какова высота петропавловского собора
Какова высота петропавловского собора
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Адрес | Петропавловская крепость |
Статус | построено в период 1712-1733 гг. |
Назначение | храмы и церкви, памятник архитектуры |
Высота | 122 м |
Одним из наиболее выдающихся памятников первого периода строительства города на Неве стал огромный каменный собор, заложенный в мае 1712 года в центре крепости на месте разобранной деревянной церкви. Двадцать один год шло его строительство, возглавляемое Доменико Трезини. В 1733 году храм был окончен и освящен во имя апостолов Петра и Павла. Прямоугольный в плане собор разделен внутри массивными пилонами на три нефа, что сближает его с европейскими культовыми зданиями базиликального типа. В объемно-пространственной композиции главенствующее положение занимает прекрасная по силуэту колокольня над западным входом. Ее форма напоминает о широко распространенном на Руси приеме ярусного расположения постепенно уменьшающихся объемов, который, однако, получил в этой постройке иную трактовку. Вместо типичных для русских церквей шатровых завершений здесь — высокий золоченый шпиль. Пронизанная стремительным движением вверх, колокольня легко взлетает над крепостью. Установленный на конце шпиля флюгер в виде парящего ангела и размещенные в верхнем ярусе часы с курантами придали постройке подчеркнуто светский характер, что было свойственно всему искусству петровского времени. Колокольня воспринималась, скорее, как смотровая вышка крепости, как главный высотный ориентир молодого города. Недаром Петр требовал ускорить ее строительство, и, несмотря на огромные технические трудности, колокольню, имевшую высоту 106 метров, окончили на десять лет раньше собора, в 1723 году.
Колокольня Петропавловского собора и поныне занимает видное место в панораме Ленинграда. Однако в наши дни это сооружение выглядит несколько иначе, чем в начале XVIII столетия. В 1756 году молния попала в шпиль, он загорелся и рухнул, повредив крышу храма. Через десять лет колокольню восстановили «точно так, какова прежняя была». В 1830 году кровельщик П. Телушкин совершил чудо: без лесов, с помощью одной веревки он поднялся на вершину шпиля, чтобы укрепить поврежденный флюгер. В 1857—1858 годах шпиль перестроили по проекту архитектора К. А. Тона, заменив обветшавшие деревянные конструкции металлическими, системы инженера Д. И. Журавского. В результате перестройки высота шпиля увеличилась и составляет теперь 122,5 метра.
Рядом с колокольней основной объем собора, над алтарной частью которого на высоком барабане возвышается купол, кажется не таким уж большим. Раньше фасады здания были выкрашены в синий цвет, и на этом фоне контрастно выделялись белые пилястры, карнизы, оконные наличники и другие детали декора. Позднее стены собора обрели однотонную окраску, что значительно снизило силу художественного воздействия архитектурной композиции.
Интерьер Петропавловского собора — просторный, залитый светом — необычен для русских храмов. Исполненные на холсте видными живописцами первой трети XVIII века А. Матвеевым, И. Вельским, Г. Гзелем и другими панно на евангельские сюжеты размещены над окнами. Расписаны только своды перекрытия. Великолепный резной иконостас выполнен не в традиционной форме декоративной стенки с ярусным расположением икон, а напоминает триумфальную арку. Сходство это не случайно: современники воспринимали яркий, с богатой пластикой иконостас собора как своеобразный памятник победы России над шведами.
Автором этого уникального произведения был разносторонне одаренный московский зодчий И.П. Зарудный. С 1722 по 1727 год под его руководством над созданием иконостаса трудилось около сорока искусных резчиков, столяров и позолотчиков. Виртуозно выполненная композиция свидетельствует о свободном владении мастерами всем богатством барочной орнаментики, сочетающейся с традиционным древнерусским узорочьем. Под сводами собора в 1725 году был погребен Петр I, и с этого времени храм стал царской усыпальницей. В 1896—1908 годах рядом с ним архитектор Л.Н. Бенуа по эскизному проекту Д.И. Гримма возвел перекрытое куполом здание, предназначенное для захоронения членов царской семьи.
© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.
Петропавловский собор
По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра. Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом. Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг. Колокольня, помимо всего прочего, является ориентиром в городе. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.
Шпиль и ангел Петропавловской крепости
Ответ: Вместе с Ангелом 46 м, без Ангела – 40 м.
Благодаря этому шпилю Петропавловский собор долгое время считался самым высоким храмом в России – целых 122,5 метров, настоящий небоскреб! Шпиль установили на куполе храма в 1723 году. Из-за этого Петропавловский собор приобрел ни на что не похожий вид. Он похож на пронзающую небо иглу. Но первый шпиль был деревянным.
На стометровой высоте находится так называемое «яблоко». А над ним установили крест с фигурой Ангела. Автором скульптуры был Р. Залеман. Этот символ Петербурга – удивительный флюгер, который вращается вокруг стержня в самой фигуре. Высота Ангела – 3,2 метра, а размах его крыльев – почти 4 м.
История шпиля
Из-за сильных ветров и бурь шпиль несколько раз страдал – в 1756, 1777 и 1829 годах. Особенно пострадала фигура Ангела. Пришлось возводить леса и даже делать нового Ангела с крестом. А после бури 19 века простой кровельщик Петр Телушкин отремонтировал шпиль и ангела осенью 1830 года, поднявшись туда просто на веревках! В награду император разрешил ему пить бесплатно в любом трактире России.
В 50-е годы 19 века соорудили уже металлический шпиль, который позолотили. Кстати, на покрытие его драгоценным металлом пошло 8 килограмм настоящего золота высокой пробы. Золочение фигуры Ангела проводилось химиками под руководством академика Г. Струве.
Башня
На башню, ведущую к шпилю, можно подняться во время экскурсии. Она тоже очень интересная. С высоты 16 м начинается шахта часового механизма, ведущая вверх на 30 м. Раньше в этой шахте поднимались и опускались гири, и часы таким образом заводились.
Карильон
Выше шахты находится уникальный карильон. О нем стоит рассказать отдельно. В Западной Европе, особенно на севере – Бельгия, Голландия, север Франции – есть очень интересная архитектурная штука, карильоны. Это колокольни со множеством небольших колоколов. Только они украшают не церкви, а светские здания, в основном, ратуши. Так мэры и городские советы подчеркивали свою значимость.
И чем больше было колоколов на карильоне, чем больше мелодий они могли играть, тем «круче» считался город. В свое время Петр I, который был в Голландии, увлекся этой модой. Он купил первый карильон за баснословные деньги и установил его в Петропавловском соборе.
Но однажды ночью, во время бури 1756 года, в него ударила молния и полностью сожгла. Через 20 лет там установили новый карильон, которому повезло больше. Но в середине 19 века его разобрали из-за ветхости. Только в 1991 году, бельгийцы сделали новый карильон и подарили его Петербургу. Этот карильон состоит из 51 колокола, и на нем можно сыграть любую мелодию – от классики до джаза.
Колокольня
Карильон представляет собой одну из достопримечательностей башни Петропавловского собора. Выше, на высоте 42 метров, находится русская звонница, которая звучит только перезвоном. Там находится 27 колоколов, но их можно слышать только во время службы. Они были отлиты в 1905 году, а самый большой из них весит 5 тонн. Его поднимали на шпиль с помощью сложной системы веревок. Поэтому сейчас в башне Петропавловского собора находится уникальное собрание из 130 колоколов, как старинных, так и современных.
Часы-куранты
Экскурсантов водят только до уровня колокольни. А выше можно попасть, только получив особый пропуск. Там находятся знаменитые часы-куранты собора. Они очень сложные, и их можно смело назвать компьютером 18 века. Детали для них сделал в Голландии мастер Оорт Красс в 1760 году, а собрали уже в Питере. Интересно, что часы тогда не имели стрелки, а время обозначалось при помощи разных мелодий, которая менялась каждые 15 минут. Мелодии же исполнялись благодаря карильону.
В 50-е годы 20 века часы отреставрировали в Москве, деревянные детали заменили металлическими, и тогда же появилась на циферблате часовая стрелка. На них также установили электрические моторы. Правда, теперь мелодий стало меньше. Колокола, играющие музыку, висят на верхней площадке шпиля, на высоте 62 метров. Правда, теперь они играют только две мелодии – ежечасно «Коль славен Господь наш в Сионе» и в 6 и 12 «Боже царя храни».
Шпиль
Кирпичная башня заканчивается на высоте 72 метров, в помещении с окнами интересной формы. Из-за него оно носит название Фонарик. Туда ведет винтовая лестница. Дальше уже высится металлический шпиль, весом в 86 тонн. Но стержни, которые его поддерживают, чтобы он не упал, начинаются уже от уровня часов.
Винтовая лестница продолжается и внутри металлического шпиля до высоты 92 метров. А еще 8 метров идет прямая лестница, потому что шпиль становится слишком узким. Выше ста метров находится площадка и люк, откуда можно выбраться к Ангелу. На такой высоте шпиль уже раскачивается, но он рассчитан на порывы очень сильного ветра, так что можно не переживать.
Музеи Петропавловской Крепости
Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.
Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.
Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.
Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.
А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.
Музей истории денег
Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.
В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.
В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.
На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.
Музей космонавтики спб петропавловская крепость
Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.
Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты. Это железный метеорит, очень тяжелый.
А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.
Музей керамики
Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.
В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.
Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.
Бастионы Петропавловской Крепости
Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.
Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.
Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.
Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.
Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.
В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.
В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.
Нарышкин бастион
Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.
Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.
Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира.
Петропавловский собор
«Жемчужина» Петра I и визитка Северной столицы – Петропавловский собор СПб
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
«Барокко Петра»
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
В духе нового времени
Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.
Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.
Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны. Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Усыпальница для императорского рода Романовых
Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.
В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).
Влияние исторических перемен и веяния времён
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.
Фестиваль света в Берлине
История корейского театра
ТОП-11 зимних спектаклей
Саудовская Аравия заинтересовалась русской культурой
Лауреаты «Золотой маски-2018»
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 2300 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2300 ₽ Е
Мирей Матье
- 05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Алексей Брянцев
- 06 марта 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Лолита
- 16 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Остров сокровищ (Сергей Безруков)
- 26 марта 12:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Петропавловский собор
«Жемчужина» Петра I и визитка Северной столицы – Петропавловский собор СПб
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
«Барокко Петра»
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
В духе нового времени
Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.
Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.
Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны. Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Усыпальница для императорского рода Романовых
Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.
В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).
Влияние исторических перемен и веяния времён
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.