как выглядит храм зевса
Храм Зевса Олимпийского — величественное святилище, достойное бога
Храм Зевса Олимпийского — самый великолепный памятник в Афинах, за исключением комплекса Акрополя. Он также знаменит как Олимпейон или Колонны Зевса Олимпийского. Храм Зевса Олимпийского — разрушенный храм в центре Афин, который поражает туристов своим величием. Храм Зевса Олимпийского долгое время считался неофициальным входом в Афины. Он расположен вдоль берега реки Илиссос, менее чем в 700 метрах к югу от площади Конституции. Храм был построен в древние времена с целью воздать должное отцу всех олимпийских богов, Зевсу, который жил на вершине горы Олимп. Величественные колонны храма сохранились по сей день и вызывают благоговейный трепет у каждого туриста, посетившего это уникальное место.
Храм Зевса Олимпийского, г. Афины
Строительство храма
Семьсот лет ушло на постройку этого массивного храма. Правитель Писистрат разработал первоначальный план строительства колоссального храма в VI веке до н.э., но так и не закончил строительство. Долгие годы храм пребывал в незавершенном виде. Древние греки считали, что он слишком величествен. Он отождествлял собой символ высокомерия, символ того, что человек может быть равен богам.
Антиох IV Эпифан из Сирии предпринял попытку возобновить строительство нового здания в середине II века до нашей эры. Оно было поручено известному архитектору Коссутию. Архитектор расширил храм, добавив его внешнему виду великолепия. Он заменил простые камни на мрамор. Величие этого решения было настолько очевидным, что современный историк Титус Ливий писал, что «храм Зевса Олимпийского в Афинах — единственный в мире храм, достойный величия Бога». Однако, работа Коссутия также осталась незавершенной. Лишь в 131 г. н. э. император Адриан взялся за завершение строительства величественного сооружения. Гигантский храм Коринфского ордена расположился напротив Акрополя и был в два раза больше, чем Парфенон. По окончании строительства храма, для внутреннего зала Адриан заказал две статуи: огромную статую Зевса из золота и слоновой кости и статую самого себя, только немного меньшего размера.
Античная статуя Зевса (в настоящее время находится в музее Берлина)
Размеры храма
Размеры храма, который воздвигли древние греки, поражают. Он был 44 метра в ширину и 110 метров в длину. Коринфский храм, окруженный тройной колоннадой, первоначально состоял из 104 колонн, с длинным узким внутренним святилищем, в котором находилась статуя бога, покрытая золотом и слоновой костью. Только 15 из 104 коринфских колонн все еще непоколебимо возвышаются над улицами Афин, но этого достаточно, чтобы иметь представление об изначальных огромных размерах храма. Большая часть сооружения, вероятно, была разрушена во время землетрясения во времена средневековья. Одна колонна была снесена во время турецкой оккупации и транспортирована по частям для возведения мечети. Сейчас ее части можно заметить на площади Монастираки. Турки сожгли все колонны, которые лежали на земле в результате землетрясений. Одна из колонн была повалена во время бури в 1852 году. Ее части до сих пор лежат нетронутыми на территории храма. Оставшейся части этой колонны дают четкую картину того, как был построен храм.
На больших платформах вокруг храма располагалось множество статуй и других произведений искусства:
Храм Зевса Олимпийского расположен в центре Афин. До него можно с легкостью добраться на общественном транспорте. Он открыт ежедневно для посещений. Необходимо лишь купить входной билет, чтобы попасть внутрь. Посещать храм лучше всего летом, когда его территория освещается ночью вместе с Акрополем.
Храм Зевса Олимпийского
Древний храм Зевса Олимпийского, находящийся в Афинах вблизи Акрополя, — один из долгостроев античной эпохи. Он строился более 600 лет, начиная с 4-го века до н.э. Когда-то это было величественное здание, окруженное двойной белоснежной колоннадой, сегодня же от него осталась лишь группа колонн. И все же масштабы этого сооружения можно оценить и в наши дни, ведь в свое время этот храм считался самым большим в Греции.
История храма
Первые камни Олимпейона, как еще называют античный храм Зевса, были заложены предположительно в 520 году до н.э. Идея возведения грандиозного святилища принадлежит афинскому правителю-тирану Писистрату, стремившемуся сделать Афины культурным центром Древней Греции. Он выбрал для этого очень интересное место, где ранее уже стояла еще более древняя постройка в честь Девкалиона — мифического «праотца греков».
Дело в том, что в древнегреческих мифах, как и в христианских писаниях, также есть свое сказание о всемирном потопе. Согласно ему, от бедствия из всех людей удалось спастись только Девкалиону, который вместе с семьей построил огромный ковчег. Считается, что от сына Девкалиона, юноши Эллина, и ведут свой род все греки.
Словом, место для постройки храма Зевса было выбрано удачно, однако Писистрат не успел осуществить задуманное, и за это взялся его старший сын Гиппий. Строительство началось с размахом, был заложен огромный для тех времен фундамент, но и в этот раз проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Гиппий был свергнут демократами и на долгое время стройка остановилась.
Вплоть до 175 года до н.э. недостроенное здание понемногу разрушалось, а материалы с него использовались для устройства оборонительных сооружений. С приходом к власти сирийского царя Антиоха IV Эпифана история Олимпейона получила новый виток. Царь изменил проект здания, заменил непрочный известняк на красивый и долговечный мрамор, однако тоже не смог довести задумку до конца.
И вновь практически на двести лет храм Зевса был обречен на медленное разрушение, на некоторое время часть украшений с его нарядных колонн даже увезли в Рим. Завершилась масштабная стройка лишь в 131 году нашей эры, во время правления императора Адриана — большого поклонника эллинской культуры. В 132 году храм был освящен, и после он еще около столетия являлся важным центром религиозной и культурной жизни Афин. Более того, посмотреть на это чудо архитектурного искусства приезжали знатные особы и простые паломники из многих стран.
По мере распространения в Греции христианства, как и следовало ожидать, Храм Зевса терял свое значение. В 267 году он сильно пострадал во время войны с древнегерманскими племенами герулов, после чего так и не был восстановлен. А запрет языческих культов положил окончательную точку в его истории — с тех пор это древнее святилище стремительно разрушалось, а материалы использовались для возведения новых построек.
Статуя Зевса
Согласно дошедшим до нас описаниям античного храма, центральной фигурой его интерьера являлась огромная статуя Зевса. Считается, что она была выполнена по образцу знаменитой скульптуры Громовержца в Олимпии, которую создал древнегреческий архитектор Фидий и которая сейчас является одним из «Семи чудес света».
Сидящий на троне Зевс в венке из оливы держал в одной руке скипетр, а в другой — фигурку богини победы Ники. Его огромные размеры, а также отделка из золота и слоновой кости впечатляли паломников, были предметом гордости Афин. Но, как и прообраз из Олимпии, эта статуя не сохранилась до наших дней. Такая же участь постигла и еще одну достопримечательность — статую римского императора Адриана, благодаря которому затянувшаяся стройка была завершена.
Храм сегодня
В наше время туристы могут увидеть лишь уцелевшую спустя века группу из мраморных колонн, которая, видимо, представляла собой угол здания. Отдельно стоят еще две колонны, а между ними лежат фрагменты третьей, поваленной в 1852 году.
Согласно исследованиям, изначально колоннада здания состояла из 104 элементов высотой более 17 метров. Как видно по тем колоннам, что дошли до наших дней, каждая была богато украшена. Именно нарядные капители в свое время привлекли внимание древнеримского правителя Суллы, который приказал в 84 году до н.э. снять часть из них с недостроенного тогда еще храма.
Несмотря на то, что в наши дни от святилища Зевса осталось немного, это место является важной достопримечательностью Афин. Здесь не иссякает поток туристов, ведь каждый хочет прикоснуться к истории и сделать фото на фоне впечатляющих своей монументальностью колонн. Рядом с ними фигурки людей кажутся крошечными — создатели и рассчитывали именно на такой эффект. И сегодня эта постройка вызывает все то же восхищение, что и в давние античные времена.
Как добраться
Развалины храма Зевса Олимпийского находятся в 500 метров от Акрополя, поэтому обе достопримечательности удобно смотреть в ходе одной экскурсионной прогулки.
Сюда можно добраться разными способами:
Также можно дойти и от центральной площади Синтагма (площадь Конституции) или одноименной станции метро — расстояние около 700 метров.
Вход в музей — со стороны улицы Vasilissis Olgas, где проходит трамвайная линия.
Координаты: 37.969292, 23.733057
Храм Зевса Олимпийского на карте
Время работы
Проход к храму Зевса Олимпийского открыт ежедневно, кроме понедельников:
В жаркие дни, когда температура воздуха доходит до 40 градусов и выше, время работы может меняться. Рекомендуется уточнить актуальный график по телефону: +30 210 92-263-30.
Стоимость билетов
Для прохода на территорию храма Зевса Олимпийского используется единый билет, который можно приобрести в кассах Акрополя.
По нему можно посетить 7 основных достопримечательностей Афин:
Билет имеет отрывные талончики для каждой достопримечательности. Можно приобрести и отдельные билеты, но единый будет выгоднее.
Стоимость единого билета: 30 евро (
А если прогулка по этим местам показалась вам слишком короткой, ее можно продолжить в расположенном здесь же историческом районе Плака. Он считается одним из красивейших кварталов греческой столицы, а также содержит самую старую улицу Афин. В Плаке много сувенирных лавок, и туристы любят покупать здесь подарки друзьям. Если же захочется отдохнуть среди зелени, можно отправиться в расположенный неподалеку Национальный парк — он находится к востоку от Акрополя. Поскольку опытные путешественники советуют планировать экскурсию по Акрополю и храму Зевса Олимпийского с утра, пока еще нет большого количества людей, у вас может остаться много времени для посещения других интересных мест древних Афин.
Визитная карточка
Адрес
Стоимость
Единый билет (7 основных достопримечательностей Акрополя) — 30 евро (
Время работы
В тёплое время года — с 08:00 до 19:30, в холодное время года — с 08:30 до 15:00
Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи
Путешествуем сами! traveltu.ru
Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?
Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.
Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.
Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город Олимп Дион рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.
Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.
Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:
Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.
Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.
Олимпия в древней Греции
До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.
Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.
Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.
В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.
Место силы
Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.
Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.
В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.
В Греции известны и другие места силы:
Храм Зевса в Олимпии
Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).
Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция
Фронтоны и декор храма Зевса
Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.
На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.
Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.
Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.
Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось
На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.
Тот же фронтон, но реконструированный
Метопы
12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).
Метопа Геракл в саду Гесперид
Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни
Метопа Геракл и Критский бык
В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э.
Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.
Статуя Зевса
Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э.
Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.
Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.
Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.
Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.
Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:
В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.
Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.
По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.
Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.
После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.
Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.
Мастерская Фидия
Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.
Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.
Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)
Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?
Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.
Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.
Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!
Так выглядела мастерская
Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.
Где остановиться в Олимпии
Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии
Время работы комплекса
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Сколько стоит
Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.
На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4
Храм Зевса в Олимпии на карте
Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Вам также может быть интересно
Комментарии (0)
Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме
Оставить свой комментарий Отменить ответ
Copyright © 2012-2021 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной
Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Фото 2.
Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.
Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.
Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
Фото 3.
Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.
Фото 4.
Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.
В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.
Фото 5.
Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.
Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.
Фото 6.
О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.
Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась
Фото 7.
Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Фото 9.
Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
Фото 10.
Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
Фото 11.
За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.
Фото 12.
Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.
Фото 13.
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.
Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.
Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света.
Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.
Фото 17.
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
Фото 23.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.
В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.
Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.
Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Фото 24.
После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.
Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
В нескольких минутах ходьбы от достопримечательности находится станция метро «Акрополь». Кроме того, к храму можно добраться трамваями № 1, 5 и 15, а также автобусами № 040, 230, А2 и В2.