какие выделяют сферы обучения

ОЦЕНКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучение происходит в трех сферах:

— познавательная сфера — человек узнает и понимает новые факты, ана­лизирует информацию, отличая важную информацию от информации, не имеющей значения. Например, человек узнает о факторах риска заболева­ний людей его возраста или об опасности, которой он подвергает себя из-за неправильного поведения;

— эмоциональная (чувственная) сфера — человек, получив информа­цию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

— психомоторная сфера — человек овладевает умениями благодаря ум­ственной и мышечной деятельности; обучается новым типам передвижения (например, ходьба с тростью); уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнить действия, связанные с повседневной жизнедеятельностью психологически, физически и эмоционально.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность обучения пациента и (или) его близких, т.е. то, чему они учатся, и как они это делают, определяется множеством факторов.

Один из факторов — исходные знания, уже имеющиеся у пациента. Например, если человек, которому в связи с его заболеванием предстоит из­менить обычную для него диету и физическую активность.

— мнение или отношение человека к тому, что ему необходимо знать и в последующем изменить.

Прошлый опыт человека также влияет на усвоение новой информации. Например, если женщина, имеющая избыточную массу тела, несколько раз уже предпринимала неуспешные попытки похудеть, ей трудно будет вновь изменить свое поведение, чтобы попытаться добиться успеха. В то же время, если эти попытки были успешными и она чувствовала себя при этом бодрее, значительно легче научить ее правильно питаться и выполнять адекватную физическую нагрузку.

Обучение пациентов и членов их семей эффективно при следующих условиях:

— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;

— доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

— создание ассоциативной связи между новой информацией и их прошлым опытом и знаниями;

— обязательная практическая отработка полученных знаний.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

— использует технику эффективного общения;

— выслушивает все, что ей говорят или о чем ее спрашивают;

— относится к ним терпеливо;

— хвалит за успехи в обучении;

— делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

— желание и готовность к обучению;

— способность к обучению;

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность паци­ента к обучению.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от познаватель­ных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосре­доточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, сонливость — все это мешает процессу обу­чения и потребует от сестры особых навыков.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития человека (ребенок, взрослый, престарелый и т.д.).

Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностейчеловека для того, чтобы выбрать способ обу­чения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оцен­ки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем дви­жений, степень подвижности и т.п.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий ус­пешного обучения. Начиная обучение, сестра должна определить оптималь­ное количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), не­обходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиля­цию, мебель.

Обучение пациента и/или его близких может быть эффективным, если се­стра знает и понимает значимость каждого этапа обучения (учебного про­цесса)

— оценка исходного уровня знаний и умений пациента и/или его родственников;

— определение целей, планирование содержания, методов и сферы обучения;

— реализация плана обучения;

— оценка результатов обучения.

ОЦЕНКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ

Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся у человека знаний и умений,его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие фак­торы, как возраст, образование и уровень знаний, нынешнее состояние здо­ровья, самочувствие и врачебный диагноз.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ

Тема может преподаваться в любой (или во всех) сфере обучения. Форму­лировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучени­ем, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Цели должны быть измеряемыми.

Хорошо поставленная цель содержит три компонента (Мейджер,1984):

что предстоит сделать пациенту (например, «должен проходить», «дол­жен знать», «должен уметь» и т.д.) — то есть результат обучения;

временные рамки: дата или интервал времени, в течение которого бу­дет достигнута цель обучения (например: «20 мин после завтрака», «через неделю» и т.п.);

кто и/или с помощью каких приспособлений оказывает помощь, то есть условие, при котором цель будет достигнута (например: «с помощью инструктора», «на костылях», «самостоятельно» и т.п.).

При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович должен проде­монстрировать умение пользоваться калоприемником».

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м ежедневно утром самостоя­тельно».

При формулировке целей обучения в познавательной сфере следует ис­пользовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Пет­рович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его ра­ционе», или «Анна Петровна понимает, почему в квартире не должно быть ковров».

При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют гла­голы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы», или «Светлана правильно реагирует на необходимость изменения образа жизни в связи с беременностью».

Определив цели обучения, следует запланировать содержание и мето­ды обучения. В план включают время (утро, день и т.д.) и продолжитель­ность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться не­скольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обуче­ния, не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каж­дого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим ос­трое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем его правая нога неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь — рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

После составления плана обучения, очень важно, чтобы и сестра, и обу­чаемый пациент, или его близкие ясно осознали свою взаимную ответствен­ность за успешное осуществление данного плана.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ОБУЧЕНИЯ

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает доста­точным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке.

В противном случае следует отложить обучение. Если пациент расстро­ен тем, что он не может выполнить какое-либо действие, которому его обуча­ют, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом спокойствие и терпение.

Обучая пациентов, можно использовать специальную литературу, издан­ную для них. Подчеркивая важную информацию, сестра помогает человеку сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо задавать им много конкретных (открытых) вопросов, и па­циенты будут демонстрировать те знания и умения, которые они освоили. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу.

Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и (или) их близ­кие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сест­ра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, насколько эффективно идет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы, по­лучая открытые ответы и наблюдая, как он выполняет новые навыки или планирует изменения в поведении.

В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем инфор­мации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спра­шивая пациента, понял ли он сестру.

В заключение вкратце можно повторить всю информацию. Возможно, для успешного обучения потребуются различные «нестандартные» методы, которые должны использоваться умело и осторожно.

Одним из таких методов является демонстрация. Например, для большей наглядности навыки самопомощи могут быть продемонстрированы сестрой.

Полезным дополнением метода демонстрации служат «домашние задания» по выработке конкретных навыков: определенное количество раз за конкретный период времени.

Практическая помощь в виде консультирования также может потребо­ваться пациенту при выработке новых практических навыков. В данном слу­чае сестра может наблюдать со стороны, как пациент (один или несколько) выполняет тот или иной навык. На сложных этапах выработки навыка сестра оказывает необходимую консультативную помощь. Очень эффективным ме­тодом обучения некоторым социальным навыкам может быть разыгрыва­ние ролей.

Этот метод обучения позволяет:

— лучше осознать собственные возможности и трудности при самоуходе в бытовой обстановке;

— выработать новые навыки, например, как завести разговор или вести себя уверенно в относительно безопасном и доброжелательном окружении;

— повысить уровень самосознания, найти новые решения.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 3034 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Сфера образования

какие выделяют сферы обучения. Смотреть фото какие выделяют сферы обучения. Смотреть картинку какие выделяют сферы обучения. Картинка про какие выделяют сферы обучения. Фото какие выделяют сферы обучения

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Совокупность образовательных стандартов и программ.

Органы управления образованием.

Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

Обучение в учебных заведениях.

Образование в семье.

Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

образовательная — сам процесс обучения;

социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структура российской системы образования:

Органы управления образованием;

Совокупность образовательных стандартов и программ;

Сеть образовательных учреждений:

дошкольное образование (ясли, детские сады),

начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),

основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,

среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),

Принципы образовательной политики в РФ:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

1начальное (обязательно)12основное общее (обязательно)3среднее (полное) общее24начальное профессиональное (1 год)35начальное профессиональное образование повышенного уровня, которое требует дополнительного года обучения и приводит к рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации6среднее профессиональное (2–3 года)47среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года)8высшее профессиональное — бакалавр (4 года)59высшее профессиональное — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность10высшее профессиональное — магистр (6 лет), ориентация на научно-педагогическую деятельность11послевузовское профессиональное образование, которое можно реализовать в аспирантуре (3 года)6

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Источник

ЛЕКЦИЯ №4

«Обучение в сестринском деле»

2 академических часа

Лекция

Тема: «Обучение в сестринском деле»

План

Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная;

Одной из функций медицинских сестер по определению ВОЗ является обучение. Оно включает в себя обеспечение обучения пациента информацией с целью достижения здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительских программ, оказания помощи коллегам в приобретении новых знаний и навыков.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия сестринского персонала обучаемыми, в ходе которого, последние получают определенные теоретические знания, обалдевают практическими навыками.

В роли обучаемых могут выступать пациент и его родственники и близкие коллеги, студенты и школьники, родственники, друзья, знакомые, соседи самой медсестры.

Основные задачи обучения в сестринском деле – информирование обучаемых; воспитание ответственности Зв свое здоровье; формирование мотивации к личностным изменениям; усвоение практических навыков обучения проходит в трех сферах:

— Познавательная сфера – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную инф-цию от не имеющей значение. Например, человек узнает о факторах риска заболеваний людей его возраста, или о компонентах пищи, в которых содержатся необходимые для рационального питания элементы или об опасности, которой он подвергает себя из-за неправильного поведения.

— Эмоциональная (чувственная) сфера – человек получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на информацию как вербально, так и невербально. Например, человек уменьшает кол-во выкуриваемых сигарет, потребление алкоголя или употребляет в пищу необходимое для возраста кол-во злаковых продуктов, белка или прекращает носить обувь, представляющую для него опасность при ходьбе, пристегивается в автомобиле ремнем безопасности и т.д.

— Психомоторная сфера – человек обладает умением благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам передвижения (например, ходьба с тростью), уверенно выполняет необходимые действия психологически, психически и эмоционально готов выполнить действия, связанные с повседневной деятельностью.

Функции обучения:

— познавательная – стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков (навык – высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно);

— развивающая – способность применять знания и умения на практике;

— воспитательная – целенаправленное развитие личности;

Способы (методы) обучения – это взаимодействие медсестры и пациента ( или его родственников), при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

Способы обучения для медсестры – педагога зависят от состояния пациента и его близких в процессе преподавания, т.к. информация может быть воспринята:

— активно – есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации;

— пассивно – м/сделает готовую информацию на основе ее профессионализма путем разъяснения сообщения, показа, демонстрации;

— мативационно, т.е. с познавательным интересом в самой учебной деятельности. При этом, выявляют и обсуждают проблемы пациента, цели и ожидаемый результат, объем сестринских вмешательств, их реализацию и оценку результата с возможной коррекцией.

Среди способов обучения выделяют:

— индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.

Групповой способ обучения – основной в наших образовательных школах. Коллективный отличается тем, что обучаемые взаимодействуют друг с другом. Усвоив определенные темы, обучаемые объясняют их другим членам группы, и в свою очередь, выслушивает их объяснение и таким образом усваивает новый материал. Основные задачи обучения в сестринском деле – информирование обучаемых; воспитание ответственности за свое здоровье; формирование мотивации к личностным изменениям; усвоение практических навыков.

В процессе обучения воздействуют на познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую и поведенческую стороны человека. Обучение строят на основе одного или нескольких методов с помощью различных средств, способов и приемов. Сочетание нескольких методов повышает внимание и вовлеченность в процесс обучаемых.

Методы обучения:

1. Словесный – мини-лекция, беседа, рассказ по интересующему вопросу.

2. Наглядный – научно-популярная литература, медицинский атлас, таблицы, видеофильмы, предметы ухода, муляжи, фантомы, тренажеры.

3. Практический – отработка манипуляции: выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов, измеренеие АД и т.д.

Приемы обучения – это действия, направленные для достижения желаемого результат в обучении:наблюдение – восприятие; запоминание – повторение; анализ – обобщение, коррекция.

Терапевтическое обучение пациентов дает дополнительный лечебный эффект наряду с фармако-, физико- и психотерапией. Необходимо поставить правильную речь и избрать педагогическую практику на основе уже имеющихся у пациентов знаний. Продолжительность бучения должна составить не менее 10-20ч.

Необходимо учитывать пол, возраст, профессию, образование обучаемого, наличие у него мотивации, навыков, самоконтроля, имеющихся нарушений зрения и слуха. Эффективность обучения пациента и/или его близких, т.е. то, чему они учатся и как они это делают определяется множеством факторов:

1. Исходные значения – уже имеющиеся у пациента. Например, если человек, которому в связи с его заболеванием предстоит изменить обычную для него диету и Физическую активность, уже имеет представление о новой диете и режим активности, его обучение будет более успешным.

2. Мнение и отношение человека к тому, что ему необходимо знать и в последующем изменить. Например, если мужчина считает, что приготовление пищи это исключительно женское дело, ему трудно будет изучать и воспринимать информацию, связанную с планированием диеты.

3. Прошлый опыт человека – так же влияет на усвоение новой информации.

Обучение пациентов и членов их семей эффективно при следующих условиях:

— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;

— доброжелательное отношение м/с к обучающимся;

— создание ассоциативной связи между новой информации и их прошлым опытом и знанием.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают информацию, если м/с:

— использует технику эффективного общения; выслушивает всё, что ей говорят или о чем спрашивают;относится к ним терпеливо;хвалит за успехи в обучении;делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

1. Желание и готовность к обучению зависят от: познавательных способностей обучающего, внимания. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, сонливость – все это мешает процессу обучения.

2. Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития человека (пол, возраст, физ. состояние).

3. Окружающая обстановка (определить оптимальное кол-во обучающихся, оценить необходимость их в уединении, температура воздуха, освещение, наличие мебели).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *