как звали святую троицу их имена

Святая Троица

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по суще­ству и тро­ич­ный в Лицах (Ипо­ста­сях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и един­ствен­ный Бог, позна­ва­е­мый в трех рав­но­слав­ных, рав­но­ве­ли­ких, не сли­ва­ю­щихся между Собою, но и нераз­дель­ных в едином Суще­стве, Лицах, или Ипо­ста­сях.

как звали святую троицу их имена. Смотреть фото как звали святую троицу их имена. Смотреть картинку как звали святую троицу их имена. Картинка про как звали святую троицу их имена. Фото как звали святую троицу их имена

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

Личные свой­ства Сына и Св. Духа ука­заны в Сим­воле веры: «от Отца рож­ден­ного прежде всех век», «от Отца исхо­дя­щего». «Рож­де­ние» и «исхож­де­ние» невоз­можно мыс­лить ни как одно­крат­ный акт, ни как неко­то­рый про­тя­жен­ный во вре­мени про­цесс, поскольку Боже­ство суще­ствует вне вре­мени. Сами тер­мины: «рож­де­ние», «исхож­де­ние», кото­рые откры­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ются лишь ука­за­нием на таин­ствен­ное обще­ние Боже­ствен­ных Лиц, это лишь несо­вер­шен­ные образы их неиз­ре­чен­ного обще­ния. Как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, «образ рож­де­ния и образ исхож­де­ния для нас непо­сти­жим».

В Боге три Лич­но­сти, три «Я». Но ана­ло­гия чело­ве­че­ских лиц здесь не при­ме­нима, Лица соеди­ня­ются не сли­ва­ясь, но вза­имно про­ни­кая так, что не суще­ствуют один вне дру­гого. Лица Пре­свя­той Троицы нахо­дятся в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне ( Ин. 14:10 ).

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ется единым нача­лом, источ­ни­ком в Святой Троице: Он вечно рож­дает Сына и вечно изво­дит Свя­того Духа. Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, при этом про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Слово и Дух, по образ­ному выра­же­нию свя­того Иринея Лион­ского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его при­рода едина, но и потому, что к един­ствен­ному лицу вос­хо­дят те Лица, что из Него.

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Я еще не начал думать об Еди­нице, как Троица оза­ряет меня Своим сия­нием. Едва я начал думать о Троице, как Еди­ница снова охва­ты­вает меня».

Как понять слова «Бог есть Любовь»

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это со-бытие́ Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, догмат о Святой Троице есть важ­ней­ший из всех хри­сти­ан­ских дог­ма­тов. Св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский опре­де­ляет саму хри­сти­ан­скую веру как веру «в неиз­мен­ную, совер­шен­ную и бла­жен­ную Троицу».

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Для разъ­яс­не­ния тайны Святой Троицы святые отцы ука­зы­вали на чело­ве­че­скую душу, явля­ю­щу­юся Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа», – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов. «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Бог обла­дает все­со­вер­ше­ным Умом (Разу­мом). Боже­ствен­ный Ум без­на­ча­лен и бес­ко­не­чен, бес­пре­де­лен и неогра­ни­чен, все­ве­дущ, знает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, знает не суще­ству­ю­щее как уже суще­ству­ю­щее, знает все тво­ре­ния прежде их бытия. В Боже­ствен­ном Уме при­сут­ствуют идеи всего миро­зда­ния, при­сут­ствуют замыслы о всех твар­ных суще­ствах. «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов.

Боже­ствен­ный Ум пред­вечно порож­дает Боже­ствен­ное Слово, Кото­рым Он творит мир. Боже­ствен­ное Слово есть «Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Испо­вед­ник. Боже­ствен­ное Слово Все­со­вер­шенно, неве­ще­ственно, без­звучно, не тре­бует чело­ве­че­ского языка и сим­во­лов, без­на­чально и бес­ко­нечно, вечно. Оно всегда при­суще Боже­ствен­ному Уму, рож­да­ется от Него извечно, почему Ум назы­ва­ется Отцом, а Слово – Еди­но­род­ным Сыном.

Боже­ствен­ный Ум и Боже­ствен­ное Слово духовны, ведь Бог нема­те­ри­а­лен, бес­те­ле­сен, неве­ще­стве­нен. Он есть Все­со­вер­шен­ный Дух. Боже­ствен­ный Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не имеет образа и вида, выше вся­кого огра­ни­че­ния. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие бес­пре­дельно, «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин).

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Отец есть Отец только в соот­но­ше­нии с Сыном и Духом. Что же до рож­де­ния Сына и исхож­де­ния Духа, то одно пред­по­ла­гает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин.

Отец, Сын и Святой Дух – это три пол­но­цен­ные Лич­но­сти-пер­соны, каждая из Кото­рых обла­дает не только пол­но­той бытия, но и явля­ется все­це­лым Богом. Одна Ипо­стась не есть треть общей сущ­но­сти, но вме­щает в Себя всю пол­ноту Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы испо­ве­дуем «Отца и Сына и Свя­того Духа – Троицу еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную» (из Литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста). То есть три Ипо­стаси не делят единую сущ­ность на три сущ­но­сти, но и единая сущ­ность не сли­вает и не сме­ши­вает три Ипо­стаси в одну.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

Несо­мненно: в молитве «Отче наш» мы обра­ща­емся к Отцу, в иису­со­вой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю» – к Свя­тому Духу. Кем же каждое из Боже­ствен­ных Лиц осо­знаёт Себя и как нам пра­вильно осо­зна­вать наше обра­ще­ние, чтобы не впасть в язы­че­ское испо­ве­да­ние трёх богов? Боже­ствен­ные Лица не осо­знают Себя, как обособ­лен­ные Лич­но­сти.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т.ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

В первую оче­редь пости­же­ние учения о Пре­свя­той Троице необ­хо­димо во испол­не­ние Боже­ствен­ного ука­за­ния, дан­ного через апо­стола; ради еди­не­ния с Богом и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил:
– Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку!
Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал:
– А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню?
И тут же маль­чик исчез.

«Триада поис­тине есть Монада, ибо так суще­ствует, и Монада поис­тине есть Триада, ибо так ипо­ста­зи­ро­вана».
прп. Максим Испо­вед­ник

Источник

Троица

Во что хри­сти­ане верят отно­си­тельно Святой Троицы?

Говоря самыми про­стыми сло­вами, хри­сти­ане верят, что есть только один Бог, и этот Бог суще­ствует в трех Лич­но­стях (Лицах). Эти три Лич­но­сти – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

как звали святую троицу их имена. Смотреть фото как звали святую троицу их имена. Смотреть картинку как звали святую троицу их имена. Картинка про как звали святую троицу их имена. Фото как звали святую троицу их имена

Неко­то­рые хри­сти­ане исполь­зуют для объ­яс­не­ния Троицы эту диа­грамму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Лич­но­сти. Лич­но­сти отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсо­лютно совер­шен­ное боже­ствен­ное Суще­ство в трех Лич­но­стях. Мы назы­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа Лич­но­стями, поскольку они обла­дают лич­ност­ными свой­ствами. Между ними суще­ствуют лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Как известно из исто­рии, Феофил, шестой епи­скоп Антио­хии Сирий­ской, первым упо­тре­бил слово «Троица» в своей работе «Против Авто­лика» (168 г. н. э.)

Когда хри­сти­ане гово­рят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Лич­но­сти в трех Богах.

Они верят в одного Бога, позна­ва­е­мого в трех Лич­но­стях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

Библия ясно гово­рит, что есть только один Бог, но все три Лич­но­сти име­ну­ются Богом.

Есть только один Бог:

Иисус не упрек­нул Фому в ошибке. Наобо­рот, Иисус принял это обра­ще­ние. Другие люди в Писа­нии, напри­мер Павел и Вар­нава ( Деян.14 ), запре­щали людям покло­няться им как богам.

Павел, автор Посла­ния к филип­пий­цам, гово­рит об Иисусе то, что Ис.45:23 гово­рит о Гос­поде (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Гос­подь, тот самый Гос­подь Бог Вет­хого Завета.

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому и утаить из цены земли? …ты солгал не чело­ве­кам, а Богу ( Деян.5:3-4 ).

Более 60-ти раз Писа­ние одно­вре­менно упо­ми­нает Отца, Сына и Свя­того Духа.

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…»

· 2Кор.13:13: «Бла­го­дать Гос­пода (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и обще­ние Свя­того Духа со всеми вами».

Оши­боч­ные пред­став­ле­ния о Троице

З аблуж­де­ние № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выду­мано хри­сти­а­нами в IV веке.»

Истина: дей­стви­тельно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой биб­лей­ское осно­ва­ние. Тер­мина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отра­жена во многих биб­лей­ских отрыв­ках (см. ниже). Ложные пред­став­ле­ния про­цве­тали в первые века хри­сти­ан­ства, немало их и сейчас. Первым хри­сти­а­нам посто­янно при­хо­ди­лось отста­и­вать свои убеж­де­ния. Ниже пере­чис­лены мыс­ли­тели (и лите­ра­тур­ные тво­ре­ния) ранней Церкви, кото­рые отста­и­вали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96Кли­мент, третий епи­скоп рим­ский
90–100Учение две­на­дцати апо­сто­лов, «Дидахе»
90?Игна­тий, епи­скоп антио­хий­ский
155Иустин Муче­ник, вели­кий хри­сти­ан­ский писа­тель
168Феофил, шестой епи­скоп антио­хий­ский
177Афи­на­гор, бого­слов
180Ириней, епи­скоп лион­ский
197Тер­тул­лиан, ран­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет
264Гри­го­рий Чудо­тво­рец

Заблуж­де­ние № 2: «Хри­сти­ане верят, что есть три Бога.»

Истина: хри­сти­ане верят, что есть только один Бог.

Неко­то­рые, воз­можно, счи­тают хри­стиан поли­те­и­стами (теми, кто верит в мно­го­чис­лен­ных богов), потому что они назы­вают Отца Богом, Сына Богом и Свя­того Духа Богом. Но хри­сти­ане верят только в одного Бога. Библия гово­рит, что есть только один Бог. Но она также упо­треб­ляет слово «Бог» при­ме­ни­тельно к трем отлич­ным друг от друга Лич­но­стям. На про­тя­же­нии сто­ле­тий люди пыта­лись при­ду­мать Троице про­стое объ­яс­не­ние. Каждая иллю­стра­ция имеет свои огра­ни­че­ния, но неко­то­рые из них могут быть полез­ными. Напри­мер, гово­рили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) исполь­зо­вал клевер в каче­стве иллю­стра­ции Троицы.

Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что Св. Патрик в каче­стве иллю­стра­ции Троицы исполь­зо­вал три­лист­ник кле­вера. Он спра­ши­вал: «Здесь один листо­чек или три? Если один, то почему у него три лепестка оди­на­ко­вого раз­мера? А если три, то почему только один сте­бе­лек? Если ты не можешь объ­яс­нить такую про­стую загадку, как клевер, то как можешь ты наде­яться понять такую глу­бо­кую тайну, как Святая Троица?»

Заблуж­де­ние № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса

Уни­каль­ные черты БогаЧерты Иисуса
Тво­ре­ние – «дело Его рук» ( Быт.1:1 ; Пс.101:26 ; Ис.44:24 ).Тво­ре­ние – «дело Его рук». Всё сотво­рено Им и для Него ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ).
«Первый и послед­ний» ( Ис.44:6 ).«Первый и послед­ний» ( Откр.1:17; 22:13 ).
«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( Пс.135:3 ).«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( 1Тим.6:15 ; Откр.17:14; 19:16 ).
Неиз­мен­ный и вечный ( Пс.89:3; 101:27-28 ; Мал.3:6 ).Неиз­мен­ный и вечный ( Ин.8:58 ; Кол.1:17 ; Евр.1:11-12; 13:8 ).
Судья всех наро­дов ( Быт.18:25 ; Пс.93:2; 95:13; 97:9 ).Судья всех наро­дов ( Ин.5:22 ; Деян.17:31 ; 2Кор.5:10 ; 2Тим.4:1 ).
Един­ствен­ный Спа­си­тель; ника­кой другой бог не может спа­сать ( Ис.43:11; 45:21-22 ; Ос.13:4 ).Спа­си­тель мира; без Него нет спа­се­ния ( Ин.4:42 ; Деян.4:12 ; 1Ин.4:14 ; Тит.2:13 ).
Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Исх.19:5 ; Пс.129:7-8 ; Иез.37:23 ).Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Тит.2:14 ).
Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его и отве­чает на них ( Пс.85:5-8 ; Ис.55:6-7 ; Иер.33:3 ; Иоил.2:32 ).Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его ( Ин.14:14 ; Рим.10:12-13 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.12:8-9 ).
Никто не может забрать нас из Его руки ( Ис.43:13 ).Никто не может забрать нас из Его руки ( Ин.10:28-30 ).
Ему покло­ня­лись ангелы ( Пс.96:7 ; см. Евр.1:6 ).Ему покло­ня­лись ангелы ( Евр.1:6 ).

Заблуж­де­ние № 4: «Боже­ство Иисуса меньше Боже­ства Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвер­га­ю­щие эту истину могут опи­раться на сле­ду­ю­щие аргу­менты и стихи. (Эти ереси вос­хо­дят ко вре­ме­нам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос был сотво­рён:

1. Кол.1:15: если Хри­стос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотво­рён?
Ответ: выра­же­ние «рож­дён­ный прежде» (букв., «пер­во­род­ный») не может озна­чать, что Хри­стос был сотво­рён, поскольку Павел гово­рит, что всё тво­ре­ние было создано Им и для Него, а также что Он суще­ство­вал прежде всего тво­ре­ния, и что всё Им стоит ( Кол.1:16-17 ). Тра­ди­ци­онно «пер­во­род­ный» был глав­ным наслед­ни­ком. В кон­тек­сте первой главы Посла­ния колос­ся­нам Павел гово­рит, что Хри­стос, будучи Сыном Божьим, явля­ется глав­ным наслед­ни­ком всего тво­ре­ния ( Кол.1:12-14 ).

2. Ин.3:16: озна­чает ли выра­же­ние «еди­но­род­ный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «еди­но­род­ный» (моно­ге­нес) не озна­чает, что Иисус имел вре­мен­ное начало; это озна­чает, что Иисус – един­ствен­ный, «уни­каль­ный» Сын Бога. В Ветхом Завете на гре­че­ском языке Исаак назван «уни­каль­ным» сыном Авра­ама, хотя у него были и другие дети ( Быт.22:2 ). Иисус – Еди­но­род­ный Сын Бога, потому что Он есть совер­шен­ный Бог и един­ствен­ный вечный Сын Отца ( Ин.1:1-3; 14-18 ).

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос по Своей при­роде менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей чело­ве­че­ской жизни на земле Иисус доб­ро­вольно раз­де­лил нашу при­род­ную огра­ни­чен­ность, чтобы спасти нас. Сле­до­ва­тельно слова “Отец Мой более Меня” нужно отно­сить ко Христу как к Чело­веку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он под­чи­ня­ется Отцу?
Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Чело­века.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать вре­мени Своего воз­вра­ще­ния?
Ответ: Иисус доб­ро­вольно уни­чи­жил Себя Самого, чтобы испы­тать огра­ни­че­ния чело­ве­че­ской жизни. Как это ни пара­док­сально, Иисус при этом оста­вался все­ве­ду­щим Богом ( Ин.16:30 ). Именно таких пара­док­сов и сле­дует ожи­дать, если, как гово­рит Библия, Бог решил про­жить пол­но­цен­ную чело­ве­че­скую жизнь ( Ин.1:1, 14 ).

Заблуж­де­ние № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три раз­лич­ных спо­соба, кото­рыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно пока­зы­вает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные лич­но­сти.

Неко­то­рые пола­гают, что учение о Троице про­ти­во­ре­чит истине о том, что есть только один Бог. Они утвер­ждают, что один Иисус явля­ется един­ствен­ным истин­ным Богом, а сле­до­ва­тельно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф.28:19 ), а не только имя Сына. Несо­мненно, есть только один Бог, однако мы должны поз­во­лить Библии объ­яс­нить, что это значит. А Библия ясно гово­рит, что Отец, Сын и Дух Святой – три лич­но­сти:

В Мф.28:19 Иисус не назы­вает Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он гово­рит, что хри­сти­ан­ское кре­ще­ние сви­де­тель­ствует о вере чело­века в Отца, Сына, Кото­рого Отец послал, чтобы уме­реть за наши грехи, и Свя­того Духа.

Заблуж­де­ние № 6: «Иисус в дей­стви­тель­но­сти не был совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком».

Многие люди издавна отвер­гали идею о том, что Иисус одно­вре­менно явля­ется совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком. Они пыта­лись раз­ре­шить этот пара­докс, назы­вая Иисуса про­стым чело­ве­ком, через кото­рого гово­рил Бог, или Богом, Кото­рый лишь принял вид чело­века, или пред­ла­гали какие-то еще «про­стые» теории. Дей­стви­тельно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал чело­ве­ком. Но вопло­ще­ние – истина о том, что Бог стал плотью, – явля­ется высшим под­твер­жде­нием того, что для Бога нет ничего невоз­мож­ного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно изла­гает эту истину.

Ириней, епи­скоп лион­ский (177 г. н. э.), писал: «А Цер­ковь… при­няла от апо­сто­лов и их уче­ни­ков, свою веру в еди­ного Бога и Отца Все­мо­гу­щего, создав­шего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в еди­ного Христа Иисуса, Сына Божьего, Кото­рый стал плотью для нашего спа­се­ния, и в Свя­того Духа, Кото­рый через про­ро­ков воз­ве­стил домо­стро­и­тель­ство Божие…»

Библия ясно пока­зы­вает, что Иисус был совер­шен­ным чело­ве­ком:

В дет­стве Он раз­ви­вался физи­че­ски, интел­лек­ту­ально, соци­ально и духовно ( Лк.2:40,52 ).

Он уста­вал; Он спал; Он потел; Он испы­ты­вал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похо­ро­нено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ).

После вос­кре­се­ния из мёрт­вых Он ел и пил с людьми, пока­зал им Свои раны и дал им при­кос­нуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ).

Библия также ясно пока­зы­вает, что Иисус был и оста­ется Богом в чело­ве­че­ском облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он пове­ле­вал силам при­роды ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заяв­лял о том, что Он выше закона о Суб­боте ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

Павел сказал, что Бог при­об­рёл Цер­ковь Своею кровью ( Деян.20:28 ).

Павел также сказал, что пра­ви­тели века сего по незна­нию рас­пяли Гос­пода славы ( 1Кор.2:8 ).

Вся пол­нота Боже­ства пре­бы­вает во Иисусе ( Кол.2:9 ).

Ответ первых хри­стиан на эти заблуж­де­ния

Ран­не­хри­сти­ан­ские бого­словы первых двух сто­ле­тий нашей эры напи­сали много книг в защиту хри­сти­ан­ства от опас­но­стей:

Апо­столь­ский Символ веры был одним из самых ранних утвер­жде­ний веры, состав­лен­ных для разъ­яс­не­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих учений хри­сти­ан­ства. Он под­чёр­ки­вает истин­ную чело­веч­ность Иисуса, кото­рую отри­цали ере­тики того вре­мени.

Верую в Бога Отца все­мо­гу­щего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Гос­пода нашего, зача­того от Духа Свя­того, рож­ден­ного девой Марией, постра­дав­шего при Понтии Пилате, рас­пя­того, умер­шего и погре­бен­ного, сошед­шего в пре­ис­под­нюю, вос­крес­шего из мерт­вых в третий день, воз­нес­ше­гося на небеса и сидя­щего одес­ную Бога Отца все­мо­гу­щего, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

Верую в Духа Свя­того, в единую, святую все­лен­скую цер­ковь, в обще­ние святых, в отпу­ще­ние грехов, в вос­кре­се­ние плоти и в жизнь вечную.

Никей­ский Символ веры был напи­сан руко­во­ди­те­лями Церкви в 325 г. н. э., а впо­след­ствии допол­нен. Он был напи­сан, чтобы защи­тить веру Церкви в совер­шен­ную боже­ствен­ность Христа и офи­ци­ально отверг­нуть учение Ария, кото­рый гово­рил, что Иисус – сотво­рён­ное, низшее боже­ство.

Веруем в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

И во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, еди­но­род­ного, от Отца рож­ден­ного прежде всех веков, света от света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, через кото­рого сотво­рено все; ради нас, людей, и нашего спа­се­ния ради сошед­шего с небес и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии девы, и став­шего чело­ве­ком, рас­пя­того за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного; и вос­крес­шего в третий день по писа­нию, и вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего одес­ную Отца, и снова гря­ду­щего со славою судить живых и мерт­вых; Его же цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­того, Гос­пода Живо­тво­ря­щего, от Отца исхо­дя­щего, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно с Отцом и Сыном, гово­рив­шего в про­ро­ках. В единую святую все­лен­скую и апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дуем единое кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. Ожи­даем вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века. Аминь.

Афа­на­сьев­ский Символ веры, напи­сан­ный около 400 г. н. э. и назван­ный по имени Афа­на­сия, вели­кого защит­ника учения о Троице, гово­рит, что три Лич­но­сти – не три Бога, а один Бог.

А все­об­щая вера такова: мы чтим еди­ного Бога в Троице, и Троицу в един­стве, не сме­ши­вая ипо­стаси и не раз­де­ляя на части боже­ствен­ную сущ­ность.

Ибо одна есть ипо­стась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Свя­того.

Но боже­ство и Отца, и Сына, и Свя­того Духа едино, слава равна, и вели­чие оди­на­ково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотво­рен, Сын не сотво­рен, не сотво­рен и Дух Святой. Отец непо­сти­жим, и Сын непо­сти­жим, непо­сти­жим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несо­тво­рен­ных или трое непо­сти­жи­мых, но один несо­тво­рен­ный, и один непо­сти­жи­мый.

Подоб­ным же обра­зом, Отец все­мо­гущ, и Сын все­мо­гущ, все­мо­гущ и Дух Святой. Однако не трое все­мо­гу­щих, но один все­мо­гу­щий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Гос­подь, Сын есть Гос­подь, и Дух Святой есть Гос­подь. Однако не три Гос­пода, но один Гос­подь.

Ибо как хри­сти­ан­ская истина побуж­дает нас каждую Ипо­стась в отдель­но­сти испо­ве­до­вать Богом и Гос­по­дом, так все­лен­ское бла­го­че­стие запре­щает нам гово­рить о трех Богах или трех Гос­по­дах.

Отец никем не создан, не сотво­рен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотво­рен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотво­рен и не рожден, но исхо­дит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет пер­вого и послед­него, нет боль­шего или мень­шего, но три Ипо­стаси меж собой оди­на­ково вечны и равны; сле­до­ва­тельно, как уже ска­зано, над­ле­жит покло­няться Троице в един­стве и един­ству в Троице.

А потому, кто желает спа­стись, тот так думай о Троице.

Но для веч­ного спа­се­ния нужно также без­условно верить в вопло­ще­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Таким обра­зом, истин­ная вера состоит в том, чтобы веро­вать и испо­ве­до­вать, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Сын Божий, есть и Бог, и чело­век. Бог, от при­роды Отца рож­ден­ный прежде всех времен, и чело­век, от при­роды матери рож­ден­ный во вре­мени; совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век, в кото­ром разум­ная душа и чело­ве­че­ское тело, равный Отцу по боже­ству, и мень­ший Отца по чело­ве­че­ству. Но хотя он и Бог и чело­век, однако не два Христа, но один Хри­стос.

Он един не пре­вра­ще­нием боже­ствен­ного в чело­ве­че­ское, но вос­при­я­тием чело­ве­че­ского в боже­ство.

Он един совер­шенно, однако не сли­я­нием природ, но един­ством лич­но­сти.

Ибо равно как разум­ная душа и тело вместе есть один чело­век, так и Бог и чело­век есть один Хри­стос, постра­дав­ший ради нашего спа­се­ния, сошед­ший в ад, в третий день вос­крес­ший из мерт­вых, воз­нес­шийся на небеса и вос­сев­ший одес­ную Отца, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

В при­ше­ствие Его все люди вос­крес­нут из мерт­вых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делав­шие доброе пойдут в жизнь вечную, а делав­шие злое – в огонь вечный.

Вот вера все­лен­ская. Кто не будет верно и твердо дер­жаться ее, тот не может спа­стись.

Догмат, сфор­му­ли­ро­ван­ный на Хал­ки­дон­ском Соборе 451 г. в защиту истины от лже­учи­те­лей, утвер­ждает, что Иисус – совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный Чело­век.

После­дуя святым отцам, мы еди­но­гласно учим испо­ве­до­вать одного и того же Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве; истин­ного Бога и истин­ного чело­века, име­ю­щего душу и тело; еди­но­сущ­ного Отцу по боже­ству и еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем нам подоб­ного, кроме греха; рож­ден­ного прежде веков от Отца по боже­ству, в послед­ние же сии дни рож­ден­ного ради нас и нашего спа­се­ния ради от Марии девы Бого­ро­дицы по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого (раз­ли­чие двух естеств никак не упразд­нется их союзом, но свой­ства каж­дого есте­ства сохра­ня­ются, соеди­нен­ные в одном Лице и в одной Ипо­стаси); на два Лица не рас­се­ка­е­мого и не раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и еди­но­род­ного Бога Слово, Гос­пода Иисуса Христа; как издревле гово­рили о Нем про­роки, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как пере­дал нам символ отцов наших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *