какие слабые стороны имеет проблемное обучение в доу
Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас), дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата, упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение имеет свои «слабые» стороны, поскольку оно требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы).
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
— подведение детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— постановка проблемных задач.
Проблемные ситуации можно моделировать в ходе занятий, сюжетно-ролевых игр, режимных моментов, в процессе формирования знаний о безопасности, развития творческого мышления, общения детей и пр.
Характерные признаки проблемности на занятии:
— Возникает состояние интеллектуального затруднения;
— Возникает противоречивая ситуация;
— Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему предстоит узнать для решения задачи.
Уровни проблемности в обучении:
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение (частично-поисковый метод).
Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.
Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.
Этапы решения проблемных ситуаций:
Анализ проблемы с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
Процесс решения проблемы путем выдвижения гипотез, идей. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Проблемная ситуация №1 для детей старшего дошкольного возраста в ходе занятия на тему: «Фрукты».
Материал: фрукты, вода, соковыжималка, марля, салфетки, чашка.
Ход : Изучая тему «Вода», воспитатель сообщает детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.
Затем воспитатель озвучивает проблемную ситуацию: «Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?»
Дети, посмотрев внимательно на фрукты, выложенные на столе (яблоки, лимон, апельсин), с удивлением спрашивают: «Где же во фруктах вода?».
Педагог внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении и постепенно подводит детей к мысли: «Что же можно сделать, чтобы убедиться, что во фруктах есть вода?»
Ребята приходят к мысли, что если во фруктах есть вода, то она должна их них вытекать. Чтобы убедиться в этом, надо фрукты отжать через марлю или соковыжималку.
Осуществляем эксперимент. Находим подтверждение идеи.
Проблемная ситуация №2 для детей среднего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры «Больница»
Материал: атрибуты для игры «Больница», различные игрушки.
Ход : Педагог сообщает детям, что в их больницу пришло новое оборудование. Его нужно распаковать и решить, каким врачам оно нужнее. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?
Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много» и предлагает детям для обсудить различные варианты разрешения данной ситуации :
-обосновать, какому врачу данная игрушка (оборудование) нужнее и почему;
-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
-никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
-играть всем вместе;
-играть с игрушкой по очереди;
-отдать игрушку Софии, потому что она самая грустная и др.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.
Конспекты по педагогике «характеристика типов обучения детей дошкольного возраста (прямой, опосредованный, проблемный). Их достоинства и недостатки.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
характеристика типов обучения детей дошкольного возраста (прямой, опосредованный, проблемный). Их достоинства и недостатки.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.
На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.
Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.
Объясните, в чем вы видите сильные и слабые стороны проблемного, прямого и опосредованного обучения детей дошкольного возраста
Оно позволяет дать большой группе людей какое-то содержание в достаточно короткий срок
Последовательное и ясное изложение основного содержания темы
Высокая степень управления процессом обучения
Эффективное использование времени
Возможность установить и проанализировать связи между разными идеями
Большинство обучающихся разного возраста при помощи прямого обучения успешно усваивают грамматику, законы физики, правила извлечения корней
Низкая познавательная мотивация
Прямая задача научить, которую ставит педагог, так и остается задачей педагога, дошкольники, даже выполняя все инструкции обучающего, не ориентируются осознано на цель
Недостаточные возможности для творческой мысли
Прямое обучение вызывает сильную усталость и ведет к переутомлению
Активизация мыслительной деятельности дошкольников
Прочное усвоение знаний
Развитие сотрудничества и коллективизма
Сложно подобрать проблемную ситуацию, адекватной трудности для всех дошкольников – разный опыт, разный темп деятельности
Трудозатраты и затраты времени
Среда побуждает к приобретению знаний
Активная познавательная позиция дошкольника
Прочное усвоение знаний
Отсутствие ярко выраженного обучающего приводит к тому, что обучающийся при обнаружении своих новых способностей чувствует себя источником и полноценным субъектом обучения, а результаты косвенного обучения оказываются гораздо прочнее результатов прямого обучения
Оно требует от обучающихся гораздо меньше усилий, нежели обучение прямое
Необходимость тщательной предварительной подготовки
Трудозатраты и затраты времени на начальном этапе
Необходимо вкладывать средства в формирование обучающей среды
Индивидуальный подход к каждому наиболее эффективен в небольших группах
Нельзя точно предугадать, какими будут результаты
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Объясните, в чем вы видите сильные и слабые стороны проблемного, прямого и опосредованного обучения детей дошкольного возраста
Объясните, в чем вы видите сильные и слабые стороны проблемного, прямого и опосредованного обучения детей дошкольного возраста
Объясните, в чем вы видите сильные и слабые стороны проблемного, прямого и опосредованного обучения детей дошкольного возраста
Использование технологий проблемного обучения в ДОУ
Алла
Использование технологий проблемного обучения в ДОУ
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы. К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно- тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника. Из истории проблемного обучения с изменениями в обществе появилась необходимость, реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. СЛАЙД2
Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша.
Что такое «проблемное обучение»? СЛАЙД 3 По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это «. процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно- познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем». Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисково- самостоятельную деятельность. Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания. СЛАЙД4
Особенности проблемного обучения.
знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;
правила или инструкции не предлагаются;
поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога.
Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.
Этапы организации проблемного обучения Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых – формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л.Рубинштейн отмечает: «. особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие». Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими, известными ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака, действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4 лет еще не может, так как не хватает знаний о природных и физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая самые немыслимые варианты ответов. Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу. Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.Например: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с понятием ветра как природного явления. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 5 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления,можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:
1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и серию картинок.
3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй узор», «Опиши узоры: какие они?». Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для творчества и познавательной активности детей. При помощью различных опытов можно ознакомить детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д., весом предметов (тяжелый, легкий, растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта (краткосрочного или длительного, а также как развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать для воспитанников группы приключенческий квест «Тайны и загадки волшебницы Зимы», в содержание которого включить самые разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения совместного досуга детей и взрослых, и ознакомления родителей с основами такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное обучение. СЛАЙД 15,16,17.
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий.
Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.
Практическая работа с воспитателями – опыт с металлической крышкой от банки (кастрюли).
Играя летом с водой на участке, у ребёнка возник вопрос, почему металлическая крышка не тонет. Прежний опыт и знания ребёнка о свойствах материалов идут в противоречие с данным открытием. Ребёнок уже знает, что металлические предметы тяжёлые и в воде тонут. На примере данной проблемной ситуации рассмотрим алгоритм её решения, состоящий из 5 этапов постановка проблемы – «Почему металлическая крышка не утонула?»
актуализация знаний детей – «Металл тяжёлый, все предметы, сделанные из металла, в воде тонут»
выдвижение гипотез, предположений – «Эта крышка лёгкая», «Крышка лежит на воде, она большая, широкая, поэтому не утонула»… проверка решения – «Крышку переворачиваем вниз бортиками – она тонет. Бортики держали крышку? (наполняем крышку песком – крышка тонет. Чем же заполнена крышка с бортиками? (воздухом)».
Введение в систему знаний – «Воздух позволяет удержать крышку с бортиками на воде, т. к. воздух легче воды»).
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.
Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.
Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.
Проблемное обучение в ДОУ
светлана кузнецова
Проблемное обучение в ДОУ
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
Проблемное обучение в ДОУ
Кузнецова Светлана Викторовна
Воспитатель ГБОУ Школа №1387 дошкольное подразделение «Семицветик»
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного
образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых
знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит
кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно
не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной
информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать»,
сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач,
проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.
К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников.
Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-
тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон
таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но
суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о
том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект.
Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно
познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно
направляя деятельность дошкольника. Из истории проблемного обучения
С изменениями в обществе появилась необходимость реформации
процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого
инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение
связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор
разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение
путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой
основным принципом было получение знаний путем самостоятельной
исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего
интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной
активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные
идеи в то время не прижились и были подвержены критики.
В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е
годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в
обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника
в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально
поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые
знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность
малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие
педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В.
Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А.
Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др. Что такое «проблемное обучение»?
По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это
«. процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в
основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,
характеризующийся систематической самостоятельной учебно-
познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и
способов действия путем решения учебных проблем».
Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение
детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на
поисковую самостоятельную деятельность.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает
познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам
возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом
имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети
учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно
организовывать процесс познания.
Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:
осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
развитие самостоятельной познавательной активности;
формирование способности к самостоятельному исследованию.
Классификация проблемных ситуаций
М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных
ситуаций в образовательном процессе:1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения
2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых
3. Возникновение противоречия между тем как теоретически можно
решить проблему и невозможностью реализации выбранного способа
4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим
результатом и отсутствием теоретического обоснования.
Этапы организации проблемного обучения
Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых –
формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации
противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную
деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л.
Рубинштейн отмечает: «. особенно острую проблемность ситуация
приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной
ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс
мышления, направленной на их «снятие».
Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему
плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися
знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение
облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными
ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака,
действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4
лет еще не может, так как не хватет знаний о природных и физических
явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном
этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний,
предлагая самые немыслимые варианты ответов. Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и
организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет
двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль
отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить
эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал,
благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном
случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие
пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы,
обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные
знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.
Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут
можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.
Например,такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока
воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение
того, что облака плывут из-за ветра.
На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного
обучения:
Схема 1. Этапы проблемного обученияВозникновение
проблемной ситуации
проблемного вопроса
Уровни проблемного обучения
Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ
необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не
могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные
задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни
проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от
простого к сложному:
1. уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты.
Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по
образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например,
объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как
«прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
2. уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут
гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами
воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верномурешение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно
ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные
версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов
воспитателя или наглядных материалов.
3. уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя
приходят к правильному решению задачи.
4. уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти
самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные
решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Как создать проблемную ситуацию?
Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и
воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил
создания проблемной ситуации:
1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной
задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не
активизирует критическое мышление, познавательную и
исследовательскую активность дошкольников. В то же время
непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и
мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести
и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников:
неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять
собственную точку зрения и т. д.
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным
наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либопрограммный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с
понятием ветра как природного явления.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление,
волнение, радость успеха значительно повышают педагогический
эффект «проблемного обучения».
Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма
проблемного обучения в ДОУ
Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного
обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день
дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних
условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3-4
лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого
объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям
полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:
1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети
самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров
на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и
3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй
узор», «Опиши узоры: какие они?».
Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для
творчества и познавательной активности детей. С помощью различных
примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить
детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д., весом
предметов (тяжелый, легкий, растениями (вырастить «на подоконнике» лук)
и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может
применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в видепедагогического проекта (краткосрочного или длительного, а также как
развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать
для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест
«Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые
разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу
можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не
только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения
совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами
такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное
обучение.
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью
педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма
работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает
работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки
в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке
инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что
познавательная активность и любознательность малышей заложена природой
и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей,
активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять
самостоятельность и инициативность.Список литературы:
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей. — СПб. : Речь, 2006;
2. Коротаева Е. В.Педагогические взаимодействия и технологии:
монография. — М. : Academia, 2007;
4. Методические рекомендации по освоению активных методов
обучения. — М. : ЦМКПК, 1991;
5.Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь /
УрГПУ. Екатеринбург, 1995;
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся. — М., 1998;
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в
Обучение детей имитационным движениям Консультация для педагогов. «Обучение детей имитационным движениям». Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на.
Инклюзивное обучение в детском саду В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине Выполнила: Кошкина Людмила Петровна, воспитатель “Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”..
Консультация «Обучение грамоте» В средней группе впервые для четырёхлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники.
Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.
Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.
Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.
Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.