каким образом устраивали перекрытия в романских храмах
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
романский стиль в архитектуре Европы
Королевский дворец Алькасар
Кентерберрийский собор, XII в., Англия (башня в готическом стиле пристроена позже)
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Монастырь, XI-XII вв. Ирландия
Мост Риальто, XI в, Венеция, Италия
Норманнская крепость, X-XI вв. Франция
Крепость Конкистадоров, X-XI вв.
Известный историк, А.Тойнби отмечал, что «единственно возможным целостным государством была римская империя, франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому».
Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция
Собор, Сантьяго, Италия
Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк
Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне
Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.
Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция
Кухня в аббатстве Фонтевро
Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон
3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План
Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.
Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.
Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе
При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.
Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема
Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа
Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.
Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.
С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.
Церковь аббатства Клюни
Со
Собор в Майнце, Германия
Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.
Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.
Аббатство Мария Лаах, Германия
Обрамление алтарного образа
Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 г.
Монастырская церковь в Фонтевро. Скульптурное надгробие Ричарда Львиное Сердце и Алиеоноры Аквитанской
Лев, обнимающий агнца
В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.
Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.
Сцена из жизни Иисуса, XII в. Италия
Крещение Христа. Миниатюра Бенедикционала Этельвольда. 973-980 гг.
Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.
Витраж «Святой Георгий»
Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.
Слоновая кость. Около 1180 г.
Ювелирное изделие романского периода.
Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.
Ковёр из собора Байё. Битва. Около 1080 г.
Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.)
Нормандские храмы также лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.
Фрагмент декора собора в Шпейере
План собора в Шпейере
Шартрский собор. Апсида и капеллы
Статуи Шартрского собора
Шартрский собор. Вид на алтарь
Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.
Евангелие императора Оттона III. Император на троне
Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается «не порываемая» даже в средние века связь с Древним Римом.
Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда «чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи».
Собор и башня, Пиза
Кафедральный собор, Пиза
В соборе Санта-Мария Нуова (1174-1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.
Собор Санта-Мария Нуова, Монреаль
Интерьер собора Санта-Мария Нуова, Монреаль
Кафедральный собор в Сент-Олбансе
Собор в Сент-Олбансе
Фреска собора в Сент-Олбансе
Кафедральный собор в Питерборо
Скульптуры собора в Питерборо
Витражи собора в Питерборо
С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.
Королевский дворец Алькасар. Испания
Королевский дворец Алькасар. Девичий дворик
Фриз с королями в Королевском зале Алькасара
Внутренний двор Королевского замка Алькасар
История архитектуры
Вы здесь
Романские перекрытия
Открытые стропила. — Для зданий, не перекрытых сводами, романские архитекторы часто применяли комбинацию из арок и стропил, которую мы уже описывали, когда говорили о памятниках Сирии: стропильные фермы, или по крайней мере некоторые из них, заменены каменными арками, тимпаны которых служили опорой для обрешетин. Такое чередование арок и ферм было обычным в Нормандии.
Перекрытие, целиком состоящее из деревянных стропил, применялось в старых базиликах римского типа; романская ферма, за исключением некоторых англо-нормандских зданий, всегда имеет затяжку.
Во Франции, где в силу климатических условий дерево быстро разрушается, можно встретить лишь очень небольшое количество романских перекрытий; разве только в одном Виньори сохранилось достаточно обломков, чтобы по ним можно было восстановить ферму.
Наиболее сохранившиеся деревянные стропила находятся в Сицилии, и то неизвестно, построены ли они действительно в романскую эпоху, или впоследствии, лишь по романской традиции; на рис. 110 мы приводим различные примеры: А и D — Чефалу, С — Монреаль, В — Джирдженти.
На чертеже А изображены фермы в собственном смысле этого слова, чередующиеся с стропильными ногами без затяжек; В изображает кессонное перекрытие, элементы которого, из соображений экономии, представляют собой квадратные бруски, распиленные вдоль по диагонали, что придает ему очень эффектный вид; С — поверхность перекрытия, образуемая решетчатым настилом и представляющая собой настоящий деревянный скат исключительной жесткости.
Рис. 110 |
Рис. 111 |
Крыши, защищающие свод. — Как мы уже говорили, наш дождливый климат вызывает необходимость защищать крышами здания с легкими сводами. Первой мыслью было положить крышу непосредственно на свод. Рис. 111, А показывает вероятное устройство крыши, стропила которой опирались непосредственно на внешнюю поверхность цилиндрического свода.
Эта простая конструкция представляла серьезное неудобство, так как она увеличивала распор свода; надо было исправить это положение, и в очень многих зданиях наружные стены были впоследствии надстроены. Эти надстройки весьма заметны в Солье, в Сен-Лу де Но и т, д. Они свидетельствуют о замене старой кровли, лежавшей на своде, крышей, не связанной с ним.
Иногда довольствовались заменою стропил, опиравшихся на наружную поверхность свода, фермой, повышенная затяжка которой была расположена над сводом (чертеж В). Иногда ферму поднимали над замком цилиндрического свода (С). Это второе решение принадлежит более поздней эпохе; и даже в эпоху расцвета готики еще долго покрывали своды крышами из ферм с приподнятой затяжкой. Вальмовые крыши с осложненной системой стропил, по-видимому, не применялись, — повсюду крыша заканчивается острым щипцом.
Кровля. — Некоторые здания меровингской эпохи были покрыты металлическими листами; кровли церквей Сен-Мартен в Туре и Сен-Дени приобрели особую известность; кровля в церкви Сен-Мартен была из олова.
Но применение дорогого металла было, конечно, исключением: романские крыши по большей части покрывались черепицей. Их незначительный уклон, по-видимому, указывает на применение широких черепиц, по традиции, унаследованной от римлян.
Однако в Нормандии и в центральной Франции встречаются также крыши, слишком крутые для такого рода покрытия. Фермы Виньори и щипцы церкви Сент-Этьен в Бовэ свидетельствуют о кровлях, уклон которых достигает и даже превышает 45°; такой уклон заставляет предполагать черепицу с шипом или шиферные плитки.
Плоская черепица в форме рыбьей чешуи была известна еще римлянам; вероятно, романская эпоха восстановила и применила этот античный способ покрытия. Он был удобен для местностей с дождливым климатом, и именно там находятся следы такой кровли.
Глава «Перекрытия» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
История архитектуры
Вы здесь
Перекрытия нефов романских церквей
Если сопоставить ряд романских секций, то обнаружится последовательная цепь попыток, направленных к двойной цели: 1) перекрыть базилику сводом, 2) согласовать применение свода с требованиями освещения.
В однонефных церквах распор свода воспринимается непосредственно боковыми стенами, и проблема уравновешивания сравнительно проста. Трудность возникает только в церквах с центральным и двумя боковыми нефами.
Перекрытие сводами одних боковых нефов было легким, но половинчатым решением: ведь достаточно было перекинуть над каждой секцией небольшой крестовый свод, заставив его опираться с одной стороны на наружную стену, которую легко было укрепить контрфорсами, а с другой стороны — на устои, которым обеспечивала устойчивость лежащая на них нагрузка.
Перекрытие же центрального нефа представляло серьезные затруднения; здесь дело касалось свода, который не только должен был иметь большой пролет, но который надо было держать на значительной высоте над землей. Применять крестовый свод казалось неосторожным. Римляне строили монолитные своды; романским же архитекторам приходилось считаться с кладкой, а ошибки в кладке, допустимые в узких боковых нефах, в центральных нефах становились опасными.
Первые своды, которыми романские архитекторы решились перекрыть центральные нефы, были цилиндрические; строители поместили их пяты возможно ниже, настолько низко, что пришлось отказаться от оконных проемов ниже этих пят. Этим объясняется появление таких церквей, как Сен-Мартэн д’Энэ в Лионе, поражающая нас своей темнотою. Но для своего времени эти церкви были смелыми сооружениями. В ту эпоху, когда все традиции были забыты, перекрытие центрального нефа церкви цилиндрическим сводом являлось чрезвычайно смелой попыткой. Еще большей смелостью было поднять этот цилиндрический свод настолько, чтобы поместить оконные проемы под его пятами; важнейшим же достижением была замена цилиндрического свода крестовым.
При этом одна школа останавливается на одной, другая на иной ступени этого развития; так, Нормандия не идет дальше перекрытия сводами боковых нефов, Овернь и Пуату перекрывают сводом и центральный неф. Последние по времени школы, рейнская и клюнийская, одни достигают полного решения проблемы: церковь покрыта сводами и в то же время не лишена дневного света. Мы последовательно проследим все эти этапы, стараясь определить меру участия каждой школы в конечном приспособлении свода к базилике.
Нефы без сводов
Переход от византийских базилик к первым романским церквам совершенно не ощутим. Построенная в середине IX в. церковь в Рейхенау представляет собою со всех точек зрения латинскую базилику. Древний храм в Бовэ (рис.129, В) представляет собою латинскую базилику, сведенную к простейшей форме.
Когда это позволяют материальные средства, боковые нефы делаются двухэтажными (рис. 129, М); верхний этаж открывается в центральный неф большими парными пролетами; чтобы предупредить опрокидывание этой сквозной стенки С, идущей вдоль нефа, ее иногда соединяют поперечными аркатурами R с внешней стеною. Пример таких связывающих арок мы находим в Монтье ан Дэр.
Рис. 129 |
Такой тип церкви с двухэтажными боковыми нефами является особенно излюбленным в X и XI вв.; внешний вид двухэтажных нефов был настолько узаконен, что в Виньори, где не существовало никогда разделения на два этажа, тем не менее имеются два этажа аркад.
Нефы, частично перекрытые сводами
Покрытие сводами только боковых нефов. — Церковь Сен-Реми в Реймсе (X в.) представляет одну из самых ранних попыток перекрытия сводами боковых нефов; но и там решились перекрыть сводами только нижний этаж, где имеется возможность придать им большую устойчивость. Ранее сооруженные части здания перекрыты еще не крестовыми сводами, — там существует ряд небольших сводов, поддерживаемых арками и имеющих направление, перпендикулярное оси здания (рис. 130, А). Но уже в нефах церкви Сен-Жермэ сводики типа Сен-Реми заменены крестовыми сводами, и такое же усовершенствование наблюдается в нефе Сен-Жермен де Прэ.
Большие аббатства в Кане, основанные около 1160 г. Вильгельмом Завоевателем, имеют такие же боковые нефы в два этажа, какие были в церквах Сен-Реми и Сен-Жермэ; и здесь тоже первоначально был покрыт сводами только нижний этаж. В эту эпоху, когда не было еще опыта, казалось безрассудством перекрывать сводами оба этажа боковых нефов. Жюмьеж (рис. 130, В) — одно из тех редких зданий, в которых рискнули перекрыть сводами оба этажа боковых нефов.
Рис. 130 |
Прием, ограничивавший применение сводов в боковых нефах, был принят без оговорок в церквах Нормандии (Сен-Габриэль, Бернэ и т. д.) В свою очередь, крупнейшие церкви Англии, построенные после вторжения норманнов, возвращаются к типу аббатств в Кане (Питерборо, Винчестер, Эли, Сент-Албан). Почти все нормандские церкви имеют проходную галерею, расположенную на уровне подоконников главного нефа.
Покрытие сводами боковых нефов и пересечение главных нефов поперечными арками — Последним достижением нормандской школы было расчленение крыши настоящими каменными фермами, которые несли на себе обрешетины и в случае пожара играли роль диафрагм.
Особенно наглядны следы такого расположения в церкви Бошервилля (рис 131), несмотря на своды, появившиеся там после реставрации в ХIII в. Пристенные колонны, на которые опирались пяты арок-диафрагм, сохранили свои романские капители; высокие промежуточные колонны, поднимавшиеся до самого перекрытия и несшие на себе балки, продолжают выситься над нынешними сводами, а капители, вделанные в стволы колонн для того, чтобы опереть на них пяты сводов, изобличают своим стилем эпоху, в которую эти своды были пристроены. Тимпаны арок были уничтожены в то время, когда выводились своды; вероятно, они были облегченного типа, чтобы уменьшить распор.
Рис. 131 |
Были указания на применение такой же системы в церкви Серизи ла Форэ и в церкви в Прэ в Мане, но мы не решились бы утверждать это. В большинстве нормандских церквей наблюдается вдоль главного нефа правильное чередование устоев различной мощности; это чередование или, по крайней мере, его происхождение находит себе объяснение в применении арок-диафрагм, для поддержки которых нужны были более массивные устои.
Система арок-диафрагм применена была в Риме в начале IX в. в церкви Санта Прасседе, в XI в. в церкви Сан-Миниато около Флоренции, а также в соборе Модены; если вспомнить рисунок сирийской церкви в Руэйа (рис. 46, В), то восточное происхождение этой системы не оставит никаких сомнений.
Глава «Романские церкви. Перекрытия нефов» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.