как ускорить обучение в колледже

Как ускорить обучение в колледже

Юрист по образовательным вопросам

Один из вариантов учёбы после школы — получить среднее профессиональное образование в колледже. Туда можно поступить после 9 или 11 класса. Но иногда учиться очно невозможно — из-за семейных обстоятельств, состояния здоровья, рабочего графика или удалённости от дома. Тогда студент может попробовать обучение экстерном или подобрать себе дистанционную образовательную программу.

Что такое экстернат в колледже

Экстернат часто упоминается применительно к школе, но такое обучение возможно и на других образовательных ступенях. По закону «экстерн» – это человек, который осваивает образовательную программу вне образовательной организации (как правило, в форме самообразования) и зачисляется на учёбу только для прохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации.

По закону образование можно получать как в учебном заведении, так и за его пределами. При наличии основного общего образования (1–9 классы), ученик имеет право осваивать любую образовательную программу самостоятельно и проходить аттестацию (сдавать экзамены) экстерном, чтобы получить диплом о среднем профессиональном образовании.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций”

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённом приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464. Часть II.

Вы можете окончить колледж экстерном, поступив туда и после 9, и после 11 класса. Каждый колледж самостоятельно решает, как именно принимаются в него студенты-экстерны и как проводятся аттестации. Чаще всего это прописано в документах — локальных нормативных актах, которые можно найти на сайте колледжа или запросить у администрации.

Однако в некоторых колледжах и училищах количество мест для зачисления экстернов ограничено. Если вы учитесь самостоятельно и хотите сдать промежуточные экзамены (в середине или в конце учебного года) или государственную итоговую аттестацию в каком-либо колледже, вам нужно написать заявление о зачислении для прохождения аттестации на имя руководителя колледжа. Образец такого заявления, порядок подачи и рассмотрения определяются внутренними актами учебного учреждения.

Что делать, столкнувшись с отказом от колледжа зачислить студента-экстерна

Так как экстернат — это не форма обучения, а порядок аттестации, то информацию о нём часто сложно найти на страницах колледжей в интернете. Более того, на прямой вопрос о наличии экстерната в колледже абитуриенты часто получают ответ: «У нас не предусмотрен экстернат». Однако, как уже было сказано выше, право получать среднее профессиональное образование экстерном закреплено законом. Каковы же могут быть причины отказа со стороны колледжа?

Отметим, что после такого ответа лучше позвонить в образовательную организацию и уточнить, понимает ли администрация, что вам не нужно сопровождение во время экстерната и вы просите только зачислить вас для сдачи экзаменов. Как экстерн, вы берёте на себя ответственность за самостоятельное обучение, а колледж обеспечивает вам лишь возможность проходить аттестацию.

Колледж может отказать вам в зачислении исключительно из-за отсутствия свободных мест, так как прохождение аттестации экстерном – это одно из базовых образовательных прав из закона «Об образовании в РФ». Если в колледже не предусмотрено зачисление экстернов, вы вправе запросить у руководства официальное подтверждение отсутствия свободных мест.

Дистанционное обучение

В отличие от экстерната дистанционное обучение не закреплено законом. Поэтому программу, на которой можно учиться дистанционно, придётся поискать. Об этой опции, как правило, колледж сообщает на официальной интернет-странице программы. В отдельных случаях студент может перевестись на дистанционное обучение в процессе учёбы — такой сценарий может быть предусмотрен уставом колледжа.

По некоторым направлениям среднего профессионального образования дистанционное обучение запрещено законом. Их перечень утверждён приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22. Например, обучение медицинским специальностям в дистанционном формате или в экстернате будет невозможно — их можно осваивать только очно.

На какие документы стоит ссылаться при переговорах с колледжем?

– Статья 34 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», часть 1, пункт 3. В этой статье зафиксировано академическое право студента на обучение по индивидуальному учебному плану и освоению любой образовательной программы самостоятельно.

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.

– Внутренние документы образовательной организации, в которых содержится информация о порядке обучения по индивидуальному плану. Обычно их размещают на официальном сайте колледжа в разделе «Сведения об образовательной организации». Если нужного раздела или документа нет, вы можете запросить их у администрации образовательного учреждения.

Источник

«Методические рекомендации об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования» (направлены письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 N 06-846)

письмом Минобрнауки России

от 20 июля 2015 г. N 06-846

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

Часть 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Ускоренное обучение в пределах образовательных программ СПО допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующему профилю по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) или по программам подготовки специалистов среднего звена, а также высшее образование, либо для лиц, имеющих достаточный уровень практической предшествующей подготовки и опыт работы.

3. Ускоренное обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация самостоятельно определяет уровень имеющейся подготовки, включая оценку практических навыков, умений и компетенций, опыта работы, а также осуществляет зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин/разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и разрабатывает индивидуальный учебный план по образовательной программе, предусматривающий ускоренное обучение.

5. Ускоренное обучение в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) допускается для лиц, завершивших образование по иным программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по профессии, учебным планом данной образовательной организации по соответствующей форме обучения.

6. Ускоренное обучение по программам подготовки специалистов среднего звена допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по иным программам подготовки специалистов среднего звена, что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по специальности, учебным планом данной образовательной организации по форме получения образования.

8. В целях обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования при ускоренном обучении рекомендуется учитывать результаты освоения программ среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или с профильным обучением, а также иным образовательным программам, в том числе программам высшего образования, программам дополнительного профессионального образования и пр.

9. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется с учетом знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, полученных на предшествующем уровне образования либо в рамках практической деятельности и продемонстрированных обучающимся, претендующим на ускоренное обучение.

10. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется на основании заявления лица, желающего обучаться по индивидуальному учебному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Заявление об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану может быть подано при поступлении в образовательную организацию (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи отдельного заявления на имя руководителя образовательной организации.

II. Организация ускоренного обучения в пределах

образовательных программ среднего

11. Решение о возможности ускоренного обучения по программе СПО принимается образовательной организацией на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, пройденных в процессе предшествующего обучения и (или) результатов входного контроля.

В образовательных организациях, реализующих программы СПО, перезачет осуществляется после зачисления обучающегося в соответствии с учебно-программной документацией по профессии, специальности на основании документов об образовании и (или) квалификации либо документов об обучении.

Перезачет может осуществляться путем аттестации обучающегося в форме собеседования, тестирования или в иной форме оценки, определяемой образовательной организацией (см. п. 5 настоящих Рекомендаций).

12. Результаты аттестации обучающегося и решение о возможности его ускоренного обучения по образовательным программам СПО оформляются распорядительным актом образовательной организации.

13. В распорядительном акте указываются перечень и объемы аттестованных учебных дисциплин и (или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, видов практики, полученные оценки, а также формы промежуточной аттестации (экзамен, зачет) в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. В распорядительном документе на основании результатов аттестации устанавливается срок обучения по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальный учебный план обучающегося.

15. Допускается принятие положительного решения о возможности ускоренного обучения в пределах образовательной программы СПО при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае распорядительный акт должен определять график ликвидации задолженности, возникшей при переходе к обучению по ускоренной образовательной программе СПО.

Если обучающийся, получающий образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренное обучение, не может продолжать обучение по указанной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки и (или) способностей или по другим причинам), то он продолжает обучение по учебному плану соответствующего года обучения.

III. Разработка индивидуальных учебных планов,

предусматривающих ускоренное обучение

Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся на основе результатов перезачета (при формировании ускоренной образовательной программы СПО) и (или) результатов анализа предшествующей практической подготовки, способностей обучающегося, его опыта работы.

Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при ускоренном обучении в пределах образовательной программы СПО устанавливается образовательной организацией самостоятельно и регламентируется локальными нормативными актами.

Образовательная организация вправе для обучающихся предусмотреть сочетание различных форм обучения. В этом случае реализация образовательной программы СПО осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся и утверждается руководителем образовательной организации.

Индивидуальный учебный план должен предусмотреть объем учебного времени на все компоненты обязательной и вариативной части циклов, разделов образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО. Срок освоения образовательной программы СПО при этом устанавливается образовательной организацией.

Источник

Как получить диплом быстрее чем за четыре года?

Я бросила университет на четвертом курсе и пошла работать. Сейчас у меня за плечами 13 лет профессионального опыта и свой бизнес.

Хочу поступить в магистратуру или на MBA, но на все хорошие программы требуется диплом. Заново учиться четыре года кажется непозволительной роскошью, отсюда вопрос: можно ли как-то по-быстрому получить высшее образование?

Без диплома о высшем образовании действительно не получится поступить в магистратуру или на программу МВА в российский вуз. Хорошие новости в том, что высшее образование в России можно получить быстрее чем за четыре года. Расскажу, как это сделать.

Почему без диплома не обойтись

По закону, чтобы поступить в магистратуру, требуется высшее образование любого уровня: бакалавриат или специалитет.

Обучение по программам MBA регламентируется государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования». Эти требования устанавливают, что на программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием по любой специальности.

Получается, если хотите учиться в России, сначала придется получить диплом.

Стандартный срок обучения на очном бакалавриате — четыре года. Вот как его сократить.

Попробовать восстановиться в своем университете

В некоторых случаях закон позволяет восстановиться на курс обучения, с которого вас отчислили. Так потраченные на обучение годы не пропадут. Порядок восстановления зависит от причины отчисления.

Если вы отчислились по собственному желанию или, например, по болезни, то вправе восстановиться с сохранением прежних условий обучения в течение пяти лет после отчисления. Но только при наличии свободных мест в вузе.

Если вас отчислил университет, например из-за неуспеваемости, то ваше восстановление зависит от его внутренних правил. По закону они должны быть опубликованы на официальном сайте вуза, в подразделе «Документы». По внутренним правилам срок возможного восстановления может быть больше пяти лет.

Пройти ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану

Еще один способ получить диплом быстрее стандартного срока — перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану.

По закону индивидуальный учебный план утверждается для конкретного студента, учитывает его особенности и образовательные потребности. А еще содержит порядок и сроки освоения образовательной программы.

Вот что надо сделать, чтобы перевестись на индивидуальный план:

Но это именно рекомендации, а не жесткие требования. Поэтому все зависит от вуза и вашей способности договариваться: есть шанс, что подойдет и диплом онлайн-курса.

Насколько можно сократить срок обучения

Срок ускоренного обучения зависит от того, сколько дисциплин вам зачтет вуз. Чем меньше осталось пройти по программе, тем меньше придется учиться.

У каждой дисциплины свой объем, который измеряется в зачетных единицах.

Образовательная программа — это набор дисциплин. У нее есть общий объем, годовой объем и максимальный годовой объем при ускоренном обучении. По закону превышать последний нельзя. То есть вы не можете выучить и сдать за год больше определенного количества зачетных единиц. Но в это ограничение не входят ранее сданные дисциплины — именно за их счет срок учебы сокращается.

Общий объем образовательной программы — 240 зачетных единиц. Годовой объем по очной форме обучения — 60 зачетных единиц. Годовой объем при ускоренном обучении — не больше 75 зачетных единиц.

Таким образом, без ранее зачтенных дисциплин минимальный срок обучения составит три года и два месяца: 240 / 75.

Как еще облегчить получение диплома

Напомню, что высшее образование в России бесплатно, если получаешь его впервые. Неоконченное высшее в этом смысле никак не ограничивает: пока диплома нет, его можно получать бесплатно.

Если диплом нужен чисто формально, то для бакалавриата можно выбрать специальность, которая хорошо соотносится с вашим профессиональным опытом и в которой вы, скорее всего, уже хорошо разбираетесь. То есть что-то в духе менеджмента, управления или экономики.

Что с зарубежными программами

В каждом государстве установлены свои требования к учебе по программе МВА. И как правило, наличие высшего образования в них входит. Так, для поступления на МВА в Гарвард потребуется диплом аккредитованного американского вуза или его эквивалент из другого государства. Сходные требования установлены и в бизнес-школе Стэнфордского университета.

Но бывают исключения. Например, мне удалось найти программу MBA в Manchester Worldwide Institute of Higher Education (South East Asia): для обучения на ней признанный диплом можно заменить управленческим опытом от 8 до 10 лет.

Так что если вы еще не настроились на конкретные бизнес-школы, то можете поискать подобные программы. Про алгоритм поиска мы рассказывали в статье «Как получить образование МВА».

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Что не так с общеобразовательной подготовкой в СПО и как это исправить?

Эксперты обсудили низкий уровень подготовки выпускников, опыт зарубежных стран и направления развития программ среднего специального образования.

как ускорить обучение в колледже. Смотреть фото как ускорить обучение в колледже. Смотреть картинку как ускорить обучение в колледже. Картинка про как ускорить обучение в колледже. Фото как ускорить обучение в колледже

как ускорить обучение в колледже. Смотреть фото как ускорить обучение в колледже. Смотреть картинку как ускорить обучение в колледже. Картинка про как ускорить обучение в колледже. Фото как ускорить обучение в колледже

На прошедшей в мае «Неделе образования» в секции «Современная повестка дня среднего профессионального образования в России» обсуждалась актуальная тема общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.

Куратор секции Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, отметила три тенденции, важные для понимания существующих в этой сфере проблем:

Поэтому возникают серьёзные вопросы: как в этих условиях повысить качество общеобразовательной подготовки в СПО? В каком направлении следует двигаться? Как должны различаться общеобразовательные программы в техникумах/колледжах и школах?

Спикеры «Недели образования» рассмотрели эту проблему с разных сторон и поделились своими точками зрения.

как ускорить обучение в колледже. Смотреть фото как ускорить обучение в колледже. Смотреть картинку как ускорить обучение в колледже. Картинка про как ускорить обучение в колледже. Фото как ускорить обучение в колледже

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Профессиональная ориентация образовательных программ

Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.

Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.

Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.

Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.

Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:

Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки.

Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.

как ускорить обучение в колледже. Смотреть фото как ускорить обучение в колледже. Смотреть картинку как ускорить обучение в колледже. Картинка про как ускорить обучение в колледже. Фото как ускорить обучение в колледже

Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.

Людмила Шаповалова,
канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области

Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы. В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%. Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.

Анализ зарубежных образовательных траекторий

В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.

Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).

В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.

Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.

Великобритания

Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.

После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.

В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.

Германия

В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.

В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.

Испания

В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.

После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.

Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.

Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.

Современные требования к компетенциям выпускников

Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании. При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет.

как ускорить обучение в колледже. Смотреть фото как ускорить обучение в колледже. Смотреть картинку как ускорить обучение в колледже. Картинка про как ускорить обучение в колледже. Фото как ускорить обучение в колледже

Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.

Александр Кондаков,
д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО

Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.

В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе. Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно.

Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:

В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.

Что будет дальше?

Дискуссия показала, что проблемы, с которыми столкнулась сфера СПО, очень глубокие и их решение требует системного подхода. Традиционные взгляды на общеобразовательную подготовку в техникумах и колледжах как на продолжение школьного обучения очевидно устарели.

Фокус на развитие личностных качеств учащихся, интеграция общеобразовательного модуля с профессиональным, переподготовка преподавателей СПО, внедрение новых образовательных методик и разработка актуальных учебных материалов — как рассказали эксперты, над всем этим уже ведётся работа. Принесут ли изменения положительный результат — покажет время.

Estrada Anton / Sebra / ESB Professional / Jure Divich / Shutterstock / Dana Moskvina Skillbox

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *