как выглядит христианский храм

Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

Видео «Устройство православного храма»

В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Православный храм. Стиль, формы, символика

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

«Идея Христианства неизменна, а формы храмов изменчивы»

В этой статье будет предпринята попытка ответить на вопросы:

До недавнего времени я жил с мыслью о том, что православные храмы стоятся по определенным правилам. То есть думал, что есть сложившаяся традиция, которой должны следовать при возведении православный церквей, закрепленная нормативными документами, скорее всего, изданными самой церковью.

Закрыв глаза, и вызвав образ православного храма, я видел его чаще всего золотыми куполами, которые завершались крестами, обязательно присутствовал церковный колокол. Цвета храма — в основном они представлялись мне белыми, с добавлением синего или голубого и золотого. В нашем городе именно так и выглядят. Таинство исповеди и причастия (незабываемое и ни с чем не сравнимое ощущение) первый раз я совершил в Ксение Покровском Монастыре в д. Михайловка (Яровое, Алтайский край) — он выглядел так же. Если задуматься и напрячь память, то при путешествиях по России можно вспомнить окраску наружных стен в другие цвета, ну и бревенчатые церквушки, которые видел воочию, или на картинках.

Особенность православия, оказавшая влияние на архитектуру храмов разных стран состоит в том, что Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви, есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все православные церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все православные церкви признают друг друга истинными церквями. Главой церкви православные считают Иисуса Христа. Административного органа всей православной церкви нет.

Территориальное деление, обособленность и этническая самобытность сказалось и на внешнем облике храмов различных православных стран. Посмотри на примерах разных стран, где православие — ведущая религия.

Грузия

Самый крутой — известный каждому жителю Грузии, и самый известный в мире — Собор Светицховели. В нем крестился первый царь Грузии. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Церковь Святого Николая расположена в самом центре Батуми. Этой церкви больше 150 лет и она является одной из старейших в Батуми.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Среди прихожан церквей были грузины, иностранные подданные — французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. Церковь спроектировали и построили в неоготическом стиле. Верх собора украшают три купола. По всем стандартам готических построек фасад храма украшен орнаментом.
А в 1989 году произошла торжественная передача его во владения православных служителей. Сегодня Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы это главный храм местной епархии.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Румыния

Церковь Святого Николая — румынская православная церковь в Брашове, в историческом районе Шкей. Начали строить в 1200-1300 г. Достраивали в 1495 году местные жители отстроили церковь в камне при поддержке сына Влада Дракулы. Ну и потом перестраивали. В XVIII веке за счет пожертвований русской императрицы Елизаветы Петровны к церкви была пристроена башня с часами, а также часовня и притвор. Императрица России Екатерина II присылала церкви Св. Николая дорогие подарки — золотые и серебряные предметы религиозного культа, иконы, церковные книги, деньги. Первоначально построенная в готическом стиле, позднее церковь была перестроена в стиле барокко.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

И еще одна малюсенькая православная церковь Румынии Святая Параскева-Пятница на местном кладбище, интересна башенками как у мусульманских мечетей.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Сербия

1 Храм Святого Саввы — один из крупнейших Православных храмов мира. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы отличается от константинопольского образца — Софийского Собора. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Теперь — то что касается России-матушки.

Бревенчатые церквушки — чаще всего это шатровые церкви. (Были еще клетские и ярусные) Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Шатровый храм характерен тем, что на четырехугольный сруб (четверик) ставится восьмиугольный (восьмерик). Что и видно на схеме и фото шатровых церквей (на схеме слева направо — клетский храм, шатровый и ярусный).

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Церковь Александра Невского в Архангельске

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

В ХVII веке патриарх Никон, который впервые начал составлять чертежи храмов, — запретил строительство шатровых церквей, а повелел строить пятиглавый храмы (М. Покровский «Памятники христианской архитектуры, особенно русские»).

И теперь здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Вернемся к вопросу — Православный архитектурный канон (правило) — существует ли он и что из себя представляет?

Его нет. В изданном на бумаге или оном носителе я его не обнаружил. Но есть так называемое Богословское понимание канона — то есть символика — как прикладной язык выражения религиозной идеи. Священник Б. Михайлов в своей статье «Критерии церковности в храмовом зодчестве» пишет, что «Мы живем в своеобразное время: искусственный перерыв в храмовом строительстве привел к утрате и навыков и преемственности и чувства живой традиции. Поэтому мы сейчас находимся в поисках церковности, мы ее соборне определяем» Как образцы Православной архитектуры он приводит пример подворья в Оптинской пустыне в Троицкой церкви в Останкино, храм св. Николая в Клепниках и прочее. Итог его статьи выражается следующей фразой «Если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна».

На иллюстрации ниже — традиционная схема православного храма и Троицкая церковь в Останкино как признанный церковью образец архитектуры Православия.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

Ну, понятно, что в ситуации отсутствия церковных норм самую решающую роль при создании и утверждении внешнего лика Православного храма играет человеческий фактор. С одной стороны — это личность художника, создающего эскиз или проект. Его богословское понимание, его красота, его понимание Бога, его приемы и методы. Ну и с противоположной стороны — это Православная Епархия той административно-территориальной единицы, где этот храм собираются возводить. То есть церковная власть, утверждающая проект, и дающая ему дальнейшую жизнь. А далее, уже органы государственной власти.

Три раздела по обыкновению — трапеза, сама церковь, и алтарь. Семь престолов — по числу семи церквей — два престола в трапезе, пять — в церкви (посвящены Благовещению, Рождеству, Богоявлению, Преображению, Воскресению). В верхней части храма, символизирующей престол Всевышнего, — изображено всевидящее око. Вместо окон — семь прорезов со стеклами — подобие семи светильников пред Господом. В верхней части — четыре дуги из семицветных стекол, изображающих радугу — символ примирения Бога с человеком.

Основанный на священном Писании, исходящий от одного из первых иерархов Православной церкви, проект остался без внимания, по причине его «нецерковности».

Что же остается неизменным на протяжении всей истории православия в языке строительства храма?

А вот со стороны государства есть норматив, регламентирующий строительство православного храма. В России издан документ — Свод правил по проектированию и строительству СП – 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. В этом своде собраны воедино и перемешаны все существующие требования градостроительных планов и церковные традиции.

В нем обобщены, систематизированы, скорее всего, совместно с церковными представителями данные о постройках церквей. Даны определения частей храма, его внешнего вида, планировочного типа и его символичных элементов.

Здесь же мы найдем и трехчастность.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

И увидим, признанные церковью примеры планировочных типов храмов — на правой схеме. Рисунок 1, 2,3 — кубический тип, 4 и 5 — центрический тип, 6 — крестово-купольный. Есть еще один тип храмовой планировки, называемый «кораблем» — он прямоугольный, но почему-то в этот сборник он не вошел, хотя и признается церковью и часто встречается в другой литературе.

как выглядит христианский храм. Смотреть фото как выглядит христианский храм. Смотреть картинку как выглядит христианский храм. Картинка про как выглядит христианский храм. Фото как выглядит христианский храм

В общем, достаточно скромная информация об архитектурных канонах православия, да и сами нормы, обнаруженные в специально литературе тоже немногочисленны. То есть в православии архитектурный канон выражается в символике храма, которая в свою очередь подчинена самой идее православия и предназначению храма — как места для поклонения и молитвы. Ну и еще можно сделать вывод о том, что здания храмов, построенные в определенной традиции, со временем и становятся этим самым архитектурным каноном — то есть приводятся как образец. Ну, вот, пожалуй, и всё, друзья мои 🙂

Источник

Как устроен древнерусский храм

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *