но и различные медиафайлы, а также обсуждать возникающие идеи с помощью голосового чата.
Есть возможность использовать готовые шаблоны из библиотеки материалов, например для создания диаграмм или проведения мозгового штурма. Можно сохранять собственные шаблоны, чтобы возвращаться к ним при работе над новыми проектами.
Чем полезен: предлагает интерактивную онлайн-доску для совместного использования в реальном времени.
Стоимость: есть бесплатная версия с ограничениями; групповая работа (до девяти человек) доступна по тарифу стоимостью 3 доллара в месяц за пользователя.
8. Hippo Video
Hippo Video позволяет записывать видео с веб-камеры, скринкасты и аудиодорожки. Полученный ролик можно тут же отредактировать: вставить текст, эмодзи и теги, обрезать, добавить вступительные и заключительные карточки.
Также сервис предлагает инструменты аналитики, которые помогут понять, сколько человек посмотрели видео и поделились роликом.
Чем полезен: пригодится, чтобы записывать обучающие видео с интерактивными элементами и скринкасты с разбором домашних заданий.
Стоимость: от 7 долларов в месяц; есть 7-дневный пробный период.
9. BotHelp
Чат-боты в популярных мессенджерах всё чаще используют для продаж и сбора заявок. Создатели сервиса BotHelp обещают открываемость сообщений до 80% и конверсию холодного трафика из соцсетей в подписчиков до 70%, что звучит впечатляюще.
Создавать различные сценарии и запускать чат-боты можно без навыков программирования, при помощи визуального конструктора. Чат-бот встраивается во все популярные платформы: WhatsApp, «ВКонтакте», Telegram, Facebook, Viber.
Вы сможете сегментировать аудиторию чат-бота, чтобы делать уникальные предложения разным целевым группам, а также отслеживать данные по источникам трафика и конверсиям.
Чем полезен: помогает создать собственный чат-бот, чтобы выделить сегменты ЦА и познакомить студентов с курсами и экспертами.
Стоимость: зависит от количества подписчиков; 990 рублей — до 1 000 человек.