какое философское направление признает разум основой познания и поведения людей
РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.
Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма Достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняетсятем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.
Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцендентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объективном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдельный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя. В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.
В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком.
В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное знание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления — образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних Свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.
Рациональное (от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например. «Все учащиеся в университете — студенты».
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.
Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
«Все учащиеся в университете— студенты. Я учусь в университете
Следовательно, я — студент».
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию.
Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной исmuнouназывают такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.
Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается так соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.
Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.
В современной философии выделяются три концепции истины: концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности; когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. (Прочитайте: Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2000 (Глава 29. Обзор современной философии).)
В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания Именно практическая деятельность человека дает главные аргументы для философского спора с агностицизмом.
ПРАКТИКА — это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
Вопросы длясамопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?
Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику
С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
«Философия Нового времени»
422. Философ, считавший, что сознание ребёнка подобно чистой доске tabula rasa:
• Дж. Локк
423. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:
• деизм
424. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
• Рационализм
425. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:
• Гельвеций
426. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:
• Р. Декарт
427. Французский философ, сторонник сенсуализма:
• Кондильяк
428. Центральная проблема в философии французского Просвещения:
• Человека
429. Центральная философская проблема Д. Юма:
• Познание
430. Центром европейского Просвещения в середине XVIII века была:
• Франция
431. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?
• я мыслю, следовательно, я существую
«Русская философия»
432. «Русским Сократом» прозвали:
• Г.С. Сковороду
433. «Слово о законе и благодати» написал:
• Иларион
434. Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является:
• Владимир Соловьёв
435. В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир:
• книге
ЭМПИРИЗМ- направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.
ГНОСТИЦИЗМ — философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение о непознаваемости мира.
Агностики (от греч. а — отрицательная приставка и познание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.
Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, — «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.
Гностики (от греч. познание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.
Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все шире и точнее познавать окружающий мир. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания. Объектом познания называется то, на что направлено познание то что познается. О сложностях, связанных с объектом познания уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.
Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом. Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания причем под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек- ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.
РАЦИОНАЛИЗМ- это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
ЭМПИРИЗМ- направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.
Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них. Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом; Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцендентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объективном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдельный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя.
В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.
В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком. В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления — образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное).
Рациональное (от лат. гсЛго — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественны свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступеням рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слов студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от ИНДИВЕ
дуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называю совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо.
Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете — студенты».
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло
гики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного мышления).
Умозаключением будет, например, такое рассуждение:«Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию. Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истин] было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.
Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это
означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.
В современной философии выделяются три концепции истины:
· концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
· когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
· прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. (Прочитайте: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000(Глава 29. Обзор современной философии).)
В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания.
Именно практическая деятельность человека дает главные аргументе для философского спора с агностицизмом.
Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:
a. рационализм
18. Функция философии, подвергающая все сомнению:
d. критическая
19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм
20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:
b. Экзистенциализму
Тест № 13
1. Термин «философия» впервые употребил: Пифагор
Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?
B. Сократ,
3. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: «знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла»: Платон
4. Вера противопоставлялась в средневековье …
B. Разуму
5. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:
A. Макиавелли
6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”
A. Кампанелла
7. Основой агностицизма Юма является: скептицизм
8. Субъективный идеализм характерен для:
A. Беркли
9. Концепцию автономной морали обосновал:
C. Кант
10. Кант проблемы познания изучает в труде:
A. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
11. Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:
b. реформа
12. Суть идеализма состоит в:
a. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное
b. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.
c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений
d. попытке забыть о прозе жизни.
14. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая цненностно-нормативные ориентации личности и общества:
a. аксиологическая
15. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:
b. сенсуализм
16. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира:
a. агностицизм
17. Философскими категориями являются:
a. Субстанция
c. Материя
e. Свобода
18. Позиции релятивизма выражает суждение:
a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины
b. Всякая истина абсолютна на все времена
c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного
d. Истина принципиально недостижима
e. Истина иррациональна
19 Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: Синтез
20. Сущность человека является:
a. только биологической
b. только социальной
c. биосоциальной
Тест № 14
1. Платоновское «кажущееся бытие» означает:
A. Чувственно воспринимаемые вещи
2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: Атомы
Философ, утверждавший идею о существовании множества миров
A. Демокрит
4. Представители средневековой философии:
A. Уильям Оккам
B. Дунс Скотт
c. Парменид Элейский
5. Средневековый автор произведения “О граде Божьем”:
C. Аврелий Августин
6. Основные принципы философии эпохи Возрождения:
A. Гуманизм
E. Антропоцентризм
7. Положение: «природа есть причина самой себя » сформулировал:
B. Спиноза
8. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: Бэкон
9. Категории, относящиеся к философской системе Гегеля: