какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении
Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении
В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы. В чем состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, воображением, речью и мышлением ребенка?
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.
Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).
Ребенок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Это легко прослеживается при описании детьми картины. А.Бине и В.Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет — стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).
1Психология развития и возрастная психология. Психология развития и возрастная психология
4. К трем годам активный словарь достигает … слов. 1000-1500
5. Как принято называть мышление в период раннего детства? наглядно-действенным
6. Кризис 3 лет – отметьте признаки его проявления
возрастание самостоятельности ребенка
возрастание активности ребенка
7. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в …». Действие
8. Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка. – все
9. Примерно в каком возрасте у ребенка появляется внутренний план действий? Двухлетнем
1. В данной игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Это игра. образно-ролевая
2. Выберите особенности развития памяти в дошкольном детстве.
a. наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя
b. память непроизвольна
3. Выберите особенности развития речи в дошкольном детстве.
a. формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова
b. развивается звуковая сторона речи
c. растет словарный состав речи
d. завершается процесс фонематического развития
4. Выберите характеристики игры. все ответы верные
5. К чему появляется тенденция к концу дошкольного возраста? Обобщению, установлению связей
6. Как принято называть мышление в период дошкольного детства? наглядно-образным
7. Самосознание формируется к … благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. концу дошкольного возраста
8. Соотнесите возраст и типы игры на имитирование предметной деятельности. младшие дошкольники
9. Что оказывает значительное влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте? Речь
1. Выберите компоненты учебной деятельности?
b. учебные операции
2. Из-за чего ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры? недостаточно дифференцированного восприятия
3. По Эльконину какие из мотивов стимулируют развитие учебной деятельности у младшего школьника?
c. мотивация достижения успеха
d. мотивация избегания неудачи
c. учебно-познавательные мотивы
4. Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении? синтезирующее восприятие
5. Какой вид мышления преобладает у младших школьников? словесно-логическое
a. завышенной самооценкой
b. лидерскими наклонностями
7. Становление самооценки младшего школьника зависит от… все ответы верные
8. Что в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни? смысловая ориентировка
9. Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте? Мышление
10. Что считается чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей?
d. искусственная натянутость поведения
1. Выберите характеристики развития в юношеском возрасте.
a. определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению
2. Выберите характеристики, относящиеся к юношеской дружбе.
a. усложняются ее критерии
b. занимает исключительное положение в ряду других привязанностей
c. повышаются требования к дружбе
3. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верны
4. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верные
5. Особенности развития самооценки «юноши» в 11 классе
a. неуверенность в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается
b. самооценка высокая и глобальная
c. «оптимистичная» самооценка
d. самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций
6. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют… определенную дистанцию
7. Переходный период между подростковым и юношеским возрастом – это? 15 (или 14-16) лет
8. Что отражают юношеские мечты о любви?
b. потребность в понимании
c. потребность в душевной близости
d. потребность в эмоциональном тепле
9. Что становится центральным новообразованием ранней юности?
d. личностное самоопределение
1. В чем проявляется сензитивный период возраста ранней зрелости? познания себя в различных профессиональных ситуациях
2. Какая деятельность является ведущей в период молодости?
3. Какой социальный статус принадлежит большинству людей в период молодости? Студент
4. По Э. Эриксону что является основной задачей периода молодости? достижение идентичности
5. После какого возраста Э.Эриксон выделял стадии молодости, взрослости и зрелости? после 18
6. С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости?
c. начало трудовой деятельности
7. Что из перечисленного характерно для периода молодости?
создание смысловых систем
a. поиск интимности и утверждения себя в другом
8. Что является закономерностью развития интеллекта во взрослости?
a. гетерохронность, c. динамичность
1. Как еще называется возраст в период зрелости? Акме
2. Осознание достаточно развитых способностей и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей- это… кризис середины жизни
3. С каким кризисом связан период зрелого возраста? кризис средины жизни
4. С каким феноменом связаны тяжелые переживания людей в период зрелости? опустошенное гнездо, или эмансипация детей
5. С чем связаны отрицательные переживания в период старения?
6. Сколько стадий выявлено в принятии смерти человеком? 5
7. Чем характерно интеллектуальное развитие в период старения?
a. развивается информационная избирательность
Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста
Елена Гольцова
Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста
Развитие процесса восприятия является важнейшим фактором формирования личности ребенка, находящегося в раннем школьном возрасте. Школьник, который только что окончил детский сад, но еще не совсем влился в школьную жизнь, требует особого внимания от окружающих его взрослых, в том числе учителей.
Для каждой фазы развития личности характерны специфические особенности познания, особенности формирования зрительных и иных образов.
У учащихся 3 классов в характере общих приемов и способов формирования зрительных образов очень много общего со старшими дошкольниками. У детей этого возраста еще незначительную роль играет процесс углубленного анализа воспринимаемого. Узнавание и последующее за ним называние предмета у них обычно является конечным этапом процесса восприятия. Особенно ярко это видно из следующего примера. Перед учащимися I класса была поставлена натура для рисования — цветной кувшин. Они быстро всматриваются в форму кувшина, определяют ее (чаще всего называют) и дальше рисуют, совсем не обращаясь больше к этой натуре (хотя их к этому стимулирует учитель разными приемами). В результате такого рисования с натуры у разных детей были получены изображения различной формы кувшина, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
О недостаточной дифференцированности восприятия у первоклассников говорят опыты с узнаванием и классификацией бабочек (исследование Э. А. Фарапоновой). Опыты показали, что в основном дети этого возраста ограничивались лишь перечислением отдельных признаков и очень мало делали попыток систематически анализировать воспринимаемые предметы. Но и признаков они обычно называли мало (3,9 признака в среднем на ученика). Ученица I класса Таня Г.так описывает бабочку: «Я на крылышки глядела, на пятнышки». (Указано только два признака.)
У первоклассников и отчасти второклассников наблюдается некоторая хаотичность и случайность выбора в процессе восприятия. Учащиеся схватывают отдельные, бросающиеся им в глаза признаки и последовательно не анализируют предъявляемый им объект, не отделяют существенное от случайного в нем (исследования Е. И. Игнатьева, К. И. Вересотской, Е. Шаломона, Т. Л. Коган). А поэтому узнавание предметов иногда может опираться на случайные и малосущественные признаки.
Учащиеся очень неохотно прибегают к исправлению ошибок и неточностей своего восприятия. Обычно дети этого возраста начинают рассказывать содержание показанной им картины со случайной детали, с первого попавшегося им на глаза предмета (исследование Т. Л. Коган).
Исследуя процесс сборки машины по фотоизображению, Е. Шаломон установил, что первоклассники начинают сборку с первой попавшей им в руки детали, а затем соединяют в хаотическом порядке и другие части машины. У этих детей можно наблюдать неорганизованные поиски деталей, которые могут быть соединены. Ребенок больше интересуется самим процессом соединения деталей, чем выполнением задачи по сборке машины.
Исследованиями установлено, что характерной чертой восприятия первоклассника является его известная пассивность. Образ, который возникает в процессе восприятия, особенно если восприятие затруднено, долго не удерживается в сознании ребенка, он легко от этого образа отвлекается. Если учитель продолжает настаивать на дальнейшем восприятии предъявленного предмета, то учащийся переходит к перечислению отдельных деталей. Перечисление деталей является наиболее доступной ребенку этого возраста формой анализа окружающего.
Ученик I класса Саша С.так описывает бабочку: «У этой бабочки есть точки кругленькие и на туловище. Усы есть. Глазки есть. Хвостик есть. И еще на кончике крылышек есть коричневые уголочки. Около грудки на крыльях черные точки. На кончике усиков маленькие точки» (исследование Э. А. Фарапоновой).
Детальное уточнение, познание воспринимаемого объекта еще очень малодоступно без помощи учителя для детей этого возраста. Первоклассники еще не овладели умением достаточно глубоко и четко анализировать окружающее. Анализ у них носит крайне несовершенный характер. Операции синтеза в процессе восприятия носят характер незавершенности. Ребенок синтезирует отдельные элементы воспринимаемого образа, но создаваемые образы часто характеризуются неясностью, неполнотой и неустойчивостью.
Восприятие детали целого может заслонять собою это целое, о целом ребенок может даже вовсе забывать. Особенно ярко это видно иногда в процессе рисования: увлекшись изображением отдельной детали, ребенок забывает о целом, а в результате этого рисунок «не помещается на листе бумаги» или резко нарушается пропорциональность частей изображаемого.
Недостатки восприятия учащихся в значительной степени могут быть устранены [1]. Однако для устранения этих недостатков восприятия необходимо хорошо знать причины, которые их порождают.
Таким образом, примерно в III классе в развитии восприятия наступает резкий сдвиг в сторону большей расчлененности, умения подмечать существенные детали и использовать анализ и рассуждение. Улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Школьник более упорно добивается ясности зрительного образа. Ребенка все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы и внутреннего строения и содержания, принцип действия. В связи с этим школьник учится наблюдать и изучать интересующие его объекты. Эту особенность в развитии восприятия у младших школьников необходимо широко использовать в процессе их обучения в школе.
В процессе постепенного перехода при обучении младших школьников от нерасчлененного восприятия к более углубленному, расчлененному восприятию мы наблюдаем большую неравномерность, т. е. этот переход не становится сразу универсальным во всех случаях.
Таким образом, обучающиеся III класса восприятие одних объектов может находиться на более высоком уровне анализа, а восприятие других — оставаться еще на совсем низком уровне. Обычно дети достигают более высокого уровня восприятия в тех видах учебной деятельности, в которых они добиваются наиболее хороших результатов. Например, уровень восприятия в процессе рисования или пения без соответствующего обучения у учащихся III класса может оставаться чрезвычайно низким. Углубленному восприятию надо систематически и терпеливо обучать учащихся начальных классов.
STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое.
Памятка «Безопасность в лесу» для детей младшего школьного возраста Лес таит в себе массу загадок. Живая природа манит человека, а дети, больше, чем мы, тянутся ко всему тому, что неизвестно, прекрасно.
Динамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возраста Фрагмент занятия. Здравствуйте, ребята! Рассаживаемся по местам. Я всех вас очень рада видеть. Сегодня для работы нам понадобится цветной.
Кубики «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста Кубики «Дорожные Знаки» Для детей дошкольного возраста и младшего школьного Как и у многих в группе накопилось множество разрозненых кубиков.
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей младшего школьного возраста В начале учебного года в моем объединении «Умелые руки» был объявлен конкурс на лучший лепбук. Тему лепбука дети выбирали по своему желанию.
Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.
Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям.
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.
Внеурочная работа для детей младшего школьного возраста Внеурочная работа для детей младшего школьного возраста Сегодня, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, ребенок должен.
Ощущение и восприятие в младшем школьном возрасте и их роль в интеллектуальном развитии детей
Возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного обучения. На занятиях восприятие становится целенаправленным. Постепенно ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.
В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Стадии (А.Бине и В.Штерн):
Развитие восприятие у детей младшего школьного возраста
Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Как правило, дети, поступающие в школу, обладают достаточным уровнем сенсорной культуры.
У них имеются довольно полные представления о сенсорных эталонах.
Так, для зрительного восприятия выработаны сенсорные эталоны цвета – хроматические цвета – 7 основных цветов спектра и их оттенки; ахроматические цвета – белый, серый, черный; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер. В области слухового восприятия эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка. Соответствующие эталоны существуют во вкусовом, обонятельном восприятии.
К концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться сенсорными эталонами как своеобразными единицами измерения, мерками при оценке различных свойств окружающих предметов. Он различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве; может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине; умеет изобразить основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.
Например, встречающаяся иногда у детей замена букв или цифр, похожих по написанию (и – н, 9 и 6 и др.), может быть обусловлена недостатками в развитии зрительного восприятия. Уроки природоведения, рисования, труда, физкультуры также требуют развитого восприятия.
Психологические исследования показывают, что к началу младшего школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности, еще очень несовершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений.
Слабая дифференцированность восприятия в начале младшего школьного возраста проявляется и в том, что дети, так же как и в дошкольном возрасте, выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства. Напомним, что описанные ранее феномены Ж. Пиаже обусловлены доминированием в восприятии отдельных признаков, без учета и соотнесения их с остальными. Совершенствование детского восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка.
Так, при зрительном восприятии предмета или его изображения глаз совершает многочисленные обследующие движения вдоль контура рассматриваемой фигуры с фиксацией наиболее примечательных, важных для ее опознания частей.
Исследования показывают, что перцептивные действия развиваются с возрастом: в частности, дети 9-10 лет лучше исследуют фигуры, устанавливают связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более точно и адекватно, чем дети 5-6 лет.
Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося мышления «восприятие становится думающим».
Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать наблюдению.
При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображенного события или явления.
Однако парадокс заключается в том, что наглядность учебного материала может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний, затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения мыслительными действиями.
Можно выделить по меньшей мере две функции наглядного материала в учебном процессе:
Именно во втором случае существует вероятность того, что наглядный материал не будет выступать для учащихся опорой, средством для совершения необходимых умственных действий, а станет восприниматься ими непосредственно как самостоятельный предмет восприятия и умственной активности.
Это хорошо иллюстрирует пример, приведенный А.Н. Леонтьевым. Для урока математики учитель тщательно подготовил таблицы, которые должны были служить пособием при изучении в 1 классе чисел и операций с количествами в пределах десятка. Таблицы эти отличались не принципом построения, а тщательностью выполнения и характером изображенных на них предметов. Так, на одной таблице были изображены танки и зенитные пушки, что, по замыслу преподавателя, делало данное пособие интересным, легко привлекающим внимание учащихся, максимально конкретным и жизненным (дело происходило в годы Великой Отечественной войны).
Тем не менее с психологической точки зрения это замечательно выполненное пособие оказалось не вполне грамотным, так как не могло обеспечить решение той педагогической задачи, которую ставил учитель – обучить детей счету. Ярко раскрашенные, «почти как настоящие» танки интересовали детей куда больше, чем счетные операции. Счет требует абстрактного действия, отвлечения от предметного содержания, а это тем труднее, чем оно богаче. Как отмечал
Таким образом, при использовании наглядного материала необходимо соотносить его содержание и форму презентации с конкретной педагогической задачей.