какого воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста был сторонником толстой
Л.Н.Толстой о семейном воспитании
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:30, доклад
Описание работы
Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми
Работа содержит 1 файл
пед срс2 консп.docx
Казахский Гуманитарно-Юридический Инновационный Университет
Кафедра «Педагогики и психологии»
«Л.Н.Толстой о семейном воспитании»
Выполнила: Костюкевич В.
Приняла: Ликерова А.А.
Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми
Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.
Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.
В педагогических взглядах Л. Н. Толстого имеются, как уже отмечалось, глубокие противоречия, крайности, реакционные мысли, показывающие его исторически классовую ограниченность как идеолога “примитивной крестьянской демократии (религиозное воспитание, отказ от определения общественной цели воспитания, идеализация природы детей, требование организации примитивных школ для народа и др.). Однако в педагогических высказываниях и педагогической деятельности Л. Н. Толстого было много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики.
“. Для Толстого,— писала Н. К. Крупская,— педагогика не была мертвой, застывшей доктриной. Для него она была живым делом, сложным и развивающимся.
Его громадная заслуга в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как “гражданин земли родной”, мучительно искал ответа па него и заставлял искать и читателя. Его влияние, несомненно, наложило свою неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль..
Лев Толстой и его педагогика
Существующие в России школы Лев Толстой называл «учреждением для мучения детей», а взамен предлагал создавать новые – без расписания, домашних заданий и побоев.
Лев Толстой называл школу самым светлым периодом своей жизни. «Дело это [школа] не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях», — утверждал великий писатель. Несмотря на такие лестные отзывы о школьном образовании, Толстой хотел выкорчевать систему школьного обучения, которая сложилась в России того времени. Педагогические исследования увлекли Толстого в 1859 году, когда он был уже признанным писателем.
Поездив по европейским странам, Толстой нашел недостатки и в их системе образования. В частности, осмотрев немецкую школу — перед ней тогда все практически преклонялись — и поговорив с учителями, в своём дневнике он сделал запись: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои. Все наизусть. Напуганные, изуродованные дети». Писатель посещал разные учебные заведения практически во всех странах, в которых он побывал, однако ни одна модель работы с детьми не оправдала полностью его ожиданий. Поэтому, вернувшись домой, Толстой решил создать свою школу в Ясной поляне.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе», — писал Толстой, планируя менять не только жизнь детей Ясной поляны, но и свою собственную.
Писатель полностью отказался от модели авторитарной школы: в своём учебном заведении он отменил чёткое расписание — дети могли приходить практически в любое время, а могли и вовсе безнаказанно прогуливать занятия. Конкретных предметов там тоже не преподавали, главной задачей учителя было заинтересовать детей и погрузить их в общий разговор. Преподавание, кстати, вёл и сам Толстой, а также несколько учителей из его ближайших знакомых.
Домашние задания, отметки и наказания отсутствовали в Яснополянской школе, что называется, как класс. Все занятия чередовались с прогулками, гимнастикой и играми, участие в которых нередко принимал и сам Толстой. В его школе учитель был не просто человеком, который даёт знания, но в то же время и примером для подражания.
«Не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут то же делать», — указывал в своих работах Толстой.
Дети, в свою очередь, несмотря на отсутствие любых обязательств, с удовольствием ходили в Яснополянскую школу. «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака», — вспоминал один из учеников школы Василий Морозов.
В Яснополянской школе писатель разделил весь учебный день на две части: утром дети занимались с преподавателем, а время после полудня проводили в творческих занятиях — кто-то пел, кто-то рисовал, некоторые лепили или читали вслух. Дети сидели так, как хотели сами, никто им не указывал. Обучение в школе Толстого полностью соответствовало принципу, который он сам сформулировал: «Критерий педагогики только один — свобода».
«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро», — с такими словами обратился в своё время к ученикам собственной школы Лев Толстой.
Впрочем, Яснополянская школа просуществовала недолго — всего полтора года. Её в отсутствии Толстого обыскали жандармы, которые не могли смириться с тем, что преподавание в ней ведётся по негосударственной системе, и поэтому распорядились учреждение закрыть. Между тем, Толстой не забросил педагогику: после эксперимента со школой он начал выпускать с 1862 года педагогический журнал «Ясная поляна». Сам Толстой стал главным сотрудником своего издания. Часть страниц журнала занимали теоретические статьи писателя, часть — рассказы и небольшие произведения. Так, например, именно в «Ясной поляне» Толстой опубликовал большую работу под заголовком «Воспитание и образование».
В ней Толстой демонстрирует своё отвращение к принудительному воспитанию и говорит о том, что «бюрократически насаждаемый элемент сделал школу деспотичной». Толстой не щадит никого — ни народные школы, ни университеты. С его точки зрения, во всех этих заведениях занимаются именно «воспитанием», а не «образованием»: то есть стремятся оторвать детей от их среды и воспитать их так, «чтобы они не были похожи на своих родителей». «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, — неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует», — пишет в своей статье Толстой.
Вскоре пришлось закрыть и журнал — 20-й выпуск «Ясной поляны» стал последним. Журнал опять-таки вызвал негодование властей: они сочли издание «ломающим все основные правила религии и нравственности». У Льва Николаевича появились собственные дети, к тому же он занялся написанием «Войны и мира». Поэтому педагогические увлечения пришлось отодвинуть на второй план.
Между тем, некоторые исследователи утверждают, что и в произведениях Толстого можно найти отсылки к тому, какой он хочет видеть отечественную систему образования. Так, например, в «Войне и мире» три семьи — Ростовых, Болконских и Курагиных — практикуют разные модели воспитания детей: именно Ростовы, которых родители растили в атмосфере любви и взаимопонимания, становятся любимыми героями самого Толстого.
Годами занимаясь исследованием того, как нужно обучать детей, писатель относился к такому понятию, как «педагогика», с предубеждением: «Педагогика есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели», — отмечал Толстой в письме своему другу Сергею Софронову.
Занятия в Ясной Поляне
Великий писатель утверждал, что школа является важнейшим общественным институтом, ведь все планы люди могут реализовать лишь в последующих поколениях. В 1859 году он начал углубляться в сферу педагогики и ставить свой эксперимент. Целью Льва Николаевича стало кардинальное изменение системы образования, которая сложилась в Российской империи.
Оценка образования в Европе
Перед тем как начать преподавать по-своему в Ясной Поляне, литератор решил посетить школы в некоторых западных странах. Он был неудовлетворён увиденным. Например, в немецких учреждениях Лев Николаевич наблюдал:
Говоря кратко, никакие европейские стандарты образования не отвечали педагогическим воззрениям Толстого. После возвращения в родное имение он начал обучать крестьянских детей, как считал нужным.
Писатель проводил аналогию между бедными детьми в Ясной Поляне и людьми, пережившими кораблекрушение. Он считал, что нужно спасти тонущих, среди которых могут оказаться выдающиеся умы России. Параллельно с этим Лев Николаевич стремился изменить и свою жизнь.
Правила новой школы
В созданном писателем учебном заведении были отменены звонки и какой-либо учебный план. Дети могли приходить в любое время и изучать то, что больше нравится. Толстой не хотел превращать школу в авторитарную диктатуру, где учитель имел неограниченную власть над обучающимися. Занятия проводились литератором и некоторыми его знакомыми.
Немаловажной составляющей становился личный пример. Педагогические взгляды Толстого включали в себя не только классические занятия в помещении. Он с детьми часто отправлялся на природу, проводил игры и гимнастические упражнения. Полностью отсутствовали оценки, задания на дом и наказания за неуспеваемость. Такой подход литератор сравнивал с воспитанием детей родителями, ведь отпрыски всегда берут пример со старших.
Можно подумать, что дети постоянно прогуливали, раз у них была такая возможность, но это не так. Ученики с удовольствием посещали школу Толстого. Принципом заведения стала свобода обучающихся. Литератор разбил день на две части: сначала обычные занятия с педагогом, после чего следовала деятельность по интересам. При этом никто не указывал детям, где и с кем им сидеть.
К сожалению, эксперимент завершился через полтора года. Власти не желали, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам. Когда писатель отсутствовал, представители закона обыскали школу, а позже закрыли. Тогда Толстой начал издавать журнал, в котором обсуждались вопросы воспитания и педагогики. Однако и его пришлось закрыть из-за давления властей.
Но государство не могло запретить педагогическую деятельность Л. Н. Толстого в его книгах. В романе «Война и мир» можно отследить воззрения литератора на образование. Это видно на примере взаимоотношений в семье Ростовых, где главными опорами при воспитании детей становятся любовь и взаимопонимание.
Взгляды писателя на воспитание
В качестве фундамента педагогической деятельности Толстой видел внутренний мир ребёнка, его интересы и стремления. Важна была личность ученика. Это легло в основу дидактических принципов:
Писатель считал, что необходимо раскрывать в детях не только интеллектуальные способности, но и творческое начало. Процесс обучения становился многоступенчатым, включал в себя различные методики. Толстой считал бездумное заучивание обобщённой информации величайшим злом для ребёнка. Ученик должен на практике осознать, как работают те или иные механизмы, пропустить этот опыт через себя.
Большую роль литератор придавал межпредметным дисциплинам. Ученикам следует не просто изучать преподнесённые данные, а наращивать жизненный опыт, учиться постигать базовые бытовые истины. Только тогда приобретённые знания смогут стать полезными в будущем. Следовало включать в учебный процесс знакомство с русским фольклором, родной природой и её явлениями. Достижение продуктивности образования Толстой видел в соблюдении ряда установок:
Великий писатель заметил, что часто принятые образовательные нормы не соответствуют возрастному и психологическому уровню ребёнка. Отсюда у него развивается нежелание учиться. Ученик по умолчанию относится к школе с неприязнью, страхом или равнодушием.
Стоит отметить, что идеи Толстого в некотором роде совпадали с воззрениями известного педагога Ивана Тимофеевича Савенкова (1846—1914). Он отправился в город Красноярск работать учителем, а позже стал готовить новых педагогов и ввёл новаторские методы работы со студентами. Преподаватель водил подопечных на экскурсии и даже занимался археологией.
Вклад Толстого в педагогику
Желающие ознакомиться с трудами Льва Николаевича по педагогике найдут в его сочинениях множество идей, актуальных и на сегодняшний день. В первую очередь бросаются в глаза меткие замечания по поводу неправильности воспитания, а также любовь к жизни, детям и всему обществу. Толстой подчёркивает, как важно раскрывать потенциал в каждом человеке на примере крестьянских детей, которые могут стать выдающимися деятелями при правильном подходе учителей.
Практика на занятиях
Писатель в одной из своих статей показывает важность личного примера преподавателя. Однажды он попросил написать учеников сочинение по русской пословице.
Никто не решился начать, посчитав это невозможным. Кто-то из детей предложил писать самому Толстому. Тот принялся за дело и представил первую страницу ученикам. Они её раскритиковали, требуя продолжать. Учитель и ученики коллективно несколько часов составляли сочинение, не чувствуя усталости и голода. Потом дети всё-таки стали писать сами в свободное время.
Толстой позже признавался в своих трудах, что немного испугался своего открытия. Он понял, что на нём лежит большая ответственность, чтобы раскрывать в детях способность к творчеству. Общественность того времени недоумевала, как маленькие крестьянские отпрыски могут творить настоящие литературные произведения. Лев Николаевич издавал повести и рассказы, которые были написаны простыми детьми в Ясной Поляне.
Новшество в обучении
Русский литератор совершил своего рода революцию в преподавании, он заново открыл ребёнка для обучения. Отныне маленький человек воспринимался не как ёмкость, куда нужно просто вложить информацию, хочет он того или нет. Теперь было необходимо зажечь в ученике творческую искру, чтобы он проявил настойчивость и усердие в усвоении знаний. Больше не требовалось наказывать и заставлять ученика заучивать материал наизусть, а следовало довериться его способностям и индивидуальному восприятию мира.
Многие педагоги-современники писателя откровенно посмеивались над толстовской школой в Ясной Поляне, где не было чёткой программы действий и жёсткого устава. Это было правдой, учебное заведение Толстого можно назвать только попыткой что-то изменить, но за этим внешним хаосом скрывалась непреодолимая тяга к знаниям как у детей, так и у преподавателей.
Педагогические идеи Толстого доказали, что обучение может быть не только тяжёлым трудом, но и увлекательным времяпрепровождением, которое приносит удовольствие и радость.
Система будет работать лишь при соответствии требований учителя и внутреннего мира ребёнка. Великий литератор старался сделать главными в педагогике не наказания и авторитет, а творческий потенциал и скрытую энергию ученика.
Педагогические идеи Л.Н. Толстого
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “. Во всех веках и у всех людей,— писал Толстой,— ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.
Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.
Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.
Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.
Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. В Яснополянской школе имело также место религиозное воспитание детей.
Л. Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской. школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.
Л. Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.
О воспитании в семье
Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми
Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.
Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.
В педагогических взглядах Л. Н. Толстого имеются, как уже отмечалось, глубокие противоречия, крайности, реакционные мысли, показывающие его исторически классовую ограниченность как идеолога “примитивной крестьянской демократии (религиозное воспитание, отказ от определения общественной цели воспитания, идеализация природы детей, требование организации примитивных школ для народа и др.). Однако в педагогических высказываниях и педагогической деятельности Л. Н. Толстого было много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики.
“. Для Толстого,— писала Н. К. Крупская,— педагогика не была мертвой, застывшей доктриной. Для него она была живым делом, сложным и развивающимся.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему