каковы критерии выбора методов обучения
Критерии выбора методов обучения
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
На практике учитель сначала определяет, какие цели он буД еТ достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем -« какими методами он будет это осуществлять и какие приемы по’
требуются для реализации этих методов. Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода. Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.
Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к предмету и т.д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.
Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием. Если учитель на уроке ставит задачу, связанную с формированием у учащихся знаний о явлениях в природе и обществе, то наиболее предпочтительными могут быть словесные методы обучения, методы самостоятельной работы, репродуктивные методы и т.д.
Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.
И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:
1. В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).
2. Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект).
3. Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).
4. В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).
5. Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).
6. Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребност-но-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).
Ю. К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.
1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).
2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.
3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.
5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.
8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные.
10. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.
6. Критерии выбора методов обучения
Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.
Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).
Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.
Материально-технические и средовые условия обучения.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.
Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили: педагогического руководства и педагогического общения.
Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).
Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т. д.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятий «метод обучения», «прием обучения».
2. Что понимают под классификацией методов обучения? По каким признакам (основаниям) можно осуществлять классификацию методов обучения?
З. Назовите и охарактеризуйте группы методов обучения согласно классификации Ю. К. Бабанского.
4. Каковы отличительные особенности словесных методов обучения? Охарактеризуйте более подробно два-три из них (по выбору).
5. Раскройте функции наглядных и практических методов обучения. Каковы условия их эффективного применения?
Охарактеризуйте те из них, которые наиболее часто используются педагогами и учащимися на уроках, соответствующих вашей специальности.
6. Назовите методы обучения, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику игровых методов обучения.
7. Назовите виды, формы и методы педагогического контроля, которые традиционно применяются в общеобразовательной школе.
8. Что понимают под процессом оценивания деятельности учащихся и педагогов? Определите понятия «оценка» и «отметка».
9. Каковы основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся? Охарактеризуйте функции процесса оценивания.
10. Обоснуйте критерии выбора педагогом методов обучения. Почему этот выбор не может быть произвольным?
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
1. В обшей характеристике методов обучения было подчеркнуто, что каждая группа методов (по принятой за основу классификации), каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление.
В любом акте обучающей деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся
Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.
2.Другим условием эффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев их оптимального сочетания.
2.1.Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения.
Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.
2.2. Следующим критерием следует назвать соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся.
Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, инея в виду, что эти возможности у разных методов различны.
В таблице 4 доказаны сравнительные возможности различных методов обучения, которые необходимо учитывать при их выборе.
Таблица 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
Особенно успешно (+) или слабо (-) решаемые ими задачи
Осознание преимущественной роли и в то же вреня ограниченности возможностей каждого из методов обучения предупредит педагогов от одностороннего преувеличения их роли в процессе обучения, от шаблона и трафарета при выборе и использовании.
3. Третьим критерием выбора методовявляется их соответствие специфике содержания обучения.
Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое — дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д.
Необходима специальная оценка возможностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.
4. Критерием выбора методов является также соответствие их избранным формам организации учебного процесса, так как общегрупповые, бригадные (звеньевые) н индивидуальных формы работы потребуют различных методов обучения.
5. Выбор методов обученияследует соотносить с логикой процесса учебного познания.
Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся,как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п.
Преподаватель (мастер) руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.
Убеждение в истинности полученных знаний и умений может осуществляться через практические работы, проведение экспериментов в ходе лабораторно-практических работ, теоретический анализ жизненных и производственных ситуаций и явлений, через сопоставление различных взглядов на одно и то же явление.
Тот факт, что методы обучения выполняют те или иные познавательные функции, вовсе не означает, что определенный способ деятельности может быть однозначно соотнесен с определенными познавательными моментами.
Один и тот же метод в познании может выполнять разную функцию. Поэтому каждый конкретный метод используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами.
6. При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они:
— во-первых, не способствуют активизации учащихся, т.е. побуждению их к активной интеллектуальной и практическойдеятельности и,
— во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала.
Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают.
Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.
7. Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения — их разнообразие.
Однако разнообразие методов — не самоцель.
Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств:
— слуха (объяснения, беседа),
— зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа спечатным н графическим материалом),
— осязания и мускульных ощущений (упражнения, лаборагорео-пракгнческие работы).
По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений.
Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.
8. При выборе методов обучения необходимосоотносить их с реальными учебными возможностями учащихся.
Високий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой.
Наоборот, в группе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов. Здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ.
Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств, для снятия утомления и поддержания интереса учащихся.
Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения. Вместе с тем, учет уровня возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эти возможности.
9. И наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить со своими возможностями по их использованию,опираясь, естественно, нате стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.
Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методов обучения.
При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет нецелостной, недостаточно эффективной.
Таким образом, в распоряжении преподавателя, мастера производственного обучения имеется по существу неограниченный арсенал педагогических средств, для эффективного осуществления учебного процесса.
Причины многих ошибок и недостатков в их работе состоят не втом что педагогическая наука и передовая педагогическая практика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное, предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конечно, не отрицает необходимости совершенствования найденного, устоявшегося, поиска принципиально новых решении.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2284 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Критерии отбора методов и средств обучения
Дата публикации: 19.08.2019 2019-08-19
Статья просмотрена: 1284 раза
Библиографическое описание:
Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62026/ (дата обращения: 14.11.2021).
В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.
Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.
Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.
Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.
Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»
Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.
Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.
Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Средства обучения выполняют определенные функции:
а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;
б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;
в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.
Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.
Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:
Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:
1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.
К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)
Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.
2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.
3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:
− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);
− аудиальные (радио, музыкальный центр);
− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).
4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:
− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);
− объемные (геометрические фигуры);
− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);
− графические (схемы, чертежи, таблицы);
− символические (глобус, географические карты);
− звуковые (магнитофонная запись);
− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.
Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.
То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.
Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.
Функции методов обучения и критерии их выбора
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения. Под методом обучения понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения. Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
Многие преподаватели технических вузов недооценивают значение методов обучения, полагая, что для обучения студентов вполне достаточно знания предметной области науки. Между тем преподавателю технического вуза нужно хорошо знать современные методы обучения, их особенности и условия эффективного применения. Чем лучше владеет преподаватель содержанием своей научной дисциплины, чем он лучше знает своих студентов, чем он глубже представляет себе общие закономерности процесса обучения и воспитания, тем успешнее и целенаправленнее он может выбирать наиболее подходящие методы, добиваясь с их помощью высокой эффективности педагогического воздействия.
Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени [5]. Выбор, как правило, определяется следующим:
целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин;
целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения;
характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.);
характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.);
организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.);
видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;
физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Выбор метода обучения зависит и от особенностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога. Поскольку универсального оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый преподаватель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.