как украсить территорию храма
Остатки рая на земле. Кто и как украшает цветами храмы
Что это такое — церковная флористика? Есть ли какие-то правила украшения храмов цветами и кто их определяет — богословы, священники, флористы? Эти вопросы мы задали профессиональному флористу Галине Кондратьевой. Она лауреат национальной премии «Цветок успеха» — за масштабные проекты по праздничному оформлению православных храмов (Храм Христа Спасителя, Сретенский монастырь, Данилов монастырь), автор уникальной книги «Храмовая флористика», преподаватель церковной флористики.
Главное — не мешать молитве
Мы познакомились с Галиной Петровной во время ее работы. Со своими ученицами она украшала московский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.
На полу — ведра с цветами. Рабочее место — длинные столы, застеленные клеенкой. На них инструменты: кусачки, отвертки, ножи, проволока. Галина на стремянке доделывает гирлянду. Последние гортензии замыкают цветочную композицию из восьми гирлянд на хоросе — круглом светильнике. Такие же пышные нежно-розовые и белые гортензии, белые хризантемы, розы, ветки рускуса и красные ягоды декоративного зверобоя — вокруг икон внизу. Хочется потрогать — живые ли? Да, все живые!
— А как Вы относитесь к искусственным цветам в храме? — спрашиваю мастера.
— Считается, что это — лукавство, подмена. А вот сухоцветы, например, лунарию, использую в работе.
— Сегодня праздник мучениц, а у вас такая нежная гамма. Почему?
— Конечно, цвет мучеников — красный. Но мученицы Вера, Надежда, Любовь — девочки. И храм — на территории детской больницы, сюда придут дети. Отсюда и нежность. Но красный у нас все-таки есть. Это гиперикум. Видите, ягоды как точечки, они символизируют капельки крови.
— А еще говорят, что нельзя украшать храм ядовитыми цветами, такими, например, как ранункулюсы.
— Я как-то поделилась с одним из батюшек, что флористы боятся использовать колючие и ядовитые растения для украшения храма. На что батюшка ответил с улыбкой: «А пусть они их не едят!» Нежелательно использовать в работе цветы с резким и сильным запахом: они могут вызывать головную боль и аллергическую реакцию. И самое главное — цветы не должны мешать молиться!
Цветы привели к Богу
Встреча Галины с будущим духовным наставником и новый поворот в профессии случились так. В 2002 году журналу «Цветы», где она работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Так, выполняя задание редакции, Галина оказалась в Даниловом монастыре. Там она познакомилась с иеромонахом Зосимой (впоследствии — епископом Якутским и Ленским, ныне почившим), который вскоре благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря.
— Цветы привели меня к Богу, — признается Галина Кондратьева.
У каждого праздника свое лицо
То, как украшали храмы до революции, специалисты изучают по фотографическим и документальным материалам. Известны слова святого Иоанна Кронштадтского «Цветы — остатки рая на земле». В русской литературе, например, у Ивана Шмелева, встречаем немало рассказов о том, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень.
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
— Но ведь церковных канонов об украшении храмов нет, на что же ориентируются флористы? — спрашиваю Галину Петровну.
— Первое — цвет облачения священников. Это азы церковной флористики. Также растения должны гармонировать с основным цветом праздника. Богородичные праздники — голубой цвет, Рождество Христово — белый, Воскресение Христово — красный и белый, Троица — зеленый. Правда, бывает, что мы отступаем от этого правила, когда интерьер и освещенность храма диктуют другое. Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Если чествуется преподобный — служат в зеленых облачениях. Но храм — небольшой, светлый, и ничего, кроме желтого цвета, не хотелось туда ставить. Так и сделали, получилось хорошо. Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Флористы стараются подобрать соответствующие этому образу цветы. Для богородичных праздников, например, это лилия.
— А кто определяет, как и чем украшать храм: священники или флористы?
— Вместе. Флористы ничего не делают без благословения настоятеля. Но всегда радостно, когда творческим идеям флористов священники идут навстречу. Как, например, в Сретенском монастыре. С владыкой Тихоном украшение храма получается как совместное творчество. В 2008 году мы с ним решились сделать из цветов огромную рождественскую звезду на хоросе и паникадиле. С тех пор она — символ Рождества в этом монастыре.
