какой храм на селигере
5 удивительных фактов о Ниловой пустыни
Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.
За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.
Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.
Предсказание первому царю
Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.
Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.
Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.
С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.
Бриллианты для архимандрита
Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.
Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.
Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.
О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно
Пустынное барокко
Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.
Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.
Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.
Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.
В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.
С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.
Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.
По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.
Предтеча Ломоносова
Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.
Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.
Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.
Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.
Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.
В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.
Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.
Оковецкие чудеса
История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.
«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.
Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.
В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.
В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
В Нило-Столобенскую пустынь теперь можно подать записки о здравии и упокоении через официальный сайт монастыря.
На официальном сайте обители появился специальный раздел (https://nilostolobenskaia-pustyn.ru/treba/), в котором вы можете подать записки о здравии/упокоении своих близких и сродников для поминовения их за монастырским богослужением.
Чтобы заказать поминовение, вам нужно выбрать его вид (о здравии или об упокоении), определить его длительность, а также указать, во время какой службы следует молитвенно поминать ваших близких. Пошаговую инструкцию для оформления каждого вида записок вы найдете на нашем сайте.
Личная забота о храме, даже через небольшое посильное пожертвование, свидетельствует о вашей любви к Богу и храму, где Он присутствует Своей благодатью!
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
Необычные фрески Ниловой пустыни
Мало кто обращает внимание на тот факт,что Богоявленский собор нашей обители до революции имел необычные фрески на своих стенах.
И речь здесь идет,конечно, не о внутренней росписи, а о внешней. Да-да, дореволюционные фотографии сохранили для нас этот необычный факт.
Показать полностью.
Оказывается, на двух барабанах главного собора монастыря с внешней стороны между световыми окнами находились фрески святых в полный рост.
Как видим совсем скудная информация.Традиционно, внутри барабана располагают изображения апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.
А вот в древних храмах снаружи, в простенках между окнами помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков. И вот скорее всего именно такое изображение было когда-то и в Ниловой пустыни.
Это лишь предположение, не имеющее документальных подтверждений. Но во всяком случае хочется верить,что так именно и было.
Кстати, когда-то и Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры имел внешнюю роспись вокруг светового барабана (см 5 фото в ленте).
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
В Нило-Столобенской пустыне состоялись праздничные богослужения в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
3 и 4 ноября в монастыре преподобного Нила Столобенского молитвенно почтили образ Пресвятой Богородицы Казанской.
Празднование установлено в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
В среду вечером в Богоявленском соборе монастыря при стечении паломников было отслужено торжественное всенощное бдение с литией. Самый день праздника, 4 ноября, начался пением молебна с акафистом Пресвятой Богородице, после которого наместник монастыря архимандрит Стефан совершил Божественную литургию. Ему сослужила братия обители в священном сане.
По завершении Божественной литургии архимандрит Стефан обратился ко всем присутствующим с пастырским словом.
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
Мужской монастырь НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ запись закреплена
Мало кто знает, но к началу 18 столетия император Петр l превратил нашу обитель в место ссылки. В течение всего XVIIl века сюда ссылали неблагонадежных, как церковных деятелей, так и гражданских.
Новшества петровского времени в Ниловой пустыни проявились, вероятно, особенно болезненно: в монастыре на острове Столобное был введен полицейский надзор, который осуществлял Пахомий Никитин, монах-инквизитор, как его называли.
Показать полностью.
А. В. Рачинский в своем историческом труде про Нилову пустынь («Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования», М., 1876) отмечал, что Пахомий вмешивался во все дела обители, ввел развращающую монастырскую общину систему доносов. Пахомий пользовался большими льготами в монастыре, но в конце концов за свое аморальное поведение был отозван в Санкт-Петербург.
В XVIII столетии на остров Столобное, отдаленный от столиц и крупных городов, власть ссылала под надзор неугодных ей политических и церковных деятелей.
Среди них оказался митрополит Крутицкий Игнатий, в 1712—1719 годах являвшийся епископом Суздальским и Владимирским. Он поддерживал первую жену Петра I царицу Евдокию Федоровну Лопухину, насильно постриженную в Покровский монастырь в Суздале. Владыка Игнатий был наказан за то, что отдавал ей почести как царице. Митрополит Крутицкий Игнатий находился под надзором в Ниловой пустыни с 1721 по 1727 год.
На остров Столобное был сослан бывший епископ Карельский Аарон, он находился здесь с 1723 по 1727 и с 1730 по 1740 год.
В конце 1724 года также в обитель преподобного Нила был сослан архимандрит Антониева Новгородского монастыря Серапион (Аничков).
Несмотря на то, что обитель явилась для вышеозначенных лиц местом ссылки, они по освобождении хранили о Ниловой пустыни добрую память.
Митрополит Крутицкий Игнатий укрепил берег острова дубовыми сваями, которые сохранились до сего времени. Владыка привел в порядок рощу на острове; работал сам, а также на собственные деньги нанимал работников. После окончания ссылки он присылал в Нилову пустынь деньги на строительство храмов и для приема богомольцев.
Епископ Карельский Аарон помог Ниловой пустыни получить от императрицы Анны Иоанновны значительные пожертвования.
Архимандрит Серапион оставил нашему монастырю после своей кончины значительные денежные средства.
Все эти исторические моменты свидетельствуют с одной стороны, что гражданская власть того времени воспринимала нашу обитель исключительно, как место исправления для неугодных лиц, а с другой стороны теплое отношнение к обители преподобного Нила со стороны ссыльных, свидетельствует о том, что монахи Ниловой пустыни по доброму относились к каждому человеку, который переступал через святые ворота монастыря.
Нило-Столобенская мужская пустынь
Содержание
История [ править ]
Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.
В 1528 году на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. До этого в течении тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкапывает в горе небольшую пещеру, где проводит зиму. В 1529 году он строит на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался, в 1560 году над его могилой была возведена часовня.
В 1591 году на остров приходит иеромонах Герман, который течении нескольких лет и при помощи нескольких человек возводит на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с пределом во имя святого Василия Блаженного.
В 1594 году «островитяне» получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год становится годом основания монастыря.
В 1610 году монастырь был разорен в результате литовского нашествия.
В 1622 году в монастыре была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 году на месте сгоревшего первого храма Богоявления Господня был возведен новый деревянный храм. Также на территории монастыря были устроены больничные и гостиные кельи, монастырь обнес оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.
В 1665 году в монастыре произошел пожар, который уничтожает дотла все основные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами.
27 мая 1667 года при закладке нового каменного Богоявленского собора были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. В 1671 году завершается возведение первого каменного Богоявленского собора и в него переносятся святые мощи преподобного Нила.
В 1680-1698 годах была построена Казенная палата с казначейскими кельями. В 1751 году к палате пристроили архиерейские кельи.
В 1699-1701 годах северо-западном углу соборного двора был возведен храма преподобного Нила, который позднее стал храмом Всех Святых.
Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке. Руководил работами подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодаренный мастер. Более десяти лет он проработал в Ниловой пустыни. На месте старых Святых ворот Фома Павлов возвел в 1751-1755 годах каменную надвратную церковь во имя преподобного Нила Столобенского, напоминающую надвратную церковь Донского монастыря в Москве. До 1832 года она была увенчана пятью главами, четыре из которых были разобраны.
В 1760-1764 годах была построена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла над восточными воротами. Иконы для ее погибшего иконостаса писал Б.Е. Уткин — представитель известной фамилии осташковских иконописцев. В 1764 году обитель стала одной из немногих, причисленных к первому классу. Видимо свою роль в этом сыграла канонизация преподобного Нила, которая состоялась в 1756 году.
В 1777-1781 годах иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева была построена церковь Иоанна Предтечи, которая была освященная 27 декабря 1781 года архимандритом обители Иоанникием.
В 1782 году начали сооружать двухэтажный корпус для почетных гостей, который закончили только в конце XVIII века. В то же время был построен трехэтажный странноприимный дом.
В 1784-1788 годах в стороне от главных построек монастыря, на небольшом мысу, была сооружена Крестовоздвиженская церковь. Ее великолепное лепное убранство было выполнено осташковским мастером Кондратием Конягиным.
В XVIII веке Нило-Столобенская пустынь была едва ли не самым почитаемым монастырем во всем Верхневолжье. В 1820 году её посетил император Александр I Павлович. А через год в монастыре развернулось активное строительство, и многие постройки той поры сохранились до наших дней. В 1833 году возводится новый каменный Богоявленский собор. А в 1838 году проводится реконструкция строений соборного двора.
В 1851 году вокруг острова Столобный сооружается гранитная набережная.
В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после прихода в 1917 году к власти в России большевиков ее жизнь быстро пошла на спад. 25 февраля 1919 года была кощунственно вскрыта рака с мощами преподобного Нила Столобенского. А позднее его мощи были вывезены из обители и помещены в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Нило-Столобенская обитель была разграблена, из монастыря новые властители изъяли более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей.
В 1928 году в монастыре отслужена последняя литургия. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась вначале трудовая коммуна, а затем колония малолетних преступников. С сентября 1939 года по май 1940 года корпуса монастыря используются как лагерь для военнопленных. Здесь содержались в заключении военнопленные войска польского, которые в мае 1940 года почти все были расстреляны.
С 1941 по 1945 годы монастырские корпуса переоборудованы под военный госпиталь. С конца 1945 года на территории монастыря повторно разместили колонию для несовершеннолетних. А в 1960 году в монастырских корпусах разместили дом престарелых. В 1960-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры.
С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь в уцелевших к тому времени монастырских строениях открывают турбазу «Рассвет». И уже к 1988 году они приходят в полный упадок, и дальнейшее использование их без капитального ремонта становится невозможным.
В 1990 году решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни был передан в пользование Русской Православной Церкви.
В 1991 году первую литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора обители совершает архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник).
В 1995 году состоялось торжественное перенесение святых мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь.
Современное состояние [ править ]
В 2000 году состоялось прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномученика Виталия, священномучеников Петра и Вениамина.
В 2003 году были обретены мощи святителя Нектария (Теляшина). Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Утраченные святыни [ править ]
Архитектура [ править ]
К началу XX века Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленский собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую городскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высокой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архиерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию острова. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистических особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.
Монастырские корпуса соборного двора [ править ]
Корпуса гостиного двора [ править ]
К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келлий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям.
Архиерейская пристань [ править ]
Напротив святых восточных ворот обители в 1813-1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из города Осташков в праздник обретения св. мощей Преподобного Нила Столобенского.
Надвратная Светлицкая башня [ править ]
Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся.
Набережная монастыря [ править ]
Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течении 18 лет в 1833-1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф. Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица.
Хозяйственные строения [ править ]
К югу монастыря по берегу залива озера, расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее- рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие келлии, далее гараж, столярня, молочня и скотный вор, корпус бывшей пивоварни реставрируется.
Богоявленский собор [ править ]
Собор построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен 10 сентября 1833 года Архиепископом Тверским Григорием. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.
На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского. В настоящее время ведутся работы по внутреннему оформлению убранства собора.
Храм всех святых [ править ]
В северо-западном углу соборного двора находится самый старый храм монастыря – храм всех святых. Небольшой четырехугольный храм, первоначально пятиглавый, впоследствии в 1832 году увенчанный ротондой с одной срединной главой, был построен в 1699-1701 годах и до перестройки алтаря в 1723 году называвшийся церковью преподобного Нила.
Во время постройки Богоявленского собора она заменяла соборную церковь и в ней на это время были поставлены мощи преподобного Нила. Также называлась больничной церковью, так как в пристроенном корпусе прежде находилась монастырская больница.
В соответствии с программой восстановления памятников Министерства культуры в конце 2010 года в храме начались восстановительные работы – восстановление стен и крыши-ротонды. К моменту начала восстановления храм был значительно разрушен, и потребуются продолжительные работы для восстановления его в первоначальном виде.
Храм преподобного Нила Столобенского [ править ]
Надвратный храм преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием. Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом. Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в городе Москве.
Петропавловский храм [ править ]
На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь Петра и Павла. Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиков», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас храма был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых. Такими же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё его внутреннее убранство.
Иоанно-Предтеченский храм [ править ]
Храм расположен на западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году была построена каменная часовня. Каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах.
В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера святого являлась особо почитаемым местом среди паломников. Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст», и многие, обращаясь к святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С. Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище.
При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.
Крестовоздвиженский храм [ править ]
Храм воздвигнут на юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиков».
Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом. Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Добраться до Ниловой пустыни из Москвы или Санкт-Петербурга на общественном транспорте, минуя Осташков, невозможно. До Осташкова из Москвы ходят поезда (с Ленинградского вокзала) и автобусы (от станции метро «Тушинская»). Из Санкт-Петербурга — поезд до Великих Лук с Московского вокзала. Этот поезд ходит только летом, в иное время года возможен следующий вариант: скорым поездом до Бологого, а затем на великолукском поезде (по своему статусу он пригородный, так что о наличии билетов в кассе можно не беспокоиться) до Осташкова. Кроме того, ходят автобусы Тверь — Осташков. От Осташкова до Ниловой пустыни — рукой подать. Доехать можно на автобусе. Или — на теплоходе с речного вокзала (это, естественно, «сезонный» вид транспорта, да и места не всегда бывают). Автомобилисты должны следовать по трассе Москва — Санкт-Петербург до Торжка, затем по дороге Торжок — Кувшиново — Осташков. Не доезжая до Осташкова (возле заправки), повернуть направо и ехать прямо до деревни Сорога. Здесь повернуть налево, на второстепенную дорогу, и через 14 километров будет деревня Светлица — и дамба к монастырским воротам.
Адрес: 172757, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица.