какова роль преемственных связей в трудовом обучении
Преемственность и межпредметные связи в трудовом обучении школьников.
Преемственность — является важным качеством определенного поэтапного воспроизведения учебно-воспитательного процесса, а это означает, что, она на определенном этапе обеспечивает укрепление, углубление и расширение знаний, навыков и квалификаций, составляющих содержание учебной деятельности предыдущего этапа. По нашему мнению, преемственность образуется в процессе изменения качеств в целях образования нового качества, переходя от одного уровня к другому. А это значит, что преемственность предусматривает развитие полученных показателей на прежнем этапе.
Когда задания по технологии построены на основе органического объединения научных идей, это становится ориентиром для более эффективного осуществления процесса обучения учащихся. Межпредметные связи – это, чаще всего, перенос идей для их реализации в практическую деятельность. Из этого следует, что технологически подготовленным будет тот школьник, знания которого по всем изучаемым предметам ориентированы на практическое приложение, служат для возникновения идей и их реализации.
В каждом классе детей знакомят с близким, родственным материалом, касается ли это обработки древесины или металла, но каждый очередной класс отличается возрастом, а потому так важно соблюдать преемственность в обучении. Формирование межпредметных знаний не может сразу, одномоментно, дать окончательный результат. Но он появится непременно, хотя, это путь труда и целенаправленного воздействия.
Уже было сказано о значимости графических знаний. Как это хорошо просматривается, изучаемые по технологии вопросы, касающиеся обработки деталей, органически связаны с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения. Преемственность выражается в том, что, начав с «азов», учитель приучает школьников к пониманию чертежа как наиболее экономичного средства передачи информации, конкретной и чёткой.
Преемственность отражается и в таких разделах программы «Технология», как «Сведения по материаловедению», «Элементы машиноведения», «Сборка и отделка изделий» и др.
Важным элементом опоры на преемственность в преподавании технологии могут стать сведения об измерительных инструментах и их использовании, понятия о размерах, отклонениях и допусках на размеры. Эти необходимые при профессиональной подготовке знания, повторяясь в каждом классе во всё более расширенной интерпретации, отражают проходящую красной нитью через всё обучение дидактическую трактовку принципа «от простого к сложному». Одновременно нужно подчеркнуть, что преемственные связи в трудовом обучении обеспечивают определённый логический порядок в усвоении системы знаний, умений и навыков на различных ступенях обучения учащихся различных возрастных групп.
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-культура и эстетика труда;
-получение, обработка, хранение и использование информации;
-основы черчения, графики, дизайна;
-элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
-знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-творческая, проектная деятельность;
-история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Формы Межпредметных связей | Типы Межпредметных связей | Виды Межпредметных связей |
1) По составу | 1) содержательные | по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2) операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | |
3) методические | по использованию педагогических методов и приемов | |
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | |
2) По направлению | Односторонние, Двусторонние, Многосторонние | Прямые; обратные, Или восстановительные |
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) | 1) хронологические 2) хронометрические | 1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В УЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Когда задания по технологии построены на основе органического объединения научных идей, это становится ориентиром для более эффективного осуществления процесса обучения учащихся. Межпредметные связи — это, чаще всего, перенос идей для их реализации в практическую деятельность. Психолог П.П.Блон-ский подчеркивал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей может существовать педагогика».
где т — масса, кг; р — плотность материала, г/см 3 ; d — диаметр прутка, см; L — длина прутка, см.
|
Тогда масса заготовки из прутка легко находится: |
|
Для наиболее часто встречающегося профиля (прутка) из стали может быть взят коэффициент
В книге Г.Л.Шихельмана «Занимательная технология машиностроения» (М., 1987), откуда взят этот пример, есть график. Он может быть построен для любых профилей и материалов. Не правда ли, чудесное домашнее задание на межпредметные связи?
Рис. 25. График для расчетов массы заготовок
Из этого следует, что технологически подготовленным будет тот школьник, знания которого по всем изучаемым предметам ориентированы на практическое приложение, служат для возникновения идей и их реализации. Все знают, что лед тает или, наоборот, превращается из воды в твердое вещество. Но когда однажды на заводе в Курске потребовалось профрезеровать паз в детали, похожей на пчелиные соты, и не знали, как закрепить деталь, решение пришло не сразу. Лишь потом, заполнив водой ячейки и
получив замерзший монолит, смогли выполнить работу. Как видите, идеи надо еще и уметь переносить, хотя очевидно, что до такого решения мог додуматься и ребенок.
Вот почему, подчеркивая важность и необходимость целенаправленной системной деятельности учителя технологии, необходимо обратить внимание на ее преемственный спиралевидный характер. В каждом классе детей знакомят с близким, родственным материалом, касается ли это обработки древесины или металла, но каждый очередной класс отличается возрастом, а потому так важно соблюдать преемственность в обучении. Формирование межпредметных знаний не может сразу, одномоментно, дать окончательный результат. Но он проявится непременно, хотя, и мы это подчеркиваем, это путь труда и целенаправленного воздействия.
Мы говорили о важности, значимости графических знаний. Как это хорошо просматривается, изучаемые по технологии вопросы, касающиеся обработки деталей, органически связаны с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения. Преемственность выражается в том, что, начав с «азов», учитель (и это видно из спиралевидного усложнения материала) приучает школьников к пониманию чертежа как наиболее экономичного средства передачи информации, конкретной и четкой.
Преемственность отражается и в таких разделах программы «Технология», как «Сведения по материаловедению», «Элементы машиноведения», «Сборка и отделка изделий» и др.
Важным элементом опоры на преемственность в преподавании
технологии могут стать сведения об измерительных инструментах
и их использовании, понятия о размерах, отклонениях и допусках
на размеры. Эти необходимые при профессиональной подготовке
знания, повторяясь в каждом классе во все более расширенной
интерпретации, отражают проходящую красной нитью через все
обучение дидактическую трактовку принципа «от простого к сложному». Одновременно нужно подчеркнуть, что преемственные связи
в трудовом обучении обеспечивают определенный логический по
рядок в усвоении системы знаний, умений и навыков на различных ступенях обучения учащихся различных возрастных групп.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем проявляется преемственность трудового обучения в школе?
2. С какой целью осуществляются межпредметные связи в учебном процессе?
3. Покажите на примере возможности в и утри предметных и межпредметных связей, заложенные в программе «Технология».
4. Перечислите дидактические приемы, которые могут быть использованы для межпредметных связей.
5. Приведите пример переноса знаний из других предметов школьного
курса в «Технологию».
6. Приведите пример, когда вопросами программы «Технология» можно
подтвердить научные законы, изучаемые на других уроках.
7. Как проявляется преемственность при формировании у школьников графической грамотности?
8. Какие дидактические задачи решаются при осуществлении межпредметных связей?
9. Покажите на конкретной теме программы «Технология» (по собственному выбору), как увязать материал с основами знаний по другим
дисциплинам школьного курса.
ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПРОГРАММЫ И КОНЦЕПЦИИ КУРСА
В принятой ныне Концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик выпускника школы, предусмотрены принципиальные пути и способы формирования таких параметров. В том числе — зависящие в значительной степени от региональных, национальных и местных условий и особенностей. В действующей программе «Технология» также есть оговорки, позволяющие рассматривать ее вариативно.
Таким образом, для достижения установочных целей технологического образования каждая школа или группа школ имеет возможность самостоятельно формировать, варьировать его содержание и структуру с учетом региональных и местных условий, существующих традиций.
Однако такая демократизация учебного процесса должна все же согласовываться с образовательным стандартом. Предполагая широкую интерпретацию подходов к формированию, Концепция технологического образования утверждает: основные, принципиальные качества выпускника школы должны обеспечиваться при любых принимаемых к реализации учебных планах, программах, схемах и методах технологического образования.
Система преемственности м/д детским садом и школой в вопросах трудового воспитания(из опыта работы).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система преемственности м/д детским садом и школой в вопросах трудового воспитания(из опыта работы).
Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ в основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы ДОУ с примерными основными образовательными программами начального общего образования.
-уровень дошкольного образования – задача стандарта: «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»; целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда …»
-уровень начального общего образования – среди перечня личностных результатов освоения основной образовательной программы: «…наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям»
Приведенные выше фрагменты основных документов образования, прежде всего, фиксируют сам факт признания направления трудового воспитания как актуального, важного и декларируют его обязательность. При анализе и сравнении стандартов заметны усложнение и емкостный прирост содержания, технологий и форм трудового воспитания, определяемы линии преемственности при переходе от одного этапа образования к другому. Системно-деятельностный подход как методологическая основа стандарта, став всеобщим, дает шанс ренессансу трудового воспитания.
Мы осознаем, что без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся, а также реализовать способности и склонности каждого ребенка.
Преемственность образовательного процесса может осуществляться в различных видах:
1.Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
2.Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения «сквозных» линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы.
3.Психологическая – совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.
4.Административная – хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав. Локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, базы данных на детей и сотрудников.
5.Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
6.Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования.
Методическая работа наших педагогов по реализации поставленной задачи велась в нескольких направлениях:
— работа методических объединений – система открытых уроков по проблеме использованиясовременных образовательных технологий, выступления учителей по зпаявленной теме, проведение теметических заседаний МО, обобщение и систематизация заявленного опыта,
-Работа методического совета школы- тематическике заседания, проведение внутришкольных семинаров, консультаций, «круглых столов»,
-Работа администрации школы – проведение единой методической недели по проблеме «использование современных образовательных технологий», обобщение и популиризация опыта педагогов.
Обратите внимание на отличия в организации трудового воспитания детей в ДОУ и учеников первого класса:
Виды труда дошкольников:
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.).
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной труд – Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Нет как такового целостного занятия Труд, 1 раз в 2 недели есть совместная деятельность со взрослым.
В начальной школе ребята начинают знакомиться с предметом Технология:
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 час в неделю.
приоритет воспитания в образовательном процессе;
личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Основные содержательные линии «Технологии 1» определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
Давайте познакомимся (3ч),
Человек и земля (21ч),
Человек и воздух (3ч),
Человек и информация (3ч).
Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.
По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):
Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока.
Подготовка к выполнению трудового задания.
Организация и подготовка рабочего места.
Выполнение трудового задания.
Подведение итогов урока.
Вы видите значительное отличие в системе построения программ, вот поэтому вопрос преемственности нами расценивается как один из самых важных при переходе детей их ДОУ в школу.
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребенка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Педагогами нашей школы и воспитателями ЦРР в ходе совместной работу был сделан вывод: Практическим обеспечением преемственных связей может стать создание системы технологической преемственности.
Под технологической преемственностью понимается единство технологических подходов, приемов и методов. В своей работе мы стараемся максимально реализовать этот подход.
Технологическая преемственность обеспечена нами отбором общих средств обучения, подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе д/с и начальном звене, при этом обучение дошкольников осуществляется на основе специфицеских для этого возраста видов деятельности: отказ в детском саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, различными видами предметно-практической деятельности, т.е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов, приёмов дошкольного воспитания.
Рассмотрим пример организации технологической преемственности в трудовом воспитании между начальной школой и ЦРР «Ножовский д/с».
Методические приемы д\с:
Игровые (игровая ситуация «научим Хрюшу умываться», игровое упражнение «помоги Незнайке», сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Угадайте что я делаю, накроем стол для кукол»)
Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, советы и указания, беседы, чтение художестввенной литературы)
Наглядные (рассматривание предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых), схемы, модели, технологические карты, наблюдение за трудом взрослого, показ приемов работы.
Практические (совместное выполнение действий с ребенком, самостоятельная трудовая деятельность детей-выполнение трудового процесса по этапам,
Педагоги начальной школы, особенно в 1 классе, берут за основу данные методы, но постепенно увеличивают часть самостоятельности детей, добавляют более сложные методы обучения: инструктаж (Под инструктажем как метод обучения понимается объяснение способов трудовых действий, на корректировку практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и оценку работы учащихся.)
проблемно – поисковый метод, выполнение творческих работ, конструирование ( Под конструированием следует понимать процесс создания учащимися технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для них проектов и расчетов. В начальных классах обычно осуществляется два вида конструирования: идеальное (мысленное) и предметное (практическое). Наибольшую педагогическую ценность имеет конструирование, включающее в себя оба вида, т.е. когда мысленный образ предмета реализуется в законченное изделие),
проектный метод (Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Ученые выделяют несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
— исследовательские (выбирать лучшее решение);
— социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
— оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
— информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
— презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
— рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Поскольку проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели, применение этого метода на уроках «Технологии» имеет особое значение. Использование метода проекта на уроках «Технологии» позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Компьютер гармонично дополняет и значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к формированию познавательной активности учащихся на уроках технологии.
Электронные учебники обладают рядом преимуществ, связанных с новыми информационными технологиями:
— использование средств мультимедиа, позволяющих обрабатывать не только числовую и текстовую информацию, но и звуковую, графическую, видео. Человек на 90% воспринимает информацию через зрение и слух.
Переход на новые стандарты – это, прежде всего, ориентация на достижения не только предметных образовательных результатов, но и овладение детьми универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность на всех этапах дальнейшего образования.
Но несмотря на это мы благодарны педагогам детского сада, за терпение и внимание к нам. Мы начали работать по ФГОС раньше, столкнулись с новыми требованиями в обучении и педагоги д\с не стояли в стороне, не ждали введения ФГТ. А перестраивались вместе с нами, совместно обсуждали пути развития.
Работа по осуществлению технологической преемственности приносит свои первые результаты:
Выпускники д/с (те дети, которые регулярно посещают Д\С), успешно адаптируются к условиям школьного обучения, успешны в образовательном процессе, по итогам психологических наблюдений у них не выявлены признаки дезадаптации.
Наша работа по решению проблемы осуществления технологической преемственности будет продолжена.
Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации к трудовому обучению у учащихся С(к)ОУ VIII вида
В соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (1989) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе, и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивая воспитание, развитие, образование, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья детей в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ОВЗ, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью, с возникновением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании, т.е. произошли значительные перемены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ОВЗ, изменились взгляды на возможности их умственного и социального развития.
Одним из условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия учителя с ребенком в соответствии с мотивами и потребностями возраста. Задача учителя создать условия для развития у ребенка познавательной направленности на функциональные свойства объектов («Что с ним можно делать? В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия на основе совместной с ребенком деятельности. Значимым при взаимодействии на этом этапе является удовлетворение потребностей ребенка, в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я».
В целом взаимодействие учителя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности).
Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Но качество достижения в выполнении деятельности зависит не только от эффективности и силы мотивации, но и от индивидуальной способности к выполнению этой деятельности, т. е. личность характеризуется не только тем, чего она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может.
Профессор П. И. Третьяков выделяет следующие методы мотивации
Эмоциональные: поощрение, порицание, деловая игра, образные представлении, ситуация успеха, положительная оценка. Положение значимости личности, выбор цели.
Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».
Волевые методы мотивации: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной, авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.
А теперь остановимся на проблемах мотивации деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. Этот вопрос имеет важное значение для практики нашей школы. В силу общего психического развития, ограниченности потребностей и интересов школьники нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. Нашим детям характерна короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более отдалёнными задачами. А дети с ОВЗ руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. При встрече с препятствиями, трудностями, наши дети не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов в обучении и воспитании детей с ОВЗ необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни был узок уровень общего развития детей с ОВЗ, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.
На уроках педагоги создают атмосферу деловой целеустремленности, формирует устойчивый интерес и желание выполнять работу. Однако при грамотной работе невозможно избежать трудностей, которые дети испытывают в измерительных операциях, многие выполняют задание с помощью учителя. Это еще раз доказывает необходимость активизации познавательной деятельности, творческого применения специальных технологий, межпредметных связей.
Вопрос реализации межпредметных связей на уроках трудового обучения, в настоящее время актуален т.к создаёт условия формирования единой системы знаний и умений учащихся. При этом каждый предмет остается самостоятельным. Межпредметные связи позволяют координировать связи между предметами, а четкая логика и последовательность в познании естественных процессов может быть обеспечена междисциплинарными подходами.
Межпредметная связь, например, математики и трудового обучения помогает применять знания математики в практической деятельности на уроках труда.
Можно утверждать, что знания и умения, которые учащиеся приобретают при изучении одних предметов, используют при изучении других предметов, и дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Поэтому на уроках трудового обучения больше изделий можно делать для школы, для украшения кабинетов или для использования в быту. Ведь дети тогда будут чувствовать важность и необходимость своего труда. Уверенность учащихся в том, что их труд будет необходим в повседневной жизни, очень важна для формирования личностных качеств детей и для их мотивации в процессе трудового обучения. На уроках швейного дела девочек можно привлечь к пошиву костюмов для танцев, штор для кабинетов. На уроках слесарного дела учащиеся под руководством учителя могут производить ремонт мебели, швабр, изготовление крючков для плакатов и т. д. Поэтому основная нагрузка по усвоению учащимися материала ложится на учителя на уроке. Каждому учителю должен быть известен объем и содержание знаний и умений по предметам, должны максимально использоваться межпредметные связи, взаимопосещение уроков и внеклассных занятий.
Я, считаю, мы должны дать детям доступное, полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма. Мы сможем осуществлять мотивацию учебной деятельности, если сами будем иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры. Без этого работать в современной школе будет невозможно. Надо всегда помнить, что, даже изучив педагогическую и методическую литературу, нельзя получить готовое решение педагогической задачи, поэтому необходим творческий подход к педагогическому процессу.
Необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять современные технологии обучения, в том числе, использовать межпредметные связи на уроках.
Список литературы:
В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения, М.: Просвещение, 1989.
Ю. К. Бабанский. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г.
В. С. Кукушин. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
В. А. Орехова. Педагогика в вопросах и ответах // учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
В. В. Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М: Школа-Пресс, 1994.
С. Ф. Трифонов. На уроках труда. М: ГУ-ПИМПРСФСР,1963 г.
А.П. Капустин. Педагогические технологии адаптационной школы.–М: Высшее образование. 2001г.
Л.С. Выготский. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
П.С. Жедек. Использование методов развивающего обучения на уроках технологии // учебно-методическое пособие для учителей // Томск: Пеленг, 1992 г.
М. С. Певзнер. Дети олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1959
Н.М.Назарова. Специальная педагогика. М.,2000
А.Р. Маллер. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.:Просвещение, 1990.
Б.И. Пинский. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог. школы. М.:Педагогика, 1985