какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас), дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата, упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение имеет свои «слабые» стороны, поскольку оно требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы).

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

— подведение детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— постановка проблемных задач.

Проблемные ситуации можно моделировать в ходе занятий, сюжетно-ролевых игр, режимных моментов, в процессе формирования знаний о безопасности, развития творческого мышления, общения детей и пр.

Характерные признаки проблемности на занятии:

— Возникает состояние интеллектуального затруднения;

— Возникает противоречивая ситуация;

— Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему предстоит узнать для решения задачи.

Уровни проблемности в обучении:

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение (частично-поисковый метод).

Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.

Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

Этапы решения проблемных ситуаций:

Анализ проблемы с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

Процесс решения проблемы путем выдвижения гипотез, идей. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Проблемная ситуация №1 для детей старшего дошкольного возраста в ходе занятия на тему: «Фрукты».

Материал: фрукты, вода, соковыжималка, марля, салфетки, чашка.

Ход : Изучая тему «Вода», воспитатель сообщает детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Затем воспитатель озвучивает проблемную ситуацию: «Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?»

Дети, посмотрев внимательно на фрукты, выложенные на столе (яблоки, лимон, апельсин), с удивлением спрашивают: «Где же во фруктах вода?».

Педагог внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении и постепенно подводит детей к мысли: «Что же можно сделать, чтобы убедиться, что во фруктах есть вода?»

Ребята приходят к мысли, что если во фруктах есть вода, то она должна их них вытекать. Чтобы убедиться в этом, надо фрукты отжать через марлю или соковыжималку.

Осуществляем эксперимент. Находим подтверждение идеи.

Проблемная ситуация №2 для детей среднего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры «Больница»

Материал: атрибуты для игры «Больница», различные игрушки.

Ход : Педагог сообщает детям, что в их больницу пришло новое оборудование. Его нужно распаковать и решить, каким врачам оно нужнее. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много» и предлагает детям для обсудить различные варианты разрешения данной ситуации :

-обосновать, какому врачу данная игрушка (оборудование) нужнее и почему;

-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

-никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;

-играть всем вместе;

-играть с игрушкой по очереди;

-отдать игрушку Софии, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Источник

Презентация на тему: «Технология проблемного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Смотреть фото какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Смотреть картинку какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Картинка про какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Фото какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология проблемного обучения на уровне учебных ситуаций Митрачкова С. В., учитель математики МБОУ СОШ № 10 им. П. А. Пономарева

Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». И.Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем…». Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач. Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом принципа проблемности;…».

Немного теории М.И. Махмутов указывает следующие типы проблемных ситуаций : • при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения; • при организации практической работы обучаемых; • при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях; • при формулировании гипотез; • при исследовательских рассуждениях.

Немного теории три вида проблемного обучения: • научное творчество — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; • практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; • художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Немного теории Уровни проблемного обучения : 1 уровень – Проблемное изложение учебного материала. Учитель формулирует проблему и показывает пути ее решения. Ученик усваивает приёмы логического мышления репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя; 2 уровень –Создание решения проблемных ситуаций по аналогии. учитель создаёт проблемную ситуацию, указывает на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей её решения и в процесс самого решения; 3 уровень – Решение мини – исследовательских заданий. учитель формулирует проблему, определяет те учебные знания, которые необходимы для ее решения, пути выхода из нее. 4 уровень – Исследовательский. Учащимся предлагается решать проблемную ситуацию, которая им незнакома.

Сильные стороны проблемного обучения Способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Обеспечивает более прочное усвоение знаний; Развивает аналитическое мышление. Способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях. Приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение.

Слабые стороны проблемного обучения большие затраты времени на достижение запланированных результатов слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся Недостаточная эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

Источник

Сценарий педагогического диспута «Плюсы и минусы проблемного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сценарий педагогического диспута «Плюсы и минусы проблемного обучения»

Учителя распределяются на две команды по интересам. Предлагаются вопросы для предварительного обсуждения.

Технология проблемного обучения ставит своей целью : приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Как вы считаете, реальна ли эта цель? Приведите примеры из практики и подтвердите свои аргументы.

Проблемные методы – это методы, основанные на поиске решений сложных вопросов, требующих знаний вопроса, умения анализировать и обобщать. Как вы думаете, когда следует этому учить? Приведите примеры из практики и подтвердите свои аргументы.

В теории проблемного обучения считается, что его можно использовать на всех этапах усвоения знаний. Каковы основные условия для успешного создания проблемных ситуаций? Приведите примеры из практики и подтвердите свои аргументы.

Мы собрались, чтобы обсудить вопрос о приемлемости использования проблемного обучения в нашем школьном сообществе. На прошлом педсовете мнения разделились: одна группа считает, что эта технология имеет много положительного, и её следует использовать; другая – полагает, что технология имеет много минусов, и она не достойна нашего внимания.

Целью диспута является достижение понимания значимости технологии проблемного обучения.

Кроме того, наше общение поможет решить несколько задач:

Составить чёткое представление о том, какие положительные изменения может принести эта технология. Какими способами достичь этих изменений (как усилить плюсы).

Представлять недостатки использования. Как снизить отрицательные проявления (уменьшить минусы).

Развить навык делового общения с коллегами, тренироваться в грамотном ведении диалога.

Учиться участвовать в дискуссии, чтобы научить этому учеников.

Порядок диспута (распечатывается командам)

Вступительное слово ведущего.

Основное выступление команды 1.

Основное выступление команды 2.

Расширенное обоснование отдельных положений (поочерёдно от каждой команды)

Выступления в прениях.

Заключительное слово ведущего.

Регламент (распечатывается командам)

В правильном ведении диспута нас регламентируют эксперты.

С нами вместе работают: эксперт по ведению диспута (следит за регламентом), эксперт по оценке выступлений (подсчитывает баллы за выступления), секретарь (фиксирует выступления).

Просьба к руководителям команд предоставить свои выступления в письменном виде секретарю для более точной фиксации выступлений.

Для начала диспута определим порядок выступлений – по жребию.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мышление ребёнка в процессе познания.

Перечислю преимущества технологии проблемного обучения:

— самостоятельное добывание знаний;

— обеспечивает прочные результаты обучения;

— активизирует познавательную деятельность учащихся;

— развивают ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность.

Развивается речь детей, они учатся спорить, доказывать, признавать свои ошибки и формировать собственное мнение, работая в команде.

Проблемные ситуации можно поставить практически по всем предметам и с использованием различных наглядных материалов и медиа-ресурсов.

Признавая справедливость высказываний наших оппонентов, хотелось бы обратить внимание на то, что существует ряд недостатков, которые негативно влияют на образовательный процесс: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельности учащихся, большие затраты времени при подготовке учителя к урокам, неготовность учеников, отсутствие единых критериев оценивания такой деятельности.

Первый «плюс»: технология проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности, обеспечивает прочные результаты обучения, активизирует потенциал обучения и положительную реакцию на способ решения новой задачи.

Ведущий. Можно ли усилить этот плюс?

Практика показывает, что только при тщательной подготовке учителя, можно получить максимальный результат

Первый «минус»: оно оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путём использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Очевидна ещё и нерациональная трата времени.

Ведущий. Как Вы считаете, можно ли сделать этот недостаток минимальным?

Разрабатывая программы, можно объединять усилия и опыт постановки проблемных ситуаций.

Второй «плюс»: технология проблемного обучения создаёт возможности для развития у учащихся внимательности, наблюдательности.

Второй «минус»: проблемное обучение в меньшей степени (чем другие технологии обучения) применимо при формировании практических умений и навыков.

Ведущий. Как Вы считаете, можно ли сделать этот недостаток минимальным?

Может быть, не использовать их на этапе освоения практических умений?

Можно использовать мини-проблемы

Третий «плюс»: технология проблемного обучения в значительной степени активизирует мышление и познавательную деятельность учащихся.

Третий «минус»: постоянное применение технологии проблемного обучения требует от учителя больших затрат времени, высокого педагогического мастерства, физических и эмоциональных усилий. Не каждый ребёнок быстро включается в проблемно-поисковую деятельность. Трудность в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный. В связи с этим возникают различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний. Поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода, своевременная помощь и внимание каждому ученику, что влечёт за собой большую и трудоёмкую работу учителя, рассчитанную на особенности каждого обучающегося.

А. Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, зато оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа.

Четвёртый «минус»: для реализации технологии необходимо учитывать не только общий уровень развития детей, но и имеющиеся у них знания, т.е. у ребёнка должна уже быть сформированы такие УУД, как умение работы с различными источниками информации, анализ, умение планировать свою деятельность, умение оформлять свои мысли, высказывать их. Проблема, решаемая на уроке, должна быть актуальна для детей, значима. Дети приходят в школу с разной подготовкой. При использовании этой технологии применимы групповые, парные, но не индивидуальные формы работы. У детей должны быть сформированы коммуникативные навыки.

Ведущий. Как Вы считаете, можно ли сделать этот недостаток минимальным?

При использовании этой технологии применимы групповые, парные, но не индивидуальные формы работы. У детей должны быть сформированы коммуникативные навыки. Эту технологию надо включать в образовательный процесс осознанно, с предварительной подготовкой.

Пятый «плюс»: самостоятельно добытые истины сложнее забываются, а в случае забывания – быстрее восстанавливаются. Решая проблему самостоятельно, лучше усваивается материал и формируется поисковая деятельность, т.е. приобретаемые знания носят не кратковременный характер, а долговременный.

Пятый минус : трудность в оценке познавательной деятельности учеников.

Ведущий. Как Вы считаете, можно ли сделать этот недостаток минимальным?

Оценивать работу самими учениками, коллективно выставлять оценку

Заключительное слово ведущего.

Мы не одиноки в сомнениях по поводу использования технологии проблемного обучения. С одной стороны учёные и практики утверждают высокую пользу этой технологии, а с другой стороны признают трудности в её использовании. Так Мирза Исмаилович Махмутов педагог-теоретик связывал основные трудности проблемного обучения с недостаточностью разработки способов организации и сложностью переработки учебного материала. Он считал, что учителя к этому не готовы (умер в 2008г.).

Но мы теперь знаем все плюсы и минусы выбранной нами технологии, знаем, как усилить плюсы и нейтрализовать минусы. – Это и было основной целью нашего диспута.

Пока эксперты готовятся к оглашению результатов, можно ответить на вопросы.

Учащиеся не знают способов решения задачи, а такой тип заданий уже разобран – это проблемная ситуация или нет?

Новый материал разобран, а ученики не могут применить его для дальнейшего использования – это проблемная ситуация, или нет.

Действия, связанные с моделированием, можно ли отнести к способам решения проблемы?

Ученик самостоятельно прочитал материал, выучил правила – это проблемное обучение?

Ученик сам определил те положения, которых он не знает для усвоения материала. Это проблемное обучение?

Подведение итогов работы команд, определение победителей.

Кто готов поделиться своими наработками по проблемному обучению?

Варианты представления опыта: открытый урок, открытое внеурочное занятие, открытый классный час, публикация в школьном электронном сборнике, выступление на МО, выступление на педсовете.

Источник

Проблемное обучение как средство развития личности ребенка-дошкольника

какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Смотреть фото какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Смотреть картинку какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Картинка про какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест. Фото какие слабые стороны имеет проблемное обучение ответ на тест Любовь Диулина
Проблемное обучение как средство развития личности ребенка-дошкольника

Проблемное обучение – средство развития личности ребенка – дошкольника.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность, побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Также хочу сказать и о известной методике ТРИЗ.

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании.В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить ребёнка к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире.

Использование разнообразных методов и приёмов активного обучения пробуждает у дошкольников интерес к познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи)

При проблемном обучениидеятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает,в какой форме проводить работу с детьми: групповой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучениевключает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Три основные формы проблемного обучения в ДОУ.

Проблемный вопрос

Проблемная задача

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос, а вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

— Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

3)Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Проблемная ситуация №1

Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду, сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация №2.

Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми:

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

• Дым в соседней квартире. Твои действия?

• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

• Сказка «Репка».У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

• Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

• Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Боязнь допустить, ошибку сковывает инициативу ребёнка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого».

Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *