как связаны между собой понятия воспитание и обучение

Обучение и воспитание — что такое и отличия

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение

Термины «обучение» и «воспитание» на первый взгляд тождественны. Оба они связаны с процессом передачи каких-то знаний и опыта. Но синонимами эти слова назвать нельзя. В педагогике существуют принципиальные различия между двумя этими определениями. Так кто же является учителем, а кто – воспитателем? Разберемся в этом с помощью статьи.

Обучение: что это?

Обучение – это всегда взаимодействие учителя и обучающегося, в процессе которого последний познает какие-то явления окружающего мира, постигает их взаимодействия и взаимосвязи, получает практические навыки, совершенствует когнитивные и познавательные способности (память, мышление, логику, организованность и т.д.).

При этом тот, кто учит, всегда действует целенаправленно и руководит процессом. Ученик же вполне осознает, что происходит обучение. Он слушает преподавателя и вникает в смысл его слов, выполняет задания, пытается действовать и мыслить самостоятельно, проявляет инициативу.

В процессе обучения ученику передаются какие-то новые для него знания и навыки. Важное условия – эта информация является не субъективным мнением обучающего, а проверенными и подтвержденными фактами.

Чаще всего обучение регламентировано стандартами и нормативами. Учитель действует в соответствии с федеральными программами. Для учеников создаются пособия, рабочие тетради и т.д.

Обучение четко ограничено во времени. Это касается как самих занятий (например, несколько часов в день), так и курса в целом (год, три месяца, 11 лет).

Результат обучения виден практически сразу. Его легко оценить (пример – пятибалльная шкала оценок, принятая в наших школах).

Что такое воспитание

Воспитание – процесс принципиально иной направленности, чем обучение. Это воздействие на личность, с целью передачи социально-бытового и культурного опыта, формирования системы нравственных и духовных ценностей, привития норм поведения в обществе и взаимодействия с другими людьми.

Воспитатель делится с воспитанником жизненным опытом, вводит его в мир культуры и искусства, помогает найти выход из трудных ситуаций, поддерживает в тяжелую минуту, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, прививает манеры поведения, показывает важность непрерывной работы над собой и т.д.

Воспитание происходит непрерывно – посредством слов, поступков, личного примера. Этот процесс не имеет четких временных рамок, он протекает незаметно и постоянно.

У воспитательных мероприятий отсутствует жесткая регламентация. Хотя, конечно, существует литература для родителей, учителей и других наставников, позволяющая более грамотно организовать процесс. Однако федеральными стандартами эта деятельность не регулируется.

Воспитание формирует основные качества личности, которые находят свое проявление в поступках. Это очень ответственное и серьезное дело, требующее мудрости, терпения, энтузиазма.

Одна из отличительных особенностей воспитания – его сугубо субъективный характер. Личность воспитателя оказывает определяющее влияние на развитие воспитанника.

Сходство воспитания и обучения

Оба этих процесса направлены на развитие личности. Человек учится чему-то новому, формируется, становится опытнее и увереннее в себе.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны и часто совпадают во времени. Учителю, преподающему конкретную дисциплину, прямо во время урока зачастую приходится прививать ученикам нормы поведения в общественных местах. Родитель, пытающийся показать ребенку важность взаимопомощи в семейных делах, обучает его, например, приготовлению какого-то блюда.

Роли учителя и воспитателя часто переплетаются. Одно немыслимо без другого. Но между этими понятиями есть и принципиальная разница.

Воспитание и обучение: различия

Примером воспитания может служить осознание необходимости помощи близким, понимание важности заботы о слабых, появление привычки вовремя и к месту говорить простые слова вежливости. В то время, как обучение – это освоение алфавита и таблицы умножения, овладение навыком вышивания, усвоение очередного языка программирования.

Отличий между процессами обучения и воспитания много:

Источник

Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса

Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса: обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.

Для начала, давайте разберёмся что общего и в чём различия понятий: обучение и воспитание.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.

По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обученияпроисходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками,разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.

Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье.Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.

Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучениеФотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучениеФоторепортаж «Квест «Охота юного натуралиста». Взгляд со стороны» Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Она предполагает общий игровой.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Сценарий осеннего досуга в старших группах «Стороны осени» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об осени: 1. Закрепить знания о времени года. 2. Продолжать развивать творческий потенциал.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучениеЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучениеТворчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.

Источник

Как связаны между собой понятия воспитание и обучение

Тестовые вопросы по предмету Теория и методика воспитания

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выбери правильный ответ: как взаимосвязаны между собой понятия «воспитание», «обучение» и «образование»?

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение

2. О каком понятии идет речь: «Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы»?

3. Что такое развитие личности?

1) Достижение высокого уровня развития нравственных качеств

2) Становление высших психических функций человека

3) +Результат количественных и качественных психо-физиологических и социальных изменений в личности человека

4) Процесс актуализации задатков человека

4. Как соотносятся друг с другом воспитание и развитие?

1) +Воспитание входит в общий процесс развития личности

2) Воспитание и развитие происходят независимо друг от друга

3) Развитие определяет успешность воспитания

4) Воспитание полностью определяет процесс развития личности

5. С какой смежной дисциплиной связано воспитание с точки зрения структуры и содержания деятельности различных социальных групп и институтов?

6. К факторам развития личности не относится:

7. Чем обусловлены принципы воспитания?

8. Какой из факторов воспитания является субъективным?

1) Критерии оценки уровня воспитанности

2) Социальная среда

3) Условия деятельности и ее организации

4) +Индивидуальные особенности воспитуемого и воспитателя

9. О какой специфической особенности воспитания идет речь: «Назначение педагогического воздействия заключается в переводе воспитанника на позицию субъекта собственных действий и поведения»?

1) Комплексность воспитания

2) Неопределенность результатов

3) +Двусторонний и активный характер воспитания

4) Многофакторность воспитания

тест 10. Единичное, однотактное действие, которое обеспечивает практическую реализацию метода в конкретных условиях – это:

1) +Прием воспитания

2) Метод воспитания

3) Принцип воспитания

4) Средство воспитания

11. Какой из компонентов целевых ориентиров воспитания отсутствует на схеме?

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение

1) Становление гражданской идентичности

3) Соблюдение правил и норм поведения принятых в обществе

4) Готовность сотрудничать с окружающими

12. К методам формирования сознания личности не относится:

13. Ограниченное в рамках сообщество людей, выделяемое из социального целого на основе определенных признаков – это:

14. Организация коллективного творческого дела по методике И. П. Иванова предусматривает ……….. стадий.

15. По определению А. С. Макаренко, важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является:

2) Либеральный стиль педагогического руководителя

3) Авторитет актива

4) Дружеские взаимоотношения

16. Что такое детский коллектив?

1) Группа детей, объединенных совместной деятельностью и дружескими взаимоотношениями

2) Группа детей, связанных отношениями взаимной зависимости

3) +Группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения

4) Группа совместно обучающихся детей

17. О каком понятии идет речь: «Степень соответствия личностного развития ребенка поставленной педагогами цели»?

1) Развитие ребенка

2) Культура поведения

3) +Воспитанность ребенка

4) Индивидуальная особенность ребенка

18. Кто из педагогов классиков говорил, что умственный труд «едва ли не самый тяжелый труд для человека», «приучение воспитанников к умственному труду более важно, чем передача определенной суммы знаний»?

как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Смотреть картинку как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Картинка про как связаны между собой понятия воспитание и обучение. Фото как связаны между собой понятия воспитание и обучение

19. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили идеалом воспитания выдвигает:

3) Всестороннее и гармоническое развитие каждого учащегося

4) Гуманно-личностный подход к ребенку

тест-20. Что такое социализация ребенка?

1) +Процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

2) Процесс активного приспособления его к условиям социальной среды

3) Процесс передачи знаний, умений, навыков и формирования опыта поведения ребенка

4) Процесс активизации развития ребенка

21. Одним из микрофакторов социализации человека является:

1) +Группа сверстников

4) Средства массовой информации

22. О каком понятии идет речь: «Целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации»?

1) Социальная адаптация

2) Социальное обучение

3) Социально-педагогическая деятельность

4) +Социальное воспитание

23. Как называется поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества?

24. О каком из методов воспитания идет речь: «Способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения»?

4) Положительный пример

25. Какой из этапов развития воспитательной системы школы лишний?

1) Становление системы

2) +Создание условий для самореализации и самоутверждения личности

3) Отработка системы

4) Содружество детей и взрослых, которые объединены общей целью, деятельностью и отношениями сотрудничества

5) Перестройка воспитательной системы

26. О каком понятии идет речь: «Способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям и людям»?

1) Средства воспитания

2) Принципы воспитания

3) Методы воспитательного воздействия

4) +Формы воспитательной работы

27. Какие компоненты включает в себя система профориентации?

1) +Профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация

2) Профессиональное просвещение, профессиональное тестирование, медицинская диагностика, профессиональное консультирование, профессиональная адаптация

3) Профессиональная агитация, профессиональное стимулирование, профессиональная диагностика, профессиональный отбор, профессиональная адаптация

4) Профессиональное консультирование, профессиональное тестирование, медицинская консультация, профессиональный выбор, профессиональное планирование

28. К валеологическому воспитанию не относится:

1) +Взаимодействие человека с природой

2) Тренировка иммунитета и закаливание

3) Половая культура

4) Психофизиологическая регуляция

29. К методам семейного воспитания не относятся:

тест_30. Как называется раздел педагогики, который изучает научные основы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы?

Источник

Соотношение категории и понятий «воспитание» и «обучение» в дополнительном образовании.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Соотношение категории и понятий «воспитание» и «обучение» в дополнительном образовании.

Понятия – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

Категории стоят на ступень выше понятий, одновременно сохраняя их признаки.

Категории всегда понятийные, но не все понятия являются категориями.

Основными категориями педагогики являются:

1. Воспитание – это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека. Это не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием. Но, в отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

2. Образование – это процесс и результат овладения человеком системы научных знаний, познавательных и профессиональных умений и навыков, формирование на их основе личностных качеств, развитие психических свойств и творческих способностей.

Образование, как процесс в системе образования организуется по четырем уровням, имеющие свои ступени

1. Дошкольное образование (ясли и детский сад)

2. Школьное (начальное 4 класса, неполное общее среднее образование 9-ть классов, полное общее среднее образование 11-ть классов)

3. Профессиональное (начальное, среднее и высшее)

4. Научное (аспирантура, докторантура)

3. Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Эти три понятия тесно связаны между собой. Если говорить о воспитании в общем, то это продуманный и спланированный процесс становления личности, придания ей формы. Оно проходит под воздействием множества окружающих факторов и может быть разным. Что касается образования, то со временем именно оно становится неотъемлемой частью процесса воспитания человека. Мы знаем, что это объемный, но кратковременный период, когда личность впитывает необходимые знания, приобретает умения и осваивает навыки, а также развивает свои особые способности. Человек получает образование путем обучения. И вот мы видим еще одну связь. Обучение рассматривается как работа в паре учителя и ученика, когда первый прививает какие-то знания, а второй усваивает их.

Рассмотрев основные категории педагогики и связь между ними, мы понимаем, что образование не может существовать в отрыве от воспитания или обучения. Это невозможно.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Категория «воспитание» включает в себя Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Категория «обучение» включает в себя Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Категория «образование» включает в себя Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Эти

процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Соотношение же этих трех категорий выразим в утверждении, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как организованную определенным образом деятельность, результатом которой является развитие человека.

2. Педагогика, как известно, заимствует и широко использует такие междисциплинарные понятия, как «личность», «развитие», «деятельность», «социализация», «общество». Классически ее собственными категориями являются «образование», «воспитание» и «обучение».

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Для углубленного изучения процесса развития личности современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Источник

Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»

В педагогике рассматривают обучение и воспитание только во взаимосвязи. Методисты подчеркивают, что, под обучением понимают то, что ребенка необходимо научить некоторому содержанию, то есть сформировать свойства личности.

Под характеристикой свойств личности понимают знающего и умеющего человека.

Полноценное развитие личности, его нравственных, волевых и эстетических чувств невозможно без обучения личности знаниям и способам деятельности.

То есть обучение с воспитанием никак не отделимы друг от друга.

Так, воспитание означает формирование не только свойств личности, но и умений и знаний. Для правильного формирования мировоззрения и нравственных устоев у ребенка, необходимо не только усвоить систему знаний о мире, социальных нормах, а также необходимо обучить ребенка как пользоваться этими знаниями, воспитать ценностное к ним отношение. Так как необходимо развивать у учащихся эмоциональное восприятие норм и знаний, формировать нравственные и мировоззренческие потребности.

В основе же эстетических чувств лежит получение информации об эстетических явлениях и обучение умению не только воспринимать красивое, но и творить его, при формировании отношений к нему как к личной ценности.

То есть и обучение, и воспитание, как факторы развития личности, имеют одинаковые черты и элементы.

Это обусловлено тем, что содержание, которое предлагается для усвоения учащимся, одинаково.

Влияние воспитания на обучение неизбежна из-за ориентации человека как целостной личности, которая восприимчива к воздействиям.

На эмоциональный строй личности накладывается обучающее воздействие. При условии соответствии личности и воздействия, обучение становится личностно значимым, личностно-развивающим и воспитывающим.

Следует отметить, что связь между воспитанием и обучением не односторонняя. Так, если обучение влияет на воспитанность, при определенных условиях, так и уровень воспитанности влияет на качество и эффективность обучения.

Н.А. Мечинская говорит о том, что обучение, опираясь на мотивационную сферу учащихся, углубляет и развивает ее.

Обучение воспитывает личность в направлении, необходимому обществу и становится личностно-развивающим, однако это происходит только когда и организуемая деятельность и ее предметное содержание соответствует мотивам, интересам и потребностям учащихся. Именно в таких условиях эта деятельность влияет на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Однако эти условия называют только косвенное влияние, так как предметное содержание какой угодно темы не являются эмоционально окрашенными.

Косвенные условия организации учения:

интерес к учебному предмету;

стремление к самоутверждению;

высокий уровень притязаний.

Методисты отмечают, сто воспитание и обучение это единый комплекс, который предполагает усвоение учащимися умений, знаний и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности.

Если мы рассмотрим названые компоненты подробнее, то увидим, что первые три – отвечают за интеллектуальное развитие человека, его содержание, а если рассматривать компоненты в комплексе, то можно заметить, что они обуславливают и составляют содержание духовного развития личности в целом.

То есть анализ соотношения обучения, развития и воспитания личности показывает взаимосвязь этих процессов.

Формирование личности необходимо производить в комплексе, с помощью воспитания и обучения. Чтобы развить гармоническую личность необходимо обучить её умениям, знаниям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-целостное отношение к миру через организацию таких видов деятельности как: эстетической, трудовой, учебной и т.п.

Методисты выделяют четыре этапа взаимосвязи воспитания и обучения:

Обучение неотрывно от воспитания, они как бы сливаются воедино. То есть воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

Воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно ему (трудовое воспитание, общественная работа, кружки). Однако необходимо подкреплять все эффекты обучения, и оно должно действовать на воспитание.

Воспитание и обучение всегда существуют параллельно во взаимосвязи.

Так, в педагогике существуют понятия:

Содержание образования также играет особую роль в воспитывающем образовании, оно влияет на качество обучения и общее развитие ребенка.

Содержание образования это совокупность основ наук, общественной жизни, культуры, искусства, техники, то есть всего, что необходимо освоить ученику.

Содержание образования должно отвечать таким требованиям:

знания должны идти по нарастающей, и не конфликтовать друг с другом;

содержание образования должно быть систематичным, для правильного формирования представлений о мире;

необходимо основываться на краеведческом и местном материале.

Содержание образования характеризуется единством эмоциональной, оценочной и мыслительной сторон познания.

Необходимо связывать эмоциональные переживания и процесс познания, так как они помогают ученикам проявить свое отношение к ситуациям, событиям, фактам и т. п.

Таким образом, можно сказать, что обучение, и все приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.

Когда общество определяет цели воспитания, формирует социальный заказ, оно адресует их не только школе, детскому саду, семье, но и другим культурно-просветительным учреждениям, которые участвуют в воспитании подрастающего поколения.

Цели обучения, как и цели воспитания, задаются и определяются обществом в связи с потребностями, прогнозом его экономического, социального, культурного и духовного развития.

Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку».

В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечеловеческих ценностей (добра, патриотизма, любви, высоких культурных и духовных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *