как вести себя в буддийском храме в питере
Правила поведения в дацане | Посещаем буддийский храм
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о том, какие существуют правила поведения в дацане. Дацан — это буддийский монастырь-университет. Распространены дацаны в основном в Бурятии и Монголии.
На данный момент в России существует около 30 таких храмов. Иволгинский дацан в Бурятии — это центр буддийской общины в России.
Основные правила
Множество людей посещают эти монастыри, поэтому в нашей статье мы расскажем о нормах и предписаниях, свойственных этим местам. Если вы совершите какой-нибудь промах, то, скорее всего, делать вам замечания никто не будет, но все же существует определенный набор правил при посещении, чтобы не выглядеть неуместно или не задеть чьи-либо чувства.
Прийти в дацан может человек любой национальной принадлежности и вероисповедания.
При посещении храма следует:
На территории самого монастыря запрещается употреблять спиртные напитки, курить, а также нельзя этого делать и до самого посещения.
Как вести себя на территории и внутри здания
Как только вы зашли на территорию храма, нужно совершить обряд гороо, т.е. обойти дацан несколько раз слева направо, в процессе вращая молитвенный барабан. В этом барабане находятся написанные мантры и его прокручивание приравнивается произнесению священных текстов. Количество кругов обхода должно быть нечетным.
На пороге желательно снять обувь или переобуться. В некоторых храмах предлагается надеть бахилы.
Перед тем как вы зайдете в главный зал, сложите руки определенным образом в форме нераскрывшегося лотоса: ладони близко друг другу, большие пальцы загнуты вовнутрь, так, что образуется небольшое отверстие. Поднесите руки сначала к голове, потом ко лбу, горлу и сердцу. Таким образом мы очищаем свои мысли, речь и тело.
Также в сложенные руки нужно произносить прошения. Считается благом, если вы будете просить за своих близких, а также за всех живых существ. В дугане располагается алтарь со статуей Будды. В обычные дни утром и днем здесь совершаются хуралы. В праздничные дни график может меняться.
В самом храме во время молебна следует совершить обряд простирания, т.е. поклон с абсолютным распростертием тела. Смыслом такой процедуры является смирение и укрощение ума, избавление от негативной энергетики и очищение кармы.
Делать это нужно перед алтарем, ступой, изображением божества. Простирания совершаются и в качестве знака вежливости ученика перед учителем.
Если вы приходите ко времени молебна, или хурала, пожалуйста, не опаздывайте. В ином случае, подобные вещи будут восприняты как непочтительность к ламам. Во время действа разрешается сидеть на скамейках, ковриках, но не рекомендуется класть ногу на ногу или протягивать их в сторону статуй или образов божеств.
После этого нужно совершить подношение. В храме есть специальные места, где можно оставить цветы, пищу или другие пожертвования. Обычно они находятся слева от алтаря. Женщинам нельзя прикасаться к ламам или отдавать подношения прямо в руки. В некоторых монастырях служителям запрещается разговаривать с женщинами и другими посетителями.
Если вы хотите, чтобы за кого-то из ваших близких помолились, нужно положить записки с именами в специальные ящики, на которых написаны названия молебнов. Также можно пожертвовать какую-либо сумму денег для храма. Для этого также существуют специально отведенные места.
В процессе хурала нельзя вести беседы с другими посетителями или разговаривать по телефону. Когда все закончится, можно подойти к ламам с просьбой о благословении. Процесс этот выглядит следующим образом: служитель касается вашей головы либо Священной книгой, либо каким-то религиозным символом.
При выходе следует проделать обряд орошения и очищения святой водой из сосуда: набрать немного воды в правую руку, потом перелить в левую, затем отпить три глотка, а оставшуюся часть вылить на голову. Выходить из дугана нужно лицом к алтарю.
Выйдя из храма, можно привязать на дерево магический разноцветный флажок — колыхание этих лоскутков придает энергии человеку и устраняет печаль. Они бывают горизонтальные и вертикальные, и называются лунгта и дарчор.
Чего делать нельзя
На всей территории храма категорически запрещается:
Заключение
Наш сегодняшний рассказ подошел к своему завершению. Надеемся, что вам было интересно узнать о правилах посещения буддийских монастырей и о том, какие ритуалы можно совершить в процессе пребывания там.
Если вам понравилась наша статья, поделитесь ссылкой в социальных сетях.
На этом мы с вами прощаемся, до следующих встреч!
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
Дацан Гунзэчойнэй является местом каким-то потусторонним и уникальным по сравнению со всеми другими зданиями, которыми так известен Петербург. Я прихожу в этот храм для того, чтобы забыть обо всем — здесь я нахожу умиротворение, отвлекаюсь от проблем, оказываюсь на другом конце России — где-то в Бурятии, или как будто бы даже в Тибете. Настолько здесь все пропитано другой культурой, другим мировоззрением и философией, что кажется, будто действительно переносишься сквозь время и пространство. Однажды я сюда пришла тогда, когда несколько лам, скрестив ноги в позе лотоса, делали огромную песочную мандалу прямо в алтарном зале, переговариваясь на бурятском языке. Ну, скажите мне, как не проникнуться интересом к такому месту?
Где находится и как добраться
Дацан находится относительно далеко от центра города, но доехать сюда не составит никакого труда. Адрес храма — Приморский проспект, 91.
Ближайшая станция метро к дацану — это «Старая Деревня», то почти самый-самый север фиолетовой (пятой) ветки. От этой станции вы можете дойти пешком буквально за 5 минут. При желании, конечно, вы можете сесть на автобус 93 и проехать всего одну остановку, но, по моему опыту, лучше все-таки пройтись. Липовая аллея, то есть улица, по которой едет автобус, почему-то всегда загружена на этом участке, так что вы быстрее дойдете.
Еще вы можете доехать до храма от станции «Черная речка». Рядом с метро останавливаются трамваи под номерами 48 и 21 и автобусы 211 и 32 (а также масса маршруток, к примеру, 425, К206 и другие). Вашей остановкой будет ЦПКИО или Липовая аллея, в пути вы проведете около 15-ти минут, если не будет пробок.
Режим работы
Дацан открыт каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00. Помимо этого, на сайте дацана находится подробное расписание молебнов. Каждый месяц расписание изменяется. Посмотреть его вы можете по ссылке.
Правила посещения дацана
В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.
Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.
Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.
Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
История храма
Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.
Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.
Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.
Строение дацана
Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.
Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.
Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора. Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору. Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.
Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.
Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.
Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.
Алтарный зал
Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя. У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме. Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.
Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.
Верхние этажи
Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь. Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания. У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.
На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске. Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа. Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.
Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.
Столовая
Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу. Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину. В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.
Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными. Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами. Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.
Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).
Киоск
Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.
Вводная экскурсия
Каждую субботу в 17:00 приглашаются все желающие посетить бесплатную экскурсию по дацану. На ней Антон-лама в миру и Цультим-лама в духовном мире расскажет вам вкратце историю постройки дацана, значение каждого элемента в храме, почему, что и как делается, как происходят обряды и, разумеется, осветит для вас все вопросы, касающиеся философии буддизма (поверхностно, конечно же —изучение этой науки требует много-много времени). Я была на этой экскурсии — у меня сложилось впечатление, что мне дали такую информацию о дацане, которую я не смогла бы узнать нигде больше.
Что посмотреть поблизости
При выходе из храма перед вашими глазами предстанет Елагин остров, на котором находится Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКИО). Помимо дворцового ансамбля на острове (скромного и при этом очень красивого), тут вы сможете найти уединение на какой-нибудь скамеечке даже летом, когда все жители округи сбегается в этот парк, чтобы провести здесь отличное время.
Для меня этот парк является из моих самых излюбленных мест с детства — тогда мы сюда приезжали с семьей, чтобы я могла пообщаться с белочками, уточками и прокатиться на катамаране. Затем я стала сюда приходить сама после уроков, чтобы посидеть на набережной, думая о своем или читая книгу. Так что здесь отлично сможет провести время каждый человек, любого возраста! Летом здесь проходят разные фестивали, молодежь в погожие деньки валяется на полянках тут и там, наслаждаясь солнечной погодой. Подробнее о парке вы прочтете здесь.
Лекции, ритуалы, практика
Живая речь Дацана: от «Основ Учения Будды» до тибетского языка и пранаяны
Какие лекции, ритуалы и ретриты проводятся в буддийском храме и как в них можно поучаствовать
Досточтимый Джампа Доньед (Буда Бальжиевич Бадмаев) читает лекции по философии буддизма Ваджраяны и по теории медитации с практикой, а заместитель настоятеля — лама Данзан Жалсан (Чингис Охинов) периодически читает лекции по курсу «Дуйра» — «Собрание тем». Лекции из цикла «Основы Учения Будды», медитативная практика Тонглен и вводные занятия по практике ретритов, о Зелёной Таре перед ночным или трёхдневным затворничеством, посвящённым этому божеству, проходят в зале для медитаций под руководством ламы Цультима (Антона Щеглова). Также лама Самдан (Самдан Дашидондоков) в другом просторном кабинете проводит для прихожан Дацана занятия по йогической дыхательной практике «пранаяма» и оздоровительной йоге, читает лекции по буддийской психологии — лориг, руководит практикой Белой Тары и преподает основы бурятского и тибетского языков. По субботам лама Йонден Соднам проводит лекции на разные буддийские темы отдельными курсами с живым диалогом в форме «вопрос-ответ» в конце каждой встречи. Для всех желающих осуществить практику Восхваления 21 аспекта Зелёной Тары организована такая возможность под руководством лам Даши (Артура Кудрявцева) и Цультима (Антона Щеглова).
В Дацане проводятся и буддийские ретриты (практика духовного затворничества): ночной ретрит и трёхдневный нюнгне Зелёной Тары (можно прочитать здесь ), также трёхдневный нюнгне Авалокитешвары (более подробно здесь ), дневное затворничество Будды Медицины (информация здесь ).
Ночное затворничество, посвящённое Зелёной Таре, в дугане Дацана Гунзэчойнэй
Приглашаем всех желающих на увлекательную и познавательную экскурсию в виде лекции об истории буддизма в России и об истории, архитектуре и символике Дацана Гунзэчойнэй, в частности, под руководством лам Лобсана Цультима (Антона Щеглова) и Соёла (Владимира Банзаракцаева). Более подробна информация — в разделе « Экскурсии ».
Анонс с расписанием занятий, лекций и других духовных и просветительских мероприятий, проводимых настоятелем и ламами Дацана в храме, также еженедельно обновляется на сайте, в разделе « Анонс на неделю ».
Несколько раз в год священнослужители Дацана осуществляют особую ритуальную практику — возведение песочной мандалы, посвящённой наиболее почитаемым буддийским божествам. Также ламы и монахи регулярно проводят буддийские обряды для прихожан и совместно с прихожанами, например: ритуал «выкупа жизни» через даяние жизни живым существам «Цетар», ритуал тантрического подношениея «Цог», тантрический ритуал Огненной пуджи «Жинсрег», предновогодний буддийский очистительный ритуал с костром «Дугжууба» и другие.
Тантрический ритуал Огненной пуджи «Жинсрег» в Дацане Гунзэчойнэй
Вход на лекции и практики, ритуалы, которые проводят ламы в храме или на приводной территории, свободный для всех, по желанию можно оставить подношение.
Все подношения от сердца — их размер на Ваше усмотрение.
За ретриты предусмотрены организационные взносы (если не указано иное). Отсутствие возможности внести организационный взнос или осуществить его в полном объёме не является препятствием для посещения ретрита.
За есть рекомендуемая стоимость.
На сайте также работает онлайн сервис « Пожертвования » для внесения подношений удалённо.
Свои заявки и пожелания по участию в мероприятиях Дацана Гунзэчойнэй можно направлять на наш адрес электронной почты: info@dazanspb.ru
Из Отчёта о деятельности Дацана Гунзэчойнэй за 2020 год
Также Б.Б. Бадмаев читает лекции по философии буддизма в семьи Рерихов для широкого круга посетителей. Прямая трансляция осуществляется Музеем. Записи лекций публикуются на Дацана.
2) Каждую субботу лама Цультим (Антон Щеглов) читает лекции из цикла «Основы учения Будды». Каждая лекция тематически обособлена, анонсируется в расписании мероприятий в Дацане на неделю. Видеозаписи лекций публикуются еженедельно на всех буддийского храма.
Также с осени по субботам проходит новый курс часовой практики медитативной техники Тонглен под его руководством. О каждой практике тоже сообщается в еженедельном расписании.
Каждое первое воскресенье месяца лама Цультим проводит по Дацану Гунзэчойнэй и его территории (рассказ об истории буддизма в России, истории буддийской архитектуры в России с учётом тибетских канонов, об истории Петербургского буддийского храма). О всех плановых экскурсиях заранее сообщается в информационных Дацана и по справочному телефону при обращении граждан.
3) Лама Самдан (Дашидондоков) ведёт образовательные программы как мастер по оздоровительной йоге и йогической дыхательной практике «Пранаяма» в сопровождении уроков по медитации. Также ведёт курс лекций по основам тибетской медицины, по буддийской психологии — лориг, сопровождает начинающих и опытных последователей буддизма на практике Белой Тары. Проводит в режиме прямого эфира по раскрытию смысла текста «Алтан Гэрэл» — «Золотой Свет» (или «Сутра Золотого сияния») на бурятском языке. Ведёт занятия по основам тибетского языка и по основам старомонгольской письменности.
5) Лекционные занятия для лам дважды в неделю проводит лама Цырен (Цыренжаб Дармажапов).
6) Другие ламы Дацана также проводят занятия с прихожанами, индивидуально и с группами.
7) Для посетителей Дацана Гунзэчойнэй силами лам организовано экскурсионное обслуживание. Экскурсии проводятся для групп частных лиц и по заявкам организаций и содержат информацию о буддийских ценностях, истории Российской Сангхи, истории и реликвиях Дацана.
8) В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в Петербурге и стране в целом, в период функционирования Дацана Гунзэчойнэй в закрытом режиме введённого карантина, начиная с апреля по июнь 2020 года включительно ежедневно из храма осуществлялись прямые трансляции всех проводимых молебнов с вещанием на его основных — на канале в ютуб, официальном сайте и соцсетях.
10) 30-го мая ламы Дацана Гунзэчойнэй провели один из традиционно значимых буддийских обрядов — Лусууд. Особенностью этого праздника стало отсутствие (по причинам общего карантина) прихожан и горожан.
12) 23, 24, 25 июля 2020 года ламы Дацана Гунзэчойнэй отметили величественный Майдари хурал, посвящённый Будде Грядущего — Майтреи и его скорейшему нисхождению с небес Тушита. Торжественные хуралы прошли в режиме ограничений для их посещения.
13) В сентябре состоялось освящение новых подношений — балин, которые пришли на смену прежним. Обновлённые подношения будут постоянно пребывать на алтаре в дугане (молитвенном зале) храма, пока, в свою очередь, не придёт время их заменить.
14) Наравне со всеми буддийскими храмами Традиционной Сангхи России, Дацан встретил один из ключевых праздников для последователей тибетского Учения — нисхождение Будды с небес Тушита, Лхабаб Дуйсен, с 6-го по 8-е ноября. В честь этого ламы Дацана традиционно провели специальные хуралы.
15) 9, 10, 11 декабря в Дацане Гунзэчойнэй, как и во многих дацанах страны, в том числе и представляющих Буддийскую Традиционную Сангху России, проводился Зула хурал — Праздник тысячи свечей, когда зажигают 1008 зула в память о духовном Учителе и его личном примере Чже Цонкапе. Все желающие могли присоединиться к священному событию онлайн через прямые эфиры из Дацана.
Дже Цзонхава (Лама Чодпа). Буддийская танка, работа Николая Дудко, 2007−2008 гг.
127,5×86 см, полотно, минеральные краски, золото, парча, шёлк.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотографы Иван Андреев, Владимир Желтов, Бимба Баясхаланов, Ян Тимофеевский, Юлия Ваганова, Елизавета Сафина, Андрей Чепакин).
Посмотреть отчёты за другие годы: 2019