Весь мир претерпевал немало бед от диких кочевников и мелких варварских племен. Так, в 4-3 веке до н.э. много неприятностей цивилизованным государствам принесли набеги галлов. Племена кельтов были бичом всей Европы и Азии. Не обошла эта участь и Рим.
Нападения и грабежи практически уничтожили город. История тех времен могла бы выглядеть иначе, если бы не появление в ней обычной домашней птицы. Удивительно, но именно гуси спасли Рим. Произошло это в 390 году до н.э.
Все началось, когда 16 июля Бренн, известный галльский предводитель, со своим боевым отрядом практически полностью уничтожил римское войско.
Солдаты, защищавшие город, не смогли противостоять натиску кровожадных варваров и те, ворвавшись в Рим, принялись грабить и сжигать прародитель великой империи.
Сенаторы смирились с участью поверженных и сидели в своих домах неподвижно. Когда галлы врывались в их покои, правители никак не реагировали на них, демонстрируя своё презрение к смерти. Однако, это не могло остановить кровопролитие, многие жители были попросту уничтожены, другие бежали за пределы Рима. Лишь немногие уцелели и остались в городе.
Нежелавшие сдаваться и бежать смогли укрепиться в центральной крепости – Капитолии. Именно с её осадой связана знаменитая история о гусях. Двери были плотно забаррикадированы, с тыльных сторон укрепление защищал резкий склон холма. Мнимая безопасность ослепила солдат.
Штурмовать Капитолий малым количеством людей, успевших взобраться на стены, у варваров не получилось. Обороняющиеся начали сбрасывать бревна и камни. Легенда о том, как гуси спасли Рим повествует, что Бренн больше не предпринимал попыток взять крепость, а надеялся выждать, пока у её жителей закончатся припасы.
Римляне смогли спастись, предложив вождю галлов выкуп за свое государство. На площади поставили весы, на одну чашу которых Бренн положил свой меч. На вторую жители собирали золото, пока ниши не сравнялись. Забрав дань, племя покинуло город, но не пределы Римских владений.
Уцелевшие и переназначенные сенаторы наделили Марка Фурия Камилла полномочиями диктатора. Тот смог изгнать врага со своей территории и вернуть награбленное золото. Случай падения Рима от рук Бренна был первым и последним на протяжении 8 веков процветания «вечного города».
2400 лет назад галлы едва не завоевали Рим. Город спас случай!
Ночью галлы хотели внезапно атаковать Капитолий, и взять его быстро с наскока. И у них почти получилось! Охранники римлян ничего не заметили. Кроме. гусей! Священные гуси у храма Юноны — богини брака — подняли шум. И римляне вовремя успели организовать оборону.
Вождь понял, что взять город без длительной осады теперь не получится. И пошел с римлянами на мировую, получив большие отступные. Тоже неплохой сценарий — получил деньги без боя.
Если бы галлы тогда разрушили еще молодой город, мы бы никогда не увидели Римской империи. С ее знаменитой историей, достижениями культуры, техники.
С тех пор выражение «Гуси Рим спасли» стало нарицательным. Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только случай помог избежать большой неприятности.
Почему древние так верили в случай
А были ли гуси? Современные историки полагают, что это могло быть всего лишь красивой легендой. Но мне интересен здесь мировоззренческий феномен. Как изменился наш взгляд на мир.
В Античности и Средневековье случай ценился больше, чем свой труд! Для нас это нонсенс. Представьте, например, два человека. Один много работал на заводе. В итоге стал настоящим мастером, к которому стекались ученики. Незадолго до выхода на пенсию скопил 10 млн рублей на хорошую квартиру. А другой вел развеселый образ жизни, надеялся на случай и в 30 лет. выиграл в лотерею те же 10 млн.
У нас не будет сомнений в вопросе, какой человек более достойный. К тому же, второй, скорее всего, быстро спустит нажитое добро.
Что стало с галлами и какие выводы сделал Рим
Галлы потом еще сильно потрепали римлянам нервы. Они участвовали в Пунических войнах на стороне Карфагена и помогали громить римлян во время вторжения Ганнибала. Покорить их смог только Цезарь.
Рим же извлек урок из этой истории. Город после этого сильно укрепили и Рим еще тысячу лет был неприступен. Пока варвары не захватили город в 476 году.
Полибий, наш самый достоверный источник, датирует галльское нападение на Рим девятнадцатым годом после битвы при Эгоспотамах, то есть 387 или 386 годом до н.э. Ту же дату мы находим у других греческих авторов. Ливий, пользовавшийся каким-то другим источником, указывает 390 год до н.э., однако большинство современных авторов считают эту дату результатом ошибки в хронологических расчётах.
18 июля 386 года до н.э. они разбили римскую армию в сражении у Аллии, левого притока Тибра, всего в нескольких километрах от города. Согласно Ливию, римское войско в тот день состояло в основном из новобранцев, которые пришли в ужас от одного только свирепого вида галлов и их боевого клича и обратились в бегство, не выдержав даже первого натиска. Галлы жестоко преследовали бегущих и рубили их в спины. На следующий день они появились у стен города, который к тому моменту покинуло большинство его жителей. Уехать отказались лишь старики-сенаторы да некоторое число молодых мужчин, которые, вооружившись, укрылись на Капитолии. Галлы разграбили и сожгли город, перебив тех, кто не успел эвакуироваться. Однако их попытка сходу захватить Капитолий не увенчалась успехом из-за отвесных склонов холма. Защитники отразили и попытку ночного нападения, когда в дело так весьма кстати вмешались гуси из храма Дианы. Некоторое время, от трёх дней до семи месяцев, галлы осаждали Капитолий, но затем ушли, удовлетворившись получением 1000 фунтов золота в качестве выкупа.
Версии дальнейших событий в различных источниках существенно разнятся. Наиболее лестная римскому сознанию история гласила, что на обратном пути на галлов напал Марк Фурий Камилл, который собрал под своим началом беглецов от Аллии. В сражении, состоявшемся на восьмой миле по Габийской дороге, галлы были разбиты, а золото вернулось в сокровищницу на Капитолии. За этот подвиг благодарные соотечественники почтили Камилла титулом отца отечества и второго основателя города.
Версия о гибели галлов при возвращении домой знакома также Диодору Сицилийскому, который пользовался какими-то другими источниками. Правда, победителями он считает не римлян, а этрусков из Цере, которые напали на галлов ночью, когда те расположились лагерем где-то на Травсинской равнине. Ту же историю рассказывает Страбон. Согласно другой версии Диодора, к которой примыкает и повествование Помпея Трога, галлы ушли из Рима на юг Италии, где нанялись на службу к тирану Дионисию Сиракузскому. Наконец, согласно Полибию, захватив и разграбив Рим, галлы ушли домой, поскольку их собственные земли в это время подверглись нападению соседей венетов.
Вести о разграблении Рима широко распространились среди современников этих событий и нашли отражение в ряде исторических сочинений. По тому, как в этих текстах самым непостижимым образом сливаются правда и вымысел, видно, как искажалась при распространении информация о событиях, происходивших в отдалённых частях обитаемого мира. Плутарх сохранил фрагмент из не дошедшего до нас сочинения историка Гераклида Понтийского, который рассказывал, что греческий город Рим, лежавший где-то на берегу Океана, был завоёван и разграблен варварским войском, пришедшим из земель гипербореев. Какие-то сведения об этих событиях имелись у знаменитого философа Аристотеля, который правильно идентифицировал нападавших в качестве кельтов и сообщал о спасении города неким Луцием. Знал об этом и Феопомп, автор «Истории Филиппа II Македонского», который живо интересовался событиями, происходившими в это время в Италии и на Сицилии.
Самовластный хозяин Сицилии
Вслед за античными коллегами современные историки с небольшими оговорками в целом признают достоверность этого события, однако их интерес ориентирован иначе. Отметая красочные подробности, которые никак нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, они ищут ответы на вопросы, которыми не задавались их предшественники.
Один из главных вопросов состоит в том, что же привело галлов в центральную часть Италии и почему они вообще напали на Рим, который находился далеко в стороне от их обычных маршрутов. Традиционный ответ состоит в том, что Рим пал жертвой мародёрствующей банды, отколовшейся от основных сил. Хотя эту версию и признаёт по умолчанию широкий круг авторов, однако она слишком уж контрастирует с масштабами события и военной мощью Рима, который только что сокрушил одно из могущественнейших государств южной части Этрурии. Чтобы получить ответ на этот вопрос, следует взглянуть на события под углом конфликтов, происходивших в это время не только вокруг Рима, но и в масштабах всей Италии. Выяснив, кто мог извлечь максимальную выгоду от этих событий, мы определим возможного виновника событий.
В этом контексте неожиданно зловещий оттенок приобретает фигура тирана Дионисия I Сиракузского (405–367 годы до н.э.). Он родился около 432 года до н.э. и выдвинулся на первые роли в ходе длительной и тяжёлой войны с Карфагеном. Утвердившись у власти в Сиракузах в 405 году до н.э., Дионисий развернул широкую военную программу, целью которой было подчинение всей Сицилии и изгнание оттуда карфагенян. С последними он вёл войны в 398–392, 382–374 и 368–367 годах до н.э., то одерживая победы, то терпя поражения. Во время последней войны Дионисий умер, так и не добившись своей цели.
Южная Италия также являлась сферой его интересов. В 388 году до н.э. Дионисий разбил коалицию италийских греков в битве у реки Эллепора, а через два года после долгой осады взял и разрушил могущественный Регий. Другие греческие города, в том числе Кротон, Локры и Гиппоний, вынуждены были признать над собой его гегемонию. В 384 году до н.э. Дионисий предпринял морскую экспедицию в Тирренское море, разграбив и разрушив этрусские Пирги.
Для военных походов тиран активно использовал наёмников греческого и италийского происхождения, в том числе кампанцев, самнитов и луканов. По его приказу в Сиракузах для них изготавливалось вооружение не только греческого, но и варварского образца, как о том сообщает Диодор Сицилийский. Это подтверждает и каменная плита в форме кельтско-италийского щита (scutum или thureos), найденная в Тавромении — одно из самых древних изображений такого рода.
Служили Дионисию и галлы, лишь недавно появившиеся в Италии. Те из них, которые напали на Рим, по версии Юстина, ушли затем на юг в Япигию, где предложили свои услуги Дионисию. О присутствии галльских наёмников на юге Италии и на Сицилии свидетельствуют многочисленные археологические находки, в том числе погребение знатного вождя, обнаруженное в Каноса ди Пулья. В 367 году до н.э. Дионисий даже переправил их на Пелопоннес на помощь своим союзникам спартанцам, воевавшим в это время против Фив. Необычный внешний вид галлов и их способ сражаться произвели сильное впечатление на Ксенофонта. Успешно повоевав в Греции в течении года, эти наёмники снова вернулись в Италию.
После 387 года до н.э. Дионисий основал на адриатическом побережье Италии ряд колоний. К северу от устья реки По была построена Адрия, южнее, в дельте реки — Спина, а далее к югу — Анкона. Другие колонии были выведены в Нуману, Лиссу и Фарусу. Многие из них располагались на месте существовавших поселений со смешанным греко-этрусским или греко-италийским населением. Очевидно, цель Дионисия состояла в том, чтобы взять под свой контроль маршруты морских коммуникаций между Италией и Балканским полуостровом. Определённые планы были у него на Коркиру и Эпир, где в 385 году до н.э. он попытался утвердить на троне царя Алкету. О торговой экспансии Сиракуз свидетельствуют находки сицилийской и южноиталийской керамики, а также монет. Анкона, расположенная вблизи занятой сенонами территории, была помимо прочего важным центром вербовки галльских наёмников. Отсюда целые армии начинали свой путь на юг Италии по крайней мере на протяжении последующих ста лет, пока в 284 году до н.э. область сенонов не перешла под власть римлян.
Римляне, этруски и галлы
Событием, которое позволяет связать все события в один общий узел, является морской поход против этрусков, предпринятый Дионисием в 384 году до н.э. с флотом из 60 триер. Для сиракузских тиранов такие походы стали своего рода традицией. В 474 году до н.э. Гиерон I разбил флот этрусков в морском сражении близ Кум. В 452 году до н.э. корабли сиракузян вновь нанесли поражение этрускам, изгнали их из Эфалии и разграбили побережье страны.
Дионисий избрал в качестве предлога для вторжения традиционное обвинение в пособничестве пиратам. Целью похода стали Пирги — гавань этрусского города-государства Цере, что было сделано не случайно: Цере издревле были известны своими союзническими отношениями с карфагенянами. В 539 году до н.э. цериты вместе с карфагенянами в битве при Алалии нанесли поражение кораблям фокейцев. В 1964 году в Пиргах были найдены датированные началом V века до н.э. золотые таблички с посвящением правителя города Тефарием Велианой, сделанные на этрусском и пунийском языке.
О ходе самой кампании нам известно из описания Диодора Сицилийского:
«Дионисий, нуждаясь в деньгах, (…) собирался ограбить священный храм, богато обеспеченный посвящениями, который был расположен в морском порту тирренского города Агиллы, а гавань называлась Пирги. Выступив ночью, он высадил своих людей, напал на рассвете и осуществил свой замысел; ибо он одолел немногочисленную стражу на месте, разграбил храм и захватил здесь не менее тысячи талантов. Когда мужи Агиллы появились, чтобы оказать помощь, он одолел их в бою, захватил много пленных, опустошил владения, а затем вернулся в Сиракузы. Из проданной добычи он выручил не менее пятисот талантов. Теперь, когда Дионисий был полностью обеспечен деньгами, он нанял множество солдат из разных стран и стал открыто готовиться к войне против карфагенян».
Можно предположить, что Дионисий не только хотел захватить военную добычу, но и пытался заблаговременно вывести из строя одного из наиболее серьёзных потенциальных союзников карфагенян. Ещё одно предположение состоит в том, что описанная Диодором военно-десантная операция могла быть лишь частью этой кампании, а военные действия на суше Дионисий вёл руками своих галльских наёмников. Аналогичным образом в 385 году до н.э. он действовал в Эпире, когда при помощи варваров-иллирийцев пытался посадить Алкету на трон молоссов. Это предположение могло бы объяснить появление галлов в средней Италии, в отдалении от обычных для них районов и путей коммуникации, а также их нападение на Рим, который в это время имел прекрасные отношения с Цере и, следовательно, воспринимался Дионисием как их потенциальный союзник.
Поскольку римские источники концентрируются на собственной истории, из них непросто извлечь информацию о роли в этих событиях Цере. Большинство ограничивается указанием, что цериты приняли у себя храмовые святыни, в том числе негасимый огонь Весты и самих дев-весталок, а также предоставили убежище покинувшим свой город римским беженцам. Зато Диодор упоминает, что именно цериты в ходе внезапного ночного нападения уничтожили галлов, возвращавшихся домой после разграбления Рима, и отняли у них захваченную добычу. Эта история известна и Страбону, который сообщает, что цериты вернули римлянам тысячу фунтов золота, которую те заплатили галлам в качестве выкупа. Помня о благодеяниях, оказанных им в тяжёлый час, римляне впоследствии заключили с церитами дружественный договор (hospitiumpublicum), а вскоре наделили их правами собственного гражданства.
В IV веке до нашей эры Рим подвергся вероломному нападению диких и воинственных галлов, что привело к появлению одной небезызвестной легенды.
Народ галлов
В V-III веках до новой эры галлы, кельтские племена, приносили много бед народам Европы. Особенно сильно страдали те народы, которые обитали на Апеннинском полуострове и в Малой Азии — галлы постоянно устраивали набеги, уничтожая население и разоряя города. Во многом благодаря агрессивности галлов и их постоянным разорительным походам они смогли расселиться на огромной территории. На юге народ галлов имел выход к Средиземному морю, а его северные территории простирались до Шотландского нагорья. Он прочно осел на территории всей Западной Европы и внушительной части Восточной. Сами римляне считали галлами лишь те племена, которые проживали на территории современной Франции и находились с ними в состоянии постоянной вражды.
Впервые римлянам и галлам было суждено столкнуться друг с другом в 391 году до нашей эры, когда племя сенонов, возглавляемое Бренном, перешло Альпы и напало на этрусков, разорив их города. После покорения этрусков, Бренн отправился на юг, намереваясь захватить Рим и стереть город с лица земли. Навстречу его армии вышли сорок тысяч мужчин Рима, которыми командовал военный трибун Квинт Сульпиций. Римляне хотели выступить против галлов, сразившись с ними на дальних подступах к городу.
Армия Сульпиция столкнулась с галлами у места, где река Аллия впадает в Тибр вблизи Рима 18 июля 390 года до нашей эры. Сорокатысячная армия римлян была разбита сенонами и позорно бежала с поля боя, значительная часть римлян в панике бросалась в воду и тонула в тяжелых доспехах. С тех пор 18 июля считалось у римлян неудачным днём.
Рождение легенды
Через несколько дней, Бренн вместе со своими воинами ворвался в Рим и начал кровавую бойню. Галлы врывались в дома, насиловали женщин и убивали детей. Галлы жестоко расправились почти со всеми сенаторами Рима. Уцелевшие жители смогли спрятаться на Капитолийском холме в крепости, которую продолжали удерживать. Полгода продолжалась осада Капитолия, защитники смогли отбить каждую попытку штурма со стороны галлов. Римляне постоянно недоедали, недосыпали и испытывали постоянное напряжение, что сказывалось на физических и моральных качествах в их рядах. В одну из ночей произошел случай, который положил начало целой легенде.
Глубоко ночью галлы, убедившись, что защитники укрепления спят, вылезли из-под обрыва, который находился под Капитолием. Находившиеся внизу воины поддерживали штурмующих, передавая им мечи и копья. Бренн полагал, что благодаря эффекту внезапности он сможет перебить оставшихся, измученным осадой, защитников Рима. Практически бесшумно галлы приставили лестницы к стенам крепости и постепенно стали подниматься. Никто не услышал приближения врагов, за исключением священных гусей, находившихся при храме богини Юноны — покровительницы материнства и брака. Они начали гоготать, чем и разбудили спящую стражу. Тем самым был дан сигнал приближающейся тревоги. Римляне пробудились от сна и смогли отбить вражеский приступ. С той самой ночи нам известна поговорка: «Гуси Рим спасли». Как правило, римляне употребляли данное выражение тогда, когда определенное случайное событие помогало им избежать серьёзных неприятностей и сохранить жизнь.
Поняв, что галлам не удастся взять Рим в ближайшее время, Бренн договорился с римлянами о снятии осады в обмен на внушительную контрибуцию. Рим выстоял под натиском галлов, а горькие, неприятные уроки данной войны поспособствовали скорейшему укреплению города.
Были ли гуси?
Некоторые древнеримские историки писали, что у римлян получилось сохранить золото и спасти город от разрушений. По одной из версий, диктатор Марк Фурий Камилл смог в короткие сроки собрать войско и напасть на воинов Бренна, изгнав их за пределы Рима. Древнеримский историк Тит Ливий в «Истории от основания города» говорил о том, что прогнать галлов Камиллу помог Луций Валерий, который руководил римской конницей. История со священными гусями при этом также упоминается.
В рассказе «Как гуси Рим спасли» Лев Толстой придерживается версии, изложенной Титом Ливием, упоминает о роли священных гусей в спасении Рима. Толстой рассказывает и о празднике в честь гусей-спасителей, где воздаются почести гусям и до смерти бьются палками собаки, проспавшие наступление галлов.
Отражение в искусстве
Помимо Толстого про гусей, спасших Рим от гибели, упоминают Иван Андреевич Крылов в своей басне «Гуси», Михаил Салтыков-Щедрин в романе «Пошехонская старина» (глава 10, разговор Никанора и Сашеньки). И всё же, в отличие от Толстого, который пересказывает историю Тита Ливия, серьёзно относясь ко всем её подробностям, они вносят эту историю в свои произведения для высмеивания определенных пороков общества, присущих людям их поколения.
Произошло это в первые годы существования Рима. На этот город напали галлы – кочевые племена. Они разгромили римское войско, и часть римлян спряталась на Капитолийском холме, защищенном скалами. Никак не могли галлы добраться до римлян. Но в один из дней они узнали о тайной тропе, которая вела на Капитолий. Галльский вождь Бренн собрал самых сильных и ловких воинов и отправил их по этой тайной тропе на римлян. В эту ночь измученные римские часовые уснули, и галлам удалось незамеченными пройти по тропе. Но их услышали ‘священные’ гуси, которые находились в храме Юноны. Они подняли шум. Часовые проснулись, подняли тревогу, и римляне отразили нападение галлов.
Дирекция одного из винных складов в Шотландии изобрела оригинальный способ охраны. Вот уже 20 лет бочонки, где дозревает виски стоимостью в триста миллионов фунтов стерлингов, днем и ночью охраняют… пернатые сторожа. И за это время не было похищено ни капли спиртного! Не требуется никаких замков и хитроумных запоров — при появлении посторонних гуси поднимают неимоверный гомон, причем птицы совершенно неподкупны — в отличие от собак, которые не всегда могли устоять перед «взяткой» воров. 80 гусей были зачислены в охрану завода по производству виски. Этот опыт был настолько удачным, что гуси стали работать сторожами и на других предприятиях страны.
В 390-м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль — Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.
Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.
С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет.