как связаны между собой казанский мост памятник м и кутузову и казанский собор
Памятник Кутузову в Санкт-Петербурге
«Чтобы спасти Россию нужно сжечь Москву». Это самое цитируемое выражение М.И. Кутузова. Его имя знакомо тем, кто интересуется историей и просто хорошо учился в школе. Конфликты с Турцией, вторжение Наполеона, Отечественная война 1812 года — везде он участвовал и показывал свою военную гениальность. Любители литературы знают авторский взгляд Л.Н. Толстого на эту историческую личность, изложенный в романе «Война и мир». Оставил внушительный багаж стратегий ведения боя и побед! В честь героя Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову был возведен памятник у Казанского собора в северной столице.
История создания
Задумка создания памятника Михаилу Кутузову принадлежит императору Александру I. Был издан соответствующий указ, но его исполнение откладывалось. Причина в том, что скульпторы Императорской Академии искусств не горели желанием браться за эскизы монумента. В то время было принято не бороться за портретное сходство и реалистичность. Памятники несли скорее символическую нагрузку. Например, в Боге войны Марсе вряд ли можно узнать генералиссимуса А.В. Суворова. Для памятника Кутузову задача была поставлена иная. Император хотел максимального внешнего сходства. Облачением должен был стать парадный военный мундир.
Император Александр I
Автор памятника Кутузову
К реализации идеи Александра I Вернулся его приемник и брат Николай I. Только в 1829 году объявляется конкурс на лучший проект. Основными претендентами на победу стали Б.И. Орловский и С.И. Гальберт. В конце концов, работы Орловского были одобрены и приняты. Соответственно, автором памятника Кутузову был Б.И. Орловский. Все заявленные требования выполнились на высочайшем художественном уровне.
Портрет английского художника Джорджа Доу использовался для достижения максимального сходства. Поза была достаточно воинственная и агрессивная. В одной руке Кутузов держит шпагу, а другой поднял фельдмаршальский жезл. Вся его поза говорит о решимости и уверенности в победе над врагом. Началась подготовка глиняного и гипсового макетов. К 1831 все модели были завершены и одобрены. В 1832 статую отлил в бронзе великий мастер В.П. Екимов. Для сооружения постамента предлагались:
Последний вариант был утвержден Николаем I как окончательный. Принято решение высечь буквы на самом камне, а не использовать накладные.
В 1837 году состоялась торжественная церемония открытия. Дата выбрана не случайно. В этот же год праздновалась 25 годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.
Памятник Кутузову перед Казанским собором
Место для памятника символичное и даже, можно сказать, сакральное. И вот почему:
Все эти события, установка памятника упрочили за Казанской площадью звание «место воинской славы». Эффект усиливают и знамена поверженных войск французов, лежащие у ног Светлейшего князя. Одна из самых значимых побед навеки вписала его имя в список героев Отчизны.
Интересные факты о памятнике
За время существования монумента многое происходило как с ним самим, так и у его подножья. Приведем наиболее интересные факты и истории:
Художественная и историческая ценность этого объекта делает его обязательной остановкой любого гостя города. Великий сын своего народа, даже после стольких лет, продолжает излучать невероятную силу воли, уверенность в победе.
Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой собственный Ватикан
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.
Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.
Вторая колоннада
Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Ожидающие ангелы
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Кутузовское сердце
Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.
Музей истории религии и атеизма
Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.
«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.
Икона Казанской Богоматери
В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.
Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (Санкт-Петербург)
Кутузов Михаил Илларионович — полководец, вошедший в историю как военачальник, разгромивший армию Наполеона, которая до этого сумела завоевать почти всю Европу. Более 50 лет он верой и правдой служил своей Родине, сражаясь за ее интересы и защищая от захватчиков всех мастей.
Благодарные потомки по достоинству оценили подвиги и военные заслуги генерала-фельдмаршала. В частности, в 1837 году был установлен памятник Кутузову у Казанского собора. Позже монументы были установлены в Москве и в Смоленске.
Предыстория создания петербургского памятника Кутузову
Через 5 лет скончался еще один герой Отечественной войны — М. Барклай-де-Толли. Вскоре после этого было решено воздвигнуть перед Казанским собором памятники этим двум полководцам. Несколько раз объявлялся конкурс на проекты для этих монументов, но представленные работы отвергались, так как ни один из известных скульпторов того времени не мог выполнить главное условие — создать фигуры в обмундировании, в котором народ привык видеть своих героев. Сегодня это сложно понять, но мастера ваяния того времени привыкли создавать композиции, подражающие классическому искусству, когда мужчин и женщин изображали в римских тога и туниках.
Описание[ | ]
Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне. Прототипом жеребца послужил конь Софист героя Красной армии Семёна Будённого[4]. В правой руке Кутузов держит подзорную трубу. Памятник помещён на гранитный прямоугольный семиметровый постамент с бронзовыми надписями: «Михаилу Илларионовичу Кутузову»
и
«Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года»
. На цоколе пьедестала с трёх сторон расположены бронзовые горельефы. С одной стороны они посвящены офицерам и соратникам Михаила Кутузова: Петру Багратиону, Барклаю де Толли, Матвею Платову, Дмитрию Дохтурову, Александру Тучкову, Николаю Раевскому, Александру Кутайсову, Алексею Ермолову, Дмитрию Неверовскому, Петру Лихачёву и Петру Коновницыну. С другой — простым солдатам: Михайлову, Коренному, Ручкину, Алексееву, Золотову, Павлову, Матвееву. С третьей — народным ополченцам и партизанам: Александру Сеславину, Александру Фигнеру, Герасиму Курину, Денису Давыдову и Василисе Кожиной. Все скульптуры выполнены с высокой точностью. Просматриваются черты лица, характеры и намерения каждого участника этой композиции[1][2][5].
Памятник Кутузову у Казанского собора: как создавался
Единственным, кому удалось представить реалистичный проект, оказался бывший крепостной Б.И. Орловский. Окончательные варианты эскизов были утверждены в 1830 году, а в 1835 произвели отливку фигуры Кутузова, потрачено на это было 7 371 килограмм меди. Еще пара лет понадобилась на строительство постамента, проект которого разработал архитектор В. Стасов.
Внешний вид
Памятник Кутузову был открыт в декабре 1837 года. Это событие было приурочено к 25-й годовщине изгнания Наполеона из России, и сопровождалось салютом и грандиозным военным парадом.
Для создания реалистичного образа М. Кутузова был использован парадный портрет великого полководца работы Д. Доу. Однако скульптор несколько идеализировал его фигуру, придав ей большую энергетику. При этом он уделил основное внимание позе полководца, которая должна была выражать его воинственный настрой и стремление к победе.
В правой руке М. Кутузов сжимает шпагу, а в левой — фельдмаршальский жезл. У ног фигуры лежит не развернувшееся французское знамя, у которого обломано древко. Его навершие в виде наполеоновского орла прижато к земле. Все это символизирует поверженность французской военной мощи перед гением русского военачальника.
Фигура полководца, как и требовали условия конкурса, облачена в форменный мундир, который украшен орденами. Скульптор с особой тщательностью изобразил генеральские эполеты, темляк на шпаге и шитье на обшлагах и воротнике. Тем не менее, он не смог до конца отойти от принятых в то время канонов, и плащ Кутузова очень напоминает римскую тогу. По мнению специалистов, это произведение стало первым шагом в переходе от классицизма к реализму в русском искусстве.
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли
До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.
Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.
Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив — фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая – сжимает шпагу, у ног Кутузова – свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.
Место установки памятников – Казанский собор, не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.
В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.
С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:
Барклай-де-Толли и Кутузов В 12-ом году морозили французов. А ныне благородный росс Поставил их самих без шапок на мороз.
Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.
Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.
Заметим так же, что в дни Блокады Ленинграда памятники полководцам не были сняты с постаментов, а остались на своих местах. Проходившие мимо на фронт войска отдавали им честь.
Описание
Памятник Кутузову в Смоленске отлит из бронзы. Он представляет собой фигуру полководца во весь рост на строгом постаменте из розового гранита. Фельдмаршал изображен с непокрытой головой и в парике. У него большой лоб, нос с горбинкой, невидящий правый глаз, глубокие складки у рта, обильные морщины и двойной подбородок. Кутузов одет в военный мундир и его грудь украшена боевыми наградами. При этом правая рука полководца сжимает рукоять обнаженной шпаги, опущенной к земле, а левой рукой он придерживает плащ.
Подольский памятник
Кутузов Михаил Илларионович прославился во многих сражениях и операциях. В частности, всем известен его Тарутинский маневр, который был произведен на подольской земле. Как свидетельствуют исторические документы, он не был заранее спланирован, и решение было принято интуитивно, исходя из ситуации. Как бы то ни было, маневр достиг своей цели и помог ослабить армию Наполеона.
В 20 веке на месте, где останавливалась армия под предводительством Кутузова, построили микрорайон. Он был назван в честь прославленного полководца. В 1994 году по инициативе местных властей начались работы, в результате которых появилась стела с барельефом генерал-фельдмаршала. Кроме того, в 2012 году был также установлен и большой памятник Кутузову.
В Подольске, точнее, на территории одноименного района его можно увидеть, если отправиться на центральную площадь поселения Краснопахорское. Выбор места неслучаен, так как именно там после Бородинского сражения находился штаб полководца. Автор памятника — скульптор Александр Рожников. Он изобразил Михаила Илларионовича в наброшенной на плечи шинели, смело шагающим навстречу испытаниям.
Б.И.Орловский
Орловский Борис Иванович (1791 — 1837), бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов первой половины девятнадцатого века не был воспитанником Академии художеств. Судьба его была удивительна. Он работал в мастерской торговца мраморами, упорный труд и самообразование позволили ему сделать прекрасный бюст Александра I, царь послал его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена (многие тогда творили в Италии, Мекке всех тогдашних художников и скульпторов), снабдив рекомендательным письмом к Торвальдсену. Трудолюбие и природный талант через шесть лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России.
В одном из лучших залов Русского музея стоит его дивная группа «Фавн с вакханкой», там же стоит «Венера» Витали, «Фавн» Гальберга и «Фавн» Рамазанова. Можно сколько угодно произносить заклинания о том, что бесконечные ряды фавнов, парисов, актеонов, вакханок,амуров и психей заполонили все и вся, но имеющий глаза да видит. Такая скульптура (и дело не в тематике, а в качестве исполнения) никогда не устареет, просто заклинателям проще отличать круги от квадратов, нежели копаться в нюансах. А копаться в нюансах и не надо: надо верить глазам, что-то нравится больше, что-то меньше, у каждого человека есть природное чувство прекрасного. Фавна, Париса, Фавна с вакханкой Орловский Б.И. делал в Риме.
Фавн и Вакханка. Орловский Б.И.
Там же он сделал огромный бюст Александра I, но уже на основе бюста царя работы самого Торвальдсена, которому царь в свое время лично позировал.
Бюст Александра I. Орловский Б.И.
Ангел на Александровской колонне на Дворцовой площади в Петербурге, одни из первых монументов в честь Отечественной войны 1812 г. — памятник Кутузову М.И. и памятник Барклаю де Толли также сделаны Орловским Б.И. Стоят эти памятники перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. Можно заметить различие в психологической трактовке: если Кутузов однозначно устремлен вперед, то Барклай не столь однозначен и его разворот явно передает то переживание, которое он испытал из-за обрушившихся на него обвинений в пораженчестве, когда настаивал на необходимости отступления русской армии.
Памятник Фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому
Памятник Фельдмаршалу князю Барклаю де Толли
Будучи нормальным верноподданным и гражданином, Орловский оставил после себя хорошую память. Его ученик Рамазанов А.Н. так вспоминает про свое учителя.«Будучи также учеником Орловского, я увлекался балами и вечеринками, для чего требовались перчатки и другие галантерейные мелочи, а денег не было. Тайком от моего профессора, я сделал статуэтку немца, загулявшего на Крестовском острове, — и едва успевал отливать из формы экземпляры, так велико было на них требование, — стало быть явились и деньги. Как то Орловский встретил формовщика с этой статуэткой и спросил: кто это делал? Формовщик назвал меня. Вскоре я был призван к Борису Ивановичу и принес по его желанию и форму статуэтки немца.
«И вот чем вы занимаетесь! — начал упрекать меня Орловский; — мне нужны деньги.- ответил я. — для вышивки золотых петлиц на мундире! — с горькой усмешкой заметил профессор. — Нет, и на покупку книг (я не лгал). — Книг? Будет с вас 50 рублей ассигнациями? — Очень достаточно! — Вот вам деньги, но разбейте на моих глазах эту форму! — тут же я исполнил желание Бориса Ивановича…»
Также по этой теме:
Конный памятник Юрию Долгорукому Орлова, Штамма, Антропова в Москве
Парные скульптуры. Часть 2.
Пьетро Каноника вместо Паоло Трубецкого
Памятник М.И. Кутузову в Москве
Этот величественный конный монумент установлен на проспекте, который назван в честь генерала-фельдмаршала. Идея его установки родилась еще в 1945 году, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Кутузова. Однако окончательное решение не было принято, и памятник полководцу в столице появился лишь в 1973 году. Его автором стал Н. Томский, который до этого создал несколько известных скульптурных изображений Ленина и Сталина. Среди его наиболее удачных работ можно также назвать памятник Ломоносову на Воробьевых горах.
Кроме фигуры самого Кутузова, Томский занялся созданием скульптурных изображений героев Отечественной войны Багратиона, Ермолова, Платова, Раевского и Давыдова. Их разместили на выступе постамента, на котором присутствует благодарственная надпись.
Теперь вы знаете, как создавался памятник Кутузову в Петербурге и знакомы с описанием скульптурных композиций, посвященных полководцу в столице, в Подольске и в Смоленске. Они являются выражением благодарности русского народа одному из величайших своих сынов, посвятившему всю свою сознательную жизнь защите интересов Родины.
История
После смерти М. И. Кутузова в 1813 году и М. Б. Барклая-де-Толли в 1818 году император Александр I повелел увековечить их установкой памятников перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, для чего издал царский рескрипт от 23 сентября 1818 г.
Скульпторы Императорской Академии художеств отказывались от участия в конкурсе на проект памятников, поскольку в нём было обязательное условие изобразить военачальников в современных военных мундирах, а не в туниках или античных мантиях, как было принято в те времена. Поэтому даже через полгода после открытия конкурса не было представлено ни одного эскиза памятника. Модели памятников поручили изготовить немецкому скульптору Эдуарду Лауницу, но его работа не была принята, поскольку ему не удалось создать убедительный образ русских полководцев. В 1829 году император Николай I во исполнение воли брата организовал конкурс на создание памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, в котором приняли участие вернувшиеся из Рима скульпторы Борис Иванович Орловский и Самуил Иванович Гальберг. Выбор пал на эскиз Б. И. Орловского, и он в январе 1830 года начал работу над памятниками.
По предложению Огюста Монферрана постамент к памятнику вначале предполагалось сделать из красного гранита и украсить бронзовыми барельефами, Орловский предполагал выполнить их из менее пышного и более дешёвого северного гранита, но в итоге Николай I принял вариант архитектора Василия Петровича Стасова. Постаменты в исполнении известного каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова были изготовлены из полированного гранита весной 1837 года. Монферран предложил выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, однако Орловский, указав на непрочность этого варианта, решил высечь буквы в камне.
Модели памятников были завершены в 1831 году. Сами памятники были отлиты известным мастером Василием Павловичем Екимовым в литейной мастерской Академии художеств: в 1832 году — скульптура Кутузова, в 1836 году — Барклая-де-Толли, причём статую Барклая-де-Толли получилось отлить только со второго раза.
Под руководством архитектора К. А. Тона памятники были установлены на свои постаменты: 30 мая 1837 года — фигура М. И. Кутузова, 15 июня 1837 года — фигура М. Б. Барклая-де-Толли. Торжественная церемония открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли состоялось 25 декабря 1837 года в честь двадцать пятой годовщины победы в Отечественной войне. На церемонии присутствовали вся императорская семья и многие знаменитые особы. Через несколько дней памятникам были отданы воинские почести. Однако эти события Б. И. Орловский уже не увидел — он скончался за восемь дней до открытия монументов.
Памятники пользовались большой популярностью у народа, поэтому в начале 1839 года пьедесталы памятников обнесли чугунными оградами, выполненными К. А. Тоном. Впоследствии ограды были заменены металлическими тумбами с цепями.
Во время Великой Отечественной войны монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли продолжали стоять на своих пьедесталах, и воинские части проходили мимо них по Невскому проспекту строевым шагом, отдавая воинское приветствие.
Скульптуры несколько раз реставрировались: в 1945 г., 1972 г., 2002 г.