как создать свою методику обучения
Как проектировать корпоративные программы обучения: задачи методиста
Большой гайд от Ульяны Раведовской, руководителя отдела методологии Корпоративной Академии Росатома.
Чтобы обучение сотрудников принесло нужные результаты, важно осознанно подойти к проектированию программы. Я расскажу, какие задачи пошагово стоит решить разработчику программы обучения, и объясню, почему каждый шаг так важен.
Шаг 1
Определить результат для бизнеса
Какую задачу или проблему должно решить обучение? У проектировщика вряд ли получится определить результат для бизнеса в одиночку. Это выясняется в диалоге с заказчиком обучения. Важно задавать вопросы — но не устраивать экзамен (а так иногда делают, к сожалению). Цели вопросов:
Результат, которого нужно достичь, влияет в том числе на выбор образовательного решения.
Руководитель отдела методологии Корпоративной Академии Росатома, где проектируется около ста учебных программ в год. Эксперт в области корпоративного обучения и разработки образовательных программ.
Шаг 2
Определить цели обучения (целевое поведение)
Конкретизируйте, что именно должны научиться делать сотрудники, чтобы достичь намеченной для бизнеса цели.
Вот что нужно для понимания целей:
Бывает, внутренние рабочие регламенты требуют неэффективного поведения (ситуация иногда меняется значительно быстрее регламентов). Или руководители транслируют противоположные требования. Либо рабочие процессы вынуждают людей поступать не так, как ожидает заказчик обучения. Тогда обучение не только не решит проблему, но может даже усугубить её, привести к демотивации сотрудников. Так, в случае с менеджерами по продажам проблема может быть не в их недостаточной квалификации, а в системе стимулирования, под которую они подстраиваются, или в проблемах с поставками товара, когда продавать физически нечего.
Помните: не любая проблема решается обучением. Сначала нужно выявить истинные причины проблемы.
Пример, как не надо делать
Руководители обнаружили, что сотрудники не носят средства индивидуальной защиты (СИЗ). В отдел обучения поступает запрос срочно провести обучение, в результате которого сотрудники смогут подбирать СИЗ и поймут, почему важно их использовать. Но оказывается, что персонал на местах и рад бы использовать СИЗ, однако попросту не обеспечен этими средствами в достаточной мере, а руководство об этом не знает. Тренинг по использованию того, чего нет, сотрудники воспринимают как издевательство.
Как выяснить всё, что важно для целей
Целевая аудитория, причины проблем, эффективное и неэффективное поведение, контекст — как найти ответы на все вопросы? Проведите исследования. Если заказчик просит обойтись без них — переубеждайте его, объясняйте, иначе есть риск напрасно потратить деньги и время на обучение, оно не даст эффекта.
Какие методы исследований стоит использовать:
Необязательно использовать все методы, но одного варианта обычно недостаточно, потому что получается неполная картина.
Пример, как не надо делать
От директора департамента приходит запрос: «Научите начальников отделов тайм-менеджменту». Специалист по обучению расспрашивает директора подробнее, и тот рассказывает, что руководители отделов постоянно нарушают дедлайны, хотя засиживаются на работе допоздна. Находят эксперта, который проводит обучающую программу по тайм-менеджменту — от мини-лекций по матрице Эйзенхауэра до навыков работы со специальными приложениями — планировщиками задач. Но если бы специалист по обучению понаблюдал за тем, как работают проблемные руководители, он мог бы заметить, что их проблема не в тайм-менеджменте, а в неумении управлять командой: декомпозировать цели, ставить задачи, организовывать, делегировать. Они стремятся всё делать лично, не доверяют подчинённым. Обучение тайм-менеджменту не поможет, один человек не в состоянии постоянно выполнять работу семерых даже с инструментами тайм-менеджмента.
Шаг 3
Описать целевое поведение в терминах инструментов, технологий, алгоритмов
Это значит ответить на вопрос: что нужно уметь делать сотрудникам, чтобы демонстрировать эффективное поведение на рабочем месте? Например, продавцы, объясняя высокую цену, должны уметь подбирать убедительные для клиентов аргументы. Ещё им важно сохранять эмоциональный штиль в случае агрессивного давления клиента.
Важно формулировать цели на языке, понятном заказчику обучения, в его терминологии.
Часто инструменты и алгоритмы можно найти в различных источниках (публикациях, книгах). Но бывает, что готовые не подходят или их нет. В этом случае алгоритмы придётся изобрести. Или превратить в алгоритм поведение тех, кто добился успеха в похожих условиях.
Шаг 4
Определить эффективные и неэффективные убеждения
В чём должен быть убеждён человек, чтобы действовать так, как требуют цели обучения? Какие убеждения могут мешать вести себя ожидаемым образом?
Устойчивые убеждения или установки влияют на поведение даже сильнее, чем знания и внешние обстоятельства: человек может отлично знать, как правильно поступать, и уметь это делать, но избегать такого поведения в силу своих убеждений. Например, тренинг по правильному заполнению шаблонов документов не даст эффекта, если люди считают, что правила, регулирующие эту деятельность, придуманы, чтобы мешать им работать.
Шаг 5
Выбрать содержание программы: концепции, подходы, теории
Подумайте, что нужно знать участникам обучения, чтобы на рабочем месте они использовали целевые навыки, технологии, модели и делали это правильно. Что им нужно узнать, чтобы сформировались эффективные установки? Это и будет определять содержание программы. Сформулируйте темы и основные тезисы.
Содержание довольно часто подбирают под влиянием моды в конкретной теме. Например, если планируется обучение по мотивации, то очень часто включают в программу теории мотивации Герцберга и Маслоу, алгоритм постановки задачи, связывающий задачу и потребность человека. Но для изменения конкретного поведения сотрудников в реальных ситуациях это содержание может быть совершенно бесполезным, даже вредным. Отталкивайтесь от проблемы и задач.
На этом шаге получилось избыточное содержание, и оно явно не вмещается в заданное время программы? Ничего страшного — впереди этап, на котором вы расставите приоритеты в содержании.
Шаг 6
Определить реалистичный, релевантный результат программы
По итогам исследований у вас, скорее всего, получится внушительный список того, что конкретно должно измениться к моменту завершения программы: что и как должны научиться делать сотрудники, какие их убеждения должны измениться. Поэтому первый вариант содержания программы (Шаг 5) тоже, скорее всего, получился длинным. Настало время всё это сократить, оставив только самое важное.
Определите, что имеет ключевое значение для достижения нужного результата, и оставьте темы, которые важны именно для этой основной цели. Всё второстепенное стоит убрать.
Почему это важно: невозможно повлиять сразу на всё, необходимо выбирать. Временной ресурс на обучение обычно довольно сильно ограничен.
На этом шаге выбираем и конкретизируем цель и задачи программы в терминах знаний, умений и установок.
Шаг 7
Создать план тренировки умений
«Постойте, — возможно, скажете вы, — здесь пропущен этап разработки плана формирования знаний!» Нет, не пропущен — он будет следующим шагом. Когда начинают с него, на формирование умений обычно уже не остаётся «места», программа представляет собой набор лекций, а сотрудники становятся обученными теоретиками, не применяющими знания в деле. К тому же, без практики они могут неправильно интерпретировать полученные знания и начать применять их не так, как нужно.
Поэтому начинать лучше с плана тренировки умений.
Это значит, что нужно подобрать или разработать активности (занятия), которые обеспечат участникам обучения многократное повторение нужных действий в рамках программы. Активности должны включать в себя:
Постарайтесь, чтобы в плане были как задания, в которых участники обучения будут успешны, так и задания, где они будут ошибаться. На ошибках учатся — это не просто слова. Причём нужно сделать так, чтобы во время обучения ошибаться было не страшно и не стыдно, а извлекать опыт из ошибок — интересно.
