каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Требования к урокам чтения и письма.

Выше, в предыдущих главах, были рассмотрены общие задачи обучения грамоте по аналитико-синтетическому звуковому методу, основные приемы работы, виды заданий, упражнений, наглядных пособий и прочих дидактических материалов.

Тема «Урок» обобщает все сказанное ранее: являясь основной формой обучения, урок вбирает в себя все богатство методических средств. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены и общие основные требования ко всем, урокам чтения или письма и их отдельные типы. В пределах этих общих требований и типов выработанных длительной практикой и проверенных теоретически, осуществляется творчество учителя — в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии их мышления и речи, их интересов и склонностей.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

Источник

Требования к урокам обучения грамоте

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке);

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие умения и навыки будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики – ее занимательный и игровой характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся к учителю) на всех этапах урока;

6) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

1) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на доске, должно быть грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому и выразительному слову;

2) на каждом уроке чтения и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими – со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза – подготовка к чтению и письму, а также самостоятельные упражнения;

4) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма на уроке должна занимать большую часть времени (примерно 2/3 урока); это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, а на уроках письма – писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, анализ содержания прочитанного, т.е. работа над сознательностью чтения: это же можно сказать и о понятии «писать»);

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами учебной книги для устной работы берутся тексты К.Чуковского, С. Маршака, А.Барто, Е Чарушина и других детских писателей, которые дают возможность осуществлять связь классного чтения с внеклассным, чтения – со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков строго соблюдается такая последовательность).

Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного и проведенного урока, а также как примерная схема анализа урока после его посещения и протоколирования.

Источник

Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»

Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»

Просмотр содержимого документа
«Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»»

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову).

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;

Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

ПРАВИЛА ДЛЯ 1-3 КЛАССА

«В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

1) Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.

2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга.

3) Писать надо красиво.

Со 2 класса вводятся такие правила:

1) буквы в словах необходимо писать одинаковой высоты.

2) Слог пишется безотрывно.

3) Писать надо быстро и красиво.

В 3 классе к этому правилу добавляются требования писать не только красиво, но и быстро

1. Соблюдение размеров рабочей строки: все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку соблюдать рабочую строку на основе «чувства строки», которое вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах обучения письму.

2. Соблюдение правильного единообразного угла наклона при письме: тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклон можно по косым линейкам в тетради.

3. Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками: расстояние между элементами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и, буквы т, м, ф, ш, щ шире и в полтора раза.

4. Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения: верхнего, нижнего, среднеплавного.

5. Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (первый класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (2 класс), две-три буквы (3 класс), три-четыре буквы (4 класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.

6. Писать надо без постоянного напряжения: рука напрягается при письме линий вниз, считаем: «раз, два, три»; при письме линий в сторону вверх рука расслабляется, считаем «и».

7. Писать надо быстро: чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5и 6.

Источник

Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»

Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»

Просмотр содержимого документа
«Сообщение:»Требования к уроку обучения грамоте»»

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову).

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;

Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

ПРАВИЛА ДЛЯ 1-3 КЛАССА

«В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

1) Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.

2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга.

3) Писать надо красиво.

Со 2 класса вводятся такие правила:

1) буквы в словах необходимо писать одинаковой высоты.

2) Слог пишется безотрывно.

3) Писать надо быстро и красиво.

В 3 классе к этому правилу добавляются требования писать не только красиво, но и быстро

1. Соблюдение размеров рабочей строки: все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку соблюдать рабочую строку на основе «чувства строки», которое вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах обучения письму.

2. Соблюдение правильного единообразного угла наклона при письме: тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклон можно по косым линейкам в тетради.

3. Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками: расстояние между элементами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и, буквы т, м, ф, ш, щ шире и в полтора раза.

4. Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения: верхнего, нижнего, среднеплавного.

5. Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (первый класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (2 класс), две-три буквы (3 класс), три-четыре буквы (4 класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.

6. Писать надо без постоянного напряжения: рука напрягается при письме линий вниз, считаем: «раз, два, три»; при письме линий в сторону вверх рука расслабляется, считаем «и».

7. Писать надо быстро: чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5и 6.

Источник

«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения грамоте

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).

Задачи периода обучения грамоте:

1. сформировать элементарный навык чтения и письма;

2. развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.

Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:

Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.

Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)

На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:

· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.

· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки

Содержание делится на два блока:

1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)

2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку

Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:

1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)

Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.

С чем знакомимся? (языковые понятия)

Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.

Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.

Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос

Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.

Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:

· усвоение учащимися нового термина;

· активная умственная деятельность учащихся;

· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;

Виды деятельности учащихся в подготовительный период:

· выделение предложений из речевого потока;

· выделение отдельных слов в предложении;

· скандирование слов, выделение слогов;

· сравнение по размеру предмета и слова ;

· выделение ударного слога;

· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;

· упражнения в звукоподражании;

· выделение первого (последнего) звука в слове;

· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);

· выделение каждого звука в слове;

· определение на слух количества звуков в слове;

· выделение в слове гласных (согласных) звуков;

· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)

Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).

Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.

Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.

Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.

Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.

На данном этапе проводятся уроки двух типов:

· введение нового звука,

Структура урока введения новых звуков и букв

1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.

Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.

— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.

— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.

— Упражнения в слышании звука в других слова; придумы­вание слов с данным звуком (в разных позициях).

— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.

— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»

2-й этап: Знакомство с новой буквой.

Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным обра­зом печатных букв.

— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).

— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).

— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на услов­ный значок в звуковой модели.

— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помеще­ние на «Ленту букв» или в «Город букв».

3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.

Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.

Приемы: анализ и синтез.

4-й этап: Чтение слов с новой буквой.

Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.

— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь не­понятное слово; прочитай и найди лишнее слово).

— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.

— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.

— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.

— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквен­ного состава слов.

— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому зна­чению, звуковому, слоговому и буквенному составу).

— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).

— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.

— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печата­ются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что мо­жет быть нарисовано на рисунке в рамке.

5-й этап: Чтение букварного текста.

Задачи: формирование механизма чтения и приемов понима­ния прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамотеспрогнозировать содержание будущего текста

по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);

по ключевым словам;

работа во время чтения

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

научиться читать текст

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

чтение друг другу в парах;

чтение вслух цепочкой;

уточняющие вопросы по ходу чтения;

работа после чтения

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Смотреть картинку каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Картинка про каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте. Фото каковы конкретно методические требования к урокам обучения грамоте

— итоговое вырази тельное чтение;

соотношение с иллюстрацией и заголовком;

Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.

Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).

Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

· ориентировка на странице прописей и тетради;

· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;

· предупреждение искажения при написании букв;

· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Методы обучения письму:

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Этапы и условия формирования графического навыка:

1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.

Методические приемы обучения письму.

· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);

· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);

· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);

· воображаемое письмо (письмо в воздухе);

· анализ формы буквы;

а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;

б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;

в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.

· усвоение правил письма:

— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

— Слог пишется безотрывно.

· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);

· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).

Структура урока письма.

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.

2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.

3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.

5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.

6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).

8. Письмо соединений (слогов) различными способами.

9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.

10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.

11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *