как жить после крещения
Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения
Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную.
Господь спасает утопающего апостола Петра
Именно это произошло с тем человеком, с именем которого мы связываем обращение ко Христу нашего народа, святым равноапостольным князем Владимиром. Вошел в купель человек необузданных страстей, властолюбивый и сластолюбивый, проливший немало крови, а вышел смиренный и кроткий, отказывавшийся даже казнить преступников, расставшийся со всеми многочисленными женами и наложницами, кроме той, с которой соединился христианским браком. Вот уж действительно крещение было смертью и воскресением.
Но часто ли бывает такое? Те тысячи русских людей, которые по призыву (или приказу?) князя принимали крещение в водах Днепра, переживали нечто подобное? Многие ли из них в тот же миг искренне уверовали и покаялись? Не думаю.
Массовое крещение взрослых в нашей стране началось немного больше двадцати лет назад. Это почти совпало с началом моего служения в священном сане. Взрослые приходили почти каждое воскресение. С некоторыми удавалось предварительно беседовать, как-то готовить. Кому-то приходилось отказывать.
Так один, помню, категорично, до скандала, настаивал, чтобы я его окрестил, при этом говорил: «В Бога я, конечно, никакого не верю, но я человек православный! И вы обязаны меня крестить!»
К слову сказать, в те годы «Новости» сообщили, что принял крещение грузинский лидер, Эдуард Щеварнадзе. На вопрос корреспондента, действительно ли он обрел веру, политик ответил, что к этому еще надо прийти.
Петр и Иоанн Богослов на горе Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть». Фрагмент иконы Преображения Господня, Феофан Грек.
Могу ли я вспомнить случаи подлинного обновления, перемены всей жизни после крещения? Такие случаи были. Но их за двадцать два года моего служения вспоминается очень-очень немного. Это, однако, не ставит для меня под сомнение действенность таинства. Ведь, если разобраться, не очень-то надо и ждать такого разительного изменения.
Когда все происходит в такой последовательности, вера, покаяние, крещение, тогда мы действительно видим явное обновление человека, но обновление это не ограничивается купелью. Оно происходит раньше, а погружение в купель дает уверовавшему и покаявшемуся силы идти дальше тем путем, который он свободно избрал до крещения.
Так должно быть. И когда так бывает, мы действительно видим перемену и второе рождение. Но часто ли так бывает? Не часто. И снова вспомню массовое крещение русских при князе Владимире. Не думаю, повторю, что очень многие из них переживали обретение искренней веры и от сердца каялись.
Многие, наверно, и вообще не очень хорошо представляли себе те истины, без знания которых невозможно быть настоящим христианином. И тем не менее то крещение принесло прекрасные плоды! Языческая Русь все-таки стала Русью Святою, как бы кто-то ни иронизировал над этим словосочетанием.
В голове тогда царила мешанина из толстовства, буддизма, рериховских идей и пр. Уже было прочитано Евангелие, уже была любовь ко Христу как к лучшему из людей, живших на земле, и совершенное непонимание, какое отношение к Нему имеет Церковь с Ее обрядами и традициями, «простыми» и «заказными» записками по 20 и 40 копеек, бабушками в платочках, не всегда добрыми.
Уже были к тому времени первые попытки понять Православие, но попытки робкие и слабые. Были встречи, которые не привели к какому-то решению, но над чем-то заставили задуматься. Были некоторые книги, которые тоже ни в чем не убедили, но какие-то вопросы поставили. Креститься меня уговорила теща, и я согласился с мыслью: ладно, хуже не будет. Даже немного надеялся: а вдруг что-то на меня снизойдет, вдруг будет какое-нибудь озарение. Ничего этого не произошло. Крестик, правда, стал носить.
Но спустя несколько месяцев появилось желание чаще заходить в храм, подолгу простаивал на службах, стало появляться желание разбираться, что же все- таки происходит во время богослужения, в чем его смысл. Стал наблюдать, вникать, покупать книги и делать открытие за открытием. Появилась мысль об исповеди. Не прошло и года после крещения, как я впервые исповедался, причастился и понял, что только теперь и начинается настоящая жизнь.
Случаев подобных моему я знаю немало. И каждый, кто прошел этим путем, подтвердит, каким восхитительным, радостным и интересным было вхождение в мир христианской веры. Страшно сейчас подумать, насколько пустой, бессмысленной была бы жизнь, если бы не было в ней Христа и Его Церкви.
Человеческий характер меняется не просто. Новая жизнь проникает в нас наподобие семени и понадобится немало сил и времени, чтобы это семя проросло и принесло плоды. В крещении мы встаем на тот узкий путь, который ведет в Вечность. Встаем и делаем только первые шаги. Эти шаги могут быть совершенно незаметны со стороны, да и самим нам может казаться, что не сдвинулись с места. Часто, очень часто, лишь спустя долгое время обнаруживается, что в нашей жизни произошли те перемены, которые были бы невозможны если бы не крещение.
Жизнь после Крещения
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).
Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние),и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).
В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианскимо бязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.
В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (К Галатам 5:19-23).
Каждое таинство Церкви приобщает человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимное проникновение, и тем полнее преображение духовной жизни человека.
В Церкви нет ничего бессмысленного, все, что установлено: таинства, богослужения, молитвы, дела веры, посты и т.д., — призваны помогать нам проходить путь земной жизни, совершенствуя дух и приближая нас к Царствию Небесному, достижение которого, как сказано в Евангелии и было явлено примерами святых, возможно еще при земной жизни.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ (Исход 20:2-17)
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.
Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея 22,37:40).
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА (От Матфея 5:3-12)
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
О МОЛИТВАХ
Основное средство для исполнения евангельских заповедей – молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая человеку, как и воздух.
Молитвы просительные, — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда, сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое. Хвалебные — прославляем Бога за Его благодеяния.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ»
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Получить ответы на возникающие у вас вопросы вы можете в храме у священника или у иного, назначенного настоятелем для этих целей, работника (служителя) храма.
Православная Жизнь
Какие перемены должно принести воцерковление в жизнь христианина и что именно нужно менять?
Крещение невозможно без перемен
Мой ответ на обсуждаемый нами вопрос — да. Нужно менять свою жизнь полностью! Апостол Павел говорил: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). Он имел в виду всё без исключения: происхождение, образование, достижения — всё тщетно по сравнению с тем, что даёт Таинство Крещения, благодаря которому человек во Христа крестится и во Христа облекается.
Тот, кто подходит к таинству формально и не желает кардинально менять свою жизнь, должен хорошо подумать перед принятием этого важного шага. Крещением открывается дверь в покаяние. Покаяние — это прежде всего изменение. Изменение человека, а не перечисление грехов на исповеди. Это изменение всей нашей жизни, приведение её к Евангельскому идеалу — насколько это возможно в конкретных условиях жизни человека.
Путём не революции, а эволюции
Изменение не должно идти путём революционным, то есть стремительным, когда человек из крайне греховного вдруг становится святым — это практически невозможно, более того: в этом случае есть риск, что окружающие так же стремительно станут мучениками. Изменение — процесс эволюционный: человек потихоньку входит в новую реальность, где основой его жизни становятся не абстрактные общечеловеческие ценности, а мудрость, которая сошла свыше от Отца Светов. Он руководствуется ей, это критерий его жизни. У него есть цель — спасение души и достижение Царствия Божия, у него есть средства — пост, молитва, чтение Священного Писания, участие в богослужениях и таинствах. Он должен на каждом этапе своей жизни следить за тем, дают ли эти средства духовные плоды, о которых говорит Священное Писание: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание. Если после крещения человек идёт этим путём и получает эти плоды, значит, он двигается правильно. А если этого не происходит — зачем тогда креститься? Значит, нет главного критерия для принятия крещения — веры.
Если человек не верит в вечность, то, по словам апостола Павла, тщетны жизнь его и вера. Если же он верит, то принимает крещение для изменения своей жизни на основе этой веры. Он убеждён, что Иисус Христос принёс от Отца Своего всё необходимое для нашего спасения, и старается это воплотить в своей жизни. Да, совершает ошибки, сталкивается с трудностями и искушениями, но при этом прилепляется к Церкви, становится одной из клеточек Тела Христова. У него есть ориентир, ему дана возможность сравнивать себя с ним. Если есть ошибки — он сокрушается, но работает над ними, стараясь исправить. Если ошибок нет — смиряется, чтобы не возгордиться.
Путь длиной в жизнь
Менять свою жизнь кардинально нужно не только в момент крещения или в течение нескольких лет после него, но до самой гробовой доски. Когда душа с телом разлучится и мы пойдём к Господу, то поймём, насколько правильно изменили свою жизнь и соответствует ли она тому идеалу, о котором говорил Спаситель. Если да — то Он позовёт нас, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Если изменение было недостаточным, то пойдём туда, где будет плач и скрежет зубов. Третьего не дано. Недаром в момент крещения священник называет каждого человека «воином Христовым» — независимо от возраста. Мы воюем за вечность, и потому изменение жизни крайне необходимо.
Если обратить внимание на обычную, не духовную жизнь — разве она не требует от нас изменений? Требует. Решил юноша жениться — он должен меняться? Конечно, должен! Если он не изменится, если не будет жертвовать чем-то своим ради семьи — семьи не получится. Мы должны менять свою жизнь ради более высокой цели. То же и в духовном плане.
Конечно, это всё делается добровольно — нас ведь никто не заставляет принимать крещение и менять свою жизнь. Мы делаем этот выбор осознанно. Не хотите меняться — не принимайте крещение, живите как хочется. Возможно, вы проживёте жизнь долгую и даже счастливую, но Царствия Божия не наследуете. А те, кто крестился, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Во все времена принятие крещения — это осознанное действие, основанное на вере и требующее изменения всех аспектов жизни человека.
Менять свою жизнь — значит менять и окружающих?
Порой новоначальные христиане так активно берутся менять свою жизнь, что и окружающим достаётся. Конечно, это происходит не от высокого разума. Повторю, что процесс изменений должен идти эволюционно. Чтобы не наломать дров, нужно сверять свои действия со Священным Писанием, не ставить ум человеческий выше разума Божьего. Сравнивать то, какими мы были, с тем, какими становимся.
Вот мы применяем определённые духовные средства — молитву, пост и так далее. Что у нас должно умножаться по мере их применения? Количество приходов в храм, число поклонов? — нет. У нас должны преумножаться дары Духа Святого: мир, радость, любовь, долготерпение, кротость, воздержание. Если их нет — значит, что-то не так. Возможно, надо изменить дозировку этих средств, но это не главное.
Главное — осознать, что изменять нужно прежде всего себя, но ни в коем случае не окружающий мир. Он будет эволюционно меняться в зависимости от того, как будете меняться вы. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. Не надо никого менять, важно самому стать светильником, солью земли — всё остальное притянется. Мы даже не представляем себе, насколько пристально за нами, верующими, наблюдает окружающий нас мир. Порой молчание лучше проповеди, сострадание — лучше духовных подвигов. Так что менять христианину нужно только свою личную жизнь.
Жизнь после крещения
Чего ждут от крещения?
Я совершенно сознательно позвал на разговор о крещении не представителей духовенства. Ведь у священника, у пастора, у патера неизбежна некоторая не то что профессиональная деформация, но все-таки профессиональный взгляд. У него есть подготовка, есть свои ожидания от человека, впервые приходящего в Церковь.
Максим Евгеньевич, у вас в руках четки, которые у меня ассоциируются с исламом. И это вызывает нездоровое недоумение и вопрошание: а почему?
Максим Курганов: Я не использую эти четки в качестве религиозного предмета. Я их использую, чтобы мысли не рассеивались. Я бы сказал, это трофейные четки, поскольку это подарок одного бывшего мусульманина, который принял крещение после нашего длительного разговора.
Яков Кротов: Но его крестил священник?
Максим Курганов: Да, его крестили в РПЦ в Самарской области.
Яков Кротов: И он продолжает ходить в церковь?
Максим Курганов: Да, он постоянный участник литургии. Достаточно серьезно относится к религии, к вере.
Яков Кротов: Мне кажется, это прекрасная иллюстрация к тому, о чем я говорил. Заметим, что православный русский человек на вопрос о том, остается ли человек в Церкви, отвечает: да, он постоянно ходит на литургию. На первом месте оказывается ритуальный момент?
Яков Кротов: Вы ждали от этого своего друга, что он будет регулярно ходить на литургию?
Яков Кротов: Инна Павловна, а вы сами крестились в сознательном возрасте?
Яков Кротов: И что священник, на ваш взгляд, в это вкладывал?
Яков Кротов: Не только ритуал?
Инна Карезина: Конечно. Ритуал – это все-таки действия, которые могут быть даже не осмыслены деятелями. В буддизме есть ритуальные действия и так далее. Таинство предполагает участие в действии самого Бога, Святого Духа.
Инна Карезина: Да, это действие, которое совершается в реальности, но невидимо для нас.
Яков Кротов: И непонятным для нас образом.
Инна Карезина: Разумеется.
Яков Кротов: А он реально, физически говорит эти слова?
Инна Карезина: Это та самая тюрьма, где сидит сейчас Алексей Пичугин.
Роман Жуков: В протестантизме это очень серьезный шаг. Это обещание.
Яков Кротов: А слово «завет» не подойдет?
Роман Жуков: Да, завет. Еще применяется такая терминология, что «я заключаю завет с Богом». Это как бы такой христианский язык.
Максим Курганов: Православие и протестантизм пересекаются в том моменте, когда человек дает обет служения доброй совестью. Если взять православный требник, по которому исполняется таинство крещения, то мы увидим, что там есть то самое обещание человека или обещания крестных, которые обращаются лицом к Западу и отрицаются Сатаны. Это то же самое.
Яков Кротов: Роман, у вас крестят детей?
Яков Кротов: А возраст?
Роман Жуков: Это все индивидуально, но, наверное, после 13 лет. Вообще, рекомендуется после 16, но есть разные случаи. Например, ребенку 10 лет, а он мыслит, как 15-летний.
Яков Кротов: Максим, Инна, вы крестите детей?
Максим Курганов: Да, конечно.
Яков Кротов: И чего стоит тогда обращение, отрицание, поворачивание и слова: «Я сочетаюсь со Христом и верую ему яко Царю и Богу», если это делает кто-то, а ты лежишь и писаешься? Потом ты вырастаешь и говоришь: «А вы могли камлать вокруг меня»…
Максим Курганов: Вопрос достаточно серьезный. Даже в Евангелии есть места, где указывается, что «крестился он и его дом, его домочадцы». Это не исключает, что там были люди разного возраста.
Яков Кротов: Это даже подразумевает. Может быть, это было неправильно?
Максим Курганов: Если взять чисто богословскую сторону, то, конечно, когда ребенок рождается, он ни в чем не несет ответственности.
Яков Кротов: Греха или ответственности?
Максим Курганов: Ответственности за что-то. У ребенка есть крестные, которые не за него дают какие-то обеты, но обещают сами вырастить ребенка именно добросовестным христианином. А возможность выбора ребенком, который уже приходит в возраст зрелости ума, у нас, в Православной Церкви, считается с 7 лет. Ибо к таинству исповеди и покаянию ребенок подходит только с 7 лет.
Инна Карезина: Крещение, действительно, смывает и первородный грех, и личные грехи, если происходит крещение взрослого. В Католической Церкви существует и крещение младенцев, и крещение взрослых. При крещении младенца считается, что обеты за него дают восприемники. Таинство совершается благодаря самой Церкви, а не воле крещаемого, которой еще нет. Смывается первородный грех, но это еще не означает полного вхождения в общину. Именно поэтому крещение и миропомазание с евхаристией в Католической Церкви разделены по времени. Должно пройти некоторое время. Как раз тоже к 7 годам считается, что крещеный уже может принять самостоятельное решение и, таким образом, приступить к первому причастию, хотя это тоже варьируется. Он может созреть и попозже.
Яков Кротов: Еще до миропомазания?
Инна Карезина: Миропомазание с евхаристией совершается позже.
Яков Кротов: То, что называется конфирмацией. Так или иначе, оказывается, что, даже если форма разная, то какой-то рубеж для человека, вырастающего в христианской семье, обнаруживается и в православии, и в католичестве.
Инна Карезина: Да, конечно.
Роман Жуков: В практике Протестантской Церкви нет крещения детей.
Когда человек принимает крещение, он берет на себя определенные обязательства. Человека никто не заставляет это делать. Ему это было предложено, и он сам делает свой выбор. Он становится членом определенной общины. Он берет на себя обязательства – активно участвовать в жизни общины.
Яков Кротов: Ему оглашают как-то эти обязательства? Перед этим происходит какая-то беседа?
Роман Жуков: Обязательно! У нас не бывает просто так, что человек приходит с улицы и говорит: я хочу креститься. У нас крещаемые год посещают определенные занятия – это подготовка к крещению.
Яков Кротов: Максим Евгеньевич, а вы сколько говорили?
Максим Курганов: Полгода.
Яков Кротов: Сколько у римо-католиков?
Инна Карезина: Несколько месяцев.
Яков Кротов: А есть какие-то максимальные сроки?
Инна Карезина: Можно полтора года сидеть на скамейке.
Максим Курганов: Одно время, еще будучи катехизатором, я в своем приходе проводил огласительные беседы для людей, которые готовятся к крещению, венчанию и другим таинствам. На мне лежала ответственность за подготовку человека. Я старался не придерживаться формальностей по времени. Я всегда не просто делал ставку на понимание умом, но и смотрел на то, как человек действительно готовится. У меня были случаи, когда человек не мог креститься год. А поскольку у меня было послушание – подготовить человека, то у меня была ответственность не только перед Церковью, но в первую очередь перед Богом.
Максим Курганов: Если говорить о нравственной стороне, то я должен увидеть изменение в его жизни. Я общался не только с ним, но и с его родителями, друзьями, которых он также приглашал в храм, мы вместе собирались и общались. Там нельзя было что-то скрыть, соврать, договориться о чем-либо. И я, слушая каждого, понимал, в какой обстановке он живет. Я видел, насколько человек готов принять православие. Быть православным – это ответственность. Это не просто конфессиональная принадлежность. Быть православным – это значит брать на себя всю ответственность за то, кем ты себя называешь.
Яков Кротов: Кстати, Роман, вы не сказали о Библии!
Роман Жуков: А вы не задавали такой вопрос. Но я привожу постоянные цитаты из Библии. Вся наша литургийная практика, вся наша жизнь строится только на одном – на Библии. У нас ничего другого нет.
Яков Кротов: Вы ждете от человека, что он, например, сможет сказать, в какой главе Евангелия от Матфея «Отче наш»?
Роман Жуков: Желательно, но необязательно.
Максим Курганов: Мария Египетская не знала Священного Писания и стала святой. Это не мешает духовному развитию человека. Если все свести к букве закона, то потеряется духовный смысл жизни.
Какая у вас ответственность, если человек изменит жене или еще что? Вот человек идет креститься. Вы ему объясняете: ходить регулярно на богослужение, читать Священное Писание, быть высоконравственным, а если что, ответишь по полной программе. Огласите, пожалуйста, полную программу.
Роман Жуков: Обращаемся к Библии. В Священном Писании написано, что прелюбодеи, идолопоклонники и так далее Царство Божие не наследуют. Человек, совершая грех, несет ответственность перед Богом.
Яков Кротов: Если я напился пьяный, и жена сказала в церкви, что я вчера был пьяный… Или она не должна говорить? Нехорошо доносить на близкого человека.
Роман Жуков: Если ты видишь брата согрешающего… Вот ты увидел, что кто-нибудь из членов Церкви пьяный – подойди к нему и обличи его. Если он тебя не послушает, позови двух свидетелей. Если он при двух свидетелях тебя не послушает и не покается, объяви его в Церкви или, по крайней мере, скажи служителю.
Роман Жуков: Если он послушает и покается, ему не нужно дальнейшего. Он сам придет к священнику и исповедуется.
Яков Кротов: У протестантов есть исповедь?!
Роман Жуков: Обязательно!
Инна Карезина: Простите, это Лютеранская Церковь?
Роман Жуков: Нет, это Пятидесятническая Церковь.
Максим Курганов: А какую роль несет пастор, когда исповедует человека? Он отпускает грехи?
Роман Жуков: Он выслушивает человека, и они вместе с ним молятся молитвой покаяния (что, собственно, и написано в Писании). Он же сам не можем отпустить. Бог прощает грехи. Он в этот момент является проводником.
Максим Курганов: В православии есть что-то похожее: священнослужитель не является посредником, как думают многие. Это большое заблуждение. Священнослужитель является свидетелем искренности человека, его желания измениться, но не более того. А отпускает, прощает, конечно, Господь.
Яков Кротов: Вот приходит супружеская пара, и они развелись…
Роман Жуков: Они не могут повторно вступать в брак.
Яков Кротов: Они могут продолжать ходить в приход?
Яков Кротов: Запросто.
Роман Жуков: А ему скажут: а какова твоя собственная жизнь?! В нашей поместной Церкви это невозможно.
Яков Кротов: Люди развелись, и муж второй раз женился, и его жена хочет ходить в эту церковь, или он второй раз женился на девушке из вашей же общины. Вы ему предложите удалиться с новой женой?
Роман Жуков: Скорее всего, этот человек попадает под церковное наказание. Он будет отлучен от Церкви. Ему будет сначала предложено измениться. У этого человека будет очень много трудностей. Он не сможет реализоваться. А если человек не может реализоваться в Церкви, он начнет реализовываться где-то в другом месте. У него будут серьезные проблемы в его духовной жизни. Я не могу их предвидеть до конца. С точки зрения церковной, этот человек подпадает под церковное наказание.
Яков Кротов: Ходить может, но не может…
Инна Карезина: Не может причащаться.
Роман Жуков: Естественно. У нас нельзя причащаться, если ты находишься на церковном наказании.
Максим Курганов: В Православной Церкви, если что-то похожее случается, существует церковное наказание, которое называется епитимья.
Яков Кротов: Были православные супруги. Муж оставил жену, развелся и женился на молоденькой прихожанке из вашего же прихода.
Максим Курганов: Это целый процесс. Пишется письмо епископу на рассмотрение его дела. Если епископ одобряет этот брак, то брак совершается. И там нужны причины, чтобы развестись, и причины весьма веские, а не потому, что «она мне перестала нравиться».
Яков Кротов: А более реалистичный вариант? Обычный сценарий – человек развелся, завел себе вторую жену, все это не оформляет, но продолжает ходить в церковь. Ваши прихожане знают его, его первую жену, его вторую жену. Он не хочет ходить к епископу. Его устраивает эта ситуация. Будут у вас причащать его и девушку, которая стала его второй женой?
Максим Курганов: Этот вопрос касается троих. В любом случае, община не касается этих вопросов. У каждого из нас есть духовник, с которым мы советуемся, строим свою жизнь в соответствии с его рекомендациями, которые должны согласоваться со Священным Писанием и преданием нашей Церкви. Хотелось бы ответить словами святого: «всех люби и от всех беги». Это значит, что мы должны любить грешника, но ненавидеть в нем грех. Что же до того, что человек делает… Надо сначала ему сказать наедине. И если он тебя не послушает, то приведи двух свидетелей и при них обличи, открой, чтобы это не стало заразой для всей Церкви. Если и их не послушает, то скажи перед Церковью. Но если и Церковь не послушает, то будет он тебе как мытарь и язычник. К нему будет отношение, как к язычнику, но не как к какому-нибудь изгою. Человеку дается возможность исправиться. Происходит наказание – епитимья, которую назначает либо епископ, либо сам духовник.
Яков Кротов: Инна, а что было бы в этой ситуации у вас, в католической общине?
Инна Карезина: Стишок Мандельштама.