какие задачи не решаются системой дистанциого обучения
Дистанционное обучение: три задачи, одно решение
Сегодня терминами e-learning, дистанционное обучение и педагогический дизайн никого не удивишь. Многие компании, так или иначе задумывающиеся о развитии персонала, внедряют элементы e-learning в свои обучающие программы и успешно пользуются системами дистанционного обучения (СДО) и системами управления обучением (LMS).
Если ваша компания тоже планирует организовать дистанционное обучение, вам необходимо в первую очередь ответить себе на вопрос «Зачем?».
Вот, например, ответы, которые мы получили от наших клиентов:
Поставив таким образом ориентир, выберите задачи, которые вы будете решать с помощью дистанционных технологий.
Какие задачи можно решить с помощью дистанционного обучения
Все задачи, решаемые дистанционным обучением можно разделить на 3 основных блока:
Предоставление знаний
Минимальная функция системы дистанционного обучения – предоставлять информацию. Для компании это означает, что любой сотрудник в любом территориально удаленном офисе в любое время имеет доступ к базе знаний компании и материалам, необходимым ему для работы и развития: интерактивным электронным курсам, учебникам, статьям, книгам, презентациям, видеозаписям и вебинарам. Удобно, когда база знаний доступна на мобильных устройствах и информацией можно воспользоваться здесь и сейчас.
Чем же в таком случае СДО отличается от интернет-поисковика?
Важно! СДО подает электронные материалы структурировано, систематизирует по различным категориям, при необходимости хранит версионность и авторство. Материалы, как правило, подготовлены профильными специалистами, и доступ к ним ограничен только сотрудниками вашей организации.
Более того, база знаний, дополненная механизмами закрепления пройденного материала на практике, становится полноценным электронным образовательным ресурсом. Эффективность обучения с помощью таких ресурсов увеличивается на порядок.
Проверка знаний
СДО также можно использовать исключительно для проверки знаний. Причем это может быть как элементарный ситуационный опросник, так и сложнейший интерактивный тренажер.
Простой пример: сотрудник должен знать продуктовую линейку и ценники компании, ознакомиться с которыми он может на официальном сайте, а затем подтвердить свои знания на электронном экзамене.
Для этого в СДО создается пул тестов, открытых и закрытых вопросов, сопоставлений и альтернатив. Настраиваются правила автоматического выбора вопросов: по темам, группам обучаемых, сложности, их вариативность (например, 10% обязательных вопросов, а остальное – случайный выбор из базы) и время прохождения тестов. Также можно настроить шкалы оценивания и ввести сложные формулы подсчета оценки.
Важные возможности СДО:
Более «продвинутым» вариантом проверки знаний будет полноценная оценка персонала, разработка модели компетенций, внедрение методик оценки по KPI и 360˚ и т.д.
Взаимодействие в процессе обучения
Третий блок решаемых задач включает весь спектр инструментов взаимодействия в процессе обучения.
Организация такого взаимодействия начинается с создания корпоративного портала с личными кабинетами всех сотрудников. Портал предоставляет среду для общения, обмена сообщениями между пользователями, участия в тематических группах, форумах и чатах. Организаторы обучения размещают новости, рекламу учебных курсов, получают обратную связь от коллег. Есть примеры компаний, когда весь процесс обучения был выстроен исключительно на онлайн-общении преподавателей с обучаемыми на форумах.
Новое! Не потеряться в потоке общения помогает лента активности, которая показывает новые события (сообщения и оповещения) для пользователя и мгновенно их отображает, так же как в социальных сетях. Теперь нет необходимости искать в ветках форума ответы на свои вопросы, пользователь сразу видит их в ленте.
Расширить возможности портала можно с помощью инструментов геймификации: бейджей и наград, рейтингов, доски почета. Определение лучших возможно как автоматически, так и вручную. Соревновательные элементы помогут максимально вовлечь всех сотрудников в процесс обучения: лучшие будут стремиться удержать лидерство, худшие – попасть в ТОП. Тем более полезным будет обмен опытом и советы от лидеров о том, что помогло им добиться успеха. А все результаты обучения, компетенции и достижения можно автоматически занести в портфолио и опубликовать его в социальных сетях.
Все возможности СДО можно использовать отдельно в зависимости от целей электронного обучения в вашей компании, но их сочетание дает наибольшую эффективность учебного процесса.
СДО или LMS?
Система управления обучением (LMS) в отличие от СДО – это не только доступ к курсам, тестам и форумам. Такие системы, позволяет также:
Важно! Система управления обучением делает весь процесс обучения и его результаты прозрачным для руководителя.
Вернемся к вопросу: зачем вам нужно дистанционное обучение
Сформулируйте четкую цель: что вы хотите получить от дистанционного обучения, выбирайте необходимые опции системы и действуйте!
Какие задачи не решаются системой дистанциого обучения
Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Мокшев Дмитрий Петрович
студент 2 курса факультета Истории и права
Шадринский государственный педагогический институт
Что такое дистанционное образование?
Н.В. Монахов пишет о том, что дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанные на современных компьютерных технологиях [4].
А.А. Андреев [1] среди главных отличительных черт дистанционного образования, раскрывающих его потенциал, выделяет следующие:
— гибкость (ученики занимаются в подходящее для них время, в удобном месте и ритме);
— модульность (позволяет из определенного спектра независимых научных дисциплин составлять индивидуальный план, отвечающий образовательным нуждам обучающихся);
— параллельность (дистанционное образование может проходить без отрыва от работы);
— дальность действия (обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения – при условии хорошей связи – от этого не страдает);
— территориальный охват (сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а значит, число обучающихся критическим не является);
— рентабельность (дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д.).
Цели дистанционного образования можно сформулировать следующим образом:
1) введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями;
3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному [5].
Для достижения данных целей изначально дистанционное обучения должно решить ряд основополагающих задач. В достаточно общем виде их можно сформулировать следующим образом.
Сертификация знаний. В режиме дистанционного обучения сертификация знаний проводится с помощью отправки учащемуся контрольных тестов и измерительных материалов в электронном виде. Раньше проблемой было установить достоверность того, что задание выполнено самим учеником, без помощи других людей. Теперь эта проблема решена с помощью новых средств связи (типа Skype – программы интернет-телефонии с возможностями видеозвонков и видеоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме реального времени, в том числе – в процессе общения преподавателя с обучающимся «с глазу на глаз».
Организация обратной связи с учащимся. Эта задача важна для своевременной корректировки преподавателем учебного процесса [3].
Управление учебным процессом – это одна из самых сложных задач дистанционного обучения. Она включает в себя синхронизацию всей учебной деятельности, набор групп учеников, дозирование нагрузки между педагогами, выдачу различных сертификатов и другую организационную деятельность. Эта задача выполнима при помощи современных технологий.
Источник:
Сидоров С.В., Мокшев Д.П. Потенциал развития дистанционного образования в России // Инновации и современные технологии в системе образования : мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2013 г. – Praha : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013.
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. – 2003. – №4.
2. Господарик Ю.П. Проблемы и перспективы дистанционного обучения истории [Электронный ресурс] // Педагогические и информационные технологии в образовании: электронный научно-методический журнал – №1. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero1/pedag/art2.html (дата обращения 10.02.2013).
3. Джалиашвили З.О. Организация системы дистанционного образования [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дистанционного образования. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/03/24/organizacija_sistemy_distancionnogo_obrazovanija.html (дата обращения 11.02.2013).
4. Монахов Н.В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – С. 89-94.
5. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / В.И. Овсянников, В.П. Кашицин – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. – 794 с.
6. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.
7 основных проблем современного дистанционного обучения
Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).
Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).
В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.
Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.
Особенности дистанционного образования в России
В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.
Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.
Что нужно для обучения в дистанционном формате?
При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.
Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.
По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:
Достоинства и недостатки дистанционного образования
Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.
Преимущества дистанционной формы обучения
К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:
К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Учиться можно по-разному: в большой аудитории среди единомышленников, индивидуально с педагогом, дистанционно или даже самостоятельно, освоив специальные приемы из нашей онлайн-программы «Лучшие техники самообразования».
Среди перечисленных способов получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Оно обладает массой преимуществ и является отличной альтернативой классическим урокам, но также имеет свои особенности, которые могут поставить под угрозу успех всей задумки. В статье мы расскажем, почему будущее за дистанционным образованием, с какими проблемами могут столкнуться те, кто выбрал этот способ обучения, и как их преодолеть.
Преимущества и актуальность дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором учитель и ученик физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений.
Международный рынок электронного обучения растет колоссальными темпами: ожидается, что к 2025 году он достигнет отметки в 325 миллиардов долларов. Это вполне объяснимо, поскольку онлайн-обучение рентабельно, удобно и полезно для населения в целом. Одним из его основных преимуществ является то, что оно доступно каждому, цена на обучающие решения имеет тенденцию падать.
Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.
Еще одно неочевидное преимущество дистанционного обучения по сравнению с очным – это экологичность. Онлайн-занятия сокращают потребление энергии на 90%, а выбросы углекислого газа – более чем на 85%. Таким образом, электронное обучение является важным элементом борьбы с глобальным изменением климата.
В современном мире онлайн-обучение становится не просто удобством, а необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине дистанционное обучение становится как никогда актуальным и вводится во всех образовательных учреждениях.
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Сейчас мы рассмотрим 6 наиболее распространенных проблем и предложим советы для их решения.
Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации для преподавателей: заранее сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Опубликуйте ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению.
Рекомендации для учащихся: прежде всего, необходимо принять новые обстоятельства с открытым сердцем и разумом. Если вы испытываете сопротивление, признайте его и не вините себя. Помните, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, акцентируйте внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда – менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.
Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения.
Рекомендации для преподавателей: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора.
Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Рекомендации для учащихся: базовые курсы компьютерной грамотности – это всегда хорошая идея. Наличие фундаментальных знаний о работе ПК и приложений даст возможность участвовать в онлайн-занятиях без стресса и потери времени.
Проблема 3: технические неполадки
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации для преподавателей: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона).
Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок. Определите ответственного консультанта по вопросам технического характера, сделайте отдельный электронный ящик для запросов.
Рекомендации для учащихся: наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Пользуйтесь услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнайте телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев.
Если у вас возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, свяжитесь с преподавателем. При появлении сообщений об ошибках делайте снимки экрана. Кроме того, не ждите до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Давайте себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.
Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотный тайм-менеджмент – необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
Помимо этого существует множество сервисов для планирования, которые позволят установить напоминания для ваших заданий, что очень пригодится в процессе обучения.
Проблема 5: слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации для преподавателей: ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью.
Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
Рекомендации для учащихся: если хотите быть мотивированными и успешно справляться с дистанционным обучением, следуйте советам ниже:
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели, обязательно делайте отметки об их выполнении. Расскажите близкому человеку о своих проблемах с мотивацией, попросите поддержки, например, в виде регулярных напоминаний вам об ответственности.
Наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» также способна решить проблему с мотивацией, поскольку учит правильно ставить цели, справляться с ленью и прокрастинацией. За 5 недель вы узнаете о том, как применять различные техники активизации мышления, чтобы учиться быстрее, эффективнее и с воодушевлением.
Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Находясь в классе, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.
Рекомендации для преподавателей: чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, а также побуждайте их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии:
Покажите своим ученикам, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему помочь, расскажите, как сами справляетесь с текущей ситуацией, будьте любезны, оценивая задания.
Рекомендации для учащихся: принимайте активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делитесь информацией и мнением. Если вы понимаете, что не можете справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями вам сложно, попробуйте творческое самовыражение – это один из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: рисуйте, пойте, танцуйте, выплескивая непродуктивные чувства.
Мир меняется. Да, дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты – важнейшие из них.
Друзья, если вы столкнулись с трудностями, верьте, что справитесь с ними. Сосредоточьте внимание на своих целях – это отличный способ не сбиться с пути и достичь желаемого. Успехов!