какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Физическая культура. Тест 3

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Процесс формирования и изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств – это …
физическое совершенство
физическая культура
физическое воспитание
физическое развитие

2. Вставьте пропущенное слово: « … направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь».
понятия физического воспитания
задачи физического воспитания
формы физического воспитания
физические упражнения

3. Исторически обусловленный уровень физического развития и результат полноценного использования физической культуры – это …
физическая подготовленность
физическое воспитание
физическая культура
физическое совершенство

4. Положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи развития двигательных функций и психики ребенка, роли его двигательной активности как основы жизнеобеспечения организма являются …
задачами физического воспитания дошкольников
принципами физического воспитания
особенностями физического воспитания
методологической основой предмета теории и методики физического воспитания

5. Какие задачи направлены на формирование правильной осанки, своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата, формирование изгибов позвоночника, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, мышц и др.?
коррекционно-развивающие
оздоровительные
образовательные
пропедевтические

6. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения – это:
движение
гимнастика
спорт
упражнение

7. Иррадиация, специализация и стабилизация – физические закономерности формирования двигательного …
умения
равновесия
принципа
навыка

8. Какие методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач и осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях?
физические
наглядные
дидактические
вербальные

9. Какой этап обучения движениям соответствует закреплению и совершенствованию двигательного действия?
первый
второй
третий
все ответы верны

10. Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействие ему путем мышечных усилий – это:
сила
выносливость
быстрота
ловкость

11.Один из основных путей заражения СПИДом:
общение с больным СПИДом
использование донорской крови и спермы инфицированных
использование одежды, которую носил больной
укус комара

12.Какое положение необходимо придать человеку, находящемуся в состоянии теплового удара?
сидячее, руки в стороны
лежачее, ноги приподняты
лежачее, голова приподнята
верного ответа нет

13. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения учащихся в период профильного обучения (10-11 классы) является:
развитие учебной деятельности
развитие специальных способностей
развитие общих способностей
развитие креативности

14. Негативное отношение учителя к ученику, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, — это проявление:
эффекта ореола
стереотипа восприятия
ситуативного эмоционального состояния
деловой направленности

15. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:
учение
сюжетно-ролевая игра
интимно-личностное общение
предметно-манипулятивная деятельность

Источник

Консультация Характеристика и схема этапов разучивания двигательного действия

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Х a рактеристика этапов разучив a ния двигательного действия.

Основыв a ясь на закономерностях формиров a ния двиг a тельных н a выков в теории и методике физического воспит a ния ребенка, педагог решает пр a ктические задачи обучения. К a ждой ст a дии н a выка соответствует пределенный этап обучения:

1-й этап — нач a льное разучивание двигательного действия;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

На п е р в о м э т а п е (начальное разучивание движения) ставятся з a дачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного предст a вления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные ан a лизаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения. Исходя из пост a вленных задач, педагог пользуется методикой н a чального разучивания, которая включает: а) показ пед a гогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком. Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно пр a вильно, в н a длежащем темпе. Т a кой показ з a интересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его. Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется пед a гогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучив a ть н a клоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послуш a йте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я н a клоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследов a тельский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево—прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упр a жнение, а воспитатель следит з a правильностью его выполнения. Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию. Ребенком последов a тельности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осозн a нному выполнению физического упражнения, не создает у ребенк a представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения. После р a счлененного пок a за движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают ук a зания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или пок a зывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упр a жнение. В мл a дших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. Успех начального этапа разучив a ния з a висит от эмоционально-положительного отношения ребенк a к движению, что вызыв a ется благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

На в т о р о м э т а п е (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

На т р е т ь е м э т а п е (закрепление и совершенствов a ние двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения заторм a живаются, исчез a ют, соответствующие показу движения з a крепляются словом педагога. Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференциров a нии наступает специализация рефлекса. Чем д a льше прогрессирует дифференциров a ние, тем точнее внутреннее торможение отгр a ничивает корковые оч a ги, заторм a живая все неподкрепленные связи.

Список использованной литературы

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия, 2006.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие / О.П. Бауэр [и др.]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Источник

Лекция «Общая структура процесса обучения двигательным действиям»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Общая структура процесса обучения двигательным действиям
Балуева ОН

Описание слайда:

Структура процесса обучения (по мнению различных авторов)

Описание слайда:

Структура процесса обучения двигательным действиям.

Этап начального разучивания
Этап углубленного разучивания
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Описание слайда:

Основные задачи
Этап начального разучивания
Создать двигательные представления по основным опорным точкам
Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах.
Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения

Описание слайда:
Описание слайда:

На примере плавания

Описание слайда:

Пример начального этапа обучения плаванию

Описание слайда:

Важная информация!
При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Описание слайда:

ошибки
лишние, ненужные движения
ошибки
искажение движения по амплитуде и направлению
ошибки
нарушение ритма двигательного действия;
закрепощенность движения.
На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки

Описание слайда:

психологические причины
неправильное выполнение предыдущих действий;
недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
состояние утомления;
слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей;
Причинами ошибок могут быть:

Описание слайда:

Этап углубленного разучивания
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Описание слайда:

Этап углубленного разучивания.
Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).
Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Описание слайда:

Регламентация нагрузкина данном этапе
В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Описание слайда:

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Описание слайда:

Особенности данного этапа
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы:
повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений
поточное выполнение упражнений повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по физической культуре «Перенос навыков в физической культуре»

Технологическая карта по физической культуре по теме «Ловля и передача мяча в движении» (3 класс)

Конспект урока по физической культуре «Лёгкая атлетика. Метание малого мяча на дальность» (4 класс)

Конспект урока по физической культуре «Лёгкая атлетика. Передача эстафетной палочки» (8 класс)

Презентация по физической культуре на тему «Здоровый образ жизни» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Закаливание» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Гибкость» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Выносливость» (1-4 классы)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5296672 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Смотреть картинку какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Картинка про какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия. Фото какой этап обучения движениям соответствует закреплению и тренировке двигательного действия

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Общая характеристика этапов обучения двигательному действию.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общая характеристика этапов обучения двигательному действию.

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека на основе определенных закономерностей. Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических и психических потенций человека при решении двигательных задач в конкретных ситуациях.

Современное общество находится в состоянии постоянной гиподинамии: сидячий образ жизни, малая физическая активность, обусловленная зачастую неумением выполнять различные двигательные действия. Актуальность данной темы заключается в необходимости правильного и своевременного формирования навыков двигательной активности, начиная с ранних этапов обучения, через освоение основных двигательных действий обучающихся.

Деятельность человека в различных жизненных ситуациях требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.Каждое двигательное действие состоит из движений.

Под двигательными качествами принято понимать отдельные существенные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется физическими и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.

Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность». Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой- либо двигательной деятельности. В отечественной спортивной теории различают пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма и подготовленности к двигательным действиям.

сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз, сложностью его ритмической структуры действия);

двигательной одаренности индивида;

накопленным двигательным опытом;

эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.

Двигательные действия — это своего рода материал для изучения и демонстрации общих принципов и приемов всякого обучения.

Человеку, появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки (не говоря и о знаниях), которые необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек — двигательные действия. Обучение им продолжается все то время, пока он прогрессирует и развивается в процессе жизни. Человек узнает новое о себе, своих возможностях об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений, в движениях.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Обучение осуществляется при тесном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Объективно существующее знание в процессе обучения трансформируется в продукт деятельности ученика, выступающий как результат обучения.

Процесс обучения строится в зависимости от понимания целей и задач обучения. Несмотря на кажущуюся простоту этой проблемы (ведь цели и задачи обучения указаны в соответствующих программах), большинство учеников и учителей часто смутно представляют себе конечные цели обучения. Как правило, в программах цель обучения описывает лишь форму изучаемого двигательного действия, например «обучить технике бега с низкого старта», но не указывает на необходимый уровень овладения.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить следующие этапы:

1 этап: происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия. Для достижения этой цели вначале создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Применяется при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

2 этап: физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

3 этап: обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выполнения физического упражнения.

Успешность обучения во многом зависит от формулы двигательной задачи, поскольку именно ее смысл и условия определяют способ решения — двигательное действие, которое должно быть освоено. В основе двигательной задачи находится проблемная ситуация, требующая разрешения. Она может быть разрешена только специфическими средствами, свойственными области ее возникновения. Проблемная ситуация в сфере двигательной деятельности может быть решена только выполнением определенных двигательных действий.

Преподаватель рассказывает о прыжках в высоту и просит ученика словесно описать способ преодоления планки — это задача-описание. Когда преподаватель ставит планку на стойки и предлагает её преодолеть, это подлинная задача. В нашем примере задача-описание становится подлинной после ее перевода с языка словесных символов на язык сферы ее существования, двигательной деятельности.

Итак, первое требование к формулировке двигательной задачи: она должна быть подлинной. Второе требование: она должна быть правильной, т. е. правильно сформулированной. Для выполнения второго требования необходимо, чтобы: все условия задачи реально существовали; например, при изучении технике бега с высоким подниманием бедра преподаватель даёт задание «бег на месте», в упоре. Для этого обращают внимание на подъём бедра (колена). Все условия задачи были конкретно связаны с ее смыслом; в приведенном примере это необходимость сохранять структуру беговых движений при выполнении упражнений на месте и в упоре, обязательность акцентированного подъема бедер при естественном положении голеней, но не акцентированное сгибание голеней принизком несении бедер; значение каждого из условий задачи было истинным, в приведенном примере таких условий два: необходимо бежать, необходимо высоко поднимать бедра.

В формулировке задачи должны содержаться только те условия, которые необходимы и достаточны для ее решения. Корректно сформулированная двигательная задача определяет способ ее решения — двигательное действие, но может не содержать задачи обучения.

Чтобы обучение было успешным, нужно корректно сформулировать не только двигательную задачу, но и задачу обучения. Задача обучения направляет внимание обучающегося на то, что следует усвоить. Задача обучения формирует рабочую установку обучаемого, но может быть успешно решена только в том случае, когда в ее структуре содержатся частные задачи, обеспечивающие рациональную стратегию изучения двигательного действия, последовательность форм усвоения учебного материала, реализацию дидактических правил и принципов.

Процесс обучения планируется преподавателем на основе понимания целей обучения, предлагаемых программой, а также на основе его собственной подготовленности: знания требований техники изучаемых двигательных действий, владения методикой преподавания, способности учесть условия обучения и уровень подготовленности обучающихся. При этом последовательность постановки учебных задач, выбор средств и методов обучения определяются закономерностями усвоения учебного материала, сложностью изучаемого действия. Если оно не сложно по структуре, доступно обучающимся по уровню требований к их физической, психической и двигательной подготовленности, то целесообразен целостный (дедуктивный) путь их освоения. Если же в состав действия входят сложные операции, предъявляющие высокие требования к уровню подготовленности обучаемого, делающие недоступным целостное освоение действия, то избирают путь расчлененного (индуктивного) освоения. При этом планируют достаточно продолжительный период предварительной подготовки, во время которого способности обучаемого должны быть развиты до уровня, позволяющего приступить к освоению запланированного материала.

Обучение любым физическим упражнениям характеризуется следующими особенностями:

Активная двигательная деятельность обучающихся как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Следовательно, чтобы понять некоторые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности человека. В обычных условиях человек использует только часть своей общей работоспособности. Другая часть, называемая резервной, может проявиться только в условиях, предъявляющих к человеку повышенные или максимальные требования. Развитие подобной способности зависит от условий. Применительно к обучению действиям оптимальные условия выражаются прежде всего в совершенстве методики обучения.

Формирование систем двигательных умений. Только система действия определяет характер физической подготовленности обучающегося. Но вариантов систем существует множество. Они должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач. Способы определения этих систем опираются на многолетний опыт использования тех или иных действий и их теоретическое и экспериментальное обоснование.

Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием физических качеств. Обусловленность обоих процессов выражается в трех направлениях: обучение некоторым двигательным действиям невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств (например, обучение лазанью требует достаточно высокого уровня силы мышц рук); формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего физического качества (например, обучение метанию малого мяча сопровождается ростом скоростно-силового качеств); результативность сформированного умения зависит от уровня специфического качества, а оно в свою очередь от уровня других качеств (например, при обучении спринтерскому бегу развиваются скоростные возможности, но их развитие будет более эффективным при оптимальном уровне силы и выносливости).

Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития. Правильная организация педагогического процесса овладения системами знаний и действий должна сопровождаться повышением показателей уровня физического развития.

Для решения задач физического воспитания применяется множество различных практических методов. Все они могут быть разделены на две неравные группы:

методы строго регламентированного упражнения;

методы частично регламентированного упражнения.

В свою очередь, методы строго регламентированного упражнения подразделяются ещё на две группы:

методы, используемые преимущественно при освоении двигательных действий;

методы, используемые преимущественно в процессе развития физических качеств.

В группе методов, используемых при освоении движений, выделяют:

метод разучивания упражнения в целом;

метод разучивания упражнения по частям;

метод «сопряжённого воздействия», когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий;

метод «управляемого взаимодействия», основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств.

Группа методов частично регламентированного упражнения представлена двумя вариантами:

игровым методом выполнения упражнений;

соревновательным методом выполнения упражнений.

Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств, основаны на различных способах регулирования нагрузок и отдыха.

Среди них выделяют:

методы стандартного упражнения (со стандартной нагрузкой), к которым относят: метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том, что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине);

метод повторного упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха).

методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой).

Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов, применяемых, главным образом, в процессе освоения двигательных действий:

целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой;

изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Основной метод формирования двигательного умения — практическое выполнение действия.

Изучаемое действие выполняют в его основном варианте. После того как отработаны все ООТ и ООД относительно стабилизировалась, следует предложить обучаемому выполнять действие при некотором изменении условий двигательной задачи (не меняющем ее существа). Так, можно предложить выполнять кувырок вперед (сущность двигательной задачи) на горизонтальной поверхности, на наклонной — вверх и вниз (условия задачи). При этом обучаемый должен самостоятельно выделить общие (инвариантные) условия успешного действия, которые определяют успех независимо от вариации условий его выполнения, и построить свое действие в соответствии с ними, добиваясь успеха в каждом отдельном случае.

Обобщенный характер двигательного умения подразумевает формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с конкретными изменениями условий выполнения действия.Методом решения этой задачи обучения является упражнение в точности решения двигательных задач, выполнение контрастных заданий. Бег и прыжки по разметке, передача мяча на далекое и близкое расстояние, прыжки в «окно», выполнение заданий подчеркнуто правильно и неправильно — все эти приемы позволяют почувствовать различия в усилиях. Эффективность их повышается, если обучаемые проговаривают вслух особенности акцента в исполнении. По мере усвоения различий контрастность последних уменьшается, что позволяет сформировать очень тонкие мышечные ощущения действия.

Обучение двигательным действиям занимает одно из центральных мест в физическом воспитании и повседневной жизни. Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания правильно выбранный метод обеспечивает оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают твердо предписанную программу движений, точную дозировку нагрузки и отдыха, создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями обучающихся.

В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения зависит от сложности осваиваемого двигательного действия и физической подготовленности обучающихся.

Результаты рассмотрения проблем данной темы убеждают в том, что для воспитания и обучения в условиях учебного процесса на обучающихся применяются чаще всего комплексные методы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *