какой метод обучения детей в доу относится к традиционно выделяемому по источнику знаний
Контрольная работа по педагогике на тему: ««Методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
2.Глава II. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения….…. …6
3.Глава III. Познавательная ценность практических методов обучения………………9
Список использованной литературы……………. ……………………………………13
В контрольной работе автор ставит цель: изучить методы и приемы педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В ходе работы были сформулированы следующие задачи:
-прочитать и изучить литературу по данной теме;
-познакомиться с классификацией методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста;
-узнать, какие необходимы требования к наблюдению как методу обучения;
-изучить познавательную ценность практических методов;
-познакомиться с игровыми методами работы;
-сделать соответствующие выводы.
Глава I . Классификация методов и приемов обучения детей дошкольного возраста
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Рассказ воспитателя : должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
Каждый из них имеет свои особенности.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
-метод проблемного изложения материала.
Глава II . Дидактические требования к наблюдению как методу обучения
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы: их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.
Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п. Содержание занятий, связанных с наблюдением, постепенно усложняется: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется план его, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними.
Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.
Для ознакомления детей с животным и растительным миром, природными и общественными явлениями организуются наблюдения, планомерное, более или менее длительное изучение предметов или явлений окружающего мира. Целенаправленное наблюдение может осуществляться только при руководящей и направляющей роли учителя, а наиболее глубокое осмысление наблюдаемых объектов возможно в процессе дальнейшей активной и познавательной деятельности школьников.
Для наблюдения выбираются такое место и такие моменты, которые позволяют детям увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта; вопросы и указания должны привлечь внимание детей к разным признакам наблюдаемого объекта. Во время наблюдения все внимание должно быть направлено на объект. Наблюдениям предшествовать беседа, в которой выявляются знания о наблюдаемом объекте, возможные ошибочные представления, даются указания, на что следует обратить внимание.
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований: объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления; должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ); планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов; объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.); учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; наблюдение должно сопровождаться точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия; усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре).
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Педагог помогает детям овладеть деятельностью наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию его, помогает выделить в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки.
Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.
Консультация «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС до»
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого– возрастным и индивидуальным особенностям.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
прогулка,которая состоит из:
— наблюдений за природой, окружающей жизнью;
— труда в природе и на участке;
— самостоятельной игровой деятельности;
дежурство детей по столовой,на занятиях:
— труд в уголке природы;
Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
• сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Работав детском саду ведется по следующим направления:
Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.
Обновление содержания образования требует от педагогов:
— применения новых современных форм работы с детьми;
-интегрированной образовательной деятельности;
-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;
-игровые обучающие ситуации;
-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационныхи коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки, а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.
Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.
Игру, как метод обучения, люди используют давно.Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.
Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.
В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты
нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать,что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.
Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.
Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей.Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.
Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии – мощный фактор повышения качества экологического воспитания.
Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.
Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т. к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов?Причин тому несколько:
1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,
3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т. п.).
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
Татьяна Кругленко
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»
Основные педагогические понятия
Включает такие понятия,как:
— Самовоспитание- процесс самоусовершенствования личности.
результат воспитательных воздействий будет положительным,если:
1) сам ребенок проявляет активность;
2) реализуется потребность ребенка в любви;
3) личность эффективно развивается.
1) преемственные образовательные программы;
2) сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы;
3) органы управления образованием.
— учение- деятельность учащихся по овладению знаниям, умениями и навыками.
соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, которые проявляются в переживаниях, суждениях и поступках.
Методы обучения – способы работы педагога, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.
Классификация методов: наглядные, словесные, практические, игровые.
Классификация по средствам воспитания:
1. Воспитание словом;
2. Воспитание делом
3. Воспитание ситуацией
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
— поддерживать и направлять потребность ребенка в активности;
— учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями;
-принцип терпимости к ребенку;
МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Методы изучения передового педагогического опыта.
5. Изучение педагогической документации – метод сбора фактических данных, характеризующих педагогический процесс.
В педагогике выделяют две группы факторов:
Влияние внутриутробной среды и формирование организма ребенка в утробе матери изучает пренатальная педагогика.
Пренатальное развитие психики- дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.
Социальная среда:
Является ведущим социальным фактором развития личности. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления человеческой личности. Необходимо познать действия определяющих факторов формирования личности и научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания
человека и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей.
Поэтому воспитание как целенаправленный процесс в силах скорректировать воздействие неблагоприятных факторов и использовать действия благоприятных факторов.
Исходя из этого,факторы развития классифицируются по двум направлениям:
СРЕДСТВА:
Разные виды игр по-разному действуют на умственное развитие:
закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность детей.
Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата.
4. Труд. В процессе трудовой деятельности происходит практическое обследование предметов, ознакомление с теми свойствами, которые они претерпевают в ходе действий с ними.
Так как умственное воспитание непосредственно оказывает влияние на всесторонне развитие детей, то все формы организации воспитательно-образовательного процесса могут использоваться для умственного развития.
РАЗДЕЛ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
— целенаправленное развитие ощущений и восприятий, которые представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета.
Научить действиям обследования предмета.
Формировать представления о сенсорных эталонах.
Развивать чувствительность анализаторов.
Учить правильно называть свойства предметов.
Учить ориентироваться во времени и в пространстве.
Развивать речевой и музыкальный слух.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, приемы и средства воспитания Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.
Средства, методы и приемы физического воспитания Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются.