какова роль преподавателя при использовании метода flex обучения
Доклад на тему Использование Кейс-метода в образовательном процессе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в образовательном процессе
Метод кейсов начинает внедряться в практику обучения студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также в школьную практику. Однако педагоги пока недостаточно четко осознают сущность и дидактические возможности данного метода. Это связано с тем, что в литературе существуют различные подходы к толкованию метода, а рекомендаций по его применению и конкретных методических разработок недостаточно.
Непосредственная цель кейс-метода – совместными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение; завершение процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях.
Рассмотрим сущность данного метода и приведем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:
кейс – это описание реальной ситуации, случая;
кейс – это «кусочек» реальной жизни;
кейс – это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию решения;
кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.
В данных определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.
Ситуация (от фр. situation – «положение, обстановка») – это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, требующих конкретного разрешения с учетом множественности выходов из создавшегося положения.
Анализ ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и оперативного разрешения.
Таким образом, кейс-технологию можно рассматривать как совокупность действий по созданию кейсов и их использованию в образовательном процессе, гарантированно обеспечивающую достижение запланированных результатов обучения.
Для того чтобы учебный процесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: тщательно разработанный кейс и правильная методика его использования в учебном процессе.
Идеи кейс-метода достаточно просты:
1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
С этих позиций кейс-метод может быть использован в обучении школьников технологии, так как технологические решения многих производственных проблем многовариантны.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовыми знаниями, а на их поиск, на сотворчество обучающегося и учителя.
3. Результатом применения метода являются знания, умения и навыки, опыт деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения и миропонимания.
4. Технология заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей (или возможной) в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые нужно усвоить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли модератора процесса сотворчества.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
– содержать четкие дидактические цели, соответствующие особенностям обучающихся;
– содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достоверными, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;
– не устаревать слишком быстро;
– развивать аналитическое мышление;
Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый из участников или группа предлагают варианты разрешения ситуации, исходя из имеющихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вариантов решения, происходят обсуждение и поиск оптимального варианта.
Кейс-метод принадлежит к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:
– использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
– развитие навыков работы в команде;
– отработка коммуникативных навыков (умения слушать, вести диалог, задавать вопросы, аргументировать собственную точку зрения, презентации и т.д.).
Кейсы можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на тех системах классификации кейсов, которые наиболее интересны для обучения технологии.
Исходя из целей и задач процесса обучения, выделяют кейсы:
– обучающие анализу и оценке;
– обучающие решению проблем и принятию решений;
– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
По наличию сюжета различают сюжетный кейс, бессюжетный кейс.
По способу представления материала: рассказ, эссе, аналитическая записка, журналистское расследование, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов.
По типу методической части: вопросный кейс, кейс-задание.
По объему: краткий (мини), средних размеров, объемный кейсы.
По степени воздействия их основных источников:
– практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
– обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
– научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию, создать «действующую модель» ситуации.
Источниками формирования кейсов могут быть:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи или определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты текстов из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
2. Информация производственного, экономического, социального характера, связанная с проблемами местного социума.
3. Статистические материалы, которые могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации или выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
4. Научная литература: статьи, монографии, научные отчеты.
5. Интернет-ресурсы. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Рассмотрим основные этапы создания кейсов:
1. Формулировка дидактических целей кейса, выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки обучающихся.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Построение или выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.
5. Выбор жанра кейса.
6. Написание текста кейса.
7. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка.
8. Внедрение кейса в практику обучения, его публикация.
9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Основные требования к кейсу:
– должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
– содержать проблему и пояснительную записку, в которой предлагаются конкретные рекомендации по разбору ситуации, излагаются авторский разбор ситуации, ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий;
– демонстрировать положительные и отрицательные стороны проблемы;
– соответствовать потребностям контингента обучающихся;
– содержать оптимальное количество информации;
– текст кейса не должен подсказывать ни одного варианта решения поставленной проблемы.
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, в котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.
Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.
Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.
Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:
1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2. Выделение основных проблем, факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
5. Решение кейса-предложения одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указания на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Ознакомление обучающихся с текстом кейса и анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения как самостоятельная работа. Обучающиеся определяют ключевые проблемы кейса, его главных действующих лиц, отбирают факты и понятия, необходимые для анализа, определяют трудности, которые могут возникнуть при решении задачи. Далее определяется метод исследования.
Работу обучающихся можно оценивать по следующим показателям:
1. Аргументированность и обоснованность выступления.
2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.
4. Демонстрация умения логически мыслить.
5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.
7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.
8. Активное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов.
9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающегося по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.
Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания преподавателем, что требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом.
В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.
Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетентности педагогов. Изучение данного метода и внедрение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.
Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА [Текст] / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-метод, пособие. – М., 2007. – 104 с.
Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество [Текст] / Н. Логунова // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 108-110.
Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] /А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
Федянин, Н., Давиденко, В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52-55.
Использование кейс–технологий в учебном процессе (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение, объединение) — сочетание или слияние несовместимых и несопоставимых образов мышления и взглядов. Обозначает согласованность и единство (синкретический).
Какие действия осуществляют преподаватель и студент на этапах организации кейса? В таблице 1 рассмотрены основные действия преподавателя и студента по решению кейса на различных фазах работы.
Действия преподавателя и студента на этапах организации кейса
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.
3. Разрабатывает сценарий занятия.
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2. Индивидуально готовится к занятию.
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3. Принимает или участвует в принятии решений.
1. Оценивает работу студентов.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
В процессе обучения и развития студентов, с применением кейс-метода, преподаватель выполняет шесть функций.
1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний, как по преподаваемой дисциплине, так и знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы.
2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей, программы, планов, методических систем и технологий преподавания курса. Конструктивная деятельность заставляет последовательно и рационально строить занятия, побуждает мыслить творчески, создавая специфические разновидности проектов, которыми выступают разработанные методы, приемы и технологии обучения.
3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий. Преподаватель каждый раз по-новому осуществляет конструирование занятия, учитывая особенности аудитории, состояние своей подготовки и т. п.
4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса. Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, объединив их вокруг анализируемой проблемы.
5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности студента, его общую и профессиональную социализацию.
Повышение эффективности деятельности преподавателя связано с воплощением ряда специальных принципов, свойственных только преподавателю, практикующему в своей деятельности кейс-метод.
Принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, её принципами, приемами и методами. Профессиональной потребностью преподавателя-кейсолога является постоянное изучение методики и дидактики, целенаправленное их использование в учебном процессе.
Принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в процессе обучающей деятельности, на коллективном обсуждении ситуаций, взаимодействии.
Принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания знаний» к организации процесса их добывания. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного «держателя» научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.
Принцип впитывания достижений педагогической и психологической науки, опыта, накопленного коллегами. Психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя-кейсолога от преподавателей, использующих классические методы обучения.
Принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт. При этом кейс-обучение значительно расширяет пространство творчества, которое охватывает творческую деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектировании процесса обучения, совершенствовании технологии его преподавания, вовлечении в творчество студентов, в усилении роли творческой импровизации в ходе обучения и т. п.
Принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, а также возможных результатов обучения. Если преподаватель-традиционалист практически не задумывается о результатах своего обучения, либо сводит их к оценке, которая отражает в значительной мере лишь знания, то преподаватель-кейсолог планирует результат с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
Сценарий организации занятий
Рис.1.1. Стадия организации работы над кейсом
Рис. 1.2. Рабочая стадия работы над кейсом
Рис.1.3. Завершающая стадия работы над кейсом
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ КЕЙСОВ
Дидактические требования к кейсу
— Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными жизненными ситуациями студентов.
— Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
— Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
— Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов.
— Кейс должен допускать различные варианты решения
Можно выделить 5 этапов создание нового кейса
— Поиск источника кейса.
— Сбор данных для кейса.
— Макетирование содержания кейса.
— Апробация кейса в аудитории.
— Жизненный цикл кейса (прохождение трех стадий освоение нового – зрелость – стандартизация; создание кейса начинается со стратегии, ею же и заканчивается; у жизненных циклов имеют позволяют рассматривать проблемы и перспективы).
При подготовке кейсов необходимо выдержать основные требования к кейсу
— Комплектность – содержать полную информацию по теме или предметному модулю, комплектация зависит от темы и требований к ЗУН стандарта.
— Практическая направленность – должен иметь четкую связь теоретического материала с практической деятельностью, иметь реальные задания из реальной практической деятельности.
— Реальность – кейс должен содержать задания связанные с реально решаемыми задачами и проблемами, давать возможность прийти к решению проблемы независимо от уровня способностей.
— Универсальность – должны содержать полную и достоверную информацию для использования в любой области деятельности и практической направленности.
Основные методические варианты составления кейсов
— Анализ скрытых проблем (с помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и сравниваются с действительностью).
— Проблемы ясно названы (с помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты решений, при этом возможно сравнение с действительностью)
— Информация предоставляется с пробелами (в центре внимания находится самостоятельное получение информации).
— Проблемы называются и предоставляются готовые решения (задача студентов в ознакомлении с путями принятия решения на практике, в критической оценке принятых решений и по-возможности разработке альтернативных).
«Каковы характеристики успешного кейса?»
— Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой.
— Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
— Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, студенты воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи.
— Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
— Хороший кейс включает цитаты из источников в самой компании. Цитаты из материалов компании (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные), добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят.
— Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию).
— Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т. п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.
— Хороший кейс прививает навыки менеджмента. Некоторые кейсы документируют процесс управления бизнесом, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец реальной жизни.
Правила создания кейса предполагают следующее
1. Составляется схема кейса:
— обозначается действие и действующие лица, при этом можно дать их описание – например, действующее лицо такое-то, у него такие-то достоинства, такие-то недостатки;
— описывается ситуация (симптомы). Это можно сделать традиционно, а можно и с помощью диалога между действующими лицами;
— указываются элементы среды, например, описываются предприятие и внешние окружающие факторы.
2. Определяется методическая цель кейса
Методической целью кейса может быть и иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация, и их совмещение. Но в любом случае цель должна быть весомой, чтобы работа над кейсом заинтересовала студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, описанной в кейсе, конфликт, может быть, даже драматичность, которые требуют принятия быстрых решений.
Замысел кейса должен быть понятен обучающемуся. Кейс должен быть написан простым четким языком, он не должен содержать много терминов, понятных лишь специалистам. Если же такие термины есть, то в кейсе должны быть предусмотрены пояснения. Если кейс составлен с описанием каких-то действующих лиц, их характеров, то важно, чтобы среди них был кто-то, на чье место студенты хотели бы себя поставить, потому что в ряде случаев именно в поведении или в характере действующего лица, или в сочетании того и другого, может крыться причина возникновения конфликта. При написании кейса нужно стараться избегать «ловушек», т. е. не следует вводить лишнюю, ненужную информацию. Не нужно давать и много мелких деталей. Ситуация должна быть самодостаточной. Кейсы не должны быть слишком большими, так как работать над объемным кейсом очень утомительно. Объемные кейсы больше подходят для итоговых занятий, а для текущих лучше использовать небольшие. Практика показывает, что максимальный объем кейса не должен превышать 30 страниц.
При решении кейса студент не только использует полученные знания, но и проявляет свои личностные качества, в частности, умение работать в группе, а также демонстрирует уровень понимания ситуации. Причем нередко ситуация, изложенная в кейсе, на первый взгляд, кажется весьма далекой оттого, что студент изучал в теоретическом курсе. Кейсовый метод помогает приобрести опыт решения практических ситуаций. Но разные аудитории подходят к решению кейсов по-разному.
3. Особенности работы с разными аудиториями при использовании кейс-метода
При использовании кейс-метода необходимо учитывать состав аудитории: либо это студенты, не имеющие практического опыта, но владеющие теорией, либо это практики, которые хуже владеют теорией или в ряде случаев вообще ею не владеют, но зато имеют практический опыт. Разница между ними заключается в восприятии ситуации, качестве концептуализации ситуаций, а также в уровне и качестве принятия решения.
4. Организационные правила работы над кейсом в группе
Активность работы каждого обучающегося зависит от многих факторов, основными из которых являются: число и качественный состав участников, организационная структура подгруппы, ее размещение, общая организация работы с кейсом, организация обсуждения результатов, подведение итогов.
Состав группы должен быть однородным, т. е. у обучающихся должен быть примерно одинаковый уровень знаний.
Группа разбивается на отдельные подгруппы. Формирование подгрупп студенты осуществляют самостоятельно, на добровольной основе. В состав подгруппы должно входить от 4-х до 6-ти человек. Предпочтение отдается четному числу участников. Очень важно, чтобы работа каждой подгруппы была правильно организована, поэтому каждая подгруппа должна выбрать ответственного лица, который бы координировал ее работу, и секретаря, который бы фиксировал результаты работы.
Работать над кейсом в жестких рамках, в условиях строгой дисциплины нельзя, так как во многом это процесс творческий. Преподаватель должен дать студентам определенную свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами – студенты имеют право на то, чтобы посмеяться, даже поговорить на другие темы, но это не должно идти в ущерб работе в целом. Время на такой отдых не должно превышать 30% от времени, отведенного на всю работу подгруппы. Преподаватель должен лишь координировать работу студентов. В каждой подгруппе нужно создавать условия самодисциплины и самоорганизации. Одна из задач преподавателя заключается в обучении студентов культуре общения и ведения дискуссии. Студенты должны научиться работать коллегиально. Работа над кейсом учит их работать в коллективе, принимать коллективные решения. Приобщаясь к такой работе, люди часто меняются по характеру. Кто-то становится более доверчивым, кто-то более уверенным в себе, кто-то, напротив, менее категоричным и начинает прислушиваться к мнению других и т. д. Все это помогает им в дальнейшей работе.
Немаловажное значение имеет правильное размещение студентов в подгруппе. Оно должно быть таким, чтобы у каждого обучающегося был потенциальный собеседник. Поэтому студентов лучше всего усаживать попарно друг против друга (в идеале – за круглым столом). Подгруппы не должны мешать друг другу, поэтому должны располагаться по возможности на каком-то расстоянии.
Правильное размещение облегчает совместную работу и позволяет руководителю подгруппы лучше координировать ее действия.
Роль преподавателя при проведении занятия
Работа группы с кейсом делится на несколько этапов:
— представление кейса преподавателем;
— индивидуальное изучение кейса каждым членом группы;
— разработка вариантов индивидуальных решений;
— обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе
— подготовка к обсуждению и дискуссия;.
Роль преподавателя при использовании кейс-метода существенно отличается от традиционной. Преподаватель как бы передает свои полномочия студентам, его руководящая роль сводится к минимуму. Преподаватель должен удерживаться от соблазна предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий студентов в ходе работы над кейсом. Вмешательство преподавателя в работу студентов должно быть резко ограничено, оно сводится лишь к регулирующей функции. Разногласия в подгруппах неизбежны, и в этом случае студенты обращаются к преподавателю, они требуют от него жесткости, требуют дополнительной информации, требуют разрешить неизбежно возникающие при обсуждении противоречия, поскольку их мнения часто расходятся. И здесь возникает прямая опасность идти у студентов на поводу. Но кейсовая методика предполагает, что вмешательство преподавателя должно быть сведено к минимуму. Преподавателю в основном отводится роль наблюдателя. Если преподаватель не помогает, то студенты начинают активнее работать самостоятельно. Возникающие в подгруппе противоречия, обучающиеся должны разрешить самостоятельно. Преподаватель может вмешаться лишь, в крайнем случае. Учитывая, что студенты зачастую предпочитают давать решение сразу, не прибегая к анализу, преподаватель в самом начале занятия должен настроить студентов на то, что ситуация, изложенная в кейсе, непростая и требует аналитического подхода. Мнение обучающихся может быть субъективным, а решение, даваемое бездоказательно, может привести к ненужным спорам и конфликтным ситуациям.
В отведенный период времени каждая подгруппа должна подготовиться к общему обсуждению, т. е. к концептуальному представлению своего варианта решения задачи. Лучше, если решение будет представлено на доске. После этого остальные подгруппы высказывают свою, обязательно аргументированную, точку зрения относительно предлагаемого решения и вносят соответствующие предложения. Во время общего обсуждения роль преподавателя должна оставаться скрытой, незаметной. Преподаватель выполняет здесь лишь две функции: регулирующую и корректирующую ситуацию, то есть если обсуждение проходит неинтересно, нужно уметь направить его в нужное русло, в случае необходимости – уметь снять напряжение в группе и т. д. И лишь после общего обсуждения преподаватель возвращается к традиционной роли и подводит итоги занятия. Для этого сначала следует вернуться к теоретическому материалу и напомнить его студентам, т. е. нужно указать название темы или раздела, которые были закреплены с помощью данного кейса. Далее, если кейс построен на реальных фактах, следует сказать, что было предпринято в реальной ситуации, указав при этом, что решения, принимаемые в практической ситуации, не всегда бывают наиболее оптимальными. Студентов обязательно нужно воодушевить, даже если они предложили менее рациональные пути решения. Ни в коем случае нельзя перечеркивать работу студентов, говорить, что они ничего не поняли, что работали плохо. Это может вообще отбить у них охоту к решению кейсов.
В решениях, представленных студентами, необходимо отметить сильные и слабые стороны. Причем по кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы.
В отличие от других видов семинарских и практических занятий при использовании кейс-метода нельзя выставлять оценки по балльной системе – достаточно отметить степень участия студентов в работе. Для выявления уровня подготовленности каждого обучающегося дополнительно к кейсу можно использовать метод тестирования по завершении изучения каждого раздела или всего курса.
Ход работы по кейс-методу:
1.Понимание конкретной проблемной ситуации и ситуации принятия решения