какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм

Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть картинку какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Картинка про какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм юлия гладкова
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Отвечая устно, такие дети выражаются кратко, экономными фразами или речевыми штампами. Они порой затрудняются ответить сразу. Им необходимо время для того чтобы подготовится, или они просто отказываются отвечать.

Из-за нарушенного звукопроизношения, дети с НОДА слабо различают близкие по звучанию звуки на слух, поэтому их письменные работы изобилуют ошибками подобного рода.

У детей с НОДА ограниченный словарный запас, им трудно понять значение некоторых слов, тем более понятий. Поэтому им сложно воспринимать программный материал.

Несомненно, эти обучающиеся испытывают значительные затруднения в учебе еще и из-за особенностей своей психической деятельности. Одни дети очень медленно включаются в задание. Им требуется большее количество повторений для того, чтобы они поняли инструкцию. Другие дети «застревают» на определенном задании и им сложно переключиться на другой вид работы. Учащиеся с моторными нарушениями недостаточно работоспособны, отличаются высокой истощаемостью. Тем не менее, в разное время эти дети могут выполнять одно и то же задание по-разному (хуже или лучше).

Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.

2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.

3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.

4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» действия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.

5. Создать в школе специальную коррекционную предметно-развивающую среду.

6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).

Индивидуальный учебныйплан должен включать в себя:

• комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА;

• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное

исправление её патологий;

• направленное развитие высших психологических функций;

• исправление речевых нарушений;

• коррекцию и развитие моторных нарушений;

• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.

1. Для проведения уроков использовать разнообразный, интересный, качественный дидактический материал.

2. Принимать во внимание то, что дети с двигательными нарушениями могут переутомляться, и поэтому им необходим грамотный подбор упражнений (объем и форма выполнения, а также чередование динамических упражнений с отдыхом; обязательный перерыв на занятии (уроке) на физкультминутку.

3. Учитывать физические и психические особенности ребенка при оценивании устных и письменных работ.

4.Соблюдать корректный речевой режим: четкая артикулированная речь, достаточное для понимания ребенком количество повторений, без резкого повышения голоса.

5. Активно использовать тренажеры для детей с моторными нарушениями под руководством инструктора ЛФК.

6. По рекомендации врача-специалиста (который ведет лечение, определить учебное место в классе, подбор комфортного положения тела при выполнении учебных заданий (ребенок может стоять за конторкой, стоять, сидеть). Можно фиксировать положение ребенка на специальном стуле, позволяющем удерживать его вертикальное положение. Для детей с насильственными движениями, которые осложняют учебную деятельность (захват карандаша, тетради, фиксацию взгляда при чтении) можно использовать специальные утяжелители.

7. Осведомить всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родительской общественности) о толерантном отношении к детям с НОДА.

8. Проявлять педагогический такт, своевременную помощь каждому ребенку, создавать ситуацию успеха. Все это поможет ребенку с НОДА уверовать в собственные силы и возможности, станет гарантией успешной адаптации в образовательном учреждении.

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть картинку какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Картинка про какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкмКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Смотреть картинку какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Картинка про какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм. Фото какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкмНестандартное оборудование для профилактики опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Источник

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ; «СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В образовательной̆ организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей̆ с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке.

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

Для того, чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.).

средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-телевизиром, приемником, магнитофоном);

подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа. Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Психолого-медико-социальная поддержка ребенка с двигательными нарушениями предполагает создание единого образовательного и реабилитационного пространства, обеспечивающего и гармонизирующего процесс его развития. В обеспечении этой поддержки должны принимать участие не только специалисты образовательного учреждения, но и родители воспитанников, а также специалисты учреждений здравоохранения. В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии ( В.И. Селивёрстов).

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с НОДА в системе школьного образования. В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить учителя олигофренопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра,

Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, трудового обучения, воспитатели, занятые в образовании обучающихся с НОДА должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с НОДА в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя).

Учитель является полноправным и — как правило, основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с НОДА, его семьи, других участников образовательного процесса.

Источник

Особенности обучения детей с НОДА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности обучения детей с НОДА

В последние годы вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в нашей стране стали уделять больше внимания. По данным Федеральной службы статистики, в России за последние десять лет количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличилось в два раза.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность их социальной адаптации и включения их в полноценную жизнь – один из важнейших вопросов российского общества в целом и отрасли образования в частности. Законодательством Российской Федерации в области образования, предусмотрен принцип равных прав на образование для детей данной категории.

Одним из основных условий успешной социализации детей с ОВЗ и полноценного участия в жизни общества является их обучение наравне с обычными детьми, то есть полная или частичная включенность в образовательный процесс.

У детей с ОВЗ зачастую низкий интерес к обучению, вызванный дискомфортом со стороны своего здоровья и отношением людей в обществе к «особым» детям. Сегодня эта проблема решается с помощью информационных технологий. Цвет, движение, звук – это то, что делает любое занятие более интересным и красочным, позволяет долго удерживать внимание ребенка, стимулирует познавательную активность.

«Использование ИКТ- технологий позволяет сделать процесс обучения более содержательным и эффективным, за счет своей наглядности. Осознание ребенком с ОВЗ того, что он может сам познать неизвестные ему знания и умения, приобрести иные формы общения дает ему веру в свои силы.»

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс детей, имеющих различные отклонения в познавательной деятельности, является важнейшим требованием времени и должно стать необходимым элементом всей коррекционной работы.

Я работаю с мальчиком с выраженными двигательными нарушениями, которые препятствуют формированию графомоторных навыков (дизартрия). Для Арсения был определен вариант 6.1. АООП НОО. Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обучающийся, осваивающий вариант 6.1., имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.

С Арсением мы работаем используя развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением, которые являются совместной разработкой НПФ Амалтея и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий. Видеобиоуправление – это технология отслеживания движения тела и жестов на стандартном ПК. Комплексы с видеобиоуправлением предназначены для улучшения качества движения, тренировки функций внимания и развития познавательных процессов.

Интерактивные игры, включенные в комплекс, позволяют повышать мотивацию детей к различной деятельности. Все задания, предлагаемые создателями программы, составлены в веселой и интересной форме. В игровой среде развиваются двигательные и когнитивные навыки.

Комплексы с видеобиоуправлением позволяют решить очень большую проблему: играя, дети не замечают тяжелой и интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

Данные комплексы включают в себя программное обеспечение, обычную веб-камеру и набор ярких шариков перчаток.

Работая с ребенком с нарушением опорно –двигательного аппарата, использую четыре комплекса производства НПФ Амалтея : «Возьми и сделай»; «Тимокко»; «Буквы. Цифры. Цвета.»; «Игры с Тимом», которые позволяют решать ряд задач:

правильно распределять и концентрировать внимание;

повышать скорость реакции;

улучшать память и понимание последовательности зрительных и слуховых стимулов;

развивать двустороннюю координацию при использовании обеих рук одновременно;

улучшать координацию рук и глаз;

обучать контролю над движениями, тренировать точность движений;

развивать абстрактное мышление и тренировать навыки на уровне действия-противодействия;

укреплять и стимулировать слабые мышцы плечевого пояса и рук;

обучать направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

На уроках русского языка и математики для поддержания руки мы используем специальный фиксатор, который позволяет зафиксировать локоть и кисть, тогда рука меньше трясется. Но без дополнительной поддержки взрослого написания букв все равно не получается, поэтому мы часто прибегает к использованию ПК. Наша образовательная программа содержит такой ресурс как электронная форма тетрадей, которая значительно упрощает работу ребенку.

На уроках рисования мы пользуемся стандартным Paint , но существуют и другие программы для рисования.

Существует целый ряд программ (средств) для организации образовательной деятельности для обучающихся с НОДА.

Использование программы «Sumopaint» на уроках изобразительного искусства.

Данная программа используется на уроках изобразительного искусства с целью развития творческого опыта учащихся, овладения образным языком декоративного искусства. Программа позволяет учащимся создавать как эскизы и готовые рисунки, так и раскрашивать готовые контуры, позволяет работать с готовыми шаблонами, геометрическими фигурами как основой для создания рисунка. Программа очень удобна и доступна для учащихся с НОДА, может стать мотивирующим фактором для проявления творчества. Для учащихся со слаборазвитой моторикой имитирует традиционные художественные материалы для создания рисунка, позволяя более полно отображать свои идеи и задумки в рисунках.

Использование программы «ArtRage» на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Практика показала, что применение ИКТ в организации образовательного процесса учащихся с различными учебными возможностями оказывает существенную помощь на различных этапах урока и формах организации учебной деятельности, значительно экономит время на изучение нового материала, его закрепление и контроль, а также помогает рационально распределить время между объяснение материала обучающимся основной группы и с ОВЗ.

Источник

Сообщение на тему «Обучение детей с НОДА в условиях общеобразовательной школы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

в условиях образовательной школы»

Пояснительная записка 3-5

Основная часть 5-11

Список литературы 13

Система обучения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) претерпевает изменения. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (89 %) и являются инвалидами детства. Современные данные указывают на доминирование инвалидности по детскому церебральному параличу (ДЦП), составляющей 60% среди всех заболеваний центральной нервной системы. В настоящее время большое количество учащихся с выраженным двигательным дефектом проживают на значительном расстоянии от учреждений VI вида, а существующие учреждения не в состоянии обеспечить необходимое число мест в специальных школах и школах-интернатах. В школах-интернатах для детей с НОДА в подавляющем большинстве обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости. В образовательных учреждениях VI вида детям оказывается необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. Хотя в большинстве регионов России дети с НОДА обучаются в школах- интернатах, но в последние годы появляются специальные школы, обеспечивающие ежедневную доставку детей. Особенности учащихся с НОДА требуют индивидуального и дифференцированного подхода к выбору не только условий обучения, доступной среды, наличия ассистивных средств, но и технологий образовательного процесса. Однако преобразования в системе обучения детей с НОДА мало коснулись детей, имеющих тяжелые двигательные нарушения, характеризующиеся расстройствами базовых навыков моторики – сидение, стояние, прямохождение. Будучи включёнными в систему ранней помощи и дошкольного образования к школьному возрасту, эти дети не достигают приемлемого минимума функциональной независимости, что препятствует их приему в образовательные учреждения и большинство детей с тяжелыми двигательными нарушениями обучаются на дому, что обрекает их на социальную изоляцию. С учетом данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, численность детей-инвалидов, обучающихся по надомной форме, составляет на декабрь 2012года 26 788 человек. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей успешной социализации и интеграции в общество. По данным Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» в России 19% от общего количества обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий составляют учащиеся с церебральным параличом различной степени тяжести.

В некоторых случаях дети с НОДА учатся в общеобразовательных школах в классах коррекционно-развивающего обучения, специальных школах других видов, если по месту жительства отсутствует школьное учреждение для детей с НОДА. Выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства, и особыми образовательными потребностями, связанными с более выраженными нарушениями зрения, слуха и речи по сравнению с двигательными. Но существующий подход в общеобразовательных школах трудно назвать совершенным, так как он не обеспечивает необходимый в периоде начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

— обучение в общеобразовательной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата без органического поражения головного мозга возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом;

— дети с церебральным параличом могут требовать различных видов помощи. Специальное обучение и услуги могут охватывать физическую терапию, оккупационную терапию, психологическую и логопедическую помощь;

— для детей с тяжелыми нарушениями речи детям с церебральным параличом может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления (от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы). Коммуникационные доски, например с рисунками, символами, буквами или словами;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Первый вариант Стандарта А

Этот вариант адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.

Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы адаптационной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА:

-поддержка в освоении основной образовательной Программы;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

-осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог, педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка). Он может работать в системе образовательных организаций, для обучающихся с НОДА- в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, ПМПК и др.).

В соответствии с установленной для первого варианта структурой Программы коррекционной работы определяются специальные требования к результатам коррекционной работы по отношению к каждой категории обучающихся с НОДА и для каждого уровня образования.

Родители обучающегося с НОДА, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогические комиссии с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.

Неспособность обучающегося с НОДА полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с НОДА, что конкретизируется применительно к каждой категории детей с НОДА с учетом общих и особых образовательных потребностей.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы и поддерживающей ее программы коррекционной работы (Вариант А)

Требования к структуре основной образовательной программы представлены в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы)

Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

Требования к результатам – это описание планируемых результатов образования. Описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

-что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования;

— что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.

Подход к оценке знаний и умений обучающегося с НОДА по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей детей с нарушением НОДА ребёнка предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

-помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;

-работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

-поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

-обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

При составлении программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.

Образование обучающегося с НОДА может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции». Соотношение продвижения ребёнка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом варианте стандарта.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с НОДА, осваивающих первый вариант ФГОС. Эти направления образуют структуру Программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-овладение навыками коммуникации;

-дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

-осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на « преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.

Адаптированная образовательная программа должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей.

1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010.
2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — Москва: МГППУ, 2012.

Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с ДЦП

(10 класс, общеобразовательная школа)

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Назначение программы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе состоит:

в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;

в осуществлении профессионального самоопределения Учащегося и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;

в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития;

Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку Смирновой Наталии, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности ее образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.

Адресность индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащейся 10 класса Смирновой Наталии с ограниченными возможностями здоровья: ДЦП.

Структура работы МОУ « Петровская СОШ» с ребенком с ДЦП

Принципы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения

Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности Учащегося с НОДА, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.

Принцип непрерывности гарантирует учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося по индивидуальной образовательной программе.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения;

Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.

Содержание индивидуальной образовательной программы

Смирнова Наталия обучается в профильном социально-гуманитарном 10а классе. Однако ее учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься с педагогом- логопедом по коррекции речевой деятельности и лечебной физкультурой. А так как Наташа хочет связать свою будущую профессию с иностранным языком, то ей предоставлена возможность расширить практические умения в немецком языке за счет элективного курса « Говорим по- немецки».

Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану

Учебные программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам, программы элективных курсов, программы дополнительного образования).

Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов.

Цели изучения учебного предмета находятся в прямом соответствии с Требованиями к освоению учебных программ и образовательными и профессиональными запросами Учащейся.

Содержание учебных программ обеспечивает возможность изучать предметы: историю, право, обществознание, русский язык и литературу на профильном уровне, т. к. будущая профессия возможно будет предполагать итоговую аттестацию по данному профилю.

диагностическая работа- обеспечивать своевременное выявление проблем у Наташи, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ей психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

коррекционно-развивающая работа- обеспечивать своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования ; способствовать формированию УУД;

сопровождения Наташи и ее семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;

информационно-просветительская работа- направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфере ребёнка. Реализация коррекционной работы обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов: врач-педиатр, медицинская сестра, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, тьютор.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство.

К развивающей и коррекционной работе привлекается социальный партнер:

— Служба психологической помощи Истринского района.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *