как заставить работать мозг на полную мощность

5 способов, как заставить свой мозг работать

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Наш разум не способен работать эффективно на протяжении 8 часов подряд. Во время когнитивного процесса расходуется более 20% энергии всего организма, поэтому уже через 40 минут интеллектуальной нагрузки включается механизм защиты — перестань работать и сделай перерыв. Но зачастую многие задачи требуют более длительного включения, а времени долго отдыхать просто нет. Как активировать свой мозг, когда нужно срочно выполнить задание, расскажем в этой статье.

Правило 5 секунд

Это правило придумала Мел Роббинс, комментатор CNN. Суть его очень проста: вы даете себе 5 секунд на то, чтобы начать что-то делать. Вы говорите себе «я начинаю работать через 5 секунд», медленно считаете про себя и приступаете к задаче. Вы удивитесь, но этот способ действительно работает.

Метод «Помодоро»

Метод разработал студент Франческо Чирилло, интересное название им было придумано благодаря таймеру в виде помидора. Чтобы увеличить продуктивность и не переключаться постоянно на мелкие дела, необходимо установить себе правило — трудиться 25 минут, отдыхать 5 минут. После часа работы сделать большой перерыв на 15-20 минут. Время можно регулировать под свои потребности, например, отводить 50-60 минут на задачи, а на перерыв оставлять 10 минут. Подробнее о технике «Помодоро» можно узнать из нашей прошлой статьи.

Делайте интересные перерывы на отдых

Договоритесь со своим мозгом, что за усердную работу вы устроите ему качественный отдых. Например, во время небольшого перерыва выпьете чай, сделаете зарядку. В процессе длительного отдыха, от 20 до 60 минут, прогуляетесь на свежем воздухе, сходите перекусить, смените обстановку. Хороший и разнообразный отдых помогает быстрее восстановить свои силы и разгрузить разум.

Разбейте задачи на небольшие пункты

Выполнить маленькую и легкую задачу проще, чем приступить к сложному проекту. Но можно разбить этот проект на части, тогда у вас получится несколько небольших заданий, которые сделать будет легче. Скажите своему мозгу, что нужно выполнить всего одно маленькое дело: найти всего двух конкурентов, заполнить всего один отчет, связаться всего с тремя клиентами. Этот метод позволяет повысить работоспособность в несколько раз.

Экспериментируйте в работе

Мы получаем удовольствие от работы над чем-то новым. Но занимаясь одним и тем же делом длительное время, интерес к нему постепенно проходит, мы начинаем выполнять задачи медленнее и без энтузиазма. Однако можно научиться самостоятельно вырабатывать дофамин и получать удовлетворение от уже наскучившего дела. Для этого необходимо регулярно экспериментировать в работе: например, выполнить рутинные задания новым методом, изменить расписание дня, поменяв местами привычные обязанности, попробовать оптимизировать процессы, применив методы тайм-менеджмента.

Причина снижения продуктивности может также скрываться в неэффективном управлении временем. Например, вы много работаете, но в результате выполняете одну/две задачи за день. Посмотрите бесплатный онлайн-курс «Тайм-менеджмент». Из курса вы узнаете, как определить, на что у вас уходят ресурсы и как грамотно распределить их, чтобы все успеть по максимуму, как жить в удовольствие и без стресса.

Источник

Как заставить мозг эффективно работать

Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Bogdan Moroz 18.10.2019 485

В наше время тренировка ума не самое популярное занятие, однако, интерес к данному занятию возрастает с каждым годом, а причиной тому интенсивное развитие технологий, при котором любой человек, не занимающийся своим интеллектуальным развитием, стремительно теряет свою актуальность в любой сфере. Тем не менее, ни для кого не секрет, что упорными занятиями можно эффективно улучшить работоспособность мозга, а это полезно не только в приобретении профессиональных навыков, но и приятно, учитывая доступность разносторонней информации и безграничные возможности для развития личности.

Объективно, наиболее рациональным способом положительного влияния на мозговую деятельность, являются разработанные специалистами тренажеры для мозга, которые включают в себя комплексный и разносторонний подход к интеллектуальному развитию, а не только узконаправленно затрагивают лишь одну сферу деятельности головного мозга. Такой подход помимо своей действенности, еще и рационально использует время, поскольку все упражнения заранее составлены, подготовлены и грамотно распределены. Однако, использование подобных тренажеров для мозга, не исключает дополнительного приятного времяпровождения за типичными логическими задачами и другими полезными упражнениями для развития интеллекта, о которых больше информации в данной статье.

Физиологические аспекты влияния на состояние мозговой активности

Учеными давно доказано, что психологическая и физическая составляющая нашего организма, очень тесно переплетены, поэтому, важное влияние на умственную деятельность оказывает физическая активность человека и его привычки, которые могут иметь как положительное действие, так и крайне негативное.

Режим сна и работы

С самого детства родители пытаются привить ребенку некий режим, сначала в него входят простые вещи, такие как приемы пищи, прогулки и время сна, со временем же он обрастает более сложными повседневными задачами и в определенный момент ответственной работой. Такой подход очень эффективен, так как следуя установленному режиму, можно достигнуть максимальной активности центральной нервной системы и использовать свое время с высокой продуктивностью, однако не стоит забывать и о времени для отдыха. Пренебрегая временем покоя, можно получить только психосоматические расстройства и проблемы со здоровьем, и тут уж ни о какой продуктивности речь идти не может.

Правильный и полноценный сон

Кроме того, что время покоя для нервной системы должно приходить по распорядку, важно еще и создать условия для полноценного отдыха и восстановления всего организма. К такому заключению пришли ученные, исследовавшие биохимические процессы в центральной нервной системе во время сна. Важным процессом во время покоя является выведение бета амилоидов, продуктов жизнедеятельности головного мозга, которые при нарушении сна могут накапливаться в тонких сосудах и негативно воздействовать на обменные процессы, что стает причиной болезни Альцгеймера. По наблюдениям специалистов, для взрослого человека нужно от 7 до 9 часов здорового сна для завершения всех необходимых процессов.

Физические нагрузки

Занятие спортом стимулирует не только правильную работу мышц и кровеносной системы, но и нервной. Если такие тренировки имеют четкий режим, то это максимально полезно сказывается на умственной работоспособности. Занятия на свежем воздухе также помогают хорошо насытить кровь кислородом, что так необходимо нервным тканям для достаточного питания и выведения продуктов жизнедеятельности.

Специальные упражнения для тренировки мозга

При соблюдении всех выше перечисленных пунктов, влияющих на здоровье нервных тканей, остается дело за малым: тренируйте мозг. Для этого существуют действенные способы, проверенные на практике и описаны в научной литературе.

Рациональное повторение информации

Данный способ особо действенный, если нужно впитать огромное количество информации и увеличить интеллект, при этом, чтобы она осталась в голове как можно дольше. В отличии от обычного «зубрения», при котором 96% выученной информации забывается сразу же после сдачи экзамена, упражнения с четко запланированными повторениями помогают «выгравировать» материал на извилинах мозга и вспомнить его даже через несколько лет.

В основе метода лежит умеренное влияние на кривую забывания, которая изменяется под действием систематических повторений. Принцип предельно прост: чем чаще мы обращаемся к определенной информации, тем она важнее для нас и мозг старается ее хорошо запомнить и дольше не забывать.

Нужно составить график повторений изучаемых данных с разным промежутком времени: раз в день раз в 3 дня, раз в неделю, раз в месяц. Те данные, которые вы хорошо запомнили, повторяя раз в день, перемещаем в другой список с большим промежутком времени и так до самого максимального. Вы заметите, как хорошо откладывается в памяти данная информация, когда она перейдет во второй-третий список. Это отличный способ пополнить свой словарный запас или выучить новый язык.

Постоянное пополнение новых навыков

По наблюдениям ученных в области неврологии, изучение новых навыков стимулирует работу мозга и улучшает его активность и обменные процессы. Такое занятие не только расширит ваши возможности, но и снизит риск заболевания болезнью Альцгеймера. Как бы не было важно повторение существующей информации, ни в коем случае нельзя пренебрегать новыми знаниями или разгадывать головоломки. А для эффективности данного мероприятия, врачи советуют отказаться от курения и употребления алкоголя, влияющих на стенки мелких сосудов, в том числе и в головном мозге и утрудняющих обменные процессы.

Вести записи

Это не только место хранения важной информации, но и действенный способ активизировать дополнительные зоны коры головного мозга. Даже если эти записи никогда вами не будут прочитаны, уровень запоминания и восприятия информации значительно повысится по сравнению с обычным прослушиванием лекции. Некоторые люди при восприятии новых знаний практикуют рисование, что так же эффективно задействует дополнительные хоны в центре нервной деятельности и возбуждает активность в целом. Кроме того, известна практика прослушивания эмоциональной музыки, во время написания работы или определенных расчетов, это тот же способ одновременно задействовать несколько зон коры, отвечающих за различную активность.

Избавиться от многозадачности

Концентрация на определенном процессе всегда эффективнее чем рассеянность внимания, такой подход помогает больше уделить внимание конкретной задаче и предотвращает ошибки в работе. Кроме того, не создается дополнительная нерациональная нагрузка на нервную систему. В современном мире очень негативное влияние на концентрацию преподносят социальные сети и бесцельный интернет-серфинг. Они «тренируют» рассеянность внимания и осложняют способность сконцентрироваться на конкретной задаче. Лучшим решением будет вовсе отказаться от социальных сетей, а в случае невозможности такого мероприятия, жестко лимитировать их использование и целенаправленность.

Выделять время для целенаправленной тренировки внимания

Сама суть упражнения проста, намного сложнее систематически выделять на это занятие время. Практика заключается в том, чтобы найти спокойное место и хотя бы четверть часа в день потратить на то чтобы успокоиться, расслабиться и сконцентрироваться на своем восприятии, чувствах, ощущениях. Постарайтесь ощутить ритм своего сердца, дыхание, температурные ощущения. Это помогает избавиться от лишних раздражителей и сосредоточить свое внимание на чем-то одном, конкретном. Такой навык важен не менее чем интеллектуальные игры или логические задачи и полезен в решении сложных задач, а также позитивно сказывается на здоровье нервной системы.

Влияние на организм средствами психосоматики

Защитные реакции организма не досконально изучены, однако их потенциал огромен. Методами эксперимента удалось установить, что центральная нервная система способна активизировать защитные функции даже без физических раздражителей. Так, при просмотре фотографий с больными людьми, у пациентов исследуемой группы продиагностировали выработку защитных иммуноглобулинов, хотя реальной угрозы заражения от фотографий не было. Таким образом, стоит понимать, что вся информация, которую мы просматриваем, даже фотографии или картинки, способна влиять не только на психологическое здоровье организма, но и на физическое.

Источник

Нейрохирург назвал 5 правил, которые нужно соблюдать, чтобы мозг работал лучше и быстрее

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Нейрохирург и писатель Санджай Гупта рассказал о пяти практиках, которые помогут сохранить мозг здоровым, а разум острым, пишет Inc.com.

Когда Санджай Гупта был ребёнком, его семья пережила травмирующий эпизод: отца Гупты ограбили. Это событие сильно повлияло на их жизнь. Но годы спустя, когда Гупта рассказал эту историю своему учителю, тот дал ему урок, о котором будущий нейрохирург даже не задумывался: «Плохие парни могут украсть твоё имущество. Но они не могут забрать твой разум».

Спустя десятилетия этот урок получил свой отклик — Гупта стал опытным нейрохирургом и главным медицинским корреспондентом CNN. Правда, он сделал ещё один важный вывод из своей работы: хотя другие и не могут украсть ваш разум, это не означает, что вы сами будете использовать его в полном объёме. Иными словами, каждый человек может «украсть» разум сам у себя.

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Чтобы не попасть в эту ловушку, Гупта дал несколько рекомендаций, как сделать свой мозг «лучше, быстрее, крепче и острее». Он рассказал о «пяти столпах здоровья мозга» — действиях, которые помогут оставаться в интеллектуальном тонусе на протяжении всей жизни.

Двигайтесь

«Аэробные и силовые тренировки полезны не только для тела, но и для мозга, — говорит Гупта. Связь между физической подготовкой и функциональностью мозга очень прямая и мощная».

Если вы уже занимаетесь спортом — это отлично. Для разнообразия нейрохирург советует время от времени пробовать новые виды тренировок. Например, если вы бегаете, попробуйте плавать или кататься на велосипеде.

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Если вы не занимаетесь физическими нагрузками, Гупта советует начать с малого — тренировок, которые включают в себя серийные упражнения (тридцать секунд интенсивной нагрузки и девяносто секунд восстановления).

Другие простые советы включают в себя прогулки во время телефонных разговоров, подъём по лестнице вместо использования лифта и парковку автомобиля немного дальше от входа в пункт назначения.

Учитесь

Постоянная учеба положительно влияет на мозг — узнавая что-то новое, вы тренируете его. Гупта рекомендует делать что-то из этого списка:

Расслабляйтесь

«Расслабление касается не только тела, — говорит Гупта. Ваш мозг тоже должен уметь расслабляться. Множество хорошо продуманных исследований показывают, что плохой сон может привести к снижению памяти, а хронический стресс — ухудшить вашу способность учиться и адаптироваться к новым ситуациям».

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Другими словами, одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать для своего мозга, — это дать ему время отдохнуть или поспать. Гупта рекомендует спать по крайней мере семь часов в сутки, это «самый минимум, если вы хотите, чтобы ваш мозг нормально функционировал». Также нейрохирург советует:

Питайтесь правильно

По словам Гупты, недавние данные показывают, что вы, употребляя одни продукты и ограничивая другие, можете помочь предотвратить ухудшение работы мозга, а также защитить его от болезней и увеличить производительность.

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

«Ешьте по-санджайски, — говорит Гупта: завтракайте как король, обедайте как принц и ужинайте как крестьянин». Нейрохирург также рекомендует метод SHARP:

S: сократите потребление сахара;

A: добавьте в рацион больше омега-3 из натуральных источников;

R: уменьшайте порции;

P: планируйте приёмы пищи заранее.

Ещё один простой совет: «Пейте, а не ешьте, — говорит Гупта. — Мы часто принимаем жажду за голод, но даже умеренное обезвоживание может лишить вас энергии и нарушить ритм работы вашего мозга».

Общайтесь

Учёные уже давно доказали, что хорошие отношения способствуют более здоровой и счастливой жизни. По словам Гупты, отношения с другими людьми также могут улучшить пластичность мозга (его способность изменяться и адаптироваться) и сохранить его когнитивные способности.

Гупта советует поставить перед собой цель — восстановить связь с кем-то, с кем вы давно не общаетесь, а также чаще встречаться с друзьями. Общайтесь с людьми старше и младше вас, начните волонтёрить или сблизьтесь с дальними родственниками. Если вы чувствуете, что по какой-то причине вам сложно выстраивать отношения, не стесняйтесь обратиться к психотерапевту.

как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть фото как заставить работать мозг на полную мощность. Смотреть картинку как заставить работать мозг на полную мощность. Картинка про как заставить работать мозг на полную мощность. Фото как заставить работать мозг на полную мощность

Наконец, Гупта рекомендует адаптировать все эти советы к вашей личности и расписанию. Для начала сосредоточьтесь на одном нововведении. Вы можете быть удивлены, как быстро ваш пластичный мозг привыкнет к новым правилам и как сильно изменится ваша жизнь.

Источник

Как использовать свой мозг на 100%: советы от наставника Nike, General Electric и Virgin Group Джима Квика

Вам лгут. Постоянно. Причем, иногда вы сами себе врете. Нас всех затапливает бесконечный поток дезинформации о наших, якобы, ограниченных возможностях, это происходит так часто, что у большинства людей зачастую не остается иного выбора, кроме как поверить в эту ложь. Проблема в том, что этот поток информации вступает в противоречие с вашими попытками достичь безграничности. Эта ложь может затормозить вас или направить в том направлении, в котором вам не хотелось бы двигаться. Что же, давайте прольем свет на эти семь обманов, рассмотрим, что они из себя представляют, и попробуем заменить их на что-нибудь получше.

Обман №1: Интеллект неизменен

На первый взгляд казалось, что Рэй — весьма позитивная женщина. Она управляла собственным бизнесом, владела процветающей соцсетью, ей нравилось вращаться в кругу людей с большими идеями, думающими о таких возможностях, о которых большинство из нас даже не мечтало.

Когда у Рэй появилась дочь, она поняла, что, возможно, вовсе не так позитивна, как ей всегда казалось. Иной тип мышления стал проявлять себя исподволь, как оно обычно и происходит. Сначала это проявлялось в том, как она реагировала на отдельные поступки своей маленькой девочки. Рэй склонялась к мысли, что дочка «такая, какая есть, чего уж там», не желая верить в то, что она может как-то повлиять на ее поведение. Когда ее молодой человек пытался обучать дочку Рэй чему-то новому, она ощущала легкий дискомфорт, ощущая импульс защитить ребенка от возможного разочарования, если у нее что-то не получится. Ее постоянно мучила мысль, что дочурка «еще слишком мала, чтобы обучаться».

Причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь.

Однажды ее молодой человек посмотрел на Рэй и произнес: «Неужели ты думаешь, что она ничему не научится и не станет умнее?». Конечно же, это было не так: ее маленькая дочь отличалась умом и любопытством, каждый день узнавая что-то новое. Это было очевидно. и все же, где-то глубоко внутри Рэй засело твердое убеждение, что «нет, она такая, какая есть». Рэй приходилось бороться с предубеждением относительно интеллекта своей дочки.

Подобные убеждения невероятно коварны. Мало кто из нас осознает наличие у себя ограничивающих убеждений, которые, по нашему мнению, есть у других. Но они все равно просачиваются, влияя на наше ощущение счастья — в работе, в семье, в отношениях с детьми. Если мы верим, что улучшить ничего нельзя — так оно и будет. Невероятно трудно чего-то добиться, если вы сами не верите в свои силы.

Кэрол Двик, профессор психологии Стэнфордского университета, описывает разницу между косным и подвижным мышлением:

«Студенты с косным мышлением верят, что их базовые способности, интеллект и различные таланты неизменны. Они просто обладают определенным количеством этих особенностей, и на этом все — дальше все их усилия сводятся к тому, чтобы все время поддерживать умный вид, не давая повода упрекнуть себя в глупости. В то время, как студенты, обладающие подвижным мышлением, считают, что их таланты и способности можно развивать с помощью напряженной работы, учебы и настойчивости. Они не считают, что все равны в своих возможностях, и каждый может стать Эйнштейном, но верят, что каждый может стать умнее, если будет над этим работать».

Как и Рэй, большинство из нас не задумывается о том, каким мышление обладает — косным или подвижным. Основная масса людей продолжает мыслить теми же шаблонами, что их родители, даже не подозревая об этом. Как бы то ни было, принятие того или иного формата мышления оказывает глубокое воздействие на наше отношение к собственной жизни. С косным мышлением все остается неизменным — мы бессильны что-либо изменить. С подвижным мышлением, у нас появляется возможность улучшить все, что угодно.

Если Рэй считает, пускай даже не вполне осознанно, будто ее дочь не способна получать знания, что она делает вместо того, чтобы заняться ее обучением? Вероятно, множество вещей — успокаивает, дает отдохнуть, отвлекает внимание. Все это позволяет облегчить текущий стресс, но никак не способствует развитию ребенка. Точно так же, когда в зрелом возрасте мы решаем, что не в состоянии учиться, как мы начинаем себя вести вместо того, чтобы взять на себя ответственность и приступить к изучению того, что кажется нам интересным и важным? Мы убеждаем себя, что в этом нет особой необходимости, оправдываемся, обвиняем других людей или сложные обстоятельства, а затем отвлекаемся на какое-то занятие, которое дает нам ощущение комфорта.

Откуда берутся эти ограничивающие убеждения вы либо не можете вспомнить, либо они уходят корнями в ваше детство. И это оказывает огромное влияние на ваше отношение к собственному интеллекту и способностям к обучению. Оценка уровня IQ и различные виды тестов были придуманы в начале прошлого века, чтобы лучше оценить, какие ученики будут испытывать особенные затруднения в школе. Французский психолог Альфред Бине и его ученик Теодор Симон были одними из первых ученых, которые предложили тестирование для измерения интеллекта после того, как это было поручено им французским правительством.

Они смогли разработать тест, который учитывал фактор возраста, поскольку этот показатель напрямую связан с компетентностью. Их также хвалили за то, что этот тест можно было легко адаптировать к другим языкам.

Прошло уже больше ста лет, однако, по-прежнему горячо обсуждается вопрос, могут ли подобные тесты действительно измерять интеллект, который представляет собой способность приобретать и усваивать знания, и прочую информацию. Что интересно, сам Бине остался недоволен тем, как использовался разработанный им тест, поскольку он не позволял измерить творческий потенциал или, так называемый, эмоциональный интеллект.

Кроме того, наше культурное понимание подобных тестов таково, что мы придаем всем этим баллам чрезмерное значение. Нам свойственно считать, что показатели IQ — это зафиксированное отражение нашего интеллекта, что вовсе не так. Тест на IQ, на самом деле, позволяет измерить лишь текущий уровень академических возможностей (знаний), а не врожденный интеллект. До сих пор IQ-тесты не могут измерить креативность или практический интеллект (который можно рассматривать как некий «житейский ум»), и уж точно они не могут оценить эмоциональный интеллект — в то время, как три этих элемента играют все большее значение в нашей жизни и на работе.

Важно помнить, что существует огромная разница между результатами теста и вашими способностями к обучению. «Те, кто утверждают, что IQ это данность, с которой придется жить всю жизнь, на самом деле отталкиваются от балльной системы IQ-тестов, результаты которых относительно неизменны. Чего нельзя сказать о нашем уровне интеллекта, который постоянно растет», — считает Брайан Роше из Национального университета Ирландии.

Дэвид Шенк развивает эту идею в своей книге «Каждый из нас гениален». Он пишет, что у каждого есть потенциал стать гением, или, по крайней мере, обрести некое величие. Но причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь. «Вера во врожденную одаренность и, наоборот, ограниченность возможностей очень мягко действует на психическом уровне: оказывается, вы не являетесь великим оперным певцом, просто потому, что не способны им стать. Это всего лишь способ, с помощью которого вас связывают по рукам и ногам. Представление о таланте, как о неком врожденном даре, делает наш мир более управляемым, более удобным. Это освобождает человека от бремени ожиданий».

Ваш интеллект не только гибок, но и зависит от способности культивировать позитивное мышление. Присмотритесь к собственному мироощущению. Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете; косный стиль мышления обычно сказывается на вашей речи. Может быть, вы мысленно говорите себе: «Мне тяжело читать». Подобное утверждение подразумевает, что вы уверены в невозможности исправить ситуацию и считаете, что ничего с этим навыком уже не сделать. Попробуйте вместо этого сказать что-то вроде: «Мне пока еще тяжело читать». Подобная игра со словами применима к любым вещам и ситуациям, которые вам захочется как-то улучшить. Результаты тестов не программируют ваше будущее. Они не определяют, что вам по силам изучить и чего вы можете добиться. Ваше образование — полностью в ваших руках.

Истина: дело не в том, умны ли вы, а в том насколько вы умны. Существует несколько типов интеллекта (подробнее на этом остановимся позже). Как и многие другие вещи, интеллект — это сочетание взглядов и действий, он напрямую зависит от контекста.

Новое убеждение: интеллект способен меняться.

Обман №2: Мы используем только 10% нашего мозга

Мы все наслышаны об этом мифе. Кто-то впервые услышал об этом на школьных занятиях, а кто-то — от своего друга. Некоторые могли узнать о нем из средств массовой информации — может быть, это было телешоу, а может документальный или художественный фильм. Обычно этот миф используют, чтобы подчеркнуть, какие удивительные возможности остаются нераскрытыми: мол, если бы мы только могли получить доступ к остальной части нашего мозга, каких вершин нам удалось бы достичь?

Корни этой истории уходят сразу в несколько источников, но, как часто случается, когда формируется какое-то общественное мнение, она является следствием целой цепочки событий. Некоторые приписывают авторство этой теории писателю и философу Уильяму Джеймсу, который в своей книге «Человеческие энергии» написал: «Мы используем только небольшую часть наших ментальных и физических ресурсов». Либо начало могло положено работой французского физика Пьера Флуранса, известного своими открытиями в конце 1800-х годов на тему того, как работают и взаимодействуют мозг с нервной системой.

Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются

Также, этот миф может быть связан с проводившимися в 1920-х годах опытами доктора Карла Лешли. Когда Лешли удалил у крыс часть коры головного мозга, ответственную за когнитивную обработку более высокого порядка, он обнаружил, что крысы все еще могли заново обучаться некоторым задачам. Это привело его к гипотезе (сразу скажем, неверной), что целые части мозга не обязательно могут использоваться в повседневной жизни.

Некоторые обвиняют в возникновении этого мифа томографию и МРТ-сканирование, которые показали на экране яркие пятна, дав упрощенные объяснения в духе: «Так ведет себя ваш мозг, когда вы что-то изучаете». Эти изображения, как правило, показывали только одну часть мозга, заставляя непрофессионала сделать вывод, что мы используем лишь небольшую его часть.

За последние сто лет это предположение было увековечено в бесчисленных рекламных объявлениях и фильмах. Кино-адаптация книги «Темные Поля» 2011 года, вышедшая в прокат под названием «Безграничность», утверждает, что мы используем только 20 процентов функций нашего мозга; фильм 2014 года «Люси» заявляет, что мы используем лишь 10 процентов. В 2017 году, в одном из эпизодов сериала «Черное зеркало», славящемся своим скрупулезным подходом к проработке материала, а также продуманным использованием фактов и статистики, прорекламировали этот миф, провозгласив: «Даже в самый лучший день мы используем только 40 процентов наших умственных способностей». Все эти сюжетные линии закручивались вокруг идеи раскрытия нашего самого большого, пускай и скрытого, потенциала.

Само собой разумеется, что этот миф, несмотря на свою распространенность, ложен.

В радио-шоу станции NPR ведущий однажды сыграл в Моргана Фримена, вопрошая характерным для того драматическим басом, в русле сценария, по которому был снят фильм «Люси»: «Что если бы мы получили доступ ко всем 100 процентам нашего мозга? Что мы тогда могли бы совершить?».

Нейробиолог Дэвид Иглман дает резкий ответ: «То же самое, что и сейчас. То есть, мы и так уже используем нашего мозг на все сто процентов».

Это подтверждается бесчисленными доказательствами — их слишком много, чтобы все перечислять, но Барри Бейерштайн, профессор психологии в Университете Саймона Фрейзера, что в Британской Колумбии, описал некоторые из главных научных открытий, которые опровергают этот миф.Позвольте мне их здесь привести:

— Исследования поврежденного мозга показывают, что нет ни одной его области, которая может выдержать повреждение без потерь для своих способностей, что опровергает старые теории. Сканирование мозга показало, что все его области активны, независимо от того, какого рода эта активность. Даже когда мы спим, все доли нашего мозга продолжают работать.

— Наш мозг — это, образно выражаясь, энергетический проглот. Он занимает лишь 2 процента от нашего общего веса, однако, пожирает 20 процентов энергии — это больше, чем использует любой другой орган тела. Нам не нужно было бы такое невероятное количество энергии для органа, который функционирует всего лишь на 40 процентов от своих возможностей (или того меньше).

— Ученые также определили, что различные области мозга взаимодействуют друг с другом. После десятилетий усердного изучения мозга, они пришли к выводу, что бесполезных частей в нем попросту не существует.

— И наконец, мы узнали, что мозг, в случае необходимости, использует такой механизм, как обрезание синапсов. Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются (чего мы не наблюдаем — разве что, в случае каких-либо болезней мозга).

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что этот миф не соответствует действительности. В интервью «Scientific American» невропатолог Барри Гордон из балтиморской Медицинской школы Джонса Хопкинса заявил, что эта идея «столь ошибочна, что почти смехотворна».

Истина: я хочу, чтобы вы поняли — вам уже сейчас доступен весь потенциал вашего мозга. Утопия, описанная во всех этих фильмах и телепередачах, существует и ждет вас. Просто, хотя мы все уже используем наш мозг на полную катушку, некоторые люди используют его лучше, чем другие. Так же, как большинство людей используют свое тело на сто процентов, есть люди, которые сильнее, быстрее, гибче и энергичней остальных. Смысл в том, чтобы научиться использовать ваш мозг максимально эффективно, и к концу этой книги у вас появятся для этого все необходимые инструменты.

Новое убеждение: я учусь использовать свой мозг наилучшим образом.

Обман №3: Если допустил ошибку — значит, ты неудачник

Когда мы слышим имя Эйнштейна, то сразу вспоминаем о его блистательных интеллектуальных подвигах, совершить которые, как верит большинство людей, никому из нас не под силу. И это во многом заслуженно: Эйнштейн сделал для развития научной мысли и, в частности, физики больше, чем любой другой ученый нашего времени. Его открытия сделали возможным появление некоторых из самых важных современных технологий.

Легко предположить, что, обладая столь выдающейся репутацией, Эйнштейн редко допускал ошибки, однако, это не так. Начнем с того, что он считался отстающим в развитии, и оценивался, как ученик, ниже среднего.С раннего возраста стало очевидно, что его стиль мышления и учебы разительно отличается от свойственного большинству его сверстников. Например, ему нравилось решать сложные математические задачи, а вот с легкими, как раз, было нелегко справиться.

Позднее Эйнштейну доводилось совершать простейшие математические ошибки в некоторых из своих важнейших работ. Среди его многочисленных ошибок можно отметить семь серьезных оплошностей в каждой из версий теории относительности; неточности, связанные с синхронизацией часов во время проведения различных экспериментов; а также масса ошибок в математических и физических расчетах, используемых для определения вязкости жидкостей.

Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас.

Можно ли считать Эйнштейна из-за его ошибок неудачником? Едва ли. Самое главное, что он не позволил этим ошибкам его остановить. Он продолжал экспериментировать, внося весомый научный вклад в исследуемые области. Широко известна его фраза: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал ничего нового». Более того, никто не помнит, что он совершал ошибки — он остается в нашей памяти из-за своих достижений.

Итак, почему мы же так боимся ошибиться? Возможно, корни этого страха уходят еще в школу, где нас судили, исходя из количества найденных ошибок, и их наличие в каждом конкретном тесте показывало — сдали мы его или нет. Если возле классной доски мы давали неверный ответ, то обычно так смущались, что впоследствии большинство учеников никогда сами не тянули вверх руки. К сожалению, ошибки редко используются в качестве особого инструмента для обучения; в основном, их используют, как способ измерения способностей ученика.

Если вы делаете много ошибок, то не проходите тест и проваливаете урок — все, иного не дано. Нам нужно это изменить. Слишком многие из нас даже не пытаются воспользоваться всей полнотой своих способностей, боясь допустить ошибку. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки, как доказательство неудачи, оценивайте их, как подтверждение того, что вы стараетесь двигаться вперед.

Бет Комсток, бывшая вице-председатель «General Electric», с ее командой поняли это, когда компании пришлось отказаться от новой продуктовой линейки, в которую уже были вложены инвестиции. Комсток, написавшая книгу «Представьте себе это: мужество, креативность и сила перемен» часто говорит о том, что сейчас от бизнеса и работающих в нем людей постоянно требуется, чтобы они быстрее адаптировались к постоянно изменяющейся обстановке.

Она размышляет о том, как вместе со своей командой смогла научиться считать допущенные ошибки не провалами, а некими важными уроками, которые позволили разработать новые продуктовые линейки и принести, таким образом, компании успех.

Вместо того, чтобы зацикливаться на ошибках, они начали спрашивать себя, какой урок можно из них почерпнуть.

Истина: ошибки вовсе не означают неудачу. Это признак того, что вы пробуете что-то новое. Вы можете считать, что обязаны быть совершенными, но жизнь не предназначена для того, чтобы постоянно на кого-то равняться; речь идет о том, что надо сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. Когда вы учитесь на своих ошибках, это позволяет вам стать лучше. Также, важно помнить, что вы не тождественны вашим ошибкам. Они ничего не говорят о вашей личности. Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас. Представьте себе, что ошибки это ступеньки, и используйте их, чтобы подняться на следующий уровень. Важно не то, как мы совершаем ошибки, а то, как мы с ними справляемся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *