как зарегистрировать методику обучения
Лицензия на образовательную деятельность: кому она нужна и как получить
Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Евгений Бельский
Чтобы учить других, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одной школе можно законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Рассказываем, кому не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Для чего нужна лицензия
Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Ее нужно получить компаниям и ИП, чья деятельность связана с рисками для здоровья и безопасности людей. Образование в числе таких сфер. Если ребенок или взрослый получит неправильные знания о мире и профессии, это может испортить качество жизни самого человека и повлиять на состояние отрасли.
500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города нехватка кадров.
Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Что такое образовательная деятельность
Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.
Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.
В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.
Каким требованиям должен соответствовать образовательный бизнес
Общие требования для образовательного бизнеса такие:
Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.
Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.
Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.
Кому и когда нужна лицензия
Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес попадает сразу под все критерии образовательной деятельности:
Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.
Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.
Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.
Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.
Это условие действует на преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.
Также не нужна лицензия самозанятым, если самозанятый не выдает документ об образовании и учит без программы.
Если учитель захочет готовить школьников к ЕГЭ и оформит статус самозанятого, сможет заниматься репетиторством без лицензии. Но если он захочет открыть центр подготовки к экзаменам, разработает программу и будет выдавать сертификаты, нужно зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.
Под критерии лицензирования точно попадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.
Когда лицензия не нужна
Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:
Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не понадобится.
Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.
У бизнеса могут найти признаки образовательной деятельности: расписание занятий, собственные методички и рабочие тетради, сотрудники, оформленные по трудовой как «педагоги», и другие. В этом случае бизнес могут оштрафовать и обяжут получить лицензию. Поводом для проверки может стать жалоба клиентов или конкурентов в Рособрнадзор.
Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.
В первом случае суд встал на сторону ИП.
Суд встал на сторону ИП: вести курсы без лицензии можно 👍
Ситуация. ИП Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.
Что выяснили. Прокуратура не смогла доказать, что обучение на курсах подходит к определению «образовательная программа»: занятия проходят не по графику, а по запросу родителей, по итогам курсов документа об образовании она не выдает.
Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.
Что решил суд. ИП занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.
Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.
Суд назначил штраф ИП: вести курсы без лицензии нельзя 😠
Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.
Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.
Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:
Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.
Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса одним можно работать без лицензии, а другим — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.
Кто выдает лицензию
Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.
Убедитесь, что регион указан верно.
Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.
С 2021 года бумажные или электронные экземпляры не выдают — в них нет необходимости. Все лицензии попадают в реестр лицензий. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.
Как подать документы на получение лицензии
Для получения лицензии компаниям или ИП нужно заполнить заявление, собрать документы и уплатить госпошлину. Затем — отправить все в Рособрнадзор с бумажном или электронном формате.
Заполнить заявление. Заявление можно заполнить в бумажном или электронном формате. Удобнее все сделать электронно — на сайте госуслуг. Заявление можно заполнить прямо в интерфейсе сайта.
Если заполняете в бумажном формате, шаблон заявления можно скачать на сайте госуслуг или запросить в Рособрнадзоре в вашем регионе. Здесь мы прикладываем шаблон заявления из КонсультантПлюс.
Чтобы скачать шаблон на сайте госуслуг, найдите услугу лицензирования образовательной деятельности в вашем регионе. В некоторых регионах подать заявление можно только в бумажном формате — лично или по почте. Об этом будет написано в строке «Как получить услугу».
Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, заполнять бумажный шаблон не нужно.
Собрать документы. Точный список документов можно найти на сайте госуслуг или в постановлении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.
Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одна — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.
Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через госуслуги или систему электронного документооборота.
Документы можно отправить по почте или принести лично по адресу Рособрнадзора в вашем регионе. Если отправляете почтой, отправку нужно оформить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если подаете лично, вам выдадут копию описи с отметкой о дате приема. Так ведомство подтверждает: вы подали документы, и ведомство их приняло.
Когда можно получить лицензию
После подачи у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли документы вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.
Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.
Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.
Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.
Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.
Лицензии, выданные до 2021 года, тоже перенесены в реестр.
Когда лицензию нужно переоформить
Выданная лицензия бессрочна, но бывают случаи, когда ее нужно переоформить.
Компаниям и ИП нужно подать заявление на переоформление лицензии. Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.
Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.
За переоформление ИП или компания платит госпошлину:
Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.
Как могут наказать за работу без лицензии или нарушение требований
Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Еще бывают плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.
Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.
За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.
Нарушение | Наказание | Основание для наказания |
---|---|---|
Бизнес нарушил требования для лицензирования и не устранил их | Аннулирование лицензии | Постановление о лицензировании образовательной деятельности |
Работа без лицензии при доходе бизнеса до 2,25 млн рублей в год, причинен незначительный ущерб | Административное наказание: |
— штраф для ИП — 4000—5000 ₽;
— штраф для ООО — 40 000—50 000 ₽
а) штраф до 300 000 ₽;
б) арест ИП или руководителя ООО сроком до 6 месяцев
а) штраф от 100 000 до 500 000 ₽;
б) принудительные работы сроком до 5 лет для ИП или руководителя ООО
Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.
Как зарегистрировать права на учебник?
Я написал учебник по одному из дизайн-инструментов. Работа уникальна, и это 100% моя интеллектуальная собственность. Хочу распространять учебник бесплатно, но узнал, что все равно необходимо зарегистрировать права на него.
Что именно надо регистрировать и как? Как впоследствии доказать, что это я написал учебник?
Учебник — это такой же объект авторского права, как текст или фотографии.
По закону авторское право возникает само по себе в момент создания произведения — дополнительно регистрировать ничего не нужно. Есть только два условия:
Как только вы написали учебник, он автоматически, без регистрации, стал охраняться авторским правом. Однако сам факт возникновения авторских прав не защищает произведение от воровства: кто-то все равно может скопировать текст учебника, присвоить себе авторство и издать большим тиражом. Тогда придется идти в суд и доказывать, что право принадлежит вам, а не кому-то еще. Вот как можно это сделать.
Зафиксировать дату создания произведения
Указать свое имя на произведении может каждый, но является ли он автором — вопрос спорный, и это часто ведет к долгим судебным разбирательствам. Поэтому вам надо доказать, что именно вы первым написали учебник, — зафиксировать дату его создания. Для этого есть три способа:
Отправка по почте — самый простой и дешевый способ зафиксировать дату создания произведения. Автор распечатывает произведение, ставит на нем дату и свою подпись и отправляет сам себе по почте. Затем хранит отправление в закрытом конверте. В случае суда почтовый штемпель на конверте подтвердит, что произведение существовало на указанную в штемпеле дату.
Отправить произведение можно и по электронной почте или в мессенджере. Главное, чтобы можно было определить дату отправки.
Нотариус вправе удостоверять время предъявления документов — может зафиксировать, что в такое-то время такого-то числа такой-то человек предъявил ему свое произведение.
К нотариусу надо прийти с паспортом и двумя экземплярами произведения. Один он оставит для собственного дела, а второй вернет автору вместе с отметкой об удостоверении времени, своей подписью и печатью.
Депонирование — самый популярный способ зафиксировать дату создания произведения. Строго говоря, депонирование — это и есть регистрация объекта авторского права. Автор отдает копию своего произведения в специальный архив, а взамен ему выдают свидетельство, которое подтверждает, что он передал экземпляр произведения в определенный день.
Услуги по депонированию оказывают официальные партнеры Российского авторского общества, различные библиотеки, в том числе РГБ, и онлайн-сервисы типа Interoco. Стоимость депонирования устанавливают сами организации.
Депонирование — добровольная процедура, поэтому закон не связывает с ним наступление каких-либо последствий. По сути, депонирование только подтверждает, что произведение существовало в определенный момент, но не является единственным и неопровержимым доказательством самого авторства.
Вот пример из судебной практики. Один предприниматель зарегистрировал товарные знаки в виде объемных изображений деревянных игрушек, которые он ввозил из Китая. Автором этих игрушек, по словам предпринимателя, был он сам.
Это не понравилось крупной компании по производству игрушек. Она обратилась в суд и потребовала признать регистрацию товарных знаков недобросовестной конкуренцией.
Суд по интеллектуальным правам в иске компании отказал, однако президиум СИП направил дело на пересмотр. Авторство предпринимателя подтверждалось депонированием внешнего облика игрушек в «Копирусе». Президиум указал, что депонирование подтверждает только факт существования игрушек в определенное время, но не авторство. Поэтому суд первой инстанции должен был исследовать другие доказательства авторства.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.02.2020 по делу № СИП-598/2019 PDF, 281 КБ
Таким образом, в случае спора помимо депонирования или других способов фиксации даты создания учебника также пригодятся другие доказательства, что именно вы его написали. Это могут быть показания свидетелей, черновики, результаты экспертизы и т. п.
Получить патент
Авторское право защищает только сам текст учебника, а заложенное в этот текст содержание — принципы, концепции, идеи — нет. Часто новые с точки зрения авторского права произведения являются лишь вольной переработкой уже существующих. Например, «Волшебник страны Оз» Л. Ф. Баума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Или оригинальная серия книг о Гарри Поттере и пародии на него: Таня Гроттер и Ларин Петр.
В случае с учебником защита содержания особенно важна: методику обучения может позаимствовать кто-то другой и начать распространять ее на своих условиях. Привлечь недобросовестного бизнесмена за нарушение авторских прав не получится, ведь права на сам учебник он не нарушил. В этом случае может помочь патентное право.
Если ваш учебник содержит особую образовательную методику, на него можно получить патент, который будет охранять педагогический подход. Патент запрещает использовать сходные образовательные методики, а не текст учебника.
Но не все так просто: патент охраняет только конкретное техническое решение, поэтому защитить получится не все. Например, на сегодняшний день существуют такие патенты:
Запатентовать образовательную методику можно в Роспатенте. О том, как получить патент, Т—Ж уже писал.
Есть еще один нюанс. Получение патента на образовательную методику не препятствует защите авторских прав на учебник, в котором эта методика содержится. Но вот публикация учебника до получения патента — существенное препятствие, потому что запатентовать можно только решение, которое обладает новизной. Поэтому сначала нужно получить патент, а уже потом публиковать учебник.
Указать знаки авторства и распространять по лицензии
При публикации учебника в интернете важно указать знаки правовой охраны: ©️, год первой публикации, ваше имя или псевдоним. Это не обязанность по закону, но такая информация всегда плюс при доказывании авторства.
То, что вы собираетесь разместить учебник в открытом доступе, не означает, что его можно свободно использовать. Например, учебник можно скачать для личного чтения, а распространять, не поставив в известность автора, нельзя — для этого нужна лицензия.
Есть три вида лицензий:
Чтобы свободно распространять учебник в интернете, подходит открытая лицензия.
Чтобы читатели знали, как именно можно использовать учебник, надо опубликовать условия лицензии или дать ссылку на типовую форму открытой лицензии — это проще.
Самая популярная типовая форма — Creative Commons, СС. Она включает в себя различные виды лицензий в зависимости от предоставляемых пользователю полномочий. Эти полномочия выражаются специальными атрибуциями. Их всего четыре:
Атрибуции можно компилировать. Например, СС BY-NC означает, что учебник можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, но только в некоммерческих целях и с обязательным указанием авторства.
Что в итоге
Чтобы вы могли доказать, что именно вы написали учебник, зафиксируйте дату его создания — хотя бы направьте файл с текстом учебника себе по электронной почте.
Если в учебнике есть какая-то особая образовательная методика, подумайте над патентом.
При публикации учебника в интернете не забудьте про знаки правовой охраны.
Свободно распространять учебник можно по лицензиям Creative Commons.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Нужна ли лицензия, если я веду семинары
Читатель Вадим М. спрашивает:
Я провожу обучение для тренеров и фитнес-инструкторов, выдаю сертификаты от себя. Обучение проходит в арендованных помещениях в Москве и других городах России. Заранее ставится дата обучения, собираются люди и записываются на обучение.
Сейчас работаю как ИП без работников, но хочу нанять сотрудников. Хочется разобраться, нужна ли лицензия, если у меня будут сотрудники в штате?
Вадим, закон говорит так: все, кто ведут образовательную деятельность, должны получить для этого лицензию. Но у образовательной деятельности есть свои признаки, и, если у семинаров их нет, значит, и лицензия не нужна.
Что считается образовательной деятельностью
Признаки образовательной деятельности прописаны в законе об образовании. Вот основной:
Остальные признаки такие:
Ваши семинары, тренинги и мастер-классы проходят в разных зданиях, их не проводят обученные педагоги, и вряд ли у вас есть программа обучения на месяцы, расписание занятий и экзамены. Поэтому лицензию можно не получать.
Это не универсальное решение, лучше всегда ориентироваться по ситуации.
Как подстраховаться
Закон об образовательной деятельности неточный, по опыту, люди часто путаются, что считается образованием, а что нет. Чтобы к вам не пришли с вопросами, можно сделать вот что:
Если придерживаться этих нехитрых правил, можно спокойно работать без лицензии. А вот если семинары стали похожи на постоянную школу, вам за лицензией — об этом мы написали отдельную статью.
Как получить лицензию на образовательную деятельность
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Я запустила образовательный курс
Без посторонней помощи и инвестиций
В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Подготовка к запуску
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Вот листы, которые мне понадобились:
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я сразу определилась, что не хочу делать длинный и сложный курс: на это мне просто не хватало смелости. Кроме того, мне нравятся интенсивные форматы, когда на небольшой период времени погружаешься в другую жизнь, после чего уже сам решаешь, хочется продолжения или нет. Поэтому оптимальная длительность курса, на мой взгляд, не больше месяца.
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов « такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
стоил мой первый месячный курс
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
Смета
я заплатила за дизайн сайта
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
я планировала потратить на запуск курса
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.