какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

Феномен «осевого времени».

Ученые называют эту эпоху (период 800–200 гг. до н.э.) «осевым временем», подчеркивая, что это был поворотный момент в духовном развитии человечества. Религиозные и философские течения, зародившиеся в тот период, и по сей день питают дух современного человечества.

«Осевое время» знаменовало собой зарю развития современного человечества. Люди впервые осознали свою крайнюю беспомощность в жестоком мире, и это побудило их в поисках абсолютной истины обратиться к глубинам собственного сознания. Великие мыслители того времени учили их, как примириться с жизненными невзгодами, преодолеть свою слабость и обрести душевный покой в несовершенном и несправедливом мире. Все зародившиеся в ту эпоху новые религиозные системы — даосизм и конфуцианство в Китае, буддизм и индуизм в Индии, монотеизм в Иране и на Ближнем Востоке, древнегреческий рационализм в Европе, — при очевидных различиях объединены рядом фундаментальных сущностных признаков. Несмотря на всю важность «осевого времени» для человечества, знаем мы о нем очень немногое.

какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть картинку какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Картинка про какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

Так, неизвестны причины, которые дали импульс этому массовому нравственному и интеллектуальному преобразованию, как неизвестно и то, почему оно имело место лишь в четырех регионах Древнего мира: Китае, Индии, Иране и Восточном Средиземноморье. Почему только китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки открыли для себя новые горизонты познания и пожелали отправиться на поиски освобождения и спасения души? Вавилон и Египет тоже создали великие цивилизации, но в то время не восприняли идеологию «осевого времени» и двинулись по этому духовному пути лишь позже: и христианство, и ислам, безусловно, возникли под влиянием отголосков того импульса, который дал толчок зарождению «осевого времени».

Документированная история человечества начитается только с III в. до н.э., так что о том, как жили люди первобытной эпохи, как и в каких формах существовало первобытное общество, мы можем только догадываться. Но люди всегда пытались представить, что происходило с их далекими предками 20 тысячелетий назад, в надежде до самых истоков проследить свои корни. События тех доисторических времен нашли отражение в мифологии, которая присутствует в культуре любого народа, проживающего в любом уголке земли. Мифы не имеют под собой никакой исторической почвы, но рассказывают нам об утраченных райских кущах и первопричинных катастрофах]. В частности, они повествуют, что в «золотой век» человечества боги спокойно разгуливали по земле среди людей. История про Эдемский сад, в представлении западного человека символизирующая утраченный рай, о котором рассказывается в Книге Бытия Ветхого Завета, во многом типична: были времена, когда еще не существовало грани между человеческим и божественным. Пробуждение сознания обитатели этих райских садов восприняли как болезненное падение из благодати. Такое состояние гармонии и совершенства Ветхий Завет называет словом шалом; Гаутама же называл его нирваной. Когда-то, считал он, люди жили в согласии, а потом прошло время и они просто позабыли дорогу к нему.

Так что же произошло? Никому еще не удалось представить внятных причин того скорбного состояния духа, которое дало импульс рождению новой духовности «осевого времени». Ведь и прежде человеческая жизнь была полна страданий и скорби. Почему нравственные страдания достигли своего пика именно в четырех «осевых регионах»?

(Теперь – PapaSilver) человек должен стремиться самостоятельно, своими силами познать истину. Достаточно вспомнить Сократа, который подвергал сомнению все, казалось бы, незыблемые установки своего времени. Сам Сократ подвергал сомнению все и вся, заставляя собеседников усомниться в своем всезнании, заражая их собственным сомнением. Ибо, только осознав свое незнание, человек способен устремиться на философский поиск истины. Соблюдение внешней стороны культовых обрядов не дает спасения души, священный закон и заветы должны быть начертаны в сердце каждого человека. Бог требует от него не жертв, а милосердия и сострадания. Зародившиеся в «осевое время» религии выдвинули на первый план человека и его поступки.

какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть картинку какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Картинка про какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

Новые религии «осевого времени» были сосредоточены скорее на духовной глубине, нежели на внешней магической обрядности, с помощью которой люди пытались управлять реальностью. Мыслители той поры не желали больше мириться с существующим конформизмом, поскольку понимали, что человек наделен мощным духовным потенциалом, который требует реализации. Они стремились исследовать глубины человеческого сознания и постичь сущность интуитивно воспринимаемых нравственных и бытийных категорий. Сократ, например, полагал, что человеку изначально дано истинное знание о сути вещей, но перипетии суетной жизни заслоняют их, мешая осознать, оставляя лишь смутные представления о них. Человек, считал Сократ, должен пробудить в себе эти знания, вновь познать сущность своей души. Конфуций, другой представитель плеяды мыслителей «осевого времени», подвергал осмыслению древнее наследие своего народа, обряды, которые всегда воспринимались как нечто данное свыше, и потому никому не приходило в голову задуматься о заложенном в них смысле. Люди должны заниматься самопознанием, анализировать причины своих неудач, открывая для себя красоту и порядок мира, который не исчезает и не лишается смысла с их смертью.

Мудрецы «осевого времени» скрупулезно изучали мифологию предков и обогащали ее новым смыслом, переводя старые как мир истины, в разряд этических категорий. Отныне центральное место в религии отводилось морали и нравственности. Не посредством магии, а только познанием этики человек мог пробудиться к истине, осмыслить свою сущность и предназначение, познать глубины своей души, овладеть своим нравственным потенциалом и тем самым избавить себя от темноты невежества. Осмыслив прошлое, мудрецы «осевого времени» пришли к убеждению, что корни несовершенства мира в том, что человек утратил фундаментальные истины, заложенные в основах его бытия. Всех их объединяла уверенность в существовании абсолютной истины, которая лежит за пределами несовершенства мира — одни называли ее богом, другие — нирваной, дао, брахманом. И все мыслители древности стремились ввести ее в искаженную реальность человеческой жизни.

И наконец, вместо того чтобы, подобно браминам, ревностно оберегать сокровенное знание от посторонних, мыслители «осевого времени» стремились сделать его достоянием всех людей. Иудейские пророки обращались к простому народу с вдохновенными проповедями; они пытались донести свет новых истин до каждого, кто их слушал. Сократ заводил философскую беседу с каждым встречным афинянином. Конфуций много путешествовал по своей стране, наставляя как бедняков и обездоленных, так и благородных мужей. Каждый из них жаждал на практике проверить свою теорию. Письменность уже перестала быть привилегированным знанием духовенства, превратившись в способ широкого распространения новых религий. Важнейшими компонентами религиозной деятельности становятся изучение, размышления и полемика. Отныне не надо было слепо мириться с существующим положением вещей и бездумно следовать навязанным идеям. Те, кто стремился обрести истину, верили, что смогут обрести ее в этой жизни.

Источник

Какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

варна – социальный слой с чёткими границами, правами и функциями в обществе, принадлежность к которому определялась исключительно по рождению, в отличие от возникших позже каст, включал в себя представителей многих разнообразных профессий;

ведизм – религия древних Ариев, завоевавших север Индии в середине II тысячелетия до н.э., священными текстами религии являлись Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, многие века передававшиеся устно, однако без изменений и искажений в тексте, лишь много позже были записаны;

буддизм – религиозно-философское учение об освобождении от вечного круга перерождений и достижения нирваны (состояния покоя и отрешённости от суеты мира);

конфуцианство – философское учение и система норм поведения, характерная для Китая и некоторых соседних стран, в которой главное – почитание старших и традиций;

даосизм – философско-религиозное учение о достижении гармонии внутри себя и с миром ради следования великому дао (логики построения космоса и течения всего в мире);

«осевое время» – время необычайно значительного духовно-интеллектуального рывка человечества в VIII-III вв. до н.э., в ходе которого были созданы учения, во многом определявшие историю последующих веков и до сих пор являются актуальными, имеют множество последователей по всему миру.

1. На материале двух параграфов составьте план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи.

1) прародина индоевропейцев

2) предположительные пути их расселение

3) завоевание ариями Индии

4) завоевание касситами Вавилонии

5) хетты в Малой Азии

2. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи.

Между этими система есть одно главное сходство – положение человека в обществе определялось его рождением. Но далее наблюдалось больше различий.

Хаммурапи создал (или только освятил своим именем) систему писаного права – существовала конкретная формулировка закона, на который каждый мог сослаться (именно для этого законы выбили на каменной стеле). Система варн была лишь совокупностью традиций – обычным правом, без конкретных формулировок законов. Это и понятно, ведь Хаммурапи правил единым государством, а система варн распространялась на множество независимых царств.

Варны делят население всего на 4 категории. В Вавилонии категорий населения было куда больше. Некоторые из них современными исследователями объединяются в группы, например, жрецов, но на самом деле эти жрецы сильно различались по статусу, кругу обязанностей и т. д.

В разные варны входили потомки разных народов. В Вавилонии положение человека зависело от того, к какому роду он принадлежал, но не к какому народу принадлежал этот род, хотя в Месопотамии также наблюдалось несколько волн иноземных завоеваний.

В законах Хаммурапи определён независимый общественный статус некоторых женщин – например, только женщины могли занимать отдельные жреческие должности. Система варн касалось только мужчин, а через них уже их семей, в которые входили также и женщины.

3. На материале двух параграфов дайте определение древневосточной деспотии.

Деспотия – это абсолютная власть, распространяющиеся на все сферы жизни общества, опирающаяся на обширный бюрократический аппарат и основанная на почитании правителя как посредника между миром богов и миром людей, потому теряющая стабильность в случае масштабных бедствий, которые воспринимаются в качестве гнева богов.

4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чем суть каждой из них?

— конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;

— даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао);

— легизм – учение об абсолютной ценности законов, по которому не моральные нормы должны определять законы, а законы, то есть распоряжения правителя, сами по себе есть моральные нормы, какими бы они ни были; предполагал, в частности, жестокие наказания даже за мелкие нарушения, чтобы видя это, люди боялись совершать тяжкие преступления.

5. На основе материалов научной литературы и Интернета подготовьте сообщение о конфуцианстве и его роли в политической истории Китая.

Рекомендуемый список литературы:

— Собрание текстов Конфуция на русском языке и информация о нем – http://www.confucius.org/mainr.htm;

— Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л.П. Делюсин. – М.: Наука, 1982;

— Переломов, Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). – М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009;

— Переломов, Л.С. Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си. – М.: Восточная литература, 1998;

— Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Восточная литература, 2001.

1. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока.

— переход к земледелию в районах, где ирригация позволяла получать значительный прибавочный продукт;

— активное развитие ремесла.

1. сходное религиозное устройство:

а) политеизм (даже буддизм – это учение о поведении человека, которое не исключает поклонения местным богам), кроме евреев (для которых был характерен монотеистический иудаизм) и Древнего Египта времён Амарнской династии (краткий период, когда высшими властями египтянам было предписано поклоняться одному богу Атону, а остальных богов забыть);

б) в большинстве случаев обожествление правителя, признание его посредником между миром богов и миром людей;

2. Сходные формы государственного устройства:

а) существование в форме либо небольших государств (номов, иногда также называемых городами-государствами), либо крупных деспотий;

б) постоянная борьба правителей за расширение своих владений (борьба между мелкими государствами порой приводила к созданию крупных деспотий, борьба между крупными деспотиями в случае с Новоассирийской и Ахеменидской державами приводила к созданию колоссальных империй, охватывавших почти весь Ближний Восток);

в) деспотическая власть правителя;

г) бюрократический аппарат, контролирующий большую часть областей жизни;

3. сходные формы собственности на землю – она целиком принадлежала государству, выдавалась в пользование вельможам и общинам;

а) человек не мыслил себя отдельной личностью, осознавая себя лишь частью коллектива;

б) человека воспринимали, прежде всего, как представителя группы (этнической, социальной и т. д.), а потом уже отмечали его личные качества и другие индивидуальные черты.

2. Разработайте структуру таблицы «Религии Индии» и заполните её.

какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть картинку какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Картинка про какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

3. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava.

Соответственно мать, брат, дверь, новый

4. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и в Интернете подберите материалы о философских и религиозных учениях «осевого времени», дайте им краткую характеристику.

— хронологические рамки VIII-III вв. до н.э.;

— всплеск мыслительной активности по всему Старому Свету;

— появление значимых религиозных и философских учений;

— борьба этих течений с предшествующими верованиями;

— распространение многих из этих учений за пределы породивших их стран и народов.

— зороастризм – религия, содержащая учение о борьбе великих доброго и великого злого начала, в котором человек должен выбрать сторону;

— иудаизм – религия, последователи которой поклоняются единому всемогущему богу, но при этом признают борьбу доброго и злого начала за мир и за каждого человека;

— буддизм – учение о выходе из вечного круга перерождений и достижения нирваны – состояния вечного покоя и отрешённости от суеты;

— индуизм – дальнейшее развитие традиционных индийских верований со сложным пантеоном богов, духов и девов, а также духовных и физических практик;

— джайнизм – религия, проповедующая достижение совершенства через ненанесение вреда ни одному из живых существ, включая червей и самых мелких насекомых;

— конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;

— даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао).

5. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?

В большинстве цивилизаций чередовались периоды разделённости на мелкие государства (порой, как в Древнем Египте, они реконструируются гипотетически) и периоды единых деспотий. Периодически случались и периоды упадка и безвластия, связанные либо с нашествиями захватчиков, либо с климатическими бедствиями (скорее всего, эти факторы часто сочетались). Эти положения подтверждает периодизация великих цивилизаций древности.

Периодизация истории Древнего Египта:

— Раннее царство (XXXII-XXVII вв. до н.э.);

— Древнее царство (XXVII-XXII вв. до н.э.);

— Первый переходный период (XXII-XXI вв. до н.э.);

— Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.);

— Второй переходный период (XVIII-XVI вв. до н.э.);

— Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.);

— Третий переходный период (XI-VIII вв. до н.э.);

— Ассирийское владычество (VIII-VII вв. до н.э.);

— Поздний период (VII-VI вв. до н.э.);

— Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.).

Периодизация истории Нижней и Средней Месопотамии:

— Раннединастический период (XXVIII-XXIV вв. до н.э.);

— Аккадское царство (XXIV-XXII вв. до н.э.);

— Владычество кутиев (XXII в. до н.э.);

— Держава III династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.);

— Нашествие амореев (XXI-ХХ вв. до н.э.);

— Старовавилонское (Аморейское) царство (XX-XVI вв. до н.э.);

— Средневавилонское (Касситское) царство (XVI-XII вв. до н.э.);

— Нашествие «народов степи» (XII-Х вв. до н.э.);

— Ассирийское владычество (X-VII вв. до н.э.);

— Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н.э.);

— Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.);

Периодизация истории Китайской цивилизации:

— Династия Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.);

— Династия Шан (XVII-XI вв. до н.э.);

— Западная Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.);

— Восточная Чжоу – период Вёсны и Осени (VIII-V вв. до н.э.);

— Восточная Чжоу – период Сражающиеся царства (V-III вв. до н.э.);

— Империя Цинь (III в. до н.э.);

— Династия Чу – смутное время (III в. до н.э.);

— Западная Хань (III в до н.э. – III в. н.э.);

Источник

Примеры философских и религиозных учений осевого времени

См. вопрос 6 + антиковедение
«Осевое время» Мир в V-IV вв. до н. э.

Понятие «осевое время» было впервые введено известным философом Карлом Ясперсом для обозначения периода, когда произошли коренные изменения во взглядах человека на самого себя и на окружающий его мир. Из книги Ясперса «Истоки истории и ее цель»: «Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории».

Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее «Осевого времени» эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги «Истоки и смысл истории». Философ лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.

Речь идет о почти синхронных событиях, развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как «Осевое время».

Китай.

С середины I тысячелетия до н. э. в обществе древнего Китая наметились очень существенные изменения как в области экономики и общественных отношений, так и в области политической жизни и идеологии. К этому времени в результате междоусобных войн из множества царств, существовавших ранее на территории Китая, осталось не более десяти. Наиболее могущественными среди них были царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь — «семь сильнейших», как их называют источники. В этот период, который известен в истории Китая под традиционным названием Чжаньго, или Воюющих царств, и датируется 481 (иногда 403) — 221 гг. до н. э., создались предпосылки для образования огромной древнекитайской империи, простиравшейся в периоды её наибольшего территориального распространения от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Сложившаяся в конце III в. до н. э. империя просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения в области общественно-экономических отношений привели к её кризису и крушению.

Династия Чжоу (с 1122 до н. э. по 249 до н. э)— китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь. Хотя династия длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.

Западная Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.

Восточная Чжоу (770 до н. э. — 249 до н. э.) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.

Возникновение идеологических течений даосизма, конфуцианства и фацзя

Эпоха «Чжаньго» считается «золотым веком» китайской философии. В это время впервые в Китае возникают философские учения в собственном смысле слова. Наиважнейшие из них — конфуцианство, даосизм, моизм и легизм — оказали огромное влияние на все последующее развитие китайской философской и общественно-политической мысли. Самыми значительными из этих течений были даосизм, конфуцианство и фацзя, которое принято условно называть школой «легистов» («законников»). Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, были выражением интересов, с одной стороны, знати: старой, потомственной, и новой, имущественной, а с другой — эксплуатируемого земледельческого населения — общинников. Характерно, что создателями и проповедниками этих учений часто выступали люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Представители направления фацзялегистов») выражали в основном интересы новой, имущественной знати. Они требовали установления частной собственности на землю, прекращения междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV—III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян (умер в 338 г.) и Хань Фэй (III в. до н. э.). «Легисты» создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, «легисты» считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства.

Даосизм и учение фацзя находились в крайней оппозиции к конфуцианству. Наиболее острые формы приняла борьба между конфуцианцами и идеологами фацзя.

какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Смотреть картинку какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Картинка про какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время. Фото какое философское и религиозное учение возникло не в осевое время

царство в древнем Китае, которое сначала было удельным княжеством, а потом смогло объединить Китай. Существовало в период от 778 до н. э. по 207 до н. э. в периоды Вёсны и Осени и Сражающихся царств. Правящая семья носила фамилию Ин. Важно отметить реформы Шан Яна, сформулировавшего теорию и законы управления государством в начале периода Чжаньго

Индия

К первой половине I тысячелетия до н. э. у большинства племён и народностей, населявших Северную Индию, уже сложилось классовое общество, и на большей части этой территории существовали многочисленные мелкие рабовладельческие государства. Первая половина I тысячелетия до н. э.— время постоянных войн между древнеиндийскими государствами, возникновения и крушения отдельных государств, усиления и исчезновения с политической арены царствующих династий

Развитие экономики, связанное с процессом укрепления рабовладельческих отношений, и обострение социальных противоречий вызывали потребность в образовании более крупных политических объединений. Поэтому в VI—IV вв. между североиндийскими государствами усиливается борьба за политическое преобладание. В результате постоянных междоусобных войн выдвинулись государства Кошала и Магадха.

В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба. Поход Александра не был столь значительным событием для Индии, как для стран Ближнего Востока и Средней Азии. Завоеватели пробыли в стране только несколько лет и подчинили себе сравнительно небольшую её часть, к тому же малозначительную с политической и экономической точки зрения. Тем не менее для Индии этот поход не остался бесследным. С этого времени Индия начинает1 играть всё большую роль в системе международных отношений; выросла сухопутная торговля между Индией и странами Средиземноморья; обмен посольствами между индийскими царями и царями эллинистических государств, а позже и Римом, становится всё более частым явлением. Страны Средиземноморья ближе познакомились с Индией благодаря рассказам, запискам и воспоминаниям участников похода Александра.

В 321 году до н. э. Чандрагупта Маурья в сотрудничестве с гениальным Чанакьей основал династию Маурьев, одержав победу над царём династии Нанда — Дхану Нанду. В период правления Маурьев бо́льшая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Чандрагупта также внёс значительный вклад в распространение джайнизма в Южной Индии.

Чандрагупту сменил на престоле его сын Биндусара, при котором произошло дальнейшее расширение границ империи за счёт завоевания царства Калинга на востоке и других царств на крайнем юге полуострова Индостан.

Биндусару сменил его сын Ашока, который в первые годы своего правления предпринял попытку дальнейшего расширения границ империи. Однако, после кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия, обратился в буддизм и стал приверженцем принципа ахимсы. Эдикты Ашоки представляют собой древнейшие сохранившиеся индийские документы, благодаря которым стала возможной более или менне точная датировка последующих династий и правителей. При правлении Ашоки, буддизм распространился по всей Восточной и Юго-восточной Азии. Внук Ашоки Сампрати обратился в джайнизм и сыграл значительную роль в распространении этого вероучения.

Кратко об империи из Википедии: Государство в древней Индии 317—180 до н. э. со столицей в Паталипутре.

Государство Маурьев получило историческую значимость вскоре после походов Александра Македонского как результат борьбы Чандрагупты с царями империи Нанда. Чандрагупта, известный греческим авторам как Сандракот, пытался привлечь Александра Македонского на свою сторону, но без успеха, и впоследствии расширял своё государство без помощи греков. Созданная им империя Маурьев находилась в постоянном контакте с Селевкидами и Греко-бактрийским царством. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил буддизм. Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки в результате заговора Шунга, когда была установлена новая династия

Упанишады.

Труд множества индийских философов и наставников. Время создания: около 600—400 гг. до н.э. Жанр: философские и религиозные размышления в поэзии и прозе.

Эти прозаические и стихотворные тексты названы упанишадами потому, что за ними встаёт образ ученика, сидящего у ног учителя; в беседе с глазу на глаз учитель открывает ученику самые глубокие, самые сокровенные истины бытия. Неудивительно, что в дальнейшем слово упанишада получило новый оттенок смысла: оно стало обозначать тайное изустное учение, передающееся из поколения в поколение и образующее традицию священного знания, доступного лишь избранным. В этих санскритских текстах, восходящих к устной традиции знания, обретённого в древности многими мудрецами, имена которых остались неизвестны, отразились философские дискуссии между представителями различных жреческих школ, чьи взгляды излагаются и обосновываются в упанишадах.

Упанишады выступают против ритуализма Согласно упанишадам, ритуал приводит к прямо противоположному результату, привязывая человека к потоку существования и тем самым всё больше запутывая его в тенетах чувственного мира. Упанишады указывают иной путь спасения — путешествие в глубь самого себя, а не движение в направлении внешнего мира. Традиция упанишад сознательно обращена к человеку, поощряя напряженнейшее внимание к человеческому сознанию и ко всему тому, что переживается при самонаблюдении. В процессе самонаблюдения достигшая просветления личность осознаёт, что в глубине своего существа человек более всего стремится обрести смысл и цель, избавиться от свойственного людям беспокойства и найти подлинный покой. В мире, где всё существующее появляется, чтобы исчезнуть, искатель стремится обрести бесконечное в конечном, абсолютное в относительном. Во всех текстах упанишад исполнение этого желания называется Брахманом-суть всякого блага.

Дорога к познанию Брахмана — это самопознание. Брахман- это основание всей Вселенной, а также основание Личности (Атман, Atman). Отношения между Атманом и Брахманом представлены в упанишадах так: через понятие пуруши (purusa). Этим словом здесь обозначается отдельное человеческое существо с индивидуальным самосознанием (эго) и физическим телом. Повсюду в упанишадах звучит призыв обратиться от этого эгоистического пуруши к абсолютной сути человеческой личности. Перейти от пуруши к Атману/Брахману, превзойдя самого себя — значит преодолеть все границы, налагаемые человеческой личностью, разделяющие и отличающие одно эго от другого, отделяющие эго от Бога. Только так человек может обрести освобождение от иллюзий, зла и новых рождений.

Карма (karma) — это слово означает «действие», «деяние» — является главной причиной новых рождений. Закон кармы гласит, что нынешнее существование человека определяется его прошлым существованием. Что посеешь, то и пожнёшь.

-Спасение достигается не столько обрядами и жертвоприношениями, предписанными в Ведах, сколько познанием Брахмана (Первоначала всей реальности) и единением с ним.

-Всё существующее создаётся, поддерживается и разрушается Брахманом. Абсолют внеположен всем категориям времени, пространства и причинности.

-Брахман как Атман познаётся человеком в самом сердце его личности.

-Всё то, что не является Божественным (то есть майа), создаётся Брахманом в божественном акте, в котором он скрывает самого себя. Попадаясь в сети майи, человек усугубляет своё неведение и страдание. Закаон кармы, вселенский нравственный закон причины и следствия, определяет, будет ли человек снова рождён в мире майи.

-Йога — это попытка обретения божественного начала в человеческой личности через дисциплину тела и ума. Практика самоконтроля, отсутствие привязанностей и исполнение обязанностей, присущих различным этапам человеческой жизни, служат преодолению эгоистического индивидуализма.

Буддизм

Будда («пробудившийся»). (Сиддхартха Гаутама)

Родился: около 563 г. до н.э. в Капилавасту (Индия). Умер: около 483 г. до н.э.

Основные труды: изречения Будды были собраны и записаны много лет спустя после его смерти. Сутры, составляющие часть палийской Типитаки, считаются наиболее близкими тому, о чём в действительности учил Будда.

Во времена Будды Индия переживала глубокие социальные перемены. Меньшие государства и территории поглощались государствами более крупными, проявлявшими имперские притязания. Ведийская религия выродилась в простое исполнение ритуалов. Общество жёстко разделилось на касты, низшие из которых несли двойное бремя: экономической эксплуатации и социального угнетения. Многие умы обратились к поискам той идеологии, которая смогла бы сделать осмысленной жизнь в столь шаткую эпоху.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

-Жизнь в этом мире основана на страдании.

-Благие или дурные поступки человека создают карму, которая приводит к лучшему или худшему перерождению.

-Высшая цель заключается в освобождении (нирвана) из цикла перерождений.

-Нирваны можно достичь, следуя Благородному Восьмеричному Пути.

-Ко всем живым существам нужно относиться так же, как к самому себе.

-Буддист стремиться к счастью всех живых существ.

-То или иное учение можно принять лишь тогда, когда оно подтверждается личным опытом человека.

Джайнизм

джайнизм — неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед( Веды- сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите), существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности.

-Дурные поступки приводят к тому, что человеческая душа (джива) увязает в трясине кармы.

-Цель человеческого существования — освобождения от кармы.

-Свобода, или обособленность (кевала), ведущая к совершенному знанию, может быть достигнута только через постепенный процесс очищения.

-Очищение осуществляется через практику ненасилия (ахимса) и другие обеты.\

Персидская империя.

В конце VII — начале VI в. Мидийская держава в результате разгрома Ассирии и Урарту овладела обширными пространствами Передней Азии (от реки Галиса в Малой Азии до пустынь Центрального Ирана). В состав созданного ею объединения, наряду с областями старых цивилизаций, был включён и ряд областей, населённых племенами, жившими в условиях первобытно-общинного строя или совсем недавно перешедшими к классовому обществу.

Одной из таких областей была Персида (современный Фарс) на юго-западе Иранского плоскогорья. Здесь сложилось раннеклассовое общество с характерным для него превращением родо-племенной знати в рабовладельцев, стремящихся к военной добыче и захватам. Воспользовавшись конфликтом между индийским царём Астиагом и мидийской знатью, недовольной, видимо, его политикой централизации государства, персидский царёк Кир II (Куруш) в результате трёхлетней войны захватил в 550 г. власть над всей страной. Мидийскую державу сменила Персидская.(Держава Ахменидов)

Главный центр-Пасаргады. Официальное название державы- «Царство Персии и стран» т.е «мировое государство».

Дарий I —522—486 до н. э. После успешного тридцатилетнего правления Дарий начинает подготовку к борьбе с греческими государствами, главными из которых были Афины и Спарта. В течении последующих затем сорока лет (490-449 годы) бушевала греко-персидская война. Сражения при Марафоне (490 год), Фериопилах (480 год), Саламине (480 год), Платеях (479 год), Евримедонте (468 год) вписали грозные страницы в хронику этой войны, начавшейся при Дарий Первом и завершившейся при Артаксерксе Первом заключением мира, по которому Мидо-Персия удерживала за собой только Кипр, отказываясь от малоазиатских владений и права иметь флот в Эгейском море.

В итоге, эта война завершилась разгромом Мидо-Персидской империи. Преемник Дария Ксеркс вступил на престол в 485 году до х. э., и с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и жестоким. Для лучшей иллюстрации его характера можно привести в качестве примера следующий случай: после разгрома мидо-персидского флота при Саламине Ксеркс, выстроив вдоль моря огромное войско, приказал солдатам взять кнуты и высечь море, так как именно оно, по мнению языческого царя, было виновно в его разгроме. Отношение царя к подданным было крайне жестким и деспотичным. Ксеркс является тем мидо-персидским царем, о котором упоминается в книге Есфирь. В этой книге Ветхого Завета с удивительной достоверностью отображен один из случаев, произошедших в царствование Ксеркса — заговор министра Амана против еврейских поселенцев, наконец, возвышение одного из иудеев по имени Мардохей до одного из главнейших советников царя. Все события, о которых повествуется в книге Есфирь, являлись долгое время объектами нападок для критики, а сегодня подтверждены историей. В 465 году в империи вспыхивает заговор высших царедворцев, в результате которого Ксеркс и его старший сын Дарий были убиты, а власть фактически узурпировал полководец Артабан. Только через семь месяцев второму сыну Ксеркса Первого Артаксерксу удалось умертвить Артабана и взять власть в свои руки. Практически все правление нового царя Артаксеркса проходит в нескончаемых войнах, как внешних — с Грецией, так и внутренних — с постоянно восстающими сатрапиями (особенно с Египтом и Сирией). К правлению Артаксеркса относится издание третьего и окончательного указа о восстановлении Иерусалимского храма в 457 году (Ездра, 7 глава, см. также книгу Неемии). По смерти Артаксеркса на престоле сменяются его сыновья: Ксеркс Второй, Секудиан, Дарий Второй, в правление которых происходит дальнейшее ослабление империи и отсоединение провинций. Возрождение былого могущества Мидо-Персии происходит только при правнуке Ксеркса Первого — Артаксерксе Третьем (359-338), которому удалось вновь покорить Египет, бывший с 404 по 370 год независимым, усмирить Финикию, Иерусалим и Малую Азию. Огнем и мечом прошелся царь но непокорным владениям, вселив небывалый ужас к себе у подданных. Восстановив былое могущество страны, вернув ее границы ко временам Дария Первого, Артаксеркс Третий падает жертвой заговора, во главе которого стоит его ближайший полководец Багой. Последний, отравив царя, возводит на престол его сына Арзеса, а когда тот попытался избавиться от влияния Багоя, убивает и его, возведя на трон племянника Артаксеркса — Дария (336 год). Через два года по своем восшествии на престол новому царю пришлось начать борьбу с молодым македонским царем Александром, борьбу, которая привела к гибели Мидо-Персидского государства и основанию Греческой империи (331 год до н. э.)

В Википедии, похоже, неверно: С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоевана Александром III Великим (Македонским), во многих источниках именно 331.

Зороастризм

Учение о вечном противостоянии сил Света и Добра силам Тьмы и Зла. Основатель Заратуштра — жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма. Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Религия древних персов имеет много различных названий: маздаизм (по главному богу – наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания), зороастризм (по имени её пророка и основателя), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсаизм (от парсы – название ее современных последователей в Индии).

Социальное содержание религиозной реформы Заратуштры в самых общих чертах сводится к возникшим в оседлой восточно-иранской среде требованиям обеспечить мирные условия существования оседлого скотоводства и земледелия. В религиозном же плане учение Зороастра преломилась в проповедь единобожия, отрицания племенных культов, в идею необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы Добра со Злом, Правды с Ложью. Борьба эта приобретает космические масштабы и составляет основу того последовательного дуализма, который так характерен для зороастрийского мировоззрения. Силы Правды и Добра возглавляет Ахура-Мазда (средне-перс. Ормазд). Других божеств нет, есть дэвы – покровители врагов и враги.

Греция

Период Древней Греции. Классическая Греция

Очень краткая история:

Середина IV в. до н.э. Победа царя Македонии Филиппа II над коалицией южных греческих городов.

336-323 гг. до н.э. Убийство Филиппа II, провозглашение царем его сына Александра. Александр Великий завоевывает Переднюю Азию, Египет, Персию, Среднюю Азию и часть Индии.

«Греческое чудо» (французский историк Эрнест Ренан)

В V—IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы.

Развитию культуры способствовало: рационально организованное хозяйство, господствующий класс был заинтересован в культурном прогрессе. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, воспитание культурной и политически мыслящей личности. Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. Природа побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия существования. Глубокий эстетизм греческой культуры в значительной степени был порожден красотой окружающей природы.

Конец V — начало IV в. до н. э. — это золотой век Афин. Сюда стекаются замечательные люди со всех сторон античного мира: Анаксагор из Клазомен, Демокрит из Абдер, Гиппий(древнегреческий философ-софист.) из Элиды, Феодор из Кирены (древнегреческий математик, известный как учитель Платона), врач Гиппократ из Косса, Аристотель из Стагиры.

Их привлекает интенсивная интеллектуальная жизнь, кипящая в Афинах, где Сократ умел будить мысль своих слушателей и помогал ее рождению, где была создана знаменитая Академия Платона, а затем и не менее знаменитый Ликей Аристотеля — прообраз будущих университетов.

Однако уже в конце V в. разражается затяжная Пелопоннесская война, которая подрывает мощь Афин. В последней трети IV в. на политическую арену древнего мира выступает Македония. В 337 г. Филипп разбил объединенные силы греческих городов, а его сын Александр (356 — 323 гг. до н. э.), закрепив гегемонию Македонии в Греции, начал завоевание Востока.

После походов Александра Македонского во всех покоренных им странах получают широкое распространение греческий язык и греческая культура, которая сплавляется с культурой покоренных народов в так называемую эллинистическую культуру.

Вот еще кратко о культуре из Википедии:

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *