какие задания можно использовать в период обучения грамоте при работе по ленте букв
Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте.
Просмотр содержимого документа
«Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте.»
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Одним из существенных структурных компонентов является «лента букв». Она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации.
Наличие в учебниках этой «ленты» важно не только в теоретическом, но и в чисто практическом отношении. Она позволяет упорядочить знания учащихся о звуках и буквах, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить работу на уроках в период обучения грамоте.
Рекомендуется проводить ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв».
Работа по ленте букв (примеры вопросов и ответов).
1. Назови гласные звуки русской азбуки.
2. Назови гласные буквы русской азбуки.
А О У Э Ы И Я Ё Ю Е
3. Назови непарные звонкие согласные звуки.
4. Назови непарные глухие согласные звуки.
5. Назови парные согласные звуки.
Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С Б’-П’ В’-Ф’ Г’-Г’ Д’-Т’ З’-С’
6. Какие буквы не обозначают никакого звука?
7. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
8. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
9. Какие согласные звуки всегда мягкие?
10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
11. Назови непарные звонкие согласные.
12. Назови непарные глухие сошласные.
13. Назови парные согласные звонкие и глухие.
Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте.
Просмотр содержимого документа
«Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте.»
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Одним из существенных структурных компонентов является «лента букв». Она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации.
Наличие в учебниках этой «ленты» важно не только в теоретическом, но и в чисто практическом отношении. Она позволяет упорядочить знания учащихся о звуках и буквах, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить работу на уроках в период обучения грамоте.
Рекомендуется проводить ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв».
Работа по ленте букв (примеры вопросов и ответов).
1. Назови гласные звуки русской азбуки.
2. Назови гласные буквы русской азбуки.
А О У Э Ы И Я Ё Ю Е
3. Назови непарные звонкие согласные звуки.
4. Назови непарные глухие согласные звуки.
5. Назови парные согласные звуки.
Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С Б’-П’ В’-Ф’ Г’-Г’ Д’-Т’ З’-С’
6. Какие буквы не обозначают никакого звука?
7. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
8. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
9. Какие согласные звуки всегда мягкие?
10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
11. Назови непарные звонкие согласные.
12. Назови непарные глухие сошласные.
13. Назови парные согласные звонкие и глухие.
Статья «Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте». Автор: Алфимова Вера Ивановна.
РАБОТА С «ЛЕНТОЙ БУКВ» НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Учебник «Русская азбука» содержит наиболее ценные букварные материалы из его предшественников ( «Буквар ь », «Азбук а »). Это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умениями читать и писать.
Одним из существенных структурных компонентов является «лента букв». Она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации.
Наличие в учебниках этой «ленты» важно не только в теоретическом, но и в чисто практическом отношении. Она позволяет упорядочить знания учащихся о звуках и буквах, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить работу на уроках в период обучения грамоте.
Описываемые приемы работы с «лентой» можно проводить как по учебнику, так и по классной «ленте букв».
На этапах подготовки к изучению нового учебного материала или повторения с целью обобщения и воспроизведения знаний учащихся об изученных уже звуках и буквах в соответствии с тематикой урока можно предложить учащимся следующие задания:
1. Чтение изученных гласных букв в прямом или обратном порядке.
2. Чтение изученных согласных букв сверху вниз, снизу вверх, вразнобой. Каждый раз дается алфавитное название буквы и тут же говорится, какой (или какие) звук она может обозначать.
3. Чтение изученных букв в прямом и обратном порядке сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево.
4. Угадывание букв по половинкам букв: учитель закрывает полоской бумаги нижние части классной « ленты букв» до половины, а затем по указанию учителя узнают знакомые буквы по видимым частям. Аналогичную работу можно проводить по угадыванию парных согласных, перевернув карточку обратной стороной.
5. Характеристика звука, обозначенного данной буквой. Использовать этот прием можно со всеми буквами, применяя различные игровые моменты. Например, загадать загадку, а дети дают характеристику каждому звуку в слове-отгадке.
6. Обозначение буквами звуков. Отрабатывая этот прием, можно предложить учащимся следующие задания:
— Укажите на «ленте букв» гласные буквы, которые служат показателем твердости предшествующего согласного.
— Покажите, какие буквы обозначают звонкие согласные, какие- глухие?
— Назовите звук, который обознача е тся на письме буквой ч.
— Соответствуют ли каким-нибудь звукам буквы ь и ъ?
Весьма важны приемы работы с «лентой букв», которые позволяют определить место новой буквы в ряду изученных, что обеспечивает запоминание ее графического изображения, названия и соответствия со звуками:
1. Установить место новой буквы в ряду букв («ленты») при изучении парных согласных.
На уроках по закреплению изученных букв полезными будут как названные выше, так и следующие, более сложные задания:
2. Составление и чтение слов по «ленте букв». Учитель ведет указкой, а дети читают слово. Можно использовать кальку для индивидуальной работы в учебниках.
4. Уточнение артикуляции отдельных звуков в связи с сопоставлением с буквами. Дети наблюдают за работой органов речи учителя и по тому, как они будут изменяться, угадывают звуки, которые он произносит без голоса, шепотом. Затем учащиеся объясняют, почему они решили, что это именно тот или иной звук, и при последующем уточнении его артикуляции учителем произносят хором, показывают соответствующую букву из «ленты букв».
Учебная деятельность-это как бы модель исследовательской деятельности, универсальный подход, направленный на самоизменение ученика. Обучение способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, умение изменять и совершенствовать себя.
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
Татьяна Белоусова
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
Позже, когда стала получать профессию учителя начальных классов, а далее и профессию учителя-дефектолога, я поняла, насколько полезно это пособие.
Использую его в своей работе, начиная со старшей группы
. Когда начинаю знакомить своих дошкольников со зрительным образом букв, данное пособие активно включаю в работу. Лента висит в кабинете над доской. Также лента находится в речевом уголке в группе.
Обращаемся к ней на каждом занятии по обучению грамоте.
каждому ребенку в семью приобретаю такое же пособие.
В начале учебного года провожу консультацию для родителей, где подробно рассказываю, как пользоваться данным пособием. Это залог того, что домашние тренировочные упражнения по звуковому анализу и синтезу, которые я задаю детям, будут выполнены правильно и осознанно.
Пособие иллюстрирует основные понятия из области фонетики русского языка
«звук в сопоставлении с буквой»; гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие, обозначающие твердость и мягкость согласных.
Информационное поле разделено на традиционные цветовые зоны: согласные буквы — на синем поле, гласные на красном. На «Ленте букв» буквы расположены в 2 ряда. Красный фон у гласных букв. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) — обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Я говорю так «Дарят твердость впереди стоящей согласной». Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) — обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют, т. е. «Дарят мягкость впереди стоящей согласной». Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, Ф, К, Т, С, X (сине-зеленый фон) — обозначают твердый или мягкий звуки. Ж, Ш, Ц (синий фон) — всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленый фон) — всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда — звонкие, подсказка — изображение колокольчика. Согласные звуки нижнего ряда — глухие, подсказка — изображение наушников. Буквы Ъ и Ь (буквы темного цвета, серый фон) — не обозначают звуков.
В самом начале все буквы закрываю цветными прямоугольниками. По мере изучения, буквы открываются. Делаю это для того, чтобы ребенка не пугало большое количество букв и чтобы зрительное внимание «не растекалось», взгляд концентрировался только на нужных нам, выученных буквах.
Удобное пособие «Лента букв» помогает детям быстрее запомнить буквы и звуки, которые они обозначают. «Лента букв» способствует повышению уровня изучаемого материала. Дети знакомятся со звуками и буквами, приобретают навыки чтения, у них формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова.
«Методические рекомендации по физической культуре» Домашние задания по физической культуреЛогическим продолжением работы на занятиях являются домашние задания, которые помогут повысить объем.
Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.
Методические материалы для дифференциации букв, сходных по моторным признакам Смешение букв по зрительному сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной.
Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.
Методические рекомендации по работе над загадками на тему «Земляника» Ещё в студенческие годы я стала собирать загадки, записывала (и записываю) их в тетрадь по алфавиту. В последнее время «загадочный запас».
Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Методические рекомендации по организации.
Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.
Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.
Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
Необходимо понимать и знать:
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.