какой метод обучения грамоте принят в современной методике
ВЕДУЩИЙ МЕТОД И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 1.
В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и школьный опыт показывают, что дети, приходящие в I класс, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
Следует уточнить, что под методом обучения в методической науке понимаются способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи, а приемом считается такое варьирование действий учителя, а в связи с этим и действий учащихся, которое ведет к более рациональному использованию метода работы учителя, избранного им для реализации конкретного содержания отрезка программного материала по русскому языку.
В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, которая является залогом успешности освоения грамотного письма.
В современной начальной школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.
О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил еще К. Д. Ушинский. С тех пор — более чем за сто пятьдесят лет — произошли значительные изменения в развитии методической науки: исследования физиологов и психологов позволили выявить место звукового анализа в системе обучения чтению и письму, определить сущностные характеристики анализа и синтеза как связанных, но различных по структуре умственных действий. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д. Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.
Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по его букварю. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа, по мнению современных психологов, связано с рядом трудностей.
В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрел слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введен В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение этого термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом — согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Дается обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели: артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).
Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В. Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы на уроках грамоты.
Методы обучения русской грамоте: современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения русской грамоте.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения русской грамоте: современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения русской грамоте.
Настоящее время характеризуется, в большей мере, инновациями во всех сферах жизнедеятельности. Новообразования произошли и в сфере образования, но какие-либо новшества не появлялись «фундамент», заложенный ранее, никогда не исчезнет. В дисциплине «Обучение грамоте» таким фундаментом являются методы обучения. Есть многообразие трактовки понимания, что такое метод обучения, но в педагогической деятельности одним из основных принимается трактовка Ю.К. Бабанского. В его представлении метод обучения это – «способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» [1].
Симеон Полоцкий, Карион Истомин, В.А. Золотов, Н.А. Корф, К.Д. Ушинский и др., ученые и педагоги русской школы, которые занимались разработкой методов обучения грамоте для того, чтобы успешно сформировать у учащихся механизмы чтения и письма. Из большого числа методов, распространёнными методами обучения грамоте стали: буквослагательный метод, звуковые методы, звуковой аналитико-синтетический метод.
— обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер;
— обучение грамоте опирается на живую речь, на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты;
— за основу аналитической и синтетической работы берётся звук, буква вводится после знакомства с ним;
— в качестве единицы чтения берётся слог;
— последовательность изучения звуков и букв устанавливается по принципу частотности;
— выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения грамоте;
— обучение письму идёт параллельно с обучением чтению [3].
На сегодняшний день метод К.Д.Ушинского еще развивается и совершенствуется. У педагога есть небольшое количество последователей. Развивая его метод, внесли в него изменения: Д.И.Тихомиров и В.П.Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, отказались от опережающего письма. В.А.Флёров разработал строгую последовательность в изучении звуков и букв, в своём букваре он поместил слоговые таблицы. В.П.Вахтеров и В.А.Флёров вместо письма положили в основу обучении грамоте составление слов из разрезной азбуки. Наиболее последовательно идеи Ушинского развивал Л.В.Шапошников. Он утверждал, что читает только тот, кто различает звуки речи. Он вернулся к письму-чтению Ушинского, отрицал букварь, по его методу дети сами составляли свой рукописный букварь путём записывания букв, слов, предложений. (Метод не прижился, т.к. учителя не умели работать без опоры на печатный букварь).
Таким образом, в методике обучения грамоте есть много методов ее преподавания, каждый из которых является частью определенного периода истории русского языка. Несмотря на некоторые различия методов обучения грамоте, они имеют общую направленность – это научить учащихся читать и писать. И, несмотря на более значимую позицию звукового аналитико-синтетического метода на этот период времени, позиция может смениться новыми методами обучения грамоте.
Список используемой литературы:
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды /Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989.
2. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М., 1987. – 415 с.
3. Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 233 с.
Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 1.
В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и школьный опыт показывают, что дети, приходящие в I класс, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
Следует уточнить, что под методом обучения в методической науке понимаются способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи, а приемом считается такое варьирование действий учителя, а в связи с этим и действий учащихся, которое ведет к более рациональному использованию метода работы учителя, избранного им для реализации конкретного содержания отрезка программного материала по русскому языку.
В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, которая является залогом успешности освоения грамотного письма.
В современной начальной школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.
О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил еще К. Д. Ушинский. С тех пор — более чем за сто пятьдесят лет — произошли значительные изменения в развитии методической науки: исследования физиологов и психологов позволили выявить место звукового анализа в системе обучения чтению и письму, определить сущностные характеристики анализа и синтеза как связанных, но различных по структуре умственных действий. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д. Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.
Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по его букварю. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа, по мнению современных психологов, связано с рядом трудностей.
В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрел слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введен В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение этого термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом — согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Дается обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели: артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).
Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В. Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы на уроках грамоты.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения грамоте
В зависимости от того, какая единица языка берется как исходная при обучении элементарному чтению (буква, звук, слог, целое, слово), и от того, какой вид деятельности учащихся (анализ, синтез) является ведущим, методы обучения грамоте могут быть классифицированы в соответствии со следующей таблицей:
Рис №1. Классификация методов обучения грамоте
1. Вплоть до конца ХVІІІ в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался так называемый буквослагательный метод, опиравшийся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов (азъ, букы, глаголь, добро; букы – азъ – ба). Складывались слоги, не всегда реально существующие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): учащиеся, называя каждую букву ее полным названием, складывали слоги, а затем соединяли эти слоги в слова.
В XIX в. названия букв были упрощены (например, вместо «букы» — «бе»), но суть методики осталась та же. Завершалось обучение чтением «по верхам», т. е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое чтение затрачивался еще один год. К письму переходили лишь на третьем году обучения. Буквослагательный метод направлен на механическую зубрежку.
Существенным недостатком метода было то, что он не опирался на звучащую речь, не требовал слитного чтения слога. Сложное название буквы затрудняло восприятие читаемого звука. Тексты, религиозно-нравственного содержания были трудны для детского восприятия. Письмо было оторвано от чтения.
На смену буквослагательному методу приходят другие, главным образом звуковые методы, ориентированные на аналитическую, синтетическую и аналитико – синтетическую деятельность учащихся.
2. В 40-е годы ХІХ в. В России был популярен аналитический звуковой метод («метод Золотова»). Согласно этому методу, школьники делили предложение на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в варианте письменном). Однако и в этом аналитическом звуковом методе все еще заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинался после того, как дети зрительно запоминали начертание этого слова, т.е преобладали зрительные упражнения.
3. Примером синтетического звукового метода может служить метод Николая Александровича Корфа (1834-1883). Этот метод унаследовал многое от буквослагательного метода. Однако обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем — соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: дети сливали звуки в слоги, составляли из букв слоги и слова. Затем усваивались новые звуки и т. д. Чтение по этому методу – это называние ряда звуков, обозначаемых буквами (побуквенное чтение).
4. В 1872г. вышла «Азбука» и в 1875г. «Новая азбука» Льва Николаевича Толстого, составленные по «слуховому» («слогослуховому») методу. Толстой уделял очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов па звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены так, что трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Он ввел добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, много внимания уделял слуховому восприятию и артикуляционным упражнениям (речедвигательным); применил одновременное обучение письму — ввел печатание букв, слов и даже запись слов под диктовку с первых же уроков грамоты; добивался сознательного чтения: все тексты, составленные им самим, были не только доступны, но близки и интересны крестьянским детям.
Усиленная слоговая работа, по сравнению с буквосложением, была шагом вперед, так как в ней имеют место слуховые и речедвигательные упражнения, само чтение становится ближе к естественному, слоговому чтению, элементарно соблюдается постепенность в нарастании трудности читаемого.
Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., имели недостатки: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, сложение слов из заученных элементов. Тексты для чтения — это молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения
Поиски в споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.
5. В Западной Европе звуковой аналитико-синтетический метод разрабатывали в XIX в. Грезер, А.Дистервег, Фогель; в России он впервые был введен К.Д.Ушинским (1824-1870).
Достоинством методики было то, что автор опирался на живую речь. Обучение грамоте соединено с развитием речи учащихся. С первых же уроков дети работают с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты доступны для них. Для звукового анализа используются предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.
Положительной стороной своей методики К.Д.Ушинский считал ее развивающий характер. Постоянное внимание уделялось развитию речи, осознанному чтению, беседе, связи письма и чтения — все это создавало последовательную систему развития мыслительных способностей школьников. Звуковой аналитико-синтетический метод, таким образом, представляет собой огромный шаг вперед на пути борьбы за массовость образования. В нем полностью преодолен догматизм буквослагательного метода.
6. В конце XIX в. Д.И. Тихомиров и В.П.Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Цель этих упражнений — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: на предложения, слова, слоги и звуки, а также синтезировать: соединять звуки в слоги, слоги в слова. В этот же период проводилась подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. Позднее этот этап получил название добукварного периода.
В.П.Вахтеров и Д.И.Тихомиров отказались также от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем — письменные их варианты (принцип единства письма и чтения сохранился).
7. В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В. А.Флерова. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» звуков к «трудным», по их артикуляции и возможности произносить звук отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал «чтение по подобию»; усвоив чтение слога ма, ученик так же, т. е. «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са и т. п. В его букваре для усиления слоговой работы помещены слоговые таблицы. В. А.Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».
8. Метод «живых звуков» И. Н. Шапошникова исходил из того утверждения, что «отдельных звуков не существует, слог неразложим, звуки в словах совершенно непохожи один на другой — это совершенно различные звуки». Поэтому он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние; он вернулся к «письму-чтению». Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей, переживаний. Хотя метод, Шапошникова был ориентирован на творчество детей, на высокую познавательную активность, он не получил широкого распространения, так как большинство учителей не умели работать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.
9. Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во-первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, избегая длительного периода чтения примитивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием.
Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизводили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось», и дети усваивали буквы.
Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу.
10. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.) наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма.
Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.
Основные методы обучения грамоте
Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:
1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].
2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.
3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.
4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.
Для рассмотрения и анализа я выбрала 1 и 2 этапы обучения грамоте, т. к. считаю их наиболее сложными на первом этапе обучения для детей.
“Лишь методика доводит дидактические принципы до учителя, до детей” (Л.В.Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.)
Таким образом, эти принципы определяют не только содержание и структуру программ, но и свойства методики, на которые необходимо опираться при подготовке к урокам. Вот они: многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариативность.
Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.
На втором этапе вводятся сонорные согласные звуки и буквы, начинается первичное чтение. Это настоящий праздник для не читающих детей. В этот период практикуется хоровое, выборочное, индивидуальное чтение. Например, прочитайте слова с одним гласным, теперь – с двумя гласными. Ещё один пример: найдите и подчеркните имена мальчиков. Как вы их искали? А как искал самый быстрый? (Читал только те слова, которые начинаются с большой буквы).
Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:
У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное. Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.
Очень важная форма работы в развивающем обучении – поиски закономерностей. Необходимо вводить её с первых же уроков. Так постепенно будет складываться опыт рассматривания одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые создают данный объект или явление. Например, на с.14 “Азбуки” (Нечаева Н. В.) нарисованы шар, пожар, муха, комар. Под ними написаны названия этих предметов с пропусками известных детям букв а, у.
Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные. Затем ребёнок возвращается к рисунку мухи, чтобы рассказать всё, что он знает об этом насекомом. Данное задание позволяет учащимся работать на высоком уровне трудности, но вполне им доступном.
Ещё одна из форм работы – это разыгрывание пантомим, с постепенным включением высказываний школьников. Дети учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Это происходит благодаря страничкам “Театр” в Азбуке. Необходимо пробудить у детей потребность в общении, вызывать у них интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.
Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова особенно актуальна сегодня, в период развития инновационных технологий в образовании.
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Тема урока. Слог. Деление слов на слоги.
Оборудование. Учебник “Азбука” (авт. Н. В. Нечаева), касса букв и слогов, слоговая таблица, пособие “Я читаю?” (авт. Н. Нечаева).
I. Организация класса
– Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.
II. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы начнем работу над важной и интересной темой. Что это за тема вы скажите мне сами. Поможет зам в пути наша гостья — Красная Шапочка.
(На доске – иллюстрация с изображением Красной Шапочки).
– Кто из вас знает автора этой сказки?
– Верно, автор – Шарль Перро.
III. Работа над темой
1. Тренировочные упражнения.
– У нашей гостьи в кармашке множество интересных заданий. Для того чтобы мы смогли отправиться в путь, нужно решить такие грамматические задачи.
Задача 1. Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы.
На доске буквы из кассы букв: а и й л м н о р у ы э
– Какие варианты у вас получились? (Это две группы: гласные и согласные.)
– Давайте расставим отдельно гласные и согласные. (Вызвать слабых учеников.)
– Чем гласный звук отличается от согласного? (Ответы детей.)
Задача 2.
Работа со слоговой таблицей. На доске:
– Красная Шапочка приготовила небольшой конкурс. Он называется: “Кто больше?” Нужно составить как можно больше слов из данных букв и слогов.
луна | налим | Ника |
лимон | Роман | и т.д. |
– Молодцы! А теперь немного отдохнем.
2. Дыхательные упражнения.
– Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков:
IV. Открытие нового знания
– Идем мы с Красной Шапочкой дальше в город “Знаний”, По пути мы должны сделать “открытие”, чтобы получить волшебный ключик от замка в наш город. Поможет нам решить эту задачу “Азбука”.
– Рассмотрите буквы в таблице Что можете сказать? (Мнения детей.)
– Букв в каждой строчке дано много – из них можно составить слова. Попробуйте составить слова из букв первой строчки. (Не получается.)
– Почему? Ведь здесь пять не повторяющихся букв. (Дети спорят.) Обратитесь к третьей строчке. Что заметили?
Мила | пила |
Лапа | и т.д. |
– Почему в этом случае вы смогли составить слова? Какой вывод можно сделать? (Слова не могут состоять из одних согласных букв, кроме слов-помощников: В, С, К. В словах обязательно должны быть гласные.)
– Молодцы, ребята! “Открытие” сделано, значит, ключ наш. Входим в город “Знаний”, но сначала отдохнем.
V. Физминутка
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише-тише, Тишина
В нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он.
VI. Открытие нового знания (продолжение)
Вот мы с вами, ребята и в Городе Знаний. Наши открытия еще не закончились. То-то удивится Красная Шапочка!
– Кто прочитает слово вверху странницы? (Слог.)
– Сейчас мы узнаем, что это слово обозначает.
– Составьте слова из букв Р Л М Н. У вас не получилось? Почему? (Здесь нет гласных.)
– А теперь составьте слова из букв У Л Н А. (Луна.)
– Какой вывод можно сделать? (Есть гласные, есть слово.)
– На сколько частей распалось каждое слово? (Сколько гласных, столько частей.)
– Подумайте, почему. Такие части называются слогами. Правильно, ребята, сколько в слове гласных, столько и слогов. Выучим небольшое стихотворение, которое приготовила для нас Красная Шапочка.
VII. Физминутка
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый
Из учеников.
VIII. Открытие нового знания. Деление слов на слоги
– А Красная Шапочка приготовила новое задание. Подчеркните простым карандашом слова, а слоги дополните до слов:
УМ РО МИ ОН МИР МНО НИ (РОЛИ, МИЛА, МНОГО, НИНА)
– Определите, сколько в данных словах слогов. Докажите почему.
– По слогам переносятся слова с одной строчки на другую
– Разделите слова для переноса: луна, малина, лимон, налимы. Поставьте в словах ударение. Кроме того, со слогами можно играть.
– Мы должны помочь Красной Шапочке дойти до бабушки. Для этого нужно разгадать ребусы:
– Молодцы, ребята! Теперь Красная Шапочка отправится к бабушке, а мы немного почитаем.
IX. Дополнительная часть
Мирон Минин | Ирина Минина | Марина Минина | Анна Ларина | Роман Ларин | Иван Ларина |
Хоровое и индивидуальное чтение столбиков.
– Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы.)
– А еще? (Это две семьи, здесь имена и фамилия.)
– Как можно распределить эти слова на группы? (Имена — фамилии; семьи)
X. Итог работы
– Всем спасибо, ребята! Вы сегодня – молодцы! А кого бы вы хотели отметить из ребят? Что вам запомнилось больше всего?