Как научиться храмовой флористике
Люди, украшающие храмы, активно общаются на интернет-форумах. При храме святителя Николая в Измайлове работает молодежная площадка для желающих научиться украшать храмы. А еще секреты мастерства можно узнать из книги «Храмовая флористика».
Некоторые советы для начинающих озеленять свой Храм.
Если спросить православного человека: «Отчего вы кресты и купола на своих Храмах золотите?», наверно ответит, что это дом Бога и оттого мы и стараемся сделать Его дом лучше, чем наш. А если посмотреть, какие растения и как мы высаживаем возле этих Храмов? К выбору растений есть несколько подходов, с которыми мы не можем согласиться.
Бывает так, что прихожане приносят сильно разросшиеся у них сорно-садовые растения. Они быстро всё заполоняют и не отличаются хорошими декоративными качествами. Такие растения как огуречная трава, топинамбур, красная лебеда, ужасно агрессивная красная кислица и им подобные, часто в изобилии теснятся за Храмом, составляя конкуренцию репейникам и крапиве, и являются не украшением, а проблемой прихода.
Не украсит территорию у Храма и одна красивая, любимая, быть может даже очень редкая, но маленькая фиалка. Скорее всего, она зарастёт травой или будет затоптана прихожанами, так как возле Храма нужны растения заметные, невытаптываемые, стойкие к зимовке и в некоторой степени однообразные.
Поясним всё по порядку.
Возле Храма всегда найдётся место для махровой сортовой сирени, чубушника (жасмина), гортензии древовидной (отличный сорт «Annabel» обильно цветёт огромными белыми шапками с середины лета и до осени), гортензии метельчатой (лучший сорт «Grandiflora», с вытянутой белоснежной кистью, которая начинает розоветь с наступлением холодов. Фото есть в нашем каталоге). Если участок не загазован, всегда найдётся на нём место ели колючей «Рождественской», можжевельнику голубому колонновидному «Skyrocket», золотистому горизонтальному пышному «Old Gold», соснам горным крупным и средним, пихте корейской или пихте Нордмана, а для хвойных композиций на газоне, стелющихся не крупных можжевельников («Blue Carpet» и подобных), а также елей «Conica».
Про настоящую ВЕРБУ, как её легко развести для того, чтобы было что резать на вербное воскресенье, читайте здесь.
| | |
Растения, стойкие к зимовке: к сожалению, практически половина растений, предлагаемых в наших супермаркетах, совершенно не зимует в нашем климате (речь о Карельском перешейке). Бессмысленно сажать будлеи, многие сорта рододендронов, особо красивые махровые верески, хебе, да и распространённые чайногибридные розы лучше заменить почвопокровными, парковыми или полиантовыми.
Теперь об «однообразности» растений, о которой говорилось выше.
С этой проблемой часто сталкиваются обеспеченный цветовод: накупил много всего дорого, посадил в одну клумбу без идеи. «Отчего же красиво не стало?». И в глазах рябит, и полное ощущение беспорядка. Пересадят такие садоводы всё с места на место, опять не то. А проблема именно в излишней разнородности, ведь глазу всегда понятнее гармония и в цвете, и в форме.
4
5
Если в вашем приходе нет специалиста по дизайну и декоративным растениям, можно начать с обустройства газона. Дело это кропотливое и затратное, но если хотя бы выровнять землю возле Храма (не требуется делать её ровной, как стол, в холмах тоже есть своя прелесть, но хотя бы сровнять рытвины и колдобины, подсыпать хорошей земли и поработать над самым простым дешёвым газоном). Уже этого будет достаточно, чтобы преобразить всю территорию! Позже можно разбить вдоль дорожек цветочные узкие бордюры и высадить несколько акцентных хвойников и кустарников
6
7
Кустарники высаживаются вдоль изгороди сначала те, что выше: дёрены пестролистные, жасмины(чубушники), сирени и т.д. а перед ними средне- и низкорослые: спиреи, барбарисы и т.д. и совсем последними(ближними к людям), у черты газона возможны многолетние цветы: хосты, ирисы и т.д.
Дизайн в виде креста из стриженых кустарников.
Хвойные растения. Сразу скажу, что на загазованном участке хорошей Рождественской ели не вырасти никогда. Но если сильно хочется её иметь, то сажать не обычную лесную ель с тонкой плоской лапкой, а ель колючую (форму голубую), только подобрать цвет как можно более зелёный и естественный. Лапка у такой ели объёмная, густая, широкая, и при правильном формировании ель очень густая и красивая, но придётся в жару регулярно поливать её, опрыскивать от болезней и стимуляторами роста. При этих условиях может что-то и выйдет, но быстрее всего ель будет чахлой, больной, с жёлтой хвоёй, или вообще погибнет.
Что же из хвойного можно посадить? Во-первых, горные сосны (7) : они бывают разных ростов(от мини до 3-5м) и выносят городские условия. Во-вторых, туи, также разных видов ростов и расцветок, только надо учесть, что туи надо на зиму оборачивать укрывной белой тканью — спанбондом, чтобы они не побурели и не высохли ранней весной. Это можно не делать только если посадить туи в тени (под укрытием стены или деревьев).
Несколько слов о дополнительных украшениях.
8
9
1 0
Ещё хорошим украшением можно считать водоём. Сейчас большой выбор всевозможных «вечных водопадов» и декоративных подсветок для вечернего времени.
(Это сырые идеи для дальнейшего размышления.)
Создаётся впечатление, что «остров» плавающий, но просто при строительстве водоём обогнул сосну. Так, что у неё нет проблем с ростом, и корни уходят на естественную глубину.
Единственный совет: не сажать листопадные растения, которые будут засорять водоём и вода в нём будет заболачиваться и тухнуть. Можно предложить создать там небольшой цветник из алой сальвии, единственное «препятствие», как поливать и пропалывать? Но если размеры небольшие, то это не сложно.
11
12
По стенам строений можно пустить разрастаться виноград декоративный. Не знаем, как Храм, но замки и дворцы он замечательно украшает, и по исследованиям не вредит стенам, а даже в какой-то степени её защищает от воздействия ветров и солнца. Предпочтительны для виноградов западные и восточные стены. Южные — категорически нет, по многим причинам. Северные — хороши на троечку. Там, в отсутствие солнца, виноград не станет краснолистным осенью.
13
14
1 5
Надеемся, Вы не устали от нашего небольшого «путешествия»? Это наш первый пробный шаг. Чуть позже мы обновим советы и добавим новые фотографии. В зимний период ответим на вопросы прихожан, если Вы дадите фото проблемных мест.
Просим простить, но мы предлагаем помощь только православным Храмам, а садоводов мы не озеленяем и на все Ваши многочисленные вопросы ответить физически не можем.
Как украсить территорию храма
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Партнерский материал
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Зачем читать письма графа Строганова, готовясь к росписи храма? Какой должна быть эргономика… богослужения? Можно ли защитить стены церкви от копоти?
«Фома» рассказывает о том, как создаются современные проекты храмового убранства. На этот раз — на примере храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Добрянке Пермского края. Автор проекта — художник Дмитрий Трофимов и мастерская «Царьград».
1. Встреча
Сначала была встреча на Каме — там, где возвышается изящный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проект всегда начинается с разговора настоятеля, донатора-жертвователя (в церковном мире он называется ктитором) и художника. Ктитор и настоятель — это коллективный заказчик, а порой и соавтор художников.
На чем строится первый разговор? Сначала нужно «привязать» будущую роспись к самому храму, а значит, определить стиль постройки. От архитектурных особенностей и объемов здания, от посвящения храма зависит иконография и вся последующая работа. Мастера «Царьграда» стремятся создавать новую иконографию — например, редкие, слабо разработанные житийные циклы, а также символически интересные композиции. По итогам первой встречи составляется техническое задание на роспись и начинается работа над проектом.
Каким быть убранству храма Рождества Богородицы в Добрянке? Дискуссия шла долго. Дело в том, что архитектор С.И. Тунёв построил здание в духе позднего классицизма. А вот что касается икон, то ктитор храма, граф Сергей Григорьевич Строганов, основатель знаменитой художественной академии, не признавал традиционный для середины XIX века академический стиль. Он писал управляющему пермским имением: «Пока я и Наталья Павловна будем живы — не ставить иконы в иконостасах, ни церквях образов академического письма… держаться старого древнего иконописания».
Сергей Григорьевич нарисовал эскиз иконостаса Добрянской церкви и передал для неё фамильные образы «строгановского письма», которое прославилось в конце XVI — начале XVII века. А новые иконы писали с «замечательных по древности и хорошему письму» святынь из церквей Соликамского уезда.
Прошло почти 200 лет. Новые меценаты — энергостроители занялись реставрацией Добрянской церкви. Ктитор храма, директор Пермского филиала компании «Уралэнергострой» Сергей Ложкин, прекрасно зная историю церкви Рождества Богородицы, вдумчиво отнёсся к предложениям художников. В ходе серьёзных обсуждений со всеми, кто болел за проект, родилось решение: взять за основу декора стиль XVII века и соединить его с храмовой архитектурой.
2. Поиск решения: эстетика и эргономика
Что входит в проект? Он может быть узким — только росписи, или комплексным. Мастерская «Царьград» с особым интересом берется за многогранные проекты. Они включают в себя роспись, иконостас, пол, утварь, светильники, мебель и даже двери храма.
Только при всеобъемлющем подходе можно получить цельный образ, в котором не будет разнобоя — неумелого, случайного, хаотичного смешения стилей и колоритов. Не возникнет чувства дисгармонии, когда часть интерьера выглядит чужеродной по окончании росписи. Ведь человек в храме воспринимает его убранство целостно. Во время молитвы он, может быть, и не разглядывает детали, но ощущает и впитывает образ пространства во всей полноте.
Если мастерская делает многоплановый проект, она работает над эстетикой, гармонией, единством цвета и стиля. Но это только одна сторона. Другая, не менее важная, — эргономика, удобство во время богослужений — как для клира, так и для прихожан.
Иногда, заходя в храм, невольно спрашиваешь: а был ли автор проекта в алтаре, хотя бы раз в жизни? Вдруг оказывается, что некуда вешать кадило и облачения. Или нет места для воздуховода дымоудаления. Словом, не предусмотрены важные детали.
В мастерской «Царьград» понимают, что происходит во всех частях храма во время богослужений. В юности Дмитрий Трофимов был алтарником и знает изнутри, как проходит литургия, чинопоследование Крещения, литийные службы. Есть представление о том, как должны распределяться потоки прихожан.
Архитекторы «Царьграда» просчитывают габариты всего, что находится в алтаре, закладывают в проект удобные проходы, оптимальную ширину солеи, царских и диаконских врат. Как будут открываться двери? Куда поставить жертвенник, кадильный шкаф, умывальник? Сколько нужно светильников и где их разместить? Все эти вопросы авторы задают себе и настоятелю, чтобы потом ничто не отвлекало священников и диаконов от богослужения. При таком подходе в храме становится не только красиво, но и комфортно.
«Царьград» внедряет системы дымоудаления для кадильного шкафа и кануна во всех текущих проектах. Для чего это нужно? Чтобы красивая роспись была долговечной, а не покрылась через несколько лет темной пеленой сажи. Проблему отвода копоти лучше решить на этапе проектных работ.
3. Проект иконостаса. Образцы
Самая значимая часть проектных работ — иконостас и роспись. Так как в храме Рождества Богородицы решили отдать дань «строгановскому духу», то и иконостас по силуэту напоминает алтарные преграды конца XVI — начала XVII века. При разработке орнаментов художники обратились к прекрасному образцу того времени — иконостасу из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске, который был одним из центров строгановской империи.
Совместно с «Абрамцевскими мастерскими» Андрея Вуколова уже на стадии проекта была разработана уникальная технология. Сначала команда провела исследование. Дмитрий Трофимов показал заказчикам иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный в стиле XVII века, с соединением литых элементов и слюды. Фоны здесь не покрашены, а укрыты слюдой, что создает интересный оптический эффект.
Этот художественный прием и взяли в работу, немного осовременив технологию: Андрей Вуколов предложил отказаться от слюды в пользу цветных лаков. «Абрамцевские мастерские» создали множество образцов, прежде чем заказчики выбрали лучший.
