какова роль практики в процессе познания

Роль практики в процессе познания.

Идеалист под практикой понимает духовную деятельность субъекта, ог­раничивает ее сферой переживаний либо вообще игнорирует эту категорию.

Не смогли дать верное толкование практике и метафизики. Они противопос­тавляли мысль и бытие, в лучшем случае сводя практику к опытам ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент).

Практика не сводится только к материальному производству. Практической является и деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений, – социальная борьба, обществен­ная деятельность и тд. К практике относится и научный эксперимент, предполагающий использование аппаратуры и оборудования.

Практика представляет собой целенаправленное материальное действие людей, направленное на преобразование действительности.

Практика-это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, но прежде всего об­щественно-исторический процесс, в котором интегрируется деятельность миллионов людей. Когда у общества появляется практическая потребность, она значительно продвигает науку. И хотя желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают ускорение познанию, все же именно практи­ка ставит задачи перед теорией, так или иначе направляет ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических исканий, главной точкой приложения знаний. Практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более высокого порядка.

Практика и познание взаимопереплетают­ся. взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Тут будет уместно показать как потребности практики породили различные науки ( геометрию, астроно­мию и др). В свою очередь научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности их дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Таким образом, теория и практика тесно взаимосвязаны, и в связи с этим очень важно добиваться их соразмерности и единства.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда непосредственно определяется потребностями практики, ее связь с практикой часто оказыва­ется определенной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фунда­ментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее, рано или поздно они находят свое прило­жение ( теория графов, теория квазигрупп и др)

Необходимо подчеркнуть, что реализацию идей в ходе практической де­ятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеаль­ного в материальное Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизни замысла субъекта по преобразованию объекта. Успех практической реализации идей, имеющих обычно социальный смысл, предпо­лагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий

Успешное использование результатов познания в практической деятель­ности может быть осуществлено только в том случае, если полученные знания являются истинными

24 Диалектический характер процесса познания. Единство чувственного и рационального

Общее направление процесса познания выражается в формуле «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В ней фиксируется две ступени познания, которые находятся в диалектическом единстве, чувственное и рациональное. Объективным основанием такого единства является неразрывность сущности и явления в материальной действительности.

Чувственное и рациональное постоянно перекрывают друг друга во времени, но генетически начальной ступенью познания является наглядное по своему характеру чувственное отражение, которое осуществляется с помощью пяти органов чувств в форме ощущений и восприятий.

Ощущение – это отражение отдельного, внешнего свойства или стороны предмета, который непосредственно воздействует на наши органы чувств

Восприятие – это целостный, обрат предмета, который непосредственно воздействует на нас. Комплекс ощущений на уровне восприятия дает нам приближенный образ воздействующего на нас предмета

Представление формируется на основе памяти. Человек способен сохранить в своей памяти, определенное время, образ предметов, которые воздействовали на его органы чувств, а в настоящее время отсутствуют Высшей формой представления явл воображение

Ощущения, восприятия и представления идеальны и к тому же сходны с отражающими предметами, являются образами последних

В противоположность чувственному отражению абстрактное мышление позволяет человеку познавать не лежащие на поверхности существенные свойства, закономерные связи предметов. С помощью понятий, суждений создавать соответствующие теории, науку.

Мышление человека осуществляется в трех логических формах – понятии, суждении и умозаключении.

Понятие – это мысль, которая отражает существенные признаки предмета или группы предметов. Материальной оболочкой понятия являются слова и словосочетания. Понятие объективно по содержанию и субъективно по форме. Понятие о предмете и сам предмет не одно и то же. Понятие «человек» – это мысль, которая не отражает конкретного человека а отражает общие, повторяющиеся признаки всех людей. С помощью понятий происходит обобщение, фиксация существенных признаков целого класса предметов. С помощью понятий можно выразить то, что невозможно представить наглядно ( добро, зло и т.д.). Понятия представляют собой единство устойчивости и изменчивости. Содержание понятий изменяется, обогащается с развитием науки.

Суждение это мысль, которая утверждает или отрицает связь признака с предметом. Материальной оболочкой суждения – предложение. Суждения имеют свою структуру и находятся в определенных отношениях.

Умозаключение – третья логическая форма мысли. Умозаключение это мысль, которая на основе двух или более суждении (посылок) выводит новое суждение (заключение). Например

Все студенты сдали экзамен

Иванов сдал экзамен.

Умозаключения могут быть дедуктивными, индуктивными и по аналогии

В дедуктивном умозаключении частный вывод делается на основе посылок, хотя бы одна из которых является общей.

В индуктивном умозаключении общий вывод делается на основе частных посылок.

Аналогия – это такое заключение, которое на основе сходства двух предметов по одним признакам делает вывод об их сходстве по другим признакам..

Процесс познания не исчерпывается формами чувственного отражения и абстрактного мышления.

Особенно большую роль в познании играют эмоции и интуиция. В эмоциях выражается ценностное, отношение к отображаемой действительности, а интуиция означает прямое постижение истины без предварительного логического доказательства. В интуиции проявляется единство чувственного и логического. человек на основе опыта и имеющихся знаний получает внезапное решение задачи, над которой до этого он длительное время безуспешно размышлял. Ему кажется, что такое решение пришло к нему спонтанно. На самом деле, оно было подготовлено всем ходом информационных процессов мозга, которые были на это нацелены ранее.

25 Проблема истины и её критерии.

Истина – это соответствие не между отдельными понятиями и объективными явлениями и процессами, а между определенными утверждениями, те. суждениями и объективным положением дел.

То, каким образом достигается истина является вопросом о соотношении абсолютной и относительной истин.

Эти две истины выступают как две противоположные стороны единого процесса – объективной истины.
Абсолютная истина – это полное знание, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки и практики а так же истина факта, знание, которое никогда не будет поставлено под сомнение.

Под относительной истиной понимается такое знание, которое не обладает завершенностью и является неполным. По мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными, более глубокими. Так, с запуском каждого нового спутника или космического корабля мы открываем новые относительные, объективные истины о строении Земли, Луны и других небесных тел.

Диалектика относительной и абсолютной истины заключается в том, что наше знание, стремясь к точному и всестороннему охвату окружающего нас мира, не двигаясь при этом не по прямой, а по спирали, постоянно разрешая возникшие на своем пути противоречия, все полнее и глубже отражает объективную действительность.

Различные течения в философии по-разному понимают истину. Субъективные идеалисты отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам прагматизма, которые утверждают истинно то, что выгодно, приносит пользу и успех.

Другой разновидностью субъективной трактовки истины является концепция « социально-организованного опыта» А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства.

Сторонники когерентной концепции истины считают данное утверждение истинным, если оно получено по определенным логическим правилам из других суждений, ранее признанных истинными. В свое время Аристотель говорил, что скептики сомневаются в возможности достижения истины. Они утверждали, что действительность изменчива и неповторима, и поэтому любое соответствие знаний с действительностью ежесекундно нарушается. Гегель утверждал, что истина заключается в самом развитии знания, в его движении. Уже Кант понимал, что вопрос о природе истины по существу сливается с вопросом о критерии истины. Подлинный всеобщий критерий истины был впервые предложен философией марксизма. Маркс утверждал, что критерием истины является практика. То, что установленные нами законы тяготения и аэродинамики истины, подтверждается, в частности, тем, что мы создали самолеты и умеем летать на них.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наши знания Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития

26. Формы и методы научного познания.

А) Методология и метод.

Полученные обобщения выражаются в форме общих рекомендаций, которые могут сознательно, целенаправленно применяться при решении научных проблем.

Кроме общенаучных методов познания каждая специальная наука в своем арсенале содержит свойственные лишь ей специальные методы познания.

Физика, химия, например, имеют свои специальные методы объяснения физических и химических явлений.

Б). Уровни научного знания.

В научном познании необходимо выделить два уровня: эмпирический и теоретический.

Теоретический уровень включает в себя и такую форму, которую мы называем чувственным аспектом или чувственной ступенью процесса познания. Движение научного знания от эмпирического к теоретическому можно считать обшей закономерностью развития научного знания.

Если мы рассмотрим современное состояние науки, то обнаружим три типа наук, существенно различающихся по соотношению а них эмпирического и теоретического.

1 науки в которых доминирует эмпирический уровень- медицина

2 науки, в которых доминируют теоретические методы-математика

3 науки (и их большинство) в которых есть как эмпирический, так и теоретический уровни.

В). Основные методы и формы научного познания.

На эмпирическом уровне познания используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, сравнение и измерение.

Сравнение предполагает выявление сходства и различия в изучаемых предметах. Следует иметь ввиду, что этот метод дает существенные знания, если мы его применяем при изучении однородных предметов, а также если мы сравниваем предметы по существенным признакам.

Измерение является дальнейшим логическим развитием метода сравнения и означает процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Этот метод позволил Менделееву выявить закон, согласно которому свойства элементов находятся в определенной, периодической зависимости от их атомного веса.

В ходе познания используются не только различные приборы, но и модели.

Моделирование является одним из самых распространенных приемов в научном исследовании. Процедура замещения состоит в следующем. Допустим, что необходимо изучить какой-то объект, который почему-то недоступен непосредственному исследованию. В подобных ситуациях прибегают к помощи другого объекта – объекта заместителя. Объект – заместитель называется моделью, а исходный объект – прототипом.
Естественно, что моделирование дает наибольший эффект в сочетании с другими методами познания, с которыми тесно взаимосвязано.
Модели могут быть не только физическими, но и знаковыми. Знаковые модели особенно успешно применяются в математике. В математике в качестве объекта – заместителя берутся уже не материальные предметы, а, например, системы математических уравнений.

В современной науке широкое применение находят и так называемые идеальные модели. К их числу принадлежит, например, так называемый умственный эксперимент. Прежде чем приступить к очень сложному эксперименту, ученый создает в воображении весь набор необходимых инструментов и осуществляет с ними различные действия, прибегая иногда в качестве вспомогательного средства к чертежам и схемам.

Метод моделирования основывается на аналогию.
Термин «аналогия» означает сходство двух предметов (или двух групп предметов) в каких либо свойствах или отношениях. Например, Земля (модель) и Марс (прототип)

Схема аналогии свойств такова:
Предмет А обладает свойствами а, Ь, с, d, е Предмет В обладает свойствами а, Ь. с, d
Вероятно, предмет В обладает свойством с
Аналогия – такая форма умозаключения, к которой от сходства двух или более каких-либо признаках мы заключаем о сходстве этих предметах и других признаках.
По степени достоверности заключения умозаключения по аналогии можно разделить на три вида:
1. строгая аналогия, которая дает достоверное заключение
2. нестрогая аналогия, дающая вероятное заключение

3. ложная аналогия, дающая должное заключение

Строгая аналогия применяется в ночных исследованиях, в математических доказательствах. На строгой аналогии основан метод моделирования.

Нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное заключение, Примерами нестрогой аналогии являются испытание прочности моста на модели, затем построение настоящего моста. Для повышения степени вероятности заключения по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий:
1. Число общих признаков должно быть возможно большим,
2. Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков, т.е сходные признаки должны быть существенными;
3. Общие признаки должны быть по возможности более разнородными,
4. Переносимый признак должен быть такого же типа, что и сходные признаки.

Общелогические методы, такие как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др свойственны как эмпирическому, так и теоретическому уровням познания.

Абстрагирование – это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно выделяем существенные свойства изучаемого предмета и отвлекаемся от несущественных и второстепенных свойств.

Обобщение – это логический прием, с помощью которого мы мысленно выделяем общие, повторяющиеся свойства групп однородных предметов.

Анализ – это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явлений на их составные части для их изучения.

Синтез – это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно соединяем в одно целое расчлененные в анализе отдельные части предмета, явления для установления взаимодействия их связей и познание предмета, явления как единого целого.

Анализ и синтез тесно связаны с такими методами, как индукция и дедукция. Если метод индукции характеризует движение мысли от единичного к общему, то дедукция означает движение мысли от общего к единичному, частному. Простейшим случаем дедукции является дедуктивное умозаключение. Объективной основой единства индукции и дедукции является неразрывное единство общего и единичного. Зная общие признаки группы, класса или системы предметов, исследователь переносит их на любой предмет данной группы, данного класса или системы.

Существуют методы, которые используются преимущественно на уровни теоретического познания – исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.

Исторический метод предполагает описание фактической истории развития объектов во всем ее многообразии.

Логический метод есть очищенная, освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику ее развития.

Метод логической формализации предполагает замещение изучаемого явления знаковой моделью и оперирование информацией в рамках данной модели по определенному алгоритму, вытекающему из соответствующего исчисления. Логическая формализация заключается в полном отвлечении от содержания высказываний. Она используется не только для упорядочения научной информации, но н получения некоторых новых знаний.

27. Диалектика как система законов и категорий. Принципы диалектики. Диалектика и её альтернативы.

диалектика – это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания. Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме а выявляет их всеобщие чер­ты. Ее задача состоит в том, чтобы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристиках.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Аль­тернативами или антиподами диалектики выступают: метафи­зика, «негативная диалектика», эклектика, софистика, дог­матизм, релятивизм.

Исходными принципами диалектики как метода познания являются: всеоб­щая связь, развитие, объективность, всесторонность, конкрет­ность, историчность и др. Эти принципы находят свое отраже­ние в основополагающих понятиях (категориях) и законах.

Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную систему. Основными ее структурными образованиями являются принципы, категории и законы.

Принцип представляет собой основную идею, положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность.

К основным принципам диалектики следует отнести: принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и принцип изменения и развития.

Важнейший принцип диалектики – принцип развития. Он выражает то фундаментальное положение диалектики, с признанием которого, связано представление об изменчивости материального мира.

Кроме принципов диалектики в ей структуру входят также и философские категории. Они представляют собой особый класс понятий, несопоставимый с теми, которые употребляются в обыденной речи.Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия.

Категории диалектики носят объективный характер, т.е. отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей.

Объектом всех категорий является реальный мир. Философские категории воспроизводят его в ракурсе различных сторон, высвечивая в нем различные грани, признаки и свойства. Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие стороны объективной реальности выражаются в ней.

Категории диалектики объективны по своему содержанию, но по форме выражения реальных связей носят субъективный характер. Они являются своеобразными ступеньками познания мира. С одной стороны, в них отражаются всеобщие свойства реальных предметов, а с другой – посредством логических форм мышления фиксируется знание о данных предметах.

Философские категории есть абстракции, своеобразные отвлечения от реального мира, и в этом выражается их субъективность.

Традиционно в современной философской науке рассматривается категории, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма; Категории, отображающие упорядоченность материального мира: часть и целое, система, структура, элемент; категории, выражающие связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

28. Закон взаимного перехода количественный и качественных изменений и его специфика проявления в специальности.

Сталкиваясь с различными вещами и процессами, люди научились отличать эти вещи друг от друга, отождествлять или противопоставлять их. Тк в самой объективной действительности предметы и явления обладают некоторой устойчивостью. На протяжении времени черты, которыми они отличаются от других предметов, остаются относительно неизменными. Эту особенность явлений обозначают при помощи понятия «качество».

Отдельные проявления качества называется свойствами, поэтому нередко говорят, что качество есть устойчивая совокупность определенных свойств. Те связи и отношения, изменения которых в определенных границах меняет отдельные свойства и характеристики данной системы, но не нарушают ее качественной определенности, называются количественными, а отражающая их категория — количеством, или количественной определенностью.
Количественная определенность так же объективна, как и качественная. Внутри данного качества могут происходить постепенные количественные изменения отдельных признаков или характеристик.

В приведенном определении количества встречается одно важное выражение: «определение границы». Количественные изменения, не нарушающие качественную определенность данного явления, могут происходить лишь до определенных границ. За пределами этих границ количественные изменения приводят к разрыву качественных связей и отношений, к разрушению качества. Такие границы ( интервал) называется мерой.

Мера – это интервал, в котором предмет сохраняет свою качественную определенность.

Нарушение меры приводит к тому, что данное качество разрушается. Старые связи и отношения разрываются, частично или полностью исчезают, разрушаются и изменяются прежние элементы и подсистемы. Переход от старого качества к новому качеству называется скачком.

С философской точки зрения очень важно понять, что главной характеристикой процессов, отраженных в категориях «количественные изменения» и « качественные изменения» («скачек»), является не продолжительность процесса, а его содержание, его сущность.

Количественные и качественные изменения находятся в диалектической взаимосвязи.( Смена общественно- экономических формаций )

Диалектика качественных и количественных изменений выражается в законе взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения, который объясняет механизм развития. Этот закон можно сформулировать в виде следующих положений:
1. Каждое явление или процесс представляет собой единство количества и качества, иными словами, они обладают характерной лишь для них качественной и количественной определенностью.
2. Количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы ( меры), В пределах данной меры они не вызывают изменения данного качества. Количественные изменения могут быть обратимыми и необратимыми. Они характеризуются величиной, степенью, интенсивностью развития, могут быть измерены и выражены определенным числом при помощи соответствующих единиц измерения.
3. При переходе меры, свойственной данному объекту ( системе), количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового качества.
4. Качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерыва постепенности. Скачки могут быть быстрыми и медленными.

5. Новое качество, возникшее в результате скачка, характеризуется новыми количественными свойствами или параметрами, а также новой мерой единства количества и качества.

29. Закон единства и борьбы противоположностей и его специфика проявления в специальности.

Данный закон объясняет источник и движущие силы развития. С античных времен люди пытались ответить на вопрос – почему происходит движение?

Платон считал источником движения бестелесную душу и приписывал ее космосу.

Гераклита наблюдаемые им классовая борьба и войны, делающие «одних рабами, других свободными», натолкнула на мысль об роли борьбы противоположностей в общественной жизни. Он распространил эту мысль и на природу – источник изменения любого ее предмета находится в самом этом предмете, им является противоположные силы и тенденции.

Некоторые мыслители считали, что изменение или движение предмета определяются извне, что причина изменения находится не в самом предмете, а вне его – в предмете, оказывающем на него внешнее воздействие. С прекращением этого воздействия, изменение или движение данного предмета прекращается. Этого взгляда – «движущееся вообще должно приводиться в движение чем-то» извне – придерживался Аристотель.

Возникли две концепции: при первой концепции главное внимание устремляется на познание источника самодвижения. При второй концепции двигательная сила движения, его источник переносится во вне.

17 век. Естествознание. Механика установила, что тело, приведенное в движение другим телом, будет оставаться после этого в состоянии движения ( или покоя ) неограниченное время, пока какое-нибудь другое тело не выведет его из этого состояния. Утверждение Аристотеля – всякое тело и приходит в движение, и прекращает движение только под воздействием извне – оказалось убедительно обоснованным механикой.

С философской критикой этой точки зрения выступил в начале 19в Гегель, доказавший, что «лишь, поскольку нечто имеет в себе противоречие, оно движется».

Каждое сложное явление в природе, обществе и мышление можно рассматривать как систему. Для того чтобы такая система могла «работать», т.е. функционировать и развиваться, между ее частями, т.е. подсистемами и элементами, должно осуществляться определенное взаимодействие. Чем больше соответствие и согласованность между подсистемами и элементами внутри данной системы, тем она лучше функционирует и быстрее развивается.

Признание того, что между противоположностями существует одновременно единство, взаимосвязь и противоречие, является важнейшим положением диалектики. Противоположные стороны объектов не просто сосуществуют, а находятся в особом диалектическом взаимодействии. Такое взаимодействие представляет собой процесс взаимного превращения противоположностей.

Одна из противоположностей всегда доминирует и тем самым определяется качество данного предмета, процесса.

30. Закон отрицания отрицания и его специфика проявления в специальности.

Каждой области действительности присущ свойственной только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей. Температура в тысячу градусов вызовет гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа ( это механическое отрицание, связанное с полным разрушением)

Отрицание, в отличие от отрицания, кладущего конец развития, всегда содержит четыре момента:

1) предпосылки возникновения нового формируются в старом;

2) некоторые стороны и свойства старого вовсе не содержатся, приходящему ему на смену новому; 3) другая часть сторон и свойств содержатся в новом, коренным образом преобразившись;

4) в новом есть нечто совершенно новое, что в старом не существовало.

Например, когда, в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, то

во-первых, предпосылки новой теории созревают в старой,

во-вторых, отбрасывает заблуждения первой,

в-третьих, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, существенно его переосмыслив, в-четвертых, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания. Развитие знаний происходит лишь при таком диалектическом отрицании.

Согласно диалектическому пониманию развития, ни одна его предыдущая стадия не повторяется полностью в последующих стадиях, хотя последующие стадии обнаруживают в существенно измененном виде некоторые черты предыдущих.

Всякое развитие характеризуют непрестанное порождение нового, при котором в этом новом есть кое-что, воспроизводящее прежние стадии, есть движение по спирали. Эти особенности развития выражают закон отрицания отрицания, который объясняет направленность движения.

Закон был сформулирован Гегелем, назвавший смену одних этапов развития другим отрицанием. С его точки зрения, весь мир – это развивающаяся «абсолютная идея». Присущие всякому развитию особенности, Гегель трактовал как особенности мышления. В процессе развития мышления, по Гегелю:

1 этапом является утверждение определенной мысли

2 диалектическое отрицание: мышление отказывается от того, что как оно обнаружило, было ошибочным в первоначальной мысли, сохраняя то, что в ней верно и обогащается новым содержанием, которого в первоначальной мысли не было.

3 этап развития мышления представляет собой отрицание отрицания.

Ценность сформулированного Гегелем закона заключается не в самой «троичности», а в той характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой. Ошибка Гегеля определяется его убеждением, будто мир развивается по этому закону лишь потому, что этому закону следует мышление. В действительности все наоборот: он отражает диалектическое развитие материальной действительности.

Закон отрицания отрицания представляет собой следствие закона единства и борьбы противоположностей и закона взаимного перехода количественный и качественных изменений.

Основные положения данного закона таковы:
1.В процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.
2. В процессе отрицания некоторые необходимые стороны и свойства сохраняются и в преобразованном виде включаются в новое. Лишь определенная часть старого отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается разрушению.
3. Развитие включает в себя моменты некоторого «возврата» и повторения уже приобретенных этапов, но на новом, более высоком уровне и обладает, поэтому не круговым и прямолинейным, а справедливым характером.
4. В процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тенденций, находящихся в диалектической взаимосвязи, является преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изменений данного явления в целом.

31. Единичное и общее. Специфика их проявления в специальности.

Он считал, что наряду с отдельными, единичными вещами существуют общие идеи и сущности. Например, наряду с отдельными людьми, деревьями существуют, по его мнению, идея человека вообще, идея дерева вообще и, т. д., причем не в уме человека, как отражение реально существующих предметов и явлений, а в самой действительности. Каждая такая идея, по мнению Платона, соединяясь с бесформенной материей, порождает сами отдельные вещи, последние исчезают, когда их покидает идея. Отдельное, таким образом, рассматривалось им как временное, преходящее, общее же (идеи)— как неизменное и вечное.
Общее действительно существует реально (а не только в голове человека), и, следовательно, человеческие общие понятия — это не просто фикция, выдумка людей. Но можно ли из этого делать вывод, что общее существует вне, независимо от единичных вещей и порождает сами эти вещи? Ведь никто никогда не видел, не наблюдал да и в принципе не мог видеть и никогда не увидит какого-то человека вообще или дерево вообще, потому что как таковые они не существуют. Общее — это момент, сторона отдельных вещей и предметов.

32. Причина и следствие. Специфика их проявления в специальности.

Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений.

Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в буквальном смысле этого термина означает активное действие, вызывающие изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, не который направлено действие.

В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

Причина и следствие есть лишь частичка всемирной связи. Специфика причинной связи состоит именно в генетическом порождении следствия причиной. Беспричинных явлений не бывает.

Результат причинения зависит не только от порождающей причины, но и от условий. Хотя условия и влияют на следствие, они в отличие от причины не порождают следствие. Условия влияют на следствие опосредовано, они направлены на создание соответствующих фоновых обстоятельств, при которых причина порождает следствие: порождающие начало, постоянно взаимодействуя с условиями, производит следствие.

Несколько причин могут вызвать одно следствие (огонь может быть порождён и трением, и ударом молнии, и спичками). В свою очередь одна и та же причина может порождать несколько следствий (тот же огонь может выступать не только разрушителем).при этом связь причины и следствия ассиметрична. Следствие не может вызвать причины. Но возникну, следствие, вернее, носитель следствия, может влиять на носителя причины в процессе взаимодействия с ним. К тому же следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Они носят преимущественно вероятностный характер, и только в сфере техники преобладает однозначная детерминация.

33. Необходимость и случайность. Специфика их проявления в специальности.

Другой категориальной парой, тесно связанной с катего­риями „причина», „следствие» и вместе с ними образующей один категориальный блок, условно названный „причинным», являются категории „необходимость» и „случайность».

Необходимость была первоначально замечена людьми применительно к причинно-следственной связи. Человек обратил внимание на то, что за извест­ной причиной следует не любое, а лишь определенное следствие. На основе опы­та у него сформировалось понятие „необходимость» как характеристика причин­но-следственной связи. Содержание категории „необходимость» постепенно уточнялось, расширялось. Приобретя самостоятельность, категория „необходи­мость» стала соотноситься не с категорией „причина», а с категорией „случай­ность», а позднее и с понятием „вероятность» как долей необходимого в случай­ном.

Необходимым называется то, что причину своего сущест­вования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования; случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Поскольку возникновение необходи­мых явлений обусловлено коренной причиной, необходимость нельзя раскрыть без охвата многих причинных связей, которые могут быть внутренними и внешними, су­щественными и несущественными, главными и неглавными.

Не существует чистой необходимости и чистой случайности. Эти категории взаимосвязаны. К тому же зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных явлений, т. е. случайность со временем может стать необходимостью (изменчивость, например, наследственностью) и, наоборот, необходимость в процессе развития может утратить свои черты и стать случайностью.

И в историческом, и в процессуальном аспектах необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости: любое необходимое явление, событие в каком-то отношении оказывается случайным, ибо процессы в природе имеют вероятностный характер.

Неправомерно отрицать наличие случайных явлении на том основании, что они органически связаны с причиной. Но причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Например, гибель урожая вследствие выпадения града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением. А само выпадение града летом на данной территории является не необходимым, а случайным явлением, хотя оно тоже причинно обусловлено атмосферными условиями в то роковой день.

Если такие факты, отмечал Энгельс, что в данном стручке гороха пять горошин, а не шесть, что хвост этой собаки длиной пять дюймов, что этот цветок клевера оплодотворен определенной пчелой, относятся к тому же уровню, что и закон движения солнечной системы, то на деле не случайность поднимается до уровня необходимости (как рассчитывали метафизики), а необходимость девальвируется, опускается до уровня случайности, что исключает всякую возможность познания закономерных связей. И наоборот, абсолютизация необходимости ведет к противоположной метафизической крайности — к фатализму (и потому пословица „Кому суждено быть повешенным, тот не утонет» не выдерживает критики).

34. Возможность и действительность. Специфика их проявления в специальности.

Вероятность органически связана не только с необходимостью и случайностью, но и с возможностью и действительностью, характеризуя степень превращения первой во вторую. В результате проявления действия причинных факторов развивается объект, с той или иной долей вероятности реализуются его необходимые связи. Данный процесс развития и характеризуют категории «возможность» и «действительность».

На уровне категорий „возможность» и „действительность» человек познает вещь не только с точки зрения ее существования, но и с точки зрения ее еще не существующих состояний. Таким образом, познание выходит на уровень целостного, конкретного, многообразного отражения объекта, когда вещь представлена во всем богатстве своих связей, как целое, закономерно развивающееся и порождающее свои новые состояния. На этой стадии человек не просто видит наличные состояния, но знает прошлое и прогнозирует будущее. Он знает то, чего еще нет, но что закономерно наступит.

Это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя уже во многом предвидимое человеком) бытие, которое при определенных условиях реализуется, и называется возможностью. Действительность же можно рассматривать как реализованную возможность. Иными словами, возможность коренится в самой действительности как потенциальное бытие.

Категории „возможность» и „действительность» являются глубокими, содержательными, богатыми категориями. Когда человек глубоко и всесторонне познает тот или иной объект, процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней самой, которые отвечают его целям и потребностям. Скажем, в случае хирургической операции врач учитывает не только возможности современной медицины и свои собственные (субъективный фактор), но и объективные условия проведения операции, состояние, психофизиологичес­кие потенции больного и т. п.

Важно, конечно, отличать возможность абстрактную, для реализации которой нет еще необходимых предпосылок, от возможности реальной, когда такие предпосылки уже имеются, и, конечно же, от невозможности. (Невозможно, например, обходиться без пищи, создать вечный двигатель, ибо это противоречит законам физики.)

35. Форма и содержание. Специфика их проявления в специальности.

Какие бы предметы и явления мы ни взяли, все они обладают содержанием и формой.

Под содержанием понимается совокупность элементов (сторон, черт, признаков, процессов), составляющих данный предмет, и свойственные ему функции (действия, выполняемые этим предметом, его назначение и т.д.).

36. Сущность и явление. Специфика их проявления в специальности.

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство с. и я. не означает их совпадения, тождества. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется.

37. Характеристика социальных теорий. Предмет и задачи социальной философии в понимании социальных процессов. Основные концепции.

Социальная философия – область философского знания, нацеленного на осмысление общества, состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе, на отображение и оценку общественных процессов с точки зрения всеобщих закономерностей функционирования общества и развития во взаимосвязи всех сторон и отношений жизнедеятельности людей. Социальная философия выступает наукой о наиболее общих закономерностях развития общественной жизни.

Социальная философия отличается от других разделов философии и гуманитарных наук тем, что исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны как особые формы бытия в мире. Поэтому социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом.

Объектом познания социальной философии выступает изменяющаяся действительность общественной жизни, человеческое общество и его жизнедеятельность, его многообразные проявления как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром.
Предметом социальной философии является общественное бытие, условия и факторы его развития, процесс жизнедеятельности людей и их собственное отношение к нему.

Одной из важнейших задач социальной философии является исследование и раскрытие причин возникновения и развития общества, общего закона человеческого бытия и его действия в конкретных обществах, движущих сил истории человечества, детерминизма общественных процессов и явлений, определение решающего фактора развития общества (напр., географический, духовный или материальный фактор) или, наоборот, ряда факторов.

Важную часть социальной философии составляет социальная критика, критика нравственных пороков людей и несовершенства общества.

-гносеологическая (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом);

-методологическая функция (социальная Ф выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

-прогностическая функция социальной Ф.ии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

мировоззренческая функция (социальная Ф.ия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

аксиологическая или ценностная функция(любая со- циально-Ф.ская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная Ф.ия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

– социологией;– политэкономией;– политологией;– юриспруденцией;– культурологией;

Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека.

В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним.

Основная задача науки об обществе, а именно – социальной философии – заключается в том:

– чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;

– чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;

– чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;

– чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.

38. Природа и общество, их взаимодействие. Роль географической среды в жизни общества. Сущность геополитики.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу.

-Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания.( Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы )

Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках – разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество – явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Многогранно воздействие и общества на внешнюю природу. Общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Геополитика – теория, опирающаяся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов.

Разрабатывали в основном ученые Западной Европы. (введена Р. Челленом – 1916 г.)

Согласно положениям геополитики политика государства во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). История человеческого общества толкуется как борьба государств, которые воюют за жизненное пространство подобно биологическим организмам.

Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики: «жизненное пространство и географическое положение».

39. Понятие общественно – экономической формации. Её структура.

Общепринятое понятие «общество» является неточным, поэтому в философию введена категория

(ОЭФ), которая выражает определенную ступень в развитии общества с учетом ее своеобразия. В основе ОЭФ лежит вполне определенный способ производства материальных благ, состояние науки, искусства, все многообразие духовной сферы, семейно-бытовые отношения.

-ОЭФ дает объективный критерий для разграничения различных ступеней общественного развития, для выделения того общего, повторяющегося в истории. через что проходят разные народы, находящиеся на одной ступени общественного развития.

Например : при всех различиях между США и Испанией их относят к одной ОЭФ тк производство основано на частной собственности, носит товарный характер, механизировано и автоматизировано. используется труд наемных рабочих, строится правовое государство н гражданское общество.

— ОЭФ позволяет дать периодизацию истории человечества, показывает, как происходит смена одной ОЭФ другой, дает возможность предвидеть возможные изменения, которые ожидают общество в будущем при переходе к следующей ступени развития

Понятие ОЭФ отражает системный характер общественного устройства. Каждая ОЭФ – это не набор случайных явлений, а целостная социальная система взаимообусловленных общественных процессов. Объединяющим элементом выступает способ производства материальных благ: Именно он определяет не только «лицо» общество, но и смену одной ОЭФ другой.

Развитие производительных сил общества вызывает к жизни новый тип производственных отношений. К.Маркс назвал этот процесс законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Основными элементами ОЭФ выступают базис и надстройка. Кроме того, в структуру формации входят отношения между общностями людей – народностями, нациями, социальными группами, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни
Для выявления периодов в историческом развитии человечества в последнее время все чаще стали употреблять понятие «цивилизация». Цивилизация (с лат. – гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень – дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в 18-19 веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово «цивилизация» вместо слова «формация».

Каждая оэф характеризуется своим типом производственных отношений, составляющих базис общества. Над базисом возвышается надстройка в виде политических, правовых, художественных, нравственных, религиозных идей и соответствующих им институтов и организаций. В надстройку также входят разнообразные идеологические отношения. В целом надстройка отражает собственный базис. Например, если в обществе утверждается идея о разнообразных формах собственности или о равенстве всех наций и народностей, то это означает, что соответствующие государственные структуры, партии, общественные организации, воспринимая или отвергая данные идеи, воздействуют на людей, формируя, прежде всего определенное отношение к ним, и склоняют к соответствующим действиям.
Базис определяет надстройку Каков базис, такова и надстройка Так, нормы пра¬ва (как было показано) закрепляют существующие в обществе формы собственности в виде законов.
Надстройка она обладает относительной самостоятельностью и стремится воздействовать на базис. Разные элементы надстройки не одинаково связаны с базисом. Так, более близкими являются политические и правовые идеи и учреждения). Другие элементы (философия, искусство, религия) сами испытывают на себе давление политическом идеологии и отдалены от производственных отношений. Надстройка может ускорять развитие базиса, может ему соответствовать или отставать.
В надстройку включаются не все явления духовной жизни, а, прежде всего официальная идеология, выраженная законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее основная функция – охрана существующего политического строя.

40. Производство материальных благ – основа общественного развития.

Постоянное воспроизводство материальных благ есть непременное условие существования общества. Прежде чем учиться, заниматься наукой, политикой, искусством, люди должны есть, иметь жилища, одеваться, а для этого постоянно производить необходимые материальные блага. Понятие «способ производства» отражает существование материального производства в исторически конкретных формах (первобытнообщинный, рабовладельческий).

Способ производства материальных благ представляет собой единство двух его сторон; производительных сил и производственных отношений.

Элементами производительных сил выступают, прежде всего, люди (активный субъект труда) Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

-Отсюда первой созидающей силой является труд.

Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

-Второй фактор (вещественный) – средства труда.(материальные вещи, с помощью которых люди создают блага).
-Третий фактор (вещественный) – предметы труда. (вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда.)

Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильные соотношения между всеми вещественными элементами производства и численностью работников. Эту задачу решает технология, определяющая способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов.
В 20 веке во всем мире особенно остро осознается ограниченность производственных факторов по сравнению со сложившимся и возрастающем уровнем потребностей. Возникает задача: как можно эффективнее использовать производственный потенциал общества, т.е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при наименьшем и рациональном расходовании ресурсов

Производственные отношения представляют собой отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения и обмена.
Экономические связи между людьми многообразны.

выделяется два типа этих связей: отношения собственности (соответствующие им социально- экономические отношения между людьми) и организационно —экономические отношения.
Отношения собственности – это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. Решающее положение в экономике принадлежало в прошлом, и принадлежит сейчас тем, кому достаются предприятия и все. что на них изготавливается. Человек, будучи хозяином, получает прибыль после реализации производственной продукции, наемный же рабочий – только заработную плату
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей.
При этом решаются организационные задачи:
1) как разделить людей для выполнения отдельных видов работ и объединить всех занятых на предприятии под единым началом для выполнения общей цели;
2) каким способом вести хозяйственную деятельность;
3) кто и как будет управлять производственной деятельностью людей.
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида
1) разделение труда и производства

Основные типы экономических отношений сильно отличаются друг от друга.
Так, социально-экономические отношения являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (напр, первобытнообщинному, рабовладельческому) Поэтому они имеют исторически переходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.
В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. (в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг), а также общие достижения научной организации труда и управления.)
Рассматривать производительные силы и производственные отношения отдельно друг oт друга можно только условно. В реальной же действительности они существуют как единое целое. Человек является главной фигурой и производительных сил. и производственных отношений.
Связь между сторонами производства выражается законом соответствия производственных отношений. Рассматривая данный закон, необходимо учитывать следующее:
— производительные силы и производственные отношения выступают как своеобразное содержание и форма способа производства и могут функционировать в единстве;
— производительные силы являются наиболее подвижным, революционным элементом и играют определяющую роль в изменении производственных отношений,
— производственные отношения обладают относительной самостоятельностью и активностью, предоставляя определенный простор производительным силам, создавая стимулы для развития производства с учетом интересов людей;
— взаимодействие производительных сил и производственных отношений носит противоречивый характер.
В результате непрерывного развития производительных сил периодически между ними и элементами производственных отношений возникает несоответствие, требующее их замены. Процесс этот может осуществляться либо путем реформ, либо с помощью революционных преобразований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *