как выбрать православное имя для крещения
Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности
Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.
Святой пример
В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.
Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.
Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!
По святцам
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.
Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.
Крестить как есть
Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.
Экзотическое имя
Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.
От порчи
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.
Подведем итоги
Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.
Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.
И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».
Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности
Одним из распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени маленькому христианину. Дело не только в фантазии родителей, но и в суеверных представлениях, что нужно выбрать второе имя, чтобы «не сглазили».
Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.
Святой пример
В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы.
Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.
Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.
Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!
По святцам
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме.
К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.
Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.
Крестить как есть
Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.
Экзотическое имя
Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.
От порчи
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.
Подведем итоги
Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.
Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.
И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».
Список имен при крещении в православии по месяцам, как выбирают и дают
Многие молодые родители сталкиваются с проблемами при выборе имени после рождения малыша. Некоторые называют своих деток в честь дедушек, бабушек и других ближайших родственников. Однако имена выбирают не только при рождении, но и при крещении малышей. Поэтому родителям, которые собираются крестить младенца, надо заранее разобраться с особенностями выбора имени при крещении.
Значение имени в православии
Прежде чем заняться крещением малыша, необходимо детальнее разобраться со значением имени в православной вере. Именно с приходом христианства языческие имена в миру стали менее популярными, так как люди чаще начали называть своих деток в честь святых, дни памяти которых совпадают или находятся рядом с датой рождения младенца. Люди считали, что этот святитель будет оберегать человека от бед и заболеваний. Даже в настоящее время верующие православные люди при рождении дают детям одно имя, а при крещении совершенно другое.
Многие православные называют малыша именем святого, так как считают это небесным оберегом. В давние времена считалось, что оно сможет защитить человека не только от бед и греха, но и от смерти, которая подобна той, как умер святой. Однако мнения на этот счет расходятся и по сей день. Некоторые уверены в том, что называть детей в честь мучеников нельзя.
Также покровителей по дате рождения часто считают идентификатором веры. Именно из-за этого христиан редко называют не православными наименованиями. Некрещенным людям, которые со временем крестились и переходили в православие, давали новое имя. Такая традиция существует и сейчас, но придерживаются ее не все. Она более распространена среди христиан, проживающих в западных странах.
Там людям дают христианские имена, которые произносятся в процессе проведения причастий, молитв и исповедей. Поэтому в любых странах часто встречаются священники, которых зовут Харитон или Владимир.
Сегодня модно давать людям сразу два имени. Первое используется в быту, а второе дается во время крещения. Православные имена используются нечасто, так как их произносят только перед причастием или на исповеди.
Как выбирают и дают в православных традициях имя для ребенка
Выделяют несколько способов, при помощи которых для мальчика и девочек выбирают православные имена:
Отличие небесного покровителя и ангела-хранителя
Ни один православный христианин не остается без Божьей помощи, если он искренне верит в Господа. С рождения каждому человеку дают Ангела-Хранителя, который оберегает от бед, уныния и грешных поступков. Именно он направляет человека на истинный путь. Считается, что количество небесных спутников зависит от предназначения человека. Например, люди, которые отреклись от Господа и живут неправильно, лишаются Ангела-Хранителя и остаются одни.
Однако помимо Ангелов-Хранителей, людям дают небесного покровителя. Этот святой имеет такое же имя, как и человек. Главным предназначением покровителя является то, что он должен ходатайствовать перед Господом за мирянина. Небесный покровитель дается человеку после крещения в зависимости от его православного имени, которое дается в зависимости от наименования святого или его даты почитания.
Покровитель дается человеку на всю жизнь и поэтому к выбору наименования при крещении необходимо отнестись ответственно.
Главной отличительной особенностью небесного покровителя является то, что это конкретная личность. Она имеет судьбу, характер и даже когда-то существовала в земной жизни. Ранее покровитель был обычным человеком, который впоследствии был канонизирован. Ангел-хранитель, в отличие от покровителя, никогда не существовал в земной жизни. Это безымянная и бесплотная сущность, наполненная силой и энергией. Она сопровождает человеческую душу как во время жизни, так и после смерти. Также Ангел-Хранитель будет предстательствовать перед Господом на Страшном Суде за человека, которого он охранял.
Выбор или смена имени во взрослом возрасте
В современном мире мода на имена меняется так же, как и на все другие тенденции. Некоторые молодые родители пытаются как-то выделить своего ребенка на фоне остальных и дают ему необычное имя.
При этом они не задумываются о том, какое влияние оно окажет на дальнейшую жизнь или как оно будет сочетаться с отчеством и фамилией.
Чаще всего такие необычные имена людям приходится поменять в сознательном возрасте. Поэтому необходимо выбирать менее необычные или созвучные с фамилией и отчеством наименования. Например, такие имена, как Акакий или Анемподист выбирать не стоит, несмотря на то, что они принадлежат известным святым. Они уже вышли из повсеместного употребления и поэтому использовать их не стоит. Предпочтительнее выбирать наименования, которые актуальны в настоящее время. Например, такими именами, как Михаил и Иосиф пользуются до сих пор.
Также чтобы выбрать другое имя, следует обратить внимание на апостолов. Люди часто называют своих детей Иоанном, Павлом или Петром. Это долговечные имена, которые остаются популярными по сей день. Среди женских святых, в честь которых называют девочек, можно выделить Марту, Оксану и Марфу.
Если при смене возникают проблемы, можно узнать совета у священника. Он поможет выбрать наиболее подходящее для человека православное имя.
Полный список церковных женских и мужских имен по месяцам
Прежде чем заняться крещением, необходимо детальнее изучить популярные крестильные имена, которые могут давать при крещении.
Именины в январе
Илья, Вонифатий, Пров, Арис, Полиевкт, Тимофей, Григорий, Стефан, Феодор, Феофан, Тихон, Антонина, Домна, Феофила, Аркадий, Никодим, Александр, Феоктист, Леонид, Иаков, Марк, Лука, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосий, Фаддей, Анания, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент.
Именины в феврале
Макарий, Марк, Феодор, Петр, Николай, Евфрасия, Антоний, Арсений, Сава, Евфимий, Тимофей, Анастасий, Иоанн, Николай, Иаков, Петр, Евфимий, Мануил, Георгий, Леонтий, Сионий, Гавриил, Леонт, Парод, Ксенофонт, Мария, Аркадий, Иоанн, Анания, Петр, Симеон, Иосиф, Феодор, Давид, Исидор, Георгий, Кирилл, Мефодий, Евстафий, Иоанн, Александр.
Именины в марте
Феодор, Ермоген, Михаил, Павел, Мариамна, Мина, Лев, Владимир, Анна, Агапит, Флавиан, Косма, Иосиф, Владимир, Иоанн, Михаил, Виктор, Сергий, Андрей, Антипа, Параскева, Стефан, Николай, Елисавета, Ирина, Варвара, Филарет, Маврикий, Фотин, Феодор, Филипп, Фалассий, Лимний, Варадат, Афанасий, Евтропий, Клеоник, Василиск, Марфа, Михаил, Пиама, Зинон, Зоил.
Именины в апреле
Мария, Хрисанф, Дария, Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор, Мариан, София, Иоанн, Матрона, Панхарий, Васса, Иннокентий, Гавриил, Параскева, Вафусий, Верк, Арпила, Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, Дуклида, Малх, Василий.
Именины в мае
Иоанн, Григорий, Виссарион, Виктор, Тамара, Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан, Косма, Авксентий, Ианнуарий, Прокул, Соссий, Фавст, Дисидерий, Евтихий, Акутион, Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ, Дионисий, Алексий, Иоанн, Николай, Исакий, Аполлос, Кодрат, Максимиан, Тавифа, Георий, Авраамий, Иоанн, Александра, Анатолий, Протолеон.
Именины в июне
Патрикий, Акакий, Менандр, Полиен, Корнилий, Димитрий, Виктор, Антоний, Митрофан, Александр, Михаил, Матфий, Ипполит, Николай, Василий, Максим, Павел, Георгий, Онуфрий, Валентин, Калуф, Иоанн, Сергий, Патрикий, Акакий, Менандр, Полиен, Корнилий, Димитрий, Виктор, Антоний, Митрофан, Александр, Михаил, Матфий, Ипполит.
Именины в июле
Леонтий, Ипатий, Феодул, Никанор, Василий, Александр, Сергий, Агриппина, Александр, Алексий, Петр, Митрофан, Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван, Артемий, Герман, Андрей, Марфа, Симеон, Николай, Александра, Алексий, Ольга, Татиана, Анастасия, Мария.
Именины в августе
Макрина, Дий, Серафим, Роман, Паисий, Стефан, Милица, Димитрий, Митрофан, Тихон, Илия, Константин, Николай, Александр, Георгий, Сергий, Иоанн, Феодор, Тихон, Косма, Евфимий, Петр, Алексий, Аврамий, Афанасий, Каллиник, Серафим, Феогност, Анатолий, Алексий.
Именины в сентябре
Андрей, Николай, Тимофей, Агапий, Фекла, Питирим, Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Исаакий, Горазд, Макарий, Иоанн, Алексий, Александр, Михаил, Феодор, Иларион, Иерофей, Афанасий, Анфуса, Харисм, Неофит, Евлалия.
Именины в октябре
Евмений, Евфросиния, Иларион, Алексий, Петр, Амфилохий, Иоанн, Борис, Михаил, Владимир, Вениамин, Константин, Сергий, Ариадна, София, Ирина, Бидзина, Шалва, Элизбар, Кастор, Кодрат, Димитрий, Александр, Алексий, Константин, Иоанн, Маврикий, Василий, Владимир, Валентин, Андрей, Петр, Испатий, Даниил, Иосиф, Исаакий, Мелетий, Евсевий, Приск.
Именины в ноябре
Иоиль, Уар, Иоанн, Сергий, Клеопатра, Садок, Артемий, Николай, Герман, Зосима, Леонид, Александр, Михаил, Петр, Павел, Иларион, Павлин, Аркадий, Анатолий, Никандр, Киприан, Дамиан, Константин, Сергий, Василий, Феодор, Владимир, Николай, Иоанн, Александр, Димитрий.
Именины в декабре
Авдий, Варлаам, Иоасаф, Авенир, Филарет, Порфирий, Сергий, Михаилй, Иоанн, Константин, Александр, Игнатий, Симеон, Димитрий, Иаковй, Геннадий, Петр, Григорий, Вениамин, Герасим, Валентин, Леонид, Тимофей, Илиодор, Аза, Иларион, Адриан.
Что еще нужно знать
Выделяют несколько советов, которые следует учесть:
Заключение
Не секрет, что при крещении человеку дается второе имя. Поэтому рекомендуется заранее разобраться, как назвать малыша, который будет креститься.
Как правильно дать имя ребенку?
Оглавление
^ Влияет ли имя на жизнь человека?
Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?
И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский – выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.
А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.
^ Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?
В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю ( Быт. 1:2-10 ), называя каждое светило его именем ( Ис. 40:26 ), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным ( Быт. 2:20 ) и этим самым определить их место и роль в мире Адама.
Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого ( Быт. 27:36 ); Навал – безумец ( 1 Цар. 25:25 ) и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды, иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.
Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).
^ Имена освященные
С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.
Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.
Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.
Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами.
Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…
^ Как правильно дать имя ребенку
Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.
Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).
Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.
Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе. » Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)
Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).
В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).
Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.
Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.
^ Имена мужские
Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.
Августин из города Августа (лат.)
Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.)
Агафангел добрый вестник (греч.)
Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.)
Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».
Алипий беспечальный (лат.)
Амвросий бессмертный, божественный (лат.)
Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.)
Андроник победитель мужей (греч.)
Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.)
Арсений мужественный, мужчина (греч.)
Валериан из города Валерии (лат.)
Варлаам сын Божий (халд.)
Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.)
Вонифатий благотворец (лат.)
Гавриил крепость Божия (евр.)
Галактион молочный (греч.)
Герман воин (древневерхненем.)
Григорий бодрствующий (греч.)
Давид возлюбленный (евр.)
Дамиан покоритель, укротитель (греч.)
Даниил Бог – мой судья (евр.)
Диодор Божий дар (греч.)
Дионисий божественный из Нисы (греч.)
Евлогий благословение (греч.)
Евсевий благочестивый (греч.)
Едесий радость (сирийск.)
Елисей его спасение – Бог (евр.)
Ианнуарий привратник (лат.)
Игнатий огненный, раскаленный (лат.)
Иероним священноименный (греч.)
Иларион тихий, радостный (греч.)
Илия крепость Господня (евр.)
Кассиан порожний, пустой (лат.)
Киприан с острова Кипр (греч.)
Климент милостивый (лат.)
Лаврентий лавровый (лат.)
Лука родом из Лукании (греч.)
Макарий блаженный (греч.)
Мануил определение Божие (евр.)
Марк сухой, увядающий (лат.)
Мефодий упорядоченный (греч.)
Назарий посвященный Богу (евр.)
Нестор возвратившийся домой (греч.)
Никандр муж победы (греч.)
Никита победитель (греч.)
Никон побеждающий (греч.)
Палладий из Паллады (греч.)
Панкратий вседержавный, всесильный (греч.)
Пантелеимон всемилостивый (греч.)
Парфений девственник (греч.)
Поликарп многоплодный (греч.)
Порфирий багряный (греч.)
Родион геройский, розовый (греч.)
Рустик деревенский (лат.)
Савватий субботний (евр.)
Севастиан досточтимый (греч.)
Софроний здравомыслящий (греч.)
Терентий полирующий, растирающий (греч.)
Тимофей почитающий Бога (греч.)
Феодор Божий дар (греч.)
Феодосий Богом данный (греч.)
Феоктист Богом созданный (греч.)
Феофан Богоявление (греч.)
Феофил друг Божий (греч.)
Феофилакт богохранимый (греч.)
Филадельф братолюбец (греч.)
Филарет любитель добродетели (греч.)
Филипп любящий коней (греч.)
Флорентий цветущий (лат.)
Харитон благодатный (греч.)
Христофор Христоносец (греч.)
^ Имена женские
Агнесса Агния непорочная (греч.)
Ада благородная (древневерхненем.)
Акилина орлиная (греч.); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого, а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени
Ангелина вестница (греч.)
Аполлинария Аполлонова (греч.)
Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.)
Афанасия бессмертная (греч.)
Василисса царственная (греч.)
Вероника образ верности (греч., лат.)
Диодора Божий дар (греч.)
Евдокия благоволение (греч.)
Евсевия благочестивая (греч.)
Евфросиния радость (греч.)
Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа)
Зинаида божественная (греч.)
Илария тихая, радостная, ясная
Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;
Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.)
Иулиана, Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.
Иустина дочь Иуста.
Клеопатра славная по отцу (греч.)
Констанция постоянная (греч.)
Мариам их восстание, звезда моря (евр.)
Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.)
Параскева пятница, приготовление (греч.)
София премудрость (греч.)
Сусанна белая лилия (евр.)
Феодора Божий дар (греч.)
Феодосия Богом данная (греч.)
Феофания Богоявление (греч.)
Харитина благодатная (греч.)
Христина Христова (греч.)
Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.
Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.
Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.
Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.
^ А еще недавно…
Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.
Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж.) – Октябрина (жен.); Май (муж.) – Майя (жен.) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».
В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).
В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».
Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.
Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.
На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…
^ Что делать, если христианское имя забылось?
Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.