какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ( Из опыта работы)

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться –

вот единственный курс учительской жизни…

К.Д.Ушинский

Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ( Из опыта работы)»

какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть картинку какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Картинка про какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему

( Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»)

какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть картинку какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Картинка про какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться –

вот единственный курс учительской жизни…

Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Значит, появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей обучающихся;

формирование личностных качеств обучающихся;

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса;

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребёнка;

нестандартные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности;

технология развития критического мышления;

технология проблемно-диалогового обучения.

технологии модульного обучения;

индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальная работа с одарёнными детьми;

технология разноуровневого обучения;

Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность обучающихся.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе можно применять следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, исследование текста, групповая дискуссия, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, медиапроекты, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.

Хочу поделиться опытом работы по применению некоторых инновационных технологий в своей работе.

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

К современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Этого невозможно добиться без использования информационно-компьютерных технологий. Именно персональный компьютер и является в наше время незаменимым помощником в организации учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.).

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Жаль, что занятия с использованием ПК проводятся в нашей школе крайне редко из-за отсутствия достаточной материальной базы. Но когда это случается, заметно, как детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

К наиболее эффективным формам использования ИКТ на уроках следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу.

В своей практике использую информационно-компьютерные технологии на любом этапе урока и во внеурочное время:

во вступительном слове учителя или учащихся;

на этапе предъявления учебной информации;

на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем классификации, систематизации учебного материала;

при подготовке к ЕГЭ.

Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надежность и объективность оценки знаний, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности обучающегося.

ИКТ можно применять на уроках русского языка с целью закрепления орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий, как для групповой, так и для индивидуальной работы (с помощью мультимедийного проектора или персональных компьютеров в компьютерном классе); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках-лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках-зачетах (разные виды тестовых форм контроля).

Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми. Использование ИКТ на уроках решает не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программах по русскому языку и литературе. Все это способствует формированию разносторонне развитой личности.

Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребёнка

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности обучающихся, активизировать их творческую деятельность. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:

-распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

-определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

-найти и привлечь нужные ресурсы;

-точно реализовать имеющийся план, а при необходимости внести в него обоснованные изменения;

-оценить достигнутые результаты и проанализировать ошибки;

-осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетенции.

Зачастую школьники не умеют самостоятельно ставить перед собой цели и составлять план предстоящей работы, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность, гибко менять способы своих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства, ориентироваться в проблемной ситуации.

Таким образом, у школьников при хороших предметных знаниях отмечается низкая функциональная грамотность. Для преодоления этого я через метод проектов стараюсь обучать детей деятельности, то есть делаю учение мотивированным, учу ребят ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения её.

Работая над проектом, мы с детьми проходим следующие этапы:

-выявление проблемы (зачем делать этот проект, какую проблему я смогу решить, сделав его);

-формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта);

— формулирование темы проекта (как будет называться мой проект);

— описание ожидаемого результата, воплощенного в проектном продукте (каким должен стать материальный результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена);

планирование работы (каковы отдельные шаги, этапы работы; что предстоит делать, какие задачи решать на каждом этапе; каков график всей работы и сроки каждого её этапа; какие необходимы ресурсы для работы-источники информации, собственные знания и умения, помощь других людей, что из этого уже имеется и что еще понадобится, где это взять);

реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта, внесение обоснованных изменений в ход работы в случае необходимости);

— оформление письменной части (написание отчета о ходе и результате работы на основе анализа, формулирование выводов и описание работы);

презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта).

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной для него темой и делать это в увлекательной форме.

За последние два года мои ребята осуществляли творческие проекты, исследовательские проекты, игровые проекты, информационные проекты, например:

Достойные внимания знаки препинания.

Имя числительное как часть речи

Мини-сборник пословиц «О Родине».
Мини-сборник пословиц «О семье».
Мини-сборник пословиц «О дружбе».

Фразеологические обороты в русском языке.
Энциклопедия одного слова

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Подготовка и проведение конкурсов выразительного чтения

Поэтический вечер и выставка репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа»

Нестандартные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.

Развитию познавательной активности способствуют и нестандартные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Но при всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд,

Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы ы-и после ц”.

1. Женщина, умеющая гадать по руке, живущая в таборе.

2. Как называют плоды апельсинов, мандаринов, лимонов?

3. Пластина с цифрами, по которой перемещаются стрелки.

4. Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг.

5. Определенная ступень развития общества.

6. Устаревшее название профессии “парикмахер”.

7. Прикрикнуть на кого-то с угрозой.

8. Животные, которые пасутся стадами. (мн.ч.)

9. Птенец, вылупившийся из куриного яйца.

10. Транспортное средство, похожее на мопед, только мощнее.

(Цыганка, цитрусовые, циферблат, циркуль, цивилизация, цирюльник, цыкнуть, овцы, цыплёнок, мотоцикл.)

Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы о-ё после шипящих в корне”.

1. Что ела Свинья, героиня басни “Свинья под дубом”?

2. Маленькая лодочка.

3. Цвет, противоположный белому.

4. Предмет, помогающий почистить одежду.

5. Часть прически или стрижки, закрывающая лоб.

6. Синоним к прилагательному “ несвежий” (хлеб).

7. Повреждение кожного покрова в результате пожара.

8. Кислая ягода с небольшими шипами.

9. Лёгкая, струящаяся ткань.

(Жёлуди, чёлн, чёрный, щётка, чёлка, чёрствый, ожог, крыжовник, шёлк, пчёлка.)

и цифровой диктант

Цифровой диктант на правило “Буквы ы-и после ц”

Я утверждаю, что во всех перечисленных словах после Ц пишется буква И.

7. Сестрицын (платок).

и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым». Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку.

Кроссворд «Спрятанное слово»

Тема: «Удвоенные согласные»

Задание: подберите нужное слово и запишите его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

3. Место, где продают билеты.

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.

5. Дорога, покрытая асфальтом.

какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Смотреть картинку какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Картинка про какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему. Фото какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете объясните почему

Ответы: 1) хоккей, 2) аллея, 3) касса, 4) пассажир, 5) шоссе.

Объясните, для чего утвердились различные окончания и ударения в существительных про́пуски – пропуска́, про́воды – провода́, о́бразы – образа́. Какую общую закономерность можно здесь отметить?

Как правильно сказать: простыней – простынь, курей – кур, делов – дел?

Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений? (Сам не свой. Всего ничего. Сам по себе.)

Почему нельзя считать видовыми парами глаголы забега́ть и забе́гать, попада́ть и попа́дать?

Можно ли определить время глаголов используют, организуют?

В значении какого времени употреблены глаголы в предложениях:
Недели две назад еду я полем. Бежит как-то Косой лесом.

В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?

Какое местоимение можно записать одной буквой?

Какие два местоимения мешают автотранспорту?

Какие три местоимения самые чистые?

Какой остров Карибском море утверждает, что он одежда?

Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков?

Какой газ отрицает личное местоимение?

Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)

Выпишите в одну колонку словосочетания с качественными прилагательными, а в другую – с относительными. Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно записал все словосочетания.

Глинистый грунт, глиняный кувшин, бархатный голос, приветливая девочка, приветственная речь, сердечная мышца, сердечная встреча, хвалебный отзыв, лечебный препарат, суточная добыча, наблюдательный пункт, наблюдательный взгляд, бревенчатый сарай, рассыпчатый плов, комический персонаж, комичный случай, седая голова, седая старина, холодный взгляд, холодная зима.

За определенное время запишите пословицы и поговорки с глаголами: а) повелительного наклонения; б) сослагательного наклонения.

Образуйте от указанных глаголов полные причастия. От всех ли полных причастий можно образовать краткие формы? Докажите своё мнение.

Косить, хранить, держать, закрыть, Закрываться, умыть, умываться, потерять, решить, выучить, начать, сказать, написать, решить.

Раз, два, три – говори!

Замените словосочетания одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Хитрый человек. Житель Тулы. Смелый человек. Тот, кто богат на выдумки. Любящий мечтать. Тот, кто любит шутить. Участник игры. Тот, кто пашет землю. Сельский житель. Житель Харькова. Специалист по химии. Детёныш орла. Житель Томска. Момент бросания мяча. Женщина-повар. Собирающий коллекцию. Болтливая девочка. Берёзовая роща. Гриб, растущий под березами. Свойство доброго человека. Машина для молотьбы. Свойство чего-либо нового. Качество хвастливого человека. Синоним слова стройка. Существительное от глагола электрифицировать.

Я начну, а ты продолжи:

На все руки (мастер).

Держать язык (за зубами).

Прочитал книгу (от корки до корку).

Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.

В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания

-составление кроссвордов, ребусов, сказок,

-подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков,

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям,

— рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

— инсценировка художественного произведения;

— исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);

— создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

— продолжение неоконченных произведений;

— наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

— подготовка словарных диктантов;

— составление вопросника к зачету по теме;

— составление конспекта, опорных таблиц;

— презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Нестандартные формы проверки домашнего задания

Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Понятно, что роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Как сделать так, чтобы проверка обычного, не творческого, домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Чаще всего использую в своей работе

«Блиц-опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Узнай меня». На уроке литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (литературного героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции);

Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления.

Технология развития критического мышления

Поподробнее мне хочется остановиться на одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, технологий – технологии развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора – выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать школьника к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

На фазе вызова даю возможность обучающимся проанализировать то, что они знают по изучаемой теме, так как это создаёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей, создающих необходимый внутренний мотив к процессу учения. Ведь лучше учащиеся усваивают ту тему, о которой они уже что-то знают. И в этом случае им проще принять решение, потому что они опираются на собственный опыт. И для меня важно, чтобы ученики сами поставили цели урока.

Для реализации этой цели стараюсь использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся:

приём конструирования (слов, предложений по заданным схемам);

приём семантизации( раскрытые значения непонятных слов);

приём перекрёстной дискуссии;

постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);

поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

Использую эти приёмы и подготовке к ЕГЭ.

На этапе рефлексии оцениваю результаты работы учеников, используя как письменные, так и устные формы работы. Важно, чтобы этот процесс обучающиеся осуществляли самостоятельно, без принуждения учителя. Если это устная форма, то стараюсь оценивать не только работу учащихся, но и свои ощущения по поводу происходящего на уроке. Понятно, что ответы бывают разные. Некоторые суждения нуждаются в дискуссии. В любом случае этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления. Живой обмен мнениями даёт возможность расширить свой выразительный словарь. На фазе рефлексии использую сочетание индивидуальной и групповой работы. В процессе индивидуальной работы обучающиеся выполняют различные виды письма: эссе, сочинения-миниатюры, синквейны.

Один из приемов, используемый мной в работе по технологии критического мышления, – дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому первоначально знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли. Основные задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий, переосмысление полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участников, совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача – обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогического общения, становлению самостоятельности мышления.

На уроках литературы в старших классах часто обращаюсь к эссе. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Как правило, ребята имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. В конце урока можно предложить 5-минутное эссе, чтобы помочь обучающимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя это возможность получить обратную связь, поэтому можно предложить обучающимся два пункта: написать, что они узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;

вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные слова
именные, глагольные
не выступают, выражают, дают
указывают на способ выражения мысли
слова

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено действие

Синквейн на тему Время (глагола)

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Синквейн на тему Книга

Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Синквейн на тему Былина

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Применение этой технологии позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления обучающихся, когда знания добываются собственным трудом. В процессе урока дети заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу таким образом, что ребята самостоятельно отыскивают нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им известно, а что еще надо найти. При таком методе работы внимание обучающихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. В результате обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации.

Структура проблемно-диалогового урока очень четкая:

создание проблемной ситуации (противоречия);

эмоциональный отклик (удивление или затруднение);

формулировка вопроса или темы;

поиск решения (выдвижение и проверка гипотез).

Для создания проблемной ситуации предлагаю ученикам такие задания, которые позволяют создать ситуацию неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Задание должно озадачить ребят, вызвать массу вопросов, повлечь за собой выдвижение гипотез.

В программе по русскому языку есть тема, которая изучается 1 час. Это « Правописание буквы И-Ы после приставок на согласную». Работа проводилась в группах. Каждая группа получила карточки со словами, в которых нужно было вставить пропущенные буквы

Вставить пропущенные буквы

БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ, РАЗ_ГРАЛСЯ.

Проверка привела детей в недоумение: оказывается, абсолютно все допустили ошибки при выполнении задания. Все удивлены, озадачены, сразу возникают вопросы, которые приводят к формулировке темы, постановке цели. Дальше – выдвижение и проверка гипотез. С урока дети уходят довольные тем, что в итоге сами сумели разрешить проблемную ситуацию, ответить на все вопросы.

Я считаю, что применение современных инновационных технологий способствует сохранению и укреплению такого многофакторного понятия, как здоровье, помогает развитию общеучебных навыков, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию.

Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:

-обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;

-виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

-число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не менее трех;

использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.

Уроки русского языка и литературы имеют огромное значение в формировании нравственного и эмоционального здоровья обучающихся.

Применение на уроках современных образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.

В соответствии с особенностями каждого ученика, я составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания ученика, продуктивнее его работа. Ребятам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему. Эти дети хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Учащимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы подбираю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, так как эти ребята быстро устают и им нужно часто менять виды деятельности.

На уроках литературы часто не обойтись без исторического комментария. Его приходится привлекать при изучении таких тем, как Жития Святых, произведений, которые затрагивают исторические личности, такие как «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и другие. И без подробного исторического комментария не обойтись.

Литература стоит в ряду видов искусства, и её невозможно изучать без привлечения смежных видов искусства: музыки, живописи, скульптуры. И на уроках начинает звучать музыка, анализируются произведения живописи. Часто это лучше делать с помощью заранее приготовленных видеоклипов. Ведь на уроке надо соблюдать и такой принцип, как эстетичность, и хорошо представленный наглядный материал многое может сделать в эстетическом воспитании наших учеников.

Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся.

Использование этих подходов позволяет мне не только достигать образовательных и воспитательных целей, но и способствует сохранению физического, психического, эмоционального и нравственного здоровья детей.

Важным компонентом эффективности урока является благоприятный эмоциональный фон. Для его достижения использую методы эмоциональной раскачки, медитативнорелаксирующие упражнения на рефлексию, визуализацию, релаксацию. Это могут быть приветствия в начале урока (« Я рад тебя видеть», « Ты хорошо выглядишь» и др.)

Для снятия учебного напряжения включаю релаксирующую музыку, прошу ребят принять расслабленную позу, дышать глубже, представить лес, аромат лесной поляны, журчание ручья, шелест листвы.

Считаю, что эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «Хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в нужный момент и в подходящей форме лишается в большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению. Несколько уместных шуток в течение урока – показатель его качества. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляет творческий настрой. Поэтому я всегда стараюсь помочь ребятам правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и нравственного здоровья. И если после моего урока дети не выглядят уставшими, если у них хорошее настроение, если они удивляются тому, что урок прошел так быстро, и хотят его продолжения, то я думаю, что все мы с ними делали правильно и завтра они опять придут на урок с желанием и интересом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *