как уговорить родителей перейти на семейное обучение
Домашнее обучение: 3 способа уговорить родителей
Не так давно позволить себе обучение на дому могли лишь единицы. На данный момент такой вид обучения становится все популярнее. О переводе на семейное обучение довольно часто задумываются не только родители учеников, но и сами дети. Качество школьного образования оставляет желать лучшего, а отношения с другими школьниками или учителями могут не складываться. Обучение на дому является альтернативой стандартному варианту получения образования.
Не всегда родители сразу соглашаются на семейное образование и могут быть против подобных изменений.
Стоит отметить, что если родители против такой формы обучения, вовсе не значит, что они против ребенка. Они могут не понимать преимуществ непривычного вида образования, бояться не одобряющих взглядов посторонних или сомневаться, что смогут самостоятельно обучить ребенка школьной программе. Что делать детям, желающим обучаться дома, если их желание не поддерживают родители. Предлагаем разобраться, как уговорить родителей перейти на домашнее обучение.
Все люди имеют разный характер. Чтобы ваши аргументы услышали, стоит обязательно учитывать характер родителей.
Если родители логики
Для людей логиков важную роль в принятии решений играет последовательность, законченность и целесообразность действий. Для такого человека важно, что из сказанного является разумным и логичным, а что нет. Зачатую такие родители живут в мире фактов и законов. Из всего они способны выбрать главное и второстепенное. Главный советчик в принятии решений у таких людей — их разум.
Рассчитав данное время предложите родителям предположить, что его можно было потратить гораздо правильнее. Пусть они представят, сколько информации можно выучить, выбрав домашнее обучение. Подобные аргументы покажут родителям логикам преимущества вашего решения.
Если родители прагматики
Прагматики — люди, выстраивающие систему действий, поступков и жизненных взглядов на основе приносимой ими пользы. Как уговорить маму перейти на домашнее обучение, если она является прагматиком? В данном случае стоит сравнить финансовые расходы при обучении в обычной школе и при переходе на обучение на дому.
При обучении в школе от родителей требуется много финансовых затрат:
В нашем примере за год обучения в государственной школе придется заплатить примерно 70000 р. И это минимальная сумма затрат.
Зная ваши расходы на школу, вы можете рассчитать, сколько денег ежегодно родители тратят на обучение.
Теперь следует рассчитать расходы на домашнее обучение. Стоит отметить, что они будут гораздо меньше, поскольку:
В среднем обучение на дому обойдется примерно в 10000 р. в год.
Очевидно, что семейное обучение предполагает гораздо меньшее количество затрат в сравнении с обычной школой. Это сравнение поможет убедить прагматиков.
Если родители эмоциональные
Эмоции представляют собой длящиеся во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие реакцию на возникающие жизненные ситуации. Если родители излишне эмоциональны, стоит отталкиваться от эмоций, вызываемых школой и событий, происходящих в ее стенах.
Целью походов в школу прежде всего является получение знаний. Для примера можно рассказать родителям про дистанционное обучение в институтах. Данный вариант довольно распространен. Причем изучаемая программа является гораздо сложнее школьной.
Можно рассказать родителям, как одноклассники шумят на уроках, мешают учителю объяснять материал, многие не хотят учиться и сотрудники школы не могут их заставить. Стоит упомянуть, что на переменах многие дети курят и хулиганят, поэтому общаться с ними абсолютно не комфортно. Объясните, что вы хотите избавиться от негативного влияния сверстников.
Заметьте, что при домашнем обучении вы будете защищены от негативных ситуаций, происходящих в школе. Вы сможете избавиться от наблюдения дискриминации по возрасту, расовому признаку или материальному достатку семьи. В такой ситуации обычно накапливается агрессия, усталость. Кроме того довольно часто учителя вовсе не заинтересованы в личностном росте ребенка.
Находясь на домашнем обучении вы вам будет проще учиться и усваивать знания. Проводя больше количество времени дома вы будете сильнее связаны со своими родителями, будете понимать их заботы, сопровождать в поездках, помогать с домашними делами и посещать любимые секции. В таком случае вы гораздо лучше сможете подготовиться ко взрослой жизни, чем при посещении школы.
Расскажите своим родителям, что им не стоит бояться проблем с изучением материала. Сейчас мы имеем неограниченный доступ к информации и выбору форм ее подачи. Можно смотреть образовательные фильмы, учить русский язык с помощью онлайн-тренажера, заниматься английским по скайпу и слушать лекции лучших мировых преподавателей. В таком случае вы сможете получить бесценный опыт самостоятельного поиска информации и будете развиваться в интеллектуальном и эмоциональном плане.
При домашнем обучении не придется тратить энергию на общение с неприятными людьми, а приятных можно попросить о встрече. При желании вы сможете выбирать педагогов в платных и бесплатных онлайн-школах.
Данные аргументы часто помогают упросить эмоциональных родителей.
Довольно часто родные бояться менять привычный ход вещей и быть первопроходцами в переводе на домашнее обучение. При этом мама и папа всегда хотят для своего ребенка лучшего. Как только они увидят, что обучение вне школы имеет больше преимуществ, чем традиционное школьное, они поддержат ваше решение. Главное в данном случае не ссорится с ними и постараться конструктивно донести свою позицию. Тогда увеличится вероятность того, что ваши родители согласятся перевести вас.
«Нас как будто выпустили из клетки на волю»: рассказываем, как и почему родители переводят детей на семейное обучение (кажется, это просто)
В последнее время в России становится всё более популярным обучение «на дому», когда дети не посещают школу, а изучают предметы с родителями или репетиторами, а также берут онлайн-уроки. Многие думают, что забрать ребенка из школы навсегда и забыть про издевки одноклассников — долгая и очень сложная процедура. Однако это не так. Наши корреспонденты Анастасия Флегентова и Николай Коломийцев выяснили, что для перехода на семейное обучение нужно лишь подать уведомление в комитет по образованию. При этом, как утверждает одна из родительниц, даже не нужно оповещать о своем решении школу — это сделают чиновники.
Чем отличается домашнее обучение от семейного
По данным министерства образования Саратовской области, на сегодняшний день в регионе всего 240 тысяч школьников, из них 86 тысяч посещают школы областного центра. При этом, как пояснили в минобразе, необходимо различать понятия «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае речь идет об изучении школьной программы на дому в течение определенного периода времени.
«Основанием обучения на дому является заключение врачебной комиссии. Она и определяет временной отрезок, в течение которого ребенок будет учиться дома. Такую возможность предоставляют, например, для детей с некоторыми заболеваниями. Сейчас на домашнем обучении в области почти 1,6 тысячи школьников, а в Саратове — более 300 человек. Однако даже в случае домашнего обучения ответственность за ребенка все равно несет школа», — пояснили в региональном минобразе.
В случае семейного обучения, о котором и идет речь в нашем материале, детям предоставляется возможность изучать школьную программу дома с родителями (приглашенными педагогами, или с помощью онлайн-курсов, уроков). В министерстве образования подчеркнули, что если ребенок находится на семейном обучении, то всю ответственность за него несут родители, поэтому чиновники не располагают данными о количестве детей, которые не ходят в школу.
Ирина, год назад перевела на семейное обучение десятилетнюю дочь
— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому. Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания. У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей. К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.
Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.
Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице. Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали. За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.
Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально. Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка». Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.
В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к центру поддержки семейного обучения. Это такая онлайн-платформа, на которой можно пройти официальную аттестацию за любой класс. Важно, что при такой форме обучения не нужно никуда ходить и ездить — официально дочь прикреплена к московской школе. Посетить столицу надо будет лишь для того, чтобы сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Такое образование стоит 10 тысяч в год — дешевле, чем учиться в обычной школе, где надо купить форму, сдать в фонд класса и сложиться на букет Марье Ивановне.
Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка. В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила. Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.
Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести на «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.
Ольга, перевела дочь на семейное обучение с 5-го класса
— У меня двое детей. Сейчас старшая дочь учится в 5-м классе. До перехода на семейное обучение дочь ходила в одну из лучших школ города. Решение о переходе на семейное обучение не пришло спонтанно. Я впервые об этом задумалась к концу её 2-го класса. Почему? Потому что современная система предусматривает то, что учитель проверяет те знания, которые дает ребенку дома родитель или репетитор. То есть у нас всё свелось к тому, что я сидела с утра до ночи и учила с ребенком уроки. К концу 2-го класса у нас были репетиторы по некоторым предметам. В 3-м классе было всё то же самое.
Летом перед переходом в 4-й класс я сама предложила ребенку идею семейного обучения. Я много читала, изучала и думала о том, получится ли у нас это организовать. На тот момент дочь отказалась, её держали подруги. Но к концу 4 класса всё достигло апогея. У нее тоже и терпение, и ресурсы закончились. Она сама говорила: «Мама, быстрее бы это всё закончилось».
Она была уставшая, вымотанная. У нее еще есть серьезная спортивная нагрузка. В разгар сезона у нее бывает по 2 тренировки в день. Бывает до 3-4 часов в день уходили на тренировки. В 4 классе она до 12 часов была в школе, затем у нее небольшой промежуток на обед, отдых, уроки. Обычно на выполнение домашнего задания в нашем графике удавалось урвать часа полтора. Но за это время невозможно нормально выучить уроки. Делали то, что успевали.
У меня пришло понимание, что я выполняю функции школы — учу уроки постоянно. Бывало, что дочери уже пора ложиться спать, а я ей перед сном вместо сказки на ночь читаю «окружающий мир». У нас обычно плотно сидит в голове то, что школа дает знания, и что без нее никак. Но мы осознали, что ребенок сидит там полдня, а знаний толком не получает.
Было принято окончательное решение перейти на семейное обучение. Я нашла учебники, которые меня устроили. В государственной системе зачастую то, что бесплатно (имеются в виду учебники — прим. ред.), оно кем-то пролоббировано и по большей степени не отвечает качеству. Также, например, все знают, что для сдачи ЕГЭ или ОГЭ надо нанимать репетитора, потому что школа дает только базу, школьные учебники дают минимум знаний, они низкого качества.
Сейчас 5-й класс мы начали с семейного обучения. Чтобы перевести ребенка на такое обучение, нужно оповестить (не спросить разрешение, а просто оповестить) городской комитет по образованию. Можно прийти туда, можно отправить заказным письмом обычное уведомление о том, что ребенок переходит на семейное обучение.
У нас по закону закреплены две обязательные сдачи экзаменов — ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе. Все остальные аттестации выполняются по желанию. Но мы решили проходить аттестации, чтобы регулярно проверять полученные знания. Проходить их будем дистанционно, сейчас есть масса сервисов, которые предоставляют такие услуги. Для этого нужно отправить личное дело в образовательное учреждение. Наше дело, например, находится в московской школе, которая имеет право проводить такие аттестации. То есть, мы открепились от саратовской школы и дистанционно прикрепились к московской (только для сдачи аттестаций). Кстати, школу даже не обязательно уведомлять о переходе на семейное обучение, это сделает комитет по образованию.
Дома мы учимся блоками. Берем 1-2 предмета и полностью в них погружаемся. Сейчас дочь изучает историю — мы начали это делать чуть раньше, с середины августа. Она прошла уже почти половину курса истории за 5-й класс. В день на это уходит час-полтора. Еще каждый день мы занимаемся русским языком. И также у нее есть репетитор по математике — тоже каждый день по одному часу. Сейчас мы пройдем курс истории и сразу сдадим аттестацию.
Есть еще такие предметы, как физкультура, музыка, рисование. Мы занимаемся в спортшколе, отправляем оттуда справку, и нам засчитывают этот предмет автоматом. Из художественной школы (дочь также занимается рисованием) мы приносим справку, и нам тоже засчитывают этот предмет. По музыке мы будем сдавать тест, но если ребенок ходит в музыкальную школу, то оттуда также можно взять справку. У нас всё организовано эффективно, качество образования не страдает, даже наоборот. Мы довольны.
Оксана, перевела сына на семейное обучение год назад
— Идея о семейном обучении возникла у меня еще до того когда я родила ребенка. Дело в том, что у меня самой не самые лучшие воспоминания об обучении в школе. В детстве я была «белой вороной» — приличной спокойной девочкой в очках, которая сидела на первой парте около учительского стола и прилежно делала все домашние задания. Нетрудно догадаться, что таких как я в классе не любят.
Чего только мне не пришлось пережить — одноклассники выкидывали мои вещи в коридор, рвали мои тетрадки, девочки караулили меня после школы, чтобы сказать какую-то гадость, устроить разборки или напасть на меня с кулаками. Все это я терпела в течение всего времени обучения в школе и именно из-за этого я ушла из школы после девятого класса. Мне было все равно куда, лишь бы не видеть все это и забыть «чудесные школьные годы» как страшный сон.
Когда у меня родился сын, я сразу поняла, что учиться он будет дома. Правда, по мере его взросления я все больше убеждалась в мысли, что хотя бы начальную школу он должен закончить как все дети — чтобы понять, что из себя представляет наша система образования и по достоинству оценить семейное обучение, захотеть учиться самостоятельно.
Как я и ожидала, после окончания четвертого класса, когда я предложила ему начать учиться дома, он согласился. Конечно, если бы он отказался, я не стала бы навязывать ему какие-то свои идеи. Не могу сказать, что ему было в школе так же тяжело как и мне, но ходил он туда без особого рвения — всех друзей он встретил не в школьных стенах, а в кружке английского языка, куда я его водила. Этот кружок дал ему лучшее, что чисто теоретически могла бы дать школа — именно там сын научился товариществу, самостоятельной работе, контакту с педагогом. Школа же запомнилась ему пакетами со сменкой, типичными советскими фразами в стиле «а голову ты тоже дома забыл» и вечно усталыми и раздраженными педагогами.
Переход на семейное обучение, кстати, не был для нас трудным. Классная руководитель встретила наше решение совершенно без эмоций, завуч лишь спросила нас, точно ли мы уверены в своем намерении. Окружающие, правда, были очень удивлены нашим решением и говорили, что я «отрываю ребенка от коллектива и вообще не даю ему жить». Впрочем, ни я, ни мой сын так не считали.
До сих пор помню наш последний день в общеобразовательной школе — я встретила сына после уроков, и мы радостные пошли в кафе есть пирожные. Настроение было прекрасным, почти праздничным. Мы отчетливо осознавали, что в нашей жизни начался новый этап. Нас как будто выпустили из клетки на волю.
По образованию я филолог. Мой супруг зарабатывает достаточно, чтобы я могла сидеть с ребенком. Все гуманитарные предметы я преподаю ему сама — мы читаем книжки, находим в интернете адаптированные для детей исторические фильмы и мультики. Чтобы развить в ребенке чувство языка, я специально купила сборник диктантов и сын охотно пишет их дома. Когда диктант написан, мы спокойно разбираем ошибки. Если они есть, то смотрим, какое правило ребенок не усвоил и возвращаемся к нему. Здесь я работаю ради его блага, а кто станет делать это в школе? Учеников — тридцать человек, а педагог — один.
Английский, как уже было сказано, он учит в кружке и нас это вполне устраивает. С точными науками все оказалось труднее — скажу честно, я их никогда не любила и не знала, а потому по математике мы наняли репетитора — студентку старшего курса мехмата. Занятия с ней позволили моему ребенку получить годовую «четверку», хотя, конечно, для этого пришлось приложить немало усилий. Фактически мы вытягивали знания с «двойки».
В целом ни я, ни мой ребенок ни секунды не жалели о том, что стали учиться дома. Я заинтересована в том, чтобы мой сын действительно понимал материал, и прикладываю к этому массу усилий, а он, увидев что такое классическая постсоветская школа, благодарен мне за это. Небольшое опасение во мне вызывает только ожидание момента, когда у нас начнутся физика и химия — возможно, придется нанимать репетиторов и по этим предметам, а это уже серьезная трата для нашего семейного бюджета.
Как я перевела детей на семейное обучение
Чтобы экономить нервы и деньги
У меня трое детей. Двое из них — на семейном обучении.
После начальной школы старших детей я поняла, что традиционная система образования в России для меня умерла — слишком много времени на уроках тратится на дисциплину, а не на новый материал, задачи устарели, а в качестве мотивации для ребенка используется только слово «надо».
Я начала искать другие способы обучать детей и в итоге перевела их на семейное обучение. Сейчас им 11 лет, они в пятом классе и уже несколько месяцев учатся в онлайн-школе, а в свободное время посещают секции и кружки. В обычную школу они придут сдавать только промежуточные экзамены в конце учебного года.
Расскажу, как устроено семейное обучение, сколько оно стоит и чем это оказалось выгодно для меня.
Как я решила забрать детей на семейное обучение
Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.
Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.
Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».
Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.
Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.
Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.
В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.
Виды дистанционного обучения для школьников
Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.
Расскажу, в чем их различие.
Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных, детей с тяжелой формой диабета или с другими медицинскими показаниями.
При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.
Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.
При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.
Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.
Какие нужны документы
Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.
Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.
В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.
Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.
После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2019 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.
Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.
Что такое личное дело школьника
Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.
Как мы нашли онлайн-школу
По образованию я педагог, но обеспечить детям полноценный образовательный процесс дома мне не под силу хотя бы потому, что я работаю. А еще в пятом классе помимо основных предметов начинаются биология, география и история. Чтобы интересно и квалифицированно рассказывать о них, педагог должен знать больше, чем написано в учебнике.
Маленькие экспериментальные школы я не рассматривала — в них мало преподавателей и форматов. Чем больше школа, тем выше вероятность, что хотя бы один из предлагаемых ей форматов нам подойдет.
Программу из репетиторов мне тоже собирать не хотелось — для этого требуется слишком много сил, денег и моего личного контроля.
Поэтому я стала искать полноценную онлайн-школу.
У меня были следующие критерии:
Я безответственный родитель, поэтому долго школу не выбирала. Я не помню, сколько часов математики должно быть по плану в пятом классе, не знаю названий программ и методик и не смогу определить точный уровень когнитивного развития, который должен быть у ребенка в его возрасте. У меня только одно требование к учебной программе — ребенку должно быть интересно.
Под мои критерии подошла онлайн-школа «Фоксфорд». Про обучение в ней я и буду рассказывать дальше в статье.
Как происходит зачисление в онлайн-школу
Чтобы моих детей зачислили в онлайн-школу, необходимо было сдать вступительные экзамены. Для этого надо зарегистрироваться на платформе, пройти по присланной ссылке, сдать тесты по русскому, математике и английскому и дождаться результатов.
Поскольку мы сдали итоговые проверочные работы за четвертый класс, тесты детям показались несложными и проблем с поступлением не возникло. Тесты показали уровень, с которым ребенок придет в школу, а оценки по английскому — с какого уровня нужно начинать обучение в онлайн-школе.
После тестирования я получила программу, в которой можно было найти раскадровку по часам, учебный план и примеры отчетов. Например, для пятого класса общеобразовательный блок, который обязан пройти любой ученик в онлайн-школе, состоит из 440 часов. Еще 120 часов отдают специализированным предметам, к которым у ребенка есть склонность. Это меньше, чем количество часов в обычной школе в этом классе — 805 часов. Но зато здесь нет таких предметов, как труд, физкультура и ИЗО.
Программы обучения в онлайн-школе
После тестирования следовало выбрать программу, по которой дети будут обучаться, и заключить договор.
Ученикам предлагают на выбор две программы: базовую и индивидуальную. Базовая — то, что преподают в обычной школе: русский, литература, история и прочее. В индивидуальной к основным добавляют выбранные ребенком предметы, которые изучают углубленно — как будто ребенок пошел учиться не в простую школу, а, например, с математическим или гуманитарным уклоном.
Когда ребенок и родитель определились с формой обучения, нужно заключить договор со школой. Для этого следует подписать и выслать договор в электронном виде и оплатить обучение. Можно оплатить сразу весь год или внести минимальный платеж — за два месяца обучения, первый и последний.
В базовой программе три формы обучения:
В индивидуальной программе все дети проходят профтестирование. По результатам становится понятно направление, в котором хочет двигаться ребенок, и что ему интересно. Дальше ребенок может заниматься на дополнительных занятиях — они идут плюсом к базовой программе. В нашей школе это называется ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут.
Еще в индивидуальном формате есть тьютор — своеобразный стратег для ребенка. Тьютор помогает развивать то, что у ребенка хорошо получается, и добавляет в программу смежные предметы, например углубленную биологию или географию. В пятом классе эти предметы скомплектованы по трем направлениям на выбор: математическое, естественно-научное и гуманитарно-лингвистическое. Максимальное количество дополнительных предметов по индивидуальному маршруту — пять.
После тестирования ребенку назначают созвон с тьютором по Скайпу. Присутствовать на нем родителю или нет — решает ребенок. Моя дочь созванивалась самостоятельно, а сын попросил поприсутствовать.
По результатам тестирования ребенка тьютор проводит дополнительный опрос, где задает вопросы вроде: «Давайте проверим, не слукавили ли вы, пока проходили тест». В конце беседы ребенок определяется с направлением обучения и, если предметов меньше пяти, может взять дополнительные.
Если в первом полугодии ребенок понимает, что погорячился с выбором программы — можно сменить направление. Но это можно делать только раз в год.
В индивидуальном формате обучения тоже есть варианты по ценам:
Наш опыт. Я посоветовалась с детьми, и мы решили взять максимально полную программу — индивидуальную с куратором. Такое решение мы приняли, потому что сначала было непонятно, зайдет ли вообще формат такого обучения и не будут ли дети чувствовать себя брошенными. А еще я опасалась, что дети начнут откладывать все на потом и вообще не будут делать домашнее задание. С куратором так не получится.
Индивидуальные маршруты заинтересовали детей возможностью отличаться друг от друга. По итогам профтестирования сын выбрал естественно-научную программу с физикой, математикой, биологией и языком программирования Python. Дочь — гуманитарно-лингвистическую программу с упором на английский, русский и занятиями по словесности.
мы платим за учебу двоих детей в месяц
Место для учебы
Чтобы ребенок мог полноценно учиться дома, нужно организовать для этого место. С этим у нас проблем не возникло. Мы живем в таунхаусе, и у детей свой отдельный этаж с двумя комнатами и ванной.
мы потратили на технику
Компьютеры детям собирал муж — покупал по отдельности все комплектующие на «Авито». Компьютер для сына нам обошелся примерно в 20 тысяч рублей, для дочери — в 5 тысяч. Такая разница получилась потому, что сын играет в онлайн-игры и хороший компьютер был для него принципиален. Дочь игры не интересуют — ей было достаточно простого. Но в планах у нас модернизировать и ее компьютер, хотя для самой учебы никакой специальный мощный компьютер не нужен.
Принтер и сканер у нас уже были. Но пока что для учебы в онлайн-школе они ни разу не потребовались, поэтому, по моему опыту, можно обойтись и без них.
Как проходит учебный процесс
Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.
Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.
Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.
Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.
Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.
Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.
Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.
Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.
В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.
Гляциолог — специалист, который изучает лед и его разновидности на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере
Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.
Как не остаться без аттестата
По закону ребенок может сдавать экзамены в любой школе установленного государством образца. Неважно, где он прописан или учился раньше, — главное, подать заявления до того, как сформируют списки на промежуточную или итоговую аттестацию.
Нам предложили несколько форматов годовой аттестации:
Мы, скорее всего, в мае 2020 года будем проходить аттестацию в своей же школе.
Обычная школа сама решает, как будет проходить аттестация по итогам года. Чтобы попасть на аттестацию, нужно не позднее апреля уведомить администрацию школы. Тогда ребенка внесут в официальные списки на аттестацию. Для родителей схема простая: надо прийти в школу, написать заявление, получить консультацию и рекомендации по промежуточной аттестации у классного руководителя вашего бывшего класса, а потом явиться на экзамен. После экзамена в личное дело ученика проставляется отметка.
Если ученик не пройдет аттестацию, вас заставят вернуть ребенка в школу и зачислят в тот класс, в котором он начинал учиться — то есть оставят на второй год. Например, если ребенок обучался дома весь пятый класс и провалил экзамены, в обычной школе ему придется опять пойти в пятый класс.
стоит аттестация через интернет
Еще родители имеют право знать, в какой форме будет проходить аттестация, а также подавать апелляции, если не согласны с результатом.
Если вдруг в середине года мы поймем, что семейное обучение не для нас и всё вышло из-под контроля, — у нас есть право вернуться в обычную школу даже в середине года. Программу с детьми нагонять никто специально не будет, но дети опять станут обычными школьниками и будут числиться за школой.
Во сколько нам обходилась обычная школа
Каждый год на сборы к школе у нас уходило довольно много денег. Основные статьи расходов были такие:
В 2018 году я потратила больше 100 тысяч рублей, чтобы собрать троих детей в школу. В 2019 году я закупила канцелярию на всех троих и собирала в обычную школу только одного ребенка. Потратила 60 тысяч. Мы прилично сэкономили на рубашках, брюках, сменной обуви и сарафанах.
Еще у нас были дополнительные статьи школьных расходов. Например, выпускной в четвертом классе за двоих детей обошелся мне в 10 тысяч рублей, фотографии — в 5 тысяч. Еще мы сдавали деньги на общешкольные нужды, родительскому комитету, платили за экскурсии, представления и шоу. На них дети идти не хотели, но шли, поскольку все же идут.
Отдельная статья — школьная мода и штучки, которыми дети хвастаются друг перед другом. Например, во втором и третьем классе сыновья потратили на бейблейды в общей сложности 50 тысяч рублей. Теперь у нас приличная коллекция, правда, никому уже не нужная. А дочь увлекалась слаймами — это такие игрушки из вязкого желеобразного материала, в народе их еще называют «лизуны». Она их не покупала, а делала сама, как и остальные ребята в школе. Мы закупали литрами клей, тетраборат натрия и остальные ингредиенты. К этому еще надо прибавить расходы на испорченную одежду и мебель.
Бейблейды — это небольшие сборные вращающиеся волчки, которые запускают пусковыми механизмами. Мы покупали некоторые по 1500 Р за штуку, а сейчас дети не могут продать их даже за 200 Р
А еще дети портят тетради, грызут карандаши, теряют ручки и сменку, рвут колготки и пачкают рубашки в столовой. У меня в семье трое детей и ни одного чистюли. Нам пришлось купить сушильную машину за 30 тысяч рублей, потому что я не успевала гладить. К этому еще надо прибавить расходы на еду вне дома в школьное время, например покупку шавермы у школы. Походы со школьными друзьями в магазины за чипсами, газировкой и прочим выливаются по итогам месяца в приличные суммы — до 6 тысяч рублей.
Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку
Плюсы и минусы семейного обучения
Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.
Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.
Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.
Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.
С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.
Кэндо — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах
Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.
Минус только один — я боюсь итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха нет.