как запомнить шахматную доску в уме
Макс Черепица
Опубликовано
07.08.2015
Макс Черепица в Ссылки | 07.08.2015
Как я попробовал запоминать шахматную доску
Это я в конце мая снова решил взяться за шахматы и обнаружил такие слова в первой же главе книжки Левенфиша «Книга начинающего шахматиста». Мало того, глава заканчивалась словами о том, что «отчетливое и ясное представление в уме каждого поля доски совершенно необходимо и является предпосылкой для успешного усвоения дальнейшего материала книги». Шахматы меня всегда привлекали, но играл я в них интуитивно и чуть лучше, чем скверно. Несколько раз начинал шахматные самоучители, но тонул в нотациях ходов. С таким строгим подходом (как позже выяснил, традиционным советским) я столкнулся впервые: вот так вот прямо запоминать доску? сразу? обязательно?
Ниже расскажу про то, куда меня эта затея завела. Спойлер: доску я в голове держать так и не научился, но получил много удовольствия, немного прокачался и стал получше чувствовать игру и относится к ней внимательней, чем когда бы то ни было. По ходу описания будет несколько полезных ссылок, соберу их отдельным постом и дополню интересными ютуб-каналами на тему.
Начал с какой-то дурацкой затеи: после пары вечерних блиц-партий по сети, перед сном, начиная с A1 называл про себя цвета полей. Но засыпал не доходя до середины доски.
Этот подход и в сознательном состоянии себя не оправдал. Начал искать полезные техники и нашел отличное видео от IM Дэниела Ренша, которого тренировали советские гроссмейстеры. Он рассказывает о нескольких этапах, которые должны привести к «осознанию доски», как он это называет:
Взгляните, хотя бы с 12 минуты как он быстро выдает диагонали к любому полю.
После того, как освоено это видео, можно браться за продолжение: full board nirvana, но я еще даже заглядывал в него.
По комментариям на реддите понял, что кто-то держит в голове лишь фрагменты доски, кто-то сосредотачивается в памяти на том, как фигуры друг с другом связаны (и «зевает» какие-то менее значительные фигуры таким образом). А кто-то действительно видит доску целиком.
Задал вопрос о запоминании доски NM Дэну Хэйсману, на вебинар которого случайно попал на сайте Chess.com, где я играл онлайн. Он ответил, что всю доску в голове не держит, но предложил сосредоточится не на блиц играх, а на длинных партиях, минимум получасовых. А я-то играл как раз блицы.
В общем, увлекся и закончилось тем, что запоминание доски отошло на второй план, а каждый день я уделял понемногу времени на пару партий, тренировку дебютов, решение десятка шамхатных задач начального уровня, ну и запоминание цветов полей, да.
В этом очень помогал сайт lichess.org, где обнаружился раздел с обучением: задачи, дебютный тренер, запоминание полей.
В процессе этих тренировок стало понятно, что почти из каждой ситуации на доске можно вытащить пару очень хороших ходов, много окейных и много плохих. Стало интереснее.
С тренировкой запоминания на lichess доска понемногу начала укладываться в голове. Со временем обнаружил, что уверенней стал себя чувствовать в игре и реже стал зевать фигуры (любимый трюк у меня — глупо прозевать ферзя).
Для лучшего запоминания цветов полей доску можно мысленно разделить на 4 квадрата 4×4. Рисунок у них будет одинаковый. Таким образом, если вы запомнили, что А1 — черный, то легче будет вспомнить, что E1 и E5 такого же цвета.
Чтобы тренировать визуализацию на несколько ходов, удобно тренироваться на двух-трех ходовых задачках с компьютером. Перед тем, как ходить — стараешься представить себе всю серию ходов. Даже если задачка будет решена неправильно, мозг будет привыкать к продумыванию и удерживанию позиций.
Про основы игры для начинающих и продолжающих начинать мне понравилось слушать на курсах сайта Chesscademy.
Доску я запоминать пока что так и не научился. Но узнал много нового, чуть прокачался, лучше стал понимать игру, стал чаще выигрывать, чем проигрывать. И самое приятное: после того, как проиграл несколько партий с интересными ситуациями на доске, ощутил в полной мере, что победа для меня в шахматах— не главное.
Игра в шахматы вслепую — польза или вред?
Данная статья появилась на сайте ChessWood.ru в связи с тем, что многие любите шахмат задают следующие вопросы:
Исследования гроссмейстера Крогиуса
По страницам старых журналов «ШАХМАТЫ»(Рига), 1976 № 16
Просматривая старые шахматные журналы, главным образом, русские, немецкие и австрийские конца XIX века и первого десятилетия нынешнего столетия, я познакомился с рядом материалов, которые, вероятно, будут небезынтересны и для современных шахматистов. Предлагаю вниманию читателя рассказ об этих материалах.
По-видимому, первым профессиональным психологом, использовавшим шахматы для научных исследований, был директор института экспериментальной психологии в Париже Анри Бинэ.
Он интересовался психологией памяти и для изучения этой проблемы привлек шахматы. Как сообщает журнал «Шахматы» издания А. С. Суворина за 1894 год, профессор А. Бинэ в 1892 году обратился с анкетой, содержащей 14 вопросов к видным шахматистам того времени. Откликнулись многие. Всего А. Бинэ получил 62 ответа. Анкета касалась преимущественно игры вслепую. Но обобщение ответов дало много ценного и для понимания психологии обычной игры.
Приведем вопросы анкеты:
Среди полученных ответов наиболее интересны замечания Зигберта Тарраша. З. Тарраш, например, писал: «Моя память несколько выше средней. Но память на имена и лица очень плохая. Но то, что я изучаю с интересом…на это память хорошая. Я помню многое из Гомера, Софокла, Горация… Моя шахматная память особенно хороша, потому что шахматы меня интересуют больше всего. Я могу в короткое время вспомнить партию, которую играл в Берлине 12 лет назад. При этом вначале вспомнилась идея… Математик я средний… Счет в уме проводил плохо. Это было заметно уже в школе».
«Я, конечно, способен представить всю позицию перед глазами, но это тяжело. В памяти остается главное, существенное для той или иной позиции. …Вообще, вся игра построена на смысловой памяти… Мне передают, например, что в партии № 4 сделан ход Кре8—d8. Из хаоса, царящего в голове, я начинаю вспоминать, думать — что значит этот ход. Вспоминаю — был королевский гамбит, он дал мне пожертвовать слона на f7 — брать нельзя — поэтому и отошел на d8. Такова логическая цепь воспоминаний».
Далее, рассказывая о представлении в уме фигур и доски, 3. Тарраш отметил, что мысль шахматиста отвлекается от формы, цвета фигур и оперирует функциональными связями фигур на доске. «Внешние особенности не важны. Я их не замечаю. Я вижу план».
На основании проведенных исследований А. Бинэ выступил в 1893 году с докладом в Сорбоннском университете, а в 1894 году издал книгу. В результате обобщения данных анкетного обследования А. Бинэ сделал следующие выводы.
Лучше играет тот, кто правильнее оценивает позицию и дальше рассчитывает варианты. Как видим, это вывод, разделяемый многими и сейчас. Правда, А. Бинэ переоценивал счетные способности шахматистов. Он поверил С. Розенталю, который мистифицировал парижского профессора заявлением, что может рассчитать варианты на несколько… сот ходов вперед!?
Позднейшие исследования, в частности советского мастера и психолога Б. Блюменфельда не подтвердили мнения А. Бинэ. Было доказано, что внутренняя речь в процессе игры носит либо крайне свернутый характер, либо вообще отсутствует. Шахматист мыслит преимущественно образами.
В целом А. Бинэ заключает, что мышление шахматистов является очень сложным и разнообразным. «Если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с которыми все наши самые тщательные описания — только грубые схемы».
Результаты исследования оказались богаче, чем предполагалось. А. Бинэ рассчитывал получить данные о развитии памяти, а фактически получилась интересная работа не только о памяти, но и о мышлении шахматистов. Многие положения применимы не только к игре вслепую, но и к игре за доской.
А характеристика игры вслепую оказалась настолько точной, что все последующие исследования (Г. Марко, А. Алехин, Л. Франк) неизменно подтверждали выводы, сделанные А. Бинэ.
Шахматисты должны быть благодарны французскому ученому. А. Бинэ был первым, кому удалось доказательно охарактеризовать шахматную деятельность как деятельность, обладающую высоким творческим содержанием.
Сам А. Бинэ не был сильным шахматистом, но страстно любил шахматы и неоднократно подчеркивал положительное значение шахмат для развития интеллекта и характера.
* * *
Перейдем теперь к вопросу о том, как в рассматриваемый период расценивалась воспитательная роль шахмат. Ныне общепризнанно значение шахмат для развития мышления человека. В те же времена по этому вопросу велись жаркие дискуссии. Особенно живо обсуждалась проблема преподавания шахмат в школе.
И. Манхаймер на страницах «Deutsches Wochenschach» за 1904 год выступил с резкой критикой шахмат. Автор утверждал, что занятия шахматами — это лишь дополнительная нагрузка для учащихся, что они отнимают время и ничего не дают взамен. Статья заканчивалась фразой: «Итак, шахматы в школе? Нет!».
С противоположным мнением выступали Г. Марко, О. Кох, З. Тарраш. Г. Марко отмечал, что шахматы отвечают всем требованиям подлинной педагогики. Они развивают ум, способствуют развитию воображения, учат терпению и т. д. А З.Тарраш прямо предлагал органам просвещения незамедлительно решить вопрос о введении преподавания шахмат в старших классах средних учебных заведений.
Обсуждался и вопрос — нужно ли для успехов в шахматах наличие высокой общей культуры, образования?
В журнале «Wiener Schachzeitung» за 1906 год в связи с этим выступил М. Вейс. Он писал: «Игра Ласкера показала связь между научным мышлением и шахматными успехами». Далее автор указывает, что для продвижения в шахматах нужны талант, хорошая память, упорство и наличие общей эрудиции.
Общая культура, как справедливо замечает М. Вейс, дает лучшее умение использовать разнообразные методы умственного труда, умение подходить к решению конкретных задач шире и оригинальнее.
Дебатировался в то время и актуальный вопрос современных шахмат — что они представляют собой: науку, искусство, спорт?
Любопытно, что особенно горячо ратовал за признание шахмат как своеобразного искусства 3.Тарраш. В журнале «Шахматное обозрение» за 1910 год мы находим следующие строки: «Шахматная игра имеет впереди большое будущее. Все более и более утверждается мнение, что она в том виде, в каком существует теперь, не только игра, но и своего рода произведение искусства… И, действительно, шахматная игра не только искусство по самому характеру своему, но и по тому впечатлению, которое она производит на зрителя.
Красивая шахматная партия, так же как и всякое другое произведение искусства, вызывает у играющего и у зрителя самые разнообразные эстетические эмоции. То обстоятельство, что шахматная игра вместо игры в узком смысле этого слова все больше и больше становится самостоятельным искусством, чувствуется и в социальном значении, которое она приобретает».
После проигрыша матча на первенство мира Эм. Ласкеру (1908 г.) 3. Тарраша спросили: «Теперь вы навсегда распрощаетесь с игрой?» 3. Тарраш сказал: «С игрой? Вы полагаете, что я посвятил четверть столетия игре? Собственно шахматы это спорт, но в своей сущности они искусство. Разве не дают шахматы эстетическое удовлетворение как каждое другое искусство?». Жаль, что 3. Тарраш не оставил систематизированного изложения своих взглядов на шахматы. Известно, например, что позднее в ряде интервью он подчеркивал первостепенную значимость спортивного элемента в шахматах, а в книгах излагал материал так, как это принято в науке.
Надо ли учиться играть вслепую?
На одном из шахматных форумов, один из участников утверждал, что игра вслепую несет вред для здоровья. Чтобы ответить на поставленный один вопрос, попробуем найти ответ на другой «Все ли сильнейшие шахматисты планеты могут играть вслепую?». По нашим данным, игра вслепую обыденное дело не только для топовых шахматистов типа Александра Морозовеча, но и для шахматистов уровня КМС (кандидат в мастера спорта). В подтверждение наших слов, предлагаем посмотреть небольшой сюжет, в котором КМС Михаил Стровский (г. Екатеринбург) проводит сеанс одновременной игры вслепую на 8 досках.
Справедливости ради надо заметить, что судя по сюжету, Михаил Стровский сам вел запись партий и мог видеть записи всех ходов.
Двенадцатая чемпионка мира по шахматам среди женщин Александра Костенюк, в своей книге «Как стать гроссмейстером в 14 лет», рассказывает, как она со своей младшей сестрой, решали шахматные задачи в уме.
Сеансы игры вслепую известных шахматистов
Многие известные шахматисты проводили сеансы одновременно игры вслепую. Рекордсменами являются Мигель Найдорф (сеанс на 45 досках) и Макс Ланг (46 досок). Казалось бы, никогда не будет побит рекорд установил венгерский мастер Янош Флеш в возрасте 27 лет (1960 год) — он провел сеанс одновременной игры вслепую на 52 досках. Однако рекорд был побит в том же году Джорджем Колтановским — сыграл вслепую 56 партий (50 побед, 6 ничьих) — это мировой рекорд.
Александр Алехин
Известно, какое шоковое впечатление произвел на юного Алехина рекордный сеанс на 22 досках в Москве: «Это выступление Пильсбери потрясло меня, как чудо». Но скоро Алехин смог сам сотворить чудо. В памяти многих почитателей шахмат запечатлелся сюжет из фильма про Алехина «Белый снег России», в котором великий шахматист играл сеанс одновременно игры вслепую против немецких офицеров на 32 двух досках.
Михаил Таль
Со слов восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, сеансы одновременной игры вслепую он давал всего два раза. Первый раз после операции в больничной палате — вставать Михаил Нехемьевич не мог, но его соседи по палате очень хотели с ним сыграть. Второй сеанс состоялся в 1968 году, Таль играл одновременно на 10 досках. Фрагмент этой игре запечатлен в документальном фильме «7 шагов за горизонт», о возможностях человеческого мозга.
Шахматы для тренировки памяти мнемоники
Шахматы для тренировки памяти мнемоники или как еще говорят мнемотехники, как мы определились в прошлой статье «Мнемотехника в шахматах» очень хорошо подходят. В этом уроке дам практические упражнение и поэтапный план как можно при помощи мнемотехники тренировать память в шахматах.
Первое с чего надо начать это изучить шахматную доску. Так как это основная локация где будем расставлять шахматы (позиции) и запоминать полученные образы, а уже на них накладывать план игры. Для этого нам необходимо два урока: «Шахматная доска» и «Шахматная нотация».
Из урока шахматная доска надо изучить из чего она состоит, что такое центр, расширенный центр, вертикали, диагонали, горизонтали и т.д. Обязательно нужно использовать настоящую доску, желательно деревянную и большого размера не менее 50 сантиметров. Запомните – объекты должны быть объемными, иметь цвет, текстуру – это главное правила в развитии памяти при помощи мнемотехники!
Далее, что надо изучить шахматную нотацию большое внимание необходимо уделить не только значению полей, но и цвету клетки. Например, поле «е2» — белое, «е4» — белое, «е1» — черное и так далее. Это первый этап тренировки, если вы его освоили хорошо, изучили, то можно двигаться дальше, если нет, то тренируйте иначе толку не будет. Как показала практика с детьми с 8 лет, и старше на это уходит неделя по 20-30 минут в день.
И так, фундамент для запоминания (локация) готов, что дальше? Далее необходимо изучить фигуры. С названиями я думаю все понятно: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, но на этом не все! Возьмите каждую фигуру в руки покрутите ее, попробуйте запомнить детали, какая она на ощупь, какого цвета, есть ли снизу подушечка (какая она цветом и материала), какие опознавательные знаки на ферзе и короле какого они цвета. Поставьте все фигуры в ряд и посмотрите какая самая высокая, а какая маленькая.
Все это необходимо сделать, чтобы образы очень глубоко запомнились в память. Уделите на это 1 — 2 дня, по 30 минут достаточно будет. Опять же необходимо использовать большие фигуры, деревянные, размер пешки 5-6 сантиметров не меньше.
И так первый этап (подготовительный) пройден, что вы должны уже знать и хорошо помнить: из чего состоит доска (материал, цифры буквы, особенности доски центр, вертикали и т.д.), знать каждое поле на доске и какого оно цвета, шахматные фигуры из чего они состоят и цвет. Небольшая деталь: хорошо если вы изучите так доску, что сможете определять поля, не глядя на доску и не только цвет, но и на каком фланге они находятся.
Пройдем небольшой тест, чтобы закрепить изученное, для этого нам необходимо взять лист бумаги и ручку ну и для проверки наших результатов сама шахматная доска и фигуры.
Вопрос 1: Назовите все поля «центра доски» и их цвета?
Вопрос 2: Назовите все поля «расширенного центра» и какого они цвета?
Вопрос 3: Самая высокая фигура, какого она цвета, материала, что снизу находится фигуры, а что сверху?
Вопрос 4: Назовите все поля королевского фланга начиная с вертикали «е» и какого они цвета?
Вопрос 5: Назовите все поля ферзевого фланга и какого они цвета, начиная с вертикали «а»?
Вопрос 6: Назовите все поля и их цвет вертикали «g»?
Вопрос 7: Назовите все поля и их цвет диагонали «b1 – h7»
Вопрос 8: Назовите все поля и их цвета 7-й горизонтали?
Очень важно не использовать при этом доску, она должна лежать так чтобы нельзя было подсмотреть. Как только на все вопросы дали ответ тогда можно взять и проверить. Не спешите! Главное вспомнить и дать правильный ответ, если с первого раза не получилось ничего страшного повторите на следующий день.
На этом пока 1 этап закончен, в следующих уроках продолжим изучать мнемотехнику с использованием шахмат. Научимся как можно запоминать больше позиций и много чего интересного. Подписывайтесь на нашу рассылку, вступайте в социальные группы Вконтакте и Одноклассниках. Если возникли вопросы оставляйте их в комментариях ниже на все буду отвечать.
Мнемотехника в шахматах
Мнемотехника в шахматах, как и вообще мнемотехника в жизни начинает набирать популярность среди обычных людей путем различных шоу на телевиденье и интернета. В этом уроке попробуем разобраться что это такое и как они между собой связаны мнемотехника и шахматы. Для начала немного общей информации для тех, кто не в курсе, что такое мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание нужных вещей.
Мнемотехника построена на образовании ассоциаций (связей) замена абстрактных объектов и фактов на понятие и представления имеющие визуальное, аудиальное или кинетическое представление, связывание объектов в памяти различных типов модификаций для упрощения запоминания. Говоря проще, мы всю информацию слова, цифры, действие, абстрактные объекты переводим в уже ранее нам известные объекты и путем ассоциативной связи склеиваем их и запоминаем.
Чем больше мы знаем таких слов, тем больше можем запомнить информации. Что делаем дальше, эти слова мы соединяем с приемом запоминание мнемотехники: «История», «Цепочка», «Локация» и т.д. и тем самым запоминаем нам нужную информацию. Теперь что касается шахмат самой мнемотехники и нашей памяти.
Первое на что надо обратить внимание шахматные фигуры имеют цвет, вес, размер, текстуру, структуру и название. Как раз шахматная фигура это уже готовый образ, на который мы можем закреплять информацию и тем самым запоминать больше. Второе, нам нужен метод, по которому мы будет последовательно запоминать, то что нам необходимо. В этом случае далеко идти не надо и придумывать тоже. Шахматная доска отличная локация для этого! Что нам нужно знать так это только шахматную нотацию, (обозначение полей и фигур) например, «а1», «а3», «с5», «е4» и т.д.
Мы должны точно представлять, где эта клетка находится, какого она цвета, текстуры. Далее, мы берем информацию, которую надо запомнить соединяем с фигурой и ставим на шахматное поле и запоминаем и т.д. По сути шахматная игра, это уже готовый прием и упражнение мнемотехники и развитие собственной памяти.
Но вопрос данной статьи немного в другом! Как использовать мнемотехнику в шахматах чтобы запомнить больше? Для того чтобы ответить на данный вопрос углубимся в суть самой проблемы шахмат. Цель шахматной игры? Конечно же не запомнить все, а поставить мат королю! Как поставить мат королю? Нужно получить преимущество или разыграть комбинацию. Как получить преимущество? Для это необходимо получить такую позицию на доске, где мы будем знать основной план игры как за белые фигуры, так и за черные и как в ней добиться нужного нам результата.
А вот это нам как раз и надо! То есть мы должны запомнить расстановку фигур на доске (это будет опорное слово) и присоединить к нему план игры, при этом все будет расставлено на локации (шахматной доске). В результате мы будем выбирать такие ходы, которые приведут к нужному нам результату, получения преимущества или проведение комбинации.
Но как это сделать, как соединить все в одно, да еще и применять на практике? Об этом вы узнаете в следующем уроке. Подписывайтесь на нашу рассылку, вступайте в социальные группы Вконтакте и Одноклассники. Дальше будет интересно! Если есть конкретные вопросы, на которые хочется узнать ответ, пишите в комментариях попробую ответить.
Игра вслепую
Существует много вариантов шахмат, отличающихся от стандартных одним или несколькими правилами. В игре вслепую применяются все правила шахмат с одним дополнением. Угадайте, каким?
Узнаем самое главное о шахматах вслепую:
Что такое игра вслепую?
Вслепую один или оба противника играют, не видя доски и фигур. Они либо буквально закрывают глаза повязками, либо просто не смотрят на доску и фигуры. Вместо того, чтобы делать ходы на доске, они сообщают их друг другу шахматной нотацией. Это значит, что шахматист, играющий вслепую, должен помнить, где расположена каждая фигура на протяжении всей партии!
МФ Марк Ланг и МГ Тимур Гареев играют в шахматы вслепую. Фотография предоставлена: Blindfoldking/Wikimedia, CC.
Шахматист не может научиться этому в одночасье. Для игры вслепую нужны тренировка и мастерство. Многие специалисты по игре вслепую говорят, что она помогает в обычных шахматах, развивая видение доски и способность находить комбинации и тактические удары. Эти суждения оправданы: если вы сможете сыграть партию вслепую от начала до конца, то в сравнении с этим считать варианты, когда доска и фигуры находятся у вас перед глазами, покажется намного легче!
Рекорды в игре вслепую
В 2017 году МГ Тимур Гареев установил новый рекорд книги Гиннесса, сыграв 48 партий в сеансе одновременной игры вслепую, продолжавшемся более 19 часов. Это фантастическое достижение считается одним из семи самых удивительных рекордов в шахматах.
Как играть в шахматы вслепую на Chess.com
Перед началом партии в шахматы вслепую.