какой храм изображен на картине поленова московский дворик
В. Поленов Московский дворик. Церковь Спаса Преобр
Я снова смотрю на дорогой мне «Московский дворик». И опять не могу не думать о том, что нет уж тех белоголовых детишек, которые давно и выросли и прожили свои жизни, и ушли в страну, из которой никто не возвращался. Так хочется, чтобы праху им земля стала пухом, а души их пребывали в царстве небесном, которое нам всем обещает пятикупольное творение из белого камня на фоне голубого неба на этой же картине.
Для несведущих – церковь называется Спаса Преображения на Песках. И собственно только она и осталась с тех времен. И дожила даже до наших дней. Она пронзила плотный пласт времени с тем, чтобы остаться зримым и живым свидетелем своей эпохи. Ей более трехсот лет. Сколько времен уже пережил этот Божий храм, прежде чем его самого обессмертил Художник. И сколько поколений батюшек отдавали в ней долг служению Богу, окормляя свой приход. А сколько прихожан вошло в её не очень большое пространство, неся свои боли и печали, прося и выпрашивая у Бога всё, что только Он и может явить, как чудо. И сколько жизней отметились в нем от крестин до последних слов батюшки: «Ные отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. ». Сколько жизней прошло здесь, не оставив никакого следа. Только их тени незримые присутствуют среди нынешних прихожан, стоящих перед иконостасом. То есть среди тех, кто верит в жизнь вечную и в конечное торжество справедливости.
Храм, Всё в нем от икон да аналоя создано для мира иного. Мы входим в него и вторгаемся в пространство, все проникнутое присутствием Бога. Всё оно – для души. И все в нем противостоит плоти. Все в нем говорит о жизни вечной и о вечности души.
А всё для храма начиналось еще в первой половине 17 в. Когда не было ни скверика, ни дворика. А было место на окраине Москвы, прозванное Пески. Почему? Да и гадать не надо. Почва там была и есть песчаная. И принадлежали эти земли одному из стрелецких полков. Полки эти стрелецкие были расселены с семьями и всем хозяйством вдоль Земляного вала. Как правило полки вместе с землями носили имена начальников-полковников. Иные имена остались и поныне. Например в названиях площадей Зубовская, Сухаревская. Так вот церковь Спаса и была построена богомольными стрельцами. Как без неё. В середине века церковь была ещё деревянной. Но стрельцы были людьми не только богомольными, но и зажиточными. Налогов не платили. Вот и перестроили церковь в камень. Храм стал пятиглавым, бесстолпным, с тремя апсидами, с трапезной да и собственной колокольней.
А потом пришло время гонений. Не нужны стали стрельцы новому государю. Вспомним про печальною судьбу их полка при взгляде на знаменитую картину «Утро стрелецкой казни». И на место вставшим поперек власти мятежникам пришли другие жители. Верноподданные купцы, дворяне, офицеры, мещане. Но церковь осталась. Потому как без веры тем же мещанам-дворянам. А потом был еще и 1812 год. Пришли иноземцы. Разграбили, разорили, испоганили православный храм. А потом они ушли –и храм восстанавливали. Не сразу. Очень долго восстанавливали.
Я узнал одну интересную деталь. Одним из старост храма был Сергей Петрович Тургенев – двоюродный брат Ивана Тургенева. И быть того не может, чтобы и знаменитый и великий уже и при жизни автор «Записок охотника» не захаживал в храм. Тем более, что одно время он и жил у матушки своей не так далеко. На Остоженке. Да и не только он.
Вот Пушкин непременно был в нем тоже. Да и как же ему не зайти в эту церковь, если ныне его изваяние смотрит просто в упор на неё из близлежащего скверика. И счастливые послесвадебные дни он провел в и ныне существующем доме в ста пятидесяти метров от храма.На улице Арбат.
А потом пришло иное время. Храм был закрыт в 1933 году. И слава тебе Господи, что богоборцы не снесли его. Ну, в коммуналку его, конечно, не превратили, Как, например, музей А. С. Пушкина, бывший с тридцатых годов именно большой коммуналкой. И складом он тоже не стал. Селились в нем разные чиновничьи организации.
И при этом не будем отрицать и тот факт, что эти материалисты вовсе и не отрицали нашу историю вообще. Всю историю, все наши родовые корни, всю нашу культуру. Часто как аргумент против власти, установившуюся после 17 года, приводят строку из Интернационала. Вот, дескать, сами же пообещали все разрушить «до основания, а затем…» Ну надо же так передёрнуть. Ну хоть бы вчитались в достоверный текст. А текст такой: «Весь мир НАСИЛЬЯ мы разрушим до основания, а затем…» Вчитайтесь и почувствуйте разницу.
И скажите мне, разве не богоугодным делом занимались взрослые люди, вкладывавших столько лет свою душу и талант в сотворение милых добрых существ. Оживляя их, как и сам бог-творец, на радость всем нам. И какое огромное воспитательное воздействие они оказывали на столько поколений наших детей. И всё ещё, к счастью, оказывают. Что сподобило даже папу Римского сказать во времена ещё самые советские, что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос добрым и человечным, то дайте ему посмотреть наши мультфильмы.Советские. Да именно так и сказал. И попробуйте мне доказать, что Папа был не прав. Особенно на фоне всяких там мультяшек о Томи и Джерри, наполненных драками и мордобоем.
Ребёнок в сказке, в доброй сказке, постигает мир, в который он явился во всем своем природном желании его познать, Сказка куда как нагляднее и глубже, чем даже в жизни, ему и расскажет, что такое добро и зло. Наглядно и выпукло он увидит в сказке, как добро всегда держит верх над злом. Иначе и зачем жить. Иначе даже и в глазах ребенка жизнь теряет всю свою привлекательность и еще неосознанно и сам её смысл. И в этом смысле она наставляет наилучшим образом неискушенное юное существо на путь истины.
То есть так парадоксально получается, что мультипликаторов и батюшку объединяло одно. А именно, совместно они вносили в души детские доброе и вечное. И вклад мультипликаторов в это дело был не меньшим, а может быть и большим. Да, конечно, несравненно большим. Потому как, скажите мне, много ли входит ныне в церковь Спаса Преображения окрестных прихожан? Ну так сотни две-три, не считая любопытный интуристов. А вот у Чебурашки, доброго и милого, было и есть миллионы и миллионы почитателей. И не только в нашей стране.
Ее увековечил Василий Поленов: утвержден предмет охраны церкви Спаса Преображения на Песках
Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны церкви Спаса Преображения на Песках. Храм начала XVIII века расположен неподалеку от улицы Арбат.
Именно эту церковь изобразил Василий Поленов на картине «Московский дворик». Знаменитое полотно художник написал в 1878 году.
«Церковь Спаса Преображения на Песках — одно из ярчайших произведений московского зодчества. В предмет охраны включили все подлинные элементы этого уникального памятника, в том числе и архитектурный декор фасадов. Они украшены разнообразными элементами: кокошниками с раковинами, поясами, колонками и полуколонками разных видов, в том числе в форме кувшинов. Отдельного внимания заслуживают монументальные эклектичные ворота ограды, соединенные с колокольней. В конце XIX столетия они стали частью здания церкви и главным входом в храм. Ворота облицованы белокаменными плитами, украшены лепным декором, а также бриллиантовым рустом (так называют обработку поверхности в виде многогранников, напоминающих ограненные алмазы)», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Кроме того, эксперты отметили ценность шатровой крыши колокольни с тремя рядами слухов (проемы в гранях шатра, обычно оформленные наподобие окон). Специалисты изучили и интерьеры церкви. Они утвердили ценность сводчатых перекрытий и сводов Монье, внутристенной лестницы на колокольню, которая сохранилась еще с XVIII века, а также каменных плит и металлических решеток на окнах.
Церковь Спаса Преображения на Песках — объект культурного наследия федерального значения. Здание находится под охраной государства. Любые реставрационные работы в нем могут проводиться только с учетом утвержденного предмета охраны по согласованному Мосгорнаследию проекту и под контролем специалистов ведомства.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
I Love Cucito Speciale №10 2021 Издательство: Sprea SPA Язык: Итальянский Красочный ит.
Идеальный джемпер Идеальный джемпер. Японский метод точного моделирования вязаной одежды на лю.
Пэчворк №3 2021 Журнал предлагает модные идеи для домашнего творчества. Издание позволяет чита.
Love Of Quilting №156 2021 Издательство: Peak Media Properties, LLC Язык: английский Ж.
—Постоянные читатели
—Статистика
«Московский дворик» Поленова
Церковь Спаса Преображения, что на Песках и «Московский дворик» Поленова
Это церковь Спаса Преображения, «что на Песках», которую, пусть и не зная названия, все равно знают почти все, так как именно она изображена на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Больше от того самого уютного дворика ничего не осталось.
Сначала немного о церкви, а потом об истории картины и эскиза к ней.
Московский дворик. 1878
Холст, масло. 64,5×80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли «большой деревней». Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия – «отрадное», по выражению художника Серова, и передает светлые чувства автора.
Из монографии Э.Пастон
Летом 1877 года Поленов снял квартиру в Трубниковском переулке и окончательно поселился в Москве. Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте-этюде «Московский дворик» (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года.
Перерабатывая первоначальный этюд к картине, Поленов стремился наиболее точно выразить свое впечатление от Москвы. Он «населил» дворик людьми, уточнил композицию, увеличил формат полотна по горизонтали. Теперь в поле зрения справа попала еще одна церковь с колокольней и стоящий перед ней белый особняк. Церковь ближнего плана он выдвинул из-за наполовину скрывавшего его дома к центру, а сам дом разместил так, что стали видны его портик с колоннами. Таким образом, архитектура стала доминировать в картине, придавая обыденному пейзажу праздничную приподнятость.
Лирическое восприятие Поленовым непритязательного мотива городского пейзажа роднило его искусство с творчеством Алексея Саврасова. Можно найти безусловные переклички «Московского дворика» с прославленной картиной Саврасова «Грачи прилетели», экспонировавшейся на первой выставке передвижников в 1871 году. Сближала их эмоциональная наполненность, простота избранного мотива, поэтичность обоих произведений, использование художниками в пейзаже образов древнерусского зодчества, сочетание их с бытовыми постройками. Но именно эта близость с саврасовским полотном позволяет при сравнении выявить своеобразие творчества Поленова, то новое, что внес он в поэтику русского пейзажа.
И Поленов, и Саврасов не случайно выбрали каждый «свое» время года. Они выявляли состояния природы, созвучные их настроению, и акцентировали их. Так же, как Саврасов, подчеркивая холод раннего марта, очень тонко и с виртуозным мастерством передал состояние переходности, сам момент изменений в природе, Поленов подчеркнул устойчивое настроение радости, которое дает погожее летнее утро. Радость в пронизанности всей картины мягким солнечным светом, в ясной синеве неба, в чистых светлых красках, теплоте цветовой палитры.
Картина, подытоживающая ранний и открывающая зрелый период творчества художника, стала крупной вехой и в развитии русской пейзажной живописи на пути освоения ею пленэра и создания пейзажа-настроения.
Московский дворик. 1877
Вариант одноименной картины
Холст на картоне, масло. 49.8×38.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из монографии Т.В.Юровой
Обращаясь, как и Саврасов, к изображению крайне простого и непритязательного мотива, Поленов вкладывает в него всю силу своей любви к жизни, к людям, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи. В картине Поленова все привлекательно, все дышит правдой, все внушает теплое человеческое чувство: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой светло-зеленой травы, и покосившиеся хозяйственные пристройки.
Сравнение этюда 1877 года с картиной позволяет проследить, в каком направлении велась работа над произведением, какие моменты художественного образа Поленов пытался усилить, какие чувства и мысли ярче выразить.
История одного шедевра: “Московский дворик” Василия Поленова
“Отправляю вам что поприличнее….” Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда решаешь проблему в последний момент, сдаешь хоть что-нибудь. Так получилось, что скромная картина, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника.
Москва — большая деревня. Вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.
Сопоставление вида московского дворика с картины Василия Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года
Храм Спаса Преображения на Песках, 1882
«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.
Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.
Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.
Василий Поленов и Савва Мамонтов
Поленов родился в Петербурге, но в детстве жил с семьей на Русском севере, в Карелии. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил землю и построил дом по собственному эскизу. Ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области.
Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».
Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.
Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.
Очень люблю эту картину. Что испытываю, глядя на неё? Умиротворение.
Пост бы смотрелся завершённым если бы было показано современное место того домика. Это было бы реально интересно.
Портрет
Море моря
Покажу вам сегодня свежее, отфографированное.
Да, я помешалась на лучах солнца)) в работе ещё две картины с этим явлением. Кажется, пока я не завешу солнцем все стены мастерской я не успокоюсь.
Самое то в самый тусклый и унылый месяц года.
Столкнулась с проблемой, что я не умею фотографировать картины( или нужен другой объектив на мою системную камеру…
Как это не странно, на телефон снимки получаются точнее. Надо экспериментировать, а это тяжело в условиях ноябрьского света, точнее его отсутсвия)))
Зато в гости приходил фотограф, пофотографировал меня немного 😊
Надо было отжать у него камеру)
Новая работа «Два солнца»
Картина написана маслом на холсте 40х60 см. Прикрепил фотографии фрагментов работы😊✨
Ахматова, Андреев, Гумилёв и Пушкин
Так получилось, что я рисовала Анну Ахматову несколько раз. Первый раз я рисовала Анну Андреевну в 2017-ом году. Тогда я создала просто огромную для меня на тот момент картину формата А2 для выставки, которая ездила по городам России и даже выезжала за границу.
Картину я назвала «Возвращение» в честь одноимённого стихотворения Ахматовой.
Два следующих рисунка были созданы для печати открыток и сувениров в Торжке, в 2018-ом и 2019-ом году.
Помимо Анны Ахматовой, я нарисовала ещё Николая Степановича Гумилёва, Леонида Николаевича Андреева и, конечно, Александра Сергеевича Пушкина, куда же без него))
На самом деле, я бы очень хотела продолжить серию выдающихся деятелей России, и, в особенности, Тверской области. Причём, я бы расширила диапазон портретов с поэтов и писателей до музыкантов, художников и общественных деятелей.
Возможно, когда-нибудь я это сделаю. Я бы и эти рисунки перерисовала бы ещё раз))
Около болот
Самая дорогая вещь
Я сам из детского дома. И стремился поступить не в пту как многие, а всё таки окончить интересное мне учебное заведение. А интересно мне было художественное образование.
Когда я уже был в старших классах, я решил что одной изостудии будет мало для подготовки в художественное училище (у нас при интернате своя изостудия была) и решил записаться еще и в художественную школу.
И вот однажды мы сидели писали яблоки акварелью. А преподаватель ходила по классу и нам помогала. Так она подошла ко мне взяла кисточку, наклонилась и спросила: Вить, а где твоя акварель?
Я невозмутимо говорю: так вот же и показываю на свою медовую акварель с 12 цветами.
Она говорит: Нет этим у нас не пишут. Нужна профессиональная акварель. «Невская палитра».
Помню в мою сторону посмотрели все в классе. И мне в тот момент было так стыдно, что я из детского дома. И что у меня нет такой дорогой акварели. На перемене я собрал свои вещи и расстроенный пошел в детский дом.
Там меня встретила моя преподавательница по изостудии Ольга Игоревна и спросила меня чем это я так опечален.
Я рассказал ей, что больше в «художку» не пойду т.к. не хочу появляться там со своими красками. Она конечно успокоила меня, напоила чаем и сказала, что в художку ходить все же нужно. Потому что в училище нужно быть серьезно подготовленным, а в изостудии подготовиться очень сложно. И много еще было аргументов которыми она меня убеждала и успокаивала.
Наверное такие случаи и делают сердце мягче, а человека чувствительным к чужим бедам.
На следующий день когда я пришёл в изостудию, Ольги Игоревны не было, но на столе лежала акварель «Невская палитра», профессиональные кисти и записка: Учись Витек! У тебя все впереди!
Это поистине самая дорогая акварель в моей жизни.