как стать послушником монастыря шаолинь
Как стать монахом Шаолиня
В статье коротко расскажем о том, как стать монахом Шаолиня. Какие подводные камни и ограничения существуют? Что потребуется от кандидата?
Монастырь Шаолинь открыт не только для туристов, каждый гость может остаться здесь в качестве ученика. Правда, для этого необходимо обладать завидным терпением, быть готовым к кропотливой и упорной каждодневной работе и, желательно, знать китайский язык.
Новички в монастыре обучаются медитативным практикам, китайской каллиграфии, медицине и, конечно, кунг-фу. Учеников размещают в корпусах, находящихся недалеко от храма. Стать послушником могут как мужчины, так и женщины. При этом возраст и род занятий не имеют значения. Однако в ученики берут далеко не всех. Для начала, помимо китайской визы, необходимо получить специальное индивидуальное приглашение из монастыря, которое действует на протяжении 180 дней. Запрос на этот документ можно отправить через представительство Шаолиня в Китайской Народной Республике:
Следующий шаг на пути к монашеству — стать послушником. Для этого нужно преодолеть немало преград. После подачи прошения об учебе, закрепленный за вами учитель начнёт проверять и контролировать каждый ваш шаг. Если он сочтёт, что вы подходите на «роль» монаха Шаолиня, то вы будете переведены в так называемую подготовительную группу. Учитель может нагрузить вас как послушника самой тяжелой и рутинной работой, а может абсолютно ничего не делать, наблюдая за вашей выдержкой, ведь для будущего монаха это одно из самых главных качеств.
Как правило, на такую «подготовку» уходит несколько месяцев. Если кандидат справляется со всеми трудностями, учителем выносится решение о его пригодности. После этого необходимо будет зарегистрироваться в Обществе буддистов, чтобы ваше личное дело было зафиксировано в базе данных — таким образом вы официально сможете называться шаолиньским монахом.
Никто не ответит, сколько времени вам потребуется, чтобы стать монахом Шаолиня. Насколько усердно вы будете трудиться, как быстро поменяетесь и заслужите уважение и доверие мастера — всё зависит лишь от вас, учитель же будет просто ждать и наблюдать.
Если вы хотите пройти все ступени посвящения и стать настоящим монахом Шаолиня, то вас ждет ещё одна проблема — у иностранцев такой возможности нет. К счастью, в наше время этот вопрос возможно решить. Достаточно получить китайское гражданство и путь к самым сокровенным тайнам Шаолиня окажется открыт.
Советую почитать
Автор
Михаил Роскин
Интересуют горящие туры?
Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.
Для читателей сайта LHTravel есть полезные советы.
Что нужно сделать, чтобы стать монахом Шаолиня?
Монастырь Шаолинь открывает свои двери не только для туристов, но и для тех, кто хочет стать учеником и в дальнейшем монахом. Но для этого нужно полностью посвятить себя упорному труду, тяжелой ежедневной работе. Современная школа дает необходимую подготовку. Подробнее о школе можно узнать на сайте https://shiyanbin.ru/. Какие действия нужно выполнить, чтобы стать монахом Шаолиня?
Первые шаги
Каждый гость в монастыре Шаолинь может остаться в качестве ученика. Начинающие обучаются следующему:
Ученики размещаются в корпусах рядом с храмом. Возраст и род деятельности не имеют особого значения. Но монахом может стать не каждый, а только лучший из учеников.
В первую очередь ученик должен оформить китайскую визу, которая делается на основе индивидуального приглашения из монастыря. Оно действует в течение 180 дней, чего достаточно перед принятием окончательного решения.
Выбор послушников
На следующей стадии учитель выбирает тех, кто может стать послушником. Для этого нужно преодолеть несколько преград. После подачи прошения об учебе за каждым из приглашенных закрепляется учитель. Он начинает контролировать и проверять степень прогресса.
На предварительную подготовку обычно уходит до нескольких месяцев. Кандидат должен быть выносливым, справляться с различными трудностями. После этого принимается решение в качестве будущего монаха. После этого происходит регистрация в Обществе буддистов. Личное дело вносятся в базу данных. Только после этого можно стать монахом Шаолиня.
Не существует установленных сроков и правил, сколько времени должно пройти для получения статуса монаха. Достаточно долго трудиться, выполнять поручения мастера и в скором времени можно рассчитывать на постоянное проживание в монастыре. Китайский язык требуется для лучшего понимания остальных братьев.
Таким образом, послушник может стать за минимальное время монахом в Шаолине. При этом нужно знать китайский, получить официальный вид на жительство и пройти соответствующую регистрацию. При этом нужно пройти особый путь и быть готовым посвятить себя монастырю сначала в качестве послушника, после чего учитель может выбрать вас среди остальных лиц в качестве монаха.
Как попасть в Шаолинь иностранцу
Не спешите покупать билет или искать «служебный» вход в монастырь. Ищите своего учителя.
Даже если вы говорите по-китайски, находитесь в хорошей физической форме и искренне хотите овладеть традиционным кунг-фу, это не значит, что вас примут в ученики с распростертыми объятьями. «Открыть дверь» в Шаолинь получится только с помощью мастера, который от сердца к сердцу передаст духовные знания, поможет понять внутренний смысл боевых искусств.
Возможно, вы пытаетесь распланировать свое время и узнать, сколько вам потребуется, чтобы овладеть кунг-фу. Планирование здесь бессмысленно. Вы идете по болоту, нащупывая каждую кочку и не будучи уверенным, что найдете следующую. Если да — пойдете дальше. Нет — завязнете и вернетесь домой.
Как начинался путь
С древних времен ворота Шаолиня, а вместе с ними и тайны кунг-фу, открывались далеко не всем.
Монахи считали, что лишь тот способен обучаться в стенах монастыря, кто в дальнейшем приумножит его славу. Только самые достойные миряне, отличающиеся хладнокровием, терпением, мужеством и умом могли попасть в Шаолинь.
Всегда существовали некие подобия вступительных испытаний, подготовиться к которым было невозможно: не было сборников ответов или специальных книг с правильным алгоритмом действий. Монахи оценивали претендента по критериям, известным только им. Двери монастыря либо открывались, либо испытуемому приходилось уйти домой ни с чем.
Как стать учеником Шаолиня сегодня
Если вы ищете ответ на этот вопрос не на сайтах туристических компаний, значит, вас интересует монастырь не просто как архитектурный комплекс с богатой историей.
Вас интересует ушу, как культурный пласт, как идеология, как дверь в мир традиций. Вы хотите стать частью этой традиции, узнать о себе что-то, что открывается только в процессе глубокой работы над телом и духом. И вы на правильном пути.
Истории людей, приходящих в кунг-фу, отличаются. Но во всех присутствует момент, когда человек понимает, что то, что тянет его в Шаолинь сильнее, того, что держит в своей стране.
Нельзя не признать, что Шаолинь овеян таинственным флером из-за большого количества голливудских фильмов о восточных единоборствах, поэтому многие люди приезжают сюда излишне, романтизируя это место.
Как же испытать себя и понять, действительно ли стремление учиться традиционному ушу так велико, что вы готовы к многолетней аскетичной жизни и полному погружению в другую культуру?
Новичок ли вы, или опытный мастер боевых искусств, хотите ли вы остаться на месяц или год — вы можете приехать изучать китайские боевые искусства у выдающихся мастеров шаолиньского кунг-фу.
Если это ваш путь — вы пойдете дальше с кунг-фу в сердце.
Как стать послушником монастыря шаолинь
Как становятся монахом Шаолиня?
Ши Янцзы: Довольно трудно стать монахом. Когда мне было пятнадцать лет, я пришел в Шаолинь, но я не смог сразу стать монахом, это не легко, так что вы должны очень этого захотеть. Сделать это трудно, потому что у монахов нет никакой причины поверить и принять вас только потому, что вы однажды появились здесь. Если хотите, чтобы Наставник Шаолиня принял вас, это займет время. Вы должны доказать монахам, что вы — хороший человек.
А сколько прошло времени прежде, чем Вас приняли?
Ши Янцзы: Мне повезло. Я был принят спустя шестнадцать месяцев. Первое время вы живёте в монастыре, вы не монах — послушник Шаолиня. Вы можете носить одежду монахов, но когда Шифу узнает вас действительно хорошо, он проверит вас, и затем возможно позволит стать монахом.
Почему Вы решили стать монахом?
Ши Янцзы: Когда я был ребенком, я любил спортивные состязания, боевые искусства. Моя мать — Буддист, так что в целом она была не против, но подобно всем матерям волновалась, что я собрался в монахи в таком молодом возрасте. Сначала она пробовала убедить меня не идти, но у меня ещё три сестры и четыре брата в моем семействе, так что я хотел идти и получить опыт, и я знал, что я хотел. Я сказал ей, что если мне не позволят уйти, тогда я не буду ничего делать (смеётся). Я попросил её поверить мне, и позволить мне идти.
Ваши родители счастливы теперь, когда вы оказались в Великобритании?
Ши Янцзы: Да, они очень счастливы, но успех не в наличии благополучной жизни, если в вашем кармане что-то гремит и вы богаты, но в вашей душе пустота, это не имеет смысла. Подобно, если вы богаты, но не здоровы, это тоже не хорошо. Для меня понимание отношений с другими людьми и вселенной так же важно, как и здоровье, сила тела, энергия. Это часть буддийской философии.
Ваша мать волновалась, что выбранная жизнь будет трудна для вас? Судя по тому, что мы видели и слышали о Шаолине, путь может казаться весьма серьёзным испытанием. Это действительно необходимо?
Ши Янцзы: Достижения технического прогресса не имеют значения для практики кунг-фу, так как кунгфу — это обучение вашего тела и сознания. Вы должны быть упорны, потому что обучение кунг-фу требует большой работы и настойчивости. Я обычно не говорю об этом (смеется) моим ученикам, если они имеют сильное желание, то продолжают заниматься. Вы должны также учиться у хорошего мастера, который мог бы преподать вам кунгфу. Это действительно важно.
Много студентов или «учеников» уходят прежде, чем они стали монахами?
Ши Янцзы: Это случается очень редко, потому что мастер выбирает учеников очень тщательно. Когда он видит вас впервые, он — уже на 70 % уверенный, являетесь ли вы тем кем нужно или нет. Впоследствии он проведет некоторое время с вами, и затем он будет знать на 100 %. Именно поэтому всё настолько строго. Мастер не хочет тратить впустую энергию или время. Если он преподает вам, то вы должны усваивать, иначе он не хороший мастер. Именно поэтому не легко стать монахом. Нужно всё сделать, чтобы мастер знал и доверял вам, вы должны открыть ваше сердце и быть честными, так что нужно учиться и иметь хороший характер.
Сколько времени занимает путь от ученика к подлинному монаху?
Ши Янцзы: Это зависит от ученика, нет никаких точных правил, сколько времени должно пройти. Как усердно вы трудитесь, как быстро вы меняетесь и заслуживаете доверие мастера — это ваша проблема, мастер только ждет. Это как яблоко: весной и летом мы все ждём, но осенью мы можем есть, никто не хочет есть прежде, чем плод созреет. Когда вы готовы, он сообщит вам. Вы можете узнать это только через опыт. Монах не только сидит в горах и созерцает, монахи понимают все. Он может не путешествовать в Лондон, но он знает, что основные вещи там те же самые, Буддизм позволяет знать ему это.
Хотя у многих именно такой образ размышляющего монаха, блаженного, неосведомленного о мире вне храма.
Ши Янцзы: Чтобы понять кое-что, вы должны почувствовать это лично. Я могу сообщить вам, что этот чай на вкус действительно хорош, но вы все еще не можете знать его вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его сами? Вы не можете понять вкус на слух, вы должны использовать ваш язык и испытывать это непосредственно. Кунг-фу, как и Чань в целом, учит нас пробовать и делать — это живая практика. Если вы только читаете книги, смотрите часами фильмы, вы только изучаете, а не делаете, это — не реально, это ничто.
Буддийская философия учит, что вы можете создавать среду вокруг вас вашими личными действиями.
Ши Янцзы: Если вы помещаете хорошее семя в землю, вырастет тоже хорошее. Если вы делаете хорошие вещи, тогда добрая воля прибывает в вас, но для Чань Буддистов это не окончательная цель, это только маленький аспект. Большая цель состоит в том, что вы делаете что-то хорошее и не хотите ничего взамен, просто это не имеет значения, только делаете и всё. Видите что старушка падает — просто помогите ей. Если вы делали это только потому, что хотели что-то выгадать, — это эгоистично. Чань, идущий от вашего сердца, — это подлинное. Если вы понимаете Буддизм, то должны использовать это, чтобы развить ваше сознание, не нужно чтобы вами управлял некий закон, вы должны быть естественны.
Что монахи думают о многочисленных фильмах о них?
Ши Янцзы: Когда вы смотрите фильм, если вы знакомы с кунг-фу, то знаете, что реально, а что является спецэффектами, но идея, которую они пробуют показать, главным образом правильна. Кунг-фу не используется для борьбы, основная задача состоит в том, чтобы сделать ваше тело сильным, дать здоровье и энергию для практики Буддизма и помогать людям. В храме мастер может спросить вас, почему вы изучаете боевые искусства и если скажите, что хотите бороться, и у вас нет терпения, и характер не важный, тогда обучение не будет возможным для вас. Если ваш интерес только лишь внешний, и вы при этом не хороший человек, то никто не станет учить вас. В Китае это типичная вещь, хороший преподаватель никогда не возьмет в ученики плохого человека.
Есть опасение, что со всеми туристическими поездками в Храм традиция будет потеряна, и подлинное искусство Шаолиня уйдёт.
Ши Янцзы: Я так не думаю. Мой шифу — Настоятель Шаолиня Ши Юнсинь имеет хороший план, гарантирующий Шаолиню продолжение культурной традиции. Вокруг Храма будет что-то вроде естественного парка. Так что я думаю, что будет не хуже. Храм Шаолинь очень известен в мире и он только один. По этой причине туристы хотят посетить его, и наши двери открыты в течение дневного времени.
Настоятель посылает монахов в мир, что является причиной этого?
Ши Янцзы: Храм Шаолинь очень старый и его знания очень стары, но еще популярны и довольно сильно. Но Храм маленький и не достаточен для обучения людей. Мы хотим, чтобы Шаолинь развивался, и чтобы большее количество людей могло получить эти знания. Не нужно прятать хорошую вещь — лучше этим поделиться. Когда вы квалифицированы, чтобы преподавать, то должны преподавать. В Китае много монахов, которые могут преподавать, но ни на Западе, ни в Храме нет таких, кто может говорить хорошо по-английски. Ещё в храме я решил изучать английский язык, я знал основы ещё со школы, так что продолжил, использовал свободное время, чтобы изучать язык. Я знал, что много людей хотят изучать кунг-фу, но у них нет возможности, потому что нет хорошего мастера, и я понимаю это. Мой мастер понял моё желание отправиться в Европу, это хорошее место, чтобы послать меня для преподавания, потому что много людей из Европы посещают Храм и хотят учиться, я так же понимал по-английски. Но главное у меня был большой опыт кунг-фу, больший, чем у большинства монахов моего возраста.
Расскажите поподробней о вашем опыте?
Ши Янцзы: В Китае я выиграл двенадцать соревнований, это были и маленькие провинциальные соревнования, но также и восемь национальных соревнований. Так же два раза участвовал в международных, и оба раза побеждал. Я очень много и тяжело тренировался и делал быстрый прогресс. После того, как я начал обучаться, уже через три месяца пошел на городские соревнования и стал чемпионом, побил двух человек, опыт которых был около пяти лет. Благодаря этому, в Храме я стал известен своим саньшоу.
А это действительно важно для Шаолиня?
Ши Янцзы: Важно то, что для вас важно. Для жизни в Шаолине всё это не имеет значения. Я изучил саньшоу и цигун, узнал три или четыре метода, стальную голову, стальную руку… Эти методы очень полезны в реальной борьбе.. Я стал монахом в 1989, а принят в Храм в 1985 году. Когда я пошел на мое первое соревнование, я чувствовал, что возможно мой мастер не будет приветствовать это, но я хотел получить опыт реальной борьбы. Я не выбрал борьбу, которая была бы неправильна! Соревнование было дружеское мероприятие, и со своими правилами, я хотел стать чемпионом, только для того, что бы совершенствовать то, чему учился. Всё-таки сердце боевых искусств — саньшоу, свободная борьба.. Выступив на соревнованиях, я подтвердил свой опыт и получил полезный навык. То чему я научился в Храме Шаолинь, в течение многих лет, было проверено. Это заставляет меня чувствовать, что я не потратил впустую мои годы. А вообще это похоже на бутылку, если она полупустая, вы будете слышать плеск внутри, когда её трясёшь, если она полная, вы не услышите ничего, если вы хороши, то не должны кричать об этом, сообщая каждому, что вы — лучший.
Вы упомянули о ваших навыках в цигуне, как вы развиваете внутреннюю энергию?
Ши Янцзы: В Китае есть различные стили цигун. Некоторые — только для здоровья, другие активно используются в практике кунг-фу. В Шаолине есть семьдесят два способа цигуна, в кунг-фу ци используется для увеличения силы и защитных свойств тела. Чтобы обучиться этому нужно узнать различные типы дыхания и многое др., но некоторые люди не верят в цигун. Ваше тело похоже на фабрику, продукция которой жизнь. Как это происходит? Первая наиболее важная вещь — дыхание, потому что вы нуждаетесь в воздухе, другая — ци, она имеет разные проявления, и важно увеличивать и направлять её. Например, когда вы ударяете кулаком, то не должны вдыхать, вы выдыхаете. Когда практикуете, нужно вдыхать и выдыхать очень медленно, накапливать энергию, и затем быстро, чтобы использовать эту энергию. Упражняться медленно, но использовать быстро.
Насколько важно состояние ума при упражнениях цигун?
Ши Янцзы: Вы должны знать устройство вашего тела, сухожилий, кровеносную систему, цзин-ло, точки, — это основные вещи. После вы можете практиковать цигун, но очень важно иметь хорошего мастера, потому что это внутреннее искусство и можно навредить себе при неправильных тренировках, вы можете не увидеть этого. Я практикую «железную рубаху», так что я могу продемонстрировать свой цигун. Это даёт способность выдержать удары бревном в живот, вы можете пинать или ударять кулаком меня, не причинив никакого вреда. Это показывает внутреннюю ци, как она защищает. В кунг-фу практикуют внутренний и внешний цигун. Много людей концентрируются на каком-то одном, но для хорошего кунг-фу нужно практиковать оба, если вы хотите использовать цигун для самообороны.
Существуют ли способы передачи ци?
Ши Янцзы: Много людей не верят в эту технику, потому что не могут объяснить. Вы должны поверить в это, потому что ци это ваша составляющая. Используется мысль чтобы управлять этой энергией. В Храме мой мастер научил меня некоторым лекарственным снадобьям, которые применяются в практике цигун, а так же различным методам лечебного массажа. Я недавно помог человеку, у которого были проблемы с горлом и мое воздействие с помощью ци имело очень быструю реакцию, теперь он может глотать и говорить.
Вы так же практикуете «железную ладонь»?
Ши Янцзы: Да, я тренировал кулаки, руки и ноги так же, но я не занимался железной ладонью в течение долгого времени, потому что это — не очень полезно. Я использую мой кулак гораздо больше, и когда хочу блокировать, использую руку или ногу. Нужно усилить эти области, ребра и живот, так что я практикую «железную рубаху». Я выбираю стили, что бы усовершенствовать мои методы борьбы
Почему монахи используют камни в тренировках?
Ши Янцзы: Многие из методов, которые мы называем традиционными, используют каменные утяжеления, это просто потому, что у нас нет железных гантелей и штанг, хотя сейчас появились, но изначально применяли камни, это помогало развивать силу, но не так как в боди-билдинге. Нужна «живая» мощь, а не «мертвая» груда мускулов. Это означает, что сила должна быть гибка и быстра, это — не та же сила с помощью которой вы двигаете автомобиль.
Некоторые люди считают, что Шаолинь кунг-фу теперь просто современный вид ушу, как вы ответили бы на это?
Ши Янцзы: Многие люди в Китае используют слово ушу, это подразумевает какой-либо стиль, это может быть и современный спортивный и достаточно старый, но если вы говорите «Шаолинь ушу», то под этим подразумевается традиционное боевое искусство. Таким же образом Тай-цзи называется ушу, но вы-то знаете что это такое. В Китае, когда говорите «я учил ушу», они спрашивают «который стиль вы учили?». Я ответил бы — саньшоу. На Западе, ушу ассоциируется у людей с красивыми движениями, выстроенными в последовательности, акробатикой. Шаолиньское ушу или как говорят в монастыре «гун фу», является традиционным боевым искусством, и многие «крутые» движения, которые вы видите в фильмах и т. д., уходят корнями в традиционные формы, а многие взяты из спортивной акробатики.
Каковы перспективы развития Шаолинь кунг-фу на Западе?
Ши Янцзы: Это — важный вопрос. В 1998 году Настоятель решил посылать монаха в Англию, чтобы посмотреть насколько велик интерес. Будучи в Храме я уже преподавал ученикам из Европы. Я уважаю каждого, и каким я являюсь человеком, также важно как наличие хороших навыков в кунг-фу. Теперь, когда я работаю здесь, это несколько трудно, но я чувствую себя очень счастливым, потому что есть интерес к тому, что я делаю. Сейчас хорошее время для продвижения культуры Шаолиня, это не только кунг-фу, но и духовное развитие также. Если вы хотите начать преподавать людям это, не достаточно сказать «я хочу преподавать вам это», вы прежде должны заинтересовать их. Сегодня чемпионаты не интересуют меня, меня интересует больше моё духовное развитие.
Насколько важно это развитие?
Ши Янцзы: Для меня был большой вопрос, что делать после того, как я стал чемпионом. Я хотел знать, почему монахи действительно изучают боевые искусства, я сказал своему мастеру: «я чувствую, что я ничто» и это показалось ему интересным, он дал мне книгу, которую хранил для меня долгое время и почувствовал, что оно наступило, время чтобы дать это мне. Так я начал изучать Буддизм с самого начала, и затем понял, что практика боевых искусств помогает нам глубже понимать Чань, это и есть та самая цель. Например, чтобы практиковать боевые Искусства вы должны быть смелым, как вы можете защищаться, если вы испуганы? Это — также первая цель Буддизма, не бояться, преодолевать опасение. Опасение смерти, например. Вы родились, повзрослели, и в конце концов умираете, это нормально, этот цикл проходят все. Когда вы осознаёте это, становитесь спокойными. Когда вы спокойны, все становится ясным, вы можете учиться.
Какое у вас мнение о иностранных учениках?
Какова ваша долгосрочная цель?
Ши Янцзы: Есть планы построить в Лондоне Дхарма-центр. Мы имеем некоторую возможность, и я надеюсь, что скоро (возможно лето), я приглашу вас на открытие. Это будет постоянно работающий центр, где мы надеемся заниматься благотворительностью, преподавать Буддизм, Китайскую культуру, боевые искусства, живопись, и Китайский язык. А так же цигун, это будет настоящий культурный центр.
Приемные испытания в монастыре Шаолинь
Как утверждают легенды, попасть в Шаолинь было очень непросто, а выйти оттуда еще труднее. Для поступления в монастырь и для ухода оттуда одного желания оказывалось недостаточно. Двери его открывались только перед теми, кто мог выдержать весьма суровые испытания своих физических и морально-психологических качеств.
Строгие правила отбора наиболее достойных кандидатов в монахи впервые установил Мэн Чжан. Он справедливо считал, что приумножит славу и мощь Шаолиня далеко не каждый. Для этого подходили только такие люди, которые умели находить выход из самой отчаянной ситуации, отличались хладнокровием, отвагой и исключительным терпением. Большое значение он придавал также их умственным способностям и моральным качествам. Выявлять лиц, отвечавших подобным требованиям, позволял оригинальный «вступительный экзамен».
Если на поступление в монастырь претендовал мирянин, то ему следовало представить рекомендации от трех уважаемых особ, удостоверявших его благочестие и незапятнанность репутации. В том случае когда претендентом являлся монах, рекомендательных писем не требовалось. Достаточно было предъявить письменное разрешение своего патриарха на переход в Шаолинь и пожертвовать какую-нибудь ценную вещь в монастырскую сокровищницу. Чем влиятельнее были люди, давшие рекомендации, и чем дороже подарки, тем благосклоннее относились к новичку. Но ведь ошибаться могут и святые. Поэтому от прохождения через систему придуманных Мэном тестов не освобождался никто.
Поступающий получал записку с повелением в указанный день прибыть до восхода солнца к первым воротам Шаолиня. Эти ворота находились у подножия горы Сун, в самом начале пробитой в скалах тропинки, ведущей к монастырю, находившемуся, как известно, выше, возле самой вершины. Здесь надо было ждать до тех пор, пока не впустят. Время ожидания колебалось от одного дня до недели. Самые нетерпеливые не выдерживали долгого ожидания и уходили. Остальных, наконец, впускали. Обычно это происходило около полудня. Вскоре им тут же, возле ворот, подавали довольно странный обед. Он состоял из очень черствой лепешки и горячего супа. Суп был налит в котел, но плошки, которые вручали испытуемым, были с отбитым дном. Стоило только кому-нибудь спросить, как же из нее есть, и его тотчас отправляли домой. Подобные вопросы свидетельствовали о недостатке сообразительности. А решение было простым: использовать лепешку вместо дна и съесть ее потом, когда она размякнет от супа.
После трапезы наступал черед следующего испытания. Оно заключалось в том, что надо было самостоятельно добраться до входа в сам монастырь. Задача осложнялась тем, что сразу за нижними воротами тропинка разветвлялась на несколько совершенно одинаковых путей. Но к цели вела только одна из них. Какая именно? Вот это и надо было определить по каким-либо признакам или же угадать. Нередко бывало так, что только после многочасового блуждания в скалах кандидат убеждался в том, что выбрал неверный путь. Тогда ему приходилось возвращаться назад, чтобы начать все сначала. При этом он ежеминутно рисковал жизнью, ибо спускаться вниз было гораздо труднее, чем карабкаться вверх. Стоило лишь оступиться, и рухнешь в шестидесятиметровую пропасть! И все это приходилось делать с мыслью о том, что следующая тропинка тоже может вести в тупик! Сами монахи поднимались вверх кратчайшей дорогой, проходившей под водопадом. Но те, кто стремился вступить в их ряды, об этом даже не подозревали.
Добравшись в конце концов до монастыря, они оказывались в густых бамбуковых зарослях, вплотную подступавших к его стенам. Здесь следовало смотреть в оба глаза. Листья в этом зловещем саду ранили словно бритвы, а отдельные побеги бамбука специально были срезаны почти до самой земли и заострены. Стоило наступить на такую трубку, и нога оказывалась проколотой насквозь. Кроме того, здесь повсюду таились ямы-ловушки, с острыми кольями на дне. Тот, кому удавалось избежать всех опасностей, оказывался перед красиво оформленным входом в Шаолинь. Но там он убеждался, что эта дверь не для него. Она считалась священной и открывалась только для особо важных гостей, а также перед теми немногими монахами, которые выдержали жестокие выпускные испытания.
Кроме нее, имелось еще два входа. Один находился в боковой стене, а другой – сзади. По традиции, боковой дверью в Шаолине пользовались те монахи, которые по решению общины должны были на какое-то время вернуться к мирским делам, если того требовали интересы монастыря. Все остальные входили и выходили через заднюю дверь. Перед ней поступающие снова ждали от одного дня до недели. Все эта время об их пропитании никто не заботился. Им приходилось есть ягоды и коренья, ловить мелких животных и птиц или питаться тем, что| прихватил с собой из дому, если вовремя об этом побеспокоился.
Пока длилось ожидание, новичка якобы случайно несколько раз обливали со стены помоями и посыпали мусором. Любые проявления нетерпеливости или гнева подмечались специальными наблюдателями, находившимися в укрытии. Наиболее не выдержанным заявляли, что они могут возвращаться туда, откуда пришли. Иногда калитка приоткрывалась, но лишь для того, чтобы выпустить или впустить кого-нибудь, идущего по своим делам. Если поступающий бросался к нему с вопросами или просьбами, его за такую дерзость немедленно отправляли восвояси.
Наконец, наступал момент, когда самых терпеливых приглашали войти. Но поначалу никто в монастыре не обращал на них никакого внимания. Только пара монахов пыталась разными способами заставить их пасть духом или вывести из себя. Если им это не удавалось, то кандидату поручали малоприятную работу: таскать воду (ведро, к несчастью, оказывалось дырявым, так что почти вся вода проливалась), мыть коридоры (только пол высыхал, как по нему проходила толпа монахов в грязных сандалиях, и все приходилось начинать сначала). Новичку давали подчас распоряжения, противоречащие одно другому, или же предлагали исполнять чьи-то прихоти, весьма похожие на насмешку. Его упрекали также в чем-то таком, о чем он не имел ни малейшего представления. Те, которые отказывались что-то сделать, злились или приходили в уныние, тоже могли возвращаться к себе домой.
Последний вступительный экзамен заключался в собеседовании с патриархом, в разговоре с которым нельзя было показаться ни слишком доверчивым, ни чересчур хитрым. В конце беседы патриарх предлагал своему гостю чашку чая. Если тот начинал пить, его немедленно отсылали из-за незнания этикета и отсутствия должной вежливости. Следовало поставить свою чашку перед алтарем предков, склониться перед ним в низком поклоне, а затем, обернувшись, отвесить поклон еще и патриарху. Если последний выпивал после этого свой чай, это означало, что кандидат наконец окончательно принят.
Во время церемонии посвящения в монахи новичок давал клятву душой и телом служить монастырю и оставаться верным ему до самой смерти. В знак полного разрыва с прежней своей жизнью он получал новое имя. Он узнавал также о том, что отныне ему нельзя покидать Шаолинь даже на время, кроме тех случаев, когда это связано с выполнением определенных заданий.