какой город спасла глиняная игрушка
Глиняные игрушки: фото, виды, история создания, региональные особенности
Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.
Древние глиняные поделки
Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.
Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.
История русской глиняной игрушки
Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.
Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.
В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.
Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.
Мифологическое и фольклорное значение
Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.
Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:
Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.
Различие игрушек по областям России
Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.
Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.
Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.
Дымковские глиняные игрушки
Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.
Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.
При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.
Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.
По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:
Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.
Каргопольская игрушка
Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.
Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.
Сюжеты подразделяются на 2 направления:
Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.
Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.
Филимоновская игрушка
Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.
В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.
Основные категории филимоновской игрушки:
К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.
Абашевская игрушка
Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.
Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.
Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.
Керамика Скопина
Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».
Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».
Хлудневская игрушка
Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.
Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.
Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.
Романовская игрушка
История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.
В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.
Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.
Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА И ЕЕ ИСТОРИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА И ЕЕ ИСТОРИЯ.
Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивится;
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Что там у тебя в нутрии?
-Верь, не верь ли, мой хороший,
Кроме двух сухих горошин
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.
Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (ДЫМОЧКА)
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.
В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же, на улице.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами.
Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».
Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».
Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.
Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.
Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.
Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.
Эта чудная игрушка
Родилась в тверской избушке.
Посмотрите на наряд :
Белых бусин целый ряд!
Капельки дождя упали,
Лепестки цветов дремали.
Даже от земли частицы
Собирались по крупицам.
Всё слилось в простой узор,
Но не отвести свой взор.
Что за чудо здесь лежит,
Кто мне первый огласит?
Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.
Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».
Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные. Птицы украшаются налепами и затем расписываются. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.
Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины
И красавицы – маков цвет.
Есть среди них фигурка,
Так непонятная для меня,
И глаза ее – сноп огня.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
В руки взяв, смотри и играй.
Но она строга, как богиня,
Властелинша полей и нив,
Может быть, в ее взоре синем
Отражается древний миф?
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же:
Наш козлик из Филимоново
Раскрашен ярко, здорово.
Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Глину солнце подарило,
Тайну глины ей раскрыло.
Вот и козлик наш готов,
Посмотри – ка, он каков!
На ногах зеленые копытца,
Ему на месте не стоится,
Рожки красные торчат,
Глазки удивленные глядят.
Мастерица краски набрала
И везде полоски навела.
Сверху вниз и поперек,
Между ними уголок.
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»
Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.
Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.
Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.
В Каргополе есть игрушка
Очень старая. Зверёк
Небольшой, на щёчках мушки,
Нет его короче ног.
Крашен ярко всюду белым:
Ножки, хвостик и спина.
Шея лентой чёрной смело
А головка – жёлтым цветом!
Льва хотел он произвесть!
Только что-то в лике этом
И зверёк из давней сказки,
Не пугаясь, не грозя,
С выраженьем тёплой ласки
Смотрит тихо нам в глаза.
Каргополь умел работать
Для детишек – ребятишек
Мог игрушку смастерить.
Выбирал там мастер сказку –
Был его весёлым нрав!
Вот медведь глядит с опаской,
В танце на ногу припав.
Хочешь сам слепить такого?
Вот собачки вот Полкан,
Бородатые кентавры
И смешной Тяни – толкай!
«Как поскачет он такой? –
Конь с двойною головой?
И усердно глину мнёт,
И вытягивает шейку,
Ножкам форму придаёт.
Кира выбрала Полкана
И задумалась слегка,
Как же вылепить такого
Лучше сформовать как шляпку
На игрушке применить.
Юля с Натой лепят смело
Их кентавр могуч и крут
С глиной действовать умело
Как занятье пролетело
Не заметили в делах.
Гордо встали на столах.
Ждёт их печка после сушки
В печке станут кирпичом
Глиняные шейки. ушки
Их распишут детки ярко
Изучив цветной узор.
Мамы наши от подарка
Оторвать не смогут взор!
Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.
Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.
Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.
Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.
Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).
Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.
Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.
Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.
Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей. Лучшее доказательство этому стихи. По России ходит множество стихов про село Абашево:
Чудо звери, чудо — птицы
Скачут, прыгают, поют,
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
И из-под волшебных рук
Птица — модница возникла,
Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно
Ведь игрушка — это детство,
Радость, свет и красота
Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.
Особенности абашевской игрушки
Абашевская глиняная игрушка, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.
Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н. М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л. Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А. Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т. Н. и В. А. Зоткины, И. Ф. и П. И. Краюшкины, В. В. Челышев, И. И. Зюзенков, Т. Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
Родился город на Осколе
Давно, в седую старину,
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось, узор,
Но отвести не в силах взор!
Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Учёные долгое время считали, что он начал существование примерно в конце XVII–в начале XVIII вв. Но благодаря находкам группы энтузиастов во главе с Борисом Андреевичем Шевченко, было доказано, что игрушки существовали уже в XV-XVI веках.
Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать свистульки да игрушки. Каковы предпосылки появления первых игрушек, доподлинно не установлено. По одной из версий, идея могла пойти от переселенцев, которые селились в этих местах.
Город Оскол был образован в 1593 году, это была крепость. Он постоянно разорялся кочевниками, терпел набеги, местное население не охотно оставалось здесь.
Со временем многое изменилось на Руси и на Белгородских землях стало спокойнее. Из окрестных Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то скорее всего и научили лепить игрушки местных гончаров.
Но и местная основа явно была. Об этом свидетельствуют находки простейших форм свистулек — окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.
Особенности старооскольской игрушки. Самые первые игрушки во многом были похожи на гончарные игрушки из других регионов. Они были нехитрой формы, немного напоминали птичку.
Со временем образы игрушек стали меняться в соответствии с тем, как видели мастера окружающий мир. Безусловно, образы имели определённую символичность. Одна из любимых тем — изображение уточки, которое присутствовало не только в игрушке, но и в вышивке, домовой росписи и резьбе.
Постепенно в образах появляются «всадники», «коньки» и «барашки», игрушки становятся более пластичными, формы — более отточенными, больше проявляется стиль.
В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810–1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века.
Что касается росписи, ранние игрушки не были расписаны. Позднее стали появляться несложные ангобные росписи в виде вертикальных полос.
К полоскам постепенно добавились точки, ёлочки, кружочки, имеющие символическое значение. Видимо игрушки использовали и как обереги.
Семантика знака и символа Старооскольской игрушки
В начале XIX века игрушки стали более красочными и сюжеты стали разнообразнее. Большое влияние на образы старооскольских игрушек, дошедшие до нашего времени оказали сёстры Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы.
Расцвет и упадок промысла. Наивысшего расцвета старооскольская игрушка достигла в середине XIX века, затем постепенно происходил некоторый упадок, и связано это было, скорее всего, с общим падением экономики города. Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX века до 67 дворов в 1904 году.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку. Очевидно, в этот период появляются новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX– начала XX века, новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного теряют свой решительный, напористый и суровый вид военных, становятся похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобретает многоцветность и разнообразие в орнаментации.
Современность. Старооскольскую игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в середине 1980–х годов. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».
Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки.
В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.
Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России».
Сейчас эта игрушка активно возрождается в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества.
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Ты появился на свет,
На Костромской земле издавна были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Было построено 130 кирпичных заводов. Известно, что где лепят горшки, там и игрушка-свистулька обязательно появляется.
В те далёкие времена эта часть Костромской губернии являлась Буйским уездом Молвитинской волости. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское.
В конце XIX века почти все мужчины деревни в 27 дворов занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла доныне неизвестно.
Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными славянскими сосудами. В украшении использовали линейный, ногтевой и волнистый орнаменты.
Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка.
А в былые годы мальчики садились за гончарный круг с восьми лет. Между тем официально Петровская глиняная игрушка признана народной только в 1970-е годы.
Продолжение традиции. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г.).Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров.
В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Появились мастера, много делающие для популяризации и возрождения народной свистульки Костромской области.
Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, учавствует в различных выставках.
В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике. Из стен студии уже вышли молодые мастера-гончары, продолжатели традиции петровской игрушки.
В Костроме есть и Музей народных промыслов «Петровская игрушка», где также действует мастерская.
Особенности. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов. В древности такие свистульки, изображающие животных использовали в качестве оберегов, отгоняющих злых духов.
На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку. Изображают обычно волшебных птиц, коней, популярны олени, причудливые петухи и козероги. Разнообразны фигурки людей: кормилицы, мужики с балалайками и гармошками.
Прежде ассортимент был не так разнообразен, современные мастера расширили его, применяя фантазию, но соблюдая традиции. Кроме свистулек делают колокольчики и просто фигурки, но редко.
Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом и ногтем. Это ёлочки, ромбики, различные знаки и символы. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», он существует тысячелетия и вот в петровской игрушке сохранился до наших дней.
Затем игрушка покрывается поливой и приобретает зелёный цвет.
Характерный для петровской свистульки вид — три точки опоры: две ножки и хвостик-свисток.
ЗНАКОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК
Конник. Конник – знак солнца и неба, одно из главных значений всадника на коне – солнце, совершающее путь по небу на колеснице.
Олень. Олень – знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень – знак славянских богинь Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.
Баран. Баран – знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Птица, петух. Птица – олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл – оберег. Петух – знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную жизнь души. Главный смысл – оберег. В старину обращались за помощью в заговорах: «За тридевять земель, за тридевять морей, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь.»
Русалка. Русалка – загадочная птица с женским лицом. Русалка у южнорусских славян – это не женщина –рыба, а женщина – птица. Дух растительности, летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». С водой она тоже связана – отвечает за росу и дождь.