как зарегистрировать курсы по обучению
Нужна ли лицензия, если я веду семинары
Читатель Вадим М. спрашивает:
Я провожу обучение для тренеров и фитнес-инструкторов, выдаю сертификаты от себя. Обучение проходит в арендованных помещениях в Москве и других городах России. Заранее ставится дата обучения, собираются люди и записываются на обучение.
Сейчас работаю как ИП без работников, но хочу нанять сотрудников. Хочется разобраться, нужна ли лицензия, если у меня будут сотрудники в штате?
Вадим, закон говорит так: все, кто ведут образовательную деятельность, должны получить для этого лицензию. Но у образовательной деятельности есть свои признаки, и, если у семинаров их нет, значит, и лицензия не нужна.
Что считается образовательной деятельностью
Признаки образовательной деятельности прописаны в законе об образовании. Вот основной:
Остальные признаки такие:
Ваши семинары, тренинги и мастер-классы проходят в разных зданиях, их не проводят обученные педагоги, и вряд ли у вас есть программа обучения на месяцы, расписание занятий и экзамены. Поэтому лицензию можно не получать.
Это не универсальное решение, лучше всегда ориентироваться по ситуации.
Как подстраховаться
Закон об образовательной деятельности неточный, по опыту, люди часто путаются, что считается образованием, а что нет. Чтобы к вам не пришли с вопросами, можно сделать вот что:
Если придерживаться этих нехитрых правил, можно спокойно работать без лицензии. А вот если семинары стали похожи на постоянную школу, вам за лицензией — об этом мы написали отдельную статью.
Как получить лицензию на образовательную деятельность
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как запустить свой онлайн-курс и не прогореть
Инструкция для тех, кто делает первые шаги на рынке образовательных продуктов и боится потратить деньги впустую.
Мария Румянцева, бизнес-консультант digital-проектов, провела мастер-класс в Центре развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Мы законспектировали основные советы, и получился краткий гайд для всех, кто хочет вывести на рынок свой обучающий онлайн-курс. На самом деле инструкция будет полезной для запуска любого EdTech-проекта, но в этой статье мы сосредоточились на онлайн-курсах.
Мария Румянцева — руководитель агентства Free For Marketing. В прошлом — директор проектов компании «Ростелеком», руководитель бизнес-юнита в «Нетологии» и руководитель направления «Гуманитарные науки» в Лицее Высшей школы экономики.
В этой статье мы расскажем не про методику превращения экспертных знаний и опыта в полноценный обучающий курс. И не про то, как правильно спродюсировать съёмку и монтаж курса. Эта статья — про исследования, которые вам нужно провести до того, как вы начнёте делать свой курс, и перед тем, как запускать его рекламу. Стартаперы очень часто игнорируют эти этапы — это одна из причин, по которым образовательные проекты проваливаются.
Пусть вас не пугает слово «исследование» — это не то, что требует долгих месяцев и миллионов рублей. Будет достаточно пары недель или даже нескольких дней, а что касается цены — есть экономичные способы на любой бюджет.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
Нулевая точка: с чего начать
Итак, у вас родилась идея создать свой курс или, может быть, даже целую онлайн-школу.
Если вы эксперт в какой-то предметной области, то, скорее всего, именно на эту тему вы хотите делать обучающий продукт для других. Прежде чем бросаться в производство курса, вам нужно понять, какое место ваш продукт может занять на рынке образовательных услуг, есть ли у него вообще шанс стать востребованным.
Второй вариант: вы просто выбрали рынок онлайн-образования как привлекательную и модную нишу для вложения, считаете её относительно простой, но какие именно курсы делать, ещё не решили.
В любом из этих двух случаев есть четыре этапа, через которые стоит пройти для успеха курса:
Результаты первых двух этапов имеют значение для последующих, поэтому желательно их не пропускать.
Первый этап: исследование
Для запуска любого бизнес-проекта обычно требуются исследования трёх типов: исследование рынка, конкурентов и аудитории. Образовательные проекты не исключение. Нельзя полагаться только на то, что вы знаток какой-то темы и поэтому можете сделать по ней блестящий курс, — это ещё не означает, что вам удастся этот курс продать. И точно так же не стоит полагаться на то, что онлайн-обучение — бурно растущий сегмент бизнеса. Сегмент растёт, но это касается не любого направления образования, и не каждый проект в этом сегменте успешен — многие с треском проваливаются. Поэтому важно трезво оценить свои перспективы.
Как исследовать рынок
В любое исследование рынка включаются его объём, динамика и тренды. Объём — количество денег, которое сейчас есть на рынке в определённой нише. Например, вы продаёте фитнес-курсы для людей с грыжей в спине. Вы понимаете, что такие курсы в среднем по рынку стоят 10 000 рублей, что клиент в среднем совершает одну покупку в год, а всего за год таких курсов на рынке было продано 100 000. Значит, объём рынка на данный момент — 1 * 10 000 рублей * 100 000 = 1 000 000 000 рублей.
Дальше мы видим, что количество людей с грыжей неуклонно растёт. Вместе с этим будет расти спрос на продукт, а значит, и динамика рынка. В аналитике рынка динамику обычно обозначают аббревиатурой CARG и высчитывают в процентах.
Тренды при таком анализе — это не то, что модно, а то, что пользуется б ольшим спросом по сравнению с остальными продуктами в нише. Например, пусть средний темп роста курсов по фитнесу у нас будет 10% от года к году. При этом мы замечаем, что динамика курсов для людей с больной спиной сильно выше среднего значения — например, равна 25%. Это и есть тренд или драйвер роста. Такие драйверы являются золотой жилой для бизнеса, именно они обеспечивают рост сегмента в целом.
Теперь рассмотрим примеры, когда нужна аналитика рынка.
Первый сценарий: для оценки перспективности рынка
Этот вариант применяется, когда у вас есть несколько вариантов, какие продукты запускать на рынок, и нужно выбрать тот, который «выстрелит» лучше.
Пример. Предположим, вы выбираете между курсами по фитнесу и бизнесу. По результатам аналитики вы видите, что показатель CARG курсов по фитнесу сильно выше, чем CARG курсов по бизнесу. То есть объём проданных курсов по фитнесу растёт год от года быстрее, чем объём курсов по бизнесу.
Второй сценарий: для оценки трендов рынка
А этот вариант — для случая, когда вы точно знаете, в какую нишу хотите идти, но вам нужно определиться со специализацией. Тогда надо внимательно изучить тренды в этой нише, чтобы не упустить драйверы роста и не оказаться в убытке. Про динамику роста можно говорить, когда у какого-то направления показатели продаж выше, чем в среднем по нише. Например, если есть данные о том, что продажи курсов по обучению софт-скиллам растут быстрее, чем продажи курсов других тематик, то можно констатировать, что это тренд.
Пример. Вы эксперт в сфере бизнеса и поэтому собираетесь делать курсы именно в этой нише. Какие конкретно темы обучения сейчас востребованы у бизнес-аудитории? Изучив сайты крупных игроков рынка бизнес-образования, вы, например, заметите, что акцент в этой сфере смещается с хард-скиллов на софт-скиллы: у аудитории нет запроса на курсы о том, как делать свой бизнес, но есть запросы на обучение тому, как вести переговоры.
Как провести исследования
Всё зависит от того, какие у вас риски и ресурсы. Если крупному или среднему бизнесу логичнее обратиться в специализированное агентство, то малому бизнесу и тем более микробизнесу это не всегда по карману.
При минимальном бюджете можно обратиться к полезному инструменту — англоязычной платформе Fiverr (она позволяет заказать и исследования для российского рынка). На ней можно найти подрядчика или фрилансера, который оперативно проанализирует для вас всё, что нужно. Причём сделает это намного дешевле, чем агентство. Почему цены у фрилансеров ниже? Как правило, у них есть доступы к базам данных с информацией о рынке и они могут сделать аналитику на их основе. Обычно анализ рынка обходится в семь-восемь тысяч рублей.
На что обращать внимание при выборе фрилансера:
А можно провести исследование самостоятельно? Да, это вполне рабочий вариант, если для вас полноценный анализ рынка не так важен и вы хотите просто сориентироваться в ситуации. Есть много онлайн-систем по аналитике — часть информации в них закрыта платной подпиской, однако даже открытой информации порой будет достаточно, чтобы скорректировать тему или получить дополнительные инсайты. Например:
Как исследовать конкурентов
Зачем проводить эти исследования
Например, вы собираетесь выпускать онлайн-курс по маркетингу, программированию, e-commerce. Имеет смысл потратить время на то, чтобы изучить уже имеющиеся аналогичные продукты конкурентов и способы их продвижения.
Чтобы понимать, с помощью каких инструментов вам лучше продвигать свой продукт, не надо изобретать велосипед — изучите основные источники трафика конкурентов. Существует множество каналов, в которые можно вложить деньги: SEO, таргетированная реклама, контекстная реклама и прочее. Аналитика конкурентов косвенно позволяет понять, на каких из них стоит сконцентрироваться на первых порах.
Как провести исследования
Если агентство вам не по карману, то вы можете найти продукты конкурентов самостоятельно (только сбор данных займёт некоторое время) — в том числе проведя визуальный анализ их сайтов. А разобраться в источниках их трафика позволят специальные онлайн-сервисы — например, SimilarWeb, Serpstat и Semrush (SimilarWeb и Semrush на английском языке, так что для удобства можете поставить расширение с автоматическим переводом). Они покажут:
Важно помнить, что эти сервисы дают не точную, а приблизительную информацию и могут иногда ошибаться. Поэтому для полной картины лучше обращаться не к одному, а сразу к нескольким из них.
Если вы хотите проанализировать крупного конкурента, достаточно бесплатной версии этих сервисов. Если же нужно посмотреть на небольшие сайты, соразмерные вашему, нужен платный доступ.
Оформлять собственную подписку на эти сервисы ради нескольких отчётов не стоит. Опять же, намного дешевле обратиться к фрилансерам, у которых уже есть постоянный доступ к ним.
Как проводить исследование целевой аудитории
И здесь — два сценария.
Первый сценарий: надо понять, в каком продукте есть потребность
Для этого нужно разобраться в «болях» аудитории — так маркетологи называют проблемы, с которыми сталкиваются возможные потребители вашего будущего продукта.
Основной инструмент при оценке «болей» — проблемные интервью. Допустим, вы предполагаете, что айтишникам трудно выступать публично, но им это необходимо для участия в профессиональных конференциях, а значит, можно предложить им онлайн-курс, который развивает этот навык. Прежде чем делать такой продукт, проверьте свою версию: найдите нескольких программистов и пообщайтесь с ними. Но не спрашивайте в лоб: «Тебе трудно выступать публично? Ты купил бы онлайн-курс, который этому учит?» Задайте наводящие вопросы. Например:
Человек начнёт описывать свои эмоции и сам упомянет о проблемах, если они у него есть.
Словом, не нужно говорить о своей идее проекта на проблемном интервью. Спрашивайте о ситуациях, в которых представители вашей целевой аудитории часто оказываются. Потом проанализируйте, о каких проблемах люди говорили чаще всего. Это позволит лучше понять, какой продукт им действительно нужен. Возможно, ваше первоначальное предположение не подтвердится, но вы получите идею получше. Как вариант: представителям вашей аудитории психологически не трудно выступать, но у них не получается упаковать свои тезисы в лаконичной и эффектной презентации. А значит, именно этому их стоит учить.
Второй сценарий: надо улучшить уже имеющийся курс
Здесь основной инструмент — интервью лояльности. Всегда напоминайте себе, что вы никогда не будете знать до конца, что нравится или не нравится вашим потенциальным клиентам. Интервью лояльности позволяет разобраться, за что на самом деле люди ценят ваш продукт, — иногда может оказаться, что ваши представления о его преимуществах совсем не совпадают с тем, за что клиенты на самом деле его любят.
Как найти людей для интервью
Зайдите в тематические группы в соцсетях или обратитесь к администраторам Telegram-каналов, на которые подписана нужная вам аудитория. Напишите подробный пост-приглашение. Не стоит предлагать людям деньги за интервью, лучше предложите скидку на свой курс — в случае с платными интервью высок риск того, что вы наберёте случайных людей, а не представителей вашей целевой аудитории. Вместо денежного вознаграждения лучше предлагать то, что представляет ценность для вашей целевой аудитории и имеет отношение к вашему будущему продукту, — например, скидку на курс или бесплатное занятие.
Второй этап: формулирование гипотез
На основе проведённых исследований вы сможете составить конкретные гипотезы, которые тоже нужно проверить. Рассмотрим пример трёх:
Главное правило: не пытайтесь проверить все три гипотезы одновременно, иначе вы получите смазанные результаты. Но проверять каждую гипотезу по отдельности может быть дорого — например, придётся сделать три отдельных лендинга и вкладываться в продвижение каждого из них, чтобы посмотреть на отклики. Как же быть?
Расставьте приоритеты, чтобы проверить сначала главную гипотезу. И продумайте систему, по которой вы будете проводить проверку, — здесь стоит исходить из бюджета.
Как расставить приоритеты между гипотезами
Оцените три критерия:
Жаль денег на эксперименты? Помните: запуская в продвижение курс без проверки гипотез, вы рискуете понести гораздо большие убытки, если окажется, что ваш продукт никому не нужен.
Проверить гипотезу можно несколькими способами:
Конкретные способы проверки гипотез нужно подбирать под свою ситуацию. Можно сочетать сразу несколько. «Решенческие» интервью и тестирование прототипа дадут инсайты о продукте, а опросы и эксперименты покажут, какой процент целевой аудитории считает его полезным.
Третий этап: продуктовая стратегия
Тема разработки продуктовой стратегии, если говорить о ней детально, достойна отдельной статьи (как и другие этапы). Но если обрисовать этот процесс кратко, то вам нужно последовательно ответить на ряд вопросов. Вы наверняка заметите, что б ольшую часть информации можете собрать на первых двух этапах, останется только сформулировать результат доступно для целевой аудитории:
Четвёртый этап: стратегия продвижения
Ваш курс готов — пора его рекламировать. Не запускайте сразу большую рекламную кампанию — сначала удостоверьтесь, что те рекламные каналы, которые вы выбрали на основе анализа трафика конкурентов, хорошо сработают и у вас. Может быть, вы не учли что-то при разработке лендинга или рекламного объявления. Используйте для тестовой рекламы небольшой бюджет.
Но и не перегибайте с экономией: даже если у вас микропроект, важно отдавать профессионалам те задачи, с которыми вы не справитесь самостоятельно из-за отсутствия опыта, — не обязательно обращаться в агентства, можно найти фрилансеров по более доступным расценкам. Вариант делать всё своими силами очень рискованный. Его, конечно, можно попробовать, если хочется во всём разобраться, но точно не стоит пытаться самостоятельно запускать рекламные кампании и заниматься дизайном. Любая техническая настройка таргетированной или контекстной рекламы, равно как и работа с визуальной частью, — это задача, в которой вы рискуете бюджетом, если у вас нет опыта. Обучаясь настройке на своих ошибках, вы потратите больше, чем если сразу обратитесь к специалистам. Чем выше бюджет и масштабнее проект, тем больше риск напрасно потерять деньги.
Сравнение плюсов и минусов разных вариантов исполнения
Исполнитель | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Агентство | Сами отбирают специалистов-исполнителей, грамотно ставят им ТЗ и контролируют их работу, обычно помогают разработать стратегию | Дороже, зачастую дольше по срокам из-за согласований |
Фрилансер | Дешевле и зачастую быстрее по срокам, но при условии, что исполнитель — хороший специалист | Нужно самому подбирать исполнителя (есть риск попасть на плохого специалиста и напрасно потратить бюджет и время), учиться чётко формулировать ТЗ и детально контролировать его работу |
Самостоятельно | Нет расходов на оплату услуг исполнителя | Придётся разбираться во всём с азов (это долго) и учиться на своих ошибках (велик риск напрасно потратить бюджет) |
Если рекламная кампания не сработала, обязательно проанализируйте причины. Это поможет вам скорректировать стратегию.
Как запустить собственный онлайн-курс и сколько это стоит — личный опыт
Татьяна Толок, продюсер образовательного проекта «Психология для жизни» и выпускница проекта Нетологии-Групп EdMarket, поделилась опытом запуска онлайн-курса: рассказала, во сколько такой запуск обойдется и есть ли шанс на старте выйти в плюс.
Обучение в онлайн-университете: курс «Руководитель проекта»
Привет, меня зовут Татьяна Толок, онлайн-курсами я занимаюсь совсем недолго и начиналось всё как хобби. Но это хобби начало приносить деньги — онлайн-курсы оказались успешными. Мне помог 15-летний опыт работы в крупных рекламных агентствах. В этой статье расскажу, как запускали первый курс и во сколько это обошлось.
Идея запустить проект пришла к моей однокурснице по Институту Прикладной Психологии. Она занималась онлайн-образованием профессионально и захотела скрестить психологическое образование и онлайн-опыт, а я помогла докрутить идею до конкретного плана и реального воплощения.
Поскольку для нас обеих это был «проект свободного времени», мы двигались не спеша, с той скоростью, с которой позволяли ресурсы. От идеи до первого запуска прошло около полугода.
Сразу скажу: если вы не ограничены в средствах, эта статья не для вас. Мой опыт о том, как запустить образовательный проект, располагая для этого минимальными ресурсами.
Расскажу, какой путь прошла я, запуская проект «Психология для жизни».
Проверка ресурсов
Важно понимать, есть ли у вас для старта еще что-то, кроме собственного страстного желания, а именно: ценное экспертное знание, финансовые накопления (о них поговорим дальше), а также некоторое количество друзей, готовых помочь за «спасибо» или чашку кофе.
Если среди ваших друзей и знакомых есть те, кто готов написать маркетинговые тексты, сделать грамотный лендинг, посоветовать платформу для онлайн-курса и настроить первоначальное продвижение — это очень ценно. Если нет — всё обойдется намного дороже.
В нашем случае у нас были только личные финансы — зарплаты на основной работе. Зато была куча опыта: управленческих, маркетинговых и онлайн-образовательных знаний, почерпнутых на основном месте работы. Забегая вперед, скажу, что за деньги мы в итоге привлекли только видеооператора. Хотя и это я могла сделать сама, — у меня есть камера и я умею нажимать на ней кнопку. Но тут моя квалификация уже не сильно высока, а продукт хотелось иметь качественный, так что нашли профессионала.
В нашем проекте ресурсами занимались все: благодаря общим знакомым набралась хорошая база консультантов по всем актуальным вопросам, а вот финансовый вопрос сразу упал на меня. Видимо, потому, что у меня уже был готовый ИП. Да и вообще, у меня с цифрами все довольно неплохо.
В итоге каждый занимался тем, что умел; а тем, что не умел никто или все умели одинаково плохо, — занимался тот, кто в нужный момент был более свободен. Это можно назвать неорганизованностью, но я предпочла бы назвать Agile-подходом. Результат тот же, а звучит солиднее.
Собираем команду проекта
Два правила, которые помогут стартовать с минимальными затратами: не раздувайте штат и не берите сотрудников на оклад, если этот оклад не можете пока обеспечить. Хороший вариант на старте: найти соучредителей, которые, как и вы, будут работать не за зарплату, а за процент от будущей прибыли.
Второе правило: договоритесь обо всем на берегу. Соберите стартовую команду и решите вместе, на каких условиях сотрудничаете. Мотивация работать за идею пропадает довольно быстро, и полезно понимать, хотя бы приблизительно, через какое время вы и команда можете рассчитывать на прибыль.
Наша проектная команда состояла из трех человек — мы с кофаундером и наш эксперт. Четвертый более или менее постоянный участник, наша «помощница за все», которая получала что-то типа зарплаты, появилась уже позже. Мы же втроем работали за долю в прибыли, доли были закреплены договором, в котором также определялись права на интеллектуальную собственность, мы работали по неисключительной лицензии — наш эксперт отдавал нам свои материалы в аренду на оговоренное количество лет.
Проверяем гипотезы
Прежде чем разворачиваться в боевом режиме, потренируйтесь на кошках. Проверьте ваши гипотезы — по возможности бесплатно.
Соберите слушателей на ваш первый бесплатный вебинар, а лучше несколько — так вы убедитесь, что выбранная тема актуальна и люди хотят учиться у вас и вашего эксперта.
Узнайте, сколько людей вы можете собрать с помощью разных каналов и постов в соцсетях: на своей странице, страницах эксперта, друзей, тематических групп, которые публикуют анонсы открытых мероприятий бесплатно. Убедитесь, что эксперт умеет работать в онлайне.
Вебинар можно провести как в виде онлайн-трансляции в соцсетях, так и пройдя тестовую регистрацию на какой-либо платформе. И то, и другое будет бесплатно.