Очень важно проектировать учебные активности так, чтобы они воспринимались участниками как отражение их рабочей реальности — типичных рабочих задач и трудностей. Используйте в учебных материалах терминологию и контекст, к которым сотрудники привыкли в работе (настало время использовать результаты исследования контекста). Это важно даже в таких «мелочах», как учебные иллюстрации. Иначе вы столкнётесь с неожиданным барьером: алгоритм действительно применим в разных ситуациях, но участники говорят: «У нас это не работает, это всё западные подходы».
Пример, как не надо делать
Для производственного персонала регионального завода подготовлен хороший обучающий курс. Но картинки-иллюстрации для него взяты со стока и отражают западную реальность, а герои — фотомодели с голливудскими улыбками и дорогими часами в переговорках на верхних этажах небоскрёбов. Это вызывает у обучающихся отторжение и смех, они не ассоциируют учебные ситуации с собой и своей рабочей реальностью.
Шаг 8
Создать план тренировки знаний
Теперь пора оценить глубину теоретических знаний, которые нужно сформировать у участников обучения. Теория должна быть достаточной для формирования умений, чтобы сотрудники понимали, почему они должны поступать в тех или иных ситуациях так, а не иначе.
Определившись с необходимым набором теоретических знаний, надо выбрать, какими методами вы будете передавать их обучающимся. Простой лекции недостаточно. Обязательно нужно разработать задания, в которых участники обучения будут оперировать информацией и таким образом формировать знания.
Шаг 9
Создать план влияния на установки
Если в вашем случае не обойтись формированием знаний и навыков и требуется менять установки, — это особая ситуация.
Лучше всего изменяет убеждения новый опыт и возможность его осмыслить.
Надо разобраться, какой опыт и какая информация, какой способ её преподнесения изменят установки, убеждения. И продумать примеры, которые сформируют отношение к содержанию, как к важному и обязательному к применению. То есть помочь участникам обучения этот опыт осознать.
Например, у руководителя есть убеждение, что люди работают только под жёстким контролем, из-под палки. Можно создать ему опыт, когда он увидит, что и сам он, и его подчинённые прекрасно работают в более свободной атмосфере. Помогите ему заметить это.
Шаг 10
Сформировать блоки программы
Вот теперь пора объединить планы по формированию знаний, умений и установок, используемые в них методы обучения в последовательные блоки. Есть три метода, которыми можно пользоваться.
1. Опираемся на логику. То есть двигаемся от:
2. Отталкиваемся от групповой динамики.
3. Отталкиваемся от динамики освоения навыков и изменения установок.
Шаг 11
Подготовить план интеграции нового в практику
Этот шаг уже за рамками непосредственного процесса обучения, но от него очень многое зависит. Если не поддержать первые шаги изменения поведения людей, они будут автоматически действовать по-старому. Чтобы внедрить новое поведение в старых условиях, нужны специальные усилия.
Продумайте, как вы будете поддерживать участников, когда они столкнутся с ошибками в реальной практике. А ошибки и сложности неизбежны. Чем меньше было практики в ходе обучения, тем больше будет ошибок на рабочем месте. Страх совершить ошибку может вызывать отказ действовать по-новому.
Если есть возможность вовлечь в поддержку изменения руководителей тех, кто учился, подготовьте руководителей к этой роли. Их поддержка оказывает мощное влияние.
В качестве заключения
Задачи проектировщика программы помогают удерживать во внимании всё наиболее существенное с точки зрения результата обучения. Последовательность и глубина проработки могут меняться от ситуации к ситуации. Желаю вам смело экспериментировать и внимательно оценивать результаты экспериментов.
Как создать свою методику обучения
В освоении языков есть очень много разных моментов:
Надо читать. Надо писать. Надо учить слова. Надо осваивать грамматику. Надо говорить спонтанно, не думая о грамматике. Надо переводить. Надо понимать без перевода. Надо быть дисциплинированным. Нельзя себя заковывать разными «надо». Надо работать много. Надо не уставать. Надо говорить и общаться. Надо слушать фонетику, не связывая ее с пониманием. Надо понимать, что слушаешь. Надо ставить произношение. Надо читать именно интересные книги. И так далее, и так далее…
Часто одно «надо» отрицает другое, и их трудно сочетать.
Чтобы «создать» в кавычках методику, достаточно выбрать из списка несколько пунктов, придать им исключительное значение, и начать раскрутку «своего» в кавычках метода. Для раскрутки желательно и самому быть крутым: кто знает язык лучше, у того лучше и методика.
Так в результате и получаем калейдоскоп методик. Но многообразие это только кажущееся. На самом деле, ни к чему вся эта суета не приводит, и все возвращается на круги своя.
Как создаются реальные методики?
Ты что-то делаешь, как тебя учили. У тебя не получается или получается хуже, чем хотелось бы. Ты спрашиваешь себя, в чем дело? И пробуешь сделать то же самое, но рациональней. Примеров нерациональных и просто лишних движений можно привести великое множество…
Стоит ли за это браться?
Труд этот совершенно не благодарен. Если бы у народа была бы готовность следовать разумным движениям, то эти разумные движения давно уже были бы найдены. И причины, по которым рациональные движения не принимаются народом, вероятно, достаточно глубоки.
Методист столкнется с той же проблемой, с которой сталкивается любой психолог, консультирующий клиента. Проблема не в том, чтобы увидеть жизненные ошибки клиента. Гораздо труднее эти ошибки показать тому, кто их не хочет видеть.
По этой причине, люди, занятые квартирным вопросом, едва ли станут разрабатывать новую методику. Но, когда методика будет отработана и обкатана, и станет общепринятой, возьмут ее на вооружение даром, и разработчикам спасибо не скажут.
Иррациональность
Сделать человека обыкновенного человеком разумным очень не просто. Если ему показать его иррациональность, он станет еще более иррациональным, в полном соответствии с правилом, «если человеку указывают на транс, в котором он находится, транс только углубляется».
Что есть методика?
То, что реально создано за последние двести лет, создано не столько учителями, сколько технарями. И магнитофоны, и программы, и Интернет. А в остальном, еще под вопросом, лучше ли учат сейчас, чем раньше учили.
А как пишутся программы? Пишутся, обкатываются, переписываются, дорабатываются, опять обкатываются. И надо совершенно беспристрастно уметь высматривать в собственных программах недоделки и несовершенства, чтобы вновь и вновь все переписывать с самого начала.
Хорошие программы пишутся не по принципу «что бы такое написать?». Они пишутся, когда нужность их очевидна, и вопрос не в том, нужны они или нет, а в том, как конкретно написать, как сделать удобный и красивый интерфейс, и где найти на все это свободное время?
Кстати, тому, кто сверхкритически к своим программам относится, трудно выдавать самоуверенные интонации, которые так легко выдают лохотронщики. Но о том, как создаются и раскручиваются лохотроны, будет отдельный разговор.
Я много лет пиджак ношу.
Давно потерся и не нов он.
И я зову к себе портного
И перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
«Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
Искусство кройки и шитья».
Я пошутил. А он пиджак
Серьезно так перешивает,
А сам-то все переживает:
Вдруг что не так. Такой чудак.
Одна забота наяву
В его усердье молчаливом,
Чтобы я выглядел счастливым
В том пиджаке. Пока живу.
Он представляет это так:
Едва лишь я пиджак примерю —
Опять в твою любовь поверю.
Как бы не так. Такой чудак.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.
Как составить собственную методику начинающему репетитору
С основными методиками преподавания будущие педагоги знакомятся в ВУЗах. Однако залогом успешности и востребованности репетитора выступает собственное видение учебного процесса, внесение в него уникальных приемов и применение инновационных технологий. Многое приходит с опытом, поэтому методы преподавания хорошего специалиста постоянно совершенствуются и претерпевают полезные изменения. Реальный показатель эксклюзивности методики, творческий подход к своей деятельности значительно повышают значимость и востребованность репетитора.
С чего начать
Для разработки собственной методики начинающему репетитору следует определиться с приоритетными формами своей деятельности и выбрать:
• дистанционное репетиторство или очные занятия;
От чего зависит эффективность занятий
Уникальная методика создается при творческом подходе к использованию общедоступных программ и учебников. В основе любого обучающего курса основными составляющими успеха выступают стимул и мотивация. Поэтому важно точно представлять поставленную перед вами задачу, выбрать для своего подопечного основной фактор мотивации и заинтересовать его достижением цели. Чтобы сделать урок интересным и максимально полезным, без предварительного планирования не обойтись.
Теоретическую часть занятия лучше разнообразить аудио и видео материалами, интересными, а порой и забавными, идеями, широко использовать особые «фишки» из собственного опыта и программы, которые вы считаете наиболее полезными. Скучно и неинтересно, если преподавание ведется лишь по одному учебнику, стремитесь использовать новейшие технологии и возможности интернета «по полной». Нестандартные занятия по достоинству оцениваются учениками, а количество подопечных будет зависеть от ваших креативных способностей.
14 лучших курсов по созданию курсов (онлайн-школ) и инфобизнесу
Онлайн-обучение для успешного старта в инфобизнесе.
Дистанционное образование из моды может превратиться в необходимость. Спрос на такой формат растет с каждым днем, и многие преподаватели уже переводят свои занятия в онлайн-формат. Чтобы сделать это быстро и выйти на стабильный доход, стоит пройти курсы по созданию курсов. Их уже довольно много в сети, ведь закон спроса и предложения никто не отменял.
Давайте рассмотрим лучшие учебные программы на сегодняшний день.
1. Продюсер онлайн-курсов – Skillbox
Продюсер онлайн-курсов – это 8 месяцев обучения на практических задачах для тех, кто хочет открыть свою онлайн-школу и получить нужные навыки, и для тех, кто планирует стать продюсером онлайн-курсов.
Стоимость со скидкой – 46 800 руб., можно платить в течение 12 месяцев по 3 900 руб.
2. Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или эксперта – Accel
Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или эксперта – бесплатный вебинар от создателей акселератора онлайн-школ Accel, который поможет разобраться в том, какие школы и почему приносят хорошую прибыль, как составить бизнес-план и стартовать без вложений.
Чтобы посмотреть вебинар, оставьте на сайте адрес своей электронной почты.
3. Как создать свой онлайн-курс с нуля – Udemy
Как создать свой онлайн-курс с нуля – пошаговая инструкция: от идеи и выбора формата до публикации на самых популярных интернет-платформах.
Другие похожие программы на Udemy:
4. Онлайн-школа от идеи до первых денег – Pro online
Онлайн-школа от идеи до первых денег – это 3 месяца обучения для новичков в инфобизнесе, где вам помогут “снять розовые очки” и трезво оценить свои возможности на данный момент, понять, с чем предстоит работать и к какому результату вы хотите прийти.
Есть 3 тарифа. Самостоятельное обучение стоит 18 160 руб., с обратной связью и общением с куратором – 30 160 руб., с дополнительными консультациями экспертов – 68 560 руб.
Другие программы в учебном центре:
5. Newschool: запуск онлайн-школы через автоворонку – Обнаженный Бизнес
Newschool: запуск онлайн-школы через автоворонку – это обучение от действующего продюсерского центра для тех, кто хочет запустить свой обучающий проект в интернете, научиться работать с продюсерами или стать таким специалистом для онлайн-школ. Вы выберите нишу, определитесь с подходящей моделью онлайн-школы, создадите “начинку” курса, научитесь его продавать при помощи автоворонок и вебинаров.
В базовую комплектацию включены 129 уроков, проверка заданий и льготный доступ к платформе GetCourse. Стоит такой формат 39 000 руб.
Второй тариф содержит те же возможности + работу с личным наставником и консультации экспертов. Стоимость – 89 000 руб.
Тариф MAX стоит 199 000 руб. и предполагает техническую настройку онлайн-школы и рекламы, докрутку и масштабирование проекта.
Полный курс с созданием автоворонки и готовым продающим вебинаром стоит от 550 000 руб.
Доступ к материалам по всем тарифам предоставляется на год, а оплату можно производить частями в течение 12 месяцев.
6. Создать онлайн-курс – Top2Top Club
Создать онлайн-курс – это программа из 6 шагов. Каждый этап – это отдельный мини-курс, можно пройти их все или изучить только отдельные темы: по очереди или в произвольном порядке.
В самом первом мини-курсе тренинга есть 2 бесплатных урока для знакомства с преподавателем. Также на сайте можно найти много дополнительных интересных материалов для создателей и продюсеров онлайн-курсов.
7. Методика разработки электронных курсов – e-Learning Мастер
Методика разработки электронных курсов – это 5 “живых” вебинаров по 1 в неделю + месяц доступа к записям после окончания занятий.
Прослушать уроки можно за 8 900 руб., а принять активное участие, получить задания и обратную связь от преподавателей – за 19 500 руб. Если записываться заранее, то есть скидки.
Также на e-Learning Мастер можно пройти обучение по программам:
8. Запуск и продюсирование онлайн-курсов – EdMarket
Программа Запуск и продюсирование онлайн-курсов поможет создать свою онлайн-школу или стать продюсером для других специалистов. Вас ждет 3,5 месяца интенсивного обучения + 1 год доступа ко всем записям, помощь экспертов и база подрядчиков.
В процессе обучения вы:
Полная стоимость составляет 140 000 руб., возможна рассрочка и скидки для тех, кто записывается заранее.
9. Курс школа продюсера – Школа Продюсера
Курс школа продюсера – программа, где вас ждет 2 месяца интенсивного обучения, 45 практических заданий, 4 прямых эфира с разбором самых важных аспектов работы, помощь опытных наставников и год доступа ко всем материалам.
Тариф с домашними заданиями и прямыми эфирами стоит 71 970 руб., доступ к информации без практики – 63 970 руб., с персональными разборами автора – 214 970 руб.
10. Разработчик электронных курсов – iSpring
Разработчик электронных курсов – это 3 месяца работы над запуском первого обучающего проекта с нуля, 24 вебинара по 2 часа, помощь наставников, создание портфолио продюсера.
Стоимость – 60 000 руб.
11. Полный курс по инфобизнесу от Ольги Юрковской
Полный курс по инфобизнесу от Ольги Юрковской рассчитан на 6 месяцев, содержит 27 занятий общей продолжительностью примерно 70 часов. Все аудио, видео и текстовые материалы предоставлены в записи, их можно пересмотреть в любое время без ограничений доступа. Есть закрытый форум для общения с автором, выпускниками и другими студентами.
Вы научитесь выбирать нишу, создавать имидж эксперта, общаться с аудиторией, продавать, использовать сервисы.
При оплате одним платежом стоимость составит 31 200 руб. Также можно оплачивать каждый месяц по 6 500 руб., что проще, но дороже.
12. Как создать и масштабировать онлайн-школу – Дарья Шанс
Как создать и масштабировать онлайн-школу – двухчасовой бесплатный мастер-класс, на котором вы узнаете:
13. Продюсер онлайн-школ – Александр Марков
На курсе Продюсер онлайн-школ вы за 60 дней сможете разобраться:
Доступ к урокам на 12 месяцев без проверки заданий стоит 29 700 руб. Обучение с проверкой, поддержкой и доступом в закрытый чат – 32 700 руб. Все то же, но с персональными консультациями автора и неограниченным доступом к записям – 64 700 руб.
Заключение
Чтобы успешно вести занятия онлайн, мало – разбираться в своей узкой теме. Нужно научиться пользоваться специальными платформами для онлайн-школ, освоить премудрости маркетинга и создания видеоконтента, без которого довольно сложно представить себе современное дистанционное обучение. Также можно стать продюсером и работать с экспертами, помогать им искать учеников и оптимизировать учебный процесс.
Какие у вас цели? Хотите обучать сами или помогать школам вести онлайн-занятия? Присмотрели какой-нибудь курс? Давайте пообщаемся в комментариях.