Иконостас деревянный, резьба покрыта белым золотом, её оттеняют цветные лаковые фоны. Серебристый оттенок иконостаса — принципиальное решение. Внимание сосредоточено на главном — золотофонных молитвенных образах.
Проектные работы — это не только задумка и работа над эскизами. Это большой труд по выбору материалов, цветовой гаммы, колеров. Задолго до так называемого «выхода на стену» мастерская делает образцы деревянных элементов, орнаментов для росписи. Только когда заказчик их утверждает, проект двигается дальше.
4. Иконографическая схема. Проект росписи
Программа росписи начинается с того, что художественный руководитель мастерской приходит в белый храм. Он видит нетронутые стены, столбы, своды, купола. Всё это пространство нужно структурировать, упорядочить, выстроить. Будущая роспись начинается с идеи в голове художника. Он представляет, какими будут стены храма. Дальше возникают ярусы, цветовые пятна, акценты, детали. Первой рождается структура, а потом она наполняется иконографическим содержанием.
Иконографическая схема — своего рода техническое задание, которое утверждает настоятель. Вместе с ним авторы выбирают святых, образы которых будут включены в программу росписи. То есть уже на уровне концепции понятно, сколько в храме будет композиций, медальонов, других образов. Все они символически связаны между собой. Архитекторы и художники создают эскизы, где формы, ритм, колорит уже проработаны.
Почему пишут те или иные композиции? Храм в Добрянке — трёхпрестольный, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Поэтому на южных и северных стенах центрального четверика располагаются житийные образы Богородицы — от Рождества до бегства в Египет. Рядом с ними — медальоны с образами святых круга Богоматери: праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, Иоанна Предтечи.
В центральном куполе размещен образ Спасителя, окруженный херувимами, под ними — восемь архангелов. Ниже — шестнадцать медальонов с ветхозаветными пророками, которые возвещали воплощение Христа. Дальше ветхозаветная тема переходит в новозаветную: под пророками, в парусах храма изображены четыре евангелиста. Это каноническая схема. В подпружных арках размещены медальоны с образами двенадцати апостолов, а также других святых — мучеников, выбранных настоятелем.
Заглянем и в алтарь, который прихожанам обычно видно лишь частично. В нижнем ярусе — «Собор святителей», или так называемая «Служба святых отец». Они как бы сослужат священнику, который совершает литургию. Над фигурами отцов Церкви изображена Небесная Евхаристия, где Спаситель причащает апостолов Телом и Кровью.
Помимо этого, в алтаре находятся композиции Страстного цикла: «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Моление о Чаше». В алтаре часто пишут Страстной цикл, поскольку он прямо связан с Евхаристией.
На Горнем месте — очень крупный, почти трехметровый витражный образ «Христос Великий Архиерей». Это своего рода список с иконы XVII века, хранящейся в Третьяковской галерее. Написали ее мастера Оружейной палаты, которым Строгановы часто заказывали иконы.
Приделы посвящены святителю Николаю Чудотворцу и благоверному князю Александру Невскому. Поэтому в Никольском приделе мы видим «Чудо спасения на море» и «Чудо о трех девах», а в княжеском — житийные сюжеты «Александр Невский принимает послов папы Римского» и «Успение Александра Невского».
На стенах трапезной — святые Пермской земли. Это дань памяти тем, кто крестил здешних жителей, как Стефан Пермский, кто принял мучения или явил своей жизнью пример христианского подвига.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы — очень цельный, выдержанный, с гармоничной и понятной иерархией смыслов. В росписи отражено посвящение престолов, история храма и местности, на своем месте и незыблемая часть — образы Спасителя, архангелов, связь Ветхого и Нового Заветов.
5. В храме
У проектирования нет четкого начала и конца. Это непрерывный творческий процесс. Концепция, чертежи, образцы утверждены — и коллектив из Москвы приезжает в храм. Перед тем как перенести уже согласованные, казалось бы, эскизы на стену, Дмитрий Трофимов снова отрисовывает их — лично, вручную. Только в этом случае композиции будут соразмерны и роспись будет смотреться гармонично. Впрочем, о том, как художники создают росписи, мы расскажем в следующей публикации.