Если вебинары — не тот формат, который вы будете использовать в онлайн-курсе, можно пойти другим путем. Создайте лендинг (это можно сделать бесплатно на Tilda), направьте на него трафик из соцсетей из организуйте «ранние списки»: опишите продукт и пообещайте специальную скидку тем, кто запишется на онлайн-курс заранее. Так вы проанализируете спрос и соберете первые лиды для запуска образовательного продукта.
Мы делали платные вебинары с нашим спикером — серия из трех, с домашними заданиями после первого и второго. Таким образом мы смогли протестировать тему (она нужна людям, ура!), работу над домашками (делают, интересуются, ура!) и заработали немного денег на запуск. Вложений было крайне мало, что-то типа пары тысяч рублей на продвижение поста о вебинарах в фейсбуке, а заработали порядка ста тысяч. Это был полезный и прибыльный опыт. Очень рекомендуем.
Итог. Вы собрали стартовую команду, проверили боем идею онлайн-курса, собрали первые лиды (из которых начала складываться ваша база для email-рассылки). И пока ничего не заплатили. Пора запускаться.
Легализуем образовательный бизнес
Если планируете стабильно зарабатывать на своем проекте, делайте всё по закону. Для этого вам понадобится юридическое лицо. У нас было ИП. Если вы пойдете по тому же пути, то подумайте, как вы будете делиться прибылью с другими участниками концессии, потому что с их стороны тоже возникают налоги.
Минимум головной боли: оформление бумаг через госуслуги плюс один визит в налоговую по месту жительства, и у вас есть официальные название, банковский счет и уверенность перед будущими проверками.
Регистрируя ИП, выбирайте банк с развитой системой онлайн-банкинга и сразу заводите онлайн-бухгалтерию.
Сколько стоит
В нашем случае, так как документы мы подавали через МФЦ, пришлось заплатить только госпошлину.
Итого: 5800 ₽ — наши первые реальные траты на проект.
Внимание! Неважно, получаете вы доход или пока нет. Как ИП вы обязаны платить за себя страховые взносы (сюда входят взносы на пенсионное и медицинское страхование). Это около 9000 ₽ в квартал, ваша онлайн-бухгалтерия вам насчитает точную сумму. Правда, получая доход, вы перезачтете свой налог в страховые взносы.В 2019 году расходы ИП на общее пенсионное страхование составляют фиксированную сумму — 29 354 ₽ за год (при условии, что доходы ИП не превысили 300 тыс. ₽). Страховые взносы ИП на ОМС в 2019 году составляют 6884 ₽.
В 2019 году расходы ИП на общее пенсионное страхование составляют фиксированную сумму — 29 354 ₽ за год (при условии, что доходы ИП не превысили 300 тыс. ₽). Страховые взносы ИП на ОМС в 2019 году составляют 6884 ₽.
Выбираем платформу для размещения учебных материалов
Пока выходили из тени и оформляли документы в налоговой, эксперт подготовил первые материалы для обучения будущих студентов. Теперь нужно разместить их на платформе, на которой будет жить проект.
Расходы на платформу составят заметную часть затрат. Кроме этого, чем удобнее платформа, тем охотнее студенты будут проходить курс до конца, поэтому не спешите. Лучше протестировать несколько вариантов, чтобы убедиться, что сделали лучший выбор.
При выборе обратите внимание на такие моменты:
Наш выбор платформы был прост — мы пошли туда, где работает мой кофаундер. Все хорошо знакомо и известно изнутри. Заплатили сразу за год, потому что верили в наше дело. Я могла бы сказать, что вот выбрали таким образом, а теперь мучаемся, но нет, не мучаемся, а вполне себе довольны. Я продолжаю находить новые функции и в принципе очень довольна — может быть, для студентов интерфейс мог бы быть более симпатичным, а вот для администратора там все хорошо придумано. Платежи, CRM, партнерка, ROI по каналам — всё удобно. Новые курсы делаю на той же платформе, потому что всё работает, не вижу смысла искать что-то другое.
Сколько стоит
Снимаем видеоматериалы
Мы выбрали видеоуроки, потому что мы пришли в этот проект из вебинаров, и хотелось делать что-то качественно другое. Мы хотели делать микроформат, большое значение придавали домашним заданиям, которых планировалось сделать много и хотели сделать более или менее свободное посещение уроков учениками, так что съемка уроков была каким-то очень естественным выбором.
И тут я должна сказать, что нам очень повезло с нашим экспертом (ну, окей, похвалим себя — мы очень правильно выбрали эксперта), она сама написала все скрипты для съемок, очень быстро и хорошо снялась, и вообще этот этап у нас прошел гладко и безболезненно. Готовые записи у нас были уже через два месяца после первой установочной встречи (это при том, что мы работали в режиме «только после работы»).
С тех пор я уже имела опыт работы с разными экспертами и съемочными командами, и тот, самый первый, до сих пор остается для меня эталоном. Главный совет всем снимающим — планируйте больше времени на съемку. С нашим прекрасным экспертом у нас получалось снять примерно час чистой записи за примерно полтора часа работы. Но это крайне редкое явление, обычно, с учетом дублей и переписывания, уходит в два-три раза больше времени.
Сколько стоит
Выбираем платежную систему
Пора разобраться с системой, благодаря которой плата за обучение будет оказываться на ваших счетах. Есть платформы, которые берут на себя все вопросы денежного оборота и выдают вам деньги ваших пользователей за вычетом комиссии. Так работает, например, Webinar.ru.
Есть и те, где вам придется завести собственный шлюз в банке, а также эквайринг, кассу и договор с ОФД. Так работает GetCourse. Мы выбрали Тинькофф, потому что он был первым в списке подключенных на Геткурсе. Я спросила всемирный разум в ФБ про эквайринг, правды не добилась, пошла изучать сама и остановилась вот прямо на первом. Пока ни разу не пожалела. Процесс подключения занял дня три, был безболезненным, приятным и не утомительным. Может, у других так же, но сравнить, увы, не с чем. Я потом перевела в Тинькофф и бизнес, и личный счет, и до сих пор всем довольна. Шесть тысяч рублей только вот недавно потеряли. Но обещали найти. И найдут, я им верю.
Сколько стоит
Эквайринг, в нашем случае Тинькофф, подключили бесплатно.
Упаковываем и продвигаем курс: лендинг и реклама
Чтобы представить товар лицом и стартовать продажи, понадобится лендинг и реклама.
Первый и бесплатный вариант лендинга, вы, скорее всего, сможете создать на выбранной платформе — как это сделали мы. Так мы продали первый поток, но дальше захотелось чего-то получше, поэтому нынешний лендинг я заказала у профессионалов.
Сколько стоит
В разработку лендинга мы вкладывали уже заработанные, а не стартовые деньги. Рекомендую вам поступить так же.
К моменту, когда готовы обучающие материалы и лендинг, неплохо иметь свои группы в социальных сетях, где вы размещали бы полезный контент и грели аудиторию.
Если успели развить собственное комьюнити-сообщество, для старта первого курса вы сможете собрать бесплатные лиды. В ход идут бесплатные посты, открытые вебинары с экспертом.
Если с помощью бесплатного трафика не получается набрать нужное количество студентов, подключайте платный. Бюджет — на таргетинг, контекстную рекламу и другие каналы — может быть самый разный, но на старте я предлагаю потратить 10–15 тыс. ₽. Этого хватит, чтобы оценить силы и спланировать траты на следующий запуск.
Сколько денег вложили
Итак, вы привлекли на курс первых студентов и запустили обучение. Последние расходы на этом пути — оплата услуг тьюторов. То есть экспертов, которые будут проверять домашние задания у ваших студентов (вряд ли вы это успеете делать сами).
Пора оценить расходы. Итак, на запуск онлайн-курса у нас ушло:
Итого: 127 000 рублей.
Можно ли запуститься дешевле? Конечно.
Можно сэкономить, отложив съемку видео и заменив их живыми вебинарами, можно сделать лендинг самостоятельно, можно на первых порах обойтись без платформы и проводить обучение в закрытой группе соцсетях. Но мы выбрали именно тот путь, который я описала.
Продали мы на том курсе на сумму около 350 тыс рублей, то есть даже немного вышли в плюс — чего и вам желаю.
Читать еще: «11 книг для управленцев, редакторов и разработчиков»
Продюсер образовательного курса
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.