какие существуют методы исследования в методике обучения географии

Методы исследований методики обучения географии. Часть 1.

Исходя из теории познания — от живого созерцания и восприятия к абстрактному мышлению и к практике, в качестве основного критерия в методике исследований принимается успешное решение задач современной школы. Педагогический процесс рассматривается как единый процесс обучения и воспитания, где взаимодействуют активная обучающая и воспитывающая деятельность обучения и учебная деятельность учащегося, в результате чего обеспечивается усвоение основ науки учащимися и превращение знаний в глубокое материалистическое убеждение.

Исследование закономерностей процесса обучения географии необходимо выполнять путем раскрытия связей и зависимостей между качеством преподавания и его результатами, то есть качеством знаний, умений и навыков учащихся. Для этого выполняются педагогические эксперименты, которые позволяют накопить фактический материал о качестве знаний учащихся и соответственно об эффективности обучения. Предположим, ставится задача по исследованию активизации познавательной деятельности учащихся при изучении экологических понятий в курсе географии. Но в такой постановке задача имеет общий характер. Необходимо определить круг исследуемых процессов. Такими могут быть отдельные крупные темы различных курсов географии. Например, формирование экологических понятий при изучении темы «Озера» в VI классе, а затем проверка и закрепление конкретных экологических знаний на уроках и умений непосредственно на местности путем практической работы.

Выделяются две группы методов исследований в методике обучения географии: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы направлены на установление закономерностей обучения географии в школе на основе обобщений и систематизации результатов исследований. К группе теоретических методов относится системный подход. Исследуемые процессы рассматриваются в качестве целостных систем. Например, при обучении географии с помощью персонального компьютера (ЭВМ) учитель и ученик рассматриваются в качестве подсистем единой системы учебно-воспитательного процесса.

В методических Исследованиях используется типологический подход, с помощью которого осуществляется группировка изучаемых объектов и выделяются их существенные признаки. Примером может быть типология уроков географии, а также знаний и умений. Математический метод применяется при обработке результатов исследований. Исторический метод позволяет рассматривать исследуемые процессы во времени. Широкое применение в последние годы получило моделирование. В качестве моделей можно использовать глобусы и различные географические карты. Кроме того, моделирование применяется для создания систем понятий.

В методике обучения географии применяются следующие основные эмпирические методы исследований: наблюдение, изучение школьной документации (планов, отчетов учителей, результаты учебы учащихся и др.), беседы с учителями и учащимися, эксперимент (лабораторный и естественный в виде опытных уроков).

Метод наблюдения является наиболее широко применяемым. Самые значительные результаты достигаются при сочетании наблюдения со специальными методами исследования эффективности работы учащихся. Особенно важно, например, проводить контрольные работы и индивидуальные беседы с учащимися. При осуществлении наблюдений должна быть прежде всего определена цель, исходящая из идеи и практической задачи, которой руководствуется исследователь при организации наблюдения. Необходимо установить условия, в которых происходит изучаемый процесс или явление; точно описать его и объяснить изученный процесс; установить взаимосвязи между тем как происходит процесс и условиями, в которых он происходит. После определения цели наблюдаемого объекта или процесса необходимо разработать детальную программу, где кроме цели должны быть указаны способы фиксирования наблюдений. Если наблюдения проводятся в классе, то необходимо взять различные типы школ. Количество классов берется достаточным для достоверности полученных результатов.

Источник

Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы научного исследования при обучении географии, нетрадиционные типы уроков

1. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии

Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.

ТеоретическиеЭмпирическиеСистемно- структурный анализ, Логико-дидактический анализ, Типологический подход, Исторический, Сравнительный, Статистический, Математический.Изучение опыта работы школы- наблюдения, беседы, анкетирование, изучение школьной документации.Обобщение передового педагогического опыта.Эксперимент естественный, лабораторный, констатирующий, контрольный.география обучение нетрадиционный урок

В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятилетия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследования, к теоретическим методам.

В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием, средствами и методами обучения, между усвоением знаний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.

Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.

Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование актуальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюдения за учебным процессом, постановки эксперимента.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.

В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отраслях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

2. Нетрадиционные типы уроков, их организации и проведение

Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:

Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

2.3 Урок с использованием компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;

объективность в оценке знаний;

позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки.

3. Методика изучения курса «Страноведение» (7 класс). Материки, океаны и страны

Усиление страноведческой основы школьной географии служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов, способности понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать своё место в жизни своей страны и планеты в целом.

Достижение данной цели решается посредством следующих учебно-методических задач:

·Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

·Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственных целях;

·Воспитание у школьников уважения к другим народам через развитие знаний об истории, традициях, и образе мышления людей другой культуры;

·На историко-географической основе раскрывать изменения политической карты, практики природопользования, нарастания экологических проблем, формировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

·Развитие картографической грамотности через систему практических работ;

·Умение извлекать информацию из различных источников, в том числе, из Интернет-ресурсов.

Структурно курс состоит из введения и четырёх разделов: «Современный облик планеты Земля», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны» «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отводится две трети учебного времени, курс авторски модифицирован, согласно учебной концепции гимназии.

Источник

1.Предмет, методы и задачи методики преподавания географии в школе.

Важнейшие задачи методики обучения географии: 1. Отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний. 2. Разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой). 3. Изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания. Проблемы методики преподавания географии: 1. Цели обучения, т. е. зачем учить географии. 2. Каково содержание школьной географии, т. е. чему учить. 3. Каковы методы и формы обучения, т. е. как учить. 4. Каковы средства обучения географии, т. е. с помощью чего учить. Методика преподавания географии является педагогической наукой, построенной с учетом возрастных особенностей. Одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы географических наук. Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний.

2.Главные исторические моменты становления географии и методики ее преподавания в школе.

доисторический период (до15 в)

начальный период (15-17вв)

капиталистический период «золотой век географии» и методики географии (19в)

переходный период (первая половина 20в)

советский период ( вторая половина 20 века, до 90х годов)

современный период (начиная с 1991 года).

3.Построение, содержание и цели географии.

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физ. география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии. В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Содержание географии определяется учебной программой и раскрывается в учебниках. Однако специфика содержания школьной географии в том, что учителю нельзя ограничиваться лишь учебником. Желательно использовать дополнительный материал для связи обучения с жизнью, конкретизации теоретических знаний, усиления воспитательного воздействия (краеведческие материалы, сведения из периодической печати, радио, телевидения, географической хрестоматии и т. д.).

Специфика географии еще и в том, что большинство изучаемых объектов и явлений — это конкретные объекты и явления. Их можно изображать в виде моделей, наглядных пособий, некоторые увидеть в натуре, что способствует сознательному усвоению географических знаний. Почти за всеми географическими знаниями мыслится реальная географическая действительность.

Содержание географии определяет характер педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося. Содержание географии также определяется принципами гуманизации, социологизации и экономизации. Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний. География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования,

Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем,

Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию.

Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны.

Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути.

Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения. Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей. Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

4.Внутрипредметные и межпредметные связи и х роль в формировании профессиональных знаний географии.

Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУН Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др.

Межпредметные связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на системе методов.

5.Процесс обучения школьников географии.

Процесс обучения географии имеет свои конкретные особенности.

Важнейшие задачи методики обучения географии:

2. Разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой).

3. Изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания.

Процесс обучения — совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы знаний, умений, решение задач воспитания и развития. Процесс обучения предполагает педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность учащегося. Познавательная деятельность учащихся — усвоение ими географических знаний и умений, развитие их умственных способностей, познавательных интересов. Одновременно осуществляется формирование научного мировоззрения школьников, их нравственных качеств. Все это обеспечивается организацией и направленной деятельностью учителя. Учащиеся в процессе обучения проходят путь от восприятия к абстрактному мышлению и от него к практике. Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: объем знаний постоянно растет, и одновременно углубляются ранее усвоенные знания. Поэтому на разных этапах обучения знания находятся на различных стадиях формирования, как по объему, так и по степени усвоения.

6.Структура и принципы построения процесса обучения географии в школе.

Процесс обучения включает следующие звенья: постановка цели и принятие ее учащимися; изучение нового материала; закрепление и применение знаний; обобщение и систематизация знаний; контроль за результатами в каждом структурном звене, проверка и оценка знаний.

7.Географические знания и пути их формирования.

Знания – это отражение внешнего мира как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Согласно группировке учебных предметов известных дидактов Л.Я. Зориной и И.К. Журавлева, география входит в число предметов (вместе с физикой, химией, биологией, историей), где главным элементом содержания образования служат научные предметные знания. Составляя костяк учебного предмета, знания наиболее полно представлены в школьной программе по географии, занимая большую часть ее текста. Географические знания неоднородны по своим функциям, особенностям усвоения и способам изложения в учебнике.

-Это обобщённые знания. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения. (Законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности).

-Отражают внешние особенности явлений и предметов. (Представления, факты). Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний.

8.Географические умения и пути их формирования.

Умения и навыки – это способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их при решении учебных задач и приобретают новые знания. Применение умения требует обдумывания, для него не характерен автоматизм. В отличие от этого навык трактуется в педагогической и методической литературе как способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем внимания. В содержании школьной географии преобладают умения, на уровне навыка выполняется сравнительно небольшая часть действий, например определение географических координат, высота местности по отметкам на карте и т. д. Признаком приема учебной работы можно считать наличие перечня действий, которые учащиеся должны осознать и усвоить. Вооружение учащихся умениями и навыками – это также один из путей нормализации нагрузки в школе. Этот элемент содержания образования представлен в программе в виде перечня того, что должен уметь учащийся, а также посредством практических работ, главная функция которых состоит в формировании способов деятельности. Они включают инструктивные тексты, раскрывающие состав и последовательность действий, которые надо осуществить. Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся при изучении географии, различаются сложностью выполняемых действий. Вследствие этого одни из них требуют для формирования небольших затрат времени и сил, например составление коллекций, применение учебного нивелира, использование справочного материала в атласах, учебниках и т. п. Другие же представляют собой сложную систему, в которой каждое действие отрабатывается постепенно, затем соединяется с другими.
Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений пунктов, территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий (например, поверхности Южной Америки, климата Восточной Сибири), составление физико-географического и экономико-географического описания отдельной страны, района, города. Оно совершенствуется и развивается постепенно, по мере изучения географии во всех классах, включая начальную школу. При этом совершенствуются умения работать с разными масштабами, с градусной сетью различных картографических проекций накапливаются и переходят в навыки и умения по чтению условных знаков различных карт (общегеографических, климатических, почвенных, экономических и т. п.), описания отдельных объектов и территорий все более приобретают вид характеристик со вскрытием сложны связей. Качество умений и навыков зависит от многих причин — от наличия оборудования, от индивидуальных особенностей учащихся, но главной, определяющей — является учитель. Руководящая роль учителя выражается, прежде всего, в том, что он анализирует характер действий и определяет, какие теоретические знания необходимы для формирования данного умения и навыка, что должны знать учащиеся о способах действия и как будут их выполнять. Учитель должен непрерывно следить за степенью совершенства и развитием умений и навыков. Важным условием формирования некоторых умений и навыков является правильное определение времени и места практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
Приступая к формированию новых умений, учитель определяет качество теоретической и практической подготовки, которую учащиеся имеют по предмету к этому времени.
Контакт учителя географии с учителями других учебных предметов позволяет учесть общую подготовку учащихся и вместе с тем влиять на формирование умений и навыков, имеющих значение для географии. Обязательным условием формирования умений и навыков является наличие в достаточном количестве специального оборудования — карт, атласов, приборов, инструментов. Процесс формирования умений и навыков должен найти отражение в планах учителя по курсу, темам, по отдельным урокам. В них необходимо сформулировать цель и определить характер деятельности учащихся от урока к уроку. Работу по формированию умений и навыков, применяемых на местности h следует планировать так, чтобы учащиеся выполняли задания в основном на местности.
Непосредственно на уроке, перед началом работы, учитель должен вызвать интерес учащихся. Опыт показывает, что одним из основных путей пробуждения интереса является рассказ о практическом значении данных умений и навыков в науке и практике, например о значении вычисления стока реки, изучения ее режима для строительства ГЭС, для создания оросительного канала. Наряду с этим учителя показывают возможности практического применения умений самими, учащимися для самостоятельного приобретения знаний, для общественно полезных дел (например, оценка возможностей хозяйственного использования реки, озера в своей местности).

9.Проблемный подход и его роль в организации процесса обучения.

Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход позволяет решить проблему источников современного общего образования. Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но школьное обучение недостаточно для формирования такого опыта. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случае какая-то часть проблем, значимых для учащихся, может оказаться вне рамок школьного обучения.

Процесс школьного обучения лишь частично может обеспечить формирование опыта решения нравственных, эстетических, коммуникативных и социальных проблем.

Для формирования полноценного опыта решения социально и личностно значимых проблем школьное обучение должно сопровождаться дополнительным образованием, самообразованием, домашним образованием, опытом социальной деятельности. С этой точки зрения общее образование можно рассматривать как интеграцию различных источников, различных путей образования.

Проблемный подход дает возможность решить проблему согласования целей образования и мотивов образовательной деятельности учащихся. Этот подход предполагает отказ от ориентации на образование исключительно как на способ подготовки к будущей жизни.

Изложенное выше определение образования означает, что образование должно обеспечивать возможность решения проблем, которые являются актуальными для учащихся «здесь и сейчас», а не только в будущем, которое может казаться им достаточно далеким и весьма неопределенным.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.

10.Программирование и его роль в обучении школьной географии.

Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов.

В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся.

Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

11.Дидактические возможности алгоритмов в преподавании географии.

12.Оборудование и средства обучения географии и методические приемы их использования в преподавании.

Источники знаний, включенные в учебный процесс с целью решения образовательных и воспитательных задач, становятся средством обучения, или учебными средствами. Так, обнажение горных пород превращается в средство обучения тогда, когда школьники изучают его для выявления состава пород, особенностей их залегания и т. д. Однако средства обучения служат не только источником знаний. Они необходимы для формирования практических умений и навыков. Это в первую очередь такие средства, как приборы и инструменты. Некоторые из них имеют двойное функциональное назначение и служат, в зависимости от решаемых учебных задач, либо источником знаний, либо средством формирования практических умений и навыков (компас, карта…). Таким образом, средства обучения это различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся.

13.Наглядные средства обучения географии и пути их эффективного использования.

К ним относятся натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела животных и птиц, образцы горных пород. К средствам, воспроизводящим объекты и явления, можно отнести картины, гербарии, фотографии, кинофильмы, транспаранты для графопроекторов, видео- и звукозаписи и др. Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский отмечал, что ни один из других предметов в такой системе не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география – это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению. Проблема наглядности является одной из старейших в классической дидактике школьных предметов, остается и до сегодняшнего времени не решенной до конца. Понимание принципа наглядности меняется по мере развития школы и решения ее новых учебных задач. Первоначально применение средств наглядности рассматривается как необходимое условие развития у ребенка наблюдательности, формирования в его сознании образов, умения словами выражать эти образы и делать логические выводы из наблюдаемого. Таким образом, в понимании наглядности следует различать две ступени – конкретную и абстрактную и две формы – созерцательную и практическую. Таким образом, принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную среду обучения. Познавательная сфера проходит путем: а) осознания или познавательной задачи, б) чувственного познания в сочетании с абстрактным мышлением, в) практического применения усвоенного.

14.Методика использования карт в преподавании географии в школе.

15.Дидактические возможности контурных карт.

На контурных картах имеются лишь контуры географических объектов, линии рек, границы стран, пунсоны некоторых городов, надписей нет. Они издаются комплектами по отдельным курсам школьной географии и охватывают их содержание. Обычно на контурных картах комплекта имеется система вопросов и заданий по работе, которые усложняют по мере обучения. Много времени уделяется организационным вопросам по работе с контурными картами при изучении начального курса географии. Следует познакомить школьников с правилами работы, научить определять местоположение нужных объектов, для чего используется картографическая сетка. Условные обозначения должны быть аналогичны общепринятым или несколько изменены. Горы показываются прерывистой коричневой линией в направлении их простирания, низменности, возвышенности, плоскогорья — замкнутой линией, действующие вулканы обозначаются звездочкой и т. д. Обращается внимание на расположение географических названий. Здесь ориентир — обычная географическая карта. Реки подписываются по течению (в верхнем, среднем и нижнем течении), горы — по простиранию, города — от пунсона параллельно параллелям, крупные площадные объекты — в их контуре и т. п. Подписи желательно делать простым карандашом. На месте ошибки учитель ставит вопросительный знак. Названия подписываются шрифтом. Работа с контурными картами должна усложняться от класса к классу. Нахождение, обозначение и подписывание объектов — основной вид работы в 6—9-х классах. В последующих классах работа должна быть творческой. Даются творческие задания: на основе контурной карты составить новую картосхему, картодиаграмму, используя учебник и дополнительные источники информации. Собранные данные обрабатываются, объединяются в группы и типы, наносятся на контурную карту в соответствии с составленной легендой. Контурные карты используются с различной дидактической целью: при проверке знаний, изучении нового материала, его закреплении, обобщении и систематизации. По ним проводятся картографические диктанты. Работа с контурными картами в основном должна вестись на уроке. Дома предлагается закончить или выполнить аналогичную классной работу. Работы по контурным картам регулярно проверяются учителем, исправляются ошибки, неточности, оценки проставляются в журнал и дневники. Полезно иметь контурную карту на классной доске. При ее наличии изложение нового материала учителем сопровождается нанесением объектов на контурную карту на доске. Чаще в практике обучения используются трафареты — контуры материков, стран. Можно на этом контуре сделать отверстия. Контур вычерчивается на доске и на нем отмечаются объекты по ходу изучения.

16.Наблюдения и опыты в преподавании географии в школе.

К наглядным средствам обучения относится и демонстрация опытов. Опыты в изучении географии в отличие от физики, химии занимают незначительное место, используются в основном при изучении физической географии. Можно показать водопроницаемость горных пород, процессы осадконакопления, разрушительную деятельность водных потоков, физическое выветривание, движение воздуха, наличие в нем водяных паров, состав почвы и т. д. Это опыты физического и биологического содержания. Учитель заблаговременно подготавливает опыт, затем он проводится в классе на демонстрационном столе. При этом соблюдается техника безопасности.

17.Методика использования картин и опорных рисунков на доске в преподавании географии.

18.Цифровой материал, его роль и приемы использования в преподавании географии.

Работа с цифровым материалом занимает значительное место в изучении географии. Особенно важны цифровые показатели при изучении тем социально-экономической географии. Каждый объект характеризуется не только качеством, но и количеством. Количественные показатели придают объекту, явлению определенность. Без цифр такие понятия, как глубокое озеро, большой город, длинная река и подобное, звучат неопределенно. Величина объекта дает возможность оценить его значимость, важность, сравнить с другими объектами. Цифра делает изложение многих положений доказательным, аргументированным. Без цифр объекты и явления потеряют свою определенность и научность. Задача учителя по работе с цифровым материалом — научить понимать язык цифр, оперировать цифрами, приводить цифры для доказательства, аргументации, использовать их в качестве иллюстрации определенных положений. Не все цифры подлежат запоминанию, а лишь основные, главные цифровые показатели. Но с любым показателем должна проводиться определенная работа. Нужно научить школьника понимать цифровые показатели, объяснить, каким образом они получаются, научить выбирать нужные показатели, сопоставить цифры, делать выводы, обобщения, формировать теоретические знания в результате анализа цифр. При работе с цифровыми показателями обращается внимание на единицы измерения. Цифровые показатели в школьной географии выражаются в абсолютных показателях (т, км, кВт/ч) и в относительных величинах (процентах, долях). Последние наиболее наглядно характеризуют объекты, явления и лучше запоминаются, чем абсолютные величины. Легче запомнить соотношение суши и Мирового океана в процентах (71 %: 29 %), чем в абсолютных единицах (361 млн км 2 :149 млн км 2 ). Относительные цифровые показатели менее подвержены изменениям. В содержании школьной географии есть следующие группы цифровых показателей: одиночные цифры (несгруппированные показатели) — преимущественно в абсолютных величинах; групповые цифры — статистические таблицы; цифровые показатели, выраженные графически, наглядно, — графики, диаграммы, картограммы, картодиаграммы. Каждая группа цифровых показателей имеет свои особенности работы с ними, свою методику изучения. С несгруппрированными цифровыми показателями существуют различные приемы работы.

19.Методика использования приборов, инструментов и проекционной технике в обучении географии.

20.Понятие функции методов обучения, их классификация.

Функции методов обучения:

1. Побудительная. Возбуждает у учащихся внутренний интерес к учебе, формирует положительные мотивы.

2. Образовательная (учебная). Есть основной. Предусматривает применение таких приемов управления учебной работой учащихся, которые способствовали успешному приобретению ими знаний, умений и формированию на этой основе убеждений.

3. Воспитательная. Акцентировать внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке природных и общественных явлений, моральных качеств и эстетической культуры, способствовать организации правильных взаимоотношений между учителем и учениками и между самими учениками.

4. Развивающая. Умственное развитие (осознание информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, аргументация).

5. Контрольно-коррекционная. Обеспечивает успешное осуществление всех других функций методов обучения.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Известна классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

При целостном подходе выделяют 3 группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

• словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

• наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

• практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

21.Уровни и формы организации учебного процесса географии в школе.

Существует три основные формы — фронтальная, индивидуальная и групповая.

Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах.
Рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский уровни охватывают всю познавательную деятельность учащихся от восприятия информации до построения гипотез, выбора метода изучения и его реализации на практике. Выбор учителем методов обучения должен проходить прежде всего на уровне развития познавательных способностей как класса в целом, так и отдельных учащихся. Уровни познавательной деятельности задаются учителем посредством тех или иных вопросов и заданий и определяют форму организации урока географии.

22.Лекция, критерии эффективности и перспективы использования в преподавании.

Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Лекция характеризуется монологическим, систематическим научным изложением темы или отдельного объемного вопроса программы, применяется только на старших ступенях обучения, поскольку восприятие монологической речи учителя со множеством научных терминов весьма ограничено психологическими возможностями учащихся. Однако в высшей школе это уже одна из основных форм организации обучения

23.Содержание и методика проведения лабораторно-практических и семинарских занятий по географии.

Лабораторно-практические занятия – это форма организации обучения, при которой обучающиеся выполняют лабораторные и практические задания под руководством преподавателя. Местом проведения такого рода занятий являются учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки, учебно-производственные комбинаты. Дидактические цели практических и лабораторных занятий заключаются в экспериментальном подтверждении изученных теоретических положений; овладении техникой эксперимента, навыками решения практических задач посредством постановки опытов; формировании умений работать с различными приборами, аппаратурой, установками, другими техническими средствами. Практические лабораторные занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала, крупных разделов программы.

Коллективное обсуждение изучаемых вопросов, докладов и рефератов проводится на семинарских занятиях . Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинарских занятий знания учащихся углубляются, систематизируются и контролируются в результате самостоятельной внеаудиторной работы с первоисточниками, документами, дополнительной литературой; укрепляются их мировоззренческие позиции; формируются оценочные суждения. Методика подготовки и проведения семинарских занятий соответствует тем же целям обучения, что и в случае подготовки лекционного занятия, но приемы и план занятия в данном случае будут выглядеть несколько иначе.

Методическая разработка семинарского занятия

1. Обоснование выбора темы.

2. Определение места темы в программе курса.

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра.

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

24.Повторение, его роль и методика организации в школе (цели, формы, принципы).

Повторение – процесс планомерного и целенаправленного воспроизведения, углубления, расширения и особенно конкретизации у школьников изучаемой информации под руководством учителя. Повторение не должно сводиться к простой тавтологии, догматизму, оно должно расширять знания, делать из практичнее.

25.Система проверки знаний по географии.

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении географии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении географии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса географии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

26.Критерии оценивания знаний по географии и оценка качества подготовки учеников.

За знания, умения и навыки учитель ставит оценки. Они свидетельствуют, в какой степени учащийся овладел учебным материалом в объеме программы. Оценки выставляются за устные ответы при индивидуальной проверке, за выполнение практической работы, при фронтальной устной проверке за совокупность ответов, за исправления, дополнения ответов другими учащимися, за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала. Оценки ставятся за итоговые практические работы, за работы по контурным картам, за выполнение домашних заданий. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. Оценка обязательно комментируется. Полезно, чтобы это делали и ученики. К оценке знаний привлекаются и учащиеся. При выставлении оценки учитель руководствуется программой и ее рубрикой «Требования к знаниям и умениям учащихся». Проверяется объем, качество знаний. Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, знает ли учащийся географическую карту, умеет ли быстро найти объекты на карте, правильно показать и характеризовать их, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет. При ответе учитель определяет, все ли изложил ученик, сколько ошибок было, какие это были ошибки, как были показаны объекты на карте, в чем допущена ошибка при показе, какие были сделаны неточности, правильно ли понят учебный материал, знает ли ученик определение понятий, умеет ли объяснять связи и зависимости, причины географических явлений, дословно пересказывает материал или переосмыслил его, умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий, логично, последовательно излагать материал. Проверяется прочность, систематич- ность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения. Учитель учитывает, насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал, нуждается ли он в на- водящих вопросах, подсказках. При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.- Знания, умения, навыки оценивались в течение длительного периода по пятибалльной системе. В географии не было жестких критериев оценки, как по языкам и математике.

Оценка «5» ставилась, если ученик безукоризненно знает учебный материал не только предыдущего урока, но и ранее изученного, правильно объясняет факты, самостоятельно делает обобщения и выводы, умеет доказать теоретические положения примерами, уверенно и последовательно отвечает на дополнительные вопросы, обнаруживает самостоятельность суждений дает правильные формулировки и определения понятий и закономерностей, понимает их, знает хорошо карту, умеет читать географическую карту, может давать по ней характеристику изучаемых объектов, умеет самостоятельно составлять графики и диаграммы, правильно, аккуратно наносить географические объекты на контурную карту, проводить наблюдения.

Оценка «3» ставилась, если ученик знает и понимает основной программный материал, но допускает две или три ошибки, из них не более одной грубой, обнаруживает недостаточное понимание учебного материала, не умеет характеризовать объекты по карте, хотя умеет их показывать, делает ошибки при заполнении контурной карты, без помощи учителя не может проводить наблюдение.

Оценка «2» ставилась, если ученик не понимает и не знает значительной части материала, делает грубые ошибки и не может их исправить, не умеет показывать объекты на карте и давать их характеристику, не понимает условных знаков, выполняет небрежно работу на контурной карте, допускает ошибки.

27.Рейтинговая система контроля знаний по географии.

В курсе изучения учебной дисциплины «География» применяют разные формы контроля, что является обязательным условием эффективного учебного процесса. О компетентностном подходе, в условиях реализации ФГОС СПО, должен знать не только преподаватель, но и сами обучающиеся. Только при правильно организованной системе учета баллов в процессе обучения рейтинговая система приводит к развитию личности обучаемого, к созданию условий для высокопродуктивной деятельности преподавателей и к подготовке квалифицированного, компетентного конкурентоспособного молодого специалиста. Проверка знаний учитывает оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. Все разнообразие учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания, добытые студентами разными путями с учетом его индивидуальных особенностей.
Рейтинговая система контроля знаний имеет следующие цели:
1. способствовать развитию познавательного интереса, развитию творческой деятельности и активности в процессе изучения дисциплины.
2. сблизить цели и задачи преподавателей и студентов для достижения единого результата – усвоения раздела предмета.
Задачи рейтинговой системы:
• повышение мотивации студентов к усвоению знаний, умений, навыков;
• повышение уровня эффективности педагогического процесса;
• максимальное раскрытие студентами своих способностей.

Рейтинг – это суммарная оценка, характеризующая уровень и объем работы студентов в процессе освоения и закрепления учебного материала.
Внедрение рейтинговой системы контроля в учебном процессе дает следующие преимущества:
• знания становятся более прочными,
• повышается учебная дисциплина,
• развивается чувство сознательности среди обучающихся,
• достигается регулярное выполнение домашнего задания и освоение предмета в системе,
• обеспечивается ритмичная, систематическая максимально мотивированная работа как обучающихся, так и преподавателей.

Освоенное содержание рейтинговой системы контроля знаний:
весь курс разбивается на темы и разделы, контроль по которым обязателен. По окончанию каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний с оценкой в баллах. В конце обучения определяется кумулятивный показатель как сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму 86-100% могут быть освобождены от зачета.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой – либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с лекционно-семинарской и блочно-модульной системой обучения.
Данная система исключает всякое унижение личности, позволяет самому обучающемуся оценивать свои способности и возможности, но эта система не допускает пересдачи на более высокую оценку, т.е. стимулирует обучающегося на добросовестную работу в течение всего семестра.

28.Тестовый контроль знаний учеников по географии (понятие, структура, возможности).

Географические тесты также позволяют:

дать оценку знаний основного теоретического, а так же необходимого фактического материала;

выявить широту географического кругозора;

показать умение ответить на нестандартный вопрос;

выявить знания, необходимые географу в смежных науках: физике, химии, биологии, экологии, экономике.

Каждая форма контроля знаний учащихся имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество тестов в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом и едиными требованиями. К достоинствам этого метода также можно отнести возможность за сравнительно короткое время обобщить и систематизировать учебный материал, проверить глубину знаний. В числе недостатков тестовых заданий называют вероятность угадывания или списывания правильного ответа не знающим материала учащимся. Для уменьшения вероятности угадывания наряду с правильным ответом должно быть представлено достаточно много неправильных. Тесты также не позволяют проверить усвоение всех вопросов содержания, умение логически рассуждать и излагать свои мысли. Поэтому желательно использовать тестовый контроль в сочетании с традиционными формами и методами проверки, в частности с применением вопросов и заданий со свободным ответом.

Разновидность тестовых технологий:

· Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.· Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания. В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Все тесты по географии подразделяют на два основных вида: стандартные и перспективные.

Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех видов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классификацию (группировку) объектов.

Тестовые задания могут использоваться учителем не только для контроля знаний учащихся. С помощью тестовых заданий можно организовать самоконтроль учащихся в учебной деятельности. Такие задания позволяют формировать у школьников способы осуществления самоконтроля и самостоятельно проверять свои знания по теме, определить уровень подготовки. При составлении и использовании тестовых заданий нужно учитывать следующие моменты:

Содержание заданий должно соответствовать требованиям к результатам обучения по теме.

Необходимо применять разнообразные задания, чтобы контроль и оценку учебной работы учащиеся могли проводить на разных этапах урока.

Важно обеспечить корректировку самоконтроля на основе оценки его объективности.

Выполнение таких тестовых заданий осуществляется по-разному. В одних случаях они выполняются в парной работе, при этом организуется взаимоконтроль. Обычно для этих целей используются тесты соответствия и логического ранжирования. В других случаях тестовые задания после их выполнения обсуждаются фронтально, что позволяет выделить способы осуществления самоконтроля и развивать у учащихся монологическую речь – необходимое условие самоконтроля. Здесь можно использовать тесты утверждения и дополнения с конструктируемыми ответами – листы рассказов. Среди тестовых заданий есть и такие, при выполнении которых учащиеся осуществляют самоконтроль по определенному разделу темы с подсчетом рейтингового балла.

Порядок осуществления самоконтроля в этом случае следующий:

Каждый ученик записывает в тетрадь тему и вариант тестового задания. Затем в течение определенного времени отвечает на поставленные вопросы.

По окончании отведенного времени учитель сообщает правильные ответы.

Учащиеся сравнивают свои ответы с указанными учителем и оценивают их.

Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что тестовая технология более эффективное средство контроля подготовки учащихся в сравнении с другими методами. Но при этом, конечно же, было бы серьезной ошибкой отказаться от традиционных методов контроля. Расширившиеся возможности в трудоустройстве и поступлении в различные образовательные учреждения связаны с необходимостью сдачи международных экзаменов разного уровня, нередко проводимых в форме тестирования, Кроме того, российская высшая школа также постепенно осваивает тесты, и все чаще предъявляет их абитуриентам и студентам. В связи с этим целесообразно знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования. Средства обучения должны быть также разнообразны. Неоценимо яркое, вступительное слово учителя, дающего направление деятельности.

29.Содержание и пути организации самостоятельной учебной работы по географии.

Самостоятельной работе следует учащихся учить на уроках, переходя от самых простых форм самостоятельной работы к более сложным. Учитель должен сначала научить школьников, как работать с текстом учебника, с чертежами и рисунками, как пользоваться картами, справочниками, словарем, как делать выписки и вести записи учебного материала, составлять тезисы, конспекты и т. д., а затем давать учащимся соответствующую самостоятельную работу.
Отсутствие умения у учащихся организовать свой учебный труд вызывает серьезные затруднения при выполнении различных видов самостоятельной и практической работы и значительно ослабляет их образовательное и воспитательное значение.
Развитие активности и инициативы учащихся зависит от того, насколько правильно учитель подбирает содержание самостоятельной работы и умело организует ее выполнение.
Каким же требованиям должны удовлетворять самостоятельные работы школьников в учебном процессе?
Изучение опыта учителей географии дает возможность выявить ряд условий и требований, соблюдение которых обеспечивает наибольшую эффективность самостоятельной работы учащихся при изучении предмета. Приводим эти требования.
1. Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся мыслительной активности и творческой инициативы.
2. Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки и на жизненный опыт учащихся.
3. При выборе содержания и видов самостоятельней работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.
4. Виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент «новизны», заставлять школьников подходить к изучаемому с разных сторон.
5. Каждая самостоятельная работа должна быть проверена и оценена учителем и использована в дальнейшей учебной работе.

При изучении нового учебного материала могут иметь место различные самостоятельные работы учащихся:
а) установление причинно-следственных связей. б) установление связи новых знаний с жизнью, с практикой. в) фиксация внимания учащихся на главном, требующем размышления и прочного усвоения.

Самостоятельные работы, как одна из форм организации учебной деятельности школьников, могут проявляться в действиях различного характера: в осмысливании прослушанного или прочитанного материала, в сборе материала в процессе наблюдений, в практической деятельности, например, при съемке плана местности, в составлении географических описаний (характеристик), графиков, диаграмм, картосхем, в подготовке рефератов, докладов и т. д.
Самостоятельные работы школьников включаются во все этапы учебного процесса — объяснение нового материала, его закрепление и повторение, контроль за знаниями учащихся.
Самостоятельная работа при овладении знаниями обычно включается в процесс объяснения учителя путем постановки вопросов, требующих продумывания излагаемого материала, обращения к картам, тексту учебника, к таблицам и графикам, к иллюстрациям, проведению записи изложенного, графического изображения, работы с географическими картинами, коллекциями и т. д.
Либо, что значительно реже, предваряет объяснение учителем новой темы, это — проведение различных наблюдений, экскурсий, наложение и сопоставление карт, работа с текстом учебника. На результаты подобной самостоятельной работы и опирается в дальнейшем учитель при объяснении новой темы.
Значительное место самостоятельной работе должно отводиться и в процессе закрепления знаний. Здесь большое значение имеет повторение ранее изученного таким образом, чтобы учащиеся, восстанавливая в памяти учебный материал, подошли бы к нему с иной стороны, подали бы в иной форме, чем он был изучен на первых уроках.
Это достигается постановкой вопросов, требующих отбора из общей суммы знаний каких-то определенных свойств и качеств предметов и явлений, выделения основного, главного, сравнения с другим учебным материалом.
Например, при изучении природных условий и географического положения новой части света ученики по карте сравнивают их с географическим положением и природными условиями ранее изученных частей света, находят общие черты и черты различия, выделяют особенности, характеризующие изучаемую часть света.

30.Пути и формы организации научно-исследовательской деятельности школьников по географии.

Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания. Учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:

– создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;

-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания;

-обеспечение системной интеграции знаний (биология, география, химия, экология, история);

-содействие получению не только базовых, но и «углубленных» умений, знаний и навыков обучающихся;

Как показывает практика, при организации проектной исследовательской деятельности с использованием технологии развивающего обучения, ИКТ в процессе изучения географии повышается активность и результативность участия учащихся в учебной деятельности. Повышению значения исследовательской деятельности учащихся по географии в учебно-воспитательном процессе способствуют следующие факторы:

3.Углубление знаний по предмету.

4.Индивидуальный подход в обучении.

Исследовательская деятельность учащихся по географии, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области географии.

31.Формы и методы организации кружковой научно-поисковой работы учащихся по географии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *