каковы главные особенности врача семейной практики
По предмету общественное здоровье и здравоохранение
РАЗДЕЛ
1. К основным видам амбулаторно-поликлинических учреждений относятся все, кроме:
— амбулатории участковых больниц и поликлинические отделения диспансеров;
— городская поликлиника и поликлиническое отделение городской больницы;
— центр здоровья и центр охраны материнства и детства;+
— женская консультация и стоматологическая поликлиника.
2. К основным показателям работы врача-терапевта в поликлинике относятся все, кроме:
— охват населения предварительными при поступлении на работу медицинскими осмотрами;+
— полнота охвата больных диспансерным наблюдениям и эффективность диспансеризации;
— процент совпадения поликлинических и клинических диагнозов.
3. Для оценки организации лечебно-диагностического процесса в стационаре применяется все, кроме одного:
— средняя длительность пребывания больного в стационаре;
— средняя занятость койки в днях;
— частота послеоперационных осложнений.+
4. Законом РФ “О медицинском страховании граждан РФ” предусмотрены следующие виды медицинского страхования, кроме:
—Обязательное медицинское страхование;
— добровольное медицинское страхования;
— смешанное медицинское страхование.+
5. Какой представитель не является членом лицензионной комиссии, которая проводит лицензирование медицинского учреждения:
— представитель органа управления здравоохранением;
— представитель медицинских профессиональных ассоциаций;
— представитель учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения.
6. Кто из нижеперечисленных представителей не входит в состав аккредитационной комиссии:
— представитель общественных организаций;+
— представитель органов управления здравоохранением;
— представитель профессиональных медицинских ассоциаций;
— представитель страховых медицинских организаций.
7. При лицензировании и аккредитации медицинских субъектов из ниже перечисленных документов не выдается:
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан РФ» каждый гражданин имеет определенные права. Какое из ниже перечисленных прав указано неправильно?
— обязательное и добровольное медицинское страхование;
— свободный выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС и ДМС;
— возвратность части страховых взносов при ОМС;+
— получение медицинской помощи на всей территории РФ, в т.ч. за пределами постоянного места жительства.
Каковы главные особенности деятельности врача общей практики?
— владение знаниями и практическими навыками по терапии и смежным специальностям;+
— владение линиями и практическими навыками по акушерству, гинекологии и педиатрии;
— владение знаниями и практическими навыками по хирургии;
— владение знаниями и практическими навыками по педиатрии.
Что определяет максимальную доступность врача общей (семейной) практики для населения?
— продолжительный амбулаторный прием и вызов врача ни дом к больному;
— универсальность знаний и практических навыков и высокая техническая оснащенность;
— развитая система медицинского страхования;
Каковы главные особенности врача семейной практики?
— владение знаниями и практическими навыками по терапии;
— владение знаниями и практическими навыками по терапии, педиатрии и смежным специальностям;+
— владение знаниями и практическими навыками по педиатрии;
— владение навыками и практическими знаниями по стоматологии и гинекологии.
Какой объем лечебно-диагностической помощи в амбулаторных условиях может оказывать врач общей (семейной) практики?
— до 10 – 15%;
Сколькими специальностями может владеть врач семейной практики в соответствии с приказом Минздрава РФ №237 от 1992 г.?
Какое из нижеперечисленных определений медицинского страхования (МС) является наиболее точным?
—МС – это система мероприятий по формированию особых страховых фондов;
— МС – это система отношений по защите интересов физических лиц;
— МС – это система отношений по защите финансовых интересов физических лиц (граждан) при наступлении страховых случаев, связанных с нарушением здоровья;+
— МС – это система мероприятий по формированию фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи.
по предмету общественное здоровье и здравоохранение
1. Демографическая политика в Российской Федерации предполагает:
1) повышение рождаемости;
2) снижение рождаемости;
3) снижение смертности;
4) оптимизацию естественного прироста населения. +
2. При проведении профилактической работы для характеристики здоровья используются показатели, кроме:
4) физическое развитие
3. Во всем мире на первом месте смертность от заболеваний:
4. Доля значения образа жизни в формировании здоровья населения:
1) теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида;+
2) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей.
6. Объект гигиенического воспитания – это:
2) здоровый человек.+
7. Факторы, влияющие на здоровье человека все, кроме:
2) социальные факторы;
3) природные факторы;
4) способ общественного производства;
8. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают все факторы, кроме:
2) употребление алкоголя;
4) низкая физическая активность;
5) достаточная физическая активность.+
9. Фактор, оказывающий наибольшее влияние на формирование здоровья населения:
2) уровень и качество медицинской помощи;
4) окружающая среда.
10. ПМСП ориентирует личность в вопросах здоровья:
1) на пассивное восприятие;
2) на личную ответственность.+
11. В понятие ПМСП, применительно к нашей системе здравоохранения, входят:
1) центры медицинской профилактики+
2) реабилитационная служба;
3) специализированная стационарная служба.
12. Приоритетным в технологии ПМСП является:
1) эпизодическая лечебно-диагностическая помощь и внимание к отдельным
2) всеобъемлющая профилактическая помощь.+
13. Приоритетом сохранения здоровья личности и семьи по ПМСП является:
1) водоснабжение, улучшение экологии, рациональное питание;+
2) лекарственное обеспечение населения;
14. Здоровье человека определяется природно-климатическими факторами окружающей среды на:
15. Здоровье человека зависит от его образа жизни на:
16. Здоровье – состояние:
17. Что не является основным элементом системы укрепления здоровья:
1) гигиеническое обучения, воспитание;
2) профилактика заболеваний;
3) создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья.+
18. Цель гигиенического воспитания – восполнить:
1) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни;+
2) социальную политику по увеличению потенциала здоровья.
19. Целью гигиенического воспитания не является:
1) сохранение и укрепление здоровья;
2) обеспечение высокого уровня трудоспособности;
3) достижение активного долголетия;
4) сопротивление лечению.+
20. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья – цель гигиенического воспитания:
21. Для гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни восстанавливаются существовавшие ранее центры:
1) медицинской профилактики;+
2) санитарного просвещения;
3) медицинской реабилитации;
4) медицинской статистики.
22. Задачи гигиенического воспитания населения все, кроме:
2) формирование здорового образа жизни;
3) изменение отношения людей к здоровью;
4) изменение поведения в решении проблем со здоровьем;
5) информация и пропаганда здорового образа жизни.
23. Ведущей структурой в работе по гигиеническому воспитанию и укреплению здоровья на основе популяционного, группового, индивидуального подхода, являются все перечисленные, кроме:
1) центры медицинской профилактики;
2)центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
3) участковая (семейная) служба;
24.Гигиеническое воспитание населения преимущественно осуществляется всеми средствами, кроме:
1) через средства массовой информации;
2) групповыми занятиями;
3) через книгоиздательскую деятельность;+
4)индивидуальными методами и средствами.
25. Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности не занимается обучением:
1)пациентов и их семей;
26. Методом индивидуального воздействия не является:
27. Методом воздействия на группу лиц, не является:
5) личная корреспонденция.+
28. К видам амбулаторно-поликлинических участков не относятся:
29. Анализ общей заболеваемости проводят на основании:
1) статистического талона или талона амбулаторного пациента;+
2) больничного листа;
3) экстренного извещения об инфекционном заболевании.
30. На гигиеническое воспитание медработнику отводится:
3)гигиеническое воспитание является неотъемлемой составной частью его профессиональной деятельности;
31. К естественному движению населения не относится:
5) естественный прирост.
1. Показатель, характеризующий профилактическую работу на педиатрическом участке:
1) показатель общей заболеваемости;
2) показатель инфекционной заболеваемости;
3) показатель заболеваемости детей до 1 года;
4) охват дородовым патронажем беременных.+
2. Выбрать главную задачу кабинета здорового ребенка:
1) проведение профилактических прививок;
2) пропаганда здорового образа жизни;+
3) проведение инъекций.
3. Патронаж к новорожденному это:
2) профилактическая работа;+
3) гигиеническое воспитание.
4. При закаливании повышается:
1) специфический иммунитет;
2) неспецифический иммунитет.+
5. Фактором закаливания не является:
4) физиотерапевтические процедуры.+
6. Суточная двигательная активность дошкольника восполняется в большей мере во время:
1) утренней гимнастики;
2) занятий в спортивных секциях;
3) подвижных игр на воздухе.+
7. Для оценки здоровья детского населения приняты 4 ведущих критерия: демографические показатели, физическое развитие, заболеваемость. Чего недостает?
3) резистентность детского организма.
8. Правильный режим дня, это:
1) трудовая деятельность;
3) рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха.+
1) заболевание нервной системы;
2) временное снижение функциональных возможностей коры головного мозга.+
10. Переутомление, это:
1) естественная реакция организма;
2) патологический процесс.+
11. К причинам, вызывающим переутомление, не относятся:
1) чрезмерная нагрузка;
12. К профилактике переутомления не относятся:
1) нормированная деятельность ребенка;
4) профилактика заболеваний.
13. Основная задача гигиенического воспитания:
1) профилактика пищевых отравлений;
2) воспитание здоровой личности.+
14. Гигиеническое воспитание родителей должно начинаться:
1) с 1 года жизни ребенка;
3) задолго до рождения ребенка; +
РАЗДЕЛ
1. К основным видам амбулаторно-поликлинических учреждений относятся все, кроме:
— амбулатории участковых больниц и поликлинические отделения диспансеров;
— городская поликлиника и поликлиническое отделение городской больницы;
— центр здоровья и центр охраны материнства и детства;+
— женская консультация и стоматологическая поликлиника.
2. К основным показателям работы врача-терапевта в поликлинике относятся все, кроме:
— охват населения предварительными при поступлении на работу медицинскими осмотрами;+
— полнота охвата больных диспансерным наблюдениям и эффективность диспансеризации;
— процент совпадения поликлинических и клинических диагнозов.
3. Для оценки организации лечебно-диагностического процесса в стационаре применяется все, кроме одного:
— средняя длительность пребывания больного в стационаре;
— средняя занятость койки в днях;
— частота послеоперационных осложнений.+
4. Законом РФ “О медицинском страховании граждан РФ” предусмотрены следующие виды медицинского страхования, кроме:
—Обязательное медицинское страхование;
— добровольное медицинское страхования;
— смешанное медицинское страхование.+
5. Какой представитель не является членом лицензионной комиссии, которая проводит лицензирование медицинского учреждения:
— представитель органа управления здравоохранением;
— представитель медицинских профессиональных ассоциаций;
— представитель учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения.
6. Кто из нижеперечисленных представителей не входит в состав аккредитационной комиссии:
— представитель общественных организаций;+
— представитель органов управления здравоохранением;
— представитель профессиональных медицинских ассоциаций;
— представитель страховых медицинских организаций.
7. При лицензировании и аккредитации медицинских субъектов из ниже перечисленных документов не выдается:
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Врач общей практики (семейный доктор)
Семейный врач – многопрофильный высококвалифицированный специалист, оказывающий любую первичную медицинскую помощь от младенчества до старости.
Семейного доктора во многих европейских странах принято называть врачом общей практики. Его подготовка позволяет в большинстве случаев определить характер заболевания и меры, необходимые для его лечения.
В круг обязанностей врача общей практики входит оказание медицинской помощи независимо от ее профиля. Для этого ему необходимо обладать навыками и знаниями как в области терапии, так и в многочисленных смежных областях, среди которых неврология, офтальмология, дерматология, оториноларингология, кардиология и другие. По показаниям семейный доктор направляет больного для консультации к профильным специалистам или на госпитализацию в стационар.
Преимущества семейной медицины
Специфика работы врача общей практики (семейного врача) во многом более оправдана и выгодна врачам и пациентам. В первую очередь это обусловлено тем, что обладая помимо терапевтического образования знаниями более узких медицинских специальностей (отоларингологии, инфекции, нефрологии, гастроэнтерологии, кардиологии) установка диагноза происходит быстрее.
К тому же, наблюдая постоянно семью, врач знает и семейный анамнез, что позволяет минимизировать время обследования и позволяет зафиксировать болезнь на самых ранних стадиях ее развития.
Прием врача общей практики
Прием врача общей практики происходит, как правило, на дому или в дневном стационаре. Это зависит от каждого конкретного случая – необходимости поставить диагноз маленькому ребенку или провести диагностические исследования, требующие специальной аппаратуры.
Однако амбулаторный прием семейного врача имеет ряд своих недостатков, самым важным из которых является невозможность проводить лечение в стационаре. Это бывает необходимо в случаях ведения неотложной терапевтической патологии, а также для всех видов хирургической помощи.
Также сложности вызывает амбулаторный прием семейного врача в случаях сложных патологий, где необходима консультация узкого специалиста (например, иммунолога-аллерголога или кардиолога-ревматолога), а также при необходимости использовать для диагностики современное оборудование, которым, как правило, располагают крупные лечебные учреждения.
Обязанности врача общей практики
К кругу должностных обязанностей врача общей практики относится:
- • Медицинское наблюдение и оказание при необходимости квалифицированной помощи с использованием современных методов диагностики, профилактики и лечения. Также в некоторых случаях в его обязанность входит и разработка реабилитационных мероприятий;
• Получение достоверной диагностической информации. Диагностику следует проводить в минимально короткие сроки, чтобы установить диагноз. В зависимости от состояния пациента семейный доктор может вносить изменения в лечебный план и назначать дополнительные обследования;
• Постановка диагноза, а в некоторых случаях его подтверждение, на основании сбора анамнеза, клинических наблюдений и обследований и данных клинико-лабораторных исследований;
• Назначение и контроль за необходимым лечением, диагностическими процедурами и реабилитационными мероприятиями.
Также семейного врача часто привлекают к участию в проведении экспертиз, связанных со временной нетрудоспособностью, и в круг его обязанностей входит подготовка необходимых документов для медико-социальной экспертизы.
Как получить профессию врача общей практики (семейного врача)
Чтобы получить профессию врача общей практики (семейного врача) необходимо иметь высшее медицинское образование с последующей послевузовской подготовкой или специализацией по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Поскольку семейный доктор должен иметь помимо терапевтических различные узкоспециализированные знания, обучение может занимать до 10 лет.
Методическая разработка: Поликлиника: устройство, режим работы, обязанности среднего медперсонала
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кисловодский медицинский колледж»
на заседании методического совета
протокол №__________ от
«Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи»
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Методист на заседании _______________ЦМК
М.Б. Григорьян протокол№____ от __________201_г.
_______________подпись председатель ЦМК ______________ «__»___________201__г _______________________подпись
г. Кисловодск, 2015 г
1. Методический блок
1.1. Структура занятия
2. Информационный блок
3. Контролирующий блок:
3.1 Тест исходного контроля
3.2. Тест заключительного контроля
Список рекомендуемой литературы
Ведущим звеном отечественного здравоохранения в оказании первичной медико-социальной помощи является амбулаторно-поликлиническая помощь. Это самый массовый вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание населения. Уровень работы этих учреждений, качество поликлинической помощи во многом зависит от правильной, научно-обоснованной и рациональной организации их деятельности. В связи с переходом страны на рыночные отношения изменилась политика страны в организации лечебно-профилактической помощи. Будущие медицинские работники должны знать систему организации медицинской помощи населению и применять свои знания на практике.
Методическое пособие предназначено преподавателям и студентам для подготовки к практическим занятиям по теме «Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи» и их проведению.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело, способствуя формированию следующих профессиональных компетенций:
Данное методическое пособие содержит методический материал, составленный в соответствии с требованиями актуальной государственной нормативной документации по вопросам оказания первой медико-санитарной помощи населению в Российской Федерации:
— Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
— Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». С изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.
Информационный раздел содержит изложение вопросов оказания помощи в РФ в системе первичной медико-санитарной помощи с точки зрения требований современной нормативной документации. Акцентируется внимание именно на аспекте сестринского участия в данном процессе.
Контролирующий блок содержит разнообразные проверочные задания (тесты различной степени сложности, профессиональные задачи), способствующие не только осуществлению контроля уровня подготовленности студентов, но также преследующие обучающие цели.
Блок приложений представлен перечнем актуальной государственной нормативной документации (приказы, бланки медицинской документации).
1. Методический блок
ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий
МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
Тема занятия: «Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи»
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
1. Учебная : научить проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
2. Развивающая: ознакомиться с системой организации и структуры системы первичной медико-санитарной помощи, в том числе амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, с ролью поликлиники в оказании первичной медико-социальной помощи населению и изучении его здоровья.
3. Способствовать развитию мышления.
4. Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий.
5. Воспитательная: доброжелательные отношения друг к другу и к будущим пациентам, трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело, профессионализм.
Междисциплинарные связи: клинические предметы, фармакология, анатомия, основы сестринского дела.
Место проведения : доклинический кабинет
Тип занятия : практическое занятие
Количество часов: 4ч
Обеспечение занятия : рабочие тетради, ручки, карандаши, бланки «Паспорта здоровья пациента», «Амбулаторная карта пациента», тонометр, секундомер, фонендоскоп.
а) Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГОЭТАР Медиа, 2007. – с. 316-334.
б) основные нормативно-правовые документы РФ в сфере регулирования вопросов здравоохранения.
Студент должен знать:
1. Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи:
— организацию и структуру учреждений ПМСП;
— регистратура поликлиники, формирование потоков пациентов.
2.Функции: кабинета доврачебного контроля и осмотра, отделения профилактики и его задачи, терапевтического отделения, кабинетов специалистов, подросткового кабинета.
3. Работу структурных подразделений детской поликлиники и их задачи: профилактическую, лечебно-диагностическую, противоэпидемическую.
4. Функции кабинета медицинской статистики, его задачи.
5.Охрану труда и технику безопасности медицинской сестры, осуществляющей ПМСП.
6. Работу Центра (отделения) профилактики, Центра здоровья.
Студент должен уметь :
Разбираться в системе организации первичной медико-социальной помощи;
— Применять свои знания в практической деятельности,
— Заполнять медицинскую документацию.
Студент должен иметь представление: современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).
1.1. Структура занятия
Фронтальный опрос – 20 мин
Выполнение манипуляций – 80 мин
— Составить схему распределения потоков пациентов– 30 мин
Преподаватель проверяет внешний вид студентов, отмечает отсутствующих, предлагает учащимся открыть дневник и записать тему и цель занятия.
Практическое занятие является наиболее целесообразным при изучении данной темы, так как его структура и дидактические возможности позволяют реализовать поставленную цель.
Отработка необходимых навыков будет способствовать усвоению учебного материала и применению в практической деятельности.
Дидактическая база занятия:
законы, постановления Правительства, приказы, положения МЗ РФ, МЗ
Ставропольского края. Тонометры, таблицы, медицинская документация,
перчатки. Методическая разработка для студентов, приказ о
диспансеризации, ситуационные задачи, медицинская документация,
итоговый тест – контроль.
2. Информационный блок
Понятие первичной медико-санитарной помощи
В системе лечебно-профилактической помощи особо выделяется первичная медико-санитарная помощь. В 1978 г. в Алма-Ате проводилась международная конференция по проблемам первичной медико-санитарной помощи, в которой участвовало 138 стран. Инициаторами конференции были ВОЗ и ряд других международных организаций. Конференция решила, что важнейшим направлением для этого в здравоохранении должно стать развитие первичной медико-санитарной помощи, потому что от него в первую очередь зависит здоровье населения.
Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
– первичная доврачебная медико-санитарная помощь. Оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием, работающими в различных медицинских организациях ПМСП;
– первичная врачебная медико-санитарная помощь. Оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), работающими во врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, центрах здоровья;
– первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу.
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого населения по месту проживания на определенной территории или по месту работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) включает в себя следующие понятия: ознакомление населения с распространенными заболеваниями, методами их профилактики и борьбы с ними, содействие снабжению населения качественными продуктами питания; адекватное снабжение населения питьевой водой и основными очистными сооружениями; охрану здоровья матери и ребенка, включая планирования семьи, иммунизацию против основных инфекционных болезней: профилактику местных эпидемических заболеваний и борьбу с ними; надлежащую помощь при распространенных болезнях и травмах: улучшение охраны психологического здоровья и обеспечение основными лекарственными средствами, а также диагностика, лечение и профилактика заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях.
Центральным учреждением первичной медико-санитарной помощи является поликлиника. Большая часть выпускников будет работать в этом учреждении, поэтому на организации работы поликлиники остановимся более подробно.
1. Это учреждение самой массовой медицинской помощи (более 80% из обратившихся в поликлинику, начинают и заканчивают лечение в ней).
2. Это более дешевый вид медицинской помощи.
Кроме структурных подразделений, перечисленных выше, поликлиника располагает помещениями для различных вспомогательных служб, информационно-аналитическим отделением; кабинетом медицинской статистики; организационно-методическим кабинетом/отделением; аудиторией и классами для проведения занятий в школах для пациентов.
Основными задачами поликлиники являются:
– оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания;
– проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска их развития; проведение диспансеризации населения;
– диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;
– восстановительное лечение и реабилитация;
– клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;
– диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
– установление медицинских показаний и направление больных в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;
– проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);
– направление на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям;
– проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, осуществление врачебных консультаций;
– осуществление медицинского обеспечения подготовки юно шей к военной службе;
– экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;
– организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;
– выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
– оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголем, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;
– организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения
здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;
– осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.
Работа поликлиники должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
Устав поликлиники. Основным документом, которым руководствуется поликлиника в своей деятельности является устав учреждения. Этот документ стал вводиться с 1993 года. В уставе выделяются следующие разделы общие положения, цели и предмет деятельности, имущество и финансы учреждения, организация деятельности, управление учреждением, ликвидация и реорганизация учреждения.
На основании этого документа учреждение является юридическим лицом, имеет счет в банке, печать и несет полную ответственность за свою деятельность и имеет право заключать договоры с любыми организациями. Устав утверждается органом управления здравоохранения и Комитетом по управлению имуществом.
Структура поликлиники состоит из:
— управления: главный врач или зам. главного врача больницы по поликлинике, его заместители по медицинской части, по экспертизе временной нетрудоспособности и по АХЧ, по экономическим вопросам.
— Лечебно-профилактического подразделения: терапевтические отделения, в которых работают участковые терапевты, хирургическое, неврологическое, кардиологическое, ревматологическое, эндокринологическое, офтальмологическое, кабинет отоларинголога, кабинет инфекционных заболеваний, кожно-венерологический и другие специализированные кабинеты.
Кроме того, в поликлинике есть кабинет медицинской статистики, отделение неотложной помощи.
Во многих поликлиниках в настоящее время организованы дневные стационары.
В связи с переходом на бюджетно-страховую медицину, в поликлиниках открываются также платные отделения, оказывающие населению дополнительные услуги, не предусмотренные положением об обязательном медицинском страховании. Так, например, в поликлинике № 1 в г. Кисловодске в платном отделении можно получить следующие услуги: пройти водительскую комиссию, установить контактные глазные линзы, вес, получить виды ультразвукового и эндоскопического обследования, солярий, гидротерапию (сауна, бассейн, души), массаж и мануальную терапию, лазеротерапию, иглорефлексотерапию, литотрипсию, шейпинг, электроэнцефалографию, эхоэнцефалоскопию, консультации высококвалифицированных специалистов.
В соответствии с проектом постановления «Об основах деятельности муниципальной системы здравоохранения», предполагается на базе амбулаторно-поликлинических учреждений создавать муниципальные центры здоровья, центры психического здоровья, центры охраны здоровья семьи и ребенка.
Работа регистратуры. Распределение потока посетителей
В организации работы поликлиники важное место занимает распределение потока посетителей, особая роль в этом принадлежит регистратуре.
Регистратура распределяет поток первичных больных, а потоком повторных больных регулируют сами врачи. Администрация должна организовать изучение потока посетителей по дням недели и по месяцам года.
Для того чтобы не было очередей в поликлинике, все должности специалистов должны быть укомплектованы.
В последние годы во всех поликлиниках получила распространение самозапись к специалистам. На каждого врача заводится папка, в которую вкладываются листы на каждый день следующей недели. В листах расписаны часы приема по минутам. Пришедший больной может выбрать себе подходящий для него день и время и записаться на соответствующем месте,
В настоящее время в г. Кисловодске введена «Электронная регистратура». По телефону или по Интернету можно записаться к любому врачу любой медицинской организации.
В связи с тем, что больше половины больных посещают поликлинику без больничного листа, надо дать им возможности приходить к своему врачу вне рабочего времени. Поэтому в поликлиниках составляется скользящий график работы врачей; если в понедельник он ведет прием утром, то во вторник вечером и т.д.
При разработке графика участковых терапевтов следует распределять время работы в поликлинике и на участке в зависимости от уровня обращаемости в поликлинику в разные дни недели и количество вызовов врача на дом. Длительность смен в разные дни может быть различно. За месяц врач должен выработать 167 часов (рабочий день у врачей 6,5 часов) за неделю 36 часов. 3.9. Организация работы врача в кабинете.
Администрация должна позаботиться о том, чтобы в кабинете вел прием только один врач. В кабинете должен быть стол, стулья, кушетка, ширма, умывальник, мыло, весы, ростомер. Надо добиваться, чтобы в каждом кабинете был телефон.
Перед началом приема медицинская сестра должна проверить помещение, подготовить амбулаторные карты. На столе в банке должны быть стерильные шпатели, тонометр, фонендоскоп. Во время приема в кабинет никто посторонний не должен входить.
Врач перед приемом должен вымыть руки. Конец полотенца должен быть смочен раствором 0,1% хлорамина, которым он протирает руки после осмотра каждого больного (при массивном загрязнении надо мыть). До приема больные, как правило, должны посетить кабинет доврачебного приема, измерить температуру, и, если надо, кровяное давление.
Администрация должна позаботиться об обеспечении врачей готовыми бланками наиболее распространенных по данной специальности рецептов, а также напечатанных бланков направлений на различные исследования. Готовые бланки рецептов рекомендуется хранить в ящике стола в определенном порядке в специальных ячейках, сделанных из оргстекла. При оказании помощи на дому для готовых бланков рецептов можно изготовить кусок полотна с ячейками, и разложить рецепты так, как проводники вагонов раскладывают билеты. Медицинская сестра должна помогать оформлять документацию. В конце приема сестра должна подготовить медицинские карты больных, сделавших вызов врача на дом. Надо стараться, по возможности, освобождать себя от письменной работы, чтобы оставалось время для беседы с больным. У врача должен быть удобный чемодан со всеми основными препаратами для оказания помощи на дому в критических ситуациях.
Организация работы участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры. Причины перехода на систему врачей общей практики.
Важная роль в поликлинике принадлежит участковым врачу терапевту и участковой медицинской сестре. На этих специалистов приходится более половины всех посещений в поликлинике и более 90% визитов на дом.
Порядок организации медицинского обслуживания по участковому принципу утвержден приказом МЗ и СР РФ от 04.08.06 г. №584.
Кроме терапевтической помощи в поликлинике и на дому жителям своего участка (средний участок 1700 человек), участковый врач и медсестра должны оказывать также экстренную медицинскую помощь больным при их непосредственном обращении обеспечивать своевременную госпитализацию и подготовку к ней. Обеспечить консультацию больным зав. отделением и других специалистов.
Обеспечить организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации состоящих на учете контингентов, подлежащих диспансеризации. Они проводят экспертизу временной нетрудоспособности, выдают заключения жителям своего участка, проходящим медицинские осмотры и выезжающим за рубеж.
Они осуществляют организацию и проведение профилактических прививок и дегельминтизации населения участка.
На них возлагается раннее выявление, диагностика и лечение инфекционных заболеваний, немедленная сигнализация зав. терапевтическим отделением и врача кабинета инфекционных заболеваний о выявлении инфекционного больного или подозрения на него, о пищевом и профессиональном отравлении, о случаях нарушения режима и невыполнении противоэпидемических требований инфекционными больными, оставленными для лечения на дому. Направление в центр Роспотребнадзора экстренного извещения.
Положение об организации деятельности врача-терапевта и медицинской сестры участковых утверждено приказом МЗ и СР РФ от 07.12.05 г. №765.
Врач и медсестра обязаны также заниматься пропагандой здорового образа жизни.
Рисунок 1. Некоторые функции участковых врача-терапевта и медсестры
Кабинет инфекционных заболеваний. Одним из важнейших разделов в деятельности поликлиники профилактика инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа. Ведущую роль в этом деле играет кабинет инфекционных заболеваний, возглавляемый инфекционистом.
Кабинет заботится о ранней диагностике (совместно с участковыми врачами) и лечении инфекционных заболеваний в поликлинике и на дому (дизентерия, токсикоинфекции, колиты, грипп).
Организует своевременное и полное выявление инфекционных заболеваний.
Проведение диспансеризации больных, переболевших инфекционными заболеваниями.
Участие в повышении квалификации участковых и других врачей по профилактике и лечению инфекционных заболеваний.
Обеспечение снабжения прививочным материалом.
Организация обследования персонала больницы на бациллоносительство.
Ведет учет инфекционных больных и составляет отчет по санэпидработе в поликлинике.
Изучает распространенность инфекционных заболеваний и причины.
Оказывает помощь участковым врачам в проведении профилактических
прививок.
Участвует в пропаганде гигиенических знаний.
Основные показатели деятельности поликлиники
Показатели деятельности поликлиники и отдельных врачей следует оценивать в динамике за ряд лет.
Общая заболеваемость населения.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности работающего населения.
Первичный выход на инвалидность.
Частота выявления больных с запущенными формами злокачественных
новообразований, туберкулеза.
Частота смерти на дому.
Выполнение плана по числу посещений на 1 жителя, а также по числу посещений у отдельных групп специалистов.
Выполнение плана по проведению медосмотра декретируемых групп населения.
Выполнение плана по проведению профилактических прививок.
Охват диспансерным наблюдением групп больных, подлежащих диспансеризации.
Эффективность диспансеризации: показатели временной нетрудоспособности и выход на инвалидность по группам хронических больных, состоящих на диспансерном наблюдении.
3. Контролирующий блок
Вопросы для фронтального опроса по теме:
Что входит в понятие ПМСП?
Какие учреждения оказывают первичную медико-санитарную помощь?
Какова роль поликлиники в амбулаторно-поликлинической помощи?
Чем отличается поликлиника от амбулатории?
Назовите виды амбулаторно-поликлинической помощи.
Назовите основные структурные подразделения городской поликлиники.
Что означает понятие «мощность» городской поликлиники?
Как организована работа регистратуры поликлиники?
Каковы основные разделы работы участкового врача-терапевта?
Назовите задачи и функции участковой медицинской сестры.
Каковы задачи отделения профилактики.
В чем заключается организация диспансерного обслуживания в поликлинике?
В чем заключается санитарно-противоэпидемический режим поликлиники?
Каковы основные задачи лечебно-охранительного режима?
Каковы важнейшие задачи по совершенствованию деятельности поликлиник?
1. Работа с документами:
— Совместно с преподавателем произведите разбор правил заполнения бланков, кратко законспектируйте их в рабочую тетрадь.
2. Самостоятельная работа студента:
— Решение ситуационных задач.
— Откройте приложение № 3 и совместно с преподавателем ознакомьтесь с медицинской документацией участковой медицинской сестры.
Приготовьте чистый лист бумаги и ручку, ответьте на вопросы тест – контроля.
Подайте преподавателю на проверку.
Преподаватель оценивает каждого, выделяя наиболее активных студентов.
Оценки мотивируются и выставляются в журнал.
Запишите в дневник домашнее задание, самостоятельно подготовьтесь по теме: «Планирование и проведение диспансеризации различных групп населения».
Тест по теме «Организация и структура системы первичной
Выберите один правильный ответ.
1. Разделы работы врача-терапевта:
а) лечебно-диагностическая, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительная, ведение оперативно-учетной документации;
б) лечебно-диагностическая, профилактическая, санитарно-просветительная;
в) лечебно-диагностическая, профилактическая, ведение оперативно-учетной документации.
2. Лечащий врач – это:
а) врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении;
б) врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста;
в) врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;
г) все выше указанное верно.
3. Лечащий врач и медицинская сестра:
а) организует своевременное и квалифицированное лечение и обследование пациента;
б) представляет информацию о состоянии здоровья пациента;
в) по требованию больного приглашает консультанта и организует консилиум;
г) все выше указанное верно.
4. Укажите предельную численность населения на городском терапевтическом участке:
а) 1700 человек взрослого населения;
б) 1800 человек взрослого населения;
в) 1955 человек взрослого населения;
г) 2200 человек взрослого населения;
д) 2500 человек взрослого населения;
5. Каковы главные особенности деятельности врача общей практики:
а) владение знаниями и практическими навыками по терапии и смежным специальностям;
б) владение знаниями и практическими навыками по акушерству, гинекологии и педиатрии;
в) владение знаниями и практическими навыками по хирургии;
г) владение знаниями и практическими навыками по педиатрии.
6. Что определяет максимальную доступность врача и медсестры общей (семейной) практики для населения?
а) продолжительный амбулаторный прием и вызов врача на дом к больному;
б) универсальность знаний и практических навыков и высокая техническая оснащенность;
в) развитая система медицинского страхования;
г) все вышеперечисленное.
7.Каковы главные особенности медицинской сестры семейной практики?
а) владение знаниями и практическими навыками по терапии;
б) владение знаниями и практическими навыками по терапии, педиатрии и смежным специальностям;
в) владение знаниями и практическими навыками по педиатрии;
г) владение знаниями и практическими навыками по стоматологии и гинекологии.
8. Какая максимальная численность населения для работы врача общей (семейной) практики предусмотрена приказом МЗ РФ №237 от 1992 г.
9. Организация диспансерного наблюдения включает:
а) активное выявление и взятие на учет больных, лиц с факторами риска;
проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
б) активное динамическое наблюдение и лечение;
в) анализ качества и эффективности диспансерного наблюдения;
г) все выше изложенное.
10. Все следующие учреждения относятся к лечебно-профилактическим, кроме:
а) амбулаторно-поликлинические, диспансеры;
б) больничные, скорой и неотложной медицинской помощи;
в) санаторно-курортные и охраны материнства и детства;
г) судебно-медицинской экспертизы и аптечные.
11. Основные задачи медсестры при работе с семьей, где имеется больной:
а) сформировать правильное представление о болезни и стимулировать реакцию приспособления;
б) помочь членам семьи реорганизовать свою жизнь в изменившихся условиях и разобраться в своих чувствах и чувствах остальных;
в) помочь избежать неправильного поведения и включить пациента в жизнь семьи;
г) все выше указанное верно.
12. Укажите основные задачи кабинета доврачебного приема:
а) регулирование потока посетителей поликлиники, заполнение медицинской документации;
б) решение вопроса о срочности направления к врачу;
в) направление на диагностические исследования до приема врача, проведение антропометрии, измерение температуры тела, АД, глазного давления;
г) разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике;
д), участие в организации и проведении.
13. Мощность стационара определяется:
а) численностью обслуживаемого населения;
б) количеством коек;
в) количеством оказываемых медицинских услуг;
г) количеством работающих врачей;
д) все перечисленное верно.
14. Медсестры поликлиники выполняют следующие виды работ:
а) диагностика и лечение заболеваний,
б) профилактическая работа,
в) санитарно-просветительная работа,
г) противоэпидемическая работа,
д) ведение оперативно-учетной документации.
15. Организация диспансерного наблюдения включает:
а) активное выявление и взятие на учет больных и лиц с факторами риска
б) активное динамическое наблюдение и лечение
в) проведение лечебно-оздоровительных мероприятий
г) регулирование потока посетителей поликлиники
д) анализ качества и эффективности диспансерного наблюдения
16. Принципами организации медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических учреждениях являются:
а) индивидуальное отношение к пациентам,
в) диспансерный метод,
г) профилактическое направление,
д) единство науки и практики,
е) все перечисленное верно.
17. В задачи оказания амбулаторно-поликлинической помощи входит:
а) повышение качества медицинской помощи,
б) повышение качества деятельности медицинских учреждений,
в) интеграция профилактической и лечебной работы,
г) осуществление мероприятий по первичной профилактике,
д) осуществление мероприятий по вторичной профилактике,
е) все перечисленное верно.
18. Целью диспансеризации населения является:
а) оценка здоровья населения на момент обследования,
б) наблюдение за прикрепленным контингентом,
в) сохранение здоровья пациентов конкретного ЛПУ,
г) оказание специальной медицинской помощи,
д) улучшение здоровья населения,
е) своевременная госпитализация пациентов,
ж) все перечисленное верно.
19. Основной характеристикой первичной медико-санитарной помощи является:
а) оказывается в амбулаторных условиях,
б) является основой системы здравоохранения,
в) не требует больших финансовых затрат,
г) оказывается по участковому принципу,
д) приближена к месту проживания населения.
20. Основной задачей центров здоровья является:
а) проведение диспансеризации населения по направлению участкового терапевта,
б) охрана здоровья женщин детородного возраста и детей,
в) проведение вакцинации взрослого населения
г) комплексное медицинское обследование граждан, обратившихся за консультацией по поводу оценки своего здоровья,
д) диспансерное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.