какие особенности характерны для процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Статья «Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности познавательной деятельности детей
с интеллектуальной недостаточностью
В результате органических изменений центральной нервной системы, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения в работе всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. Недоразвитие познавательной деятельности сказывается на процессах познания. В результате дети с интеллектуальной недостаточностью получают неполные, порой искаженные представления об окружающем мире, что сказывается на формировании социального опыта детей.
У детей данной квалификационной характеристики нарушена первая ступень познания – восприятие и ощущение. Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями обобщенности, замедленностью темпа, по сравнению с нормально развивающимися детьми, нарушениями избирательности, константности, дифференцированности. Дети с трудом узнают знакомые предметы при изменении их местоположения, испытывают сложности при узнавании контурного, схематического изображения предметов.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени.
Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами. Эксперименты доказывают, что темп восприятий у детей с интеллектуальной недостаточностью замедлен. Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Дети с интеллектуальной недостаточностью замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Следующей особенностью ощущений и восприятий детей с интеллектуальной недостаточностью является их выраженная недифференцированность. Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо различают сходные предметы при их узнавании.
Восприятие и ощущение тесно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, сравнений, обобщений, абстракций и конкретизаций.
Дети с интеллектуальной недостаточностью бессистемно анализируют предмет, выделяя в нем наиболее яркие части, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части. Из-за несовершенства анализа затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его не только в целом, но и постигнуть связь этого предмета с остальными предметами человеческого знания.
Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения. Они могут сравнивать предметы, как по несущественным, так и по несопоставимым признакам. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации.
Для детей с интеллектуальной недостаточности затруднена операция обобщения. Они «не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать их, затрудняются разграничивать признаки, выделение которых дает возможность подчеркивать своеобразие предмета или объекта»… «Отличительной чертой мышления детей данной категории является некритичность, трудность анализа своей работы. Дети, как правило, не замечают ошибок, не понимают своих неудач. Часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции и не поняв цели задания»
«Особенности восприятия и мышления тесно связаны с особенностями памяти. Для памяти детей с интеллектуальной недостаточностью характерны: трудность запоминания и сохранения информации, неточность воспроизведения. Дети лучше запоминают внешние, яркие, иногда случайные признаки предмета; труднее осознают и запоминают внутренние логические связи».
Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения. Больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание.
В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
Диффузный характер олигофрении приводит к нарушению личности ребенка в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов.
Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. В речи преобладают имена существительные, значительно меньше слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Замедленно протекает процесс овладения фразовой речью. Структура предложений многих детей примитивна. В некоторых случаях они используют развернутые фразы, но смысла не понимают.
Таким образом, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, у них с трудом формируется временные представления и социальный опыт.
Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта
Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)
Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие ребенка.
Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений,навыков:
— Повторяемость учебного материала. У ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы отмечаются нарушения свойств памяти.Пример : для усвоения представлений о геометрической форме требуется более 20 повторений ее названия и свойств).
— Формирование переноса полученных знаний, способа действий из одной ситуации в другую, повторение одного и того же программного материала в новых ситуациях и по отношению к новым объектам.Пример: Формирование у детей 1 года обучения представлений о величине – большое и маленькое.Виды работы по данной теме : 1) собираем шарики в корзинки – большие в большую корзинку, маленькие в маленькую; 2) складываем разнообразные пирамидки; 3) собираем кубы-вклады ; 4) строим башни из кубиков разной величины ; 5) проталкиваем кубики 2-х величины в квадратные окошечки 2-х величин; 6) строим для большой матрешки большой дом и мебель из крупного строителя, для маленькой из мелкого; 7) одеваем на прогулку большую и маленькую куклу подбирая им одежду двух величин; 8) устраиваем для кукол комнаты, подбирая мебель по величине и т. п.
Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные, в том числе, и специфические методы и приемы обучения, обусловленные особенностями развития психической деятельности у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
Необходимо помнить, что в процессе обучения должны сочетаться все методы и приемы – наглядные, словесные, практические. При этом важно правильно подбирать их в соответствии с уровнем развития каждого воспитанника. В случае, если ребенок затрудняется выполнить предложенное задание – опуститься к более низкому уровню способа обучения, например, от образца к поэтапному обучению. И, напротив, нельзя задерживать ребенка в развитии обучая способом подражания, если он может действовать по образцу.
Обучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой форме «Учимся, играя». Обучение чтению в игровой форме, пожалуй, самая доступная и интересная методика для детей. Само название говорит за себя.
Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.
Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «Весна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Весна» Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять.
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Задачи: Задачи: Образовательные цели: обучение составлению.
Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.
Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С восприятия предметов и явлений.
Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.
Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.
Статья Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Волкова Е.Л., воспитатель,
ГБОУ школа №432 Колпинского района
«Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой.
Родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью необходимо объяснить суть обучения по программе для детей с умственной отсталостью, какой документ получит после окончания обучения.
Если родители согласны с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по названной выше программе. Кроме того, желательно под роспись ознакомить их с тем, какой документ получит ребёнок по окончании школы.
Если родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют, а педагоги продолжают учить ребёнка по общеобразовательной программе и адекватно оценивая. В этом случае желательно под роспись ознакомить родителей с тем, что если по окончании школы ребёнок не сможет сдать экзамены, то ему будет выдана справка, а не аттестат.
АОП кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:
Другой учебный план, следовательно, другие предметы.
На первой образовательной ступени обучение осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, что позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.
На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают ;
Другое содержание, объём и глубина учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы);
Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организованно с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9 классов для указанной категории. Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно;
Другие методы и приёмы обучения ;
В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению по билетам;
Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство установленного образца).
Необходимо продумать расписание уроков для ребёнка. Оно тоже будет совсем другое, нежели у всех остальных учеников в классе, поэтому очень важно составить его так, чтобы было всем удобно. Возможно, этот ученик будет посещать занятия у логопеда или психолога в то время, пока весь класс занимается физикой или химией, или он пойдёт на урок технологии. Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно.
Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ:
учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащийся с нарушением интеллекта выполняет самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного;
затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с учащимся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
Структура урока при внутренней дифференциации
Организация работы по общеобразовательной программе
Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида
Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, специфичностью их познавательной деятельности и психического развития в целом.
Восприятие изучаемого материала является исходным моментом познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследованиями установлено, что «активность и целенаправленность ощущений и восприятий учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида снижены, избирательность, осмысление нарушены. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования» (Еременко И.Г.).
Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществляется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, когда учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизведены в достаточном объеме. Огромную роль при этом играет систематическое повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и для коррекции мыслительной деятельности.
Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только дефектом, что, естественно, важно, но и необходимостью переработки информации, использования ее в практической деятельности. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко менять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем:
— адаптация содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушениями интеллекта;
— обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А. Н. Граборов);
— организация процесса обучения в замедленном темпе;
— организация систематического повторения в обучении;
— последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений;
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— использование игры как дидактического подхода к овладению знаниями;
— соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности;
— использование труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный).
Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит воспитывающий характер, смысл его заключается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происходит формирование у школьников положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в дальнейшем и трудовом коллективе.
Таким образом, особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:
1. Коррекционная направленность процесса обучения. В процессе обучения осуществляется опора на наиболее сохранные стороны познавательной деятельности, а также коррекция вторичных отклонений развития.
2. Практическая направленность обучения, обусловленная тем, что участие в практической деятельности – наиболее доступный путь познания для школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также условие для наилучшего осознания учебного материала, его закрепления и применения в деятельности.
3. Наглядный характер обучения. Наглядность в обучении доводится до очевидности, что создает условия для коррекции несовершенного восприятия и сформированных представлений у учащихся, способствует осознанию ими сущности изучаемых предметов и явлений.
4. Замедленный характер обучения, обусловленный тем, что школьникам требуется больше времени для восприятия, усвоения и воспроизведения информации.
5. Упрощенность содержания образования (за счет уменьшения количества и способов решения учебно-познавательных задач)
6. Алгоритмический характер обучения.
7. На всех этапах обучения ведущей является прямая форма руководства учителем, а активность и самостоятельность учащихся не достигает достаточного уровня.
Задание
Заполнить таблицу «Функции учителя и ученика на разных этапах процесса обучения»
Компоненты процесса обучения | Сущностная характеристика компонента | Функции учителя специальной школы | Функции ученика с интеллектуальной недостаточностью. |
Целевой | |||
Стимулирующе-мотивационный | |||
Содержательный | |||
Операционно-деятельностный | |||
Контрольно-регулировочный | |||
Оценочно-результативный |
Самостоятельная работа:
1. Контрольная работа (по итогам 2 раздела)
2. Написание рефератов по теме «Возможности применения технологий обучения в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью».
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. 2000.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
3. Голуб В.Ф. Основы общей дидактики. М. 1998.
4. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М. 2005.
5. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. М. 1982.
6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М. 2001.
8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
9. Обучение детей с нарушением интеллекта /Под ред. Б.П. Пузанова М. 2000.
10. Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону. 2005.
11. Сластенин В.А. Педагогика. М. 2000.
12. Теоретические основы процесса обучения. /Под ред. В.В. Краевского. М. 1989.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
Елена ДМИТРИЕВА
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
Практическая реализация специального воспитания детей с нарушениями интеллекта связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (комбинированного) вида.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.
Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения, так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Системный подход требует изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами – семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с выявленными отклонениями, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системеМинистерства образования на базе следующих учреждений:
– специальные (коррекционные)образовательные учреждения для воспитанниковс отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– дошкольные образовательные (коррекционные)учреждения для детей с нарушением интеллекта;
– группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветителъскую, консультативно-рекомендательную, обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.
Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
Исследователи рассматривают следующие блоки задач, которые реализуются в специальном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.
Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Часть 1. Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Ритуал приветствия Приветствие сопровождается.
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с ЗПР Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с ЗПР Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития.
Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта 1.2 Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают.
Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.
Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич.
Система работы воспитателя в период адаптации вновь поступивших детей с ментальными нарушениями в Цссв Смена учебного заведения для любого ребёнка – это всегда стресс. У некоторых детей процесс адаптации к новым условиям протекает легче и.
Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные.