каким должно быть обучение в форме игры
Консультация «Обучение должно быть интересным!»
Светлана Морозова
Консультация «Обучение должно быть интересным!»
“Без игры нет и, не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.
Дидактический материал можно включать в основную часть занятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Он активно применяется на начальном этапе обучения.
Современные условия образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т. е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Для решения этих задач я применяю в своей работе дидактические игры.
Во время проведения игры я являюсь и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляю игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, я постоянно помню, что должна быть эмоциональна, непринуждённа; между мной и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания; используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Создавая игру, я, прежде всего, изучаю познавательный материал данного периода, сопоставляю полученные знания детей с новым материалом, учитываю возрастные особенности, веду учет временных рамок, и только потом начинаю оформлять наглядность игры.
Предлагаю на ваше рассмотрение, сделанную своими руками, многофункциональную игру «Волшебный коврик».
Игра помогает решать следующие задачи:
• Совершенствовать пространственную ориентировку;
• Развивать временные представления: части суток, времена года;
• Развивать математические представления;
• Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
• Обогащать словарь, развивать активную речь;
• Продолжать развивать мелкую моторику рук;
В этой игре дети не только закрепляют изученный материал, но и познают новый. Она помогает развивать у детей ловкость, наблюдательность, образное мышление, память. Дети развивают воображение, создавая свой образ, составляют описательные рассказы. Ведут беседу между собой, задают вопросы и отвечают на них. Одним словом – познают окружающий мир.
Этой игрой можно увлечь ребенка, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Данная игра поможет ребенку научиться преодолевать трудности играя.
Знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность, где ребенок должен увидеть, что реальный мир не существуют сам по себе.
Для индивидуальной работы использую все режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Варианты заданий:
Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу;
• спросить у ребят, сколько у них варежек; выяснив, что у каждого по 2 варежки, подвести итог: «А когда мы их все кладем сушиться, их получается много»;
• сосчитать количество пуговиц, карманов, установить соответствие между количеством рукавов и рук, штанин и ног и т. п. ;
• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация).
После сна:
• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные).
Прием пищи:
• при разливании супа обращать внимание детей на то, когда тарелки у них пустые, а когда – полные;
• напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. п.
Прогулка:
• предложить выкопать в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка;
• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;
• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности воспитателей и родителей, усилие которых должно быть направлено на то, чтобы воспитать у детей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Эти факторы очень важны для формирования стойкой познавательной активности.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Свою работу выстраиваю по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. Мой успех – это успех моих воспитанников.
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
Татьяна Матвеева
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
У детей в дошкольном возрасте начинает, складывается первая ступень закладки развития общественного опыта. И его ребенок может впитать в себя благодаря воспитанию и под влиянием окружающего мира. За счет зрительных и осязательных органов чувств он может все в себя впитывать. И основным доступным способом будет являться игровая деятельность. Так как через игру ребенок сможет получить основные качества жизни.
Игра – это элемент своеобразного творчества. Уже в самых первых своих играх ребенок развивает свое зрительное внимание и мышление. Особенно сейчас,когда так велико многообразие именно развивающих игр: например, развивающие коврики для детей до года, которые развивают тактильную и зрительную память.
Сегодня перед воспитателями стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
Преимущества любой игры:
1. Игра необходима для решения общевоспитательных задач: таких как формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра носит самостоятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо следить за формированием у детей положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детейявляется ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
II. Основная часть. Взаимодействие на ребенка через разные виды игр.
1. Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, отражающая действительность, окружающую детей. И этой игре ребенок может овладеть намного быстрее, так как она отражает повседневный быт.
Если мы возьмем, игру «Семья», то здесь ребенок может отразить взаимоотношение членов семьи. И это дает возможность скорректироваться поведение и ребенок, копируя действия родителей, их эмоции и высказывания. Здесь ребенок может подробнее усвоить культурно – гигиенические навыки, воспитание моральных и положительных качеств, положительное отношение к окружающим.
Если мы возьмем любую из сюжетно – ролевых игр, то везде, прежде всего ребенок получает навык общения, что в свою очередь развивает речь, возможность показать свою социальную значимость и самое важное это взаимодействие между детьми.
Именно играя в сюжетно-ролевые игры,ребенок может примерить на себя разные роли: продавца, водителя, кондуктора, кассира, мамы, папы и т. д. Примеряя эти роли, дети углубляются более глубоко в мир профессий, и понимают, как трудятся взрослые и воспитывается уважение к труду и к самим взрослым.
2. Дидактические игры – форма обучения.
Дидактические игры – это самая большая категория игр, направленная на развитие личности ребенка. С помощью этих игр ребенок открывает окружающий, предметный, природный мир. Дидактические игры развивают у ребенка память, зрительное внимание, логическое мышление, наглядно-образное мышление.
Каждая игра заставляет ребенка более подробно и тщательно разобраться в любой теме.Например: если изучать с детьми тему «Деревья»,то есть такие игры как: «С какого дерева лист», «Найди дерево по описанию», «Из чего состоит дерево». Здесь ребенок запомнит названия деревьев, форму листьев, строение дерева.
В качестве наглядного материала может использоваться и природный материал, например листья деревьев, и иллюстрации,и макеты: макет осеннего дерева, макет яблони и т. д.
Каждая игра позволяет ребенку развивать зрительные образы и воспользоваться тактильными ощущениями.
С помощью дидактических игр также развивается культурно-гигиенические навыки,
Подвижные игры это важная часть взаимодействия воспитателя совместно с детьми. Подвижные игры позволяют детям расслабиться, при этом дети двигаются в определенной последовательности и направлении согласно поставленной цели и задачи.
Так же очень много используется русских народных игр, что позволяет детям не забывать русские народные традиции и воспитывать через игру патриотические чувства.
Так же в подвижную игру можно игра соответственно тематике недели. Тем самым дети совершенствуют не только умение ориентироваться в пространстве, но и закреплять другие знания. Самым важным конечно в этих играх является то, что с помощью их идет развитие общей моторики ребенка. После непосредственной образовательной деятельности, когда ребенок работает умственно, подвижная игра является как бы методом расслабления детей.
Словесные игры наиболее сложные для восприятия детей, так как нет образного подтверждения хода игры. И детям необходимо развивать слуховое внимание и память. Но самым главным преимуществом этих игр является то, что они развивают речь ребенка, пополняют его словарный запас.
Дети учатся восприниматьпроизведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитываетсяинтерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Консультация для воспитателей «Игра как метод экологического воспитания» Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.
Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.
Проектная деятельность как метод обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и полноценного физического и психического.
Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста Дисциплина ОП. 01 «Педагогика» Краткий план- конспект лекции (разработчик Курнаева О. С.) Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного.
Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе
Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. Геймификация помогает увеличивать продажи, удерживать клиентов, повышать лояльность сотрудников и учиться с максимальной вовлеченностью.
Геймификацию применяют в бизнесе, маркетинге, школах. Рассказываем, откуда она пришла и почему это новый тренд во многих сферах жизни.
Что такое геймификация
Геймификация использует естественные склонности людей к конкуренции, соревнованиям, сотрудничеству и достижениям. Эта техника мотивирует к достижению целей и повышению производительности. Инструментами вовлечения могут стать уровни, которые необходимо преодолеть, вознаграждения и рейтинг.
Стоит различать геймификацию и игровое обучение. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации.
Идея подобного подхода появилась давно, но набирает популярность лишь сейчас, поскольку старые системы мотивации постепенно перестают работать. Условный метод «кнута и пряника» перестал быть эффективным, и компании ищут другие способы повышения вовлеченности.
Новые поколения сотрудников, студентов и клиентов — миллениалы и «зумеры» — с детства привыкли к видеоиграм, поэтому перенос соревновательной и поощряющей методики более органично вписывается в их жизнь.
Принципы геймификации
Геймификация может упростить все процессы — от обучения до бизнес-задач, и увеличить удовольствие от их выполнения. Подход может сделать любой опыт похожим на игру, что выльется в большую вовлеченность. Он также добавит радость от выполнения поставленных задач, сравнимую с радостью от прохождения сложного уровня игры.
Мотивация. Любая игра содержит в себе мотивацию для участников. Это необходимо для того, чтобы игрок не забросил прохождение на одном из этапов. Перед ним должна стоять конкретная цель, которая двигает его вперед. Геймификация естественным образом наследует этот принцип. Это могут быть бонусы, которые вы получаете с каждым следующим уровнем. Если говорить про маркетинг, здесь может действовать система нарастающей скидки: чем больше вы покупаете — тем больше экономите.
Статус. На протяжении игры у участника развивается его герой, растут «уровни». Чем дальше он идет, тем сильнее становится его персонаж. Тот же принцип работает в геймификации. На работе это может быть большее признание коллектива, повышение в должности. В маркетинге же — улучшение статуса клиента: от бронзового до платинового.
Вознаграждение. Во многих играх после прохождения уровня персонажу начисляют золотые монеты, дают награды и виртуальные бриллианты. Чем сложнее уровень, тем больше поощрений. Вознаграждение — один из ключевых принципов геймификации. Такие «пряники» как зарплата для сотрудников или положительные оценки для учеников постепенно перестают работать. Человек знает, что если он выполнит свое задание хорошо или очень хорошо — результат будет один. Дополнительное вознаграждение мотивирует его действовать быстрее, лучше и дает дополнительный интерес. Бонус к зарплате или освобождение от одной домашней работы для лучшего ученика помогут усилить мотивацию. В маркетинге это могут быть накопительные баллы от каждой покупки по карте.
К главным принципам геймификации могут прибавляться дополнительные. В игры можно включать соревновательные элементы, командные задачи, истории с развивающимся сюжетом. Подходящий вариант стоит подбирать под каждую конкретную задачу.
Чем полезна геймификация
Геймификация помогает создать большую вовлеченность во всех сферах, где она применяется. Ученики проходят курс с интересом, если в него добавлен игровой элемент. Клиенты не хотят уходить от компании, которая обещает им прогрессирующую систему скидок и бонусов. Повседневные рабочие задачи перестают быть монотонными и скучными, когда появляется мотивация к их выполнению. Дополнительно к вовлеченности геймификация помогает доводить задачи до финала и завершать их в назначенные сроки.
Владислав Куклев, со-основатель Dizz.TV, рассказывает, что игровой подход работает почти в любых продуктах, потому что он основан на знаниях о человеческом мозге, механизмах мотивации и награды. Поэтому многие индустрии наблюдают за игровыми практиками и стараются применять механики оттуда.
Наталья Кошлякова, директор ИгроN-сервис, выделяет следующие плюсы геймификации:
Происходит меньшее сопротивление материалу, поскольку снимается внутренний цензор. Уходят взрослые психологические сопротивления и ограничивающие установки.
Включается самоутверждение и поднятие самооценки.
Из минусов геймификации:
Игра ради игры неэффективна.
На разработку и включение игр нужны большие деньги.
Например, в некоторых случаях стимулирование конкуренции может привести к негативным последствиям.
Владислав Куклев добавляет, что минусы геймификации начинаются, когда компании вдохновляются игровой индустрией, но делают это без фундаментальных знаний о человеческой психике. Это приводит к появлению систем достижений, внутренних рейтингов, которые не работают, хотя тоже пришли из игр.
Геймификация в бизнесе
В этом случае она подразумевает замену скучных и сложных повседневных процессов на те, которые будут стимулировать и вовлекать сотрудников в работу. Например, можно превратить план по продажам в соревнование и назначить бонус за лучшую работу. Результатом такой практики станут мотивированные сотрудники, которые выполняют свои задачи с интересом, приводят новых клиентов и увеличивают доход компании. По данным исследований, геймификация позволяет поднять вовлеченность сотрудников на 60% и повысить их производительность на 50%.
Дополнительный плюс игр — в них не так страшно проиграть, как в жизни. Всегда есть возможность начать сначала. При геймификации бизнеса это ощущение переходит в работу и даже у перфекционистов снижается уровень напряжения. Также от участия в играх вырабатывается гормон счастья.
Американская компания Incentive Solutions, специализирующаяся на геймификации в бизнесе, предлагает создавать таблицы лидеров на основе очков за разные достижения, подключать программное обеспечение, на котором наглядно видны все этапы движения к цели с обозначением пройденных уровней и создавать офисную платформу с результатами работы, на которой можно ставить лайки наподобие социальных сетей. Многие крупные российские компании также внедряют геймификацию в свои процессы. Так, например, Сбербанк помимо личного рейтинга сотрудников ввел командный, что повысило качество работы в группах.
Геймификация в маркетинге
Геймификация в маркетинге позволяет привлечь новых клиентов и удерживать старых. Это различные карты лояльности, бонусные программы и конкурсы. Внедрение игр в продвижении товаров и услуг помогает повысить интерес пользователей. Основные элементы геймификации в маркетинге — это статус, новые продукты и бесплатные товары.
Статус. Чем дольше клиент пользуется услугами компании и платит за товары, тем выше становится его статус. С повышением статуса прибавляются бонусы в виде скидок, дополнительных услуг и повышенного внимания от сотрудников. Такая система мотивирует клиентов пользоваться сервисами любимой компании на постоянной основе.
Новые продукты. В эту категорию включаются сразу несколько подходов. Например, при выпуске новой продукции компания может устроить поэтапное голосование среди пользователей, где клиенты будут решать какой товар должен появиться на рынке. После выхода продукт может появиться в ограниченном количестве, что заставит их искать его на разных прилавках. Такой квест поможет привлечь внимание к бренду и устроить ажиотаж.
Бесплатные товары. Сюда относят различные конкурсы, лотереи и квесты, в финале которых появляется возможность выиграть приз от производителя. Подобными стратегиями активно пользуются производители газированных напитков и чипсов, которые прячут выигрышные коды под крышкой или внутри пачки. Конкурсы могут проводиться и онлайн: с призами за репосты и комментарии.
Геймификация в образовании
Геймификация в обучении может применяться как на школьном уроке, на дополнительных курсах, так и в корпоративном обучении. По словам Натальи Кошляковой, геймифицировать можно буквально любое обучение. Любой процесс, от обучения математики в школе до обучения персонала менеджерским навыкам может обернуться в игровой мир или игровую легенду. В геймификации обучения нет ограничений.
Обучение может проходить как с применением системы поощрений и рейтингов, так и при помощи сторонних программ. К примеру, детям прививают любовь к чтению через смартфоны и интерактив, а VR-технологии помогают познавать мир через путешествия по миру прямо на уроках. Разработкой и концепцией таких игр занимаются геймдизайнеры.
Геймизация образования помогает привить интерес к обучению как у детей, так и у взрослых. Это универсальный метод, который подходит для всех возрастов. При этом игровое обучение справляется со своей целью: при правильном подходе оно помогает получить знания и учиться применять их на практике. Единственный минус такого подхода — он не может полностью заменить все обучение и должен занимать только часть программы, особенно если речь идет о школьном образовании. От постоянных игр на уроках устанут даже самые активные дети.